Курсовая работа: Особенности налоговых систем разных стран

Название: Особенности налоговых систем разных стран
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: курсовая работа

Курсовая работа по теме: Особенности налоговых систем разных стран

План:

Введение............................................................................................................

Глава 1. Теоретические основы формирования налоговой системы..............

1.1Эволюция развития налоговой системы...............................................

1.2 Налоги как экономическая категория...................................................

1.3 Проблемы формирования и функционирования налоговой системы разных стран.............................................................................................................

Глава 2. Сравнительная характеристика механизма функционирования налоговых систем разных стран.........................................................................................

2.1 Функционирование налоговой системы Беларуси ..............................

2.2 Эффективность налоговых систем европейских стран.........................

Глава 3. Перспективы усовершенствования налоговых систем.

Введение

Проблема налогов одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике ведения народного хозяйства, т.к. налоги -основной источник бюджетных поступлений и, следовательно, финансирования социальных и различных общегосударственных программ.

Эта проблема особенно актуальны для Белоруссии, Украины , России и других стран СНГ, где всё ещё продолжают формироваться налоговые системы.

Несовершенство налоговых механизмов ведет к тому, что сокрытие налогов

составляет более 50%, в то время, как в развитых странах – не более 10-

15%.

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальномупроцветанию. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности. Они являются одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по

структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам,

фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий.

Однако любая налоговая система должна отвечать общим требованиям.

Поэтому целью данной работы является : проанализировать налоговые системы разных стран, их развитие, общие черты и отличия.

1. Теоретические основы формирования налоговой системы

1.1 Эволюция развития налоговых систем

Понятие налога и история развития

Налоги - это установленный законом обязательный платеж с физических и юридически лиц (центральными и местными органами власти)

Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество (подоходный налог, налог на добавленную стоимость и т. д.), и косвенные налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу (акциз). [БЭС]

Налоги – необходимое экономическое звено отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этих финансовых функций налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги существовали ещё в библейские времена и были не плохо организованы.

Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа.

На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков.

На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими

рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика.

И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои

руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила

обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Понятие "налог" уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл. Налог- элемент общественного бытия. Первые упоминания о налоге можно найти в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия "налог" - опосредовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств) (в современном понимании это процесс перераспределения доходов в государственную казну).

Налоговые формы взаимоотношений общества с государством носили самые разные названия. Немецкие ученые рассматривали налоги как поддержку, оказываемую государству её гражданами (staure - поддержка). В Англии налог до сих пор носит название duty - долг (обязательство). Законодательство США определяет налог как "tax" (такса). Закон о налогообложении во Франции налоговые отношения определяет как import (обязательный платёж). Принудительный характер налоговой формы в российской практике подчеркивал термин "подати" (принудительный платеж).

Не углубляясь в генезис налогообложения выделим главные рубежи перехода налоговых отношений из одного качественного состояния в другое.

Вплоть до раскола мирового сообщества на две противоборствующие налоговые системы воззрения ученых на налоги выстраивались в логическую систему, отражая прогресс экономики и политики.Труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало классической теории налогообложения, реализуя которые национальные налоговые системы способны двигаться к оптимальному варианту. Это был невероятный прогресс научной мысли, намного опередивший практику не только тех лет, но и современное её состояние. Этот период принято считать началом развития подлинной науки о налогообложении как об экономической и правовой категории, воплощающей своё объективное содержание на практике в конкретных формах.

Обоснование налога как одного из воспроизводственных факторов содержаться в работах зарубежных и русских экономистов начала XVIII в. Э. Сакса, Ж.Б. Сэя, В.Т. Посошкова и др. Позже эту идею в России развили Н.И. Тургенев, В.Н. Твердохлебов, И.Х. Озеров и др. Несмотря на то, что их налоговые теории носили сугубо прикладной характер, то есть они ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов для содержания государства, в них были учтены закономерности развития товарно - денежных отношений и международные тенденции формирования основ денежного хозяйствования. Вплоть до налоговой реформы 1930 года рекомендации этих русских ученых использовались по выработке мер по укреплению финансового хозяйства страны.

В истории развития налоговой науки определяющую роль сыграли два научных течения: марксизм и неоклассицизм, вобравший идеи А. Смита и Д. Рикардо о налогах. Классовый характер марксистского учения о государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения и был положен в основу реформирования производственных отношений в СССР. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от магистрального пути налоговых преобразований, по которому пошли США, Великобритания, Франция, Япония. Их налоговые системы строились согласно идеям А. Маршалла, Д.С. Милля, Э. Селегмана и др. Советские ученые М.М. Агарков, А.В. Бачурин, Г.Л. Рабинович и другие старались доказать преимущества происходящих идеологических преобразований в системе производственных отношений, трансформируя их экономическое содержание в неприсущие им административные, идеологические формы. Налоги.(Понятие налога и история развития. Экономический и философский смысл) налога)

1.2 Налоги как экономическая категория

Налоги, их сущность, функции, значение.

