Курсовая работа: Безработица в РБ
Название: Безработица в РБ Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА 1 теоретические аспекты занятости, безработицы и функционирования Рынка труда.. 5 1.1 Понятие занятости, безработицы и рынка труда. 5 1.2 Механизм функционирования рынка труда. 10 1.3 Теоретические подходы к анализу механизма функционирования рынка. 14 ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ, виды, формы БЕЗРАБОТИЦЫ и ЕЕ последствия.. 21 2.1 Понятие безработицы и ее виды.. 21 2.2 Безработица в механизме рыночной экономики. 24 ГЛАВА 3 Состояние и пути стабилизации рынка труда в экономике Республики Беларусь. 30 3.1 Состояние рынка труда Беларуси в 1992-2007 годах. 30 3.2 Состояние рынка труда в 2008 - первом квартале 2009 года. 37 3.3 Проблемы стабилизации рынка труда в Республике Беларусь. 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 52 ПРИЛОЖЕНИЯ Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, с учетом национальных особенностей, для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании. Это генеральная цель. Ее достижение предполагает поэтапное развитие экономики Республики Беларусь, что отражено в прогнозных и программных документах страны. Первое десятилетие XXI века для Республики Беларусь должно стать важнейшим этапом в достижении стратегической цели социально-экономического развития страны. Основные задачи развития экономики этого периода определены Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. При этом в данной программе значительной внимание уделяется государственному регулирования такого важного элемента рыночной системы Республики Беларусь, как рынок труда. Как показывает опыт высокоразвитых индустриальных стран, функционирование современного рынка труда предполагает высокую активность государства. При этом государственная политика занятости должна обеспечивать равные возможности всем гражданам страны в получении рабочего места; содействовать той занятости, которая является экономически целесообразной; основываться на добровольности труда. Государство должно содействовать эффективному распределению и перераспределению трудовых ресурсов в соответствии с динамикой профессиональной структуры, повышением квалификации и интересами. От имени общества государство должно также обеспечивать социальную защиту в области занятости и взаимодействие политики в области занятости с другими направлениями экономической политики. Именно рынок труда Республики Беларусь, как в недалеком прошлом, так и на современной стадии развития будет являться темой данной работы. Объект исследования – общественные отношения в сфере организации, функционирования и регулирования рынка труда в рамках макроэкономического анализа. Предмет исследования – рынок труда Республики Беларусь, его состояние и перспективы его развития. Цель исследования – изучить генезис и современное состояние рынка труда Республики Беларусь, выяснить перспективы его развития. Для достижения названной цели в исследовании будут решены следующие задачи: изучены теоретические аспекты занятости, безработицы и функционирования рынка труда; выяснены сущность, виды, формы безработицы и ее последствия; - подвергнут анализу рынок труда и его регулирование в Республике Беларусь. Основой для выполнения работы стала нормативная правовая база Республики Беларусь, существующая научная и учебная литература белорусских и российских авторов. Основными методами исследования были выбраны общенаучные методы анализа и синтеза. С учетом этого в работе предоставлены наиболее характерные и существенные признаки рассматриваемых вопросов. В работе также нашли применение сравнительно-правовой метод и формально-юридический метод. Структурно изложение материала представлено в виде содержания, введения, основной части в виде трех глав, заключения и списка использованных источников. К работе имеется приложение. ГЛАВА 1
|
Y0 = N0 . | ( | 2.1 | ) |
Рисунок 2.2 - Производственная функция
Из них следует, что полная занятость возможна лишь при уровне производства УЕ , а равновесие товаров и услуг — при уровне производства Y0 . Таким образом, достижение полной занятости предполагает дефицит товара и услуг. Поэтому общество всегда перед выбором: смириться с безработицей (рисунок 2.2, отрезок N0 NE ) или обеспечить полную занятость при превышении спроса на товары и услуги (рисунок 2.1, отрезок М0 МЕ ). Объективный механизм рынка не в состоянии совместить уровень равновесия товаров и услуг с уровнем полной занятости. В этой связи необходим внешний эффект, способствующий разрешению конфликта на рынке товаров и услуг и рынке рабочей силы. Таким стабилизирующим фактором может выступать государство.
Полная занятость устанавливается на уровне Y0 = Y(N0 ). Из графика (рисунок 2.2) видно, что на рынке товаров и услуг производство достигает равновесия на уровне Y0 , определенном как Y0 = C(Y0 ) + 1. Тогда равновесие возможно, если:
Y0 < YE — неполная занятость или безработица; Y0 = YE — полная занятость; Y0 > YЕ — превышение уровня полной занятости или недостаток в рабочей силе. |
( | 2.2 | ) |
Примечание – Источник: [1, c.148]
В экономике полная занятость может наблюдаться тогда, когда уровень производства совпадает со спросом на товары и услуги, позволяет каждому желающему найти работу.
Ситуация, когда Y0 > YE характеризует нарушение равновесия, но ее можно стабилизировать, надеясь на повышение заработной платы до момента достижения полной занятости. Ситуация Y0 < YE наиболее трудная, так как профсоюзы могут препятствовать снижению заработной платы до установления занятости.
Возможный способ обеспечения полной занятости — это стимулирование производства Y0 с помощью эффекта мультипликатора или фискальной политики для повышения до уровня YE .
Достижение равновесия при полной занятости с использованием эффекта мультипликатора, инвестиций и стимулирования экономики невозможно без участия государства [1, c.149].
Проблема же нищеты из-за невозможности получать заработную плату выходит за рамки экономического равновесия и становится проблемой социального или политического равновесия. Безработица может быть терпимой, если безработным будут выплачивать пособия, обеспечивающие им некоторый прожиточный минимум.
Для государства безразлично, выплачивать пособия по безработице или вкладывать такие же суммы в экономику в форме правительственных расходов на строительство предприятий, дорог, аэродромов и т.п. Для преодоления нищеты при безработице одинаково эффективны такие меры, как выплата безработным пособия; предложение им работы; предоставление предприятиям долгосрочных кредитов под низкий процент. Все эти меры сводятся к распределению денег в экономике либо непосредственно среди безработных.
Существующие оптимальные пропорции между налогами и уровнем производства являются стабилизующим фактором в экономике. Если при полной занятости намечается тенденция к депрессии и снижению уровня бюджетных доходов, то государство увеличивает свои расходы, раздавая пособия безработным. В таком случае автоматически создается дополнительный дефицит государственного бюджета, который в будущем будет способствовать полной занятости.
