Курсовая работа: Статистический анализ показателей использования локомотивов
Название: Статистический анализ показателей использования локомотивов Раздел: Рефераты по транспорту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание 1. Проанализировать структуру и динамику основных групп наличного парка локомотивов 2. Определение объема работы локомотивов в грузовом движении 3. Анализ показателей использования локомотивов в грузовом движении 3.1 Расчет показателей качества использования локомотивов 3.2 Анализ влияния факторов на изменение среднесуточной производительности локомотивов 4. Наличие и работа вагонного парка 5. Анализ показателей использования грузовых вагонов 5.1 Расчет показателей качества использования грузовых вагонов 5.2 Анализ влияния факторов на изменение времени оборота вагона 5.3 Анализ среднесуточной производительности грузового вагона рабочего парка 6. Пути улучшения использования подвижного состава на дороге 1. Проанализировать структуру и динамику основных групп наличного парка локомотивовПо исходным данным таблицы 1 определить эксплуатируемый, неэксплуатируемый парки, в распоряжении дороги, вне распоряжения дороги и в целом наличный парк. Таблица 1 – Наличие локомотивов за месяц
Результаты расчетов эксплуатируемого, неэксплуатируемого парков, в распоряжении дороги, вне распоряжения дороги и в целом наличный парк представим в таблице 2. Таблица 2 – Распределение локомотивов по группам
Эксплуатируемый парк в текущем периоде снизился на 3,20 %. Данное снижение произошло из-за того, что грузовое движение с передаточными и вывозными локомотивами парк снизилось на 7,34 % и маневровая работа снизилась в текущем периоде на 4,00 %. Неэксплуатируемый парк в текущем периоде увеличился на 3,28 % по сравнению с базисным периодом. Таким образом, в распоряжении дороги темп роста локомотивов составил 98,31 %. Вне распоряжения дороги парк увеличился на 1,02 %. Темп роста наличного парка локомотивов составил 99,30 %. Диаграмма парка локомотивов представлена на рисунке 1. Рисунок 1 – Диаграмма парка локомотивов в базисном и текущем периодах Диаграмма парка локомотивов, находящихся в распоряжении дороги и вне распоряжения дороги в базисном периоде представлена на рисунке 2. Рисунок 2 – Диаграмма парка локомотивов, находящихся в распоряжении дороги и вне распоряжения дороги в базисном периоде Диаграмма парка локомотивов, находящихся в распоряжении дороги и вне распоряжения дороги в текущем периоде представлена на рисунке 3. Рисунок 3 – Диаграмма парка локомотивов, находящихся в распоряжении дороги и вне распоряжения дороги в базисном периоде По данным таблицы 3 распределим локомотивы грузового движения по элементам производственного цикла. Таблица 3 – Распределение локомотивов грузового движения по элементам производственного цикла, в среднем в сутки
Результаты распределения локомотивы грузового движения по элементам производственного цикла представлены в таблице 4. Таблица 4 – Распределение локомотивов по элементам производственного цикла
Темп роста работы на участке составил 92,08 %. Только работа на промежуточных станциях увеличилась в текущем периоде по сравнению с базисным. Все остальные показатели уменьшаются. Эксплуатируемый парк грузового движения уменьшился на 7,34 % в текущем году по сравнению с базисным годом. 2. Определение объема работы локомотивов в грузовом движенииПо данным таблицы 5 рассчитаем показатели объема работы локомотивов, их относительное изменение за текущий период по сравнению с базисным. Таблица 5 – Локомотиво-километры и тонно-километры брутто и нетто
Грузооборот брутто Общий пробег локомотивов Линейный пробег Линейный вспомогательный пробег Рассчитанные показатели объема работы локомотивов представим в таблице 6. Таблица 6 – Показатели объема работы локомотивов
