Отчет по практике: Подготовка экономиста менеджера
Название: Подготовка экономиста менеджера Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: отчет по практике | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕПрактика – одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки студента. Практика является компонентом учебного процесса, направленным на закрепление теоретических знаний, полученных в ходе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков и умений по избранной специальности. Практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Виды и сроки практики определяются образовательными стандартами специальностей, учебными планами, графиком учебного процесса, соответствующими приказами декана факультета и решениями кафедр. Основная цель практики – в ходе выполнения практических заданий закрепить знания, получаемые студентами в процессе обучения, приобрести опыт и навыки научной, педагогической и производственной работы, сформировать профессиональную компетентность, развить организаторские и деловые качества студента. Цель учебно-ознакомительной практики факультета "Права и финансов" ЮУрГу, обучающихся по специальности 08050765 "Менеджмент организации" – подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин. Задачи практики: - формирование представления о содержании и уровне профессиональной подготовленности экономиста – менеджера по специальности 08050765 – "Менеджмент организации"; - знакомство с основами библиографии и библиотековедения, библиотечными информационными системами, справочными и информационно – поисковыми системами; - получение предоставления о современном предприятии и о роли менеджера в управлении организацией. РАЗДЕЛ I Формирование представления о содержании и уровне профессиональной подготовленности экономиста – менеджера по специальности 08050765 – "Менеджмент организации"Задание 1. Составить план-график работы, выполняемой в ходе прохождения практики. Результат работы представить в виде таблицы (таблица 1).
Ответ: Таблица 1.1 – План-график прохождения практики
Продолжение таблицы 1.1
Задание 2. Изучить государственный стандарт и учебный план подготовки специалистов по специальности 08050765 – "Менеджмент организации". Рассчитать структуру плана и представить ее в виде таблицы и круговых диаграмм. Ответ: Таблица 2.1 – Структура плана
Продолжение таблицы 2.1
Рисунок 2.1 - ЦИКЛ ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины Рисунок 2.2 - ЦИКЛ ЕН - Общие математические и естественно-научные дисциплин Рисунок 2.3 - ЦИКЛ ОПД - Общепрофессиональные дисциплины Рисунок 2.4 - ЦИКЛ СД - Специальные дисциплины Рисунок 2.5 – Самостоятельная работа Рисунок 2.6 – Распределение аудиторных занятий за весь период обучения РАЗДЕЛ II Знакомство с основами библиографии и библиотековедения, библиотечными информационными системами, справочными и информационно – поисковыми системамиЗадание 3. Выбрать темы из прилагаемого перечня (таблица 3). Составить по выбранной теме библиографию в соответствии с требованиями по оформлению. Библиографический список должен содержать действующие нормативно-законодательные акты, монографии, научные издания, статьи в сборниках научных трудов, статьи в периодических изданиях. Библиография должна содержать не менее 60 источников. Таблица 3 – Перечень тем для составления библиографии
Ответ: Список литературы 1.Закон РФ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". 2.Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Белгород: Белаудит, 2001. 3.Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". 4.Абалкин Л.И. и др. Россия: оптимистический сценарий. М.: Экономика. 1999. с. 414 5.Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга. 2000.с. 208 6.Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: учеб. пособие / Э. И. Крылов, В. М. Власова, М. Т. Егорова и др. М.: Финансы и статистика, 2003, 453 с. 7.Андрбхович Л. Я., Непадишин В. А. Научно-технический прогресс в условиях перестройки. М.: Информиздат, 1988, 314 с. 8.Антикризисное управление: учеб. пособие: в 2 т. Т. 1: Правовые основы / Отв. ред. Г. К. Таль. М.: ИНФРА-М, 2004. 9.Антикризисное управление от банкротства — к финансовому оздоровлению /Под ред. Г.П. Иванова. — М: Закон и право, ЮНИТИ, 1994, 317 с. 10.Антология экономической классики /Смит А., Петги У, Рикардо Д. М: ЭКОНОВ. 1993, Т. 1. 473 с. 11.Архангельский Ю. С, Коваленко И.И. Межотраслевой баланс. — Киев: Высшая школа. 1998, 248 с. 12.Балобанов И. Т. Инновационный менеджмент. С.П. М.: Харьков-Минск, 2001 13.Бирман Г., Шмидт С. Капиталовложения: Экономический анализ инвестиционных проектов / ЮНИТИ-ДАНА, 2003, 257 с. 14.Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1998. 15.Борисевич В. И., Кондаурова Г. А., Кондауров Н. Н. Прогнозирование и планирование экономики: учеб. пособие / под общ. ред. В. И. Борисевича, Г. А. Кондауровой. Минск: Интерпрессервиз, Экоперспектива, 2001. 