Реферат: Системный анализ проблем малого бизнеса в Российской Федерации

Название: Системный анализ проблем малого бизнеса в Российской Федерации
Раздел: Рефераты по математике
Тип: реферат

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации

Кафедра «Системный анализ в экономике»

Курсовая работа

по дисциплине

«Системный анализ»

на тему:

«Системный анализ проблем малого бизнеса в Российской Федерации»

Выполнил: студент гр. МЭК 2-1

Ткаченко П.В.

Научный руководитель:

д. э. н., профессор

Дрогобыцкий И.Н.

Москва 2010

Содержание.

Введение……………………………………………………………………...3стр.

1. Значение малого бизнеса в экономике государства и необходимость

его поддержки………………………………………………………………4стр.

2. Опыт Западной Европы в поддержке малых предприятий………….....6стр.

3. Проблемы малого предпринимательства в России и возможные пути

их решения…………………………………………………………………...7стр.

3.1. Проблема недостаточности ресурсов………………………………10стр.

3.2. Проблема налогообложения………………………………………...11стр.

3.3. Бюрократическая проблема…………………………………………11стр.

3.4. Законодательная проблема………………………………………….12стр.

3.5. Проблема поддержки малого бизнеса социальными гарантиями…..13стр.

3.6. Проблема кадров………………………………………………………..14стр.

Заключение………………………………………………………………….14стр.

Список литературы…………………………………………………………17 стр.

Введение.

Малый бизнес (малое предпринимательство) – один из важнейших показателей, влияющих на темпы экономического роста, занятость населения, а также структуру и качество валового национального продукта. На сегодняшний день развитие малого бизнеса отвечает за формирование здоровой системы экономического развития страны. Малое предпринимательство способствует образованию сложной системы взаимодействия конкурентов, среднего и малого бизнеса и роли государства как регулятора. Безусловно, крупный бизнес это основной и главный фактор экономического благополучия страны, но на сегодняшний день он не может охватить весь спектр сложных экономически-политических задач, тем самым малое и среднее предпринимательство вместе с крупным бизнесом формируют одну отлаженную систему экономики в целом.

Малое предпринимательство для России это инновация, вызванная переменой строя, приблизительно с 1987 года, когда государство разрешило частное предпринимательство. Именно тогда Россия вступила на путь рыночных отношений.

Целью данной курсовой работы является раскрытие основной теоретической информации, касающейся малого предпринимательства с его характеристиками, роли малого бизнеса в развитии экономике, его роста в Российской федерации, факторов, влияющих на малый бизнес (система взаимодействий), раскрытие наиболее актупльных проблем и возможные переспективы их решения.

1. Значение малого бизнеса в экономике государства и необходимость его поддержки

В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки. Роль малых предприятий в инновационном предпринимательстве очень велика.

Вследствие большого значения малых предприятий для социального и экономического положения в стране, в большинстве стран разрабатываются законы, направленные на помощь в развитии малых предприятий.

Так в мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Цель государственной поддержки бизнеса - создание равных условий для всех объектов хозяйствования, занятых в сфере бизнеса, а также выравнивание предпринимательских структур по сравнению с другими сферами общественного производства.

