Реферат: Развитие личности под влиянием социальных групп
Название: Развитие личности под влиянием социальных групп Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра: “Социальные технологии” КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: Развитие личности под влиянием социальных групп Выполнил: Иванова Е.А. Проверил: Ванданова О.А. Улан-Удэ 2011 г. ПЛАН Введение…………….……………………….....................................…...2 Глава 1. Становление личности 1.1 Процесс социализации……………………...........................……...4 1.2 Воздействие социализации на личность….........................……..8 Глава 2. Влияние на развитие личности основных социальных групп 2.1 Семья……………………………………..…...........................…..11 2.2 Школа…………………………………..……........................….14 2.3 Уличная среда………………………………........................…..15 Заключение………………………………….....................................….21Список использованной литературы………………………………......................................…....23Введение. Объектом исследования в данной работе является процесс социализации. Предметом же исследования - развитие личности под влиянием социальных групп. Целью данной работы является изучение процесса развития личности. Для достижения цели необходимо решить несколько задач: 1) Изучить процесс становления личности. 2) Изучить влияние основных социальных групп на развитие личности. Актуальность Актуальность данной работы просматривается, во-первых, в том, что в процессе развития личности может произойти сбой, который может привести к проявлению различных форм негативного поведения, то есть, к девиантности в поведении. Сегодня в условиях глубоких перемен, происходящих в стране, идет перестройка психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. Возможно, для одних такие преобразования проходят сравнительно легко, для других же они становятся личной трагедией, приводят к депрессиям, дискомфорту, стрессам, социальной деградации. Последствия могут быть различными, такие как, например, наркомания, самоубийство, кражи и тому подобное. Во-вторых, по данной теме ведутся исследования, следовательно, данная работа актуальна. Степень научной разработанности по данной теме высока. Этими вопросами - социализации и формирования личности занимались такие видные ученные, как, Г.М. Андреева, М.И. Бобнев, Э.Я. Бернс, А.Н. Леонтьев и многие другие. Человек – это биосоциальное существо, у которого помимо биологических потребностей (в еде, сне и т. д.) существуют и социальные потребности (в самореализации, самоуважении и т. д.). Поскольку человек интересен, прежде всего, не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория “личность”. Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида. Понятие “личность” характерно только для человека, в отличие от понятия “индивид” которое присуще также животным. Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, известная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рождаются, а становятся.[1] Процесс формирования социально значимых черт личности называется социализацией. На каждом определенном этапе развития личности различные социальные группы и общности вносят свои коррективы в дальнейшее развитие личности.[2] Социализация личности происходит на протяжении всей жизни человека. Глава 1. Становление личности 1.1. Процесс социализации. Культура в своей основе не наследуется генетически, биологически, а передается от поколения к поколению, то есть социально наследуется. Каждое новое поколение, каждая отдельная личность неизменно проходит свой путь освоения достижений культуры общества, в котором они рождаются и живут. И в этом смысле культурным человеком не рождаются, а становятся. А сам процесс такого рода становления называется социализацией. Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, определенной системы знаний, социальных норм и ценностей, позволяющей ему становиться личностью и необходимых для его успешного функционирования в обществе. (Личность – устойчивая система значимых социальных черт, которые характеризуется индивида как члена общества, общности, группы). Социализация включает в себя как процессы социально организованного и контролируемого воздействия на личность со стороны общества и его структур (например, система воспитания и образования), так и стихийно складывающееся их воздействие, которое также может быть достаточно существенным.[3] Социализация личности происходит в основном на базе группового опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и более или менее крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и целостности социальной группы и всего общества. Но нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации определяющего неповторимость и уникальность каждой отдельной личности.