Шпаргалка: Информатика 5
Название: Информатика 5 Раздел: Рефераты по информатике Тип: шпаргалка | ||||||||||||||
Вопрос 1: Понятие информации. Информация это знания, сведения, данные, получаемые и накапливаемые в процессе развития науки и практической деятельности людей, которые могут быть использованы в общественном производстве и управлении как фактор увеличения объема производства и повышения его эффективности. Понятие «информация может быть истолковано как некоторая совокупность сведений (сообщений), определяющих меру наших знаний о тех или иных событиях, явлениях, фактах и их взаимосвязи. Информация увеличивает знания и углубляет интеллект. Количественные меры информации Введение количественной меры информации является весьма сложной задачей. Одна и та же информация может вызывать различные эмоции и представлять разную ценность для разных людей. Иногда краткое сообщение из одной - двух фраз несет неизмеримо больше информации для конкретного индивидуума, чем текст из многих страниц. Количество информации при этом есть мера уменьшения неопределенности ситуации. Если все исходы равновероятны, то неопределенность ситуации зависит только от числа исходов, причем неопределенность тем больше, чем больше число исходов. Существуют две количественные меры информции. Р. Хартли в 1928 г. в качестве меры неопределенности ситуации с N равновозможными исходами предложил использовать величину Н = logN Эта величина возрастает с ростом N и обладает свойством аддитивности (может рассматриваться как следствие более сильного допущения: что количество информации можно рассматривать как функцию знаний субъекта). Неопределенность сложной ситуации, состоящей из нескольких независимых опытов, равна сумме неопределенностей каждого опыта. В формуле Хартли выбор основания логарифмов означает выбор единиц, в которых измеряется неопределенность. Когда исходы неравновероятны, то неопределенность зависит не только от числа исходов, но и от их вероятностей. Р. Хартли понимал, что сообщения имеют различную вероятность и, следовательно, неожиданность их появления для получателя неодинакова. Но, определяя количество информации, он пытался полностью исключить фактор «неожиданности». Поэтому формула Хартли позволяет определить количество информации в сообщении только для случая, когда появление символов равновероятно и они статистически независимы. На практике эти условия выполняются редко. При определении количества информации необходимо учитывать не только количество разнообразных сообщений, которые можно получить от источника, но и вероятность их получения. Вопрос 2 Мера Шеннона: ее достоинства и недостатки Наиболее широкое распространение при определении среднего количества информации, которое содержится в сообщениях от источников самой разной природы, получил подход. К Шеннона. Мера Шеннона является обобщением меры Хартли для неравновероятных событий. В 1948 г. Шеннон предложил в качестве меры неопределенности опыта ξ с N исходами х1, х2, ... хn . энтропию H. N Н = - ∑ Pξ ( xi ) logPξ ( xi ) (6.1.1) 1=i ___ где Pξ ( xi ), i =1,N вероятность исхода xi . Совокупность различных исходов опыта с их вероятностями может рассматриваться как множество значений случайной величины с ___ дискретным распределением. Pξ
( xi
), i =1,N Поэтому вместо энтропии опыта ξ говорят об энтропии случайной величины или об энтропии дискретного распределения. Чаще всего за единицу информации принимается количество информации, содержащееся в указании значения случайной величины, принимающей с равной вероятностью два различных значения (например, О и 1). Эта единица количества информации называется двоичной единицей или «бит». Недостатки · Для случаев, когда должна приниматься во внимание семантика и ценность информации, эта теория неприменима. Вопрос 3. Проблемы идентификации и измерения информации в организационных системах В теории передачи сообщений в человеко-машинных системах организационного управления можно выделить три основных уровня проблем, требующих решения. Как уже было сказано, информацию об объекте можно рассматривать как отображение этого объекта в некоторой материальной системе, которое может существовать независимо от самого объекта и независимо от того, будет ли эта информация кем- то и когда-то использована. Однако, если информация как некоторое отображение может существовать независимо от человека, то говорить о ценности информации, о ее потребительской стоимости можно только с учетом человека, который эту информацию потребляет, того процесса, где она используется. Вопрос 4. Этапы жизненного цикла информации Выработанная системой