Доклад: Дзанабадзар
Название: Дзанабадзар Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: доклад |
Введение Дзанабадза́р (монг. Занабазар, тиб. ཡེ་ཤེས་རྡོ་རྗེ - ye shes rdo rje ; 1635—1723) — первый монгольский Богдо-гэгэн, правитель Халхи под суверенной властью империи Цин; выдающийся скульптор и служитель буддизма. 1. Биография В 1635 году 25-го числа девятого лунного месяца, в местности Ёсон зуйл (совр. Увэр-Хангайский аймак), в семье халхаского Тушэту-хана Гомбодоржа, принадлежащего к роду Борджигинов, родился сын. Гэгэн-Сэцэн-хан Шолой, приехавший навестить родителей, высказал мнение, что из него смог бы выйти хороший лама, а также "подарил" ему часть своего собственного титула - "Гэгээн" (монг. светлый, возвышенный ).[1] Было решено отправить к Далай-ламе и Панчен-ламе посланника, чтобы прояснить эту возможность. 1.1. Признание перевоплощением Когда посольство прибыло в Лхасу, Далай-лама V и Панчен-лама объявили мальчика перерождением их недавнего политического противника Таранатхи Джебдзун-Дамба-хутухты, после насильственной смерти которого в 1634 году возникли ненужные пересуды. Государственный оракул Тибета, Чойджонг-лама, подтвердил правильность опознания, а сам Далай-лама V обратился по этому поводу к народу со следующей речью: Таким образом, в 1640 году в возрасте 5 лет он был заочно признан в качестве перерождения Таранатхи, получив во время посвящения в монахи имя Джнянаваджра (санскр. Алмаз знания ; в монгольской транскрипции - Дзанабадзар (Занабазар )). Примечательно, что широкое употребление получил именно санскритский вариант имени: имя его предшественника, "Таранатха" (санскр. Защищаемый Тарой ), - также санскритское. 1.2. Контакты с Панчен-ламой и Далай-ламой Монастырь Панчен-ламы Ташилунпо (1938) Далай-лама отправил к Дзанабадзару учителя-тибетца Джамбалын-номун-хана, а Панчен-лама - Бэнса-хутухту Лубсанданзана. В 13-летнем возрасте, в 1647 году, Дзанабадзар принял участие в освящении кочевого монастыря Брайбунгаджигандан-шаддублин (также Баруун-хурэ, Шанх-хийд ) близ основанного его прадедом Абатаем Эрдэни-Дзу, в котором и проучился около года.[3] В возрасте 15-ти лет, в конце 1649 года, Дзанабадзар отправился в Лхасу. Пробыв в тибетской столице около полугода, Дзанабадзар принял посвящение Ваджрапани у Далай-ламы, который официально провозгласил его тулку Джебзун-Дамбы и даровал ему шелковый балдахин с личной печатью. Затем, в монастыре Ташилунпо в Шигадзе Дзанабадзар был представлен Панчен-ламе IV, который и стал его основным учителем. Также Дзанабадзар посетил монастырь Ганден Пунцоглинг, основанный Таранатхой и в 1642 году захваченный школой гелуг.[4] По окончании визита в Тибет Дзанабадзар в сопровождении многочисленных тибетских и тангутских лам вернулся на родину. В начале 1653 года Дзанабадзар пересёк Гоби и где-то во Внутренней Монголии встретился с Далай-ламой V, возвращавшимся из цинского Китая после встречи с императором Шуньчжи, а также, предположительно, сопроводил его до Эрдэни-Дзу.[5] Осенью 1655 года Дзанабадзар вновь отбыл в Тибет к своему коренному учителю, Панчен-ламе. Встретившись с ним, а также с Далай-ламой, осенью 1656 года Дзанабадзар вернулся в Халху. 1.3. Участие в подчинении Халхи империи Цин Смута в Халхе началась из-за конфликта халхаских Тушэту-хана Чимид-Дорджи и Дзасагту-хана Цэнгуна по поводу перебежчиков. В 1684 году цинский император Канси вмешался во внутренний конфликт халхаских князей, отправив письмо на имя Далай-ламы V с просьбой отправить в Халху своего представителя с тем, чтобы примирить враждующие стороны. После двух неудачных попыток примирительного съезда, этот съезд всё же собрался осенью 1686 года; от Далай-ламы прибыл лама Галдан-ширету (т.