Реферат: Налогообложение Венгрии
Название: Налогообложение Венгрии Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В настоящем докладе мы рассмотрим основы налогообложения Венгрии и принципы её формирования, а так же основные изменения произошедшие в системе за последние 10 лет. Мы выделим основные типы применяемых налогов, и немного расскажем о каждом из них. Венгерская система налогообложения сформировалась в последние десять лет и в отношении функционирования налогового механизма имеет сходство с западно-европейской моделью. Венгрия заключила соглашение об исключении двойного налогообложения более, чем с 50 странами, и такое действующее соглашение имеется у Венгрии с Россией и Украиной. Порядок налогообложения регулируется Законом XCI от 1990 года. Закон содержит подробные нормативы о сроках уплаты налогов. Налогоплательщики должны платить налоги – в зависимости от их типа – раз в месяц, раз в квартал или раз в год. Венгрия применяет систему налогообложения на основе добровольных налоговых деклараций с относительно короткими сроками их представления в налоговое управление. Налоговая декларация содержит лишь ограниченный объем информации, однако Управление налогового и финансового контроля (АПЕХ) имеет право на проведение детального расследования. При просрочке уплаты взимаются пеня и штраф, и размер последнего может быть значительным. Венгрия относится к категории среднеразвитых государств. Доля в мировом паритетном ВВП – 0,2%, доля в паритетном ВВП стран ЕС – 0,8%. Паритетный ВВП на душу населения в 2009 г. составил около 15 тыс. евро. В 2001-2008 гг. экономика Венгрии развивалась быстрыми темпами, уступая лишь Польше и Чехии среди новых участников Евросоюза. За этот период ее ВВП вырос в 1,3 раза. В условиях мирового финансово-экономического кризиса по итогам 2009 г. наблюдался значительный спад: объем ВВП снизился на 6,3%, потребление населения сократилось на почти на 7%, капиталовложения – на 8,6%. Вместе с тем, было достигнуто положительное сальдо внешнеторгового баланса в размере 4,6 млрд. евро. Дефицит государственного бюджета страны по отношению к ВВП уменьшился за 2009 год с 8,9% до 3,9%. Итак, считаю важным начать с основ и разобрать, что же собой представляют современная налоговая система. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и других платежей, взимаемых в установленном законом порядке , и способов управления ими. Значение и структура этой системы определяются социально-экономическим строем общества и типом государства. В основу построения налоговой системы закладываются определенные принципы и классификации видов налогов по однородным признакам. Неуплата налогов в Венгрии является очень тяжелым нарушением Венгерского законодательства. Кроме того, при рассмотрении дел иностранцев, вопрос регулярной и полной уплаты налогов имеет повышенный вес, склоняя чашу весов в ту или иную сторону. История уплаты налогов также поднимается при рассмотрении прошений на ВНЖ или ПМЖ. В зависимости от органа, взимающего налоги и в распоряжение которого они поступают, налоги подразделяются на федеральные и местные. В зависимости от методов взимания налоги классифицируются как прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода и стоимости имущества. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, включаемые в цену или тариф. Владелец товара или услуги включает налоговый оклад в цену или тариф оплачиваемого потребителем товара, работы или услуги, и эту долю налога перечисляет государству. Деление налогов на прямые и косвенные носит несколько условный характер. Например, налог на прибыль предприятий – формально прямой, в основном он вносится собственником за счет прибыли. Однако определенная его часть может оплачиваться потребителем в цене продукции. В налоговой практике ряда стран используется классификация налогов по объектам обложения: налог на доход, налог на капитал, налог на товары, налог на имущество и др. Многолетняя практика налогообложения в различных странах использует следующие основные принципы построения налоговой системы: однократность обложения одного и того же объекта за определенный период; стабильность налоговой системы в течение длительного времени; простота и доходчивость налоговой системы, не допускающие произвольных толкований; оптимальность налоговых изъятий – достижение паритета между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами. Итак, пойдем по порядку. Попробуем рассмотреть обычную торговую фирму и классифицировать ее обязательные платежи в государственную казну Венгерской Республики. В Венгрии выделяются три основных группы налогов, которые надо будет платить в любом случае, независимо от вида деятельности:
Закон LXXXI от 1996 года “О корпоративном налоге и налоге на дивиденды” определяет ставку налога на прибыль корпорации в размере 18%. Закон CVII от 1995 года “О подоходном налоге с физических лиц”, с учетом изменений и дополнений к нему. Действие закона распространяется на физическое лицо, его доход и связанные с этим обязанности по уплате налога. Налогооблагаемой базой является сумма доходов, полученная физическим лицом от самостоятельной и несамостоятельной деятельности. А также иных доходов. С начала 2003 года, для физических лиц, применяется следующая прогрессивная шкала налогообложения: от 0 до 1200000 форинтов – 20%; от 1200001 до 2400000 – 30%; от 2400001 форинтов и выше – 40%. Закон LXXIV от 1992 года “О налоге с оборота” с изменениями и дополнениями. Правовые нормы закона согласуются с соответствующими нормативными актами Евросоюза. Основанием для налогообложения является реализация товаров и оказание услуг, а также импорт товаров. Размер налога 12-25%, в зависимости от вида товаров и услуг. Закон СIII от 1997 года “Об акцизном налоге” и особых правилах оборота подакцизных товаров”. К подакцизным товарам нормативным актом отнесены следующие 7 групп товаров: нефтепродукты - в среднем около 87,3 форинтов за литр, крепкие спиртные напитки до 40%, пиво - 6-7%, шампанское - около 7%, промежуточные алкогольные напитки – 11%, табачные изделия 10,5%, виноградные вина до 11%. Закон LXXVIII от 1991 года “О потребительском налоге и дотациях к потребительским ценам”. Потребительский налог начисляется на следующие виды товаров:
Закон С от 1990 года “О местных налогах” определяет перечень налогов, которые местные органы власти имеют право взимать. Это могут быть:
Размер налога на недвижимое имущество составляет не более 3% оценочной стоимости недвижимости. Земельный налог составляет не более 200 форинтов за квадратный метр, либо 3% оценочной стоимости. 1. Налог на прибыль (Tarsasagi ado). В системе подоходного налога закон о корпоративном налоге (налог на прибыль предприятий и организаций) и налоге на дивиденды регулирует налогообложение хозяйственных организаций. Субъект налогообложения - хозяйственное общество, кооператив, государственное предприятие. Прочие организации (в частности благотворительные фонды, общественные фонды, общественные организации) являются субъектами налогообложения лишь в том случае, если занимаются хозяйственной или иной деятельностью с целью получения доходов. Субъекты налогообложения с местонахождением в Венгрии обязаны платить налог с доходов, полученных и в стране, и за рубежом, а у иностранных субъектов налогообложения (в частности, филиалов) налогом облагаются лишь доходы, полученные в Венгрии.
