Реферат: Финансовая бюджетная система
Название: Финансовая бюджетная система Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат |
Финансовая бюджетная система Лекция 1 «Сущность и функции финансов» 13.09.10 Деньги и финансы – понятия различные!!! Существуют 2 мнения о возникновении финансов как отдельной экономической категории (ЭК). 1. Финансы возникли до н.э. Обосновано тем, что в Библии упоминаются мытари 2. Финансы как ЭК возникли в 13-15 веках в торговых городах Италии и в то время этот термин обозначал любой денежный платеж. Далее с развитием государственности термин принял международное значение и стал обозначать отношения между населением и государством по поводу образования фондов денежных средств. Это мнение более обосновано. Причины возникновения финансов: 1. В центральной Европе в результате буржуазных революций произошло отторжение монарха от казны, т.е. монарх не мог единолично распоряжаться казной. В этот период первые упоминания о бюджете как о фонде денежных средств. 2. Налоги стали носить денежный характер, следовательно, появилась возможность формировать доходную часть бюджета. 3. При наличии доходов бюджета возникла необходимость распределять их и выделять на финансирование необходимых нужд. В то время не была развита промышленность. Расходы бюджета носили не производственный характер. В основном это было содержание царского двора и ведение войн. 4. Начала строиться система формирования бюджета во многих государствах мира, т.е. сформировался практически постоянный состав доходов и расходов. Финансы являются исторической категорией, т.к. имеют стадии возникновения и развития, т.е. изменяются во времени. Выделяют 2 основных этапа развития финансов: 1. Докапиталистическая формация. Она характеризуется возникновением государства, выделением государственного бюджета (государственной казны), образовываются фонды государственных средств и начинают развиваться финансовые отношения. 2. Современный этап/капиталистическая формация. Он имеет характерные черты: a. Государство активно вмешивается в экономику и при помощи финансовых инструментов создает систему управляющих воздействий. Налоги – один из главных инструментов (еще есть налоговые пошлины). Повышается/понижается уровень налогов. b. государство активно вмешивается в социальные отношения и пытается управлять социальными явлениями через финансовые инструменты. Например – выделение материнского капитала, субсидий и дотаций помогло выправить демографическую ситуацию c. наряду с основным источником финансирования (бюджетом) появился второй источник в виде финансирования из бюджетов транснациональных корпораций. ТНК выделяют дополнительные средства (гранты на научные исследования и т.п.) d. в конце 20-го века появляется третий сектор финансирования – неправительственные некоммерческие организации, созданные на идеологической основе (религиозные организации, организации с асоциальной направленностью /террористические/). В условиях капитализма на этой стадии развития товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, и финансы начинают выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Это определение близко к настоящему определению финансов. Таким образом, финансовые отношения охватывают 2 основные сферы : 1. экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов государства 2. экономические отношения, выражающие кругооборот денежных фондов предприятий и отраслей хозяйственного комплекса. Финансы являются экономической категорией, т.к. базируются на действии и проявлении объективных экономических законов. 1. Закона накопления. Государство должно установить такой финансовый механизм, который оптимизирует пропорции накопления и потребления. 2. Закон стоимости. Финансы, являющиеся стоимостной категорией, обусловленной существованием товарно-денежных отношений, выражают все формы первичного распределения стоимости ВВП. 3. Закон денежного обращения. Распределительное и перераспределительное отношение финансов предусматривает обеспечение взаимосвязи объема денежной массы, стоимости товаров и скорости оборота денег. 4. Закон спроса и предложения. Финансовый механизм предусматривает установление оптимальных ставок налогов, пошлин и сборов, регулирование валютных курсов, установление финансовых и бюджетных нормативов. Финансы как экономическая категория всегда возникают в момент реального движения денежных средств между: 1. Государством и юридическими лицами (уплата налогов, штрафов, перечисления в бюджет по нормативам, получение денежных средств из бюджета) 2. Юридическими лицами и государством в лице внебюджетных фондов /пенсионный фонд, ФОМС, фонд социального страхования/ - (уплата страховых тарифов и получение различных социальных пособий для работающих лиц) 3. Юридическими, физическими лицами и государством при вложении свободных денежных средств в государственные ценные бумаги /с одной стороны/ и получение дохода по ним /с другой стороны/. 