Однако это свойственно для краткосрочного периода. Вместе с тем государство не может бесконечно увеличивать бюджетный дефицит. Приведенные меры, хотя и дают эффект в краткосрочном периоде, не обеспечивают его в течение длительного периода. Выплата пособий по безработице не увеличивает будущий производственный потенциал, тогда как стимулирование создания новых заводов увеличивает потенциал нации в будущем.
Скрытая безработица материализуется через недопроизводство продукции, ухудшение финансово-экономических показателей предприятия, введение натуральной оплаты труда, хронические задержки с выплатой заработной платы, скрытое побуждение администрации к увольнению.
Административные отпуска и желание сэкономить на оплате труда продиктованы стремлением сохранить конкурентную способность производства. При скрытой безработице развитие получают нелегальные формы трудовых отношений (отсутствие на работе, выполнение в рабочее время на государственном оборудовании «левого заказа» и так далее).
Такая ситуация есть своеобразная форма сохранения кадрового персонала предприятия, включая высококвалифицированных работников, которые должны быть востребованы по завершении структурных, технологических и прочих преобразований. Вместе с тем следует признать, что сохранение скрытой безработицы есть результат доминирования соответствующей концепции занятости, предполагающей сохранение сложившихся трудовых коллективов, недопущение массовых увольнений и перехода безработицы в открытую форму. Результатом сохранения большого количества неэффективных рабочих мест выступает снижение средней заработной платы, подавление стимулов к высокопроизводительному труду, отказ от структурных сдвигов в переходной экономике, а также инфляция издержек производства.
Таким образом, достижение высокого уровня занятости является одной из ключевых целей макроэкономической политики, так как численность занятых экономической деятельностью существенно влияет на макроэкономическое равновесие и экономический рост в экономике. Полная занятость может наблюдаться и при наличии безработицы. Такой уровень безработицы называется естественным. Реальный объем национального продукта, произведенного при естественном уровне безработицы, называется производственным потенциалом страны.
Безработица — это социально-экономическое явление, свидетельствующее о том, что определенная часть трудоспособного населения не находит применения своим умственным и физическим способностям в силу причин, не зависящих от них. К безработным, по решению Международной организации труда, относят лиц, достигших трудоспособного возраста, которые на момент учета были без работы, но готовы немедленно приступить к работе и ищут ее.
Безработица может принимать самые разнообразные формы. Это зависит от влияния НТП, неравномерности естественного прироста населения и других факторов. Выделяют следующие виды безработицы: фрикционную, структурную, циклическую.
Показатель безработицы рассчитан как отношение официально зарегистрированных безработных к экономически активному населению (занятые плюс безработные).
ГЛАВА 3
Состояние и пути стабилизации рынка труда в экономике Республики Беларусь
3.1 Состояние рынка труда Беларуси в 1992-2007 годах
Активизация рыночных преобразований в экономике республики относится к 1992— 1994 гг., когда началось разрушение системы централизованного управления, сопровождаемое быстрым, достаточно либеральным вхождением в рынок. Однако соответствующие сильные институты рыночного характера еще отсутствовали, а неформальные институты, по сути, были в основном постсоциалистическими и нерыночными [20, c.447].
Совершенно новым явлением стала безработица — чрезвычайно сложный по своей экономической, социальной, политической природе феномен рыночной экономики. Некоторый уровень безработицы — неизбежное свойство свободного рынка, она составляет цену рыночной экономики. Очень высокий ее уровень ведет к экономическим потерям, социальному напряжению из-за ухудшения личного благосостояния людей. Поэтому государственная политика в социально-трудовой сфере в переходный период не может быть направлена, как это было в эпоху социализма, на предотвращение какой бы то ни было безработицы. Ее задача иная: удерживать безработицу на максимально низком, экономически эффективном и политически приемлемом уровне. Для этого необходима определяющая роль государства и его институтов на рынке труда.
С 1995 г. начался этап укрепления и формирования сильных государственных структур при одновременном переходе к эволюционной модели либерализации экономики, последовательному созданию институтов свободного рынка как необходимому условию либерализации в сфере оплаты труда и занятости [20, c.447].
За прошедшие годы проведены системные преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том числе в сфере трудовых отношений и занятости, разработаны конституционные гарантии и законодательное обеспечение рыночных реформ. В статье 41 Основного Закона [7] страны «гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда». Статья 42 гарантирует справедливое вознаграждение за экономические результаты труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением.
В развитие положений Конституции в республике приняты Гражданский [5] и Трудовой кодексы [19], установлены основные формы заработной платы и стимулирования труда, включая трехуровневую тарифную систему, и осуществлены другие преобразования.
Трудовой кодекс Республики Беларусь [19] призван решать следующие задачи:
- регулирование трудовых и связанных с ними отношений;
- развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;
- установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.
Важным регулирующим документом является Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений [15], укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», в котором закреплен порядок контрактной формы найма.
Данные документы определяют правовые координаты, в которых республиканскими органами государственного управления осуществляется регулирование рынка труда и занятости населения. Важнейшие параметры и основные целевые показатели в этой сфере обосновываются в пятилетних программах и годовых прогнозах социально-экономического развития страны, в годовых государственных программах занятости населения. Система мониторинга рынка труда Республики Беларусь при Департаменте по занятости Министерства труда и социальной защиты отслеживает выполнение прогнозных параметров по таким блокам, как демографическая ситуация, состояние рынка труда, деятельность государственной службы занятости, безработица и меры по ее регулированию.
В 1995 г. численность экономически активного населения республики составляло 4,5 млн. чел., в том числе занятого в экономике — 4,4 млн. чел., безработных — 115 тыс. чел. В 2004 г. численность экономически активного населения уменьшилось до 4,4 млн., в том числе занятого в экономике — до 4,3 млн чел. и безработных — до 112 тыс., или 2,5 % . (В России, Украине и Казахстане уровень безработицы в 2004 г., по методологии МОТ, составил соответственно 7,4, 7,8 и 8,3 %.) [20, c.449].
Функционирование рынка труда в 1995—2004 гг. происходило в условиях реформирования экономики, совершенствования структуры органов государственного управления и характеризовалось ускорением движения рабочей силы, ростом высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидацией организаций и, как следствие, основными тенденциями на рынке труда стали рост предложения рабочей силы при одновременном снижении спроса на нее. Данные о движении рабочей силы в Республике Беларусь за 1995, 2000 и 2004 гг. приведены в приложении (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж).