Сущность налогов

Налоговая система является важнейшим активным элементом рыночной экономики. Научно доказано что, она может позитивно влиять на экономические процессы, гасить негативные явления, утверждать цивилизованные правовые отношения в обществе.
Активность налоговой системы проявляется в проявлении ею двух функций: фискальной и регулирующей. Фискальная функция налогов позволяет государству формировать государственные денежные фонды, образующие условия для функционирования государства. Она показывает обязанности налогоплательщиков перед государством. Регулирующая функция налогов означает их использование для стимулирующего воздействия на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода. Регулирующая функция показывает обязанности государства перед налогоплательщиками.
Следовательно, выражая разные стороны налоговых отношений, обе функции – фискальная и регулирующая выступают в единстве: обязанности налогоплательщиков перед государством оборачиваются обязанностью государства перед налогоплательщиками. И чем совершеннее взаимодействуют эти функции, тем более доступна налоговая система для населения.
В современных условиях стимулирование экономических процессов через налоговую систему осуществляется с помощью таких инструментов, как налоговые льготы (в США их насчитывается более 100, в Великобритании – около 80). Налоговые льготы выражаются в пониженных налоговых ставках налогообложения для некоторых предприятий (в основном связанных с научно-техническим прогрессом); в виде налоговых кредитов (вычетов из величины первоначальных налогов), а также в отсрочке уплаты налога или полном освобождении от налогов (в основном малых предприятий и вновь образованных).
Формирование рыночных отношений в страна СНГ диктует необходимость перехода к цивилизованной налоговой системе. Изучая модель налоговой системы, в странах с развитой рыночной экономикой, наши страны не слепо копирует этот опыт, а учитывает исторические особенности страны и формирует налоговую систему в тесной связи со всеми радикальными преобразованиями в экономике.

Функция налогов

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:
1.Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальнаяфункция).
2.Государственное регулирование экономики (регулирующаяфункция).
3.Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальнаяфункция).
4.Стимулирующаяфункция.
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполнялифискальнуюфункцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важное роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись —регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Социальнаяилиперераспределительнаяфункция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Последняя функция налогов —стимулирующая . С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

2.1 Функционирование налоговой системы Беларуси

Налоговые системы современных государств есть результат их многовековой эволюции. В каждом государстве национальная налоговая система индивидуальна, так как нет абсолютно одинаковых государств с точки зрения структуры экономики, институтов государственной власти, правовой доктрины, а именно они придают колорит национальным налоговым системам.

Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 году. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты налогообложения, порядок уплаты, ставки и льготы. Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Принятый перечень налогов и некоторые методики исчисления имели формальные признаки налогообложения рыночного типа. Однако ее логику и внутреннее содержание определяли потребности сложившегося соотношения доходов и расходов государственного бюджета. В дальнейшем налоговая система постоянно корректировалась: изменялись состав налогов и сборов, порядок расчета.

((((((((Недостатки налоговой системы РБ касаются состава и структуры налогов, степени равномерности распределения налогового пресса. Асимметричность налогового обложения проявляется в неравномерном обложении налогами (например, многократное налогообложение оплаты труда), в наличии многочисленных и неупорядоченных льгот, которые ведут к злоупотреблениям и уклонениям (насчитывается более 30 видов льгот для юридических лиц по НДС и налогу на прибыль и доход предприятий).

Количество налогов, сборов и отчислений приближается к тридцати. Попытка устранить недостатки налоговой системы носили косметический характер и не дали значительных результатов, не упростили процедуру исчисления налогов и не снизили уровень налогообложения. Поэтому в области налогового регулирования предстоит серьёзная реформа. В соответствии с Основными положениями “Программы социально-экономического развития РБ на 2001-2005 гг.” реформа коснётся не только всей системы налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса РБ, унифицированного с Налоговым кодексом РФ и направленного на создание единого правого пространства и равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования Беларуси и России. Цель реформы – реальное повышение эффективности действующей налоговой системы с тем, чтобы добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, снизить налоговое давление на экономику, темпы производства, инвестиции и экспорт.

