Реферат: Курс лекций по Государственному и муниципальным финансам

Название: Курс лекций по Государственному и муниципальным финансам
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

ЛЕКЦИЯ 6


Особенности кругооборота оборотных средств и их финансирование.


Оборотные средства складываются из оборотных производственных фондов и фондов обращения.

Д – Т…….П………Т' – Д'

1 2 3

1я и 3я стадии – стадии обращения.

2я стадия – стадия производства.


Оборотные средства – это совокупность денежных средств, авансированных для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения.


На 1й стадии денежные средства принимают форму производственных запасов, при этом стоимость не расходуется, а авансируется.

2я стадия завершается переходом оборотных средств из производственной формы вновь в товарную.

На 3й стадии – переход вновь в денежную форму.

В течение производственного цикла величина оборотных средств остается постоянной. Происходит постоянная смена форм авансируемой стоимости.


Классификация оборотных средств по функциональному признаку:

Оборотные производственные фонды

а - производственные запасы

б - НЗП – незавершенное производство

в - РБП – расходы будущих периодов

Фонды обращения

а – ГП – готовая продукция

б – ПО – Продукция отгруженная

в – деньги в расчетах и денежные средства


Нормированные оборотные средства: 1а, 1б, 1в, 2а

Ненормированные оборотные средства: 2б, 2в.


Источники финансирования оборотных средств:

Источник первоначального финансирования – уставной капитал

финансирование прироста оборотных средств

а) собственные источники

- прибыль

- прирост уст-х пассивов

б) привлеченные и заемные средства


Финансовое планирование на предприятии


Финансовое планирование – это планомерное управление процессами формирования финансовых ресурсов хоз-го субъекта.


Функции финансовой службы:

разработка финансовых программ и формирование финансового плана

разработка и проведение кредитной политики

контроль выполнения финансовых планов

разработка нормативов оборотных средств

осуществление расчетов с контрагентами

организация работы с налично-денежными средствами

страхование финансовых рисков

работа на финансовом рынке

анализ финансово-хозяйственной деятельности


Финансовое планирование осуществляется с использование следующих методов:

нормативных

расчетно-аналитических

балансовых

метода оптимизации плановых решений

экономико-математическое моделирование


Основные финансовые планы предприятия:

баланс доходов и расходов – охватывает финансовые процессы в рамках одного года (необязательный)

оперативные финансовые планы

- платежный календарь

- кредитный план

- кассовый план


Платежный календарь – план, в котором календарно взаимосвязаны источники доходов, поступлений денежных средств и расходов денежных средств.

Кассовый план – план оборота наличных денежных средств.


Финансовый аспект внешнеэкономической деятельности.


Валютная выручка делится на 2 части:

остается у предприятия 50%

по установленным нормативам и в установленные сроки подлежит обязательной продаже 7 дней, 50%

Она поступает:

в централизованные валютные фонды

- валютный резерв ЦБ

- валютный фонд государства

продажа хоз-ным субъектам и гражданам, не имеющим валюты.


Валютный резерв ЦБ предназначен для поддержания национальной валюты.

Валютный фонд РФ:

- стабилизационный фонд (аналогичен валютному резерву ЦБ)

- осуществление обязательных выплат


ТЕМА №3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ.


Общая характеристика гос. финансов


2 точки зрения на гос. финансы:

1. экономическая

Финансы – это совокупность финансовых отношений – это экономические денежные отношения по перераспределению общественного продукта.


2. институциональная

Финансы – это совокупность элементов, обеспечивающих достижение поставленных целей на заданном множестве условий. Элементы – это финансовые институты, их связи и алгоритмы взаимодействия.


Субъекты гос. финансов – это органы гос. власти различных уровней иерархии.


Состав гос. финансов:

бюджет

внебюджетные фонды

гос. кредит

финансы гос. предприятий


С точки зрения централизации финансовых ресурсов финансы делятся на:

1) централизованные (пункты 1,2,3 состава)

2) децентрализованные (пункт 4 состава)


Финансирование финансовых доходов и расходов:

Финансовые доходы – это та часть финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов. Они являются частью стоимости общественного продукта и обеспечивают участие государства в процессе воспроизводства.


Источник:

- внешние

- внутренние (национальный доход, национальное богатство)


Гос. расходы делятся на 2 чатси:

- прямые гос. расходы

- расходы гос. предприятий


Прямые гос. расходы непосредственно связаны с теми функциями, которые выполняет государство:

экономическая функция

социальная функция

управленческая функция

оборонная функция


Гос. бюджет


Экономическая сущность и содержание бюджета


Бюджетными называются финансовые отношения, складывающиеся у государства с организациями и населением.


Особенность:

неизменный участник – государство

связаны с формированием и исполнением централизованного фонда денежных средств.


Бюджет как звено финансовой системы – это экономические финансовые отношения по поводу образования, распределения и использования централизованного фонда денжных средств, предназначенного для финансового обеспечения функций государства.

По своей форме гос. бюджет выступает как роспись доходов и расходов государства за год.


Гос. бюджет – это основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона.