информация должна быть отражена на материальном носителе и должна храниться в течение определенного периода времени или «цикла жизни». В связи с этим можно выделить следующие операции: Вопрос 5 . Характерные особенности информации в человеко-машинных системах Рассмотрим некоторые наиболее важные характерные особенности информации для человеко-машинных систем организационного управления. Под документом понимают семантическую информацию, зафиксированную на любом носителе (кроме памяти человека и ЭВМ) и на любом языке с целью использования в системе управления. Вопрос 6 . Информация об окружающей среде Окружающая среда постоянно оказывает воздействие на объект управления, а объект для достижения намеченных целей также стремится оказать соответствующее воздействие на окружающую среду. В случае изменения окружающей обстановки объект неизбежно меняет формы своей деятельности. Для правильного определения целей и эффективных методов деятельности объект в каждый момент времени должен иметь сведения, с одной стороны, об окружак5щей обстановке и ее изменениях (информация о внешних условиях), с другой стороны — сведения о своей организации и ее функционировании (информация о внутренних условиях). 6. Маркетинговая информация о положении дел у поставщиков, потребителей и аналогичных предприятий. Сюда же относится информация о модернизации этих предприятий, внедрении новых научно-исследовательских и проектно-конструкторских разработок, а также о других факторах, которые могут оказать влияние на развитие и функционирование рассматриваемого объекта. Вопрос 7. Методы поиска информации об окружающей среде Основными методами получения информации об окружающей обстановке является формальный и неформальный поиск. · Формальный поиск является систематической реализацией заранее разработанных планов поиска конкретной информации по заданным проблемам. Типичным примером такого поиска является тщательно отработанный и научно обоснованный порядок изучения обстановки в отраслях и народном хозяйстве в целом перед разработкой перспективных планов его развития. · Неформальный поиск представляет собой активный, целенаправленный, но относительно неупорядоченный поиск (поиск не по заранее разработанному плану) конкретной информации. Примером такого поиска может быть поиск новых идей для усовершенствования заданных технологических процессов. · Внецелевое наблюдение. Сотрудники, изучающие окружающую среду, не ставят перед собой конкретных целей поиска, за исключением того, что они должны осуществлять поиск данных, которые могут оказаться полезными в настоящем или будущем. Такой поиск происходит путем чтения газет, книг, проф.журналов, проведения бесед, участия в конференциях, симпозиумах, совещаниях · Целевое наблюдение. Сотрудники, изучающие окружающую обстановку, обращают внимание на определенную сферу деятельности без осуществления активного поиска. Однако, если появляется какой-либо сигнал, следует быстро оценить его и использовать полученную информацию. Вопрос 8 . Состав информационного обеспечения и особенности его обработки В состав информационного обеспечения входят
: • агрегация и фильтрация информации; Вопрос 9 . Уровни обработки информации · Первым уровнем является сбор первичных данных. Этот уровень обеспечивает выявление и регистрацию, обычно в цифровой форме, сведений о предметах и процессах, характеризующих функционирование объекта. · На втором уровне проводятся группировка и обобщение первичных данных в разных разрезах с целью получения укрупненных показателей. При этом устраняется структурная и статистическая избыточность путем учета вероятностных характеристик сообщений. Результаты обработки представляются в виде разного рода сводок, рапортов, отчетов. В этих данных обычно содержится информация, необходимая для выполнения функций планирования, управления и учета. · Третий уровень обеспечивает выделение информации, необходимой для решения задач управления. 1. Все уровни обработки информации ориентированы на человека (коллектив), принимающего окончательные решения. Это связано как с проблемой ответственности, которая принципиально не может быть передана машине, так и с необходимостью учета широкого круга социально-экономических и политических факторов при решений разнообразных вопросов, которые при современном уровне наших знаний не могут быть формализованы, а, следовательно, не могут быть автоматизированы. Вопрос 10
. Коэффициент интеграции информации и основные направления ее агрегации
