Реферат: Организация основа менеджмента
Название: Организация основа менеджмента Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Феодосийский политехнический институт Николаевского университета кораблестроения им. адм. Макарова Реферат по менеджменту на тему: «Организация − основа менеджмента» работу выполнила студентка гр.Ф-331 Виняр А.И. Феодосия 2009 План 1. Понятие организации. Законы организации. Жизненные стадии и циклы организации 2. Внутренняя и внешняя среда организации 3. Уровни управления. Менеджер – профессиональный управляющий 1. Понятие организации. Законы организации. Жизненные стадии и циклы организации Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником жизненной силы организации. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Организация − первичное хозяйственное звено в экономике, совокупность долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных структур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение установленных целей перспективного развития. Организацию характеризуют следующие элементы :
Уровни организации : · мировая система; · народное хозяйство; · отрасли народного хозяйства; · объединения предприятий; · предприятия; · подразделения (цех, участок, отдел, служба и т.п.); · рабочее место. Предметные области организации: · сочетание процессов живого труда с материальными элементами производства в пространстве (пространственная организация производства); · то же во времени (временная организация производства). Основные категории организации: · типы организации; · формы организации; · методы организации; · принципы организации. Субъекты организации - персонал предприятия, осуществляющий производственную деятельность в соответствии со своими должностными обязанностями. Объектом менеджмента, его основополагающей категорией является организация − сознательно координируемое сообщество людей для достижения установленных целей. Критерии организации · Готовность двух или более людей совместно работать. · Существование одной или нескольких общих целей (желаемый результат, конечное состояние). · Обмен информацией. Создание организации как структуры необходимо для того, чтобы работники эффективно выполняли свою работу в соответствии с планом, знали свое место и цели, причем их цели должны совпадать с целями организации в целом. Организация обладает следующими общими признаками: · наличие внутреннего центра – персонала и менеджеров, – который определяет её характер, координирует деятельность с целью обеспечения единства действий; · объединение процессов, которые взаимодействуют нецеленаправленно и эффективно; · сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации и реагирования работника и менеджера; · определенная, зависящая от процесса гибкость, саморегулирование деятельности – принятие самостоятельных решений, творческое преломление внешних команд, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях; · обособленность – замкнутость внутренних процессов, наличие границ; · единство рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения труда; · наличие цели (целей) – объединяет участников, придает смысл их деятельности; · организационная культура – совокупность норм, традиций, верований, ценностей, определяющих поведение людей. Для четкой работы организации необходимо, чтобы при ее создании и функционировании соблюдались следующие требования : · цели должны быть понятны всем работникам; · система целей должна реализовывать глобальную цель; · информационные каналы связи не должны иметь «узких» мест; · работники должны иметь четкие рабочие инструкции, регламентирующие их деятельность; · удовлетворенность в работе должна обеспечиваться выбранной системой мотивации. Организация - это согласованная система сознательно координированной деятельности или взаимодействие двух или более людей для достижения общей цели. (Честер Барнард, Президент "Нью-Джерси Белл Телефон" 1938г.) Виды организаций
Организации объект менеджмента
Юридическое лицо - это организация, которая: · имеет обособленное имущество в собственности в хозяйственном ведении, в оперативном управлении; · отвечает имуществом по своим обязательствам; · может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права; · может быть истцом и ответчиком в суде; · имеет самостоятельный баланс или смету. Общие характеристики организаций: · ресурсы ― люди, капитал, материалы, сырье, энергия, технология, информация; · зависимость от внешнего окружения (потребители, поставщики, правительства, профсоюзы, акционеры, законодательные акты и др.); · горизонтальное разделение труда ― разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания, позволяющие организовать изготовление продукции в значительно большем объеме и продуктивнее, чем при самостоятельной работе такого же количества людей; · подразделения ― отдельные части организации, объединяющие группы людей, которые выполняют конкретные специфические задания, достигают отдельных целей как составляющих общих целей организации; · вертикальное разделение труда ― выделение специальной деятельности для координации действий, связанных с горизонтальным разделением труда; · управление ― особая деятельность определенной группы людей для согласования и координации, с целью продуктивного достижения установленных целей. Законы организации Закон − это отражение объективных и устойчивых связей между компонентами