Реферат: Гражданство как институт России
Название: Гражданство как институт России Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
Реферат: Институт гражданства РФОглавление Введение 3 Введение Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего Союза Советских Социалистических Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился [15, c. 5]. Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека. Об этом свидетельствует, например, один из признанных авторитетов в области прав человека, член Европейской Комиссии по правам человека в Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица. Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией До этого Закона на территории Российской Федерации действовали Законы Сейчас на основе Закона "О гражданстве Российской Федерации Указом Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в их Конституции и соответствующих законодательных актах. Действующая Конституция Российской Федерации расширила число норм, регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя. Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были освещены в союзных законах. Сущность связей по гражданству сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так и за её пределами, к наделению его государством всей полноты прав, свобод и обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в нашем государстве. В настоящий же момент гражданство как связь человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и государства. Этот новый подход означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью. В ходе написания данной дипломной работы мною предполагалось использование целого ряда литературы, касающейся института гражданства Глава 1. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации 1.1 Общие положения по гражданству В Конституции Российской Федерации кроме заключенных в ней институтов Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным Законом. Таким законом в настоящее время является Закон Российской Федерации "О гражданстве 1.2 Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон отношений гражданства. В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых феодальных начал, не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств того времени, на юридическом равенстве подданных. В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом: 1) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: а) дворяне; б) духовные лица; в) городские обыватели г) сельские обыватели; 2) инородцы; 3) финляндские обыватели. Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование — граждан Российской Республики. 1 апреля 1918г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Конституция РСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7, К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев». 29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство считались лица, лишенные его на основании законов, принятых до Конституции СССР 1924 года; не возвратившиеся из-за границы; лишенные гражданства по приговору суда. Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР Это Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой постоянно проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство, этой республики. В соответствии с Положением 1931 года принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы. Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и президиумами ЦИК союзных республик. Согласно Положению 1931 года, иностранные граждане — рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР. Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР или исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на территории СССР Конституция СССР 1936 года, как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев. В соответствии с Конституцией СССР 1936 года Верховным Советом 19 августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя сложившиеся принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что гражданами СССР являются; а) все лица, состоявшие к 7 ноября Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Считалось, что такое изменение оснований для признания гражданства СССР было направлено на повышение политического и правового значения статуса гражданина СССР. Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного В последующие годы принимались многочисленные акты, связанные с решением отдельных вопросов приобретения гражданства СССР И восстановления в гражданстве. К ним относятся указы Президиума Верховного Совета СССР «О порядке приобретения гражданства 1.3 Осуществление в полной мере прав и обязанностей с 18 лет Так как гражданство подразумевает под собой определенные права и обязанности то по действующей Конституции "гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет" [1, c. Гражданство, сам факт его, человек приобретает с рождения, но те условия, которые вытекают из гражданства, то есть те права и обязанности, которые человека делают полноправным гражданином, наступают с 18 лет, но при этом в Законе сделано исключение. В тех случаях, когда в соответствии с законодательством допускается вступление в брак до достижения 18-летнего возраста, гражданин приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Возраст гражданского совершеннолетия может не совпадать с возможностью осуществлять политические права, которые приобретаются на основании других статей Конституции и избирательных законов. Например, депутатом Дееспособность не является естественным свойством человека. Возраст гражданского совершеннолетия определяется законом и отличается в разных правовых системах. В последнее время за рубежом наблюдаются тенденции снижению этого возраста. Осуществление прав и обязанностей предполагает, что гражданин осознает значение и предвидит последствия своих действий, в том числе и негативные, которые связаны с совершением им неправомерных действий, невыполнением взятых на себя обязательств. Это требует определенных знаний и жизненного опыта, поэтому закон связывает наступление дееспособности в полном объеме не только с достижением определенного возраста, но и психологическим здоровьем. По мнению многих ученых, наступление совершеннолетия должно быть на более позднем этапе развития человека, его психологии, но возраст 18 лет закреплен в Конституции Российской Федерации, и споры по этой проблеме носят закрытый характер. 