· функционально-логическое (основано на использовании функциональных и логических связей параметров между собой, а также их отношений к состоянию объекта и целевой функции управления) · аналитическое (в результате аналитической агрегации представляются интегральные или экстремальные характеристики множества данных, связанных с ними функциональными зависимостями) · статистическое (направление статистической агрегации связано с формированием и представлением множества отдельных значений параметров их статистическими распределениями и характеристиками) Вопрос 11. Избыточность информации и способы ее сжатия Операция сжатия или свертывания информации предполагает, что в результате некоторого преобразования какому-либо сообщению ставится в соответствие более короткое сообщение. Существо всякого сжатия информации заключается в устранении избыточности, которая имеется в исходном сообщении. Любая информация избыточна (некоторые языки избыточны на 70-80%), избыточной информацию делают также различные знаки препинания и многое другое. Но стоит заметить, что повышение избыточности ведет к увеличению достоверности. Информативность сообщения, однако, падает, если оно чрезмерно избыточно. Способы сжатия информации можно классифицировать следующим образом. · А. По типу элемента информации, над которым выполняется операция сжатия: побуквенное, пословное, словосочетания, фразы, тексты. · Б. По характеру операции сжатия информации: 1) оптимальное неравномерное кодирование символов алфавита; 2) укорочение допустимой для данного алфавита длины кодовой комбинации символа; при пословном сжатии слов, словосочетаний и фраз 1) аббревиатура (условные сокращения); 2) устранение некоторых символов в сообщении на естественном языке; 3) постановка в соответствие данному сообщению более короткого; 4) вычисление идентификатора или адреса исходного сообщения по его исходной записи при сжатии текстов или представлению: · более плотная упаковка информации, записанной в памяти; · библиографическое описание; · аннотирование; · реферирование; · индексирование. · В. По характеру взаимосвязи элементов информации в процессе сжатия: автономное, с учетом взаимосвязи информационных элементов. Вопрос 12.Новые информационные технологии Современные информационные технологии (ИТ) определяются как непрерывные процессы обработки, хранения, передачи и отображения информации, направленные на эффективное использование информационных ресурсов, средств ВТ и передачи данных при управлении системами различного класса и назначения. ИТ существенно увеличивают степень автоматизации всех информационных процессов, всех стадий формирования результирующих данных (информационных продуктов), что является предпосылкой ускорения темпов научно-технического прогресса, повышения производительности и эффективности управленческого труда. Основу современных информационных технологий составляют четыре технических достижения: 1. Появление новых носителей информации (магнитные диски, стриммеры, CD-ROM, DVD-ROM, флеш-карты и др.). 2. Развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени, широкий охват населения средствами связи (телевидение, глобальные сети передачи данных, спутниковая связь, лазерная связь и др.). 3. Возможность автоматизированной обработки информации в местах ее возникновения с помощью персональной ЭВМ. 4. Возможности удаленного доступа и обработки информации, хранящейся в распределенных базах и банках данных. ИТ развивались в процессе целенаправленной интеграции средств хранения, обработки, передачи и представления информации в комплексные системы, обеспечивающие циркуляцию требуемых потоков данных в рамках определенных организационных систем. Основной целью применения современных ИТ являются создание и использование активных информационных ресурсов, которые представляют собой ту часть потенциальных информационных ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного поиска, хранения и обработки, т. е. формализованные и записанные на машинном носителе знания и навыки, документы и т. д. Вопрос 1 3 . Составные элементы новых информационных технологий Основными составными элементами ИТ являются: · ввод и преобразование информации в реальном масштабе времени; • ввод и обработка изображений; · обработка сигнальной информации в местах ее зарождения; · обработка речевой информации; · активный диалог ЭВМ с пользователями в процессе автоформализации знаний; · имитационное моделирование функционирования организационных систем; · хранение больших и сверхбольших массивов данных; · сетевой обмен информацией (ведение диалога, осуществление видео- и телекоммуникаций, электронная почта, видеотекст, телетекст, электронная конференция, электронная книга, электронная торговля