Чем меньше затрат тонно-километров брутто, локомотиво-километров, локомотиво-часов приходится на единицу тарифного грузооборота, тем ниже уровень себестоимости перевозок, что свидетельствует о повышении эффективности перевозочного процесса. В базисном периоде тонна-километры нетто тарифные составляют 10124500, а нетто грузового и пассажирского движения составляет 9775750, т.е. уровень себестоимости низкий, что свидетельствует о повышении эффективности перевозочного процесса, а в текущем периоде тонна-километры нетто тарифные составляют 8755000, а нетто грузового и пассажирского движения составляет 8538528, что свидетельствует о повышении эффективности перевозочного процесса. 3. Анализ показателей использования локомотивов в грузовом движении3.1 Расчет показателей качества использования локомотивовСредняя масса поезда брутто фактическая, условная, нетто, тары определяются по формулам: Показатели среднего числа вагонов в составе поезда определяются по формулам: Относительные величины, характеризующие структуру линейного пробега, определяются по формулам: Доля проездного пробега определяется по формуле: Доля пробега вторых локомотивов, работающих по системе многих единиц, определяется по формуле: Доля одиночного пробега определяется по формуле: Доля пробега в двойной тяге определяется по формуле: Доля пробега подталкивающих локомотивов определяется по формуле: Удельный вес непроизводственного пробега локомотивов в общем пробеге определяется по формуле: Среднесуточный пробег локомотива определяется по формуле: Средняя скорость движения поезда определяется по формулам: Средняя скорость движения локомотивов определяется по формулам: Средняя продолжительность элементов производственного цикла в среднем за сутки определяется по формулам: Время простоя на станциях смены локомотивных бригад определяется по формуле: Обобщающий показатель использования локомотивов – среднесуточная производительность определяется по формуле: По данным таблицы 4 и таблицы 6 определим показатели качества, все расчетные показатели представлены в таблице 7. Таблица 7 – показатели качества использования локомотивов
Производительность локомотива в текущем периоде уменьшилась на 55,44 тыс. т.км брутто/(лок.-сут.) по сравнению с базисным периодом. Средняя скорость движения локомотива участковая уменьшается в текущем периоде по сравнению с базисным периодом, а средняя скорость движения локомотива техническая увеличивается. Продолжительность работы на участке уменьшается, а продолжительность простоев на станциях смены локомотивных бригад и простоев на станциях приписки увеличивается. Взаимосвязь показателей качества использования локомотивов Проверим правильность расчетов таблицы 7. Средний состав вагонов в поезде определяется по формуле: Показатель массы поезда определяется по формуле: Поправочный коэффициент, учитывающий расхождение тонно-километров нетто без учета и с учетом выполненных одиночно следующими локомотивами, определяется по формуле
Поправочный коэффициент, учитывающий расхождение пробега вагонов грузового движения и пробега вагонов грузового парка во всех видах движения определяется по формуле:
Динамическая нагрузка определяется по формулам: Показатели массы поезда определяется по формуле: Условная масса поезда зависит от фактической массы брутто и доли поездного пробега в линейном пробеге локомотивов: Среднесуточный пробег локомотива зависит от скорости движения на участке и от времени работы на участке в суточном бюджете времени локомотива: Производительность – интегральный показатель качества использования локомотива. Она зависит от массы поезда брутто, среднесуточного пробега локомотива, доли поездного пробега: Все расчеты произведены верно. 3.2 Анализ влияния факторов на изменение среднесуточной производительности локомотивовЗанесем необходимые данные для анализа в таблицу 8. Таблица 8 – Исходные данные для анализа влияния факторов на изменение среднесуточной производительности локомотивов
Расчет влияния факторов приведен в таблице 9. Таблица 9 – Расчет влияния факторов на изменение среднесуточной производительности локомотивов