16.Борисов Е. Ф., Петров А. А., Стерликов Ф. Ф. Экономика: справ. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 1998. 17.Богатко А. Н. Система управления развитием предприятия (СУРП). — М.: Финансы и статистика. 2001, 236 с. 18.Бланк И.А. Управление прибылью. Киев. 1998, 542 с. 19.Богатин Ю.В. Программирование прибыли фирмы. Ростов-на-Дону.1997, 410 с. 20.Веретенникова И. И. Амортизация и амортизационная политика. М.: Финансы и статистика, 2004, 357 с. 21.Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга. 2006, 160 с. 22.Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учебник. М.: Высшая школа, 2004. 271 с. 10. Горегляд В. П. Инновационный путь развития// Экономист.2005. №12, 2-8 с. 11.Горалов А.Л. Концепция современного естествознания. — М.: Центр, 1998,- 203 с. 12.Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО, 2000, 477 с. 13.Грузиков В.П. и др. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ, 1998. 534 с. 15.Грузинов В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. 2-е изд., доп. М.: Финансы и статистика, 2001, 204 с. 16. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. — М., 1999, 297 с. 18.Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. М.: Экономика, 1998, 191 с. 19.Инновационный процесс в странах развитого капитализма / под ред. И. Е. Рудаковой. М., 1991, 297 с. 20.Инновация как средство экономического развития / Пер. с венг. Общ. ред. Б. В. Сазонова. М.: Прогресс, 1990, 402 с. 21.Ковалев В. В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996, 271 с. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2003. - 320 с. 22.Ковалев В. В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами. М.: Финансы и статистика, 2003. – 280 с. 23.Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001. - 450 с. 24.Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономии и маркетинга, 2001. – 104 с. 25.Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.-с.416 26.Какое принять решение? Практикум хозяйствования. / Е.П. Голубков. - М.: Экономика, 2000. – 66 с. 27.Крейнина М.Н: Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. – М.: ДИС., 2001. – 14 с. 28.Крейнина М.Н: Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. – М.: ДИС., 1999 29.Кожинов В.Я. Прогнозирование финансового результата // Налоговое планирование, 2003, № 1, с.12-50. 30.Краткий экономический словарь / под ред. Ю. А. Велика и др. М.: Политиздат, 1987. 31.Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1991, 239 с. 32.Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент. М.: ПРИОР, 1998, 375 с. 33.Мексфилд Э. Экономика научно-технического прогресса / пер с англ. Под ред. Е. М. Четыркина. М.: Прогресс, 1970. 34.Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. М., 2000, 325 с. 35. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: Конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 2004, 212 с. 36.Научно-технический прогресс и экономика: учеб. пособие / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, А. И. Сергеев. Под ред. И. В. Сергеева. М.: ТК Велби; Проспект, 2004, 327 с. 37.Моисеев Н.Н Судьба цивилизации, путь разума //Языки русской культуры. М., 2000, 223 с. 38.Николаева И.П. и др. Теория переходной экономики. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, 487 с. 39.Новиков Н. Планирование технического перевооружения предприятия// Экономист. 2006, №6, 43-46 с. 40.Новосельский В. Перспективы высокотехнического развития// Экономист. 2006,№6, 3-10 с. 41.Осипов Ю. Основы теории хозяйственного механизма. М.: МГУ, 1994, 367 с. 42.Попов В. М. Современные бизнес-технологии: учебное пособие/В. М. Попов, С. И. Ляпунов, В. В. Филимонов. М.: КНОРУС, 2006, 384 с. 43. Сергеев И. В. и др. Организация и финансирование инвестиций: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, В. В. Яновский. М.: Финансы и статистика, 2002. 44.Степанов Д. Компания, управляющая хозяйственным обществом. // "Хозяйство и Право" - 2000. - № 10. 45.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 4-ое издание., перераб. и доп. – Минск.: Новое знание, 2000. – 38 с. 46.Стратегическое планирование: Учебник. М., 1998, 438 с. 47.Фабоцци Ф. Управление инвестициями / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000, 284 с. 48.Экономика переходного периода. 1991—1997 гг. Институт экономических проблем переходного периода. М., 1998, 1013 с. 49.Экономика: учеб. / под ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 1999, 279 с. 50.Экономика строительства / под ред. И. С. Степанова. М.: Юрайт, 1997, 326 с. Экономика фирмы: Учебное пособие /Под ред. Терехина В. И. – Рязань: Стиль, 2002.- 40с. 51.Экономика фирмы: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 40 с. Задание 4. Описать порядок работы с информационными и поисково-справочными системами "Гарант", "Консультант плюс". Скомплектовать перечень нормативных актов по одному из направлений (таблица 4). Результаты представить в виде таблицы, в которой должны быть отражены тип документа, его реквизиты и дата введения в действие, название документа и круг регламентируемых им вопросов. Таблица 4 – Перечень тем для работы со справочно-информационными системами