и т. д.); · мультипроцессорная обработка данных в распределенных системах; · оперативное распространение информации по локальным, региональным и глобальным вычислительным сетям; · обеспечение безбумажного документооборота в организациях и учреждениях. Вопрос 1 4 . Средства реализации новых информационных технологий Основными средствами реализации ИТ являются: · быстродействующие мини- и микроЭВМ (ПЭВМ), мощные многопроцессорные вычислительные системы, файл-серверы и др.; · высокоэффективные средства ввода и отображения информации в удобном для восприятия человеком виде (новые виды дисплеев, устройств ввода и вывода информации); · помехоустойчивые надежные средства коммуникаций (системы передачи данных), обеспечивающие сетевые режимы обработки и передачи информации со скоростями · системы автоматизации разработки программного и информационного обеспечения информационно-управляющих систем; · системы управления распределенными базами данных и знаний; · высокоскоростные печатающие устройства с памятью, факсимильная техника, средства оргтехники, средства сопряжения технических устройств различных типов, средства преобразования кодов и др. Мини - и микроЭВМ позволяют все большему числу пользователей вести децентрализованную обработку непосредственно у источника данных, без передачи их большой ЭВМ. Вместе с тем объединение ЭВМ в сети (локальные, региональные и глобальные) позволяет пользователям сочетать преимущества автономной распределенной обработки информации с возможностями индивидуального доступа к общим информационным ресурсам отдела, фирмы, района и т. д. Технические средства «электронной почты» и вычислительных систем создали предпосылки внедрения в организационных системах так называемой «безбумажной» технологии, при которой части информационных потоков и массивов (файлов) переносятся на бумажный носитель лишь в строго регламентированных случаях, связанных в основном с подготовкой и представлением подразделениями и организацией в целом официальных итоговых отчетов. Современный этап автоматизированной обработки данных в организационных системах характеризуется переходом от централизованной обработки информации к распределенной (децентрализованной) на основе широкого применения персональных ЭВМ (ПЭВМ) и использования «интеллектуальных» средств взаимодействия с информационными ресурсами системы. Ввод и обработка информации на рабочем месте сотрудника (руководителя и специалиста) с использованием ПЭВМ позволяет повысить качество, точность, своевременность и актуальность подготавливаемых документов и увеличить скорость их подготовки. Вопрос 15 Причины запаздывания информации в условиях чрезвычайных ситуаций Основными причинами, вызывающими такое запаздывание, являются: o Инерционность информационной системы. Этот тип задержки объясняется необходимостью затрат времени на наблюдение, обработку результатов наблюдения, интерпретацию результатов, передачу полученной информации соответствующим руководителям. Инерционность является также следствием затрат времени со стороны руководства на обмен информацией друг с другом и выработку общей позиции. o Проверка достоверности информации о возникновении ЧС. Естественно, проблема достоверности подобной информации чрезвычайно важна. Однако даже при наличии абсолютно достоверной информации некоторая часть руководства будет утверждать, что нет абсолютной уверенности в реальности возникновения ЧС и устойчивом характере ее развития. Они будут выступать за то, чтобы еще немного подождать и посмотреть, не отпадет ли угроза сама собой. Ярким примером является ситуация, сложившаяся на Чернобыльской АЭС после взрыва реактора на четвертом блоке, когда разлетевшиеся по территории станции куски радиоактивного графита не стали достаточным доказательством происшедшей трагедии даже для специалистов-ядерщиков. o Психологические особенности человека, которые заключаются, во-первых, в том, что некоторые руководители, деятельность которых имеет прямое отношение к возникшей ЧС, могут полагать, что признание ее существования отразится на их репутации либо приведет к потере занимаемой должности. Другие руководители, даже если они убеждены в реальности ЧС, будут всячески добиваться задержки ее официального признания с тем, чтобы получить некоторый резерв времени, в течение которого они могли бы укрепить собственные позиции и выбрать тактику отступления, не угрожающего потере их статуса. Во-вторых, подобное запаздывание вызывается неприятием непривычного, поскольку руководителям (и человеку вообще) свойственно доверять прошлому, привычному опыту и отвергать необычное, новое, считая