Реферат: Гармонизация российских и международных стандартов аудиторской деятельности
Название: Гармонизация российских и международных стандартов аудиторской деятельности Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание
Гармонизация российских и международных стандартов аудиторской деятельности Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов 1. Федеральные стандарты аудиторской деятельности: - определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом; - разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита; - являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников [1]. Классификация стандартов аудиторской деятельности Международные стандарты аудита (МСА) разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ). В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о возможности использования национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В этой связи целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий. В предисловии к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг [2] отмечено, что страны - члены МФБ могут применять МСА в качестве своих национальных стандартов. С этой целью Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) подготовил текст заявления, который может быть использован для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их использования в конкретной стране. Возможны несколько вариантов гармонизации МСА и национальных стандартов. Первый вариант предусматривает применение только МСА. Второй - создание и использование национальных стандартов аудита. И наконец, третий, так называемый комбинированный, вариант предусматривает как разработку национальных (по основным направлениям), так и использование международных стандартов (по общим проблемам). Россия в области как бухгалтерского учета, так и аудита выбрала второй вариант, предусматривающий разработку полной гаммы национальных стандартов [3, с.165]. Международные стандарты аудиторской деятельности В настоящее время разработкой Международных стандартов аудита занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ), которая является международным объединением лиц, имеющих профессию бухгалтера. Эта международная организация была основана в октябре 1977 г. в целях координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудита. Членами МФБ являются более 150 профессиональных организаций из 130 стран. Российская Федерация в МФБ представлена полноправным членом - Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБиА) и членом-наблюдателем - общественной организацией «Российская коллегия аудиторов» (РУФ-аудит). За 2001-2005 гг. Международные стандарты были частично переработаны, и новые МСА издания 2005 г. появились на сайте Международной федерации бухгалтеров в марте 2005 г. В таблице 1 приведен перечень Международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике. Из содержания таблицы можно сделать некоторые выводы. Изменения МСА связаны с тем, что в начале 2000-х годов западную экономику потрясли корпоративные скандалы. Были обнаружены факты существенного искажения рядом крупнейших международных корпораций своей отчетности (как правило, в сторону завышения прибыли и стоимости активов), и это стало возможным при прямом попустительстве некоторых аудиторских фирм. Изменения пошли по двум направлениям [9]. Были предприняты меры по ужесточению контроля за аудиторами. Так, в США был принят Закон Сарбанеса-Оксли (С080), предусмотревший для этого целый ряд мер. В ряде других экономически развитых стран Запада, где традиционно регулирование аудита проводилось самими общественными организациями или объединениями аудиторов, в настоящее время наблюдается тенденция усиления государственного влияния на такое регулирование. В то же время и Международная федерация бухгалтеров интенсифицировала свою законотворческую деятельность и внесла целый ряд изменений в МСА. Одним из основных постулатов COSO является прямая ответственность как совета директоров, так и менеджмента за создание и обеспечение эффективного осуществления ориентированного на риски внутреннего контроля предприятия. Таблица 1 Сравнительный анализ российских и международных стандартов
