Статья: Использование графического метода при изучении электрического резонанса в курсе физики средней
Название: Использование графического метода при изучении электрического резонанса в курсе физики средней Раздел: Рефераты по математике Тип: статья |
Использование графического метода при изучении электрического резонанса в курсе физики средней школы Цыкун В.Ф., учитель физики сш. №30, г. Хабаровска, Щербаков Н.Г., к.п.н., доцент кафедры общей физики ХГПУ В настоящее время, когда физические методы исследования проникли во все области науки и техники, особую остроту приобрел вопрос о вооружении учащихся глубокими знаниями и методами исследования в физике. Одним из методов исследований в физике является графический метод, который дает возможность учащимся усваивать сущность предмета, познавать закономерности новых явлений. В этой связи является актуальным вопрос использования графического метода преподавания физики, который позволяет наглядно провести всесторонний анализ явления, выявить его причинно-следственные связи и обосновать экспериментальные наблюдения. В качестве примера рассмотрим применение графического метода при изучении резонанса в электрической цепи. Так, при изучении в 11 классе темы: «Электрический резонанс», после проведения опыта по наблюдению за яркостью свечения электрической лампочки, активное сопротивление которой С этой целью необходимо дать учащимся следующее задание: исходя из закона Ома для переменного тока постройте зависимость силы тока I от частоты w источника переменного напряжения (I=I(w)). Учащимся известно, что зависимость силы тока I от напряжения в исследуемой цепи подчиняется закону Ома в следующей форме записи:
где
В этом выражении
Так как напряжение Для построения зависимости Затем графики зависимостей тока w емкостное сопротивление конденсатора и индуктивное сопротивления катушки индуктивности равны, т. е. XC=XL или Но учащимся известно, что по формуле С учетом поведения кривых Из графика на рис.6 следует, что на частоте Если Для С учетом частотной зависимости сопротивления График зависимости тока от частоты противоположен графику зависимости полного сопротивления от частоты. На низких ( Это явление, то есть резкое возрастание тока в цепи на частоте Обычно резонансную кривую для последовательной цепи в школьном курсе связывают с кривой I=I(w). С нашей точки зрения для того, чтобы определить к какому типу относится это явление - резонансу тока или резонансу напряжения, необходимо в дальнейшем сравнить величины напряжений на конденсаторе и катушке индуктивности с напряжением на резисторе на резонансной частоте Для этого необходимо рассчитать напряжение на конденсаторе, равное
Определив (с помощью омметра) сопротивление цепи Вследствие того, что напряжение на катушке индуктивности и конденсаторе во много раз больше напряжения генератора, а также напряжения на резисторе Исходя из представленных графиков учащиеся делают следующие выводы для явления электрического резонанса для цепи с последовательным соединением а) наблюдается резонанс напряжений б) ток максимален и равен в) полное сопротивление минимально и равно г) емкостное сопротивление равно индуктивному; д) реактивное сопротивление равно нулю, а значит сдвиг фаз между током и напряжением равен нулю; с) энергия источника напряжения преобразуется во внутреннюю энергию. Таким образом использование графического метода позволяет без сложных математических формул рассмотреть на высоком научном уровне такое сложное явление как резонанс напряжений в электрической цепи, состоящей из |