[4] Общение наряду с трудом выступают обязательным личностно формирующим фактором, имеющим большое значение в воспитании. Общение - особый вид деятельности, без которого не может происходить полноценное развитие человека. Воспитательное значение общения заключается в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и, прежде всего его определенных перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик. Различают первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация связана с прямым воздействием на человека его непосредственного окружения, первичных социальных групп: семьи, родственников, друзей, ровесников, учебного и трудового коллектива, воспитателей и т. д. особенно велика роль первичной социализации на ранних этапах становления и развития личности. Вторичная социализация осуществляется вторичными социальными группами (малыми и большими), институтами, организациями и учреждениями в общей форме и опосредованно, чаще всего в одном- двух направлениях. Здесь отношения носят в большей мере институционализированный характер. Агентами вторичной социализации выступают руководители и официальные представители государства, вузов, школ, предприятий, печати и т. д. Значение вторичной социализации особенно велико в зрелом возрасте, когда социальные статусы и роли человека в основном уже определены и центр тяжести уже переносится на их реализацию и корректировку. Важно обеспечить взаимосвязь и координацию деятельности агентов первичной и вторичной социализации.[5] На различных этапах жизни человека социализация имеет свои существенные особенности. В этой связи процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно процесс социализации проходит в детстве и юности. На начальной стадии социализации осуществляется подготовка детей к жизни в мире взрослых. Главная роль здесь принадлежит родителям- первым агентам социализации. Будучи первичными, взаимоотношения родителей и детей оказывают решающее воздействие на другие стадии социализации в силу своей близости, ответственности, эмоциональности и продолжительности. На этом этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками, осваивает все более сложные системы правил поведения, начинает знакомство с образцами культурных ценностей и норм, учится следовать им даже тогда, когда еще не всегда хорошо понимают их смысл и содержание их деятельности в сторону усложнения. Помимо родителей большой вклад в социализацию личности вносят детские дошкольные воспитательные заведения, школы, детские и другие программы СМИ и т. д. На юношеском этапе (13-19 лет)- на этом “сложном” периоде своей жизни- подростки и молодые люди приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование фундамента своей личности и своего мировоззрения, осмысливают в основном через ближайшее окружение свое место и роль в жизни. В социологии этого периода прослеживается ряд особенностей. Это возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, которые несут разные агенты социализации- родители, школа, сверстники. Они во многом по-разному трактуют социальный мир, что действительно нужно, а то, что ярче, эмоциональнее и символически насыщено. На стадии зрелости, расцвета активности человеческой личности, которая начинается у каждого по-своему, в зависимости от обстоятельств личной жизни и окружающей обстановки, обретается экономическая, нормально- психологическая и социальная самостоятельность индивида, его политическая зрелость. Это находит свое конкретное выражение в способности самому обеспечить себя средствами существования и распоряжаться своими материальными возможностями независимо от других. Самостоятельно строить свой образ жизни, проживать независимо от родителей и т. д. Верхняя граница этой стадии - выход человека на пенсию, потеря им в связи с возрастом ряда статусов и прекращение выполнения ряда ролей. Социализация и в зрелом возрасте идет обычно по восходящей линии, когда личность добивается все более высокого социального статуса и соответствующей социальной роли. Но могут иметь место на этом пути и зигзаги, изломы, срывы, кризисы и даже крушения планов и надежд, как по вине самих людей, так и независимо от их воли и устремлений. Это обычно связано с серьезными переменами в жизни человека, ее переоценкой, с изменением жизненных планов и перспектив. Тогда и возникает потребность в ресоциализации. Ресоциализация – это процесс усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних. Наконец, на этапе старости, завершающем социализацию, в связи с возрастом и выходом на пенсию, а также нередко в связи с серьезным ослаблением физических и психических возможностей людей- социализация не только резко ослабевает по своей интенсивности и широте, но и приобретает часто пассивную форму, проявляясь главным образом в их адаптации к новым условиям. Прежде всего, к поиску возможностей для применения своих оставшихся сил, знаний, опыта и других возможностей в стремлении продолжить служить обществу. Резкое понижение социального статуса и сужение диапазона социальных ролей в связи с выходом на пенсию, потерей здоровья и т. д. часто сопровождается резким сокращением круга друзей и товарищей, а то и одиночеством, сосредоточением деятельности лишь в рамках домашнего хозяйства, садоводства и огородничества. Все это нередко тяжело переживается людьми, особенно одинокими. Тем более что в этом возрасте жизнь чаще всего приносит не столько приобретений и радости, сколько потерь и огорчения. К тому же социальные роли пожилых людей и стариков, вышедших на пенсию, чаще всего четко не определяются, что является еще одной особенностью социализации на этом этапе.