Гос. бюджет:

определяет размеры необходимых ресурсов и налоговую политику

фиксирует конкретное направление финансирования


ЛЕКЦИЯ №7

Ф-ии гос. бюджета:


Распределительная

Проявляется через перераспределение фондов деннеж. Средств по уровням гос. власти и управления. Эта ф-ия имеет особенности и р6еализуется через след. ф-ии:

Непосредственное перераспределение нац. дохода и ВВП

Гос. регулирование и стимулирование экономики

Фин. обеспечение соц.политики


2. Контрольная

Предполагает обязательность гос. контроля за поступлением и использованием бюдж. средств.


2.2 Доходы и расходы бюджета


Доходы – это экономические отношения, к-ые возникают у гос-ва с предприятиями или организациями в процессе формирования бюдж. фонда страны. Представляет собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с распоряжением органов гос. власти.


Доходы бюджета обладают следующим единством:

имеют общую цель – сформировать доход бюджета

обезличенность

ден. форма


Классификация доходов бюджета:

по экономическому содержанию:

неналоговые доходы в рез-те эконом. деятельности гос-ва либо перераспределение полученных доходов по уровням бюджетной системы.

по форме образования:

обязательные

добровольные

по принадлежности:

доходы центральных органов власти

доходы субъектов федерации

муниципальные доходы

как источник формирования конкретного бюджета

закрепленные доходы (собственные)

регулирующие доходы


Расходы бюджета – это фин. отношения, возникающие в связи с распределением и использованием бюдж. фонда гос-вом. Представляет собой ден. средства, к-ые идут на фин. обеспечение ф-ий гос-ва, т.е. это гос. платежи, к-ые не возвращаются.


Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели, причем в кач-ве бюджетополучателей выступают как распорядители, так и конечные получатели ден. средств.


За счет расходов бюджета происходит также перераспределение средств по уровням бюджетной системы:

дотации

субсидии

субвенции

трасферты

бюдж. ссуды


Дотация – безвозмездная и безвозвратная помощь, предназначенная для покрытия текущих убытков.


Субсидии – выделяются на конкретную цель и на конкурсной основе.


Субвенции – выделяются с целью восполнения необходимых средств для решения конкретных хоз. задач.


Трансферт – передаточный платеж: безвозмездная помощь из вышестоящего нижестоящему бюджету.


Классификация расходов:


по экономическому содержанию

+: текущие

-: капитальные (на развитие) – обеспечивающие инвестиционную и инновационную деят-сть

функциональные (по функциям гос-ва)

по отраслям народного хоз-ва

Причины бюджетного дефицита:


необходимость крупных гос. вложений в развитие экономики

экономический кризис

чрезвычайные обстоятельства


Способы решения:


1) безинфляциооные способы

сокращение бюдж. расходов

секвестирование – пропорцион. снижение расходов бюджета по всем ставкам кроме защищенных

2) изыскание источников дополнительных доходов

3) займы

заем

выпуск гос. ценных бумаг

инфляционный – денежная имиссия


Бюджетное устройство, бюджетная система и бюджетный процесс


Бюдж. устр-во – это организационные принципы построения бюдж. системы.


Оно определяет:

орг-ию гос. бюджета и бюджетной системы

взаимосвязь между звеньями бюджета

состав и структуру бюджета

правовые основы функцинирования бюджета


Бюдж. система – это совокупность бюджетов разных уровней, действующих на территории страны.


В нее входит:

федеральный бюджет

региональный бюджет (субъектов федерации: республик (21), автоном. Округов(10), областей(55), 2 города и еврейский АО)

местный бюджет


Бюджеты нижестояшщих органов власти не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты.


Принципы бюджетного устройства:


единство бюдж. систем – единые правовые базы, использ-ии бюдж. классификаций, единых форм документов и единой политики

различие доходов и расходов по уровням бюджета

самостоятельность бюджета: наличие собственного источника дохода

Полнота отражения доходов и расходов

Сбалансированность доходов и расходов Д=Р


Лекция от 20.04. №8

6. Эффективность и экономическое использование бюджета

7. Общее покрытие расходов бюджета

9. Достоверность

10. Адресность и целевой характер использования средств

Бюджетный процесс – регламентируемая законом деятельность органов гос. власти по (стадии бюджетного процесса):

составлению

рассмотрению

утверждению

исполнению

составлении отчета об исполнении

утверждение отчетов

Это стадии бюджетного процесса. 3-и из них выполняются исполнительной властью, 3-и законодательная. Весь процесс длится 2-а года.

В наст. время существуют 3-и системы кассового исполнения бюджета:

1. казначейская (Франция, сейчас Россия)

2. банковская (Англия)

3. смешанная (США)


Внебюджетные фонды

ВФ – образуют совокупность фин. Ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеют целевое значение.

Причины образования ВФ

Ограниченность фин.ресурсов

Наличие спец.видов расходов

Дефицит бюджета

Т.о. в наст.время гос-ые внебюдж. специальные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования, не включаемых в бюджет общественных потребностей и расходуемых на основе оперативной самостоятельность в соответствии с целевым назначением.

Классификация фондов

В зависимости от целевого назначения

1. экономические

2. социальные (т.е. пенсион, обязательного страхования, мед.страхования)

В соответствии с уровнем управления

1. общегосударственные фонды

2. территориальные фонды

В зависимости от строка действия

1. бессрочные (напр. экологические, социальные и т.п.)