его невероятным и несостоятельным. Следует отметить, что психологические причины запаздывания практически всегда отрицаются, так как негативно сказываются на репутации соответствующих руководителей. В качестве причины обычно называется необходимость удостовериться в точности информации о ЧС. Эти и другие причины, как правило, вызывают значительное запаздывание адекватной реакции руководства на появление ЧС и приводят к значительному увеличению общего ущерба от их развития. Оставаясь неопределенной на первых этапах, информация о возможности возникновения ЧС и альтернативах ее развития может быть в некотором смысле полезной и содержательной. Вопрос 16 . Уровни осведомленности о чрезвычайных ситуациях При этом можно выделить несколько уровней осведомленности о ситуации. · Нулевой уровень соответствует наименьшему объему полезной информации. На этом уровне известно лишь, что не исключено возникновение некоторой ЧС, однако ни ее природа, ни причина и источники возникновения не известны. Выявление такой информации требует от руководителей чутья, опыта и квалификации. Хорошими специалистами по выявлению такой информации являются эксперты либо высококвалифицированные консультанты. · На следующем уровне осведомленности обычно известен потенциальный источник возникновения ЧС, однако альтернативы ее развития, возможные последствия неясны. · На следующем, третьем, уровне осведомленности известны в общем плане последствия ЧС и альтернативы ликвидации этих последствий, однако этой информации недостаточно для того, чтобы не рисковать при принятии решений. Неопределенность в деталях на этом уровне осведомленности остается довольно большой. · И, наконец, четвертый уровень осведомленности соответствует ситуации, в рамках которой у руководства имеется достоверная информация в объеме, необходимом и достаточном для разработки детальных стратегических планов предупреждения ЧС и ликвидации последствий в случае их возникновения. Таким образом, осведомленность о возможной ЧС растет постепенно. Вопрос 17. Направления обработки информации о чрезвычайных ситуациях Обработка поступающей в условиях ЧС в штаб информации ведется по четырем основным направлениям. · В рамках первого направления постоянно ведется обработка текущей информации. · второе направление является проблемно-функциональным; · третье — территориальным · четвертое — обобщающим, в рамках которого интегрируется не только поступающая информация, но и результаты ее аналитического анализа по проблемно-функциональным и территориальным аспектам с целью дальнейшего стратегического обобщения. Следует отметить, что время для детального анализа и оценки сообщений в условиях ЧС крайне ограничено. Поэтому важно помнить, что текущие, разведывательные необработанные данные вещь опасная, поскольку даже автор того или иного сообщения не может гарантировать его достоверность и полноту. В связи с этим лица, принимающие решения, должны понимать особенности работы с «информационным сырьем», с «сырыми» текущими данными. Вопрос 18. Понятие достоверности информации. Требования к достоверности информации в различных системах управления Под достоверностью обработки данных в СОУ понимают некоторую функцию вероятности ошибки, т.е. события, заключающегося в том, что реальные данные в системе не совпадают (в пределах заданной точности) с некоторым их истинным значением. На этапе синтеза создается система обработки данных и обеспечения их достоверности, включающая выбор методов и механизмов обеспечения достоверности и обеспечивающая оптимизацию выбранного критерия при заданных структурных, экономических и технологических ограничениях. Процедура синтеза предусматривает при этом максимизацию достоверности данных или минимизацию затрат на разработку и эксплуатацию при условии обеспечения заданного уровня достоверности. Исследование проблем обеспечения достоверности в СОУ осуществляется на трех различных уровнях. Первый уровень, синтаксический, связан с контролем и обеспечением достоверности элементарных составляющих данных символов или знаков. На втором уровне, семантическом, обеспечивается достоверность смыслового значения данных, их логичности, непротиворечивости и согласованности. Третий уровень, прагматический, связан с исследованием вопросов достоверности информации при принятии управленческих решений, ее доступности и своевременности, влияния ошибок на качество и эффективность функционирования системы управления. Вопрос 19 . Классификация ошибок в человеко-машинных системах СОУ любого класса представляет собой человеко-машинную систему. · ошибки персонала СОУ (Ошибки персонала