1.4 Основные принципы гражданства Каждый человек по праву носит название "гражданин", т.к. имеет право на гражданство. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниях, и что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие, различные права и обязанности. Принцип равенства в качестве права гражданина гарантирует всеобщее и равное избирательное право, обеспечивает защиту национальным меньшинствам, защиту от дискриминации, устанавливает запрет выдачи собственных граждан, запрет привилегий и соответственно равенство всех, граждан перед законом. Этот принцип прослеживается и в характерном для многих современных конституций разделение носителей прав и свобод на две основные категории: гражданам предоставляется более широкий объем прав и свобод; в отношении всех остальных, включая иностранцев, проживающих на территории данного государства, допускаются отдельные изъятия. Это главным образом касается политических прав. Только граждане Российской Федерации могут избирать и быть избранными в представительные органы. Только граждане обязаны защищать Отечество и нести некоторые другие обязанности. 80-е годы во многих европейских странах (Франция, ФРГ, Бельгия, Швейцария и т.д.) по мере усиления процессов интеграции все более четко обозначается либерализация оснований приема в гражданство, нарду с этим снимаются ограничения, и расширяется объем прав иностранцев. В скандинавских странах (за исключением Финляндии) по законам о гражданстве конца 70-х начала 80-х годов иностранцам предоставляются некоторые политические права. В Дании, например, иностранец, проживший здесь 3 года, пользуется активным и пассивным избирательным правом при выборе коммунальных органов; пользуются иностранцы и свободой выражения мнений. Однако свободы собраний и объединений предоставляются только гражданам. Демократический принцип, провозглашенный в действующей Конституции, является своеобразной гарантией свободного использования российским гражданином его прав и свобод - "гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству". Хотя принудительная высылка российских граждан за пределы России как мера наказания не предусмотрена действующим Уголовным кодексом, в практике иногда наблюдались случаи принудительной высылки российских граждан за пределы России. Так был выслан, например, писатель Александр Исаевич Правило, прямо запрещающее высылку российских граждан за пределы Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству в целях привлечения его там к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного там приговора, вопрос о выдаче российского гражданина возникает обычно в случаях, когда такой гражданин, совершив преступление за границей, возвращается на родину. Ранее действовавшая Конституция тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключение, если они установлены законом или международным договором, но в настоящей нынешней Конституции никаких исключений не предусматривается: российские граждане никогда не должны выдаваться другому государству. Закона, допускающего выдачу российских граждан, о котором упоминала ранее действовавшая конституция, не было принято, и международные договоры, заключенные Россией выдачу другому государству российских граждан не предусматривают. Так, все двусторонние договоры России о правовой помощи содержат правило о том, что выдача не имеет места, если человек, которого просят выдать, является гражданином запрашиваемого государства. Аналогичную норму содержит Конвенция стран СНГ от 22 января 1993 года о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (пока не вступила в силу). Правило Конституции о запрещении выдачи российских граждан направлено на защиту прав, что, однако, не означает освобождение от уголовной ответственности. За совершенные за границей преступления российский гражданин не будет отвечать в России по российским законам. Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии. Кроме того, в Законе о Гражданстве говорится о том, что "никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство" Отказавшись от этого антидемократичного института, российский законодатель тем самым привел наше законодательство в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Попутно заметим, что следовало бы сделать и следующий шаг в этом направлении: определении на уровне закона запретить всякую возможность высылки своих граждан. Кроме вышеизложенного, гражданин Российской Федерации находится под защитой государства не только на территории самого государства, но и за его пределами. Это правило имеет особое значение в связи с остро стоящей проблемой правового положения российских граждан, проживающих за границей. Государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны: во-первых, содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международным