Реферат: Патриотическое воспитание детей в условиях учреждений дополнительного образования
Название: Патриотическое воспитание детей в условиях учреждений дополнительного образования Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
Муниципальное учреждение дополнительного образования Дворец Творчества Детей и Молодежи Музыкального отдела Реферат Тема: «Патриотическое воспитание детей в условиях учреждений дополнительного образования» Составила: педагог дополнительного образования Кудашева Дарья Петровна. Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры художественно-эстетического воспитания ОГПУ Карягина Галина Васильевна. Оренбург 2010 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Проблема патриотического воспитания в трудах известных философов и педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Патриотическое воспитание молодёжи в настоящее время . . . . . . . . . . .9 Цели и задачи патриотического воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Принципы патриотического воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 Патриотическое воспитание детей в УДОд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17 Воздействие хореографии на патриотическое воспитание . . . . . . . . . . .18 Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 ВВЕДЕНИЕ. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, причем в современных условиях значительно усиливается роль субъективного фактора. От уровня сознания каждого члена общества, его отношения к задачам, которые предстоит решать стране, во многом зависит поступательное развитие всего общества. Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны. В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения. В воспитании подрастающего поколения образовательные учреждения играют ведущую роль, поэтому проблема разработки теории патриотического воспитания учащейся молодежи приобретают в современных условиях особую актуальность. ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЕ В ТРУДАХ ИЗВЕСТНЫХ ФИЛОСОФОВ И ПЕДАГОГОВ. Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен. В концепциях воспитания Древней Греции характерной чертой было рассмотрение человека только в отношении его к государству, а не самого по себе. Граждане мелких самостоятельных рабовладельческих государств-полисов не могли мыслить себя вне Родины, которая гарантировала их существование, и поэтому высшей целью каждого гражданина и всего государства считалось благо полиса. Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с общественным долгом [6, с. 239]. Я.А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия» [4,с. 159]. К.А. Гельвеций истинной целью воспитания считал формирование у каждого человека глубокого понимания личного и общественного блага: если сердца граждан раскроются для гуманности, а ум — для знаний, тогда появится поколение новых людей-патриотов. По его мнению, общественное воспитание, организованное государством, может сформировать из детей патриотов, обеспечив их личное счастье и благополучие нации. Подчеркивая необходимость патриотического воспитания, он писал: «Добродетели цивилизованного человека — любовь к справедливости и к отечеству» [3, с. 259]. В российской науке проблеме патриотического воспитания также посвящено немало исследований. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. Так, А.Н. Радищев отмечал, что «истинный человек и сын отечества есть одно и то же», он «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью». Раскрывая важные качества, которые по его мнению, должны быть присущи каждому человеку, он писал: «Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества» [9, с. 205-206]. А.П. Куницын в «Наставлении воспитанникам» подчеркивал, что основными задачами воспитания молодого поколения должны быть: «водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах»[5,с.141]. Философ и педагог XIX века И.Ю. Ястребцов подчеркивал, что «у каждого человека есть свои обязанности, которые состоят в том, чтобы быть полезным человечеству, Отечеству и самому себе» [15, с. 230], причем, долг к Отечеству требует, «чтоб делиться с ним своими способностями... Безумно жертвовать своими выгодами бесполезно для Отечества; еще безумнее жертвовать ими во вред ему» [15, с. 230]. Определяя понятие «Отечество», ученый отмечал, что «оно не есть земля только, на которой человек живет. Оно есть идея, развивающаяся в религии, языке, науках, нравах того народа, к которому человек принадлежит и для физического благосостояния которого служит известная доля вод и земель с их животными, растительными и минеральными произведениями. Сии произведения кроме физической пользы имеют еще и пользу нравственную, содействуя своим образом к развитию общей идеи народа; потому заключены сугубо в круге той симпатии, которая объемлет все принадлежащее Отечеству и все ему споспешествующее, все отечественное. Долг основывается не на одном только неопределительном расположении сердца, а на положительных началах рассудка» [15, с. 230-231]. Рассматривая понятие « патриотизм», автор подчеркивает, что «патриотизм может быть так же ложным или недостигающим своей цели, как и неуместная благотворительность. Между благотворительностью и патриотизмом много общего. Презренна притворная благотворительность, презренна и притворная любовь к Отечеству, но и та и другая неизъяснимо облагораживают душу, когда они чисты» [15, с. 230-231]. Важность патриотического воспитания подчеркивал и другой русский ученый А.Ф. Афтонасьев, который считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, для жизни в государстве, должно «возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать» [1, с. 394]. К.