Реферат: Решение уравнений с параметрами
Название: Решение уравнений с параметрами Раздел: Рефераты по математике Тип: реферат | ||||||||||||||
Городская открытая научно – практическая конференция Тема: Решение уравнений с параметрами, связанных со свойствами показательной, логарифмической и тригонометрической функциями Автор: Научный руководитель: 2007 г.Содержание 1. Введение 2. Решение уравнений с параметрами 3. Решение уравнений с параметрами, связанных со свойствами показательной, логарифмической и тригонометрической функциями 4. Заключение 5. Используемая литератураВведение Актуальность данной темы определяется необходимостью уметь решать такие уравнения с параметрами при сдачи Единого Государственного экзамена и на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения. Цель данной работы рассказать о решении уравнений с параметрами, связанных со свойствами показательной, логарифмической и тригонометрической функциями. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи : 1) дать определения понятиям уравнение с параметрами; 2) показать принцип решения данных уравнений на общих случаях; 3) показать решение уравнений с параметрами, связанных со свойствами показательной, логарифмической и тригонометрической функциями. Для выполнения поставленной цели были использованы следующие методы : использование литературы разного типа, работа в группах на уроках алгебры и занятиях элективного курса по математике, участие проектной группы в городской конференции по данной теме в 2006 году. Объектом исследовательской работы было решение уравнений с параметрами, связанных со свойствами выше представленных функций. Структура данной работы включает в себя теорию, практическую часть, заключение, библиографический список. Решение уравнений с параметрами Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает у них значительные затруднения. Это связано с тем, что каждое уравнение с параметрами представляет собой целый класс обычных уравнений, для каждого из которых должно быть получено решение. Такие задачи предлагаются на едином государственном экзамене и на вступительных экзаменах в вузы. Большинство пособий адресовано абитуриентам, однако начинать знакомиться с подобными задачами нужно намного раньше – параллельно с соответствующими разделами школьной программы по математике. Если в уравнении некоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами, то они называются параметрами, а уравнение параметрическим. Естественно, такой небольшой класс задач многим не позволяет усвоить главное: параметр, будучи фиксированным, но неизвестным числом, имеет как бы двойственную природу. Во-первых, предполагаемая известность позволяет «общаться» с параметром как с числом, а во-вторых, - степень свободы общения ограничивается его неизвестностью. Так, деление на выражение, содержащее параметр, извлечение корня четной степени из подобных выражений требуют предварительных исследований. Как правило, результаты этих исследований влияют и на решение, и на ответ. Основное, что нужно усвоить при первом знакомстве с параметром, - это необходимость осторожного, даже, если хотите, деликатного обращения с фиксированным, но неизвестным числом. Этому, по нашему мнению, во многом будут способствовать наши примеры. Необходимость аккуратного обращения с параметром хорошо видна на тех примерах, где замена параметра числом делает задачу банальной. К таким задачам, например, относятся: сравнить два числа, решить линейное или квадратное уравнение, неравенство и т.д. Обычно в уравнение буквами обозначают неизвестные. Решить уравнение - значит: найти множество значений неизвестных, удовлетворяющих этому уравнению. Иногда уравнения, кроме букв, обозначающих неизвестное(X, Y,Z), содержат другие буквы, называемые параметрами(a, b, c). Тогда мы имеем дело не с одним, а с бесконечным множеством уравнений. При одних значениях параметров уравнение не имеет корней, при других – имеет только один корень, при третьих – два корня. При решении таких уравнений надо: 1) найти множество всех доступных значений параметров; 2) перенести все члены, содержащие неизвестное, в левую часть уравнения, а все члены, не содержащие неизвестного в правую; 3) привести подобные слагаемые; 4) решать уравнение ax = b. Возможно три случая. 