[6] 1.2. Воздействие социализации на личность Сегодня в тех обществах, которые сохранили традиционный уклад жизни, детство прекращается сравнительно рано. А вот в индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только более продолжительна, чем в традиционных обществах, но и более сложна и дорогостояща. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование - серьезное достижение нашего времени. Раньше ничего подобного не было; в гражданском обществе обучение происходило стихийно (старше передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения – школы, лицеи, гимназии, университеты. Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограничивается; обучение детей, подготовка к взрослой жизни, усвоение правил общественной жизни. На самом деле таково лишь узкое значение данного термина. Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Почему ученые не удовлетворились суженным пониманием социализации? Дело в том, что школьное, университетское, производственное или какое- либо иное обучение – всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения знаний. Молодой человек слушает лекции, читает книги, выполняет домашние и семинарские задания, проходит период практики и сдает экзамен. В завершении он получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Такого рода обучения может длиться 5 лет, а может всего 2 месяца. Однако обучение предмету и обучение жизни – вещи совершенно разные. Никакой учитель и никакая школа не могут раз и навсегда научить человека быть хорошей женой, семьянином, деловым партнером, настоящим профессионалом любого своего дела. Этому приходится обучаться самому всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их, но проделывая все это не в лабораторных, а в реальных условиях.[7] Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы, его воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями – правами, обязанностями, отношениями – она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин “освоение”, а не “обучение”. Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения и т. п.[8] Итак, по данной главе можно сделать вывод, что процесс социализации происходит на протяжении всей жизни. Социализация включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно процесс социализации проходит в детстве и юности. Некоторые сбои в процессе социализации могут привести к негативным формам поведения. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает на индивидуальном уровне про то, что происходило с обществом на уровне коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной революции. Ни один биологический вид не научился “свертывать” этапы своего развития. Благодаря социализации человеческому детенышу не надо проходить весь этот бесконечно долгий путь развития. Глава 2. Влияние на развитие личности основных социальных групп. Так как взаимодействие личности с различными социальными группами происходит на протяжении всей ее жизни (семья, школа, уличная среда, трудовой коллектив и т. д.), то в данной работе изучим наиболее основные социальные группы, которые оказывают наибольшее влияние при становлении и развитии личности. 2.1. Семья Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства. Взаимоотношения, складывающиеся между родителями (матерью и отцом) и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он наиболее доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества и детства. Ведь в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта – родительско - детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.[9] Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающиеся отношения ребенка и родителей – это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда родительской любви – поистине жизненно необходимая потребность ребенка. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержание телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относится к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.[10] Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Цель и мотив воспитания ребенка – это счастливая, полноценная творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидании такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание. Связь личности родителей и воспитанных особенностей поведения ребенка не столь непосредственна. Многое зависит от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи. Теперь психологам понятна, что одна и та же доминирующая черта личности или повеления родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и самые разнообразные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в своем ребенке как аналогичные черты – грубость, несдержанность, так и прямо противоположные, а именно подавленность, робость. Связь воспитанника с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.