2. долгосрочного действия (напр. регионального развития)

3. краткосрочного

По охвату проблем

общего характера

конкретного характера

Особенности ВФ

Строгая целевая направленность

Использование средств для финансирования расходов, не включаемых в бюджет

Формирование доходной части (в основном за счет налогов)

Денежные средства, находящиеся в гос.собственности, но в состав бюджета не входят и изъятию не подлежат

Расходование средств осуществляются за счет правительства


Целевые бюджетные фонды

Целевое использование денежных средств для спец.видов расходов можно обеспечить 2-мя путями:

образование внебюджетных фондов

создание целевых бюджетных фондов, путем выделения из бюджета целевой части

ЦБФ – это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной

Особенности: с ВБФ их сближают целевые источники и целевое финансирование; все остальные характеристики фондов определяет их принадлежность к бюджету

Состав этих фондов не постоянный. В наст.время к ним относятся: дорожный фонд, фонд борьбы с преступностью, фонд развития таможенной системы.


Государственный кредит

Сущность и значение гос. кредита

ГК – экономические денежные отношения по мобилизации гос-ом временных свободных денежных средств юр. и физ. лиц на началах возвратности, срочности и платности для финансирования гос.расходов.

При этом гос-во выступает в роли: заемщика, кредитора, гаранта.

ГК как эконом.категория совмещает в себе черты и финансов и кредита.

ГК как финансовая категория:

Является звеном фин.системы. Он обсуживает формирование и использование централизованных денежных фондов гос-ва.

Выполняет те же функции что и финансы в целом.

ГК как кредитная категория:

1. Обладает свойствами возвратности, срочности, платности.

Особенности реализации функции.

Распределительная функция.

1 способ: полученные фонды использ-ся либо на покрытие дефицита либо для доп.финансирования обществ-ых потребностей сверх возможностей гос-ва

2 способ: фонды выделяются на условиях кредита

3 способ: появляется доп. подфункция регулирования

Приемущества ГК как средства пополнения гос.доходов.

ГК не увеличивает совокупный спрос и количество денег в обращении

ГК используется для стабилизации денеж-го обращения в стране

ГК дает возможность оптимального использования сбережений

ГК оказывает положительное влияние на производство и занятость


Виды ГК

Внутренний ГК

- гос.займы

- использование сбережений через сбербанк и использование ссудного фонда

- казначейские ссуды

Условный ГК – займы, гарантированные государством.

Внешний ГК

Гос.займы – основная форма ГК. Здесь гос-во как заемщик. Выпускает ценные бумаги.

По праву эмиссии

- выпускаемые центр-ым правительством

- выпускаемые республиканским правительством

- выпускаемые муниципальным правительством

По форме выплаты дохода

- %

- выигрышные

- беспроигрышные

- беспроцентные целевые займы

- облигации с нулевым купоном


УДАЧИ НА ЗАЧЕТЕ


Лекция 9


Следующая классификация займов

по месту размещения:

- Внешние

- внутренние


по обращению на рынке:

- рыночные

- не рыночные (займы, которые не продаются и не покупаются на рынке)


Использование сбережений ч/з Сбербанк и использование Ссудного Фонда.

Эта форма представляет собой обращение части вкладов в гос.займы.

Сберегательные учреждения используют средства вкладчиков.


Особенности данной формы гос. кредита:

Кредит гос-ву предоставляется за счет заемных, а не собственных денежных средств.

Наличие посредников в виде Сберегательного учреждения

Гос-во так же выступает в качестве заемщика


Казначейские ссуды

Гос-во выступает в качестве кредитора.

Казначейские ссуды – это бюджетные средства, предоставляемые юридическим и физическим лицам.


Условный гос. Кредит – это займы, гарантированные гос-вом.

Гос-во выступает в кач-ве гаранта.


Управление гос.кредитом.

Под управлением понимают совокупность действий гос-ва в лице его уполномоченных органов по распределению величины, структуры и стимости обслуживания гос. долга.


Цель: это нахождение оптимального соотношения между дополнительными потребностями гос-ва в финансовых средствах и затратами по их привлечению и погашению.


Понятие управления рассматривается в широком и в узком смысле. В широком: это формирование одного из направлений финановой политики гос-ва, которое связано с его деятельностью в кач-ве кредитора, заёмщика и гараньа. В узком: это совокупность действий гос-ва связанная с выпуском займов, регулированием рынка гос-ных ценных бумаг, предоставлением ссуда и гарантии по займам.


Для оценки эффективности гос.кредита используется следующая формула:

Э=((П-Р)*100%)/Р

П – поступления (все) по системе гос.кредита

Р – Расходы по системе гос.кредита

По внешнему государственному долгу определяется коэф. умен. обслуживания, отношение:

(Все платежи гос-ва по внешней задолженности) / (Валютные поступления страны)


Государствнный долг бывает:

Внешний и внктренний

Внешний – обязательства правительства РФ перед внешними кредиторами

Внутренний – это долговые обязательства правительства, выраженные в валюте РФ перед физическими и юридическими лицами.

Текущий и капитальный

Капитальный – это сумма всех, выпущенных и непогашенных обязательств с учетом процента.

Текущий – это расходы по выплате доходов кредиторам по долговым обязательствам гос-ва.