системы, проявляющихся в природе, обществе, человеческом мышлении . Синергия ― особенное свойство открытых систем, организаций продуцировать в результате взаимодействия их составляющих элементов (подразделений, людей и др.) эффект значительно больший, чем сумма результатов, независимых действий этих элементов. Формула синергии: S = 2 + 2 = 5, 6, …. n Выделяют такие виды синергии как рыночная , затратная , технологическая , управленческая . В основе управленческой синергии лежит соединение знаний, навыков и опыта всех членов организации, каждый из которых может воспользоваться для достижения организационных целей преимуществами других членов. Закон единства анализа и синтеза: процессы анализа (разделения, дифференциации и т. д.) дополняются синтезом, т. е. противоположными процессами соединения, интеграции и т. п. Сначала проводится анализ, затем — синтез. Закон информированности, упорядоченности: в организационном целом порядка не может быть больше, чем информации. Закон композиции : цели организации должны быть согласованы и направлены на поддержание основной цели более общего характера. Закон конкуренции — объективный процесс "вымывания" с рынка некачественных товаров. Закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения ее удельной цены. Закон масштаба — закон, согласно которому увеличение масштаба производства продукции за счет ее унификации или реализации других факторов ведет к снижению себестоимости. Существует точка насыщения, когда при увеличении программы выпуска себестоимость (трудоемкость) продукции не снижается, так как этот фактор исчерпал себя. Закон наименьшего звена : структурная устойчивость целого определяется наименьшей устойчивостью какой либо из его частей. Например, прочность цепи определяется (при прочих равных условиях) наименее прочным звеном. Закон онтогенеза: каждая организация проходит в своём развитии следующие фазы жизненного цикла: становление, расцвет, угасание. Закон пропорциональности: отражает, необходимость соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость. Закон самосохранения: любая естественная или искусственная система стремится сохранить себя как целостное образование и, следовательно, экономнее использовать свой ресурс. Закон экономии времени — закон экономии суммы затрат прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта товара за его жизненный цикл. Этот закон отражает экономические процессы в динамике, за весь жизненный цикл товара. Жизненные стадии и циклы организации Согласно органическому подходу к управлению, функционирование организации по шкале времени может быть представлено в терминах жизненного цикла, означающего как процессуальность развития так и его стадийность. Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл организации обязательно включает такие стадии, как формирование организации, ее интенсивный рост, стабилизацию и кризис (спад). Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться окончанием деятельности или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант ее « возрождения» или «преображения» (рис.).
В соответствии с концепцией процессуальности и стадийности развития организации ни одна фирма (предприятие) не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов своего развития, каждый из которых сменяется следующим, но зачастую непросто, а с переживанием трудностей и противоречий. Можно выделить несколько уровней рассмотрения подобной этапности. Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие специфику управленческих задач в определенные периоды времени, называются стадиями . Периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, называются циклами развития Стадии развития организации . Первая стадия развития организации - ее формирование . На этой стадии для организации важно найти тот товар, который может быть предложен потребителю. Если организации удается найти свою нишу рынка, она может перейти в следующую стадию - интенсивный рост . На второй стадии развития организация растёт, увеличивается объём реализуемого товара, численность персонала, количество филиалов, подразделений, направлений деятельности Если организации удаётся стабилизировать источники дохода, закрепиться на рынке в качестве полноправного агента, она может перейти к третьей стадии - стабилизации . На этой стадии для организации важно максимально стабилизировать свою деятельность за счёт снижения себестоимости продукции и сокращения издержек. В связи с изменчивостью рынка потребления, цикл жизни товара ограничен. Это сказывается и на стадийности развития организации. После стадии стабилизации организация может перейти в стадию кризиса , который характеризуется снижением рентабельности, потерей места на рынке и, возможно, гибелью организации. Организация может сохраниться и перейти вновь к следующему циклу развития только в том случае, если она сможет найти новый, привлекательный для потребителя товар, занять новое место на рынке и т.д. Если это удалось, то она сможет вновь пережить стадии формирования, интенсивного роста и стабилизации, которые неизбежно будут сменены новым кризисом. В развитии организации кризисы неизбежны. На каждой стадии организация реализует специфическую стратегию развития. Взгляд на организацию сквозь призму стадий развития позволяет более точно идентифицировать ее основные целевые и стратегические установки и ориентации. Более того, возникает возможность определить, в какой степени они адекватны внутренней ситуации в организации. 