Реферат: Анализ точки безубыточного объ ма продаж и запаса финансовой устойчивости
Название: Анализ точки безубыточного объ ма продаж и запаса финансовой устойчивости Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кафедра менеджмента РЕФЕРАТ На тему: «Анализ точки безубыточного объёма продаж и запаса финансовой устойчивости (первый и второй вариант)» МИНСК, 2008 Под уровнем (точкой) безубыточного объёма продаж* понимается объём реализованной продукции, при котором выручка от реализации равна её полной себестоимости. В этой точке, с одной стороны, уже нет убытков, но ещё нет и прибыли, а с другой, она отделяет зону убытков от зоны прибылей и является как бы порогом рентабельности. Математически положение точки безубыточности (точки критического объёма продаж) или порога рентабельности может быть описано уравнением где - полная себестоимость реализованной продукции, млн.р./год; - количество реализованных изделий, шт./год. Для определения точки безубыточного объёма продаж или порога рентабельности используются графический и аналитический (расчётный) способы. График (рис. 1.) даёт наглядное представление о взаимосвязи между объёмом продаж, издержками и прибылью. Для его построения использована следующая информация. Предприятие производит продукцию одного наименования. Производственная мощность предприятия рассчитана на 1000 изделий, которые продаются по цене 90 тыс. р. Она в течение отчётного периода (например, месяца) не изменялась. Всё, что производится – реализуется, незавершённого производства и остатков готовой продукции на складах нет. Следовательно, объём производства продукции равен объёму продаж (выручке), т.е. 90 млн.р. Переменные издержки на одно изделие – 50 тыс.р., а на весь запланированный выпуск продукции – 50 млн.р. Постоянные издержки на весь выпуск – 20 млн.р., полные издержки – 70 млн. р., прибыль от реализации продукции 20 млн.р. (90-70). Рис 1 Зависимость между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли Линия общих издержек строится по двум точкам (0,20;1000,70), линия выручки от продаж – по точкам (0,0;1000,90). В нашем примере точка безубыточного объёма продаж или порог рентабельности соответствует объёму продаж в количестве 500 изделий. При выпуске изделий менее, чем 500 штук, предприятие терпит убытки – это зона убытков в деятельности предприятия. При выпуске изделий сверх 500 штук, предприятие получает прибыль – зона прибылей простирается от точки безубыточного объёма продаж (500 изделий) до максимально возможного (1000 изделий). Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (запас финансовой устойчивости). Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой устойчивости) составит 50%, при реализации 700 изделий - 20% и т.д. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю. Графический метод определения порога рентабельности нагляден и прост. Однако он не исключает ошибочных результатов, обусловленных отклонениями в масштабе, нарушениями правил построения и т.д. Поэтому его целесообразно дополнять аналитическим (расчетным) способом определения порога рентабельности. При реализации аналитического приема могут использоваться два способа определения точки безубыточного объема продаж и порога рентабельности: 1) исходя из величины маржинального дохода на одно изделие:
2) исходя из общей суммы маржинального дохода:
где П 1 и П -прибыль на единицу продукции и общая сумма прибыли, млн.р./шт. и млн.р./год. При использовании первого варианта, модифицируя формулу безубыточного объема продаж получим:
где - критический объем продаж, при котором нет ни убытков, ни прибыли– безубыточный объем продаж или порог рентабельности, в натуральном выражении . В нашем примере искомый объем реализации продукции в натуральном выражении (), независимо от формулы расчета, равен шт. Алгоритм расчета факторов изменения безубыточного объема продаж в натуральном выражении способом цепных подстановок приведен в табл. 1. Второй и третий варианты определения искомого объема продаж или порога рентабельности используются в том случае, если предприятие производит не один, а несколько видов продукции. Для использования второго варианта расчета точки безубыточного объема продаж и порога рентабельности нужно преобразовать график на рис. 1, поменяв местами постоянные и переменные издержки, для того чтобы в соответствии с определением категории маржинального дохода объединить зону прибыли и зону постоянных расходов (рис. 2), и обозначив некоторые точки пересечения буквами. Таблица 1 Алгоритм изменения безубыточного объема продаж в натуральном выражении
Рис .2. Зависимость между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли Из графика отсюда где - критический объем продаж = ; - выручка от продаж =; - общая сумма маржинального дохода =; - постоянные издержки = . Отсюда безубыточный объем продаж или критический объем продаж в денежном выражении: где - удельный вес постоянных издержек в общей сумме маржинального дохода, в долях; - средний удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции, в долях. Если предприятие производит многономенклатурную продукцию, то В нашем примере искомый объем реализации в денежном выражении (), независимо от формулы расчета, равен млн. р./год. Алгоритм расчета влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж или порога рентабельности в стоимостном выражении приведен в табл.2. (способы абсолютных разниц и цепных подстановок). Таблица 2 Алгоритм изменения безубыточного объема продаж или порога рентабельности в стоимостном выражении
Если в формуле расчета ( ) безубыточного объема продаж в стоимостном выражении заменить максимальный объем реализации в денежном выражении ( ) на соответствующий объем реализации в натуральном выражении ( ), то получим формулу расчета безубыточного объема продаж в натуральном выражении: В нашем примере шт. Для расчета критического объема реализации в процентах может быть использована формула Если ставится задача определить плановый объем реализации продукции для заданной суммы плановой (ожидаемой) прибыли ( ) , когда известны постоянные издержки ( )и удельные переменные издержки на одно изделие ( ), формула приобретает вид При многономенклатурном производстве рассчитывается объем продаж в стоимостном выражении: Для определения зоны безопасности или запаса финансовой устойчивости в денежном выражении и в процентах используются следующие формулы: В практике хозяйственной деятельности предприятия анализ безубыточного объема продаж и порога рентабельности может производиться с целью: 1) установления и количественного измерения факторов, обусловивших отклонение фактического порога рентабельности отчетного периода от базового порога рентабельности; 2) выбора оптимального соотношения объёма издержек и прибыли на основе количественной оценки воздействия измененных (новых) или прогнозных значений соответствующих факторных показателей на уровне порога рентабельности. ЛИТЕРАТУРА 1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2005. – 208 с. 2. Сергеев И.В. Экономика предприятия. Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 304 с. 3. Экономика предприятия / Под ред. Е.Л.Кантора. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с. 4. Ковалев В., Волкова О Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Издательство: ТК Велби, 2006. * В экономической литературе применяются различные названия искомой точки: точка критического объёма продаж, точка безубыточности, точка окупаемости, мёртвая точка, порог рентабельности и др. |