Реферат: Антикризисное управление предприятием 10
Название: Антикризисное управление предприятием 10 Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
Антикризисное управление предприятием Введение Тема курсовой работы – арбитражные управляющие и система их подготовки – является одной из наиболее актуальных проблем теории антикризисного управления предприятием. Арбитражный управляющий - утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Федеральным законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций. Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан: · принимать меры по защите имущества должника; · анализировать финансовое состояние должника; · анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках; · вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; · предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; · возмещать убытки должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков; · выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства. Еще до недавнего времени требования к квалификационной подготовке и система подготовки арбитражных управляющих устанавливались федеральным законом N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. Однако с 2003 г. вступил в силу новый закон - N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002. В работе будут рассмотрены требования нового закона о несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ и предыдущего № 6-ФЗ к профессиональной квалификационной подготовке арбитражных управляющих, проведена оценка изменений. Подробно будет проанализирована система подготовки арбитражных управляющих с 1998 по 2002 года: организация обучения, ФСФО и обучающие организации, их взаимодействие, типовые программы, монополизация обучения, набор и обучение слушателей, выдача и статус итогового документа. Особое внимание будет уделено структурным изменениям в системе обучения в 2003 г. в связи с положениями нового закона о несостоятельности (банкротстве) № 127 – ФЗ. В практической части работы описана система подготовки арбитражных управляющих в Сибирском федеральном округе, количественные и качественные итоги обучения с 1998 по 2002 год. Теоретической и практической основой курсовой работы явились научные труды в области антикризисного управления предприятием, статьи из газет и журналов «Антикризисное управление в Сибири», «Континент Сибирь», «Налоговый вестник», а также информационно – правовые системы «Консультант +», «Гарант». Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций. Временный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения. Административный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления. Внешний управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Федеральным законом полномочий. Конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Федеральным законом полномочий. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих [5, ст. 2]. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" вступил в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования в "Российской газете" 2 ноября 2002 г. Рассмотрим основные отличия Закона N 127-ФЗ от Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В соответствии со ст. 20 Закона N 127-ФЗ арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который соответствует следующим требованиям: · зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; · имеет высшее образование; · имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности; · сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; · прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; · не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; · является членом одной из саморегулируемых организаций. Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) к кандидатуре арбитражного управляющего вправе предусмотреть следующие требования: · наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника; · наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики; · установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего. Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) не вправе выдвигать не предусмотренные настоящим пунктом требования к кандидатуре арбитражного управляющего. При выдвижении конкурсным кредитором или уполномоченным органом (собранием кредиторов) требований к кандидатуре арбитражного управляющего конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) вправе указать размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему. В соответствии с федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражным управляющим (временным управляющим, внешним управляющим, конкурсным управляющим) может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. Арбитражные управляющие действуют на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой государственным органом Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению в порядке, установленном федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации. Отзыв в установленном федеральным законом порядке лицензии арбитражного управляющего в период осуществления арбитражным управляющим его полномочий является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей. Арбитражным управляющим не могут быть назначены: · лица, осуществлявшие ранее управление делами должника - юридического лица, за исключением случаев, когда с момента отстранения указанного лица от управления делами должника прошло не менее трех лет; · лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица); · лица, имеющие судимость. Лицо, получившее лицензию арбитражного управляющего, обязано зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде, по назначению которого оно обязуется исполнять обязанности арбитражного управляющего. О своей регистрации арбитражный управляющий уведомляет государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. 