Напряженность на рынке труда после достаточно продолжительного периода относительной стабилизации вновь начала обостряться во второй половине 2001 г., а в два последующих года приобрела устойчивый характер. Это было обусловлено приростом трудовых ресурсов и реализацией мер по оптимизации численности работников организаций, повлекших за собой высвобождение излишней рабочей силы.
Данный процесс сопровождался достаточно интенсивным оборотом кадров в экономике республики: в 1995 г. — 1380 тыс., в 2000 г. — около 1730 тыс., в 2004 г. — 1718 тыс. чел. При этом в 2000 и 2004 гг. он оставался высоким — соответственно 47,4 и 49,2 %. В 2004 г. с предприятий и организаций по различным причинам было уволено 852 тыс. чел. и принято на работу 866 тысяч. Подавляющее большинство уволенных оставили рабочие места по собственному желанию и соглашению сторон, около 2,5 % высвобождено по сокращению численности или штата работников [20, c.450].
По-прежнему высокой остается вынужденная неполная занятость: в 1995 г. — 980 тыс., в 2000 и 2004 гг. — соответственно 364 и 240 тыс. чел.
Ускорение движения рабочей силы, в том числе за счет высвобождения работников, сопровождалось притоком граждан в органы государственной службы занятости по вопросам трудоустройства. Численность таких граждан в совокупности с численностью безработных определяет предложение рабочей силы на официально контролируемой части рынка труда.
В последние годы официально контролируемая часть национального рынка труда охватывала 7—8 % совокупного предложения рабочей силы. В 1995 г. этот показатель составил 346 тыс., 2000 г. — около 400 тыс. и в 2004 г. — 372 тыс. чел., в том числе 83 тыс. безработных. В структуре предложения преобладают безработные (70—75 %), студенты и учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время (9—11 %). Всего в течение 2004 г. обратились в службу занятости 289 тыс. чел., из них трудоустроено более 190 тыс., в том числе свыше 150 тыс. из числа безработных [20, c.451].
Спрос на рабочую силу на официальной части рынка труда может быть оценен количеством вакансий, заявленных в органы государственной службы занятости. За 2004 г. оно составило 34,5 тыс. чел. (в 2000 г. — 33 тыс.) [20, c.451].
В целом можно говорить о стабилизации спроса, но при этом и о значительном уровне профессионально-квалификационного расхождения между спросом и предложением. Так, среди безработных 65 % составляют рабочие, 35 % — служащие, структура же вакансий несколько иная — соответственно около 80 и 20 % . Данный дисбаланс является главным препятствием к заполнению вакансий. В 2004 г. число вакансий возросло на 8,7 %. Однако по-прежнему острой остается проблема женской безработицы, уровень которой возрос с 60,7 в 2000 г. до 69,2 % в 2004 г. Не теряет своей актуальности длительная безработица: по сравнению с 2000 г. удельный вес безработных, не имеющих работы более года, в 2004 г. увеличился с 12,6 до 17,3 %. Наблюдается также постепенный переход вынужденной неполной занятости в регистрируемую безработицу. В связи с высвобождением в 2004 г. уволено 21 тыс. таких работающих, что в 1,6 раза больше, чем в 2000 г. [20, c.451]
Вместе с тем в последние годы имеет место стабилизация безработицы: если в 1991 г. ее уровень составлял 0,05 %, 1995 г. — 2,9, то в 2000 г. — 2,1, 2004 г. — 1,9 % (все данные на конец года). Под уровнем безработицы следует понимать соотношение общей численности официально зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (занятые плюс безработные) [20, c.451].
За период с января по декабрь 2004 г. на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу 151,9 тыс.безработных (105,6 процента от задания Программы на 2004 год и 108,7 процента по отношению к 2003 году). В целях повышения конкурентоспособности работников, удовлетворения потребности рынка рабочей силы в квалифицированных кадрах 28,2 тыс.безработных направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации (103,3 процента от задания) [13].
На ученические рабочие места, созданные нанимателями на договорной основе с центрами занятости населения в рамках Положения об организации временной занятости безработной молодежи "Молодежная практика", трудоустроено 664 безработных (114,9 процента от задания) из числа выпускников профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений. В значительной мере смягчению напряженности на рынке рабочей силы способствовала организация оплачиваемых общественных работ, в которых приняли участие 123,4 тыс.человек, в том числе 82,0 тыс.безработных (соответственно 110,6 и 104,1 процента от задания Программы на 2004 год) [13].
По состоянию на 1 января 2005 г. пособие по безработице получали 38,9 тыс.безработных, или 46,9 процента от числа состоявших на учете. Средний размер пособия составил 33,5 тыс.рублей. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности экономически активного населения снизился с 3,1 процента на начало 2004 г. до 1,9 процента на 1 января 2005 г. По состоянию на 1 января 2005 г. в органах государственной службы занятости состояло на учете 83,0 тыс.безработных, что составило 61 процент по отношению к уровню 2003 года [13].
В 2005 году в сфере занятости укрепились важные позитивные тенденции. Так, прием работников превысил увольнение, уменьшились масштабы высвобождения работников в связи с сокращением штата или ликвидацией организаций, улучшились показатели использования рабочего времени, снизилась напряженность на рынке труда, возрос спрос нанимателей на рабочую силу.
Однако, несмотря на позитивную динамику, общая конъюнктура рынка рабочей силы продолжает оставаться трудоизбыточной - на 1 заявленную нанимателями в госслужбу занятости вакансию условно претендуют 2 безработных.
Следует отметить, что в 2005 году состав безработных значительно изменился. Среди них стало больше тех, кому государство обязано предоставлять дополнительные гарантии занятости. В структуре безработных длительно неработающих было 18%, молодежи в возрасте 16-29 лет - 49% (из них каждый пятый - выпускник школы), женщин - 69%. Почти 20% составляли граждане социально уязвимых категорий. Каждый четвертый безработный не имел профессии.
В 2006 году в качестве безработных были зарегистрированы более 220 тыс. человек, а общее количество безработных, нуждающихся в трудоустройстве, составило почти 290 тыс. человек (95,5% к 2005 году).