Также важным является снижение налогового бремени на фонд заработной платы. Неоспоримым является факт чрезмерно высокой налоговой нагрузки на фонд заработной платы, что не способствует полной его легализации. Естественно, что в такой ситуации у многих субъектов хозяйствования возникает соблазн, если не полностью, то хотя бы частично, скрыть от налогообложения фонд заработной платы. В результате в бюджет и в, теперь уже бюджетный, Фонд социальной защиты населения не допоступают значительные суммы денежных средств, ограничивая тем самым развитие социальной сферы.))))))))))))

(((((((По состоянию на 1 января 2004 года действующие в Республике Беларусь налоги и другие обязательные платежи в бюджет в зависимости от выполняемых функций и источника уплаты могут быть объединены в 9 укрупненных групп. [6, стр. 105-109]

· Налоги и сборы, включаемые юридическими лицами в выручку от реализации товаров.

· Налоги на прибыль и доходы.

· Налоги, сборы и отчисления, относимые юридическими лицами на себестоимость.

· Сборы, относимые юридическими лицами на финансовые результаты:

· Налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами за счет средств, остающихся в их распоряжении.

· Налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности.

· Упрощенная система налогообложения, в которую входят.

· Другие налоги и сборы.

· Платежи во внебюджетные фонды.))))))))))

Необходимо отметить, что в 1992 году налоговая система формировалась в условиях нарастающего экономического кризиса, который обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода приобрела исключительно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму налоговую систему. Уровень налоговой нагрузки на экономику снизился по сравнению с 1992 годом, но все равно остается достаточно высоким.

Отчасти такой уровень налоговой нагрузки на экономику объясняется тем, что налоговые поступления являются основным источником доходов бюджета Республики Беларусь. В 2000 году они составляли 76,5 % доходов консолидированного бюджета, в 2002 – 72,5 %. [27, стр. 111]. А если сюда добавить доходы целевых бюджетных фондов, то и вовсе получается более 90%. В тоже время в развитых странах основу доходов бюджета также составляют налоги, однако, уровень налоговой нагрузки на экономику в большинстве из них ниже.

Ситуация за последних несколько лет в Беларуси

Структура доходов бюджета РБ в 2003 году, %. [21;с.25].

Единый налог с индивидуальных предпринимателей 1,9 %
Платежи от фонда заработной платы 3,0 %
Доходы от внешнеэкономической деятельности 7,7 %
Прочие налоги 16,9 %
Налоги на добавленную стоимость 24,0 %
Оборотные налоги 16,1 %
Подоходный налог 8,4 %
Налог на прибыль 7,6 %
Налог на доходы 1,4 %
Акцизы 7,0 %
Налог на недвижимость 3,9 %
Земельный налог 2,1 %

Динамика поступлений основных налогов в бюджет РБ в ценах 2003 года, млрд. руб.

Виды налогов на 2002-2003 гг. [4;с.168]

Виды налогов 2002 год млрд. руб. 2003 год млрд. руб.
НДС 2828,367403 2919,192289
Оборотные налоги 1732,81966 1954,221815
Акцизы 762,537543 846,3170245
Налог на прибыль 830,5686615 930,2221835
Налог на недвижимость 405,7098184 472,6877824
Подоходный налог 995,023386 1024,33207

Уровень централизации и налоговая нагрузка по Республике Беларусь и зарубежным странам % к ВВП. [8; с.108].

Уровень централизации финансовых ресурсов государства Налоговая нагрузка на экономику
Дания 65,3% 49,9%
Бельгия 57,4% 44,0%
Италия 57,4% 39,1%
Великобритания 56,5% 37,3%
Франция 52,1% 44,4%
США 42,2% 28,0%
Российская Федерация 31,3% 26,1%
Республика Беларусь 44,6% 40,3%

Величина налоговой нагрузки на экономику, сложившаяся в 2004 году в Республике Беларусь, вполне сопоставима с аналогичным показателем по странам с развитыми рыночными отношениями, хотя несколько выше, чем в некоторых странах СНГ. Это связано с высокой социальной ориентированностью белорусского бюджета и проведением мероприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На финансирование столь значимых расходных статей нашим государством ежегодно направляется более половины финансовых ресурсов, аккумулируемых в рамках республиканского бюджета.

В 2004 году налоговая система республики не претерпела существенных изменений как по количеству налогов, так и в части методологии их исчисления. ((((В русле решения задачи по поэтапному снижению налоговой нагрузки, поставленной Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, была снижена ставка по НДС с 20 до 18%, а также совокупная ставка по оборотным налогам с 4,5 до 4,25%. Чтобы не допустить потерь бюджета от снижения фискального давления по косвенным налогам была отменена пониженная ставка по налогу на прибыль в размере 15%, пересмотрены и отменены некоторые неэффективные концептуальные налоговые льготы, ужесточены подходы по предоставлению налоговых преференций в индивидуальном порядке.