Ответ: Система "Гарант" представляет из себя специализированные правовые блоки по всем разделам федерального законодательства, включающие в себя следующие типы информации: - нормативные документы; - разъяснения, комментарии, схемы; - судебная и арбитражная практика; - международные договоры; - формы документов; - проекты законов; - словари; - нормативно-технические справочники. - 140 правовых блоков по законодательству субъектов Федерации из них: - законодательство 84 регионов Российской Федерации; - практика всех 10 Федеральных Арбитражных Судов округов. Полный объем информационного банка системы "Гарант" более 2 100 000 документови комментариев к нормативным актам. Специалисты и пользователи "Гарант" сегодня особо отмечают следующие качества системы: 1. Современный интерфейс системы интуитивно понятен, эргономичен. 2. Реализована возможность сопровождать тексты документов собственными комментариями с гиперссылками на нормативные акты. 3. Уникальная технология поиска через Энциклопедию ситуаций позволяет формулировать запрос, используя привычные термины. Система в течение нескольких минут предоставляет ответ на запрос. 4. Системы "Гарант" содержит большой объем авторских материалов. 5. Реализована уникальная возможность поиска текстов документов, действовавших в тот или иной момент времени. 6. Функция "Постановка документов на контроль" автоматически отслеживает и предупреждает об изменениях в документах. 7. Мощная система контекстного поиска позволяет мгновенно получить ответ на любой запрос. 8. Cервисный продукт ПРАЙМ позволяет отслеживать новости законодательства с помощью индивидуальной аналитической новостной ленты, строить обзоры изменений законодательства 9. Профессиональная правовая поддержка в режиме онлайн - позволяет получить консультацию юриста-эксперта во время работы в системе "Гарант". Справочная правовая система "Консультант плюс" представляет из себя совокупный объем информационных ресурсов, который превышает 2 000 000 документов. Документы включаются в единый информационный массив "Консультант плюс" только после строгой юридической обработки, облегчающей их дальнейший поиск и анализ. Единый информационный массив "Консультант плюс" включает 8 разделов с различными типами правовой информации: Законодательство - Комментарии законодательства Законопроекты - Международные правовые акты Формы документов - Финансовые консультации Судебная практика - Правовые акты по здравоохранению Таблица 4.1 – Антимонопольная деятельность государства
Продолжение таблицы 4.1
Продолжение таблицы 4.1
Продолжение таблицы 4.1
Продолжение таблицы 4.1
Продолжение таблицы 4.1
Продолжение таблицы 4.1
Продолжение таблицы 4.1
РАЗДЕЛ III Получение предоставления о современном предприятии и о роли менеджера в управлении организацией Задание 5. Совершить экскурсию на предприятие (организацию). Составить отчет об экскурсии по следующим пунктам: - название и организационно-правовая форма предприятия; - организационная структура предприятия; - отраслевая принадлежность предприятия; - виды продукции, работ, услуг предприятия; - основные поставщики и потребители; - ресурсы предприятия; - объемы выпускаемой продукции; - характеристика цен; - конкуренты предприятия; - характеристика роли менеджера в управлении организацией, в том числе характеристика выполняемых им функций с деятельностью в различных структурных подразделениях организации. Ответ: Закрытое акционерное общество "Айстрейд" зарегистрировано Челябинской городской регистрационной палатой 14 февраля 1995 года как акционерное общество открытого типа "Айстрейд", свидетельство о государственной регистрации № 1967, и по решению общего собрания акционеров в 2004 году преобразовано в закрытое акционерное общество. Стратегией предприятия ЗАО "Айстрейд" стратегия дифференциации, ее сущность состоит в том, чтобы находить пути быть единственным, кто предлагает покупателям дополнительные черты товара, которые они хотят, и постоянно поддерживать это преимущество Основными видами деятельности являются: - торгово-закупочная и посредническая деятельность; - организация торговли товаров народного потребления; - участие и организация ярмарок, аукционов; - создание фирменных магазинов и других торговых организаций; - разработка, заготовка, переработка и реализация различных видов материалов на базе местного сырья и его отходов; - производство, заготовка, переработка и реализация сельхозпродуктов; - создание и эксплуатация точек общественного питания, организация