1. а 0, b – любое действительное число. Уравнение имеет единственное решение х = . 2. а = 0, b = 0. Уравнение принимает вид: 0х = 0, решениями являются все хR. 3. а = 0, b0. Уравнение 0х = b решений не имеет. Сделаем одно замечание. Существенным этапом решения уравнений с параметрами является запись ответа. Особенно это относится к тем примерам, где решение как бы «ветвится» в зависимости от значений параметра. В подобных случаях составление ответа – это сбор ранее полученных результатов. И здесь очень важно не забыть отразить в ответе все этапы решения. В только что разобранном примере запись ответа практически повторяет решение. Тем не менее, я считаю целесообразным привести ответ. Ответ: х = при а 0, b – любое действительное число; х – любое число при а = 0, b = 0; решений нет при а = 0, b ≠ 0. Решение уравнений с параметрами, связанных со свойствами показательной, тригонометрической и логарифмической функциями 1. Найдем значения параметра n, при которых уравнение 15·10 х – 20 = n – n · 10х + 1 не имеет корней? Решение : преобразуем заданное уравнение: 15·10 х – 20 = n – n · 10х + 1 ; 15·10 х + n· 10х + 1 = n + 20; 10 х ·(15 + 10n) = n + 20; 10 х = . Уравнение не будет иметь решений при ≤ 0, поскольку 10 х всегда положительно. Решая указанное неравенство методом интервалов, имеем: ≤ 0; (n + 20)·(15 + 10n) ≤ 0; - 20 ≤ n ≤ - 1,5. Ответ : . 2. Найдем все значения параметра а , при которых уравнение lg2 (1 + х2 ) + (3а – 2)· lg(1 + х2 ) + а2 = 0 не имеет решений. Решение : обозначим lg(1 + х2 ) = z, z > 0, тогда исходное уравнение примет вид: z2 + (3а – 2) · z + а2 = 0. Это уравнение – квадратное с дискриминантом, равным (3а – 2)2 – 4а2 = 5а2 – 12а + 4. При дискриминанте меньше 0, то есть при 5а2 – 12а + 4 < 0 выполняется при 0,4 < а <2. Ответ: (0,4; 2). 3. Найдем наибольшее целое значение параметра а , при котором уравнение cos2x + asinx = 2a – 7 имеет решение. Решение : преобразуем заданное уравнение: cos2x + a sinx = 2a – 7; 1 – 2sin2 х – asinx = 2a – 7; sin2 х - a sinx + a – 4 = 0; (sinх – 2) · = 0. Решение уравнения (sinх – 2) · = 0 дает: (sinх – 2) = 0; х принадлежит пустому множеству. sinх - = 0; х = (-1)n arcsin + πn, nZ при ≤ 1. Неравенство ≤ 1 имеет решение 2 ≤ а ≤ 6, откуда следует, что наибольшее целое значение параметра а равно 6. Ответ : 6. 4. Указать наибольшее целое значение параметра а , при котором корни уравнения 4х2 - 2х + а = 0 принадлежит интервалу (- 1; 1). Решение : корни заданного уравнения равны: х1 =(1+ ) х2 =, при этом а ≤ . По условию -1 < (1+ ) < 1 < < 3, - 1 < < 1 > > - 3. Решением, удовлетворяющим указанным двойным неравенствам, будет решение двойного неравенства: - 3 < < 3. Неравенство - 3 < выполняется при всех а ≤ , неравенство < 3 – при - 2 < а ≤ . Таким образом, допустимые значения параметра а лежат в интервале (-2; . Наибольшее целое значение параметра а из этого интервала, которое одновременно принадлежит и интервалу (-1; 1), равно 0. Ответ : 0. 5. При каких значениях параметра а число корней уравнения 2 -х = 0 равно а? Решение : построим эскиз графика функции, у = 2 -х при этом учтем, что функция у – четная и ее график – симметричен относительно оси ординат, в силу чего можно ограничиться построением только его правой части ( х ≥ 0). Также учтем, что трехчлен х2 - 8х + 7 имеет корни х = 1 и х = 7, при х = 0 у = 7, а при х = 4 – минимум, равный – 9. На рисунке: пунктирными прямыми изображена парабола у = х2 - 8х + 7 с минимумом умин равным - 9 при х мин = 4, и корнями х1 = 1 и х2 = 7; сплошными линиями изображена часть параболы у = 2 – 8х + (1 < х < 7), полученная зеркальным отражением относительно оси 0х части параболы х2 - 8х + 7 при 1 < х < 7. (Эскиз левой части графика функции при х < 0 можно получить, отразив эскиз правой части графика симметрично относительно оси 0у). Проводя горизонтали у = а , а N, получаем kточек ее пересечение с линиями эскиза графика. Имеем:
Таким образом, а = k при а = 7. Ответ : 7. 6. Указать значение параметра а , при котором уравнение х4 + (1 – 2а)х2 + а2 – 4 = 0 имеет три различных корня. Решение : всякое биквадратное уравнение в общем случае имеет две пары корней, причем корни одной пары различаются только знаком. Три корня возможны в случае, если уравнение имеет одну пару в виде нуля. Корни заданного уравнения равны: х = Одна из пар корней будет равна 0, если (2а-1) = . Решая это уравнение при условии 2а-1 > 0 > , имеем: (2а – 1) = (2а – 1)2 = 17 – 4а 4а2 – 4а +1 = 17 – 4а а = 2. Ответ : 2. 7. Указать целое значение параметра p , при котором уравнение cosx – 2sinx = + имеет решение. Решение : р ≥ 0; 2 – р ≥ 0 р ≤ 2; объединяя допустимые значения параметра р , имеем: 0 ≤ р ≤ 2. При р = 0 исходное уравнение принимает вид – 2sinх = 2х принадлежит пустому множеству ( в силу ограниченности синуса). При р = 1 исходное уравнение принимает вид: cosx-2sinx = +1. Максимальное значение разности (cosx-2sinx) составляет = (- sinx – 2cosx) = 0 tgx = -2, при этом sinx= sin (arctg(-2)) = , cosx – 2sinx = , что меньше +1. Следовательно, при р = 1 уравнение решений не имеет. При р = 2 исходное уравнение принимает вид . Максимальное значение разности составляет при х = arctg(-) (при этом sinx = , cosx = ). Поскольку > +1, то уравнение = будет иметь решение. Ответ : 2. 8. Определить число натуральных n, при которых уравнение не имеет решения. Решение : х ≠ 0, n ≠ 10. Уравнение х2 – 8х – n(n – 10) = 0 не имеет решения, если его дискриминант меньше 0, т.е. 16 + n(n-10) < 0 n2 -10n +16 < 0 (n-2) (n-8) <0 2 < n < 8. В найденном интервале 5 натуральных чисел: 3, 4, 5, 6 и 7. Учитывая условие n ≠ 10, находим, что общее число натуральных n, при которых уравнение не имеет решений, равно 6. Ответ : 6. 9. Найти наименьшее целое значение параметра а, при котором уравнение (0 < х < ) имеет решение. Решение : по условию 1 > sinx> 0 1 < < + , 1 > cosx> 01 < < + , Следовательно, 2 < а < + . Возводя обе части заданного уравнения в квадрат, имеем: = а2 = а2 = а2 . Введем переменную z = . Тогда исходное уравнение примет вид: z2 + 2z – а2 = 0. Оно имеет решение при любом а, поскольку его дискриминант D = 1 + а2 положителен при любом а . Учитывая, что 2 < а < + , заключаем, что наименьшее целое значение параметра а , при котором заданное уравнение имеет решение равно 3. Ответ : 3. Заключение Во время создания данного проекта мы усовершенствовали свои старые знания по теме «Уравнения с параметрами, связанных со свойствами показательной, логарифмической и тригонометрической функциями » и в какой-то мере получили новые. По завершению работы мы пришли к выводу, что эта тема должна изучаться не только на элективных курсах и дополнительных занятиях, но и в школьной программе, так как она формирует логическое мышление и математическую культуру у школьников. Учащимся (студентам) знания по этой теме помогут сдать Единый Государственный Экзамен и вступительные экзамены в ВУЗы. Используемая литература. 1. П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский, М.С.Якир «Задачи с параметрами», 2002г. 2. Н.Ю.Глаголева «Задачи по математике для поступающих в вузы», 1994г. 3. В.В.Локоть «Задачи с параметрами», 2003г. 4. В.В.Ткачук «Математика – абитуриенту», 1994г. 5. Г.А.Ястребинецкий «Уравнения и неравенства, содержащие параметры», 1972г. 6. А.Г.Мордкович «Алгебра и начала анализа», 1987г. 7. В.С.Крамов «Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа», 1994г. 8. «Математика. Решение задач повышенной сложности», 2004г. 9. М.И. Шабунин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, Р.Г. Газарян «Алгебра и начала анализа», 2000г. 10. А.П. Карп «Даю уроки математики…», 1992 г. 11. В.В. Ткачук «Математика – абитуриенту», 1996 г. |