В сельской местности и в малых городах на протяжении ряда лет накапливался потенциал безработицы. На 1 января 2006 года в 52 регионах (в том числе в Брестской области - в 7, Витебской - в 12, Гомельской - в 7, Гродненской - в 10, Минской - в 7, Могилевской - в 9) уровень безработицы превышал среднереспубликанский показатель. А наиболее сложная ситуация с занятостью сложилась в 42 регионах, малых и средних городах Беларуси [12].
Особое внимание уделяется решению проблем трудоустройства целевых групп населения (молодежи, инвалидов, женщин, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, длительно неработающих граждан, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, и т.д.).
Рынок труда в Беларуси наименее благосклонен к женщинам, поскольку он в большей степени ориентирован на применение труда мужчин. При этом в структуре безработных представительницы слабого пола преобладают. Как известно, среднестатистический портрет безработного - женщина в возрасте 33 лет со средним специальным образованием, имеющая детей.
Реализация перспективных региональных планов мероприятий по обеспечению занятости населения в регионах республики на 2007-2010 годы позволит "зафиксировать" безработицу в этот период в рамках 1,5-1,8%. Региональные программы занятости населения как на текущий год, так и на перспективу полностью корреспондируются с планами социально-экономического развития регионов.
Правительство Беларуси Постановлением от 6 апреля текущего года №467 утвердило Государственную программу занятости населения Республики Беларусь на 2006 год [12], Программа на 2006 год разительно отличается от предыдущих. В ее основу положены региональные комплексные программы занятости населения, разработанные облисполкомами с учетом планов социально-экономического развития регионов. Акцент сделан на то, что проблемы занятости должны решаться там, где они есть.
Среди приоритетов - создание новых рабочих мест, обеспечение занятости жителей малых и средних городов, поселков и регионов с высоким уровнем безработицы. Особое внимание уделено обеспечению выпускников вузов, ссузов, ПТУ первым рабочим местом, а также организации трудовой занятости наиболее уязвимых категорий граждан. Впервые предусмотрены меры по трудоустройству на постоянную и временную работу родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на гособеспечении.
Программа занятости населения на 2006 год базируется на результатах реализации соответствующей программы на 2005 год. Ее основные показатели выполнены - обеспечено снижение уровня безработицы до 1,5% к численности экономически активного населения.
В 2007 году в сфере занятости продолжились важные позитивные тенденции. Однако, несмотря на позитивную динамику, общая конъюнктура рынка рабочей силы продолжает оставаться трудоизбыточной - на 1 заявленную нанимателями в госслужбу занятости вакансию условно претендуют 2,1 безработных. Следует отметить, что в 2007 году состав безработных значительно изменился. Среди них стало больше тех, кому государство обязано предоставлять дополнительные гарантии занятости. В структуре безработных длительно неработающих было 18%, молодежи в возрасте 16-29 лет - 51% (из них каждый пятый - выпускник школы), женщин - 73%. Почти 22% составляли граждане социально уязвимых категорий. Каждый четвертый безработный не имел профессии. В 2007 году в качестве безработных были зарегистрированы более 250 тыс. человек, а общее количество безработных, нуждающихся в трудоустройстве, составило почти 297 тыс. человек (97,5% к 2006 году).
3.2 Состояние рынка труда в 2008 - первом квартале 2009 года
Ситуация на рынке труда Республики Беларусь в 2008 году характеризуется, по мнению специалистов Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, устойчивостью основных тенденций (увеличением спроса на рабочую силу и ростом численности занятых в экономике, улучшением показателей использования рабочего времени, снижением масштабов вынужденной неполной занятости), относительно невысоким и стабильным уровнем регистрируемой безработицы.
Численность населения. занятого в экономике, увеличилась с января на 45,3 тыс. человек и составила в сентябре 4511,6 тыс. человек [17].
За 2008 год прием работников восполнил их выбытие на 104,8 процента (в 2007 г. – 101,9 процента) принято на работу на 34,2 тыс. человек больше чем уволено [17].
Оборот рабочей силы составил 1449,0 тыс. человек или 41,0 процент от средней численности работников (в аналогичном периоде 2007 г. – 1363,4 тыс. чел. или 38,6 процента) [17].
В связи с высвобождением уволено 6,7 тыс. человек или 0,9 процента от общей численности уволенных, что составило 82,7 процентов к аналогичному периоду 2007 года. Вынужденная неполная занятость на производстве сократилась с 107,2 тыс. человек в 2007 году до 68,9 тыс. человек в 2008 году [17].
Растет спрос на рабочую силу, так на 1 декабря 2009 г. нанимателями было заявлено 69,0 тыс. вакансий или 123,7 процента от количества вакансий заявленных на 1 декабря 2008 года.
Увеличилась по сравнению с 2007 годом численность граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве. За 2008 г. число обратившихся 253,7 тыс. чел., из них зарегистрировано безработными – 155,4 тыс. безработных, за 2007 г. – 251,8 тыс. чел., в том числе безработных – 149,9 тыс. чел [17].
Растет так же число трудоустроенных службой занятости на постоянную работу. Так за 2008 г. трудоустроено 159, 2 тыс. человек, в том числе 101,5 тыс. чел. безработных, в 2007 г. – 153,1 тыс. чел. из них 95,9 тыс. чел. безработных.
За 2008 г. в оплачиваемых общественных работах приняли участие 72,7 тыс. чел., в том числе 40,2 тыс. чел. безработных [17].
Переселено на новое место жительства и работы, с их согласия 287 семей безработных (в 2007 г. - 208 семей). Направлено на профобучение за январь - сентябрь 17,1 тыс. человек безработных [17].
На 1 октября 2008 г. состояло на учете в органах по труду, занятости и социальной защите 39,8 тыс. чел. безработных (на 1 октября 2007 г. – 46,5 тыс. чел.) [17].
Уровень безработицы удерживается в социально допустимых пределах - 0,9 процента от численности экономически активного населения (на 1 декабря 2008 г. – 1,0 процента).
В целом по городам Республике Беларусь количество безработных за 2008 г. снизилось на 2122 человека или на 19,4% – с 10950 до 8828 человек. Снижение численности безработных произошло в 143 городских поселениях из 187 (76,5%), в 11 (5,9%) – ситуация не изменилась, рост безработных произошел в 33 (17,6%).