Государственный и общегосударственный

Общегосударственный – это долг, который включает задолженность не только правительства РФ, но и долги нижестоящих органов власти.


Виды гос. Ценных Бумаг.

ГКО – Государственные бескупонные краткосрочные обязательства

Казначейское обязательство

ОФЗ – Облигации федерального займа

ОГСЗ – облигации государственного сберегательного займа

ОГНЗ – облигации государственных нерыночных займов

Бескупонные облигации России


Страхование как финансовая категория имеет особенности:

Носит целевой характер

Носит вероятностный характер

Характеризуется возвратностью средств

Функции страхования как звено финансовой системы

Особенноcти реализации распределительной функции (подф-ии):

Рисковая подф-я

Связана с назначением финансов. В ее рисках происходит перераспределение стоимости между участниками страхового процесса.

Восстановительная/Защитная

Это значит, что в случае наступления страхового случая возмещаются затраты

Предупредительная(и сберегательная)

Ограничена сфера деятельности: только пенсионное обеспечение

Контрольная ф-я

Особенность: контроль строго целевого формирования и использования средств страховых фондов.


Классификация по форме проведения:

Страховые посредники, их всего 2 типа

агенты – действуют от имении по поручению страховщика

брокеры – действуют от своего имени. Это предприниматель и ему нужна лицензия


На ранних этапах страховые отношения носили расклажочный характер

Страховой взнос уплачивался после после ущерба и зависел от его величины и количества участников.

В настоящее время страхование базируется на формировании страхового фонда. Это предполагает внесение страхователем твердо установленного страхового взноса, который не зависит от размеров фактического ущерба.

Страховой тариф представляет собой цену страховой услуги и делится на брутто страховку и нетто страховку. ВСЁ!


2. Формирование и использование фин.ресурсов

Фин.ресурсы хоз. субъекта – это денежные средства, находящиеся в его распоряжении.

Фактры, влияющие на формирование и использование:

1)организационно-правовая форма предприятия;

2)отраслевая принадлежность.

Для вновь создаваемого предприятия источниками первоначального формирования ресурсов являются:

1)аукционный капитал

2)кредитные ресурсы

3)бюджетные средства

4)складочный капитал

5)паевые взносы членов кооператива

Источники для работающего предприятия:

1)источники собственных финансовых ресурсов

2)финансовые рынки

3)денежные средства, получаемые путем перераспределения фин.ресурсов

Фин. Ресурсы хоз.субъекта





Собствен. Источникм и приравненные к ним

Мобилизованые на фин.рынке

Поступления в порядке перераспределения




-кредит.ресурсы

-продажа собств.ценных бумаг



-бюджет.ср-ва

-дивиденты

стаховое возмещение


Доходы

Поступления




-прибыль от осн.деят-ти

-прибыль от продажи имущ-ва

-от фин.операций


-амортиз.отчисл.

-мобилиз. Собств. Резервов

-прирост уст-х пассивов



Направление использования:

1)выполнение фин.обязательств

2)инвестирование

3)фин.резервы

4)расходы на потребление

5)благотворительность


3. Выручка как источник собственных финансовых ресурсов

Использование выручки от реализации характеризует начальную стадию распределительных процессов. При этомвыручка в первую очередь направляется на возмещение затрат на производство продукции и только во вторую на формирование собственных фин.ресурсов


Этапы распределения выручки от реализации:

1)этап воспроизводства материальных ресурсов;

В-Мз-А0=ВД(ДС), где

В-выручка

Мз-мат.ресурсы

А0-амортизац.отчисления

ДС-добавле.стоимость


Приобритение мат.ресурсов осуществляется либо за счет авансирования, либо за счет инвестирования.

Авансирование – это когда потраченные ден.ср-ва возвращаются в течении одного кругооборота

Инвестирование – при инвестировании ден.ср-ва на длительные период выбывают из оборота, возвращаются по частям за счет амартизации, включенной в затраты

2)этап возмещения трудовых ресурсов

ВД-З/п-Налоги=Прибыль

3)формировани чистой прибыли

Пр-Налоги на прибыль=Чистая прибыль

С поступление выручки от реализации завершится кругооборот средств, вложенных в производство. В результате кругооборота:

1)возмещаются средства, затраченные на производство

2)формируютяс собственные источники финансирования; при этом амортизация формируется на первом этапе не одновременно с формированием собственности и являются источником простого воспроизводства. Прибыль формируется на последнем этапе и является источником расширенного воспроизводства

4 Фин.база воспр-ва производственных фондов


Средства производства

Производственные фонды





Средства труда

Предметы труда

Основные фонды

Оборотные фонды



4.1.Финансирование кругооборота основных фондов (ОФ)

Износ ОФ


Первонач. Стоим. ОФ


Уставн.капитал


Первон.приобр


Амортиз.фонд

Ремонтный фонд




реализация


Стоимость новы ОФ

Замена ОФ


Выручка от реализации


Простое восп-во



Расширенное воспроизводство



Прибыль

Бюджет

Кредит

Лизинг

Инвестиционные ресурсы



Заемные и привлеченные средства

Первоначальное оформление основных фондов происходит за счет фонда основных средств.

Основные средства – это денежные средства, инвестированные в основные фонды.