Изменение массы поезда брутто на абсолютное изменение производительности локомотивов составляет 70,87 тыс. т.км брутто/(лок.-сут.). Изменение коэффициента брутто уменьшает абсолютное изменение производительности локомотивов на 0,25 тыс. т.км брутто/(лок.-сут.). Изменение доли одиночного пробега увеличивает абсолютное изменение производительности локомотивов на 3,74 тыс. т.км брутто/(лок.-сут.). Изменение доли пробега в двойной тяге уменьшает абсолютное изменение производительности локомотивов на 3,63 тыс. т.км брутто/(лок.-сут.). Изменение доли пробега подталкивающих локомотивов уменьшает абсолютное изменение производительности локомотивов на 6,18 тыс. т.км брутто/(лок.-сут.). Изменение доли пробега вторых локомотивов, работающих по системе многих единиц уменьшает абсолютное изменение производительности локомотивов на 65,47 тыс. т.км брутто/(лок.-сут.). Изменение времени работы локомотива на участке в среднем за сутки уменьшает абсолютное изменение производительности локомотивов на 9,21 тыс. т.км брутто/(лок.-сут.). Изменение участковой скорости локомотива уменьшает абсолютное изменение производительности локомотивов на 45,53 тыс. т.км брутто/(лок.-сут.). Производительность локомотива уменьшилась в отчетном периоде на 55,44 тыс. т.км брутто/(лок.-сут.). Пробеги вагонов пассажирского и грузового парка представлены в таблице 10. Таблица 10 – Пробеги вагонов пассажирского и грузового парка
В таблице 11 представим обобщенные показатели качества использования локомотивов. Таблица 11 – Обобщенные показатели качества использования локомотивов
4. Наличие и работа вагонного паркаВ таблице 12 представлен рабочий парк грузовых вагонов и работа дороги. Таблица 12 – Рабочий парк грузовых вагонов и работа дороги
В таблице 13 представлены сведения о простоях вагонов грузового парка. Таблица 13 – Сведения о простоях вагонов грузового парка
Таблица 14 – Показатели, характеризующие величину рабочего парка грузовых вагонов, которые определяют объем работы
5. Анализ показателей использования грузовых вагонов5.1 Расчет показателей качества использования грузовых вагоновСреднесуточная производительность вагона грузового парка определяется по формуле: Динамическая нагрузка рассчитывается и на вагон рабочего парка деления объема перевозок на общий пробег вагонов грузового парка Динамическая нагрузка определяется по формулам: Расстояние, пройденное в среднем за один производственный цикл, определяется по формуле: Часть расстояния за производственный цикл вагон проходит в груженом состоянии, и определяется по формуле: Вагонное плечо определяется по формуле: Среднесуточный пробег вагона отражает расстояние, пройденное вагоном в среднем за сутки: Коэффициент местной работы определяется по формуле: Оборот вагона рабочего парка определяется по формуле: Взаимосвязь показателей качества использования вагонов Для оценки доли непроизводительного (порожнего) пробега вагонов применяются относительные величины: - координация 5.2Анализ влияния факторов на изменение времени оборота вагонаДля проведения анализа влияния факторов на изменение времени оборота вагона рассчитаем показатели, которые представлены в таблице 15. Таблица 15 – Показатели, определяющие влияние факторов на изменение времени оборота вагона
Итоги расчета влияния факторов методом разниц приведены в таблице. Таблица 16 – Влияние факторов на изменение времени оборота вагона
5.3 Анализ среднесуточной производительности грузового вагона рабочего паркаВлияние динамической нагрузки груженого вагона: Влияние процента порожнего пробега вагонов Влияние среднесуточного пробега вагона: Общее изменение производительности вагона: 6. Пути улучшения использования подвижного состава на дорогеВ таблице 17 представлены обобщенные результаты расчетов и анализа. Таблица 17 – Обобщенные результаты работы
Вагоно-километры грузового парка уменьшились в текущем году по сравнению с базисным. Уменьшились вагоно-километры и груженых составов и порожних. Работа вагонов за месяц также уменьшилась, на 8950 вагонов. Парк вагонный за месяц также уменьшился. Уменьшились вагоно-часы под грузовыми составами на 1138955 ваг.-час. Число грузовых операций увеличилось. Вагоно-часы транзитных вагонов без переработки уменьшились и также увеличилось число транзитных вагонов без переработки. Вагоно-часы транзитных вагонов с переработкой уменьшились и соответственно уменьшилось число транзитных вагонов с переработкой. Парк локомотивов на участке во главе поезда, в среднем в сутки уменьшился. Пробег локомотивов во главе поездауменьшился. Тонно-километры нетто грузового и пассажирского движения эксплуатационные с учетом одиночного следования стали меньше на 1237,222 млн. тонно-километров. Заметим, что все показатели уменьшаются, что говорит о необходимости внедрения мер по предотвращению сокращения показателей, направленных