е. настоятель центрального гелугпинского монастыря Ганден, формальный глава школы). Помимо него, а также высокопоставленного цинского чиновника Арни, присутствовал и Дзанабадзар, специально приглашённый по настоянию Канси и также настаивавший на том, чтобы его старший брат Чимид-Дорджи вернул перебежчиков Дзасагту-хану.[6] Несмотря на возникший протокольный спор о старшинстве Дзанабадзара и Галдан-ширету, спровоцированный присутствовавшим на съезде ойратским ханом Галдан-Бошогту, было принято соглашение о примирении Тушэту-хана и Дзасагту-хана. Однако практически сразу же Тушэту-ханом, при поддержке Джэбцзун-Дамбы Дзанабадзара, вновь была развязана война, в которой, помимо Дзасагту-хана, погиб и брат ойратского Галдан-Бошогту-хана Дорджежаб. Вину Тушэту-хана в возобновлении войны признавал и Канси. Это вызвало вторжение ойратов в Халху, и тут Тушэту-хан стал терпеть поражения. Галдан-Бошогту разрушил личный монастырь Дзанабадзара, и он бежал сначала в Эрдэни-Дзу, а затем, преследуемый ойратами, перебрался в Унгши.[7] Это вынудило Тушэту-хана вместе с Дзанабадзаром в 1687 году обратиться за военной помощью к цинскому двору. Государственный совет при пекинском дворе решил, что это - удобный случай для признания цинского господства над Халхой. 1 октября 1688 года, после очередного крупного поражения, Тушэту-хан и Дзанабадзар официально обратились к цинским властям с просьбой о принятии их в маньчжурское подданство. В мае 1691 года на Долонноре собрался съезд халхаских ханов, который должен был одобрить включение Халхи в состав империи Цин. Халха была административно включена в Цинскую империю на тех же условиях, что и чахары, ранее покорённые Абахаем (т.е. фактически на условиях военного поражения). Джебдзун-Дамба-хутухта был официально признан главой буддистов Монголии.[8] 1.4. Смерть Усыпальница Богдо-гэгэна I Дзанабадзара - монастырь Амарбаясгалант Дзанабадзар скончался на 89 году жизни во время своего визита в цинскую столицу, в Жёлтом храме близ Пекина 14-го числа первого весеннего месяца 1723 года. Его тело было перевезено сначала в Их-Хурэ, а затем помещено в "Монастырь безмятежной радости", специально построенный в качестве его усыпальницы по приказу очередного цинского императора Юнчжэна и по предварительно сделанному самим Богдо-гэгэном проекту в 1726 году. Богдо-гэгэн II, внучатый племянник Дзанабадзара, также был найден также в семье Тушэту-хана. 2. Религиозная деятельность 2.1. Основание монастырей в Халхе · По возвращении на родину после первого визита в Тибет Дзанабадзар объявил, что не желает далее жить около монастыря, связанном со школой сакья - Эрдэни-Дзу, и для него была организована кочевая резиденция-монастырь Их-Хурэ, которой придали в подчинение семь аймаков. Кочевой монастырь, неоднократно переезжавший с места на место, в конечном итоге осел и впоследствии стал столицей Халхи. Также вскоре после возвращения в Халху Дзанабадзар основал храмы Базардара-хурэ и Табун-идзаагурту.[9] · В 1654 году в горах Хэнтэй (совр. Центральный аймак) Дзанабадзар основал монастырь Рэбугежээгандан-шадувлин-номын их-хурэ. · В том же 1654 году, в местности Шивэт-Уул (совр. Увэр-Хангайский аймак)), на девятнадцатилетие Дзанабадзара был основан "Храм счастливого одиночества, место творчества Ундур-гэгэна" (Ховхон-хийд), ставший его личным затвором и мастерской. 