В момент приобритения ОФ величина основных средств количественно совпадает со стоимостью основных фондов, затем по мере износа стоимость раздваивается. Первая часть равна износу, переносится на готовую продукцию, вторая часть остаточная стоимость осн.фондов.

Величина износа по мере реализации прдукции накапливается в ден.форме в специальном амортизационном фонде. Данный фонд вступает в качестве собственного источника простого воспроизводства основных фодов в рамках их кругооборота.

Для расширеннного воспроизводства используются:

1)собственные источники – прибыль

2)заемные и привлеченные источники.


Лекция от 16.03.04 № 4 по порядку.


6.3. Классификация финансового контроля.

1. По времени проведения:

а) предварительный;

б) текущий;

в) последующий.

2. По регламенту осуществления:

а) обязательный;

б) инициативный.

3. В зависимости от объекта контроля:

а) бюджетный контроль;

б) налоговый;

в) валютный;

г) контроль денежной массы;

д) страховой;

е) кредитный.

4. По характеру проверяемых материалов:

а) предварительная проверка. Осуществляется при приеме отчета. Проверяется полнота отчета, наличие всех форм и реквизитов;

б) камеральная проверка. Осуществляется по месту нахождения контрольного органа. Проверяется взаимоувязка показателей, правильность расчета;

в) документальная проверка. Это проверка всех показателей отчета на основе первичных документов;

г) фактическая – проверка наличия денежных средств, материальных ценностей.

5. В зависимости от субъекта:

а) президентский;

б) исполнительных и законодательных органов;

в) контроль финансово-кредитных органов;

г) ведомственный контроль;

д) внутрихозяйственный;

е) независимый;

ж) общественный.

а), б), в), г) – государственный; д), е), ж) – негосударственный

6. В зависимости от организации контроля:

а) аудит;

б) ревизия.


6.4. Методы проведения финансового контроля.

Проверка. Контроль по отдельным вопросам деятельности предприятия.

Обследование. Проверяется широкий круг вопросов с целью выявить финансовое состояние.

Анализ хозяйственной деятельности. Детальная проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия (изучение).

Ревизия – комплекс взаимосвязанных проверок с использованием приемов фактического контроля.

Надзор – контроль финансовыми органами экономических субъектов, получивших лицензии на финансовую деятельность.

Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны заинтересованных органов за финансовым состоянием экономических субъектов.


ТЕМА 2. ФИНАНСЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ.


Вопросы:

Сущность, значение, функции.

Формирование и использование финансовых ресурсов предприятия.

Выручка от реализации как источник собственных финансовых ресурсов.

Финансовая база воспроизводства производственных фондов.

Финансовое планирование на предприятии.

Финансовые аспекты внешней экономической деятельности.


Сущность, значение, функции.

Схема формирования денежных фондов целевого назначения.



Финансы хозяйствующих субъектов возникают на распределительной стадии на стыке двух воспроизводственных процессов.

Назначение – обеспечить непрерывность воспроизводственного процесса.


Финансы предприятия – это экономические денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных фондов предприятий и использование их на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансированием затрат по расширенному воспроизводству.


Денежные фонды предприятий:

Уставной капитал.

Фонд основных средств.

Фонд оборотных средств.

Фонд НМА (нематериальные активы).

Резервный капитал.

Инвестиционный фонд

Амортизационный фонд.

Фонд накоплений.

Фонд заработной платы.

Фонд потребления.

Фонд платежей в бюджет и др. фонды.


Группировка финансовых отношений на уровне предприятий.

Финансовые отношения внутри предприятий (формирование фондов).

Финансовые отношения между предприятиями.

Финансовые отношения с вышестоящими организациями.

Отношения предприятий с финансово-кредитной системой.


Функции финансов предприятий аналогичны функциям финансов в целом.


Основные принципы организации финансов предприятий.

Принцип хозяйственной самостоятельности.

Принцип самофинансирования.

Принцип материальной заинтересованности.

Принцип материальной ответственности.

Принцип обеспечения финансовыми резервами.


Последняя лекция

Классификация займов:

1. по месту размещения

- внешние

- внутренние

2. по обращению на рынке

- рыночные

- нерыночные - обращение части вклада в гос. займы - сберегательные учреждения используют средства вкладчиков.

- казначейские ссуды (государство в качестве кредитора) - бюджетные средства предоставляемые юр. и физ. лицам


Условный ГК - займы, гарантированные гос-вом (гос-во в качестве гаранта).

Управление ГК

Управление ГК - совокупность действий гос-ва в лице его уполномоченных представителей по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания гос. долга.


Цель: нахождение оптимального соотношения между дополнительными потребностями гос-ва в финансовых средствах и затратами по их привлечению и погашению.


Понятие управление ГК может рассматриваться в широком и узком смысле.

В широком - формирование одного из направлений гос-ва, которое связано с деятельностью гос-ва в качестве кредитора, заемщика или гаранта. Осуществляется законодательными органами.

В узком - совокупность действий государства, связанных с выпуском займов, регулированием рынка государственных ценных бумаг, предоставление ссуд и гарантий по займам.