[11] 2.2. Школа Поступление в школу – чрезвычайно сложный и ответственный перелом в жизни растущего человека. Меняется ритм жизни, окружающая среда, метод изучения мира. Период начальной школы знаменует завершение формирования нравственного типа ребенка. Здесь решается задача: быть или не быть творческой личности. По словам Лесгафта, школа должна дать наиболее полное развитие разуму ребенка, научить его абстрактно мыслить, проверять полученные результаты математическими методами, развивать его трудолюбие, волевые качества и воспитать человеком, живущим по правде и для людей. В дальнейшем самовоспитание, самоконтроль и самоанализ помогут человеку управлять своим поведением и поступками, чтобы всегда приближаться своему идеалу.[12] В современной педагогической психологи широко известно С. В. Ковалева, который большое внимание уделял проблемам семейных взаимоотношений и особенно, их влияние на подростков. При этом он высоко оценивал роль педагога в работе с подростком, особенно из неблагополучных семей. Общаясь с подростком, учитель должен корректировать возможное негативное влияние преобладающего характера отношений в семьях на юношей и девушек. Еще одним важным пунктом социализации в школе является группа сверстников. Существует ряд причин, делающих группу сверстников особенно важной именно для подростков. Общение со сверстниками оказывается важным “каналом информации”, по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых им, по тем или иным причинам, не сообщают взрослые.[13] Кроме того, общение со сверстниками – это специфический вид деятельности и межличностных отношений. В ходе этого общения вырабатываются навыки специального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности, и т. д. Одним словом, группа сверстников оказывает значительное влияние на социализацию современного человека. Сверстники помогают разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями подросткового возраста; они становятся своеобразной школой жизненного опыта; они дают опыт общения с равными; опыт совместной деятельности, и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей. [14] 2.3. Уличная среда Уличная среда, как сфера общения имеет свою особую специфику, которая заключается в формировании криминальной направленности среди молодежи. Один из лучших специалистов в области социологии и психологии несовершеннолетних правонарушителей М. А. Алемаскин считал, что формирование личности этих ребят практически всегда три фактора передают друг другу эстафету: семья, школа и уличная среда. Практически во всех случаях биография уличного преступника начинается. Практически всегда на следующем возрастном этапе вина ложится на учебное заведение – на школу, училище. После того, как и семья, и школа “сделали свое дело”, на новом витке формирования личности правонарушителя, оно завершается в уличной среде под влиянием неформальной подростково – юношеской группы. Влияние педагогической практики отклоняющимся поведением считается всякое поведение, связанное с нарушением не только буквы закона, но и важнейших социальных норм, будь то хулиганство, участие в криминогенных группах, проституция несовершеннолетних, бродяжничества, пьянство и наркомания, организация насилия над другими личностями, преследования по национальному признаку, исповедование фашисткой идеологии, религиозный фанатизм, приносящий ущерб не только себе, но и окружающим. Наиболее мощный пласт понимаемого таким образом “отклоняющегося поведения” складывается под прямым и косвенным воздействием профессиональной преступности, “блатного мира”. Наиболее ярко и ярко и непримиримо писал о психологии этого мира Варлам Шаламов. Вот что он говорил о технике вовлечения туда молодежи: … “C застучавшим сердцем входя в это воровское подполье, мальчик рядом с собой видит тех людей, которых боятся его папа и мама. Он видит их кажущуюся независимость, ложную свободу. Хвастливое их вранье мальчик принимает за чистую монету. В блатарях он видит людей, которые бросают вызов обществу. Вместо нелегкого добывания трудовой копейки юноша видит “щедрость” вора, “шикарно” разбрасывающего ассигнации после удачного грабежа. Он видит, как пьет и гуляет вор, и эти картины разгула далеко не всегда отпугивает юношу. Он сравнивает скучную повседневную, скромную работу отца и матери с “трудом” воровского мира, где надо быть, кажется, только смелым. …Мальчик не думает о том, сколько чужого труда и чужой человеческой крови награбил и тратит, не считая, этот его герой. Там есть всегда водка, “план”, кокаин, и мальчику дают выпить, и восторг подражания охватывает его! Вот юноша пьян по- настоящему, вот он уже бьет проститутку – бабу он должен уметь бить! – это одна из традиций новой жизни. Юноша мечтает об окончательной шлифовке, окончательном приобщении к ордену. Это – тюрьма, которой он приучен не бояться. Старшие берут его на “дно”… Вот уже и взрослые воры ему доверяют, а вот он ворует и сам, и сам “распоряжается”. Он давно уже овладел “блатной феней”, воровским языком. Он бойко услуживает старшим. В поведении своем мальчик старается пересолить, чем не досолить. И дверь за дверью