связаны с психофизиологическими возможностями человека (неправильной интерпретацией используемых данных, значительным превышением объема поступающих данных, физической способностью человека перерабатывать поступающую информацию, усталостью, снижением работоспособности человека к концу смены); объективными причинами (несовершенством моделей представления информации, отсутствием должностных инструкций и нормативов квалификацией персонала, несовершенством технических средств, неудачным расположением или неудобной конструкцией их с точки зрения эксплуатации); субъективными причинами (небрежностью, безразличием некоторых пользователей, следствием нарушения принципа материальной заинтересованности, преднамеренным искажением данных в корыстных целях, отсутствием должного контроля со стороны руководства за качеством выполняемых работ, несознательностью, безответственностью отдельных пользователей, плохой организацией труда). · ошибки, вызванные неисправностью технических средств системы (Неисправность технических средств системы приводит к ошибкам, связанным с отлаженностью оборудования для ввода данных, процессора или периферийного оборудования ЭВМ, несоответствием техническим нормам и условиям хранения машинных носителей, физическим износом и старением элементов и узлов технических средств и различного рода помехами. · ошибки во входных данных · ошибки пользователя. · ошибки в программном обеспечении СОУ · отдельно выделяют класс ошибок, возникающих в процессе обработки информации на ЭВМ. Основными причинами ошибок на данном этапе являются: помехи, сбои и отказы аппаратных и технических средств, недостаточная точность или ошибки в исходных данных, округление исходных, промежуточных и выходных данных, неадекватность реализованных математических моделей реальным процессам, приближенный характер используемых методов решения задач на ЭВМ, ошибки в программах. Каждое подмножество ошибок, относящееся к одному из указанных уровней, подразделяется, в свою очередь, на подмножества транскрипционных и транспозиционных ошибок, которые, в сою очередь, подразделяются по кратности. Следует отметить, что необходимость разделения ошибок на транскрипционные (замена символов) и транспозиционные (перестановка символов) диктуется различной обнаруживающей способностью методов контроля. Вопрос 20
. Методы контроля данных
· единичный (одна операция), · групповой (группа последовательных операций), · комплексный (контролируется, например, процесс сбора данных); по частоте контроля: · непрерывный, · циклический, · периодический, · разовый, · выборочный; по отклонениям; по времени контроля: · до выполнения основных операций, · одновременно, · в промежутках между основными операциями, · после них; по виду оборудования контроля: · встроенный, · контроль с помощью дополнительных технических средств, · безаппаратурный; по уровню автоматизации: · ручной, · автоматизированный, · автоматический. Различают системные (организационные), программные и аппаратные методы контроля достоверности. Вопрос 21. Программные методы контроля Программные методы повышения достоверности обработки данных состоят в том, что при составлении процедур обработки в них предусматривают дополнительные операции, имеющие математическую или логическую связь с основными операциями. Сравнение результатов этих дополнительных операций с результатами обработки данных дает возможность установить с определенной вероятностью наличие или отсутствие ошибок. Наосновании этого сравнения, как правило, появляется возможность исправить обнаруженную ошибку. Программные методы контроля достоверности делятся на ряд групп. в. проверка предельных значений (метод «вилок» ) Вопрос 23. Сравнение программных и аппаратных средств контроля
Вопрос 24 . Стратегическое резервирование программных модулей и информационных массивов При эксплуатации СОУ бывают случаи разрушения программ и данных. С целью уменьшения потерь системы от разрушения отдельных компонент ее программного и информационного обеспечений необходимо предусматривать специальные средства повышения их надежности, к которым, в частности относятся резервирование и восстановление программных модулей и информационных массивов. Оптимальное резервирование и восстановление программ и данных обеспечивает снижение вероятности утраты информации, уменьшение Виды резервирования: · Оперативное ( дополнительные ресурсы используются только для решения системой требуемых задач ) · Восстановительное ( часть резерва используется только для восстановления разрушенной копии, а не для решения функциональных задач системы) · С целью обеспечения длительного хранения Метод резервирования