на развитие железной дороги и железнодорожного транспорта. Пути улучшения использования подвижного состава железной дороги была разработана комплексная программа повышения эффективности организации и дисциплины труда на предприятии. Она предусматривает коренную перестройку организации в целом и нормирование труда, более рациональное использование рабочего времени. Повышение качества выполнения работ, ликвидацию простоев. Вводятся показатели интенсивности труда. Для сокращения эксплутационных расходов изменяются тяговые плечи, удлиняются участки следования грузовых поездов без технического обслуживания. Программой укрепления дороги были предусмотрены: стимулирование роста перевозок, принципы работы на рынке транспортных услуг, повышение экономичности хозяйственной деятельности на основе строжайшего соблюдения экономии. Внедрение ресурсно организационных технологий, рационализация организации производства, привлечение региональных финансовых ресурсов на покрытие убытков от пригородных, пассажирских перевозок. В условиях спада объемов перевозок и ужесточения требований, предъявляемых отрасли, не может остаться без изменения и система работы предприятий, обслуживающих дорогу. Следует пересмотреть их производительную направленность и структуру управления. Необходимо выработать новые подходы, обеспечивающие устойчивое формирование и использование центральных источников финансирования расходов общеотраслевого и научно-исследовательского характера. Для характеристики объема работы локомотивного парка применяется система показателей, которые являются суммарными величинами. Объемные показатели отражают затраты транспорта на перевозочный процесс. С показателями объема работы связаны расходы транспорта на смазочные, обтирочные материалы, на ремонт, на расходы топлива, электроэнергии. В настоящее время для локомотивных работ в грузовом и пассажирском движении учитываются следующие моменты производственного цикла: работа на участке (во главе поезда, в двойной тяге, в одиночном следовании, в подталкивании и по системе многих единиц), время в чистом движении по перегонам, время простоя, производительность локомотива, так как ее величина зависит от эффективности использования локомотива, обобщающие показатели качества использования локомотивов. Все показатели качества использования локомотивов представляют взаимосвязанную систему. Это позволяет выполнять их расчеты не только через объемные величины, но и через их взаимосвязи. Важнейшими показателями объема работы вагона грузового парка служат эксплутационный грузооборот. Пробег вагонов учитывается по главным путям на перегонах в составе организации поездов и одиночных локомотивов. Повышение среднесуточного пробега является важнейшим фактором увеличения объемов перевозок грузов, способствует увеличению доходов и прибыли железной дороги. Продолжительность производственного цикла зависит от состояния пути, подвижного состава, от технологической организации эксплутационной работы, т.е. практически все подразделения транспорта влияют на продолжительность производственного цикла. Список литературы1. Инструктивные указания о порядке составления отчетных и учетных форм по хозяйству перевозок. М.: Управление статистики МПС, 2000, 64с. 2. Инструктивные указания по заполнению форм учета и отчетности о выполнении графика движения поездов. М.: Управление статистики МПС, 2001, 38с. 3. Инструкция о составлении отчетов о численности и фонде заработной платы работников предприятий, учреждений и организаций, входящих в состав железных дорог. № ЦЧУ-673. М.: МПС, 1999, 88с. 4. Круглова В.Г., Полосаткина Е.А. Статистика на железнодорожном транспорте. Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2001. – 148с. 5. Некрашевич В.И., Апатцев В.И. Управление эксплуатацией локомотивов: Учебное пособие. М.: РГОТУПС, 2000, 196с. 6. Полосаткина Е.А., Круглова В.Г. Статистика железнодорожного транспорта. Учебное пособие. Ч. I. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 1997. – 113с 7. Полосаткина Е.А. Статистика железнодорожного транспорта. Учебное пособие. Ч. II. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 1997. – 96с. 8. Россия в цифрах: Краткий статистический сб. М.: Госкомстат России, 2000. – 396с. |