1.3. Система подготовки арбитражных управляющих с 1998 по 2002 гг. В соответствии с Федеральным законом № 6-ФЗ под системой подготовки арбитражных управляющих понимается система подготовки граждан, желающих получить лицензии на право деятельности в качестве арбитражного управляющего, а также переподготовки и повышения квалификации действующих арбитражных управляющих. Систему подготовки арбитражных управляющихорганизует Государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. В систему подготовки арбитражных управляющих входят [6, п. 3]: · подготовка на краткосрочных курсах (100 учебных часов и более) в соответствии с утверждаемыми ФСДН России программами; · переподготовка (повышение квалификации) арбитражных управляющих по программам, утверждаемым ФСДН России; · краткосрочные специализированные семинары по отдельным направлениям деятельности арбитражных управляющих; · стажировки действующих арбитражных управляющих на территории России и за рубежом. Все граждане, желающие получить лицензии на право деятельности в качестве арбитражного управляющего, должны сдать экзамен в соответствии с установленными ФСДН России требованиями (форму лицензии арбитражного управляющего см. Приложение 1). Срок действия лицензий всех категорий - 3 года. Передача (продажа) лицензии другому лицу запрещается. Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе. Прием экзаменов осуществляется в соответствии с установленными ФСДН России требованиями централизованно в процессе обучения или экстерном. Экзамен проводится по окончании обучения по Программе, утвержденной ФСФО России, либо экстерном. Прием экзамена осуществляется комиссией по приему экзамена по Типовой программе подготовки специалистов по антикризисному управлению, утверждаемой приказом ФСФО России. Решение Комиссия принимает коллегиально. Экзамен проводится по экзаменационным билетам, выдаваемым Комиссией. Продолжительность подготовки экзаменуемого к ответу на экзаменационный билет не может превышать 2 часов. Допускается однократная пересдача экзамена в течение трех месяцев с даты сдачи экзамена. При самостоятельном изучении (экстерном) Типовой программы подготовки специалистов по антикризисному управлению к сдаче экзамена допускаются лица, имеющие диплом о высшем образовании по специальности "Антикризисное управление". В исключительных случаях к сдаче экзамена допускаются лица, имеющие положительный опыт теоретической или практической деятельности о сфере антикризисного управления не менее трех лет. Прием экзамена осуществляется Комиссией, состоящей из сотрудников ФСФО России. Пересдача экзамена не допускается. ФСДН России организует систему подготовки арбитражных управляющих через организации, аккредитованные при ФСДН России и имеющие соответствующие договора с ней. Непосредственный контроль качества подготовки арбитражных управляющих осуществляет Управление подготовки, лицензирования и контроля за деятельностью арбитражных управляющих путем: · выборочных проверок аккредитованных организаций; · проведения контрольных тестовых испытаний: · организации контроля за проведением тестовых испытаний территориальными органами ФСДН России. 1.4. Структурные изменения в системе подготовки арбитражных управляющих в 2003 г. Федеральным законом N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" были внесены некоторые изменения по вопросу подготовки арбитражных управляющих. Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляются комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, и образовательным учреждением. Организация и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляются саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих. В целях настоящего Федерального закона руководящей работой признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника. В случае, если исполнение полномочий утвержденного арбитражным судом арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, такой арбитражный управляющий должен иметь или получить допуск к государственной тайне. Арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих арбитражные управляющие: · которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам; · в отношении которых введена процедура банкротства; · которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; · которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц; · которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Утвержденные арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих. Очень важной нормой нового закона является положение о том, что все арбитражные управляющие должны быть объединены в саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРО). В переходный период (в течение года со дня вступления закона в силу) арбитражным управляющим не обязательно состоять в СРО. Кандидатуры их могут предлагаться суду регулирующим органом (уполномоченным на это правительством) или собранием кредиторов. Причем регулирующий орган представляет кандидатуры временного управляющего в количестве трех человек. Кредитор-заявитель и должник вправе отклонить по одной кандидатуре. Собрание кредиторов также может представить суду три кандидатуры арбитражного управляющего. В этом случае право мотивированного отвода имеют должник и регулирующий орган. Однако по окончании переходного периода ситуация изменится. Закон определяет, что кандидатуры арбитражных управляющих на все организации будут предлагаться только СРО. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих создаются для осуществления следующих функций [2]: · обеспечения соблюдения своими членами законодательства РФ, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего; · защиты прав и законных интересов своих членов; · обеспечения информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства; · содействия повышению уровня профессиональной подготовки своих членов. Саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в соответствии с законом признается некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ, включена в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (ЕГР СРО АУ), целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих. В соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» СРО АУ может быть зарегистрирована в форме некоммерческого партнерства либо в форме общественной организации (объединения). Процесс формирования саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в целом проходит достаточно спокойно. Уже сейчас значительное число арбитражных управляющих сделали свой выбор, создано 22 СРО. Сегодня, эти СРО способны обеспечить потребности большинства регионов в арбитражных управляющих. Было бы очень хорошо, если бы повысилась активность арбитражных управляющих в Сибири и на Дальнем Востоке. Там из-за большой площади субъектов федерации процесс формирования саморегулируемых организаций идет менее эффективно, чем в других регионах. 2.1. Проблемы подготовки и деятельности арбитражных управляющих в 1998 – 2002 гг. в республике Алтай Итак, если был принят новый закон о несостоятельности (банкротстве), значит, возникали какие-то сложности с применением «старого» закона, или же он не отвечал современным требованиям, в т.ч. по вопросу профессиональной подготовки арбитражных управляющих. Попытаемся разобраться, в чем же были основные проблемы применения закона о несостоятельности (банкротства) № 6-ФЗ. В качестве примера рассмотрим деятельность арбитражных управляющих республики Алтай. С 1998 г. в Арбитражном суде Республики Алтай ведется реестр арбитражных управляющих. В настоящее время в реестре зарегистрировано 37 арбитражных управляющих. Из них 20 человек постоянно работают и проживают на территории Республики Алтай. 7 человек проживают на территории Алтайского края, 7 человек - в Новосибирской области, 3 человека - в других регионах РФ. С 1998 года из реестра было исключено 3 арбитражных управляющих. Прежде всего следует отметить, что иногородние арбитражные управляющие неохотно исполняют обязанности управляющих на предприятиях, находящихся на территории Республики Алтай (исключением являются П.А. Акиншин и Н.Н. Батулин). Исходя из этого, суд сделал вывод о том, что иногородние управляющие регистрируются в реестре с целью стать управляющим на конкретном предприятии. Несмотря на это, суд не имеет права отказать данным лицам во включении их в реестр арбитражных управляющих из-за проживания на территории другого региона. По возможности арбитражный суд Республики Алтай старается учитывать мнение местных кредиторов и назначать на наиболее важные предприятия арбитражных управляющих, проживающих на нашей территории, как это было сделано, например, при банкротстве ОАО «Горно-Алтайнефтепродукт». Арбитражный суд отклонил предложенную иногородними кредиторами кандидатуру Кочеткова, усмотрев нарушение ст. 71 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 г. В некоторых случаях имеют место случаи сговора между кредиторами и конкретным управляющим по инициированию процесса банкротства и проведению той или иной процедуры банкротства. При этом кредиторы рассчитывают на погашение их задолженностей за счет имущества предприятия-банкрота. Хочется опять привести пример с ОАО «Горно-Алтайнефтепродукт». Зная, что данное предприятие имеет основные средства в виде АЗС на всей территории Республики Алтай, иногородние кредиторы надеялись получить их в погашение своих долгов или купить за бесценок. Нельзя утверждать, что арбитражный управляющий, проживающий на территории другого региона, работает хуже, чем местный управляющий. Примером успешной работы является конкурсный управляющий Горно-Алтайского мясокомбината П.