Д. Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он отмечал огромное влияние труда на формирование личности: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [12, с. 160]. В.Г. Белинский также считал одной из главных задач воспитания развитие в детях чувства патриотизма: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [2, с. 488-489]. Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, рассматривая вопросы воспитания подрастающего поколения, определяли в качестве его главной цели подготовку гражданина, любящего свою Родину, принимающего активное участие в общественных делах. Для этого необходимо предоставить молодому человеку право нормально и свободно развиваться, внушить ему правильные взгляды на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать твердость воли, самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм [14, с. 72]. После 1917 г. в России вопросы патриотического воспитания молодежи приобрели особую актуальность и новое содержание. Изменение идеологии и определение целей коммунистического воспитания нашли отражение в работах педагогов того времени. Многие государственные деятели, касаясь вопросов воспитания подрастающего поколения, подчеркивали важность развития у молодежи любви к Родине, советского патриотизма на основе знакомства детей с родной страной, с историей народа, его культурой, бытом и активного их участия в общественно-трудовой жизни страны. Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия «патриотизм» и «советский патриотизм», его характеристики, пути и средства формирования и пр.), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, трудового воспитания учащихся различного возраста и др.). А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом» [8, с. 115]. При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная» [7, с. 412]. В 30-40 гг. ХХв. вопросы патриотического воспитания освещались в работах В.В. Голубкова, В.А. Грузинской, О.М. Лобовой, В.А. Никольского, А.А. Озеровой, М.М. Сазоновой, Л.М. Фарбера и др. В период после Великой Отечественной войны проблема патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что патриотические чувства проявляются особенно ярко в трудные периоды развития страны, трудности войны и послевоенного восстановительного периода обусловили массовые проявления героизма и трудового патриотизма советских людей. Данные вопросы рассматривались в исследованиях педагогов того времени, в которых раскрывались и обосновывались различные аспекты патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Необходимо, однако, отметить, что все проблемы решались на основе решений партии и правительства, с учетом идей социализма и коммунизма. Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству» [10, с. 3], В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина [10, с.112]. Среди педагогических исследований, посвященных данной проблеме в 50-60 гг., выделяются работы И.С. Марьенко, В.А.Сластенина, М.А. Терентия, Ф.И. Хвалова и др. 70-80 гг. характеризуются разработкой различных аспектов патриотического воспитания подрастающего поколения. Авторы многочисленных исследований рассматривают проблемы взаимосвязи патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы, определения эффективности патриотического воспитания учащихся различного возраста, возможности различных видов деятельности учащихся в патриотическом воспитании, подготовки студентов педвуза к патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы и др. (Н.В.Ипполитова, Ф.С. Савченко, Т.В. Страго, К.3. Сафиуллина, Л.А. Саклешина, В.И. Шахненко и др.). ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. В конце ХХв. и в настоящее время проблеме патриотического воспитания молодежи уделяется значительно меньше внимания, что связано, на наш взгляд, с процессами, происходящими в обществе, изменением политических и экономических ориентиров в развитии страны и, следовательно, с изменением концептуальных основ воспитания и образования подрастающего поколения. Однако данная проблема не потеряла своего значения и в наше время. Более того, она приобретает особую актуальность, т. к. появление многопартийной системы в стране, демократизация общественной жизни привели к тому, что идеи патриотизма берутся на вооружение различными партиями и движениями самого разного, часто противоположного направления. Это приводит к тому, что понятия «патриотизм», «патриот» приобретают негативный оттенок. Кроме того, трактовка этих понятий с позиций коммунистической идеологии делает их с точки зрения некоторых исследователей устаревшими. С учетом этого в новых социально-экономических условиях проблема патриотического воспитания молодежи требует переосмысления. Среди причин, обусловливающих необходимость активизации патриотического воспитания молодежи, можно выделить: развитие процессов деполитизации системы образования и демократизации общества, увеличение потока информации, сложность процессов преобразований, происходящих в обществе, расширение международных связей, усиление внимания к внутренним факторам развития личности в процессе воспитательной работы с подрастающим поколением и др. В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ об образовании в качестве одного из принципов государственной политики в области образования, а необходимость активизации работы по патриотическому воспитанию молодежи подчеркивается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», где отмечается, что воспитание патриотизма у российских граждан составляет основу консолидации общества и укрепления государства. С учетом современных исследований патриотическое воспитание может рассматриваться как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотизма (патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриотического поведения). Анализ педагогической литературы по данной проблеме показывает, что, признавая патриотическое воспитание как необходимую составную часть воспитательной работы, разные ученые отводят ему различное место в общей системе воспитания. Некоторые ученые (Л.