снабжения их продуктами питания; - оказание бытовых и транспортных услуг; - организация самостоятельных и совместных с другими организациями, предприятиями и учреждениями подсобных хозяйств, заготовительно-сбытовой деятельности, перерабатывающих производств; - ремонтно-строительные, монтажные работы; - осуществление консалтинговых, маркетинговых, аудиторских, посреднических услуг, всех видов коммерческой деятельности по закупке, обмену, заготовке и продаже товаров и продукции; - рекламирование деятельности и продукции предприятия; - производство и реализация товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения; - внешнеэкономическая деятельность; - участие в разработке на конкурсной основе экспериментальных базовых проектных решений на строительство объектов производственного назначения. Основные законы, регулирующие деятельность предприятияВ своей деятельности ЗАО "Айстрейд" руководствуется Законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Уставом предприятия. Также предприятие руководствуется Гражданским кодексом: Статья 96 – "Основные положения об акционерном обществе"; Статья 97 – "Открытые и закрытые акционерные общества"; Статья 98 – "Образование акционерного общества"; Статья 99 – "Уставной капитал акционерного общества"; Статья 100 – "Увеличение уставного капитала акционерного общества"; Статья 101 – "Уменьшение уставного капитала акционерного общества"; Статья 102 – "Ограничение на выпуск ценных бумаг и выплату дивидендов акционерного общества"; Статья 103 – "Управление акционерным обществом"; Статья 104 – "Реорганизация и ликвидация акционерного общества". Акционеры — владельцы обыкновенных акций ЗАО "Айстрейд" могут в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции. Акционер ЗАО "Айстрейд" имеет право: - отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров и Общества; - получать долю чистой прибыли (дивиденды), подлежащую распределению между акционерами в порядке, предусмотренном законом и уставом, в зависимости от категории (типа) принадлежащих ему акций; - получать часть имущества Общества (ликвидационная квота), оставшегося после ликвидации Общества, пропорционально числу имеющихся у него акций соответствующей категории (типа); - получать информацию о деятельности Общества, знакомиться с документами Общества, в порядке, предусмотренном законом и уставом, и получать за плату их копии; - обжаловать в суде решение, принятое общим собранием с нарушением требований Федерального закона "Об акционерных Обществах", иных правовых актов Российской Федерации, устава Общества, в случае, если он имел право голоса на общем собрании акционеров, но не принимал участия в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы; - осуществлять иные права, предусмотренные законодательством, уставом и решениями общего собрания акционеров, принятыми в соответствии с его компетенцией. Органами управления ЗАО "Айстрейд" являются: - общее собрание акционеров; - совет директоров; - единоличный исполнительный орган (генеральный директор) Высшим органом управления ЗАО "Айстрейд" является общее собрание акционеров. ЗАО "Айстрейд" проводит годовое общее собрание акционеров в срок не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания каждого финансового года. На годовом общем собрании акционеров принимаются решения по вопросам об избрании совета директоров ЗАО "Айстрейд", ревизионной комиссии (ревизора), утверждении аудитора, утверждении годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков), а также распределении прибыли, в том числе выплате (объявлении) дивидендов, и убытков по результатам финансового года, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров. Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия ЗАО "Айстрейд" являются прибыль, амортизационные отчисления, взносы учредителей. Общество самостоятельно определяет формы и методы оплаты труда сотрудников. Налогообложение и контроль за финансовой деятельностью осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за 2005 год составила 52947 тысяч рублей, в том числе от продажи: сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки 47842 т.р.; промышленной продукции 2346 т.р.; товаров, работ и услуг 2759 т.р.; Валовая прибыль от продаж составила 7776 т.р. Прибыль от обычной деятельности 15001 т.р. Основными конкурентами ЗАО "Айстрейд" являются: ООО "Азия", ИП Мехеев, "Корса", ЗАО "Траст-Фиш", "Астра-Фуд". Основными поставщиками для ЗАО "Айстрейд" являются: "Био-спектр"; "Гиппократ"; "ГорЭкоцентр"; "Ремжилзаказчик"; "Челябторгтехника"; "Челябэнергосбыт", ИП Воронина Е.А., ИП Федоров К.