открывает блатной мир перед ним свои последние глубины. Вот он уже принимает участие в кровавых “правниках”, “судах чести”, и его, как и всех остальных, заставляют “расписаться” на трупе удавленного по приговору блатного суда. Кто- то сует ему в руки нож, и он тычет ножом в еще теплый труп, доказывая свою полную солидарность с действиями своих учителей. Вот он и сам убивает по приговору старших указанного ему “предателя”. Среди блатных вряд ли есть хоть один человек, который не был бы когда- нибудь убийцей. Такова схема воспитания молодого блатаря из юношей чужого мира. Он хранит блатные тайны, помогает товарищам по ордену, вовлекает и воспитывает юношество и следит за сохранением в суровой чистоте воровского закона ”. Существуют жестокие обычаи “малолеток”, традиционные порядки “прописок”, бесчеловечная кастовость уголовной среды. Таков этот мир. Как же приходят в него дети? Как было сказано выше, первоисточник, как правило, лежит в семье. Семья, по материалам Л. С. Алексеевой, разделяется на четыре типа неблагополучных семей. Первый из них отличается конфликтным способом взаимодействия: грубостью, скандалами. Доведенная до предела, конфликтность переходит в аморальность, когда брань, драки, пьянство, измены становятся привычным фоном общения. Это второй тип неблагополучной семьи. Третью группу составляет семья криминального типа. И, наконец, в четвертый тип вошли педагогически несостоятельные семьи. То есть неучастие родителей в организации ведущей деятельности ребенка- дошкольника, дополняемое их деструктивным по отношению к ребенку поведением, то есть их самый весомый вклад в отклоняющееся поведение развивающейся личности.[15] Следующий этап биографии трудновоспитуемого – это вступление в мир школы. Несомненно, он плохо к нему подготовлен: интересы его бедны, работать с книжкой он чаще всего не умеет, а нервоз не дает ему возможности соблюдать нормы поведения: он чрезмерно возбудим, не в состоянии 45 минут высидеть спокойно, сдержать эмоции, сконцентрировать все свое внимание на учебной задаче. В сущности, это не его вина, а его беда. И только люди, незнакомые с детской психологией, могут уверять, что плохие ученики хотят быть плохими. Их довели до такого состояния. Они, отчаявшись, озлобившись, начали бравировать своей “непригодностью”, зная, что эта бравада нервирует тех, кто наказывает их, кто увеличивает их страдания. И чем больше их наказывают за их “неполноценность”, тем больше у них вырабатывается “стойкое отвращение” к учебе и школе. В большинстве общеобразовательных школ жестко авторитарный стиль взаимоотношений педагогов и учащихся приводит к отбору послушание. Наиболее отборные отсеиваются в “трудновоспитуемые” и уходят искать путь самореализации в уличные группировки.[16] Будет справедливым вспомнить также о состоянии “некомпенсированной скуки”, приводящей к насилию и деструктивности. Эти группы несовершеннолетних чаще всего скрадываются по “домовому” или “уличному” признаку. Они немногочисленны – состоят из трех- шести человек. Лидирует в такой группе обычно “крутой” парень, известный связями с уголовным миром, отбывший наказание. Это только прибавляет ему авторитет. От скуки такая группа избавляется, разрушая уличные сооружения, приставая к прохожим и т. д.[17] Следующей ступенью служат “неустойчивые криминальные группы”. Она может быть уже охарактеризована сложившейся преступной направленностью деятельности. От незначительных правонарушений группа переходит к более энергичным преступным действиям. Основными типами этих групп И. П. Башкатов называет группы хулиганов, воров, насильников, бродяг, наркоманов и т. д. Наиболее типичные их преступления: кражи (86,4%), хулиганство (79,8%), грабеж (27,5%), телесные повреждения (25,3%), разбойные нападения (18,4%), изнасилования (14,3%) и др. Большая часть, половина состава таких групп- лица без определенных занятий, которые не работают и не учатся. Четко выявляется лидер и ядро группы, заметно распределение прав и обязанностей. Внутригрупповая структура относительно устойчива и поддерживается соответствующей групповой субкультурой (нормы, правила, традиции, жаргон). Уровень конфликтности очень высок, агрессия направлена не только окружающих, но и на своих “низкостатусных членов”.уровень ориентации на группу значителен, подростки “вне своей группы” себя не представляют, хотя мотивация, как правило, эгоистическая. И, наконец, “устойчивые криминальные группы”- устойчивые объединения подростков, сформировавшихся для совместного совершения преступлений. Здесь создана четкая организационная структура, есть “руководящий центр”, “исполнители”. Существует круговая порука и состав относительно постоянен. Это – уже банда. Выше находится уже преступная организация.