предполагает наличие идентичной (хранение копий) и/или неидентичной (хранение предысторий) избыточности. Резервирование заключается в использовании некоторого числа дополнительных копий или предысторий. Стратегия2: Основана на особенностях работы с текущими массивами, состоящими в том, что вместо копий информационного массива хранятся его предыстории — предыдущие поколения массива и соответствующие массивы изменений. При разрушении текущего массива происходит его восстановление предыстории с помощью программы обновления. Стратегия 3. Смешанная стратегия, предполагающая хранение использование, как копий, так и предысторий. Вопрос 25 . Внешние и внутренние источники угроз информационной безопасности. Все источники угроз можно подразделить на две категории: внутренние и внешние. Внешние: 1.Политика иностранных государств. 2.Действия разведок и спецслужб. 3. Экспансия информационных систем в другие государства. 4.Действия преступных групп 5.Стихийные бедствия Внутренние: 1. Противозаконная деятельность различных структур, лиц, групп в области распространения и употребления информации. 2. Неэффективное регулирование правовых отношений в информационной среде. 3. Нарушение установленных регламентом сбора, обработки и передачи информации. 4. Ошибки персонала и пользователей, непреднамеренные и преднамеренные ошибки разработчиков, пользователей 5. Отставание отечественной промышленности. 6. Отказы и сбои технических систем. 7. Неправомерное действие государственных структур. Существует также несколько видов угроз информационной безопасности: · Информационные – дача ложной информации, дезинформация. · Программно-математические – ??? · Программные – Изменение точек входа в программу, повреждение массивов, раскрытие и изменение данных и программ, различные вирусы. · Физические – Хищение информации, уничтожение, повреждение, разрушение систем и средств обработки информации, а также средств коммуникации. Организационные – невыполнение сотрудниками и пользователями основных правил и законов при использовании информации Вопрос 26 . Основные методы обеспечения информационной безопасности. Процессы информатизации во всех странах идут очень быстрыми темпами. В связи с этим очень подозрительно относятся к импортированным или новым системам и программам, а, следовательно, с большим вниманием относятся к обеспечению информационной безопасности. Существует несколько методов обеспечения информационной безопасности: · Криптографические методы · Методы физической защиты · Методы сокрытия информации на основе компьютерной стенографии · Правовой метод – это правовые акты, которые регламентируют отношение и использование различных систем и программ. · Технический метод – это исключение несанкционированного доступа к системе, а также доступа неквалифицированных сотрудников. · Организационный метод – это совершенствование методов управления, сертификация методов, повышение достоверности информации. Главное в информационной безопасности – превентивное употребление мер по защите, дифференциация методов защиты, сортировка и проверка информации. Для противодействия угрозам безопасности используют чаще всего системный подход, который позволяет заложить комплекс мероприятий по защите информации. Вопрос 27 . Проблемы информационной безопасности. Многие страны находятся на переходном этапе от промышленного к информационному обществу. Все сферы жизни сегодня зависят от информационных технологий, и любое нападение на них может привести к ужасным последствиям. В странах на информационную безопасность тратят огромные суммы. Существует несколько отраслей, которые наиболее подвержены угрозам атаки: · СМИ · Банки и другие учреждения · Компьютеры и связные системы · Армейские системы · Хранилища информации Основные виды оружия для атаки на эти отрасли: · Дезинформация · Программы математического обеспечения Существует также проблема, связанная со спецификой программного обеспечения: 1. Постоянное возрастание объема и сложности программ. 2. Новые программные средства быстро интегрируются в вычислительные системы других государств. 3. Средства информационного воздействия при интеграции программы в другие страны очень хорошо скрыты в этой программе. 4. Стоимость разработки и внедрения средств информационного воздействия намного меньше, чем стоимость обычного оружия (включая ядерное). Вопрос 28 . Все об информационном управлении Основные проблемы и задачи информационного управления: 1. Провести классификацию стратегий, методов и средств Информационного управления по таким характеристика как степень опасности для личности, общества и государства, степень наносимого ущерба национальным интересам, государственной и общественной безопасности, психическому здоровью населения, масштаб агрессии и др. в целях определения адекватных мер и организационных форм противодействия для каждого выделенного класса информационного управления. 