2.2. Разработка письма Соёмбо Имя Дзанабадзара на изобретённом им письме Соёмбо В 1686 году Дзанабадзар разработал новое письмо, названное "Соёмбо", основываясь на индийском парадном шрифте "ланча ", тибетском письме и на "квадратном письме" Пагба-ламы. Новое письмо, призванное в полной мере отражать фонетические особенности трёх языков - санскрита, тибетского и монгольского, до сих пор используется, в том числе и в декоративных целях, монгольскими буддистами. Сам же символ, давший название этой системе письменности, с конца XVII века стал символом монгольской государственности, и по сей день присутствует на государственном флаге Монголии. 2.3. Скульптура Дзанабадзар, Белая Тара Дзанабадзар известен литыми скульптурными изображениями будд, бодхисаттв и деятелей буддизма. Скорее всего, впервые Дзанабадзар познакомился с техникой литья скульптур во время своего пребывания в Лхасе в 1650 году, наблюдая за работой непальских скульпторов на строительстве дворца Поталы.[10] Исследователями неоднократно отмечалось сходство работ Дзанабадзара именно с непальской, а не тибетской скульптурной традицией. Наиболее широко известны его Белая и Зелёная Тары, будда Ваджрадара. Женственность и чувственность в изображении Зелёной Тары, которая считается одной из лучших работ скульптора, роднит Дзанабадзара со скульпторами европейского Возрождения; так, проф. Б. Ринчен называл Дзанабадзара «монгольским Микеланджело». Шедевры Ундур-гегена дважды подвергались опасности уничтожения и частично были повреждены. Первый раз это было во время джунгарского нашествия в Халху в конце XVII века, второй — в 30-е годы XX века во время чойбалсановских репрессий против духовенства. Впоследствии специфический стиль Дзанабадзара получил развитие в рамках т. н. «школы Дзанабадзара». 3. Память · Буддийский университет им. Дзанабадзара был основан в 1970 году в Улан-Баторе. · Музей изобразительных искусств им. Дзанабадзара, учреждённый в 1965 году в Улан-Баторе, располагает крупнейшей коллекцией его работ. · Улица Ундур-гэгэна Дзанабадзара (монг. Өндөр Гэгээн Занабазарын гудамж) находится в центре Улан-Батора; на ней располагается крупнейший в стране монастырь — Гандантэгченлин. БиблиографияЦултэм Н. Выдающийся монгольский скульптор Дзанабадзар. — Улан-Батор: Госиздательство, 1982.Список литературы: 1. Кронер Д. Жизнь Занабазара - первого монгольского Богдо-гэгэна (англ.) 2. Цит. по: Эрдэнипэл Г. Конечная причина религий в Монголии //История в трудах учёных лам. М., КМК, 2005. - с. 243 3. Кронер Д. Жизнь Занабазара - первого монгольского Богдо-гэгэна (англ.) 4. Кронер Д. Жизнь Занабазара - первого монгольского Богдо-гэгэна (англ.) 5. Кронер Д. Жизнь Занабазара - первого монгольского Богдо-гэгэна (англ.) 6. Джамбадорджи . "Хрустальное зерцало" // История в трудах учёных лам. М.: КМК, 2005. - с. 118 7. Джамбадорджи . "Хрустальное зерцало" // История в трудах учёных лам. М.: КМК, 2005. - с. 119 8. Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. История Тибета в древнейших времён до наших дней - М., Вост. лит., 2005 ISBN 5-02-018365-2 - сс. 140-141 9. Кронер Д. Жизнь Занабазара - первого монгольского Богдо-гэгэна (англ.) 10. Кронер Д. Жизнь Занабазара — первого монгольского Богдо-гэгэна (англ.) Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дзанабадзар |