В областном разрезе численность безработных с начала года снизилась [17]:
в Брестской области - на 367 человек или на 16,6 % с 2210 до 1843 чел.;
в Витебской – на 270 человек (15,4 %) с 1757 до 1487 чел.;
в Гомельской – на 144 человека (9,1 %) с 1591 до 1447 чел.;
в Гродненской – на 485 человек (23 %) с 2112 до 1627 чел.;
в Минской – на 315 человек (20,2 %) с 1556 до 1241 чел.;
в Могилевской – на 541 человек (31,4 %) с 1724 до 1183 чел.
По состоянию на 1.01.2009 20,9 % всех безработных в городах сконцентрированы в Брестской области, 16,8% – в Витебской, 16,4% – в Гомельской, 18,4% – в Гродненской, 14,1% – в Минской, 13,4% – в Могилевской.
Количество вакансий по малым и средним городским поселениям с начала года увеличилось с 6714 до 10407 мест, или на 55 %. Напряженность на рынке труда малых городов снизилась с 1,6 безработных на 1 вакансию на 1.01.2008 г. (1,3 по республике) до 0,8 на 1.01.2009 г. (по республике 0,8). Этот показатель варьируется от 1,5 в Брестской области до 0,5 в Минской. В 17 малых городских поселениях (9,1 % от общего количества) по состоянию на 1.01.2009 г. вакансии отсутствовали [17].
В 36-ти городских поселениях, включенных в Государственную программу содействия занятости населения на 2008 год суммарно численность безработных снизилась на 773 человека (-21,2%) с 3647 на 1.01.2008 до 2874 на 1.01.2009 [17].
Снижение численности безработных произошло в 34 городских поселениях, в 2 - численность безработных незначительно увеличилась.
Прирост безработных с начала года произошел в 2 городских поселениях [17]: г. Василевичи на 15 или 38,5%; г.п. Островец на 6 (8,6%).
В территориальном разрезе 31,5% от всех безработных в программных городах сконцентрированы в Брестской области, 20,5% – в Витебской, 10,9% – в Гомельской, 11,8% – в Гродненской, 13,5% – в Минской, 11,8% – в Могилевской.
Средняя по республике напряженность на рынке труда программных городов на 01.01.2009 составила 1,3 безработных на 1 вакансию (на 01.01.2008 – 2,4) и варьируется от 2,3 в Витебской области до 0,7 в Гомельской [17]. Рынок труда наиболее массовых профессий по Республике Беларусь на 1 июня 2008 г. представлен в приложении (ПРИЛОЖЕНИЕ И).
В январе-марте 2009 года в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 77,1 тыс. человек (97 процентов к соответствующему периоду 2008 года), из них признаны безработными 57,4 тыс. человек (93,8 процента). При этом в г. Минске наблюдается рост количества граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве (123,8 процента к уровню 2008 года) [18].
Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве в январе-марте 2009 года нуждалось 132,5 тыс. человек (93 процента от уровня 2008 года), в том числе 94,7 тыс. безработных (89,9 процента от уровня 2008 года) [18].
В январе-марте 2009 г. в соответствии с заданиями Государственной программы [14]:
- республиканскими и местными органами государственного управления обеспечено создание новых рабочих мест, на которые трудоустроено 32,8 тыс. человек, в том числе 0,5 тыс. безработных - на рабочие места, созданные с выделением бюджетных ссуд;
- на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу 38,4 тыс. человек, из них 30,5 тыс. - безработных;
- направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 8,0 тыс. безработных, из них 3,5 тыс. – женщин, 5,0 тыс. – молодежи в возрасте 16-29 лет;
- трудоустроен 361 безработный из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики»;
- на постоянную работу трудоустроено 4,8 тыс. безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, из них 3,1 тыс. – в счет установленной брони;
- организована трудовая реабилитация 116 безработных из числа инвалидов;
- оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 766 безработным;
- на новое место жительства и работы переселено 120 семей безработных;
- в оплачиваемых общественных работах приняли участие 19,8 тыс. человек, в том числе 13,9 тыс. безработных [18].
За счет всех источников финансирования на селе создано 3,7 тыс. рабочих мест, в том числе 172 – в агрогородках.
За январь - март 2009 года в сельской местности трудоустроено 6,3 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка для организации собственного дела 135 безработным, направлено на профессиональное обучение 1,7 тыс. безработных, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 10,9 тыс. человек, в том числе 5,4 тыс. – безработных [18].
В январе - марте 2009 года развитие рынка труда малых городов происходило в соответствии с общереспубликанской тенденцией изменения численности зарегистрированных безработных.
В целом с начала года в малых городах республики количество безработных увеличилось на 1,1 тыс. человек (на 13,1 процента), количество вакансий уменьшилось с 8,2 тыс. до 6,8 тыс. рабочих мест, или на 17,1 процента, напряженность на рынке труда малых городов увеличилась с 1,0 безработного на 1 вакансию на 1.01.2009 (по республике 1,0) до 1,3 на 1.04.2009 (по республике 1,5). Этот показатель варьируется от 2,3 в Брестской области до 0,8 в Минской [18].
По состоянию на 1 апреля 2009 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 43,9 тыс. безработных (90,0 процентов к уровню 2008 года) [18].
Количество вакансий в сравнении с январем текущего года снизилось и составило на 1 апреля 2009 г. 41,6 тыс. (73,9 процента к уровню 2008 года), впервые за последние годы количество безработных превысило количество свободных рабочих мест (в 1,1 раза) [18]. При этом в г. Минске и Минской области на одного безработного приходится, соответственно, 3,1 и 1,1 свободных рабочих мест [18].
Уровень безработицы удерживается в социально допустимых пределах - на 1 апреля 2009 г. он составлял 1 процент к численности экономически активного населения [18].
Из 118 районов и 12 городов в марте 2009 года уровень безработицы снизился по сравнению с началом года в 11 регионах республики, остался на прежнем уровне в 42 регионах, в 77 регионах повысился [18].
На 01.04.2009 из 118 районов и 12 городов - в 62 регионах республики уровень безработицы ниже 1 процента, в 55 регионах уровень безработицы составил от 1,1 до 1,5 процента, в 11 регионах - от 1,6 до 2,0 процентов, в 2 районах - выше двух процентов (Ганцевичский - 2,1 и Поставский – 2,1) [18].
В 108 регионах уровень безработицы находится в рамках прогнозных показателей. В 22 регионах республики уровень безработицы превышает установленные на конец года прогнозные показатели [18].