Как показывает мировая и отечественная практика, именно государство может сыграть решающую роль в запуске механизмов управления развитием малого бизнеса, и в первую очередь, в сфере финансового обеспечения деятельности субъектов малого бизнеса. В соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % определенных законом предельных уровней. Распишем наглядно плюсы и минусы малого предпринимательства. К преимуществам малых предприятий можно отнести:- дух инициативы и динамизма, свободу действий;- гибкость, способность к оперативной перестройке производства;- специализацию;- приближение производства к потребителю;- более высокую оборачиваемость капитала;- возможность экономии на издержках производства (за счет экономии на административно-управленческих расходах, более полного использования ресурсов, низкого уровня запасов, использования недорогих средств производства, поддержания более низкого, чем на крупных предприятиях, уровня заработной платы и др.);- преимущества в управлении (простота коммуникации, возможность быстрой корректировки действий и др.). Именно их реализация обусловила возрастание роли малого предпринимательства на Западе, когда начал действовать ряд факторов технологического, социального и экономического порядка. Среди технологических факторов, служащих для обеспечения потребительских нужд, важнейшие:стремительный прогресс техники в сочетании с широкими возможностями ее применения в самых различных областях;быстрое моральное устаревание технологий;резкое усиление технологической конкуренции и др. К социальным факторам, вызвавшим в последние 20 лет бурное развитие малого предпринимательства на Западе, следует отнести:изменение стиля жизни и ценностных установок некоторых социальных групп (например, молодежи);неудовлетворенность определенной части работающих социально-психологическим «климатом» крупных иерархических структур;формирование в общественном сознании привлекательного образа предпринимателя и др. Экономические факторы, способствовавшие «взрыву» малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой: 1.Усиление дифференциации платежеспособного спроса, а также рост возможностей его удовлетворения;2.Радикальные организационно-технологические изменения, повлекшие за собой изменение соотношения крупного и мелкого производств усиление конкуренции между предприятиями и, как следствие, рост потребности в диверсифицированном производстве, в обновлении форм организации производства, сбыта и финансирования, в быстрой реакции и приспособлении к изменению конъюнктуры рынка и спроса;3.Появление глобальной конкуренции и значительные изменения в международном разделении труда, что усложняет и обостряет ситуацию на локальных рынках, побуждая предприятия искать новые возможности использования ресурсов;4.Возникновение и бурное развитие рынка венчурного капитала;государственная экономическая политика, нацеленная на поддержание конкурентных начал экономики и др. Однако всегда следует помнить и о слабых сторонах малого предпринимательства:- небольшой «запас прочности»;- проблемы финансирования;- повышенный риск;- высокая интенсивность труда и относительно низкая доходность. Но особенности малого предпринимательства обусловливают и определенные проблемы, которые необходимо решать комплексно, т.е. связывая их воедино2. Опыт Западной Европы в поддержке малых предприятий. В Западной Европе обновление совокупности малых предприятий за счет закрытия действующих и открытия новых осуществляется практически безболезненно, поскольку этот процесс затрагивает лишь незначительную часть малого бизнеса. При этом закрываются те предприятия, которые немогут выдержать конкуренцию даже при благоприятных условиях. Вопросы развития малого бизнеса в Западной Европе давно вышли за рамки отдельных стран, национальных интересов. В этой связи Европейская комиссии стала разрабатывать программы развития мелких и средних предприятий в межгосударственном масштабе. Особый интерес представляет комплексная программа на 1997-2000гг., которая носила конкретный характер, предусматривала комплексную поддержку малого и среднего предпринимательства и была обеспечена соответствующим финансированием. Программа преследовала две цели: 1. Создать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса на всей территории Европейского союза; 2. Повысить конкурентоспособность европейских малых и средних предприятий. Эти цели вполне могут быть адаптированы к российским условиям, как в территориальном, так и в интернациональном аспектах, в первую очередь в рамках СНГ, что позволит компенсировать снижение объемов внешней торговли с бывшими республиками Советского Союза. Особый интерес для России представляют формы и методы достижения этих целей. Так, для стимулирования развития малого и среднего бизнеса программой, в частности, предусматривалось: 1. Обеспечить оценку законодательных инициатив в отношении малого и среднего бизнеса на основе их перспективного влияния на эффективность работы предприятий; 2. Способствовать международным связям между малыми и средними предприятиями через совершенствование практики разрешения спорных ситуаций между ними; 3. Улучшить финансовую основу малых и средних предприятий путем расширения доступа к кредитам и доходным финансовым инструментам, сокращения неплатежей и др. С целью создания конкурентной среды среди малых и средних предприятий и поощрения интернационализации их деятельности на европейском и мировом уровнях в программе намечалось: * поддерживать выход предприятий на международный рынок на основе доступа к коммерческой информации; * разрабатывать и реализовывать плотные проекты, позволяющие предприятиям лучше адаптироваться к структурным изменениям и интегрироваться во внутренний и внешний рынки; * содействовать деловому сотрудничеству предприятий через поисковые информационные сети или путем развития партнерских отношений; * развивать предпринимательскую деятельность среди отдельных категорий населения (женщины, молодежь, представители национальных меньшинств и др.). В России принято несколько федеральных законов, есть указы президента и постановления правительства, направленные на поддержку мелкого бизнеса. В России также существуют различные организационные фонды поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, действует всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды поддержки и развития малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. Нужно отметить, что у нас государственная поддержка малых форм предпринимательства с первых шагов малого бизнеса сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль.