Н, "Молокозавод №1", Птицефабрика Челябинская; ООО "Мавт". Структура системы управления ЗАО "Айстрейд" построена по линейно-функциональному принципу. Сущность линейно-функциональной структуры состоит в том, что она предусматривает организацию при различных звеньях линейной структуры соответствующих функциональных подразделений, основная роль которых состоит в выполнении подготовительных операций по выработке решений, разработке их проектов и в ряде случаев - принятии решений. Основным достоинством линейно-функциональной структуры аппарата управления является то, что, сохраняя целенаправленность и системность линейной структуры, она дает в то же время возможность специализировать выполнение целого ряда управленческих функций и тем самым укомплектовать аппарат управления специалистами соответствующего профиля. Рассмотрим существующую организационную структуру управления предприятием ЗАО "Айстрейд" (рисунок 3.1.). Рис. 3.1. Организационную структуру управления предприятием ЗАО "Айстрейд" На исследуемом предприятии существует несколько уровней управления: высший – совет директоров и генеральный директор предприятия; средний - директора и исполнительный директор; низший - начальники управлений и отделов. У генерального директора ЗАО "Айстрейд" в непосредственном подчинении находится исполнительный директор. В свою очередь у исполнительного директора в подчинении находятся: главный инженер; финансовый отдел; начальник отдела кадров; коммерческий отдел; заместитель по производству. В подчинении финансового отдела находятся: главный бухгалтер, бухгалтерия, расчетный отдел, касса. В подчинении начальника отдела кадров находиться отдел кадров. В подчинении коммерческого отдела находятся: отдел маркетинга и рекламы, отдел сбыта. В подчинении заместителя директора по производству находятся: начальник цеха и основное производство. В подчинении главного инженера находятся: ОГМ, ОМТС, ПТО, ОГЭ. Также финансовый отдел, начальник отдела кадров, коммерческий отдел, заместителя директора по производству, главный инженер регулируют свою деятельность с заместителем директора по технике безопасности и заместителя директора по социальной и хозяйственной части. Подробнее рассмотрим характер передачи полномочий на ЗАО "Айстрейд". Разделение труда по вертикали на предприятии ЗАО "Айстрейд" осуществляется в соответствии с выполняемыми полномочиями. Предприятие является централизованным, потому что руководители высшего звена имеют необходимые полномочия для принятия важнейших решений. Начальники отделов, служб, цехов (работники низшего звена) должны согласовывать свои решения с вышестоящим руководством. Характеристика роли менеджера в управлении организацией, в том числе характеристика выполняемых им функций с деятельностью в различных структурных подразделениях организации. С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины менеджмент и менеджер, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как управление, управленческая деятельность, руководитель, директор. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин "управление" имеет более широкий смысл. Вообще, управление – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер. Менеджер - управляющий компанией, банком, финансовым учреждением, их структурными подразделениями; профессионал своего дела, наделенный исполнительной властью. Менеджер по продажам - является связующим звеном между покупателями и торговыми и производящими организациями. Осуществляет поиск покупателей, проводит переговоры с ними, оформляет сделку и передает заказ в отдел заказов. Организует выполнение заказа и контролирует соблюдение сроков и условий. Сдает заказ клиентам. Отличительной чертой работы менеджера продаж являются многочисленные контакты с потенциальными покупателями. Свою работу менеджер продаж планирует и выполняет как правило в одиночку и сам несет за нее ответственность. Менеджер по продажам является организатором процесса выполнения торгового заказа. Менеджер продаж несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ. Менеджер продаж несет ответственность за совершение в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ. Менеджер продаж несет ответственность за причинение материального ущерба и ущерба деловой репутации Фирмы– в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ. 1. Менеджер по продажам относится к категории специалистов. 2. На должность менеджера по продажам назначается лицо, имеющее высшее (среднее) профессиональное и стаж работы на аналогичных должностях не менее полугода. 3. Менеджер по продажам принимается и освобождается от должности приказом Генерального директора по представлению коммерческого директора и начальника отдела оптовых продаж. 4. Менеджер по продажам подчиняется непосредственно начальнику отдела оптовых продаж. 5. В своей деятельности менеджер по продажам руководствуется: - правилами трудового распорядка; - приказами и распоряжениями коммерческого директора и начальника отдела оптовых продаж; - настоящей должностной инструкцией. 