По предварительным данным Белстата, численность занятых в экономике республики в марте текущего года составила 4520,9 тыс. человек (увеличившись по сравнению с январем на 22,1 тыс. чел.) при прогнозе на 2009 год в параметрах 4580 – 4650 тыс. человек [18].
В целях оперативного реагирования на ситуацию, складывающуюся на рынке труда, организован оперативный мониторинг регистрации граждан в органах по труду, занятости и социальной защите и использования рабочего времени на производстве.
Итоги текущего мониторинга показывают, что существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей.
В то же время мониторинг использования рабочего времени на производстве свидетельствует о том, что значительная часть работников находятся в отпусках без сохранения заработной платы, работает в режиме неполного времени.
По информации Белстата в феврале 2009 года. численность работников, работавших неполное рабочее время, составила 57,4 тыс. чел., увеличившись по сравнению с январем 2009 года в 1,2 раза (47 тыс. человек), а в сравнении с февралем 2008 года - в 3,6 раза [18].
В тоже время численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, снизилась в феврале по сравнению с январем текущего года и составила 35,1 тыс. человек, что в 1,7 раза меньше, чем в январе (по сравнению с февралем 2008 года показатель увеличился в 4,3 раза) [18].
3.3 Проблемы стабилизации рынка труда в Республике Беларусь
Важнейшими принципами государственного регулирования рынка труда и занятости в Республике Беларусь являются:
- равные стартовые возможности для всех граждан страны в реализации права на труд и свободного выбора сферы приложения своего труда;
- обеспечение реальной занятости и содействие мобильности трудовых ресурсов;
- обеспечение трудовой мобильности;
- государственные гарантии рабочим и безработным, социальная защита;
- единонаправленность и координация политики занятости с экономической и социальной политикой государства, профсоюзов и работодателей с органами государственного управления;
- сочетание мероприятий местных органов власти в области занятости с централизованными мероприятиями;
- межреспубликанское и международное сотрудничество в решении проблем занятости.
К активным мерам государственного регулирования относятся и те, что приводят к сокращению предложения рабочей силы: увеличение продолжительности школьного образования, расширение дневной формы обучения, увеличение продолжительности отпусков по уходу за ребенком, ежегодных отпусков и другие.
К пассивным мерам государственного регулирования относятся ассигнования на выплату пособий по безработице, частичному возмещению безработным их потерь в доходах. Пассивные меры предусматривают два подхода к организации материальной помощи безработным: создание системы социального страхования и вспомоществования.
Система страхования по безработице является основным источником оказания материальной помощи безработным более чем в 80% развитых стран с рыночной экономикой. Страховые пособия по безработице предоставляются в соответствии с законодательством. Вспомоществование осуществляется в виде помощи (пособия, выплаты).
Регулирование рынка труда, занятости населения в Республике Беларусь осуществляют Министерство труда и социальной защиты и входящие в его структуру Государственная служба занятости, Государственная инспекция труда и Государственная миграционная служба.
Государственная служба занятости включает в себя: Главное управление государственной службы занятости Министерства труда и социальной защиты; управления областных служб занятости; городские и районные центры занятости, районные отделения городских центров занятости; информационные центры по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных, их филиалы.
Основными направлениями регулирования рынка труда и занятости в Республике Беларусь являются:
- оказание помощи в трудоустройстве и материальная поддержка незанятого населения;
- профессиональная подготовка и переподготовка незанятого населения, совершенствование системы профессиональной ориентации;
- бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин и др.) с частичной компенсацией затрат на эти цели из средств Государственного фонда занятости;
- развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
- разработка программ, предусматривающих конкретные меры по совершенствованию регуляторов рынка труда и занятости населения в республике:
- создание рабочих мест в перспективных конкурентоспособных отраслях и в сфере обслуживания населения и производства; эффективная поддержка малого и среднего предпринимательства; развитие системы адресно-ориентированной переподготовки кадров в соответствии с потребностями народного хозяйства и структурной перестройкой экономики; формирование мотивационных стимулов к труду; углубление и расширение социальной защиты безработных, других групп населения, нуждающихся в поддержке на рынке труда (пособия, льготы, общественные работы, квота для определенных групп населения, профессиональная подготовка для впервые вышедших на рынок труда); совершенствование налогообложения предприятий, создающих новые рабочие места.
Важнейшим документом, отражающим комплекс мер по реализации государственной политики в сфере занятости, является Государственная программа занятости населения Республики Беларусь, разрабатываемая на конкретный период (как правило, очередной год). Ее основные параметры рассчитываются на основе годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь.
На основе Государственной программы занятости местные органы власти разрабатывают региональные программы. Начиная с 1998 г., в республике разрабатываются отраслевые и региональные программы создания новых рабочих мест. Финансовой основой осуществления мер по регулированию занятости в Республике Беларусь являются ресурсы Государственного фонда содействия занятости. Они используются для выплаты пособий по безработице и проведения мероприятий по содействию занятости.
В соответствии с действующим законодательством все субъекты хозяйствования уплачивают в государственный фонд содействия занятости 1% от фонда оплаты труда.
Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование рынка труда в республике, включает:
- законы и постановления парламента;
- указы и распоряжения Главы государства;
- постановления Правительства;
- приказы, инструкции, распоряжения уполномоченных органов государственного управления.
В соответствии с утвержденным Министерством труда Республики Беларусь Положением о содействии органами государственной службы занятости безработным в организации предпринимательской деятельности и ее дальнейшем развитии им предоставляются безвозмездные субсидии на организацию собственного дела. По мере развития рынка труда в Республике Беларусь изменяется, постепенно обогащаясь и совершенствуясь, система государственного регулирования рынка труда и занятости населения.
На данном этапе вынужденные отпуска и неполное рабочее время активно используются нанимателями как антикризисные меры, направленные на сохранение трудовых коллективов, проявление социальной ответственности к своим сотрудникам. Вместе с тем, значительные объемы вынужденной неполной занятости работников на производстве следует рассматривать как потенциальную базу для роста безработицы.
По-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Структура спроса на рабочую силу существенно не изменилась. Рынок труда в основном ориентирован на рабочие профессии, которые составили 70,8 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (77,6 процента в 2008 году) [18].
Среди них такие, как каменщик, кровельщик, облицовщик-плиточник, плотник, штукатур, водитель, машинист бульдозера, экскаватора и другие.