((((В результате за 2004 год величина налогового бремени на экономику республики без учета отчислений в Фонд социальной защиты населения составила 29,4% и по сравнению с 2003 годом практически не изменилась [5, ст.38].)))))

Структура налоговой нагрузки, сложившаяся в 2003 и 2004 годах, приведена на таблице

Структура налоговой нагрузки за 2003 - 2004 гг., % в ВВП [19;с.209].
2003 год 2004 год
Смешанные налоги 2,4 2,4
Прямые налоги 8,4 9,1
Косвенные налоги 18,5 17,9

Из таблицы видно, что за 2004 год в структуре налоговой нагрузки произошли определенные изменения. В частности, с 8,4 до 9,2 процента в ВВП увеличилась доля прямых налогов, что обусловлено существенным ростом поступлений по данной группе платежей (темп роста – 121,4 процента). Наиболее стремительная динамика сложилась по налогу на прибыль, поступления по которому в сопоставимых ценах возросли на 43,8 процента, а доля данного налога в ВВП увеличилась с 2,6 до 3,3 процента. Усиление роли прямых налогов в 2004 году обусловлено существенным увеличением массы прибыли в целом по экономике республики и ростом реальных доходов населения. В частности, по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг за 2004 год возросла в 4,5 раза, реальные доходы населения – более чем в 1,1 раза.

На фоне укрепления позиций прямых налогов в структуре налоговой нагрузки несколько ослабла роль косвенных налогов, доля которых в ВВП в 2004 году составила 17,9 процента и относительно 2003 года сократилась на 0,6 процентных пункта. Основной причиной такого структурного сдвига стало снижение ставок по НДС и оборотным налогам.

Некоторое уменьшение доли оборотных налогов и НДС в ВВП вовсе не означает сокращения поступлений по данным доходным источникам. Так, по сравнению с 2003 годом оборотные налоги увеличились на 9,5 процента, НДС – на 8,3 процента в сопоставимых ценах. Снижение же доли указанных платежей в ВВП связано с его опережающей динамикой (111,0 процента).

Традиционно наиболее стабильной группой налогов с позиций роли в формировании доходов бюджета являются смешанные налоги, которые включают ресурсные платежи и отчисления от фонда оплаты труда. В частности, в 2004 году доля данной группы налогов в ВВП составила 2,4% и по сравнению с прошлым годом практически не изменилась.

Что касается текущего финансового года, то с учетом предусмотренного Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» снижения совокупной ставки по оборотным налогам на 0,25 процента и ставки по единому налогу от фонда оплаты труда с 5 до 4 процентов можно прогнозировать некоторое сокращение уровня налоговой нагрузки на экономику республики по сравнению с ее величиной за 2004 год (до 28-29% к ВВП) [21;с.7].

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что налоговая система и налоговое законодательство не достигли своего совершенства. На сегодняшний день актуальность совершенствования налоговой сферы неоспорима. Налоговая нагрузка на экономику остается высокой, в структуре налогов преобладает косвенное налогообложение, эластичность налоговой системы снижается, налоговая система оказывает угнетающее воздействие на реальный сектор экономики.

Тем не менее, наблюдаются и положительные тенденции. К настоящему времени в республике создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, центральным звеном которой является принятый в 2002 году Налоговый кодекс Республики Беларусь. Несмотря на объемность этой базы, она позволяет плательщику найти ответ практически на любой вопрос, возникающий при исполнении им налоговых обязательств. Также положительным является тот факт, что в 2004 году были снижены ставки отдельных налогов: НДС с 20 до 18%; сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием ремонтом жилищного фонда, уплачиваемые единым платежом с 2,5 до 1.15%, целевые сборы в местные бюджеты с 5 до 4% и другие. Хотя в тоже время были повышены ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог, уплачиваемые единым платежом с 2 до 3%, налоги на услуги, уплачиваемые в местные бюджеты с 5 до 10%. [6, стр. 105-109]

2.2 Эффективность налоговых систем европейски стран

Налоговые системы развитых зарубежных стран современную структуру

приобрели в результате налоговых реформ, проведенных после окончания 2-й

мировой войны и в 80-е гг. прошлого века. Преобразования налоговых систем

проходили по принципу "лучше низкие ставки и мало льгот, чем высокие став-

ки и множество исключений". Налоговые системы западноевропейских стран различаются между собой. Но проводимые с конца 80-х годов налоговые реформы несколько сближают их.