Для оценки эффективности гос. кредита используется формула:

Э = ,

П - поступления по системе гос. кредита

Р - расходы по системе гос. кредита

По внешнему долгу определяется коэффициент обслуживания:

Коэф. обслуж. = платежи гос-ва по внешней задолжности / валютные поступления страны.


Государственный долг бывает:

1. а) внешний - обязательства правительства РФ перед внешними кредиторами

б) внутренний - долговые обязательства выраженные в валюте РФ перед физ. и юр. лицами.

2. а) текущий - расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам гос-ва.

б) капитальный - сумма всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств с учетом %.

3. а) государственный

б) общегосударственный - долг, который включает задолжность не только правительства РФ, но и органов управления ниже стоящих уровней власти.


Виды государственных ценных бумаг РФ

1. ГКО - государственные бескупонные краткосрочные облигации.

2. КО - казначейское обязательство

3. ОФЗ - облигации федерального займа

4. ОГСЗ - облигации государственного сберегательного займа

5. ОГНЗ - облигации государственных нерыночных займов

6. ОБР - бескупонные облигации банка России

Понятие, сущность, место страхования в финансовой системе.

Страховая деятельность обусловлена социально - экономическими потребностями общества и являются самостоятельным институтом финансовой системы гос-ва.

С точки зрения финансов страхование - система экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных денежных и материальных фондов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества.


Страхование как система защиты имущественных интересов является необходимым элементов социально-экономической системы общества.


Формы организации страховых фондов:

1. Гос. централизованный фонд - общегосударственный резерв, создается в денежной и натуральной форме.

2. Фонды самострахования - это фонды создаваемые в децентрализованном порядке каждым хозяйствующим субъектом.

3. Страховые фонды страховщика - только в ден. форме, образуются за счет страховых взносов страхователей, имеют строго целевой характер.


Страхование как финансовая категория имеет следующие особенности:

1. носит целевой характер

2. носит вероятностный характер

3. характеризуется возвратностью средств


Функции страхования

1. распределительная:

- рисковая - связана с назначением финансов, в ее рамках происходит перераспределение стоимости между участниками страхового процесса.

- восстановительная (защитная) - в случае наступления страхового случая возмещаются затраты.

- предупредительная

- сберегательная - только пенсионное обеспечение

2. Контрольная: контроль строгоцелевого формирования и использования средств страховых фондов.

Классификация и виды страхования

1. обязательное - осуществляется в силу закона, определяется с позиции общественной целесообразности, наступает автоматически с появления объекта страхования.

2. добровольное - не носит предупредительного характера и дает возможность выбора услуг, делится по объектам страхования:

- ответственное

- личное

- страхование экономических рисков

- страхование домашних животных

Рынок страховых услуг

Имеется 2 сектора:

1. государственный

2. коммерческий - различные страховые компании


По форме организации с учетом проводимых операций по страхованию:

1. страховые общества

2. перестраховочные общества

3. объединение страховщиков

4. страховые посредники

Перестрахование - это система финансовых отношений для создания сбалансированного ??? ( подберите сами ) страховщика посредством деления и выравнивания риска.

Объединение страховщиков:

- общества взаимного страхования - формы объединения страховых интересов, когда участники являются страхователями, а коллектив - страховщиками.

- страховые пулы

Страховые посредники:

- агенты

- брокеры

Финансовые аспекты страховой деятельности

На ранних этапах страховые отношения носили прикладной характер.

Страховой взнос уплачивался после ущерба и зависел от его величины и количества участников.

В настоящее время страховые копании базируются на формировании страхового фонда. Это предполагает внесение страхователем твердоустановленного страхового взноса, который не зависит от размеров фактического ущерба.

Страховой тариф - это цена страховой услуги, делится на брутто и нетто ставку.


УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ


1) Сущность и формы управления Финансами


Объект управления – разнообразные формы фин. отношений

Субъект – организационные структуры, осущ-ие управление

Итог. цель – достижение фин. устойчивости


Функционир-е элементы управления:

Планирование

Оперативное упр-ие

Контроль

Формы и методы гос. управления фин. опр-ся:

Особ-ми соц-эконом. сис-ми

Политическй сис-ой

Спецификой звеньев фин. сис-мы

Формы упр-я Финансами

Прямое гос. управление

Сис-ма гос. регулирования

Формы гос. упр-я

Прямое гос. упр-е: административные методы упр-я

Сис-ма гос. регулиров-я: эконом. методы (инструменты: налоги, сис-ма стандартов, лицензирование)


2) Органы управления финансами (субъекты)


Все органы управ-я:

Органы общего упр-я: высшие федеральные орг. Власти

Субъекты опер-го управления (фин. аппарат)


Субъекты управления

Субъекты общего упр-я

ЦБ РФ

Субъекты опер-го упр-я



Президент лин. Фин.

Фед. Собрание счетная палата

Правит-во налоговые и тамож-е органы

Фин. органы суб-ов РФ

Подраздел-е органов местного

самоуправления

фин. отделы и службы

Президент :

- в ежегодном послании формирует осн. принципы фин. политики

- имеет право закон-ую инициативу

- подписывает указ о бюджете

- имеет право вето

- кадровые перестановки

Фед. собрание :

- рассм-ет и утвер-ет бюджет и отчет об исполнении бюджета

- принятие законов по налогам и сборам

- опред-ие предельных размеров внешю и внутр. заимствований


Правителство:

- разрабатывает исполняет бюджет

- представляет отчет об исполнении бюджета

- обесп-ет проведение единой фин. политики


Министерсвто финансов:

- разработка осн. направлений фин. политики

- составление бюджета и его исполнение

- обеспечение устойчивости фин.