Пользуются спросом врачи, инженеры различных профилей, в сельской местности – трактористы, операторы машинного доения, животноводы, механизаторы, ветврачи и др.
В то же время по ряду профессий и специальностей (бухгалтер, экономист, юрист, техник-технолог, педагог и др.) предложение рабочей силы значительно превышает спрос.
Качественный состав безработных в последние годы претерпевает определенные изменения. При уменьшении общей численности безработных отличительной особенностью является увеличение в их составе удельного веса лиц, уволенных по собственному желанию и по соглашению сторон, длительно неработающих.
Несмотря на снижение удельного веса женщин в общей численности безработных с 60,7 процента на 1 января 2009 г. до 56,4 на 1 апреля 2009 года, проблема женской безработицы остается актуальной. Удельный вес молодежи среди безработных составил 38,1 процента [18].
В заключение третьей главы хочется отметить следующие существенные моменты.
За прошедшие годы проведены системные преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том числе в сфере трудовых отношений и занятости, разработаны конституционные гарантии и законодательное обеспечение рыночных реформ. Функционирование рынка труда в 1995—2004 гг. происходило в условиях реформирования экономики, совершенствования структуры органов государственного управления и характеризовалось ускорением движения рабочей силы, ростом высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидацией организаций и, как следствие, основными тенденциями на рынке труда стали рост предложения рабочей силы при одновременном снижении спроса на нее.
Начиная с 2005 года в сфере занятости укрепились важные позитивные тенденции. Так, прием работников превысил увольнение, уменьшились масштабы высвобождения работников в связи с сокращением штата или ликвидацией организаций, улучшились показатели использования рабочего времени, снизилась напряженность на рынке труда, возрос спрос нанимателей на рабочую силу. Ситуация на рынке труда Республики Беларусь в 2008 году характеризуется устойчивостью основных тенденций (увеличением спроса на рабочую силу и ростом численности занятых в экономике, улучшением показателей использования рабочего времени, снижением масштабов вынужденной неполной занятости), относительно невысоким и стабильным уровнем регистрируемой безработицы.
В ходе проведенного исследования темы были сформулированы следующие теоретические выводы и сделаны следующие предложения.
Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. Занятость является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Достижение полной и эффективной занятости является одной из ключевых задач социально – экономической политики государства, важнейшей проблемой экономической науки.
Цены на факторы производства, в т.ч. на труд, определяются на основе закона спроса и предложения. Субъектами спроса на рынке выступают предприниматели и государство, а субъектами предложения – работники с их навыками и умениями. Основой трудового потенциала страны является ее экономически активное население, состоящее из занятых и безработных .
Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для нормального его функционирования, под которым понимается положение, когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда. Реформирование экономики на рыночных началах способствовало тому, что работа по найму оказалась основной формой занятости. В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда конъектура рынка труда может быть трех типов: (трудодефицитной, трудоизбыточной,. равновесной).
Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособностью населения, желающего работать по найму на основе информации, полученной в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Он имеет свою структуру. Она включает следующие элементы: спрос на труд, предложение труда, цена труда, конкуренция.
Достижение высокого уровня занятости является одной из ключевых целей макроэкономической политики, так как численность занятых экономической деятельностью существенно влияет на макроэкономическое равновесие и экономический рост в экономике. Полная занятость может наблюдаться и при наличии безработицы. Такой уровень безработицы называется естественным. Реальный объем национального продукта, произведенного при естественном уровне безработицы, называется производственным потенциалом страны.
Безработица — это социально-экономическое явление, свидетельствующее о том, что определенная часть трудоспособного населения не находит применения своим умственным и физическим способностям в силу причин, не зависящих от них. К безработным, по решению Международной организации труда, относят лиц, достигших трудоспособного возраста, которые на момент учета были без работы, но готовы немедленно приступить к работе и ищут ее.
Безработица может принимать самые разнообразные формы. Это зависит от влияния НТП, неравномерности естественного прироста населения и других факторов. Выделяют следующие виды безработицы: фрикционную, структурную, циклическую.
Показатель безработицы рассчитан как отношение официально зарегистрированных безработных к экономически активному населению (занятые плюс безработные).
За прошедшие годы проведены системные преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том числе в сфере трудовых отношений и занятости, разработаны конституционные гарантии и законодательное обеспечение рыночных реформ. Функционирование рынка труда в 1995—2004 гг. происходило в условиях реформирования экономики, совершенствования структуры органов государственного управления и характеризовалось ускорением движения рабочей силы, ростом высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидацией организаций и, как следствие, основными тенденциями на рынке труда стали рост предложения рабочей силы при одновременном снижении спроса на нее.