6. Менеджер по продажам должен знать: 1. Федеральные законы и нормативные правовые документы, регламентирующие осуществление предпринимательской и коммерческой деятельности, в том числе законодательство и правовую базу субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, пр. 2. Основы ценообразования и маркетинга. 3. Ассортимент, классификацию, характеристику и назначение реализуемой Фирмой продукции. 4. Условия хранения и транспортировки реализуемой Фирмой продукции. 5. Психологию и принципы продаж. 6. Действующие формы учета и отчетности. 7. Этику делового общения. 8. Правила установления деловых контактов и ведения телефонных переговоров. 9. Структуру коммерческой службы и отдела оптовых продаж. 10. Правила эксплуатации вычислительной техники. 11. Правила внутреннего трудового распорядка. Цель работы менеджера по рекламе заключается в разработке и проведении комплексных рекламных кампаний фирмы. Менеджер по рекламе - специалист по продвижению на рынок какой-либо марки товара или услуг. В зависимости от целевой аудитории, на которую распространяется промоушн-акция или PR разрабатывает стимулирующие и имиджевые рекламную акции. Менеджер по рекламе должен обладать креативным мышлением (формирование идей), быть способным просчитывать рекламные мероприятия по увеличению продаж в краткосрочной и в некоторых случаях в долгосрочной перспективе. Для менеджера по рекламе необходимы и лидерские качестваи, с другой стороны, способность переживать за тех, на кого направлена его реклама, чтобы сделать ее адекватной. Менеджер по рекламе несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации. Менеджер по рекламе несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. Менеджер по рекламе несет ответственность за причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации. Менеджер по рекламе относится к категории руководителей. 2. На должность менеджера по рекламе назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (по специальности менеджмент) или высшее профессионально образование и дополнительную подготовку в области менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет. 3. Назначение на должность менеджера по рекламе и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению (заместителя директора по коммерческим вопросам; начальника отдела маркетинга; иного должностного лица) 4. Менеджер по рекламе должен знать: - Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие предпринимательскую, коммерческую и рекламную деятельность. - Основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса. - Конъюнктуру рынка. - Порядок ценообразования и налогообложения. - Теорию и практику менеджмента. - Организацию рекламного дела. - Способы, средства и носители рекламы. - Общие и специальные требования к рекламе. - Особенности проведения рекламных кампаний. - Основы делового администрирования, маркетинга. - Формы и методы ведения рекламных кампаний. - Порядок разработки договоров и контрактов на организацию и проведение рекламных кампаний. - Этику делового общения. - Основы эстетики, этики, общей и специальной психологии, социологии. - Основы технологии производства, структуру управления предприятием. - Перспективы инновационной и инвестиционной деятельности. - Основы организации делопроизводства. - Современные средства сбора и обработки информации. - Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи. - Формы и методы работы с персоналом, мотивации труда. - Законодательство о труде. - Передовой отечественный и зарубежный опыт ведения рекламного дела. - Правила и нормы охраны труда. 5. На время отсутствия менеджера по рекламе (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет заместитель (при отсутствии такового - лицо, назначенное в установленном порядке), который несет ответственность за качественное и своевременное их исполнение. Задание 6. Развитие навыков методической и аналитической работы менеджера путем составления методики расчета и анализа одного из экономических показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность предприятия (таблица 6). В методике отразить: исходные данные для расчета и источник информации о них, порядок расчета по этапам, цель и порядок проведения анализа, пример расчета и анализа показателя. Таблица 5 – Примерный перечень экономических показателей деятельности предприятия