- рзвитие фин. рынка

- целевое финансирование общегос-ых потреблений

- совершенств-ие методов бюдж-го план-ия, финансир-ия и отчетности

- фин. контроль за расходов-ем бюджет-х финю средств


Налоговые и таможенные органы:

- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов в бюджет


ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА


1) Значение и содержание фин. политики и ФКМ


Фин. политика определяет:

- основное напр-ие разв-ия народного хоз-ва

- объемы фин. ресурсов

- источники и направление фин. рес-ов

- механ-м регулир- я соц-эконом. ресурсов


Фин. политика – совокупность гос. мероприятий по испол-ю фин. отношений для выполнения гос-ом своих функций.


Фин. политика включает в себя:

- разработку фин. стратегии

- создание адекватного ФКМ

- управление фин. деятельностью гос-ва и других субъектов экономики


Исходя из длит-ти периода и характера решающих задач фин. политика делится на 2 направления:

фин. стратегия (1 звено)

фин. тактика (2,3 звенья)


При выборе фин. политики гос-во исходит из:

- специфики этапов развития общества

- особенностей внутр-ей и международной обстановками

- реальных фин-эконом. возможностей гос-ва


Структура ФКМ (подходы):

ФКМ включает в себя сис-мы организации, план-ие и использ-ие фин. рес-ов С этой точки зрения в сотав ФКМ входят:

- различные фин. инструменты

- фин. приемы и методы

- обеспеч-е подсис-мы

ФКМ включает виды, формы и методы организации фин. отношений и способы их количественного опред-ия


Аналог-но формам управ-я фин-ми сущес-ет 2 вида ФКМ:

директивный ФКМ: относ-ся к тем фин. отношениям, кот-е регул-ся сос-ом хар-ра: - гос-во детально разраб-ет сис-му организации фин. отношений - эта сис-ма явл-ся обязательной для всех участников

регулирующий ФКМ:

охватывает отношения, кот-е склад-ся на внутрихоз-ом уровне на негос-ых предпрятиях.


Лекция 3

5.2. Типы финансовой политики

Классическая финансовая политика

Планово-директивная

Регулирующая


Тип финансовой политики Время функционирования

Концепция


Характеристика


Управление финансами
1.классич-кая С момента возникновения финансов до конца 20-х гг. хх в.

На трудах Адамса Смита и Девида Пенарро.

1)невмешательства гос-ва в экономику

2)регуляторы эконом. отношений и свободная конкуренция

1.сбаллансир-ый бездефицитный бюджет

2.ограничение гос расх и дох.

3.в системе налогообложения преобладает поимущественные и косвенные налоги.

4.Объем перераспределения наминального дохода через бюджет

Простая система управления
2.планово-директивная С 20-х гг. хх в по настоящее время Финансовая централизация

1.максимальная концентрация финансовых ресурсов у гос-ва

2.перераспределение ресурсов в соотв-ии с гос-ом

3.практическое отсутствие налоговой системы

4.изъятие свободных средств предприятий в бюджет

5.бездифицитный бюджет.

Простая система управления
3.регулирующая



3.1.кейнсианская 30-е – 60-е гг. хх в Дж Р Кейнс необходимость гос-го регулирования экономики

1.наличие дефицитного бюджета

2.использования механизма ФКМ для регулирования экономики

3.рост гос расходов

4.применение механизма гос кредита

5.в системе налогооблажения преобладают подоходные налоги

Сложная система упр-ия возникновение самостоят спец органы
3.2неоконсервативная стратегия С 70-х гг. хх в

Неоклассическое направление эконом теории

1)ограниченное вмешательство гос-ва в экономику

2)расширение сфер вмешательства

1.сокращение бюджетного дефицита

2.сокращение объектов перераспределения национального дохода через бюджет

3.многоцелевое регулирование экономики

4.наличие ФКМ

5.упрощение налоговой системы и сокращение кол-ва налогов

Аналогично 3.1.

5.3. Современная финансовая политика в России.

Основные черты современной финансовой политики:

Равноправие бюджетов всех уровней.

Развитие системы внебюджетных доходов.

Демонополизация страхового дела.

Сокращение бюджетного финансирования

Использование системы гос кредита.

Формирование системы горизонтального перераспределения финансовых ресурсов.


Финансовое планирование.

Финансовое планирование- проектирование финансовых показателей на будущий период.

Задачи фин планирования (ФП):

Определение источников денежных средств и их объемов.

Установление оптимальных пропорций в распределение денежных ресурсов.

Определение размеров затрат и источников финансирования.


Классификация финансовых планов:

в зависимости от периода составления:

а) перспективные 10-15 лет

б) пятилетние планы

в) годовые планы

г) оперативные

в зависимости от того, для кого предназначены:

а) для органов гос власти

бюджеты

сводные балансы фин ресурсов

баланс денежных доходов и расходов населения

б) для коммерческих организаций

баланс доходов и расходов

оперативные финансовые планы

в) для бюджетных организаций

система расходов

г) для некоммерческих организаций

оперативные финансовые планы

в зависимости от широты экономических отношений:

а) первичные

б) сводные


Сводный план объединяет показатели первичных планов.