Начиная с 2005 года в сфере занятости укрепились важные позитивные тенденции. Так, прием работников превысил увольнение, уменьшились масштабы высвобождения работников в связи с сокращением штата или ликвидацией организаций, улучшились показатели использования рабочего времени, снизилась напряженность на рынке труда, возрос спрос нанимателей на рабочую силу. Ситуация на рынке труда Республики Беларусь в 2008 году характеризуется устойчивостью основных тенденций (увеличением спроса на рабочую силу и ростом численности занятых в экономике, улучшением показателей использования рабочего времени, снижением масштабов вынужденной неполной занятости), относительно невысоким и стабильным уровнем регистрируемой безработицы. Реализация перспективных региональных планов мероприятий по обеспечению занятости населения в регионах республики на 2007-2010 годы позволит "зафиксировать" безработицу в этот период в рамках 1,5-1,8%. Региональные программы занятости населения как на текущий год, так и на перспективу полностью корреспондируются с планами социально-экономического развития регионов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 | Абдулова, М.Л. Макроэкономика: учебник / М.Л. Абдулова, Т.Ю. Горячева, К.Д. Петров; под общ. ред. М.Л. Абдуловой. – М.: Мир книги, 2007. – 673 с. |
2 | Агеева, С.Г. Макроэкономика: учеб. пособие / С.Г. Агеева. – М.: Юнити, 2008. – 873 с. |
3 | Ванеева, Е.К. Макроэкономика: курс лекций / Е.К. Ванеева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Юнити, 2005. – 782 с. |
4 | Владимирова, С.Е. Экономика. Макроэкономика: курс лекций / С.Е. Владимиров, М.Г. Попова, М.Ю. Заславская; под общ. ред. С.Е. Владимировой. – 2-е изд., стереотип. – Минск: Экоперспектива, 2008. – 783 с. |
5 | Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 октября 1998г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 04.11.2008г. - Минск: Амалфея, 2008. - 319 с. |
6 | Кейнс, Дж. М. «Экономические последствия Версальского мирного договора» / Дж. М. Кейнс; пер. С.М. Грибович. – М.: Зарубежная литература, 1983. – 219 с. |
7 | Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с. |
8 | Макроэкономика: учеб. пособие / М.Ю. Заславская [и др.]; под общ. ред. М.Ю. Заславской. – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Светочь, 2005. – 582 с. |
9 | Макроэкономика: учеб. пособие / П. Г. Никитенко, Э. А. Лутохина, В. В. Козловский; под общ. ред. Э. А. Лутохиной. – Минск: ОДО «Равноденствие», 2004. – 296 с. |
10 | Макроэкономика: учеб. пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов; под общ. ред. . М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. – 462 с. |
11 | Мониторинг рынка труда Республики Беларусь за 2002 г. Минск: Департамент по занятости Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь, 2003. – 119 с. |
12 | О Государственной программе занятости населения Республики Беларусь на 2006 год: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 6 апр. 2006 г., № 467 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008. |
13 | О Государственной программе занятости населения Республики Беларусь на 2005 год.: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 11 февр. 2005 г., № 155 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008. |
14 | О Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 окт. 2008 г., № 1640 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. |
15 | О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 (с изм. и доп. от 27 февраля 2002 г. № 145; 4 апреля 2002 г. № 10; 30 августа 2002 г. № 22; 2 апреля 2007 г. № 2; 30 декабря 2007 г. № 10) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008. |
16 | Рынок труда наиболее массовых профессий по Республике Беларусь на 1 июня 2008 г. / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/activity/populbusy/rynok. – Дата доступа: 25.11.2008. |
17 | Состояние рынка труда в 2008 году / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/activity/sostojanie. – Дата доступа: 25.05.2009. |
18 | Состояние рынка труда в 2009 году / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/activity/sostojanie. – Дата доступа: 25.05.2009. |
19 | Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 года.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 года: текст Кодекса по состоянию на 04.11.2008г. - Минск: Амалфея, 2008. - 119 с. |
20 | Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси : учебник / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович ; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Н. Шимова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск : БГЭУ, 2006. — 751 с. |
Кривая спроса на труд
Примечание – источник: [4, c.514].
Кривая предложения труда
Примечание – источник: [4, c.515].
Формирование равновесия на рынке труда
Примечание – источник: [4, c.516].
Самовосстановление состояния равновесия
Примечание – источник: [9, c.126].
Кривая Филлипса
Примечание – источник: [10, c.168].
Вертикальная кривая Филлипса
Примечание – источник: [10, c.170].
Движение рабочей силы в Республике Беларусь
Показатель | 1995 г. 2000 г. | 2004 г. | |
Занято в экономике — всего, тыс. чел. | 4410 | 4440 | 4335 |
584,6 | 849,9 | 866,1 | |
Уволено, тыс. чел. | 799,1 | 887,6 | 852,0 |
Соотношение между принятыми и уволенными, % | 73,2 | 95,8 | 101,6 |
Уволено в связи с сокращением численности или штатов, тыс. чел. | 83,4 | 12,9 | 21,0 |
% от уволенных | 10,4 | 1,5 | 2,5 |
Сальдо движения рабочей силы, тыс. чел. | -214,5 | -37,7 | 14,1 |
Оборот рабочей силы, тыс. чел. | 1383,7 | 1737,5 | 1718,1 |
общий | 34,2 | 47,4 | 49,2 |
по приему | 14,4 | 23,2 | 24,8 |
по выбытию | 19,8 | 24,2 | 24,4 |
Вынужденная неполная занятость — всего, | |||
тыс. чел. | 980,8 | 364,1 | 239,9 |
В том числе: | |||
работали неполное рабочее время по ини- | |||
циативе нанимателя | 346,2 | 150,8 | 137,2 |
% от среднесписочной численности | 8,6 | 4,1 | 4,1 |
находились в отпусках по инициативе | |||
нанимателя | 634,6 | 213,3 | 102,7 |
% от среднесписочной численности | 15,7 | 5,8 | 3,1 |
из них находились в отпусках без сохра- | |||
нения заработной платы | - | 79,4 | 40,3 |
% от численности находившихся в отпусках | - | 37,2 | 39,2 |
Безработные, тыс. чел. | 114,6 | 96,0 | 112,0 |
Примечание – источник: [11, c.8].
ПРИЛОЖЕНИЕ З
Рынок труда наиболее массовых профессий
по Республике Беларусь на 1 июня 2008 г.
Наименование профессий и специальностей |
Количество свободных рабочих мест (вакансий) |
Численность безработных |
Городская местность | ||
Водитель автомобиля | 2694 | 750 |
Грузчик | 1165 | 655 |
Каменщик | 2627 | 331 |
Кровельщик-жестянщик | 544 | 78 |
Маляр | 928 | 322 |
Машинист бульдозера, экскаватора | 536 | 64 |
Наладчик оборудования | 282 | 35 |
Облицовщик плиточник | 686 | 117 |
Плотник | 1313 | 318 |
Повар | 553 | 465 |
Продавец непродовольственных товаров | 188 | 1278 |
Продавец продовольственных товаров | 1574 | 1463 |
Слесарь МСР | 563 | 206 |
Слесарь-ремонтник | 657 | 326 |
Слесарь-сантехник | 741 | 180 |
Столяр | 828 | 236 |
Токарь | 1015 | 162 |
Тракторист | 528 | 189 |
Фрезеровщик | 386 | 54 |
Швея-мотористка | 1334 | 641 |
Штукатур | 1179 | 256 |
Электоромонтер | 1645 | 281 |
Бухгалтер | 444 | 685 |
Врач | 1029 | 26 |
Инженер-программист | 175 | 14 |
Инженер строительного профиля | 136 | 32 |
Электрогазосварщик | 769 | 262 |
Экономист | 173 | 532 |
Юрист | 54 | 235 |
Сельская местность | ||
Агроном | 142 | 103 |
Бухгалтер | 117 | 186 |
Ветврач | 263 | 16 |
Врач | 62 | 4 |
Зоотехник | 218 | 66 |
Экономист | 58 | 62 |
Учитель, преподаватель | 5 | 63 |
Примечание – источник: [16].