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Принципы COSO и легли в основу новой редакции МСА, появившихся после 2001 г. Внесение изменений в Международные стандарты аудита потребовалось для того, чтобы повысить эффективность работы аудиторов и несколько снизить их трудозатраты без снижения качества работы, что позволило бы избежать слишком резкого скачка аудиторских гонораров. В новом сборнике МСА изменена структура. В сборнике 2001 г. все документы были размешены в двух разделах - Международные стандарты аудита и Положения по международной аудиторской практике (в начале сборника был напечатан Кодекс профессиональной этики аудиторов); сейчас появились дополнительные разделы по Международным стандартам контроля качества, по основным принципам регламентирующих документов, по заданиям, обеспечивающим уверенность, и по сопутствующим услугам. Несколько МСА (810, 910, 920 и 930) перешли из общего раздела по стандартам во вновь образованные разделы, и поменялась их нумерация (код). Основное отличие состоит в том, что использование подходов COSOк аудиту привело к созданию новых МСА 315 и 330. В этих стандартах по-новому изложена концепция аудиторских рисков; приведены иные, чем прежде, описание и классификация системы внутреннего контроля и контрольной среды, порядок проведения аудиторских процедур и получения аудиторских доказательств. Заново подготовлен МСА 500 по аудиторским доказательствам: поменялись состав и классификация предпосылок подготовки финансовой отчетности, расширены состав и классификация способов получения аудиторских доказательств. Эти серьезные изменения и повлекли за собой ряд изменений в других стандартах и положениях по международной аудиторской проверке. Претерпел изменения МСА 200, посвященный целям и задачам аудита, его объем возрос почти втрое, сейчас он включает в себя материал с определением понятий существенности и компонентов аудиторских рисков. Значительно изменился и МСА 300, посвященный планированию, в части процедур планирования. Новые подходы, термины, определения повлекли за собой массу редакционных изменений, которые потребовалось внести в следующие стандарты: МСА 210, 230, 250, 260, 320, 402, 501, 505, 510, 520, 530, 540, 545, 550, 560, 570, 580, 610, 620, 710 и 720. Кроме того, утратили силу прежние МСА 310 (знание деятельности клиента), 400 (аудиторские риски), 401 и прежняя версия МСА 500. Важное нововведение состоит в переработке МСА 220, посвященного качеству аудита. Вместо него разработан отдельный Международный стандарт контроля качества № 1 и дополнительно подготовлена новая версия МСА 220. В области контроля качества перемены оказались не столь радикальны, как в области аудиторских рисков. Изменились некоторые термины, классификация понятий, пришлось внести редакционные поправки в МСА 620. Поскольку радикальные изменения МСА были связаны с необходимостью решительной борьбы со случаями корпоративного мошенничества, затронули МСА 240, посвященный рассмотрению аудитором случаев мошенничества и ошибок. Подготовка новой версии МСА 240 повлекла за собой необходимость внесения редакционных поправок в МСА 260, 320 и 580. Претерпел изменения и главный стандарт аудиторов - аудиторское заключение по результатам проверки. С 2006 г. введена в силу новая версия МСА 700, посвященная аудиторскому заключению; подготовлен самостоятельный МСА 701, в котором рассмотрены вопросы модификации аудиторских заключений (раньше это было включено в МСА 700). Эти изменения потребуют внесения дополнительных поправок в МСА 200, а также в МСА 210, 560 и 800. Их фрагменты уже опубликованы в сборнике МСА издания 2005 г. в качестве приложений к МСА в той редакции, которая вступила в силу годом раньше. После публикации российского перевода сборника был подготовлен МСА 545, посвященный аудиту статей отчетности, подготовленных с использованием концепции справедливой стоимости. Более того, появление МСА 315 и 330 привело к необходимости внести редакционные правки и в этот, новый для нас стандарт. Намеченные в общих чертах в издании 2001 г. подходы по регламентированию аудиторских заданий, обеспечивающих уверенность (assuranceengagements),получили дальнейшее развитие в отдельной группе документов, получивших коды 3000 и 3400. В новой редакции упраздняются ПМАП 1001,1002,1003 и 1009, посвященные применениям компьютеров в бухгалтерском учете и аудите. Видимо, это связано с тем, что лет 10-15 назад применение вычислительной техники в учете считалось большим техническим новшеством, повлекшим за собой изменения в порядке оценки аудиторских рисков, в планировании аудита и в подходах к сбору аудиторских доказательств. Сейчас редким исключением являются случаи, когда бухгалтеры и аудиторы не используют в своей работе компьютеры, поэтому все аспекты, связанные с вычислительной техникой, было сочтено целесообразным просто включить в остальные стандарты общего назначения. Вместе с тем появилось новое ПМАП 1013, посвященное аудиту клиентов, осуществляющих торговые