[18] Рост подростковой преступности в наши дни – явление естественное, поскольку только одно “наведение конституционного порядка” в Чечне добавило стране 300 тысяч беженцев, из них одна треть – дети. Согласно современной юридической практике, около 90% подростков, совершивших преступления, остаются на свободе, а осужденные условно или получившие отсрочку в 53% случаев совершают более тяжкое преступление. Как мы видим, вина взрослых в России перед ее детьми в наши дни значительна, к триаде “семья, школа, улица”, приходиться добавить еще и – “государство”. Итак, в данной главе следует отметить, что личность взаимодействует на протяжении всей своей жизни с различными социальными группами. К примеру, любое учебное заведение, трудовой коллектив, и т. д. Но наиболее основными социальными группами являются – семья, школа и уличная среда, которые оказывают наибольшее влияние при становлении и развитии личности. Вышеперечисленные социальные группы являются своеобразной школой жизненного опыта; они дают опыт общения; опыт совместной деятельности, и усвоения новых ролей. Заключение. Итак, процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся поведение – это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. Человек не может стать полноценной личностью вне общества. И поэтому только социальные группы могут ему помочь стать полноценной личностью. Когда человек рождается, он еще не личность. Но в процессе социализации он становится ею. В результате деятельности, общения, самосознания человек приобретает навыки новых видов деятельности, общения с другими людьми, а также становление в нем образа его “я”. Как видно из определения понятия “социализация”, человек всю свою жизнь, до глубокой старости приспосабливается к новым условиям жизни. Каждый социальный слой, каждая социальная группа, каждый социальный элемент оказывает определенное влияние на личность в той или иной степени. В данной курсовой работе мы рассмотрели влияние трех основных, социальных институтов, оказывающих наиболее значительное влияние на становление и формировании личности. На всех стадиях социализации общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей. Поэтому нельзя установить конкретный возраст, в котором личность будет считаться полноценной и состоявшейся. Так как человек на протяжении всей жизни проходит разные этапы социализации, приобретает опыт и формируется как личность. В данной курсовой работе было неслучайно более подробно рассмотрено влияние уличной среды на развивающуюся личность, так как именно она формирует криминально направленные взгляды современной молодежи. Здесь хорошо просматривается прямая связь между понятиями “семья”, “школа”, “улица”. Зарождаясь в неблагополучной семье и окончательно формируясь на улице, преступность захватывает все большие и большие площади. В настоящее время общество заражено преступностью и, на мой взгляд, нужно принимать кардинальные меры по ее предотвращению. Список использованной литературы. 1.Берн Э. “Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры” М.- 1989г. 2.Григорьев С.И. “Социология и социальная работа” Барнаул- 1991г. 3. Кравченко А.И. “Введение в социологию” М.- 1995г. 4. Кудрявцев В. “Социальная деформация”. М.- 1992г. 5. Кон И.С. “Психология старшеклассника”. Пособие для учителей. М.- 1980г. 6. Кулик Л.А. “Семейное воспитание”. Просвещение. М.- 1990г. 7. Ковалев В.Н. “Социология социальной сферы”. М.- 1992г. 8. Купылев В.А. “Современное социальное познание”. М.- 1988г. 9. “Популярная психология для родителей”. Под ред. А.А. Бодалева “Педагогика” М.- 1988г. 10. Смелзер Н. “Социология” М.- 1994г. 11. Сорокин П.А. “Общедоступный учебник социологии”. М.- 1994г. 12.“Социология” учебное пособие под ред. Э.В. Тадевосяна “Знание”. М.- 1995г. 13.Скринник А.И. “Моральное зло”. М.- 1992г. 14.“Теория социальной работы”. Под ред. С.И. Холостовой. М.- 1998г. 15.Уледов А.К. “Духовная жизнь общества”. Изд. “Просвещение”. М.- 1996г. 16.Фролов С.С. “Социология”. М.- 1994г. 17 Франки В. “Человек в поисках смысла” М. 1990г. 18 “Энциклопедический социологический словарь”. М. 1995г. [1] Берн Э. “Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры”.М.- 1989г.- 76С. [2] Ковалев В.Н. “Социология социальной сферы”. М.- 1992г.- 235С. [3] Скринник А.И. “Моральное зло”. М.- 1992г.- 68С.????“Теория социальной работы”. Под ред. С.И. Холостовой. М.- 1998г.- 114С. [4] Григорьев С.И. “Социология и социальная работа” Барнаул- 1991г.- 65С [5] “Социология” учебное пособие под ред. Э.В. Тадевосяна “Знание”. М.- 1995г.- 96С. [6] Кравченко А.И. “Введение в социологию” М.- 1995г.- 46С. [7] Кулик Л.А. “Семейное воспитание”. Просвещение. М.- 1990г. - 235С. [8] Фролов С.С. “Социология”. М.- 1994г.-106С. [9] Франки В. “Человек в поисках смысла” М. 1990г.- 165С. [10] Уледов А.К. “Духовная жизнь общества”.Изд.“Просвещение”.М.-1996г.-141С. [11] Кон И.С. “Психология старшеклассника”. Пособие для учителей. М.- 1980г. - 73С. [12] Смелзер Н. “Социология” М.- 1994г.- 78С. [13] Кудрявцев В. “Социальная деформация”. М.- 1992г.- 84С. [14] “Теория социальной работы”. Под ред. С.И. Холостовой. М.- 1998г.-183С. [15] Кудрявцев В. “Социальная деформация”. М.- 1992г.- 66С. [16] “Популярная психология для родителей”.Под ред. А.А. Бодалева “Педагогика”М.-1988г.- 209С. [17] “Энциклопедический социологический словарь”. М. -1995г.- 108С. [18] “Теория социальной работы”. Под ред. С.И. Холостовой. М.- 1998г.- 82С. |