2. Внутренняя и внешняя среда организации Управление организацией – это процесс распределения и движения всех видов ее ресурсов с заранее заданной целью по заранее разработанному плану с непрерывным контролем результатов работ . Управление неотрывно связано с внешней и внутренней средами организации, их анализом и изменениями. Современная тенденция развития науки и практики управления состоит во все увеличивающемся значении фактора изменчивости среды менеджмента. Среда менеджмента - это объективные ситуационные факторы, непосредственно влияющие на деятельность менеджеров. Выделяют внутреннюю среду (организация) и внешнюю среду (общество). Компоненты организации Внутренняя среда (организация) · Цели и стратегия Каждая организация имеет много достаточно разнообразных целей. Деловые организации сосредоточены, главным образом, на производстве товаров, предоставлении услуг, выполнении работ и получении за счет этой деятельности прибыли. Цель некоммерческих организаций состоит не в получении прибыли, а в достижении своих уставных целей за счет снижения затрат. Государственные организации стремятся успешно достичь целей, определенных в соответствующих нормативно-правовых актах. · Планы и задания Конкретизация целей осуществляется путем разработки согласованной системы планов и заданий, регламентирующих деятельность всех подразделений организации в выбранных направлениях. Задания представляют собой порученную работу, которая должна выполняться в надлежащие сроки. · Структура организации Каждая организация вырабатывает для себя взаимодействие имеющихся уровней управления и функциональных областей в такой форме, чтобы успешно достичь целей организации. Успех менеджера невозможен без учета им действующей структуры организации, поскольку ему приходится согласовывать свои планы и решения с определенными должностными лицами и звеньями управления. · Технологии Технология представляет собой соединение квалифицированных ' навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов, соответствующих знаний, необходимых для воплощения желаемых преобразований в материалах, информации или людях. Технологии прямо связаны с планами и заданиями, поскольку выполнение последних обуславливает использование определенных технологий как средств преобразования поступающих извне материалов в готовые изделия. В развитии технологии отмечают три крупных переворота: промышленная революция, стандартизация и механизация, применение конвейерных линий. · Процессы Принятие решений, утверждение соответствующих планов и бюджетов базируется на определенном порядке действий, процедурах, составляющих содержание процессов управления. Обоснованные процессы управления упрощают и удешевляют менеджмент, делают его более продуктивным. · Персонал Персонал является главным объектом менеджмента. Поскольку менеджер руководит непосредственно людьми, персонал, наряду с менеджерами, является и субъектом управления, так как в современных условиях сотрудники принимают активное участие в принятии решений. Таким образом, люди представляют собой центральный фактор в любой модели менеджмента. Существуют три основных аспекта человеческой деятельности в качестве элемента внутренней среды: – поведение отдельных людей; – групповое поведение; – поведение руководителя, деятельность менеджера в роли лидера и его влияние на индивидуальное и групповое поведение. · Культура Культура представляет собой своеобразный микроклимат в организации, который помогает персоналу продуктивно выполнять задания. Главным фактором формирования той или иной культуры являются ценности персонала и, прежде всего, высшего руководства. · Финансы Все финансовые операции организаций опосредуются соответствующими финансовыми расчетами. Но интересы разных категорий людей в финансовой деятельности организации могут быть совсем _противоположными. К примеру, желание акционеров увеличить выплату дивидендов или предпринимать меры в сфере социальной ответственности, могут противоречить повышению заработной платы сотрудников. Менеджеру приходится не только учитывать постоянно финансовые ограничения, но и предотвращать конфликты в финансовой сфере. Внешняя среда представляет собой объективные факторы, окружающие организацию в обществе (государстве, мире), к которым она должна приспосабливаться. Значение внешней среды было осознано в конце 50-х годов нынешнего столетия. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку менеджмента. Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных менеджеров. По сути, руководители высших и в определенной мере средних уровней важнейших для общества организаций (деловых, образовательных, государственных) под влиянием разнообразных событий в мире и государстве вынуждены сосредотачивать своё внимание на быстро изменяющейся среде, на влиянии этой среды на внутреннее строение и развитие организации. Внешнее окружение включает такие основные звенья: − политико-правовая среда; − социально-культурная среда; − технологическая среда; − экономическая среда; − экологическая среда; − международная среда. · Политико-правовая среда Политико-правовая среда представляет систему нормативно-правовых актов, правительственных и политических организаций, законодательной, судебной и исполнительной власти, которая создает правовое поле бизнесовой