Сводные планы:

общегос сводные планы

отраслевые сводные планы

территориальные сводные планы


6.2 Контроль

Финансовый контроль- это совокупность действий и операций по проверке финансов и связь с ними вопросов деятельности субъектов хозяйства и управления.

Назначение финансового контроля:

содействие успешной реализации финансовой политики

содействие эффективному использованию фин ресурсов, необходимость и значение Ф.К.:

а) обеспечить соблюдения действующего законодательства.

б) обеспечить эффективность и целевое использование денежных средств.

в) способствует повышению ответственности за соблюдение финансового законодательства.

Система финансового контроля развитых стран включает в себя следующие элементы:

в единство главного ревизора-аудитора. (подчиняющегося либо парламенту либо президенту). В России счетная палата.

Налоговое ведомство (МНС)

Контролируемая структура в составе гос ведомств

Негосударственные службы контроля (аудиторы)

Службы внутреннего контроля.


Две модели внутреннего контроля:

Англосаксонская. Деятельность контролирующего органа ограничена подготовкой отчета о проверке. Вопрос о санкциях решают административные и судебные органы.

Французская. Контролирующие органы исполняют некоторые судебные функции, имеют право определять степень виновности и требовать возмещения финансового ущерба.


Тема 1. Финансы, финансовая система. Управление финансами.


Сущность, значение и функции финансов.

Финансовые ресурсы.

Финансовая система.

Управление финансами.

Финансовая политика.

Финансовое планирование и контроль.


Финансы.

Термин «финансы» столь объемное понятие, которое связано с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования, распределения и использования денежных средств.

Финансы в современном понимании:

появились одновременно с возникновением государства;

были необходимы для удовлетворения потребностей государства;

потребности удовлетворялись через образование фондов денежных средств.

Эта форма финансов (называемая неразвитой) характеризуется:

непроизводственным характером финансов;

узостью финансовых отношений (“население-государство”)


В современном понимании финансы – это экономические денежные отношения в связи с образованием, распределением и использованием денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.


В настоящее время финансы охватывают две сферы:

1) финансы государства (отношения связаны с использованием централизованных денежных средств государства)

2) финансы различных хозяйствующих субъектов (отношения связаны с оборотом децентрализованных денежных средств)

Финансы, таким образом, являются инструментом распределения и перераспределения национального дохода.


Основные признаки финансов:

финансовые отношения носят денежный характер;

финансовые отношения носят фондовый характер;

финансовые отношения носят распределительный характер;

финансовые отношения сопровождаются соответствующей правовой базой и фискальным аппаратом.

Субъекты денежных отношений:

государство и организации или граждане при внесении платежей и получении средств;

между бюджетными фондами при внесении платежей и получении средств;

между страховыми организациями при внесении платежей и получении средств;

между звеньями внебюджетной системы;

между организациями в процессе приобретения ТМЦ, реализации продукции, услуг;

между предприятиями и вышестоящими организациями при образовании централизованных фондов денежных средств.

Главное назначение финансов:

обеспечить потребности государства и предприятий в денежных средствах;

контроль за расходами финансовых ресурсов.


Функции финансов:

распределительная;

контрольная.

В рамках распределительной функции финансы осуществляют распределение и перераспределение денежных средств. При распределительной формируются первичные или основные доходы. Основные фонды образуются среди участников материального производства и состоят из двух частей:

1) доходы работников;

2) доходы предприятий.

При перераспределительной образуются вторичные доходы (производственные):

доходы непроизводственной сферы;

налоги.

В отличии от кредита финансы – это одностороннее и безвозмездное движение стоимости.

Контрольная функция заключается в контроле за формированием и расходованием фондов денежных средств.


Финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы являются материальным воплощением финансовых отношений.

Целевые фонды денежных средств в совокупности образуют финансовые ресурсы страны.

Финансовые ресурсы страны складываются из трех групп источников:

финансовые ресурсы предприятий (организаций);

финансовые ресурсы бюджетной системы;

финансовые ресурсы внебюджетных фондов.

Для формирования полной картины финансовых ресурсов региона ежегодно составляется сводный баланс финансовых ресурсов.


Финансовая система.

Финансовая система- это совокупность различных звеньев финансовых отношений.

Критерии классификации отношений. Каждое звено:

имеет свои особенности при реализации функции;

имеет свои особенности в формировании и использовании фондов;

имеет различную роль в воспроизводственном процессе.


Вся финансовая система складывается из

государственный бюджет;

внебюджетные фонды;

государственный кредит;

фонды страхования;

финансы предприятий различных финансовых систем.

Первые три звена объединяются в одну подсистему. Первая подсистема называется государственные финансы. Действует на макроуровне. Фонды образуются при перераспределении. Централизованных финансы.

Вторая подсистема- система предприятия; действует на микроуровне; фонды при распределении; финансы децентрализованные.

Третья подсистема- фонды страхования; фонды при перераспределении; финансы децентрализованные.

Основное звено- финансы предприятия.