2. В соответствии с установленной степенью социальной полезности (опасности), значимости выявленных классов, акций, мероприятий и операций Информационного Управления необходимо для каждого из них определить адекватную этой полезности (опасности), значимости общегосударственную систему мер противодействия ей или ее поддержки. 3. Исследовать природу возникновения и развития конфликтов в информационно-психологической сфере общества с позиции положений социальной конфликтологии, определить роль конфликтов в регулировании общественных отношений (процессов) и условий перехода конфликта в опасную (агрессия) и особо опасную (война) для социального общества фазу. 4. исследовать динамику и характеристики системы социально-политических отношений информационного общества, являющихся основной целью и объектом Информационного Управления. 5. Выявить и исследовать основные факторы, формирующие облик системы социально-политических отношений информационного общества, определяющие сущность и содержание Информационного Управления, возникновение и направленность потоков информационно-политических акций, создающих условия для использования субъектами Информационного Управления, арсенала сил, средств и методов информационно-психологичекеского воздействия в осуществляемых ими целях. 6. Исследовать взаимосвязи и взаимосвязанности факторов, формулирующих облик системы социально-политических и экономических отношений информационного общества, и состояния информационно-психологической безопасности как системы в целом, так и отдельных ее подсистем. 7. Определить концепцию Информационного Управления на основе системного, информационно-логического, структурно-социального и сценарного подходов. 8. Исследовать сущность, содержание и структуру информационно-психологических операций, особенностей их организации, подготовки и проведения. 9. Исследовать сущность, содержание и направленность государственной информационной политики, ее роли в организации противодействия информационно-психологическим акциям как внешних, так и внутренних субъектов информационных действий. 10. Исследовать особую роль транснациональных информационно-телекоммуникационных корпораций, виртуальных социальных сообществ и средств массовой информации и массовой коммуникации информационного общества в информационно-психологическом противоборстве и реализации концепций Информационного Управления. 11. Исследовать формы государственного управления общественно-политичесмкими отношениями современного информационного общества в информационно-психологической сфере. Методы управления обществом: 1. Методы на основе воздействия на людей (административно-организационное управление – обладает мгновенной оперативностью, легко проконтролировать реализацию управленческих решений) 2. Экономические методы ( воздействуют либо на общество, либо на человека, могут быть как позитивными, так и негативными; достоинства – эффективность, недостатки – очень инерциальный, дифференциация доходов) 3. Социально-психологические (управленцы любого уровня используют характеристики конкретного человека и усиливают другие конкретные методы; эффективность метода зависит от свойств руководителя) В настоящее время ведется активный поиск новых видов управления. Огромное влияние на мнение людей оказывают в современном мире СМИ. Они также управляют обществом. Бурное развитие СМИ позволили придать процессу информатизации массовый характер. Механизм информационного управления основан на манипуляции сознанием масс и внедрением в их умы информации. Особое значение придается оперативности внедрения этой информации ( в различных ситуациях это надо сделать либо медленно либо быстро). Достоинства информационного управления: 1. Конкретность и оперативность 2. Быстрая перестройка методов и средств воздействия 3. Возможность резкой концентрации на том или ином направлении 4. Возможность комплексного применения методов и средств информационного управления 5. Сравнительно небольшие затраты на разработку и реализацию 6. Высокая избирательность воздействия Наиболее управляемой является интеллигенция, т.к. она наиболее восприимчива к теме «права человека» Методы информационного управления: 1. Соединение рекламы с настоящим материалом 2. Примитивизация оппонента 3. Подмена объекта дискуссии |