деятельности, влияет на условия ведения бизнеса в той или другой стране. Составные политико-правовой среды: − политическая система; − законодательная и нормативно-правовая система; − политические партии и политические лидеры; − органы судебной и исполнительной власти в центре и на местах; − состав правительства и органов местной власти, их функции и полномочия, касающиеся регулирования бизнеса; − политическая стабильность; − профсоюзы и другие общественные организации; − средства массовой информации (телевидение, радио, пресса). · Социально-культурная среда Социально-культурная среда - это факторы, связанные с населением страны, уровнем его развития, традициями, привычками. Значение этой среды состоит, во-первых, в том, что часть населения является клиентом для большинства компаний, поскольку люди являются главными покупателями. Во-вторых, местное население для любой организации выступает в качестве основного источника формирования персонала. Составляющие социально-культурной среды: − численность населения страны и данной местности, его демографические и возрастные характеристики; − численность и структура семей, их традиции; − уровень квалификации, образования, трудовых навыков трудоспособного населения; − уровень доходов населения, структура потребностей; − жизненные ценности, установки, традиции, обычаи, стереотипы населения и отдельных его групп, этические и эстетические стандарты; − религиозные верования; − миграционные процессы, мобильность населения; − межнародные, межэтнические отношения. · Технологическая среда Технологическая среда - это научно-технические разработки и оборудование, определяющие методы изготовления и продажи продукции (услуг, работ) в обществе. Основные элементы технологической среды: − патенты, авторские свидетельства, рационализаторские предложения; − научно-технические разработки, отчеты по научно-исследовательским работам, проектные разработки, инжиниринговые работы; − информация и технические средства её обработки; − системы технологий в разных сферах жизнедеятельности людей; − потенциал научно-исследовательских, проектно-конструкторских, исследовательских, инжиниринговых организаций. · Экономическая среда Экономическая среда включает деятельность всех организаций в сфере бизнеса. Составные экономической среды: − наличие в обществе основных отраслей народного хозяйства, предприятий, организаций; − инфраструктура экономики: транспорт, коммуникации; − полезные ископаемые, энергетические ресурсы; − характеристики производственной продукции (услуг, работ), валовой национальный продукт; − состояние экономики и показатели её развития (кризисные явления, инфляционные процессы, процентные ставки и др.); − состав и структура финансово-банковской системы; − государственные и местные органы регулирования экономики; − налоговая политика, льготы, штрафы, санкции. · Экологическая среда Экологическая среда характеризует природное окружение организации, представляющее собой, с одной стороны, источник определенных ресурсов (земля, полезные ископаемые, солнечный свет, воздух, вода и др.), а с другой стороны, пространство, в которое поступают результаты деятельности организации. Составные части экологической среды: – земельные и водные ресурсы, воздушный бассейн, их состояние и характеристика; – растительный и животный мир; – природные условия деятельности организации (температурный режим, погодные условия, уровень осадков, поры года); – реальный и допустимый уровни загрязнения воздуха, земли, воды токсичными отходами; – реальный и допустимый уровни неблагоприятных воздействий на окружающую среду электрическими, магнитными и другими полями; – тенденция экологических изменений вокруг фирмы; – экологические движения и организации, экологическая деятельность государственных органов и общественности. · Международная среда Международная среда включает такие отношения между отдельными государствами и международные институции, которые непосредственно влияют на хозяйственные результаты данной организации. Составные международной среды: – состояние и тенденции развития международных экономических отношений; – международные региональные организации, способствующие развитию международного бизнеса (ЮНИДО, Всемирный банк, Международный Валютный Фонд, Европейский Союз и др.); – многосторонние международные и двусторонние договоры; – деловые международные ассоциации; – посольства и торговые представительства в других странах; – международный транспорт и международные коммуникации; – международные учебные заведения, научные исследования, конференции, встречи; – валютные курсы. Внешняя среда включает факторы прямого и опосредованного действия: · Факторы прямого действия: − поставщики материалов, капиталов, трудовых ресурсов; − законы и законодательные органы, определяющие статус, направления и механизмы деловой деятельности организации; − потребители; − собственники; − конкуренты. · Факторы опосредованного действия Факторы опосредованного действия влияют опосредованно на деятельность компании. К примеру, Чернобыльская катастрофа 1986 г. опосредованно повлияла не только на деятельность других атомных электростанций, но и на предприятия других отраслей, на экологическую среду и т.д. Составляющие факторов опосредованного действия: − состояние экономики; − научно-технический прогресс; − политические и социально-культурные изменения; − влияние групповых интересов на организацию; − влияние международных событий или событий в других странах на состояние дел в организации. 