4. Юридическими, физическими лицами и банковской системой (вложение денежных средств на депозитные сберегательные счета /с одной стороны/ и получения кредитов и дохода по вложениям /с другой стороны/). 5. Юридическими, физическими лицами и страховой системой (уплачивая страховые взносы, мы формируем фонд /с одной стороны/ при наступлении страхового случая, мы получаем возмещение /с другой стороны/) 6. Юридическим лицом и вышестоящей организацией (при формировании и использовании фондов этой организации /крупные холдинги и акционерные общества/) 7. Физическими лицами и государством (бюджетом) – уплата налогов /с одной стороны/, получение заработной платы работниками бюджетных организаций, получение различных пособий и льгот /с другой стороны/. Финансы – это практически всегда одностороннее движение денежных средств. Всю жизнь можно платить страховые взносы, но ни разу не попасть в страховой случай. Но не всегда реальное движение денежных средств относится к финансовыми отношениям. Например: 1. Оплата розничного товарооборота. Здесь не возникает фондов. Мы замещаем себестоимость 2. Оплата транспортных, медицинских услуг 3. Акты наследования и дарения. Все данные отношения относятся к денежным отношениям, которые, с точки зрения экономики, более широкое понятие, т.е. денежные отношения включают в себя финансовые отношения. Функции финансов: 1. Распределительная/перераспределительная . Реальное движение денежных средств существует на второй и третьей стадии общественного производства (производство, распределение, обмен и потребление) a. Распределение (-) затраты на его производство (фонд возмещения) (национальный доход) Необходимость распределительной функции финансов: 1. Наличие материальной и нематериальной сфер производства 2. Необходимость перераспределения между социальными слоями общества 3. Необходимость перераспределения между отраслями 4. Необходимость межтерриториального перераспределения денежных средств. b. Обмен На данной стадии существует 2 экономические категории: 1. Деньги как мера стоимости 2. Цена товара – денежное выражение стоимости Других экономических категорий на данной стадии НЕТ. Следовательно, финансы как экономическая категория функционируют только на 2-й стадии общественного производства, на стадии распределения. Лекция 3 28.09.10 Распределительная функция финансов на микроуровне. Из выручки от реализованной продукции (ВРП) вычитаются НДС и акцизы, себестоимость товаров и услуг. В это м случает получается валовая прибыль предприятия. Далее из нее вычитаются коммерческие и управленческие расходы. Коммерческие расходы на предприятии – это те расходы, которые связаны с продвижением или сбытом товара или услуги (это расходы на рекламу, маркетинг, логистику и т.д.) Управленческим расходам относятся расходы на оплату связи, охраны, содержание управленческого здания или офиса и т.д. Когда мы вычли расходы, получили показатель прибыль от продаж. От прибыли от продаж вычитаются/прибавляются доходы/расходы от прочей реализации. Получили показатель «прибыль до налогообложения». С нее уплачивается налог на прибыль (20%). После этого остается чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятия. Из нее формируются фонды предприятия. Наиболее часто встречающиеся – фонды, формирующиеся из чистой прибыли : 1. Технологические фонды (фонд реконструкции и развития производства, Фонд расширенного воспроизводства, Фонд технологического развития) 2. Социальные фонды (Фонд материального поощрения, Фонды для выплаты добровольного медицинского страхования, Фонд инвестирования жилищного строительства) 3. Научные фонды (Фонд НИОКР – добывающие предприятия, разведывательные работы) 4. Выплаты дивидендов держателям акций Денежные фонды предприятия , через которые осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами и финансирование расширенного воспроизводства, их можно разбить на 5 групп: 1. Фонды собственных средств (уставной капитал /уставной фонд/, добавочный капитал, резервный капитал, фонд накоплений и амортизационный фонд) a. Добавочный капитал на предприятии формируется за счет результатов переоценки основных фондов, их дооценка. b. У акционерных обществ – это эмиссионный доход (доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости). c. Это безвозмездно полученные материальные и денежные ценности на производственные цели и ассигнование из бюджета на финансирование капитальных вложений. 