Как показывает таблица 1, годовой доход в пределах 48 тыс. форинтов налогообложению не подлежит. Подоходный налог носит ступенчато-прогрессивный характер, налоговая ставка колеблется от 20% до 60%. Пример расчета размера налога демонстрирует таблица 2. В случае годового дохода в размере 95 тыс. форинтов размер налога высчитывается так. Таблица 2 Расчет размера налога на годовой доход в 95 тыс. форинтов
Приведенные примеры показывают, что всякий раз налогооблагается та часть суммарного дохода, которая попадает в определенный пояс. При этом не имеет значения, получен ли доход из одного источника или из нескольких. Налоговые ставки зависят от общей суммы доходов. Наиболее важная налоговая льгота, которая затрагивает всех работающих по найму, установлена в размере 12 тыс. форинтов. Это означает, что при определении налоговой ставки из дохода, получаемого по основному месту работы, можно автоматически ежемесячно вычитать 1000 форинтов. Таким образом, в случае работы на государственном предприятии или в кооперативе гарантируется освобождение от налога на доход в пределах 60 тыс. форинтов в год. Эта льгота распространяется и на работающих по найму в частном секторе. Налоговая система Венгрии подразумевает, что налогообложению подлежат все виды доходов, в том числе “чаевые”. Однако для того, чтобы сделать такие доходы “видимыми”, требуется создать целый ряд условий: улучшение снабжения, ликвидация дефицитов, усиление контроля и др. Работа в этом направлении ведется, однако превращение “невидимых” доходов в видимые не является в принципе задачей налоговых преобразований. Очевидно, что налоговая система в лучшем случае может лишь усилить те мотивы, по которым часть из них попадет в сферу налогообложения. 2. НДС (AFA). Главные элементы системы налогов с оборота - общий налог с оборота, налог на потребление и акцизный налог.
3.Местный индустриальный налог (helyi iparuzesi ado). В системе местных налогов на предпринимателя возлагаются обязательства по уплате промыслового налога, налога имущественного типа и коммунального налога. Основа определения местного промыслового налога - сумма нетто поступлений от реализации продукции за вычетом закупочной цены проданного товара, стоимости работ, вы полненных субподрядчиками, а также - с течением времени - стоимости сырья и материалов (в 1998 г. - 33% стоимости, в 1999 г. - 66%, в 2000 г. - всей стоимости сырья и материалов). Ставка налога в 1998 г. -1,4 %, в 1999 г. - 1,7% и в 2000 г. - 2%. Скидки для инвесторов В случае инвестирования в отстающий регион свыше 3 миллиардов форинтов (в течение 10 лет) при определенных условиях инвестор получает 100% налоговую скидку, для инвестиций до 31 декабря 2002. P.S. 20 января венгерский Конституционный суд признал недействующим дискуссионный закон о налоге на недвижимость, ссылаясь на нарушение правовых гарантий.Единогласное и не имеющее обратной силы решение Конституционного суда означает, что центральное правительство не сможет взимать налог на недвижимость, введенный в прошлом году. Данное решение означает для государственного бюджета потерю 50 млрд. форинтов (около $260 млн.), которые планировалось получить в 2010 году, – сообщает новостное издание xinhuanet.com. Правительство оставило решение Суда без комментариев, в то время как оппозиция, поддерживающая отмену закона, называя его несправедливым и бесчувственным, сочла решение Суда справедливым. Конституционный суд не считает саму концепцию налогообложения недвижимости неконституционной; возражения вызвал способ определения размера налога в зависимости от стоимости недвижимости. Налог определялся на основе рыночной стоимости недвижимости, а налогоплательщики были обязаны определять рыночную стоимость своей недвижимости самостоятельно и указывать ее в декларации, подаваемой в налоговый орган. Тем не менее, налоговые органы сохраняли за собой право производить свою собственную оценку недвижимости и штрафовать налогоплательщиков в случае, если оценка налогового органа более чем на 10% превышала стоимость, указанную налогоплательщиком в декларации. Отмечая, что рыночная стоимость является весьма относительным показателем, и что цены могут различаться на 30-40% в районах, где мало продаж и соответствующих налоговых платежей, которые могли бы использоваться в качестве основы для сравнения, суд признал утратившим силу закон, в соответствии с которым с первого января этого года началось бы налогообложение недвижимого имущества. При этом Суд оставил без изменений части закона, касающиеся налогообложения судов, самолетов и автомобилей. Местные органы власти, которые должны были бы уступить свои права на налогообложение недвижимости центральному правительству, что привело бы к значительным потерям в местных бюджетах, будут по-прежнему иметь право взимать налоги с владельцев недвижимости. |