А. Акиншин. Просто суд учитывает тот факт, что для успешной работы на предприятии арбитражному управляющему необходимо постоянно находиться на предприятии или посещать его хотя бы раз в неделю. Переезд иногороднего управляющего в Республику Алтай либо его частые приезды на предприятие из другого региона могут увеличить расходы по конкурсному производству и уменьшить шансы кредиторов на получение долгов. Например, в период внешнего управления внешний управляющий не только проводит мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия, но и напрямую общается с коллективом работников, разрешает рядовые трудовые вопросы. Поэтому его постоянное нахождение на предприятии является необходимым. Поскольку количество арбитражных управляющих невелико, а дел о банкротстве очень много, на долю каждого управляющего, проживающего на территории Республики Алтай, приходится в среднем по 35 дел. За счет зарегистрированных в реестре управляющих неплохо решаются вопросы, связанные с назначением арбитражных управляющих на предприятия-должники в Горно-Алтайске, Майминском, Чойском районах. Это связано с тем, что большая часть местных арбитражных управляющих проживает в Горно-Алтайске. А вот с назначением арбитражных управляющих в Кош-Агачский, Улаганский, Усть-Коксинский, Усть-Канский районы возникают серьезные трудности. В реестре Арбитражного суда Республике Алтай зарегистрировано лишь двое управляющих, проживающих в отдаленных районах (В.В. Шиховцов - Шебалинский район и Б.К. Бушулдаев - Онгудайский район). Поэтому арбитражный суд вынужден назначать арбитражных управляющих независимо от места их проживания. Кроме того, из-за отсутствия достаточного количества подготовленных арбитражных управляющих одно и то же лицо назначается арбитражным судом сразу на несколько предприятий, что вряд ли способствует улучшению деятельности арбитражных управляющих. Некоторые из них одновременно являются внешними, конкурсными и временными управляющими на предприятиях, находящихся в Горно-Алтайске и других районах Республики Алтай. Работа арбитражного управляющего даже на одном предприятии является достаточно напряженной, требующей точного выполнения обязанностей, поэтому одновременное исполнение обязанностей арбитражного управляющего на нескольких предприятиях, естественно, не может быть качественным. Отсюда нарушения управляющими требований законодательства, пропуски сроков, отсутствие контакта с кредиторами, нарушение ст.115 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 г. о проведении ежемесячных отчетов перед собранием кредиторов. Следствием этого является отсутствие у арбитражного суда сведений о работе управляющего, о неправомерности его действий по реализации имущества и распределению денежных средств между кредиторами, задержка сроков конкурсного производства, жалобы кредиторов на действия управляющих. Иногда создается впечатление, что при проведении той или иной процедуры банкротства единственным заинтересованным человеком является сам арбитражный управляющий. Зачастую его интерес объясняется не стремлением до конца выполнить возложенные на него обязанности, а желанием сохранить стабильный и порой весьма доходный заработок в виде причитающегося вознаграждения. Анализ имеющихся в Арбитражном суде Республики Алтай дел показал, что нередко из сформированной конкурсной массы от 50% до 70% уходит на вознаграждение управляющему, на содержание его помощников, текущие платежи и т.д. Еще одной проблемой является отсутствие требований в законодательстве в отношении специального образования арбитражных управляющих. Необходимо все же предъявлять определенные требования к знаниям и опыту конкретного арбитражного управляющего при назначении его на крупные предприятия. Поскольку наличие такого опыта и знаний приведет к грамотному и профессиональному проведению банкротства предприятия. В связи с этим хочется отметить работу конкурсного управляющего Л.М. Шодоевой, являющейся конкурсным управляющим КБ «Горный Алтай». До Л.М. Шодоевой там сменилось несколько управляющих. Приход грамотного, владеющего специальными познаниями в области банковских операций, аудита, ценных бумаг, маркетинга специалиста, каким является Л.М. Шодоева, позволил реализовать имущество должника, частично удовлетворить требования кредиторов, выиграть ряд исков о взыскании денежных средств и возврату имущества. Анализ ее действий позволяет сделать вывод о том, что они действительно направлены на формирование конкурсной массы и удовлетворение требований кредиторов, а не на удовлетворение собственных интересов. Следует отметить, что Л.М. Шодоева - единственный конкурсный управляющий, который попытался реализовать право на привлечение к ответственности учредителей КБ «Горный Алтай». Ни один другой управляющий не обратился с иском о взыскании убытков с учредителей в процессе формирования конкурсной массы. Я считаю, что знания арбитражных управляющих должны быть действительно специальными. Арбитражный управляющий должен быть профессиональным менеджером. К сожалению, это не всегда возможно. Говорить о том, что после окончания краткосрочных курсов по антикризисному управлению человек становится специалистом-менеджером, по меньшей мере, несерьезно. Конечно, многие арбитражные управляющие добросовестно относятся к своей работе, не пренебрегают помощью специалистов, по интересующим их вопросам обращаются в арбитражный суд. Но есть и случайные люди среди управляющих, включенных в реестр Арбитражного суда Республики Алтай, которые до настоящего времени не осознали важности своей деятельности. Распоряжением Правительства РФ функции регулирующего