Р. Болотина, О.И. Павелко, Л.ф. Спирин, П.В. Конаныхин и др.) рассматривают патриотическое воспитание как часть идейно-политического, другие (В.В. Белорусова, Н.И. Болдырев, Н.Е. Щуркова, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Л.И. Мищенко и др. ) - как часть нравственного воспитания, третьи (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников и др.) выделяют его в самостоятельный раздел. На наш взгляд, вполне правомерна эта последняя точка зрения, что объективно обусловлено сущностью патриотизма и содержанием данного понятия. Для определения роли и места патриотического воспитания, как отмечает М.А. Терентий, главным критерием «является его конечная цель: формирование патриота- человека, для которого смысл жизни заключается в стремлении сделать все для процветания Родины» [11, с. 31]. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого. Патриотическое воспитание, находясь в тесной взаимосвязи с другими направлениями воспитательной работы, пронизывает, интегрирует их, осуществляется в целостном педагогическом процессе. Сущностью данного процесса является освоение воспитанниками прогрессивного патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к патриотизму, что отражает сущность процесса воспитания – переход внешнего, объективного во внутреннее, субъективное. Определение цели патриотического воспитания основывается на следующих философских положениях: · любая целенаправленная деятельность человека предполагает наличие у него представления о ее результатах, поэтому цель означает наличие осознанного представления конечного результата определенной деятельности; · цель является идеально предвосхищаемым результатом деятельности, она порождается и определяется объективными условиями, существует во взаимосвязи со средствами, объективно включает в себя результат и процесс и выступает как главная направляющая человеческой деятельности, определяющая способ и характер действий. С учетом этого в качестве цели патриотического воспитания учащихся выступает формирование патриотизма как социально-нравственного императива, характеризующего их взаимоотношения с Родиной и Отечеством. Такая формулировка цели патриотического воспитания требует дополнительного анализа понятий «патриотизм» и «социально-нравственный императив». Как сложный феномен патриотизм может рассматриваться в различных аспектах. В философском аспекте патриотизм представляет общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих инвариантную (Родина) и вариативную (Отечество) характеристики данного явления. В социально-педагогическом плане патриотизм может рассматриваться как социально-нравственная ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения. В психолого-педагогическом аспекте правомерно рассматривать патриотизм как сложное нравственное качество. Целостная характеристика патриотизма основывается на комплексном анализе его аспектов, основанном на применении метода содержательного обобщения и принципа дополнительности. При этом патриотизм связывается не с отдельным политическим или нравственным принципом и не с отдельным нравственным качеством личности, а с интегративностью ее свойств, что позволяет рассматривать патриотизм как социально-нравственный императив, составляющий неотъемлемую часть социально-нравственной направленности личности. В современных исследованиях (Д.Ю. Гамбург и др.) нравственный императив определяется как совокупность моральных, нравственных и этических норм человеческого общества, без которых невозможно дальнейшее развитие цивилизации. Патриотизм, отражая совокупность социальных и нравственных норм конкретного общества, составляет необходимое условие дальнейшего прогрессивного развития страны, государства. Включая рациональный, эмоционально-психологический и деятельностный компоненты, патриотизм выступает как побуждение, толчок к патриотически направленной деятельности. Причем данное побуждение носит относительно устойчивый характер, что позволяет рассматривать патриотизм как социально-нравственный императив, который выражает ценностное отношение человека к Родине и Отечеству и побуждает его к патриотически направленной деятельности. Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия «патриотизм» и включают: воспитание патриотических чувств, формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера, расширение опыта и формирование положительного отношения к патриотической деятельности. Цель и задачи патриотического воспитания учащихся реализуются на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов организации данного процесса, которая отражает общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса и специфику патриотического воспитания как составной его части. Присоединяясь к мнению ведущих педагогов (В.А.Сластенин, П.И.Пидкасистый и др.), мы выделяем следующие общепедагогические принципы, составляющие основу патриотического воспитания учащихся: принцип гуманистической направленности; научности; ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения; преемственности, последовательности и систематичности; наглядности; сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательности и активности воспитанников; согласованности требований субъектов педагогического взаимодействия; связи теории с практикой; единства образовательных, воспитательных и развивающих результатов педагогического взаимодействия и др. ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. К специфическим принципам, отражающим особенности патриотического воспитания учащихся, М.А. Терентий относит: обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; координацию взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания; обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов историческими традициями русского народа; зависимость содержания и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; диалектическое единство и органическую взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий [11, с. 180-182]. С учетом современных подходов к воспитанию данная совокупность принципов может быть дополнена такими принципами, как народность, интегративность, вариативность и гибкость, единство дискретного и непрерывного. Принцип народности в патриотическом воспитании учащихся предполагает использование в учебно-воспитательном процессе огромного опыта патриотического воспитания молодого поколения, накопленного российской педагогикой; знакомство с народными традициями, обычаями в воспитании детей; историей родного края и т.д. Правомерность выделения данного принципа обусловлена сущностью понятия «патриотизм», отражающего любовь народа к своей Родине; особенностями патриотического воспитания в современных условиях, характеризующихся ростом национального самосознания русского народа, усилением внимания к российской истории, культуре и т.д. Важным принципом, на наш взгляд, является принцип интегративности, реализующийся в нескольких аспектах: структурном, содержательном, организационном. В структуре образовательного процесса данный принцип предполагает интеграцию процессов обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе. В содержательном плане данный принцип реализуется при обеспечении единства методологических, теоретических и прикладных аспектов рассматриваемого процесса, а также его интеграцию с другими направлениями воспитательной работы. В организационном аспекте данный принцип предполагает использование органического единства и оптимального сочетания различных форм и методов организации педагогического взаимодействия. Изменения, происходящие в современном обществе, находят отражение в новых концепциях организации и осуществления учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, что предполагает опору на новое понимание основных педагогических понятий. Это в полной мере относится и к процессу патриотического воспитания, который, по нашему мнению, должен осуществляться на основе принципа гибкости и вариативности. Первое означает своевременное реагирование на изменение социально-педагогической ситуации, а второе - использование разнообразных сочетаний форм и методов педагогического взаимодействия с учетом особенностей контингента воспитанников, что обусловлено процессами гуманизации системы образования, направленностью педагогического процесса на создание условий для развития личности каждого воспитанника. Еще одним специфическим принципом патриотического воспитания учащихся является единство дискретности и непрерывности. В философском плане данный принцип характеризует процесс развития различных явлений. Дискретность, понимаемая как прерывность, означает «зернистость» процесса движения, развития. Непрерывность выражает единство, взаимосвязь и взаимообусловленность элементов, составляющих ту или иную систему [13, с.433-434]. При характеристике патриотического воспитания учащихся данный принцип означает следующее. Данный процесс, осуществляемый непрерывно, предполагает воспитание патриотических чувств, опору на эмоциональные переживания воспитанников. Общеизвестно, что знания, связанные с сильными эмоциями, вызывающие отклик в душе воспитанника, усваиваются легче, «присваиваются» воспитанником. Однако это не означает, что процесс патриотического воспитания должен основываться на постоянном эмоциональном напряжении. Это привело бы к тому, что воспитанники «адаптировались» бы к неизменно сильным раздражителям, что значительно снизило бы эффективность их воздействия. Частое использование положительных примеров, связанных с патриотическим воспитанием, вероятно, будет малопродуктивным, поскольку повторение сильных эмоциональных переживаний может вызвать у учащихся обратную реакцию, снизить их ценность. Все это позволяет предположить, что процесс патриотического воспитания является непрерывным в плане педагогического взаимодействия и дискретным в эмоциональном плане. Осуществление патриотического воспитания учащихся на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов обеспечивает целостность и эффективность данного процесса. Содержание патриотического воспитания отражает содержание понятия «патриотизм» и включает: воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; формирование культуры межнационального общения (уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни и др.); развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины, готовности к защите Родины и содействовать прогрессивному развитию Отчества при сочетании личных и общественных интересов и пр. Формы, методы и средства патриотического воспитания вряд ли можно отнести к разряду специфических. Скорее всего, можно говорить об использовании сочетаний традиционных и нетрадиционных педагогических методов и форм организации педагогического взаимодействия для решения конкретных задач патриотического воспитания на каждом возрастном этапе развития воспитанников. В качестве особенности организации