договорам Функции дипломатических представительств Российской Федерации определяются Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, а функции консульских учреждений - Венской конвенцией о консульских сношениях К функциям дипломатического представительства относятся, в частности, защита интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом. Посольство может консультировать своих граждан по возникающим у них вопросам делать запросы по поводу защиты интересов граждан, заявлять протесты и делать представления властям страны пребывания. Консул ведет учет постоянно и временно прибывающих в его консульском округе российских граждан, имеет право производить усыновление детей, состоящих в гражданстве России и проживающих вне её пределов, принимает меры к установлению опеки и попечительства над находящимися в его округе несовершеннолетними российскими гражданами, к охране имущества, оставшегося после смерти российского гражданина и так далее. Консул следит, чтобы в отношении арестованного по подозрению в совершении преступления или отбывающего наказание в виде лишения свободы российского гражданина соблюдались законы государства пребывания и международные договоры, заключенные Россией с этим государством; обязан посещать российских граждан, находящихся в местах заключения. Он вправе представлять российских граждан в судах и других учреждениях представлять российских граждан в судах и других учреждениях страны пребывания. Консул выдает российским гражданам заграничные паспорта, а также выдает, продлевает и погашает визы на выезд в Россию. Если меры, принятые дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями, не приводят к положительным результатам, для защиты интересов своих граждан Российской Федерации могут быть предприняты и иные вытекающие из международного права шаги. Кроме этого в международном праве существуют тенденции, призывающие государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства. В Законе о гражданстве Российской Федерации поощряется принятие гражданства Российской 1.5 Особый институт двойного и почетного гражданства Кроме этих принципов в институте гражданства существует принцип двойного гражданства. Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в результате усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна "следовать гражданству своего мужа" До последнего времени российское гражданство стояло на позиции непризнания за гражданами Российской Федерации гражданства в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина. Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве от 28 ноября 1991 года. Российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства, но допускается это только в одном из следующих случаев: Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопросов двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Международный договор, о котором упоминается в части первой статьи 62, должен прямо предусматривать права граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать. Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства при приобретении российского гражданства может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, как это предписывалось в прежнем законе о гражданстве, при приеме в российское гражданство не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством он будет рассматриваться только как российский гражданин. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих. Это касается, например, военной службы. Факт двойного гражданства "не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства". Однако допускается, что федеральным законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства. Всё это соответствует международной практике, и согласно Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 года, лицо, обладающее двумя гражданствами, может рассматриваться каждым из государств, гражданином которого он является, как его гражданин. Двойное гражданство проверяется компетентными органами. В связи со скандалом вокруг назначения заместителем Секретаря Совета Безопасность Распоряжения о двойном гражданстве принимает Президент Российской Кроме того, в Конституции определено правовое положение в России иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Определение иностранных граждан как лиц, не являющихся российскими гражданами и имеющие доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства, которое дано в статье 1 действующего в России Закона "О правовом положении иностранных граждан в СССР" от 24 июня 1981 года, не может действовать в полной мере в связи с допущением Конституцией двойного гражданства. К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы. Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства. Лица без гражданства - это такие лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательства своей принадлежности и к гражданству другого государства. Исходя из статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей права каждого на гражданство. Российское государство стремится к устранению и предотвращению, без гражданства проживающих на её территории лиц. В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с собственным государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин. Ряд специальных правил для иностранных граждан установлен в упомянутом Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов, пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных кораблей и самолетов и т.п. Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности, он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы, а значит и российские граждане. В то же время, если ограничения прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан, в отличие от других иностранцев, то есть носит дискриминационный характер, правительством России могут быть установлены, в соответствии со ст.3 Закона о правовом положении иностранных граждан, реторсии. Принцип почетного гражданства закреплен в статье 8: "лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией или мировым сообществом, может быть с его согласия предоставлено почетное гражданство Российской Федерации" [5, c. Таким образом, рассмотрев общие положения Закона о гражданстве, мы рассмотрели основные и наиболее важные принципы, связанные с гражданством. 1.6 Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов В рамках правовой государственности и государственной целостности Прежде всего, следует отметить, что на правовую регламентацию гражданства РФ и ее субъектов непосредственно повлияли Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации и Декларации о государственном суверенитете республик (бывших автономий), а также денонсация Договора об образовании СССР и подписание Федеративного договора, образование Содружества независимых Государств, изменение правового статуса национально-государственных образований, административно- территориальных единиц и национально-территориальных объединений в К числу обстоятельств, обусловивших новые взаимоотношения РФ и ее субъектов, следует отнести и определение гражданства РФ на основе международных стандартов, в частности в свете Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской На современном этапе гражданство РФ и ее субъектов определяется неодинаково. Во-первых, в теории конституционного права ранее разрабатывалась двухуровневая концепция единого гражданства РФ и ее субъектов, 'что в настоящее время нашло отражение в законодательстве В силу изменившихся экономико-политических условий в регионах РФ и согласно заключенным договорам между РФ и ее субъектами (Татарстан, Со дня становления РФ и до распада СССР в РФ было единое гражданство. В целом же можно признать, что возможности определения своего гражданства в РФ и ее субъектах впервые закладывались в Федеративном договоре, ибо бывшие автономные республики признаны самостоятельными субъектами, а некоторые из них после оглашения своих Деклараций о суверенитете ставили вопрос о целесообразности становления их членами Между тем те субъекты РФ, которые уравнивали себя в правовом положении с РФ в целом, четко не уяснили отличительных особенностей Российской Концептуальной основой единого гражданства РФ и ее субъектов является народовластие Поэтому принадлежность к народу, а не к отдельным нациям Принцип единого российского гражданства выражается в общности принципов экономической, политической, социальной, правовой систем российского законодательства и законодательства республик в составе РФ. Он означает: "...Граждане РФ, постоянно проживающие на территории республик в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики" [1, c. 17]. В соответствии с принципом федерализма и принципом единого и равного гражданства на территории России граждане РФ, проживающие на территории края, области, автономной области, автономного округа, являются одновременно гражданами РФ. Данное положение наряду с Законом "О гражданстве" следовало бы также закрепить и в ст. 6 Конституции РФ. На мой взгляд, гражданство - это политико-правовая принадлежность лиц государству, являющемуся самостоятельным субъектом международного права. С этих позиций не совсем оправданно конституционное положение отдельных субъектов Федерации, предусматривающее двойное гражданство, как, например, это установлено в ст. 22 Конституции Республики Башкортостан. Спорность определения гражданства субъектов РФ вытекает из Целесообразность единого гражданства РФ можно было бы обосновать и тем, что в рамках единой Федерации не должно быть двойного гражданства в виде гражданства РФ и гражданства ее субъектов, как бы они ни определялись. Важность единого гражданства Российской федерации тем более значима, что в республиках РФ экономические условия могут быть иными, чем в Утверждение отдельных государствоведов о том, что признание суверенности народа, по имени которого названа республика, создано Что касается Республики Башкортостан, то фактически существует противоречие между ст. 69 и ст. 3 ее Конституции, что говорит о необходимости устранения соответствующего пробела в конституционном законодательстве. В частности, многонациональный народ Республики В целях исключения разделения "коренных" наций и "несуверенных" народов при определении гражданства в ст. 69 Конституции Республики Как отмечалось выше, необходимость правового обеспечения единого гражданства на территории Российской Федерации предполагает принятие в Оставление в ведении Республики Башкортостан вопросов гражданства, регламентируемых в Договоре Российской Федерации и Республики Башкортостан В согласовании нуждается также законодательство РФ и РБ в плане статуса беженцев и вынужденных переселенцев, трудовой миграции, в том числе и иностранной рабочей силы. Например, в Законе РФ "О гражданстве" в отношении вынужденных переселенцев предусмотрены льготы в обеспечении их жилищно-бытовыми условиями. Однако предусмотренные льготы не названы в Достаточно много проблем возникает по реализации Указа Президента РФ Четкое определение единого российского гражданства и гражданства субъектов РФ диктуется и реализацией Соглашения о помощи беженцам, вынужденным переселенцам, подписанного главами государств Азербайджана, В плане правовой обеспеченности единого гражданства РФ нуждается в изучении и вопрос о целесообразности создания самостоятельной судебной системы Республики Башкортостан. Согласно приложению к Федеративному договору от 31 марта 1992 г. и постановлению Верховного Совета Республики В заключение хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, взаимоотношения Если во взаимоотношениях Российской Федерации и ее субъектов строго придерживаться федеративных отношений, то законодательство Республики Глава 2. Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации Необходимо отметить и такое достоинство российского Закона, как широкие основания для приобретения гражданства. В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что широкий круг оснований позволяет исправить допущенные советской властью в разные годы несправедливости в отношениях многих сотен тысяч российских граждан, составляющих честь и гордость России, и тем не менее насильственно выдворенных после Октябрьской революции, во время и после Второй мировой войны. Сегодня новый закон открывает возможность сделать свой свободный выбор всем, кто хочет восстановить свое российское гражданство. В Законе о гражданстве Российской Федерации устанавливается, что гражданство приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем выбора (оптации); ж) по иным основаниям, предусмотренным данным законом Перечень оснований отличается от устанавливаемых прежним союзным законодательством. При определении принадлежности к гражданству Российской Федерации применяются акты законодательства Российской Федерации и республик в поставе Российской Федерации, международные договора Российской Федерации, бывшего СССР или существовавшего до 7 ноября (25 октября) 1917 года А теперь более подробно стоит рассмотреть основания приобретения гражданства. В соответствии с Законом о гражданстве Российской Федерации гражданами Кроме того, гражданами Российской Федерации считают бывших граждан Для решения вопросов, связанных с приобретением гражданства в порядке регистрации, восстановления в гражданстве,, имеет значение порядок определения гражданства лиц, родившихся 30 декабря 1922 года и позднее утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве По постановлению Верховного Совета Российской Федерации распространить действие части первой статьи 13 Закона о гражданстве на военнослужащих Признание гражданства как форма его приобретения - процесс, завершающийся в основном в день вступления в силу Закона, реализующийся одноактно. В результате признания, т.е. без каких-либо активных действий со стороны, приобрели гражданство Российской Федерации лица, составляющие подавляющую часть граждан Российской Федерации. Главным постоянно действующим основанием получения гражданства является его приобретение по рождению. Это следствие того, что приобретение гражданства зависит от принципов: "право крови" - jus sanginis, то есть c учетом гражданства родителей, и "право почвы" - jus soli, то есть зависимости от места рождения [15, c. 32]. Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения. При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации, либо если иначе он стал бы лицом без гражданства. Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, ребенок является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения. Принцип "права почвы" применяется в отношении гражданства детей, родители которых неизвестны. Находящийся на территории Российской Федерации ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Российской Закон Российской Федерации о гражданстве установил и такое новое основание как "приобретение гражданства Российской Федерации в порядке регистрации". В общем, регистрация является упрощенным порядком приобретения гражданства, т.к. не связанная со сложными процедурами. В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретается лицами, у которых супруг, либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации; лицами, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели другое гражданство по рождению, в течение 5 лет по достижению 18-летнего возраста; дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей Российской Федерации, в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста; граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля Кроме выше перечисленных лиц путем регистрации гражданство приобретают лица без гражданства, на день вступления в силу Закона постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших или входящих в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если в течение 1 года после вступления в силу закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации; иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояло в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Рассмотренные выше основания приобретения гражданства Российской Следующим основанием является прием в гражданство. Таким правом может воспользоваться дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве Российской Федерации. Этот человек может ходатайствовать о приеме в гражданство Российской Федерации независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, зыка, отношения к религии, политических и иных убеждений. Обычным условием приема в гражданство Российской Федерации является постоянное проживание на территории Российской Федерации: для иностранных граждан и лиц без гражданства - 5 лет или 3 года непрерывно перед обращением с ходатайством. Значительно ниже аналогичных сроков в других республиках (10 лет - в Молдавии) или западных странах (Швейцария - 12 лет, В современных условиях международных конфликтов и постоянно нарастающего в России потока беженцев, гуманным представляется и правило сокращения вдвое установленных сроков применительно к беженцам. В Дании, например, беженцы, апатриды приобретают такое право через 4 года. Следует отметить, что условие приема в гражданство сформулировано в Законе на широкой демократической основе. Так, для беженцев, признаваемых таковыми Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации для учебы или лечения не более чем на три месяца. Закон содержит перечень обстоятельств, которые облегчают прием в гражданство, посредством сокращения установленных для проживания сроков вплоть до полного снятия этих требований. Таковыми являются: состояние в гражданстве бывшего СССР - в прошлом; усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации; наличие достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; наличие заслуг перед народами, объединенными в Российскую Федерацию, в её возрождении, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; получение убежища на территории Российской Федерации; состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой линии в российском гражданстве Вместе с тем, предусмотрены и основания, при наличии которых отклоняются ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации. Это относится к тем лицам, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации; состоят в партиях и организациях, деятельность которых не совместима с конституционными принципами Российской Федерации, осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы на действия, преследуемые по законам Российской Федерации. Основанием приобретения гражданства является также "восстановление в гражданстве Российской Федерации". В первые послевоенные годы (1946-1947 годы) эта форма широко использовалась для восстановления в гражданстве СССР подданных бывшей В гражданстве Российской Федерации восстанавливаются в порядке регистрации: лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства; лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с изменением гражданства родителей, в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста. Бывшие граждане Российской. Советской Федеративной Социалистической Гражданство Российской Федерации может приобретаться в результате выбора гражданства (оптации). При изменении границы Российской Федерации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства в порядке и в сроки, определяемые международным договором Российской Лицам предоставляется право на выбор гражданства: либо оставление прежнего гражданства, либо приобретение гражданства того государства, к которому отходит данная территория. К иным основаниям приобретения гражданства относятся усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и другое. В Законе о гражданстве Российской Федерации специальная глава посвящена регулированию гражданства детей и родителей, опекунов и попечителей; гражданства недееспособных лиц. Изменение гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве максимально полно учитывает интересы ребенка. Следует принять во внимание желание детей, могущих в соответствующем возрасте делать сознательный выбор, исключить состояние без гражданства у детей, и в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах. В качестве общих положений устанавливается, что гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав. Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство В случаях если оба родителя или единственный родитель проживающего на территории Российской Федерации ребенка, над которым установлена опека или попечительство гражданин Российской Федерации, выходит из гражданства Если один из родителей, не имеющих гражданства Российской Федерации, приобретает его, то ребенку предоставляется гражданство Российской В случаях, если гражданство Российской Федерации у одного из родителей прекращается, а другой остается гражданином Российской Федерации, то ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. По ходатайству родителя, гражданство которого прекращается, и с письменного согласия родителя, остающегося гражданином Российской Федерации, гражданство На аналогичных подходах основывается и норма Закона о гражданстве детей при усыновлении. Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его лицами, не состоящими в гражданстве Российской Федерации, сохраняет гражданство Российской Федерации. Если усыновители или один из усыновителей имеет иное гражданство, то по их ходатайству гражданство у усыновленного ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство. В случаях, если ребенок, не являющийся гражданином Российской Споры между родителями, опекунами или попечителями о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка недееспособного. 