операции с помощью Интернета, и ПМАП 1014, посвященное отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО. Приведенный анализ МСА показывает, что изменения необходимо внести и в федеральные правила (стандарты), поскольку они создавались на основе МСА 2001 г. издания [3, с.179]. Федеральные стандарты аудиторской деятельности На основе Международных стандартов аудита были разработаны и утверждены Правительством РФ федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД). Разработанные федеральные аудиторские правила (стандарты) аудита сыграли положительную роль в становлении аудита в России, позволили значительно повысить квалификацию аудиторов и качество аудиторских проверок. Совет по аудиторской деятельности в соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. № 80 рекомендовал аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам руководствоваться в своей деятельности помимо федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности следующими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации: «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям», «Использование работы эксперта», «Проверка прогнозной финансовой информации», «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций». Аудиторские стандарты также используются в суде для доказательства качества проведения аудита, и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен объяснить причину этого. Значение федеральных аудиторских стандартов состоит в том, что они: - способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки; - содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений; - определяют действия аудитора в конкретных ситуациях [3, с.189]. Практическая часть Задача 10 Составьте аудиторское заключение по финансовой отчетности при наличии следующих обстоятельств: стоимость лицензии на осуществление автотранспортных перевозок сроком 9 месяцев в размере 11 000 рублей учтена в составе нематериальных активов. Начисленная сумма амортизации к моменту составления отчетности составила 7 890 рублей. В соответствии с положениями ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» стоимость лицензии должна учитываться в составе расходов будущих периодов. Уровень существенности для данного вида активов установлен в размере 10 000 рублей. Аудиторское заключение На основании аудиторской проверки в организации была обнаружена следующая ситуация в бухгалтерском учете. Стоимость лицензии на осуществление автотранспортных перевозок сроком 9 месяцев в размере 11 000 рублей учтена в составе нематериальных активов. Начисленная сумма амортизации к моменту составления отчетности составила 7 890 рублей. По данным проверки была составлена следующая корреспонденция счетов: Дт 08 Кт 76 сумма 11 000 рублей Дт 04 Кт 08 сумма 11 000 рублей Дт 26 Кт 05 сумма 7 890 рублей В соответствии с ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» стоимость лицензии должна быть учтена в составе расходов будущих периодов. В соответствии с этим следует составить следующую корреспонденцию счетов Дт 97 Кт 76 сумма 11 000 рублей Дт 26 Кт 97 сумма 7 890 рублей Таким образом, в финансовой (бухгалтерской) отчетности не раскрыта существенная информация о нематериальных активах в размере 10 000 рублей. По нашему мнению, за исключением обстоятельств, изложенных в предыдущей части, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 2008 года и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 2008 года включительно. Список литературы 1. Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // КСС «Консультант-Плюс» 2. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита 2001 г. М.: МЦРСБУ, 2002 3. Аудит: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. В.И. Подольского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Аудит, 2008. – 744с. 4. Аудиторское заключение по финансовой отчетности («Аудиторские ведомости», 2007,№4) 5. Индикаторы качества восприятия аудиторских отчетов инвесторами и иными пользователями («МСФО и МСА в кредитной организации», 2007, №1) 6. Новое в Международных стандартах аудита: документирование аудита («Финансовые и бухгалтерские консультации», 2006, №3) 7. Новое в Международных стандартах аудита: Аудиторское заключение («Финансовые и бухгалтерские консультации», 2006, №9) 8. Практические вопросы перехода банковской системы на МСФО («Международный бухгалтерский учет», 2008, №2) 9. Ремизов Н.А., Сквирская ЕЛ. Международные стандарты аудита сегодня и завтра // ФБК. 2005. №5 10. Сущность и содержание стандартов аудита (Начало) («МСФО и МСА в кредитной организации», 2008, №2) |