2. Фонды привлеченных средств (фонд потребления, дивиденды и другие выплаты учредителям, доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов и платежей) - бесплатное использование средств, которые не используются в данный момент, процент с них не платится. 3. Фонды заемных средств (кредиты банков, займы юридических и физических лиц, коммерческие кредиты (инструментом является вексель), лизинг (долгосрочная аренда движимого/недвижимого имущества, налог на имущество в данном случае не платится «РосАгроЛизинг» - пример лизинговой компании), кредиторская задолженность и т.д.) – со средств этих фондов постоянно платится какой-то процент. 4. Оперативные денежные фонды – создаются в тот момент, когда необходимо (Фонд заработной платы, фонд выплаты дивидендов, Фонд выплаты обязательных платежей в бюджетные/внебюджетные фонды) 5. У предприятий, которые используют экспортно-импортные операции в своей деятельности, формируется валютный фонд. Норма обязательных валютных отчислений – инструмент государственного регулирования. Состав финансово-кредитной системы Российской Федерации Финансово-кредитная система – это совокупность различных сфер (звеньев, финансовых отношений), каждая из которых характеризуется особенностями формирования и использования фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве. 1. Сфера централизованных денежных средств. Централизованные/государственные/финансы макроуровня 2. Сфера децентрализованных финансовых средств. (Финансы предприятий/финансы микроуровня) К централизованным финансам относят: 1. Бюджетная система 2. Государственные кредиты 3. Кредитная система 4. Страховая система 5. Фондовая система Децентрализованные – финансы предприятий и организаций различной организационно-правовой фирмы собственности (государственных, муниципальных, частных, акционерных, общественных организаций) Характеристика звеньев финансово-кредитной системы. 1. Бюджетная система состоит из: a. бюджетов различных уровней: b. Внебюджетных фондов 2. Государственный кредит – это экономические отношения, в которых государство с одной стороны, а юридические и физические лица или иные субъекты права с другой вступают во взаимоотношения, где государство выступает в роли кредитора, гаранта или заемщика. 3. Кредитная система . В ней существует 2 уровня: a. Центральный банк или Банк России b. Коммерческие банки, парабанковкие/внебанковские/ прабанковские финансово-кредитные учреждения (лизинговые компании, инвестиционные фонды, трастовые компании, клиринговые компании /производят взаиморасчет по требованиям/, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды) 4. Страховая система представлена на Российском рынке системой обязательного страхования и добровольного страхования 5. Фондовый рынок (фондовая система). Фондовая система – особый вид финансовых отношений, возникающий в результате купли-продажи специфических финансовый активов – ценных бумаг. Фондовые системы делятся на: 1. Корпоративный рынок ценных бумаг 2. Рынок государственных ценных бумаг Децентрализованные финансы . Финансы предприятий являются основой единой финансовой системой страны, т.к. именно на предприятиях материальные сферы создается валовой внутренний продукт, который в дальнейшем путем перераспределения при помощи финансовых инструментов образует фонды денежных средств. Децентрализованные финансы первичны по отношению к централизованным Лекция 4 «Финансовый контроль или финансовая функция контроля » 12.10.10 Финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства), предприятий и организаций, учреждений с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательство в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансовых хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов. В экономической литературе присутствует следующая классификация финансового контроля в РФ: - По времени проведения: - Предварительный . Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций, до момента рассмотрения и принятия федеральных законов, требующих в основе выделение бюджетных ассигнований. Примером предварительного контроля является экспертиза законов до предварительного слушания департаментом предварительного финансового контроля счетной палаты РФ. На микроуровне примером предварительного контраля является разработка кредитных и кассовых заявок, составление прогнозных балансов, финансовых разделов бизнес-планов, учредительных договоров и т.д. - Текущий (оперативный). Проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций и предупреждает всевозможное злоупотребление при получении расходования финансовых средств с соблюдением финансовой дисциплины и своевременность осуществления расчетов. Он осуществляется: - за поступлением доходов в бюджет: по налоговым и неналоговым поступлениям; по перечислению средств из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты (межбюджетные трансферты) - За расходованием средств по отраслевой направленности и по территориальной направленности. - За использованием наемных средств (кредиты, займы, гарантии) - За обращением региональных финансовых ресурсов (рассчетно-кассововое обслуживание, депозитное обслуживание, размещение ценных бумаг и т.