2.2 Прекращение гражданства Гражданство Российской Федерации может прекращаться по различным основаниям. Главными являются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации; и по иным основаниям. Выход из гражданства Российской Федерации является наиболее важным основанием его прекращения. Закон предусматривает две формы выхода из гражданства: по ходатайству гражданина Российской Федерации и в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном законом порядке и отсутствием препятствий предусмотренных законом [15, c. 34]. В прежнем союзном законодательстве предусматривалось только одно основание для выхода из гражданства - лишь по ходатайству лица. Ходатайство о выходе из гражданства Российской Федерации может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом. Отклоненные ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами. Основанием прекращения гражданства Российской Федерации является так же отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации. Решение о приеме в гражданство Российской Федерации отменяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведения и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности.. Но существует оговорка, что отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей лица, указанного выше, приобретавших гражданство Российской Федерации вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, сто гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем. Кроме того, оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в течение 5 лет после приема. РФ При решении вопросов гражданства наряду с законами нашей страны подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие вопросы гражданства. А если же международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те которые содержатся в Законе о гражданстве, применяются правила, этого договора. В отношении каждого человека, гражданство которого юридически оформляется такими документами, подтверждающими гражданство Российской В 1997 году вышло постановление Правительства Российской Федерации об учреждении образцов и описании бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории страны и за её пределами. Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина. Реализация рассмотренных выше норм об основаниях прекращения и изменения гражданства Российской Федерации требует правового регулирования. Механизму реализации посвящена значительная часть Закона о гражданстве Закон определяет, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и их полномочия, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам. Такими органами являются: Президент Российской Федерации, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Министерство Закон о гражданстве раскрывает полномочия Президента. К ним относятся решения по вопросам: приема в гражданство Российской Федерации, восстановление в гражданстве Российской Федерации, разрешение на выход из гражданства, разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства, отмена решения о приеме в гражданство, предоставление почетного гражданства. По всем этим вопросам Президент издает указы. Подготовительную работу ведут все другие государственные органы. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации - образуется Президентом и является государственным органом Российской Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. При рассмотрении ходатайств и представлений комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключение государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания. Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему исполнительной власти. К ним относятся Министерство Внутренних Дел и его органы, а также В их функции входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Распределение компетенции по вопросам гражданства Российской Федерации внутри системы органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается постановлением Президента Российской Федерации. Полномочия Министерства иностранных Дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации имеют компетенцию, аналогичную Производство по делам о гражданстве также освещено в Законе. В этой части Закона определяются порядок, подача, форма, порядок оформления, сроки подачи и оформления, сроки подачи и рассмотрения заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации. Заявления о регистрации изменения гражданства подаются в органы внутренних дел Российской Федерации по месту жительства заявителя, а лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, в соответствующие консульские учреждения, или дипломатические представительства. Ходатайства подаются на имя Президента Российской Федерации через органы внутренних дел. Заявления и ходатайства подаются в письменном виде. Оформление заявления ли ходатайства производится органом внутренних дел по месту жительства при личном обращении заявителя, или через дипломатические представительства и консульские учреждения. При наличии надлежащим образом оформленных документов, удостоверяющих невозможность личного обращения заявителя, орган внутренних дел, дипломатические представительства, консульское учреждение Российской Федерации обязаны оформить материалы о гражданстве по заявлению их ходатайству, переданному через другое лицо либо направленному по почте. В этом случае подпись под заявлением или ходатайством должна быть удовлетворена нотариально. При подаче заявления или ходатайства по вопросам гражданства Органы внутренних дел, либо дипломатические представительства выносят свое мотивированное заключение, а при необходимости составляют представления, которые направляются в Комиссию по вопросам гражданства Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства не должен превышать 6 месяцев, а ходатайств - 9. Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть, по просьбе заявителя, восстановлен в Комиссии по вопросам гражданства Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочными органами или издания указа Президента Российской Федерации. Исполнение решений по делам о гражданстве в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, возлагается на Министерство внутренних дел и его соответствующие органы, а в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, на Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Лицам, которые приобрели гражданство, выдается удостоверение личности гражданина Российской Федерации, а в консульствах - паспорта гражданина Контроль за исполнением решения по вопросам гражданства Российской Отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства нарушение сроков рассмотрения заявлений и ходатайств, а также другие действия должностных лиц полномочных органов, нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке в порядке подчиненности должностному лицу, либо в суде. Лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, обжалуют неправомерные действия должностных лиц в дипломатических представительствах или консульствах. Заключение Рассмотрев вышеизложенные принципы гражданства Российской Федерации, основания для приобретения, изменения или прекращения гражданства, органы, регулирующие решение вопросов, связанных с гражданством, можно сделать вывод, что наиболее важной составной частью института, составляющего основы правового статуса личности, которые утверждены в действующей Конституции Конституционно-правовой институт основ статуса личности отражает существенные исходные начала, определяющие положения человека в обществе и гражданстве, принципы их взаимоотношения. Отсюда мы и выводим гражданство как один из элементов правового статуса личности. В нашей стране вопросы гражданства встают наиболее остро. В процессе движения за обретение суверенитета, в ходе которого достичь его иногда пытаются любой ценой, нарушаются, прежде всего, права и свободы некоренного населения, проживающего на территории бывших союзных республик. Все более тревожной становится практика деления граждан на своих и чужих. Выдвигая заслон подобной практике, Россия подписала двусторонние соглашения с Эстонией, Латвией, Украиной и другими суверенными государствами. В рамках соглашения о создании СНГ специально указывается, что Договаривающиеся стороны гарантируют своим гражданам независимо от национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Сторон гарантирует гражданам других сторон, а так же лицам без гражданства права и свободы в соответствии с общепринятыми международными нормами о правах человека. Наиболее важный принцип, который до этого не утверждался ни в одном советском законе - права двойного гражданства. Ранее это право отвергалось. Но в то же время государства по возможности стремятся ограничить его представления, дабы избежать возникающих при наличии двойного гражданства правовых коллизий. Наличие двойного гражданства ведет за собой ряд трудностей, потому что один из острых вопросов, связанных с регулированием гражданства. В международной практике эти вопросы регулируются путем заключения международных и межгосударственных договоров и предоставления лицам с двойным гражданством режима наибольшего благоприятствования. По-разному этот вопрос решается в бывших союзных республиках. В большинстве (Киргизия, Азербайджан, Молдова, Эстония, Литва) двойное гражданство не допускается. Украина и Беларусь, напротив, его признают, а Занятая Российской Федерацией позиция, продиктованная особенностями её исторического, демографического и политического развития, а равно и национально-психологическими факторами представляется вполне взвешенной и демократической. Тем самым юридически утверждается принцип непрерывности российского гражданства, его открытости для всех сограждан, разбросанных волею судеб по белу свету, и всех желающих приобщиться к её духовному, культурным и человеческим ценностям и пользоваться её юрисдикцией. В этом отношении подчеркнем и особо важное значение, которое имеет установленный законом судебный порядок обжалования всех решений, связанных с приобретением, прекращением, принадлежностью к гражданству Российской Действующая Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Развитие института гражданства, норм, которые регулируют вопросы, связанные с этим, повлечет за собой немало проблем. Особенно остро это будет осуществляться в России, в связи с ее исторически - политическим прошлым и не менее кризисным в политическом плане настоящем. Не на должном уровне развиты связи, регулирующие вопросы гражданства со странами ближнего и дальнего зарубежья, что может повлечь за собой нарушение статьи 61 части 2 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Таким образом, государство не в праве допускать нарушения закрепленных в Конституции Российской Федерации демократических принципов, а в частности, связанных с гражданством, так как нарушают свою демократическую основу. Во избежание этого, государство должно вести политику, направленную на поддержание не только общедемократических принципов, но и вопросов, касающихся гражданства, путем создания нормативно-правовых актов, федеральных законов и международных договоров. Итак, гражданство является одним из основных показателей здоровья всего государства. Из этого следует, что защита и развитие этого института есть обязанность не только государства, но и человека. Список использованной литературы Центральная избирательная комиссия РФ, 1993. 1, с изменениями от 17 июня 1993 г., № 5206-1. – М.: Дом Советов, 1993. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. - № 6. – с.37-44. Российской Федерации» от 26 февраля 1995 г. // Российская газета. – 1995, 9 февраля. 1997, № 28. Ст. 3444. 1997, № 181. Ст. 1029. 1997 г. «Об утверждении образцов и описании бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ / Собрание законодательства РФ, 1997, № 298. Ст. 53. РФ, 1996. № 3, с. 32-34. 18. - с.15-17. 1992, № 9. – с. 16-18. 1994, № 23-24. – с. 13-16. 1994, № 23-24. – с. 10-12. 1994, № 23-24. – с. 6-9. 1994, № 9-10. – с. 5-7. |