Тенденция к экономическому объединению, расширение международных хо-

зяйственных связей, стремление избежать двойного налогообложения способ-

ствуют этому процессу. В то же время в каждой стране есть особенности, кото-

рые иногда можно перенимать, а иногда полезно просто знать, порой с целью

избежать уже выявленных другими ошибок.

Эффективная налоговая система должна выполнять ряд функций, а имен-

но: 1) формирование фискально-доходной части государственного бюджета;2)

производственно-стимулирующая функция;3) социальная.

В ходе написания работы был проведен сравнительный анализ систем налого-

обложения таких стран, как Германия, Франция, Швеция.

Производственно-стимулирующая функция требует от налоговой систе-

мы функционирования таким образом, чтобы как минимум не подрывать сти-

мулы к производственной или, шире, к экономической деятельности, а в луч-

шем случае усиливать эти стимулы. Для сравнения эффективности налоговых

систем зарубежных стран исходя из выполнения ими данной функции были

проанализированы налоги на корпорации в каждой из выбранных стран. Налог

на прибыль корпораций является одним из основных источников доходов госу-

дарственного бюджета. Более того, это один из важнейших инструментов сти-

мулирования производственной деятельности частных предпринимателей. Ос-

новными характеристиками налога на прибыль являются его ставка и льготы.

Современные ставки налога на прибыль в большинстве развитых странах

колеблются от 30 до 40 %.Однако, необходимо учитывать и льготы по налогу,

которые весьма различаются по странам и оказывают существенное влияние на

сумму налога.

Фискальная функция присуща всем налогам, без выполнения этой функ-

ции система налогообложения теряет всякий смысл. При формировании эффек-

тивной фискальной системы необходимо выполнение таких условий, как отно-

сительная простота расчетов и легкость сбора налогов, сохранение стабильно-

сти, система препятствий на путях уклонения от выплаты тех или иных нало-

гов. Налоговые системы зарубежных развитых стран указанную функцию вы-

полняют достаточно успешно. Так, государствам удается собирать от 90-99 %

налогов, при этом себестоимость сбора налогов весьма низка.

Социальная функция в самом общем виде направлена на соблюдение при

налогообложении принципов социальной справедливости. Кроме того, эта

функция может проявляться и в других направлениях. Мы рассматриваем эф-

фективность налоговой системы в данном разрезе исходя из налоговой нагруз-

ки на домохозяйства.

Францию среди развитых стран отличает высокая доля налоговых посту-

плений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального назна-

чения. Налоговая система Франции является жесткой по отношению к физиче-

ским лицам и семьям, имеющим высокие душевые доходы, но применение зна-

чительных вычетов из базы индивидуального подоходного налога приводит к

снижению его вплоть до нуля для бедных слоев населения.

Для предприятий малого бизнеса установлены одни из самых высоких налогов

и обязательных отчислений. В целом, можно заключить, что налоговая система

Франция относится более жестка по отношению к корпорациям и личным доходам граждан.

Швеция из европейских стран считается страной с самой высокой налоговой ставкой. Следствием жесткого налогового пресса в Швеции стали падение

темпов экономического роста, снижение конкурентоспособности шведских то-

варов, перевод ряда производств за пределы страны. Поэтому были серьезно

снижены основные ставки налогов на прибыль корпораций и НДС. Налоги на

личные доходы остались на достаточно высоком уровне.

Значение льгот в налогообложении прибыли весомо для большинства

стран и в количественном отношении. Льготы уменьшают общую ставку налога

на прибыль. Общая ставка налога на нераспределенную прибыль в Германии при вычете из нее той части промышленно налога, которая, по сути, является налогом на капитал, и льгот снижается примерно на 16%. В Италии льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль на 12%

В таких странах, как Германия, Франция ставки налога на прибыль кор-

пораций колеблются в пределах 25% - 40%, а значение налоговых льгот не

столь велико. В основном они используются для стимулирования создания но-

вых предприятий, стимулирования инвестиций, связанных с внедрением техни-

ки и технологии экологического типа, с экономией в потреблении энергии, во-

ды, а также для ускорения развития экономически отсталых регионов.

Наибольшая нагрузка на предприятия наблюдается в такой стране как

Швеция. Налоговые льготы здесь минимальны. Однако считается,

что хотя налоги и высоки, основная часть собранных средств возвращается на-

селению в форме различных услуг.

Наиболее эффективны в рассматриваемом аспекте, на мой взгляд, из Европейских стран не было выявлено наилучшей страны, но читая разные источники было выявлено , что наиболее эффективными в данных аспектых, которые рассматривались являются США и Великобритания (в этих странах умеренные ставки налога на прибыль корпораций и весомые льготы, которые обеспечивают условия для развития бизнеса)

3. Перспективы усовершенствования налоговых систем