3. Проблемы малого предпринимательства в России и возможные пути их решения.

Проблема малого бизнеса одновременно схожи и несхожи в разных странах. Например, кредитование только открывающегося предприятия является проблемой для малого бизнеса во многих странах, однако в России есть и свои нюансы.

По опыту развитых стран можно судить, что развитие малого бизнеса является одним из условий развития рыночной экономики в целом. Практически во всех странах правительство озабочено проблемами малого бизнеса и разрабатывает государственные программы поддержки малого предпринимательства. Сюда входит и льготное кредитование, и строгое соблюдение антимонопольного законодательства, и меры защиты от недобросовестной конкуренции. Забота и решение проблем малого бизнеса со стороны государства не вызывает вопросов о целесообразности. Малый бизнес работает в тех видах деятельности, где деятельность крупных предприятий невыгодна или даже невозможна. Малый бизнес заполняет эти лакуны в товарах и услугах для населения. Малые предприятия более мобильны, имеют сравнительно более высокую оборачиваемость капитала, что на руку государству. В малом бизнесе чаще всего созревают новые бизнес-идеи и инновации. Важно и то, что малые предприятия имеют довольно узкий рынок сбыта, а значит, не могут существенно влиять на цены.
Эти факторы способствуют тому, что государства развитых стран активно изучают проблемы малого бизнеса и стараются ему помочь. Однако в России ситуация вокруг малого бизнеса складывается пока не слишком радужно. В США доля малых предприятий составляет 97%, в России же всего 28%.
На федеральном уровне власти часто заявляют о приоритете и важности малого предпринимательства и необходимости его всесторонней поддержки. На деле проблемы малого бизнеса мало кого интересуют. На местном уровне малым и средним предприятиям чиновники часто вставляют палки в колеса и тормозят их развитие. Не поправил положения и новый закон 2008 года о поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. Он не предусматривает специальные льготы по кредитованию малого бизнеса, и вопросами предоставления льготных кредитов сейчас занимаются местные органы власти и банковские структуры.

В условиях кризиса банки резко сократили кредитование малого бизнеса, хотя и не полностью его остановили. Льготное кредитование есть, но в каждом регионе оно идет разными темпами и на разных условиях. Также несогласованно происходит и предоставление малому бизнесу помещений, возможность которого предусматривает ФЗ № 209. Нормы этого закона, красивые на бумаге, на деле работают далеко не всегда. Таким образом, проблемы малого бизнеса государство пока не очень волнуют, а развитие малого предпринимательства остается в руках самих предпринимателей.

Сложность ситуации также заключается в том, что принципы управления, свойственные государству федеративного типа, конечно, не позволяют Центру диктовать субъектам Федерации когда и какие законы принимать. Однако, возможны меры иного свойства. Так, неоднократно предлагалось пойти на свертывание или заметное сокращение всех форм федеральной помощи регионам в реализации их программ поддержки МП, если в указанных регионах отсутствуют соответствующие законы, четко обозначающие права и ответственность региональных органов государственной власти и управления в деле развития и государственной поддержки МП. Разумеется, столь жесткие меры целесообразно было бы подкрепить включением в федеральную программу пункта о разработке силами экспертов и специалистов некоего «модельного варианта» закона субъекта РФ «О развитии и государственной поддержки МП» и ее апробации в нескольких республиках и регионах России.

К числу значимых методологических проблем относится, и усиление комплексного характера осуществляемых мер поддержки малого бизнеса через систему государственных программ. Речь в данном случае идет о преодолении ситуации, когда поддержка оказывается не комплексно, «однобоко» и, как следствие, - весьма часто мало результативно. Например, значительные средства - как на федеральном, так и на региональном уровне - тратились и по-прежнему тратятся на обучение предпринимателей. Однако часто такие усилия не дают должной отдачи, т.к. действующие программы поддержки не содержат идеи «автоматического» подкрепления полученных знаний предпринимателей необходимым им минимумом «стартового капитала», возможностью получения лизинговых услуг или приобретения франчайзы, возможностью достаточно льготной аренды производственного -торгового помещения и пр. Реализация комплексного характера поддержки требует качественно нового подхода к сбалансированности и взаимоувязке различных блоков государственных программ с учетом реальной потребности тех или иных категорий малых предпринимателей - как действующих, так и потенциальных - в тех или иных мерах (формах) поддержки. При этом, если ранее приоритет неизменно отдавался поиску стартового капитала, то теперь все более актуализируется проблема так называемой «имущественной поддержки» малого предпринимательства путем выделения им нежилых помещений, перераспределения территорий и помещений предприятий за счет разукрупнения или реструктуризации фактически бездействующих предприятий или предприятий-банкротов, конверсионных предприятий, путем создания на их основе специальных производственных баз и технопарков.