органа в реализации нового Закона «О несостоятельности (банкротстве)» возложены на Министерство юстиции РФ. В частности, в министерство передана от ФСФО функция организации, контроля и определения содержания подготовки арбитражных управляющих. При реформировании, прежде всего, нужно сохранить накопленный положительный опыт в организации обучения и привести систему подготовки в соответствие с прогнозируемым резким падением спроса на данную образовательную услугу на рынке банкротств. Принимая во внимание масштаб новаций Закона, можно говорить о необходимости кардинального изменения - реструктуризации системы подготовки специалистов по арбитражному управлению в новых условиях. При реструктуризации следует выделить верхние звенья системы - центральный аппарат Минюста РФ и федеральные управления и нижние - собственно обучающие организации (вузы Минобразования РФ, ведомственные и негосударственные образовательные учреждения). Главной задачей верхнего звена должно быть: разработка новой высокой планки требований к обучающим организациям и соответствующий их отбор; периодичная, 1 раз в 2-3 года, аттестация качества реализации Единой программы подготовки арбитражных управляющих обучающими организациями. Нижнее звено реструктуризации - обучающие организации, и от их деятельности в решающей степени зависит качество подготовки специалистов по арбитражному управлению. Основным фактором реструктуризации здесь является рыночный спрос на оказываемую образовательную услугу - подготовку арбитражных управляющих. Этот спрос имеет существенно критическую зависимость от изменений в законодательстве о несостоятельности. На качественно типовом примере Сибирского федерального округа (СФО) динамика процесса обучения арбитражных управляющих характеризуется тремя периодами: 1997-2000 гг. - подъем, 2001-2002 гг. - насыщение (около 1000 чел. ежегодно), 2003 г. - прогнозируемый 4-кратный спад (240-260 чел.), 2004 г. - прогнозируемая стабилизация на новом, более низком количественном уровне (160-180 чел. ежегодно) [1]. Прогноз спроса на обучение осуществлялся на основе экстраполяции на субъекты СФО прогнозируемого сокращения по Новосибирской области, внесшей представительный вклад (19,2 %) в контингент обученных слушателей в федеральном округе. В Новосибирской области прогноз проводился по обучающей организации - Новосибирской государственной академии экономики и управления (НГАЭиУ) Минобразования РФ, обучившей с 1997 года 485 арбитражных управляющих, или около 70% слушателей в области. Краткосрочное переобучение примерно 160-180 арбитражных управляющих в год - результат прогноза и новый стационарный режим реструктированного нижнего звена системы подготовки арбитражных управляющих в СФО. Одна - две территориально распределенные достаточно крупные профильные обучающие организации в Сибирском федеральном округе вполне качественно справятся с таким потоком слушателей. По состоянию на июль 2003 года Минюстом России заключено достаточное число соглашений (их 9) с вузами на право обучения по 480-часовой Единой программе подготовки арбитражных управляющих, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ N 108 от 5.05.2003, в том числе по СФО - с Новосибирской государственной академией экономики и управления (соглашение N 8 от 11.07.2003) и Российской правовой академией (соглашение N 1, филиалы в гг. Барнауле и Иркутске). В качестве критерия к выбору обучающих организаций можно предложить следующие: · государственное образовательное учреждение экономического и управленческого и юридического профилей, занимающее ведущие позиции в субъекте РФ; · имеющаяся государственная аттестация специальностей «менеджмент», «финансы и кредит», «юриспруденция»; · государственная лицензия и ведущееся обучение по специальности 351000 «антикризисное управление»; · уровень ранее достигнутых результатов в подготовке специалистов по антикризисному управлению по программам, утверждаемым ФСФО РФ. Имеется ряд узких мест в самом процессе обучения, «расшивка» которых позволила бы повысить качество подготовки специалистов. Минюстом РФ предполагается разрешить слушателям, ранее прошедшим обучение по 448-часовой Программе, утвержденной распоряжением ФСФО РФ от 11.11.2001 N 355-р, прослушать и сдать экзамен только по части 480-часовой Единой программы - правовому блоку (152 часа) с выдачей свидетельства установленного Минюстом России образца. В 2003 году в Сибири появились саморегулируемые организации арбитражных управляющих. В СФО действует две окружные организации и семь филиалов московских структур. Есть одна региональная - Кузбасская СОАУ и межрегиональная - Байкальская лига [3]. Членство в подобных организациях с 2003 года стало для управляющих обязательным и потребовало существенных взносов. Сейчас управляющие распределились по данным организациям, часть их отошла к столичным структурам. В результате практически все финансово-промышленные группы имеют в Сибири собственных арбитражных управляющих. Например, представители московских организаций работают в ЗАО «Абакан-Авиа» и на Ачинском молочном заводе. Впрочем, сибирские управляющие работают не менее активно. Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций. В соответствии с Федеральным законом № 6-ФЗ под системой подготовки арбитражных управляющих понимается система подготовки граждан, желающих получить лицензии на право деятельности в качестве арбитражного управляющего, а также переподготовки и повышения квалификации действующих арбитражных управляющих. Систему подготовки арбитражных управляющихорганизует Государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Все граждане, желающие получить лицензии на право деятельности в качестве арбитражного управляющего, должны сдать экзамен в соответствии с установленными ФСДН России требованиями Непосредственный контроль качества подготовки арбитражных управляющих осуществляет Управление подготовки, лицензирования и контроля за деятельностью арбитражных управляющих путем: · выборочных проверок аккредитованных организаций; · проведения контрольных тестовых испытаний: · организации контроля за проведением тестовых испытаний территориальными органами ФСДН России. ФСДН России организует систему подготовки арбитражных управляющих через организации, аккредитованные при ФСДН России и имеющие соответствующие договора с ней. Федеральным законом N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" были внесены некоторые изменения по вопросу подготовки арбитражных управляющих. Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляются комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, и образовательным учреждением. Организация и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляются саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих. Очень важной нормой нового закона является положение о том, что все арбитражные управляющие должны быть объединены в саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРО). Арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который соответствует следующим требованиям: · зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; · имеет высшее образование; · имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности; · сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; · прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; · не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; · является членом одной из саморегулируемых организаций. Библиографический список 1. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: Учебно-практическое пособие / Отв. ред. Г.А. Александров. – М.: Изд-во БЕК, 2002. 2. Антикризисное управление: учебник / Под ред. Э.М. Короткова. – М., ЭКМОС, 1999. 3. Баринов В.А. Антикризисное управление: Учебное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. 4. Барсукова Н. Банкротств станет больше // Континент Сибирь, № 2, 2004. 5. Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // Налоговый вестник, N 1, 2003. 6. Комментарий к федеральному закону от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. Витрянского В.В. 7. Основы антикризисного управления: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Ряховской. – М.: ИПК работников государственного и муниципального управления при Правительстве РФ, 2001. 8. Письмо ФСДН РФ от 1 октября 1998 г. N Р-4 "О вопросах, связанных с применением процедур банкротства". 9. Полетаев В.В. Вопросы применения нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Антикризисное управление в Сибири, № 36, апрель 2003. 10. Положение о системе подготовки арбитражных управляющих (утв. распоряжением ФСДН РФ от 16 сентября 1998 г. N 18-Р). 11. Положение о порядке проведения экзамена по Типовой программе подготовки специалистов по антикризисному управлению (с изменениями от 28 июня 2002 г.) 12. Радионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 13. Соболев В.Ф. Реструктуризация системы подготовки специалистов по арбитражному управлению // Антикризисное управление в Сибири, № 41, август 2003. 14. Федеральный закон N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002. 15. Федеральный закон N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. Приложение1 Герб Российской Федерации Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению Лицензия арбитражного управляющего серия _______________ категория _________ N __________ Лицензия выдана ____________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) _________________________________________________________________________ (паспортные данные) _________________________________________________________________________ (место жительства) Разрешается осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Лицензия действительна до " ___ " ___________ ______ г. Лицензиат обязан: а) соблюдать требования и условия осуществления лицензируемого вида деятельности; б) осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; в) не отклонять без достаточных оснований предложений арбитражного суда, при котором он зарегистрирован, о назначении арбитражным управляющим; г) в течение 30 дней с момента выдачи лицензии зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде, с соответствующей отметкой арбитражного суда на оборотной стороне лицензии; д) уведомить лицензирующий орган о регистрации в арбитражных судах в течение пятнадцати дней с момента регистрации. Руководитель ФСДН России _______________________ (подпись) М.П. Выдана и внесена в реестр " __ " _______ __ г. Регистрационный N ______________________ (оборотная сторона) серия N ____________________ |