д.) - Последующий . Последующий финансовый контроль проводится по окончании финансового года. Он проводится путем анализа и ревизии отчетной финансово-бухгалтерской документации. Предназначен для оценки результатов финансовой деятельности субъектов и сопоставления утвержденных планов, бюджетов, смет и балансов с результатами их выполнения. Последующий финансовый контроль с точки зрения государства осуществляется за: - Исполнение федерального бюджета - Исполнение бюджетов внебюджетных фондов - Финансовыми результатами исполнения программ (инвестиционными, инновационными, социальными и др.) - За экономической эффективностью действий нормативных документов - По методам проведения: - Проверки . Проводятся на основе отчетной документации и расходных документов и при проведении проверки рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения недостатков. Проверки наиболее характерны для федеральной налоговой службы, которая осуществляет в виде камеральных (без выезда на конкретное предприятие) проверок и выездных (на предприятии, есть план проверки, может проверяться отдельная сторона налоговой деятельности) проверок. - Обследования . Применяются в процедуре банкротства предприятия. Целью является заключение о дальнейшей судьбе предприятия. - Надзор . Проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и подразумевает выполнение экономическими субъектами финансовых правил и нормативов. - Анализ финансового состояния . Предполагает очень детальное изучение периодической или годовой финансовой отчетности с целью общей оценки финансового состояния обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования. - Мониторинг (наблюдение) . Как правило, как метод контроля он применяется кредитными учреждениями за использование выданного кредита финансовым состоянием заемщика. - Ревизии . Это наиболее всеобщий и всеобъемлющий метод финансового контроля, который проводится: - Федеральной службой финансово-бюджетного надзора - Департаментом регулирвоания государственного финансового контроля и аудиторской деятельности МинФин - Федеральным казначейством - Центральным Банком - Аудиторскими компаниями - Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого руководитель обязан устранить выявленное нарушение и возместить ущерб, если это обнаружено по результатам ревизии. По данным этого документа руководителя могут привлечь к административному или уголовному наказанию. Ревизии бывают : - По характеру проверяемого материала: - Документарные на основе первичных документов - Фактические (инвентаризация) - По отношению к плану: - Плановые (есть план ревизии, перечень вопросов, которые нужно рассмотреть) - Внеплановые (проводятся по решению суда) - По ведомственной принадлежности: - Вневедомственные - Внутриведомственные (всегда в организационной структуре есть контрольно-ревизионное управление. Только те предприятия, которые структурно входят в это ведомство подвергаются ревизии) - Внутрихозяйственное - По очередности исследования одних и тех же объектов (одного и того же предприятия) - Первичные - Дополнительные - Повторные . Дополнительные и повторные используются только тогда, когда в процессе предыдущей ревизии не были раскрыты все вопросы, включенные в программу ревизии - По глубине проведения: - Сквозные (одновременно проверяются все предприятия, проверяется вертикальная связь) - Локальные (поводят на одном или нескольких предприятиях, но по различным, не связанным между собой темам) - По субъектам, проводящим контроль: - Государственный финансовый контроль , включающий - Президентский контроль. · Подписание федеральных законов · Право «вето» · Назначение и снятие с должности министра финансов · Представление в ГосДуму кандидатуры на должность председателя Центрального Банка. · Кроме всего прочего в администрации президента существует контрольное управление Президента, которое осуществляет контроль за деятельностью контролирующих органов РФ - Контроль со стороны исполнительной власти - Контроль со стороны законодательных органов власти - Контроль со стороны финансово-кредитных организаций - Негосударственный финансовый контроль , который включает: - Ведомственный контроль - Внутрихозяйствнный контроль - Аудиторский контроль. - По форме проведения: - Обязательный - Инициативный - По сферам финансовой деятельности: - Бюджетно-налоговый - Валютный - Страховой - Инвестиционный - Денежно-кредитный |