Организационно-институциональные проблемы государственных программ поддержки малого предпринимательства порождены отсутствием на сегодняшний день единой полномочной и ответственной исполнительной вертикали осуществления государственной политики в отношении малого бизнеса, в том числе и в плане реализации целевых программ поддержки МП. На сегодняшний день структура органов власти и управления, обеспечивающих государственную поддержку и взаимодействие с МП в различных регионах России весьма неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Российской Федерации этими вопросами занимает множество органов с различным статусом, функциями, полномочиями и ответственностью. Более того, часто эти органы формально представляют разные направления социально-экономической деятельности (а именно, министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы и пр.). Это приводит к неопределенности на местах статуса заказчика/исполнителя региональных программ развития и поддержки МП, а также негативно влияет на возможности взаимодействия специализированных федеральных и региональных органов поддержки МП, в частности, в процессе согласования и взаимодействия соответствующих федеральных и региональных программ. Примерно такая же ситуация складывается и с юридическим (организационно-правовым) статусом региональных фондов поддержки малого предпринимательства (специализированные региональные фонды сейчас имеются примерно в 3/4 всех субъектов Федерации), что затрудняет их рабочее взаимодействие с Федеральным фондом поддержки, а также местными финансово-кредитными институтами, так или иначе действующими в интересах малого бизнеса.

Особой проблемой в финансовом аспекте реализации целевых государственных программ поддержки МП является усиление роли банковских институтов. Речь идет об их участии в финансировании (точнее - самофинансировании) государственных программ поддержки МП с общей перспективой замещения «фондовой» модели финансово-операционного обеспечения указанных программ (рассчитанной преимущественно на бюджетную «подпитку» программ, а в целом - только на начальный этап формирования всей практики государственной поддержки малого бизнеса) преобладающей ролью специализированных банков. Нынешнее же взаимодействие МП с банковско-кредитным сектором экономики следует расценить как неудовлетворительное. Это взаимодействие банков “заморозилось” на уровне преобладающего значения краткосрочного кредитования, причем преимущественно сферы торгово-посреднеческих операций МП. Роль банков как источника инвестиционной деятельности МП, их реструктуризации незначительна. Это связано с причинами, лежащими как на стороне банков, так и вне их.

Ряд интересных возможностей заключен в усилении взаимного кредитования предприятий малого бизнеса, которые уже активно действуют во многих регионах России.

На мой взгляд, помощь правительства малому бизнесу, должна стать неотъемлемой частью его работы. Состояние малого бизнеса мне представляется чем-то вроде индикатора экономики страны в целом, являясь одной из самых незащищенных частей экономики, малый бизнес тяжелее всего переносит кризисы, которые в нашей стране происходят с завидным постоянством и поддержка государства ему просто необходима.

3.1. Проблема недостаточности ресурсов - проблема, почему является проблемой, причины, возможные пути решения.

Основная проблема малых предприятий - недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей "от получки до получки", не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере в ближайшее время, нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсы наверняка можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.

В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых

затрат.

3.2. Проблема налогообложения – проблема, почему является проблемой, причины, возможные пути решения.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли).

Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии и конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия.

Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

3.3. Бюрократическая проблема - проблема, почему является проблемой, причины, возможные пути решения.

Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации.

На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления.

Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия и много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана с взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.

3.4. Законодательная проблема - проблема, почему является проблемой, причины, возможные пути решения.

Следующая проблема — это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский Кодекс РФ, Законы Российской Федерации "О собственности в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что:

1. Нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий;

2. во-вторых, имеющиеся разрозненные, с данной точки зрения, установления претворяются в жизнь далеко не полностью.

Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма(Правовой нигилизм (от лат. Nihil - ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.[1] Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.). Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

Уже в начале квартала предприниматель обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если же по итогам квартала обнаружится, что ее оказалось больше (например, потому, что удалось в течение данного срока получить выгодный заказ, на который не рассчитывали), предпринимателю надлежит не только уплатить дополнительную сумму налога, но еще и банковский процент с нее.