патриотического воспитания в современных условиях можно выделить необходимость применения различных педагогических технологий (игровых, технологии саморазвития, самоопределения и пр.), обеспечивающих повышение эффективности межличностного взаимодействия в педагогическом процессе. ПАТРИОТИЧЕСКОЕВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УДОд. Россия многонациональная страна, в ней проживают более 160 народов, а это значит, что и система образования страны является поликультурной и многоязычной. В этой связи встаёт вопрос о том, как воспитывать духовно-нравственную, свободную, ответственную, толерантную, граждански активную, развитую и здоровую личность в условиях как поликультурного, так и этнокультурного образования. Отсюда вытекает педагогическая необходимость проектирования воспитательной системы образовательных учреждений, которая бы учитывала не только фундаментальные общероссийские традиции воспитания подрастающего поколения, но и этнокультурные ценности народов мира, страны. При опросе учащихся на вопрос: «Что есть для вас Родина»; были получены следующие ответы: · Родина – это мой дом; · Родина – это моя семья; · Россия – это то место, где ты родилась; · Родина – это те ценности, которыми бы я гордилсчя и защищал; · Родина – это моя страна; · Родина – это то место, где ты себя чувствуешь в безопасности; · Родина – это то, что очень страшно потерять; · Родина – это запах маминых блинов; · Родина – это то место, где тебя любят. Причём следует отметить, что для многих учащихся понятие Родина ассоциируется с семьёй, родным домом. ВОЗДЕЙСТВИЕ ХОРЕОГРАФИИ НА ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ. История искусства танца уходит в седую древность. На заре своего существования человечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков через движения. Танец безмолвен. Здесь не звучит слово. Но выразительность пластинки человеческого тела и музыкальных ритмов и мелодий оказывается могущественней, и поэтому язык танца интернационален и понятен всем. Сначала человечество вкладывало в танцы свои представления и верования – танец был обрядом. В пляске человек вымаливал у неведомых богов счастливую охоту, обильный урожай, спасение от недугов. Такие обрядовые танцы по сей день можно увидеть у некоторых первобытных племён Австралии или американских индейцев. В нашей стране в плясках коряков, остяков, чукчей тоже живут отзвуки древних ритуалов предков, «заклинавших» танцем добычу – медведя, нерпу, рыбу. Шло время, человечество всё энергичней открывало тайны мироздания, и тайны мироздания, и танцы утрачивали своё «магическое» предназначение. Теперь в них выражались свойственные народу вольнолюбие, жизнерадостность, оптимистическое восприятие реального мира. Поэтому танец всегда был нелюбим жестокими церковниками. Однако он оказался куда сильнее и жизнеспособнее мракобесия и предрассудков. Танец выжил, восторжествовал и расширил свою сферу деятельности. Танцевал на праздниках народ. Танцевала знать на своих придворных балах. Танцевали актёры в интермедиях, чтобы «внести оживление в ход серьёзных драматических или оперных представлений. И наконец, более четырёх веков назад родился балет. При работе с детьми, следует помнить, что их мозг, как губка: воспринимают всю информацию. Не важно, где она была предоставлена: в школе или в учреждениях дополнительного образования. Уважительная, ровная, выстроенная на взаимной симпатии и взаимном интересе интонация необходима в обращении с детьми. Не любя их любовью разумной и целеустремлённой, не ощущая интереса к ребячьим радостям и огорчениям, сложностям детской психологии, работать с детьми не нужно и невозможно даже при высшей профессиональной квалификации. Тут нужна квалификация человеческая, понимание внутреннего мира ребёнка детского мировосприятия, детских взаимоотношений. Всё вышеперечисленное и составляет трудность гражданского воспитания путём приёмов хореографии. Литература: 1. Афтонасьев А.Ф. Мысли о воспитании // Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 394-402. 2. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. В 13-т. / Ред. коллегия: Н.Ф. Бельчиков и др. - М.: АН СССР, 1954. - Т.4. - 676 с. 3. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании // Хрестоматия по истории педагогики / Сост. Пискунов А.И. - М.: Просвещение, 1971. - С. 255-265. 4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1955. - 656 с. 5. Куницын А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 141-145. 6. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. - 2-е изд. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, _1994. - 368 с. 7. Макаренко А.С. Доклад в Педагогическом училище // Соч. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - Т.5. - С. 407-419. 8. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - Т.5. - С. 109-225. 9. Радищев А.Н. Избр. пед. соч. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. -711 с. 10. Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. - М.: Учпедгиз, 1959. - 148 с. 11. Терентий М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. — Кишинев: Стипница, 1978. - 276 с. 12. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. - М.-Л., 1948. - Т.2. - С. 69-166. 13. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, Г.В. Панов. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с. 14. Чернышевский Н.Г. Избр. пед. произв. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 772 с. 15. Ястребцов И.М. О системе наук, приличных в наше время детям // Антология педагогической мысли в России первой половины 19 века / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 223-246. |