Ответ: Англ. output/capital ratio) - обобщающий показатель, характеризующий уровень использования производственных фондов. Отдача основных производственных фондов рассчитывается путем деления объема выпущенных за определенный период продукции на среднюю за этот период стоимость основных производственных фондов. Отдача производственных оборотных фондов (производственных оборотных активов) определяется делением объема выпущенной продукции на среднюю стоимость производственных оборотных фондов. Отдача всех производственных фондов (производственных активов) исчисляется делением объема выпущенной продукции на среднюю стоимость основных и оборотных производств, фондов. Показатель, обратный фондоотдаче, - фондоемкость продукции. Фондоотдача рассчитывается по стране, региону, отрасли, объединениям предприятий, по отдельным предприятиям различных форм собственности и размеров. При расчете фондоотдачи по предприятиям за объем выпущенной продукции принимается объем товарной продукции и добавленная стоимость. Основные фонды принимаются по полной балансовой стоимости (без вычета износа). Для анализа финансовых результатов деятельности предприятия в данном году и оценки влияния фондоотдачи на уровень рентабельности производственных фондов ее рассчитывают в действующих ценах. Для оценки динамики фондоотдачи ее определяют также в сопоставимых ценах (в расчет принимаются объемы продукции и стоимость производственных фондов в сопоставимых ценах). Уровень фондоотдачи, рассчитывается по объему произведенной продукции (оказанных услуг). На уровень и динамику фондоотдача по предприятию влияют: объем выпуска продукции в натуральном выражении и цена продукции; состав и структура основных фондов (в частности, возрастная структура, удельный вес активной части основной производственных фондов); производительность, цена и др. технико-экономические показатели машин и оборудования; уровень износа элементов основных фондов; доля неиспользуемых элементов основных фондов; степень загрузки машин и оборудования; коэффициенты использования производственной площади и производственной мощности предприятия и др. Проведем денежную оценку основных фондов ЗАО "Айстрейд" по остаточной стоимости. Таблица 5.1. - Анализ структуры и динамики основных фондов (по остаточной стоимости) ЗАО "Айстрейд" за 2003-2004 годы
По данным таблицы 5.1. стоимость основных фондов за анализируемый период увеличилась на сумму 4034 тыс. руб, или на 6,5%. Анализ стоимости основных производственных фондов за анализируемый период показал что сумма их увеличились на 2541 тыс.руб., или на 5,2 %, что при темпе прироста составило 0,05%. На повышение стоимости основных производственных фондов повлияло то, что предприятие в 2004 году приобрело новое оборудование. Анализ стоимости основных непроизводственных фондов за анализируемый период показал что сумма их увеличились на 1493 тыс.руб., или на 1,3%, что при темпе прироста составило 0,11%. Количественные характеристики воспроизводства основных фондов рассчитываются по следующей формуле: ОФн + ОФв - ОФл =ОФк, (1) где ОФн
, ОФк
- стоимость основных фондов на начало и конец года, тыс.руб; ОФл - стоимость списанных основных фондов, тыс.руб. Подставляя цифровые данные в формулу (1), получим: ОФк = 61997 + 4034 – 0 = 66031 тыс.руб Движение основных фондов можно характеризовать с помощью следующих коэффициентов:
Подставляя цифровые данные в формулу (2), получим: К обн2004 = 4034 / 66031= 0,9
Подставляя цифровые данные в формулу (3), получим: К выб = 0/ 61997 = 0 Коэффициент обновления показывает удельный вес введенных в отчетном периоде основных фондов. То есть коэффициент обновления на предприятии ЗАО "Айстрейд" за 2006 год равен 0,9. Коэффициент выбытия показывает удельный вес выбывших основных фондов. Эта группа показателей характеризует только движение основных фондов и ничего не говорит об их использовании. То есть коэффициент выбытия на предприятии ЗАО "Айстрейд" за 2006 год равен 0. Эффективность использования основных фондов определяется с помощью системы показателей, подразделяемых на обобщающие и частные. Первые характеризуют эффективность использования всей совокупности основных фондов, вторые - отдельных элементов основных фондов. К первой группе относятся: 1) фондоотдача (Фо ), которая показывает, сколько продукции (в стоимостном выражении) выпущено на 1 рубль стоимости основных производственных фондов:
где Q - объем выпущенной продукции; ОФср.г - среднегодовая стоимость основных производственных фондов; Подставляя цифровые данные в формулу (4), получим: Ф о2003 = 984625 / 61997 = 15,88 тыс.руб., Ф о2004 = 1085341 / 66031 = 16,43 тыс.руб.; 2) фондоемкость (Фе ), которая показывает, сколько затрачено основных фондов для производства 1 рубля продукции:
Подставляя цифровые данные в формулу (5), получим: Ф е2003 = 1 / 15,88 = 0,06 тыс.руб., Ф е2004 = 1 / 16,43 = 0,06 тыс.руб.; 3) фондовооруженность (Фв ) труда показывает стоимость основных фондов, приходящихся на одного работника:
где Ч - среднесписочная численность работников. Подставляя цифровые данные в формулу (6), получим: Ф в 2003 = 61997 / 105 = 590,44 тыс.руб., Ф в2004 = 66031 / 107 = 617,11 тыс.руб . Рассчитанные показатели сведем в таблицу 5.2. Таблица 5.2. - Эффективность использования основных фондов за 2005-2006 гг. ЗАО "Айстрейд"