3.5. Проблема поддержки малого бизнеса социальными гарантиями - проблема, почему является проблемой, причины, возможные пути решения.

Круг непростых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново как по отношению ко всему обществу, так и по отношению к предпринимателям — новому социальному слою.

Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же, по сути, касается и малого предпринимательства. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.

Решением данной проблемы, на мой взгляд, будут выступать различные муниципальные и государственные заказы, тем самым обеспечив малому бизнесу небольшую перспективу развития.

3.6. Проблема кадров - проблема, почему эта проблема, причины данной проблемы, возможное пути решение сложившейся проблемы.

Еще одна важная проблема — кадры. Ведь большая часть успеха дела в основном зависит от самого предпринимателя, поэтому очень важна его профессиональная подготовка в той или иной сфере деятельности, подкрепленная крепкими экономическими знаниями. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что "урожденных" предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, "урожденных" музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной стороны. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом. На данный момент образовалось огромное количество различных коммерческих вузов принимающих абитуриентов на учебу и в сою очередь, не дающие им должные знания. Ни для кого не секрет, что в большинстве своем, выпускники таких вузов выходят без должных знаний в той или иной профессиональной сфере. На мой взгляд, решением этой проблемы является частичное изменение структуры образования в целом. Сейчас каждый, кому позволяет финансы может открыть вуз на коммерческой основе, и выпускать низко квалифицированных специалистов. На сегодняшней день существует огромное количество экономистов, но на деле мало кто может подтвердить это.

Заключение.

В данной работе охарактеризовано малое предпринимательство в России в настоящее время, были выделены все его особенности и обозначены все наиболее острые его проблемы.

Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие – несовершенство налоговой системы.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия. На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют:

- бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию;

- развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм;

- неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном;

- недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой;

- несовершенство налоговой системы.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.

Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

- нормативно-правовое;

- финансово-кредитное;

- информационно-техническое;

- организационное;

- кадровое и консультационное обеспечение;

- внешнеэкономическая деятельность.

Особое внимание должно быть обращено на следующие моменты:

1. Развитие системы кредитования с целью увеличения количества получателей финансовой поддержки и облегчения доступа малых предприятий к коммерческим кредитам предполагает расширение сети финансовых институтов;

2. Осуществляющих кредитование малых предприятий на льготных условиях;

3. Пониженная ставка процента;

4. Более продолжительный срок кредитования;

5. Снижение требований к залоговому обеспечению;

6. Бесплатное консультирование.

Для этого надо создать следующие виды институтов поддержки малого предпринимательства:

1. Финансовые, в том числе фонды поддержки малого предпринимательства, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды и т.д.

2. Лизинговые компании.

3. Бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агенства и центры развития малого бизнеса.

4. Центры (пункты) информационного обеспечения.

5. Учебные центры.

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения.

Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства. Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала.

Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов.

Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения.

Так же должны быть сохранены установленные действующим законодательством налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства. Предстоит упростить систему учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в целях получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения. В ходе реализации программ предусматривается формирование гарантийного и лизингового фондов, способствующих в условиях повышенных рисков кредитованию и инвестированию в наиболее эффективные проекты и предприятия.

Список литературы.

· Экономика. Учебник под ред. А.С. Булатова-М.: Экономистъ, 2008 г.

· Курс экономической теории. Учебник под ред. М. Н. Чепурина-Киров: «АСА», 2008 г.

· Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие / Под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. –М: КНОРУС, 2005 г.

· Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой и Н. Н. Думной.-М.:КНОРУС, 2005 г.

· Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика / Пер. с англ.-М.: инфра-М, 2004 г.

· Balazs E. Chinese Civilization and Bureaucracy: Variations on a Theme. – New Haven, Conn.: Yale Univ. Press, 1964.

· Baumol W. J. Enterpreneurship: Productive, Unproductive and Destructive // Journal of Political Economy. 1990. Vol. 98. № 5.

· Buchanan J. Toward a Theory of the Rent-Seeking Society. – TX: Texas A&M Press, 1980.

· Баумоль У. Предпринимательство, инновации и рост: симбиоз Давида и Голиафа. // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 2 .

· Микроэкономика: практический подход: учебник. Под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2008.

· Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. Под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. – М.: КНОРУС.