Лабораторная работа: Определение зависимости цены товара
Название: Определение зависимости цены товара Раздел: Рефераты по математике Тип: лабораторная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМЕТРИКЕ Смоленск, 2007 Имеются следующие данные:
Задача состоит в построении линейной модели зависимости цены колготок от их плотности, состава и фирмы-производителя в торговых точках города Москвы и Московской области весной 2006 года. Цена колготок – это зависимая переменная Y. В качестве независимых, объясняющих переменных были выбраны: плотность (DEN) X1, содержание полиамида X2 и лайкры X3, фирма-производитель X4. Описание переменных содержится в Таблице 1.1: Таблица 1.1.
Задание: 1. Рассчитайте матрицу парных коэффициентов корреляции; оцените статистическую значимость коэффициентов корреляции. Поясните выбор факторов для включения в модель. 2. Постройте уравнение регрессии. Оцените статистическую значимость параметров регрессионной модели с помощью t-критерия; нулевую гипотезу о значимости уравнения проверьте с помощью F-критерия; оцените качество уравнения регрессии с помощью коэффициента детерминации 3. Постройте уравнение множественной регрессии только со статистически значимыми факторами. Рассчитайте доверительный интервал для каждого наблюдения (уровень значимости примите равным 5%). Результаты п.3 отобразить графически (исходные данные, Решение. 1.Для проведения корреляционного анализа необходимо выполнить следующие действия: Данные для корреляционного анализа должны располагаться в смежных диапазонах ячеек. Выбрать команду Сервис – Анализ данных. В диалоговом окне анализ данных выберите инструмент Корреляция, а затем щелкнуть на кнопке ОК. В диалогом окне Корреляция в поле Входной интервал необходимо ввести диапазон ячеек, содержащих исходные данные(значения Х и У).Если выделены и заголовки столбцов, то установить флажок Метки в первой строке. Выбрать параметры вывода. ОК. Матрица парных коэффициентов корреляции. Анализ матрицы коэффициентов парной корреляции показывает, что фактор Х3(содержание лайкры) оказывает наибольшее влияние на У(цена колготок), т.к. КПК │rx2x3=-0.67│ < 0.8 значит, мультиколлинеарность отсутствует. Посмотрим как влияют коэффициенты Х2 и Х3 на У. │ ryx2= -0.56 │ < │ryx3=0.6│, следовательно фактор Х3 оказывает большее влияние на У, но в ММР включаем и Х2 и Х3, т.к. Явление МК отсутствует. 2.Для проведения регрессионного анализа выполним: Команду Сервис – Анализ данных. В диалоговом окне выберем инструмент Регрессия, а затем ОК. В поле Входной интервал У введем адрес значений У из заданной таблицы. В поле Входной интервал Х – адрес значений Х. Данные регрессионного анализа: Запишем модель регрессии в линейной форме: У=104,16 – 0,48Х1 – 0,59Х2 + 2,25Х3 + 7,55Х4 Оценим значимость факторов с помощью Т –критерия Стьюдента, для этого, определим его табличное значение при уровне значимости 0,05. к = n-m-1=45-4-1=40 t-кр.таб=2.0211 Сравним расчетные значения с табличным по модулю: │t X1= -2.334│ > t –табл. = 2,021, следовательно фактор Х1(плотность) является статистически значимым, и статистически значимым признается влияние плотности колготок на их цену. │t X2= -1,763│< t –табл. = 2,021, следовательно фактор Х2 – содержание полиамида – является статистически незначимым. │t X3= 3,269 │> t –табл. = 2,021, следовательно фактор Х3 – содержание лайкры – является статистически значимым, и статистически значимым признается влияние содержания лайкры в колготках на их цену. │t X4= 0,966 │< t –табл. = 2,021, следовательно фактор Х4 – фирма-производитель – является статистически незначимым. Оценка статистической значимости уравнения регрессии в целом осуществляется по F – критерию Фишера: Fтабл.= 2,61 Так как Fрасч. > Fтабл.(9,59 > 2.61), то уравнение регрессии можно признать статистически значимым (адекватным). Оценка общего качества уравнения регрессии происходит с использованием коэффициента детерминации. Так как R=0.489, то 48,9% вариации результативного показателя – цены колготок – объясняется вариацией факторных признаков, включенных в модель регрессии – плотность, содержание лайкры и полиамида, фирмы – производителя. 3.Постройте уравнение множественной регрессии только со статистически значимыми факторами. Рассчитайте доверительный интервал для каждого наблюдения, (уровень значимости примите равным 5%). Укажите торговые точки, в которых цены завышены.
Эта операция проводится с помощью инструмента анализа данных Регрессия. В диалоговом окне при заполнении параметра входной интервал Х следует указать все столбцы. Уравнение регрессии в линейной форме: У = 49,89 – 0,37Х1 + 2,65Х3. Уравнение статистически значимо. Каждый факторный признак характеризует влияние на общую стоимость колготок. Для нахождения доверительного интервала воспользуемся формулой: У = а ± ∆а У = в ± ∆в а=49,89; в1= -0,37;в3= 2,65 ∆в=mв*tтаб. Коэффициент Стьюдента для k =42 и уровня значимости 0,05 равен 2,0211. ∆а=9,45 ∆в=0,208*2,0211=0,420 ∆в3=0,489*2,0211=0,988 Цены завышены во всех точках, кроме точек под номерами 1,2,3,14,17. 4. Представим графически исходные данные: Представим графически предсказанные значения: |