По данным таблицы 5.2., анализ эффективности использования основных фондов за 2005-2006 гг. показал, что фондоотдача за 2005 год составила 15,88 тыс.руб., за 2006 год 16,43 тыс.руб. То есть объем выпущенной продукции на 1 рубль стоимости основных производственных фондов за 2006 год превысил объем выпущенной продукции на 1 рубль стоимости основных производственных фондов за 2005 на 0,55 тыс.руб., что при темпе роста составило 103,46%. Анализ показателя фондоемкость выявил, что за 2003 год фондоемкость составила 0,06 тыс.руб., за 2004 год 0,06 тыс.руб., то есть показатель не изменился. Анализ показателя фондовооруженность выявил, за 2005 год фондовооруженность составила 590,44 тыс.руб., за 2006 год 617,11 тыс.руб., то есть стоимость основных фондов, приходящихся на одного работника за 2005 год превысил стоимость основных фондов, приходящихся на одного работника за 2006 год на 26,67 тыс.руб., что при темпе роста составило 104,5%. ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, в ходе прохождения практики достигнута цель и решены поставленные задачи. При формировании предоставления о содержании и уровне профессиональной подготовки экономиста – менеджера осуществлено знакомство с государственным стандартом по специальности, знакомство с учебным планом подготовки специалистов по специальности 08050765 "Менеджмент организации". Осуществлено знакомство с основами библиографии и библиотековедения, библиотечными информационными системами, справочными и информационно – поисковыми системами, подобрана библиография по выбранной теме в соответствии с требованиями по оформлению.Совершена экскурсия на предприятие ЗАО "Айстрейд". В ходе ознакомления с данным предприятием было выявлены следующие моменты: организационно-правовая форма предприятия; организационная структура предприятия; отраслевая принадлежность предприятия; виды продукции, работ, услуг предприятия; основные поставщики и потребители; ресурсы предприятия; объемы выпускаемой продукции; конкуренты предприятия; характеристика роли менеджера в управлении организацией, в том числе характеристика выполняемых им функций. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учеб. для ВУЗов. - М.: Банки и биржи, "ЮНИТИ", 1997. - 447 с. 2. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для ВУЗов. - М.: Банки и биржи, "ЮНИТИ", 1997.-447с. 3. Фатхутдинов Р.А. Понятийный аппарат по менеджменту. - М.: ЗАО "Бухгалт. бюл.", 1997. - 106с. 4. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учеб. - практ. пособие. - М.: ЗАО "Бизнес - шк." Интел - Синтез", 1997. - 350 с. 5. Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.: Инфра. - М. 1997. - 342 с. 6. Алабугин А.А. Теория и практика менеджмента: Учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1996 - 273 с. 7. Алабугин А.А., Алабугин Р.А. Производственный менеджмент в энергетике предприятия: Учеб. пособие. - Челябинск, Изд-во ЮУрГУ, 1998. - 70 с. 8. Алабугин А.А. Маркетинг: Теория и практика: Учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 225 с. 9. Алабугин А.А. Финансовый менеджмент: основы теории и практики: Учебное пособие. - Челябинск, Изд-во ЮУрГУ, 1997. - 177 с. 10.Молодчик А.В. Менеджмент: Стратегия, структура, персонал: пособие для препод. и слушателей системы повышения квалификации руководителя кадров и спец, 1997. - 207 с. 11.Менеджмент организации: Учебное пособие: Для спец. 061100 "Менеджмент"/Гос. акад. упр. им. С. Орджоникидзе; З.П. Румянцева; Н.А. Саломатин. - М.: Инфра - М, 1997. - 429 с. 12.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учеб. для экон. спец. ВУЗов. - 3-е издание, перераб и доп. - М.: Банки и биржи: Изд. об-ние "ЮНИТИ", 1997. - 501 с. 13.Михалева Е.П. Основы менеджмента.: Учебник/Тул. гос. ун-т. - Тула, 1997. - 1008 с. 14.Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник/Ин-т международного права и экономики. - М.: Триада, 1996. -383 с. 15.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.: Учебник для экон. спец. ВУЗов. - М.: Высшая шк., 1994 - 222 с. 16.Развитие управленческой компетентности: Управление развитием и изменением // Г.Салиман, Д.Батслер. - М.: МЦДО "ЛИНК". - 54 с. 17.Управление развитием и изменением: Осмысление современного менеджмента//Д.Бэтсли и др. - М.: МЦДО "ЛИНК", 1995 - 57 с. 18.Тихомиров В.П. Анализ общих тенденций и возможностей интеграции российских университетов в мировое образовательное пространство: Материалы 6-й Международной конференции по дистанционному образованию. – М., 1998. – с. 467. 19.Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 224 с. 20.История менеджмента: Учеб. пособие/Под ред. Д.В. Валового. -М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с. 21.Управление собой, Коммуникации, Принятие решений, Персонал: найм и отбор, Руководство и власть, Организация: структура и сети связей//Р. Томсон и др. Книги курса "Эффективный менеджер". – г. Жуковский, МЦДО "ЛИНК", 1996 г. 22.Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой., Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 669 с. |