3. Уровни управления. Менеджер – профессиональный управляющий Уровень управления − часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями. В менеджменте определены три основных уровня управления. Три основных уровня менеджмента (по Талкотту Парсонсу) 1. Технический уровень - ежедневные текущие операции и действия, необходимые для обеспечения производительной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. 2. Управленческий уровень - координация и согласование внутри организации разнообразных действий и форм деятельности разных подразделений, разработка и выполнение производственных программ и бюджетов. 3. Институционный уровень - разработка долгосрочных планов, формулировка целей, адаптация организации к разнообразным переменам, регулирование взаимоотношений с окружающей средой. Иерархия управления Три основных уровня менеджеров Менеджеры нижнего звена . Функции · осуществление контроля выполнения производственных заданий; · непосредственное руководство рабочими, сотрудниками; · соблюдение требований технологических процессов и техники безопасности; · обеспечение информацией руководителей высшего уровня о выполнении производственных заданий. Ответственность · непосредственное использование выделенных ресурсов: сырья, энергии, оборудования; Особенности · напряженность; · разнообразие действий; · частые перерывы; · переход от одного задания к другому; · короткое время для принятия и выполнения решений; · много общения с руководством и коллегами. Менеджеры среднего звена Функции · координация и контроль деятельности менеджеров нижнего звена; · разработка производственных программ и планов; · подготовка информации для принятия решений высшими менеджерами; · обеспечение связи между менеджерами высшего и нижнего уровней. Ответственность · эффективность использования ресурсов соответствующего подразделения. Особенности · значительные отличия для разных организаций; · участие в принятии решений высшими менеджерами; · работа с документами; · ведение бесед; · участие в заседаниях; · устное общение. Менеджеры высшего звена Функции · стратегическое управление организацией; · формирование корпоративной культуры; · общее руководство организацией. Ответственность · конкурентные позиции организации; · достижение организацией своих целей; · выплата дивидендов акционерам. Особенности · деятельность не имеет четкого завершения; · напряженный и длинный рабочий день; · общение с правительственными организациями, поставщиками, потребителями, банками. Менеджеры − это руководители, имеющие непосредственно подчиненных им работников. Типы менеджеров по уровням управления
Задачи и роли менеджеров Общие задачи менеджеров: · Определение перспективных и текущих целей и задач, планирование. · Распределение функций, заданий, установление норм, инструктаж подчиненных, создание необходимых условий, мотивация. · Установление и поддержание коммуникационной связи между подчиненными, между собой и подчиненными, как в прямом, так и в обратном направлении. · Контроль, оценка и анализ деятельности группы в целом и каждого подчиненного в отдельности. · Изучение подчиненного персонала, повышение его профессионального уровня. · Проведение собраний, совещаний и участие в совещаниях. · Работа с документами. · Самоменеджмент: установление личных ценностей, целей, планирование, развитие коммуникативных способностей, анализ личных результатов. Десять ролей менеджера
Все эти роли определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации. Роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Личность руководителя может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Описание ролей менеджера
Роли менеджера в зависимости от фазы развития экономической системы
Условные обозначения: ++ - доминирующая роль, + - активная роль, − - пассивная роль. Качества менеджеров и предпринимателей Минимальный набор качеств, для выдвижения на должность руководителя низового уровня: · Профессиональная компетентность. · Организованность. · Умственные способности. · Коммуникативные возможности. · Честность и ответственность. Десять управленческих ролей по определению Г. Минцберга
Качества менеджера (по результатам анализа зарубежной литературы) · Формирование эффективной команды. · Способность выслушать. · Самостоятельность в принятии решений. · Энергичность. · Способность к внедрению нововведений. · Наблюдательность. · Высокие проявления этики в отношениях. · Сильная воля. · Интернациональная направленность. · Умение разбираться в новых технологиях. · Умение производить хорошее впечатление на окружающих. · Честолюбие. · Представительный внешний вид. · Демократизм. · Образование. Предприниматель — владелец собственного дела, несущий весь риск его претворения в жизнь. Предприниматель , в деле которого принимают участие подчиненные ему работники, выполняет все функции менеджера . Отличие предпринимателя от менеджера может состоять лишь в степени самостоятельности и ответственности. Менеджеры высшего уровня почти ничем не отличаются от предпринимателей. Если политика высшего менеджмента направлена на достижение максимальной децентрализации управления, обязанности и функции менеджеров среднего уровня приближаются по своему характеру к предпринимательским. Десять наиболее важных качеств предпринимателей
|