Контрольная работа: Чистая и естевственная монополия. Ценовая дискриминация потерь.
Название: Чистая и естевственная монополия. Ценовая дискриминация потерь. Раздел: Рефераты по экономике Тип: контрольная работа |
Министерство образования РФ. Башкирский экономико-юридический техникум самарское представительство. Контрольная работа по Экономике на тему: Чистая и естевственная монополия. Ценовая дискриминация потерь. Выполнил: студент юридического факультета з/о набор с08 Проверила: Копаева В.В Самара2009 Содержание Естественная монополия - экономическая организация или форма общественного (государственного) регулирования? 3-5 стр Чистая монополия 5 стр. Спрос на продукт монополиста 6-7 стр Совершенная конкуренция 7-9 стр Ценовая дискриминация 7-12 стр Список литературы 13 стр Естественная монополия - экономическая организация или форма общественного (государственного) регулирования? Способы регулирования естественной монополии:
Ответить на поставленный выше вопрос мы можем, только, рассмотрев как способы регулирования естественной монополии со стороны государства, так и формы экономической организации в рамках которых возможно решение ее (естественной монополии) Начать следует с прямого государственного регулирования естественной монополии. Чаще всего механизм и границы такого регулирования определяются национальными законодательными актами. В частности, в Российской Федерации действует уже упоминавшийся Федеральный Закон “О естественных монополиях” от 17 августа 1995 года, который определяет и отрасли, относящиеся к естественной монополии, и способы прямого ее государственного регулирования. Считается, что прямое государственное регулирование посредством определения тарифов или решающего влияния на них естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, позволяющий снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В частности, в российском законодательстве данному способу уделяется первостепенное внимание. При реализации данного подхода возникают сразу же несколько проблем: 1) необходимость создания органа государственного контроля за деятельностью естественного монополиста или придания таковых функций уже действующей антимонополистической структуре, 2) сложность точного определения реальных издержек производителя услуг - естественной монополии. Рассмотрим их по порядку. Создание любого государственного органа несет в себе угрозу подмены общественных интересов интересами правящих групп, не говоря уже о соответствующих затратах на содержание госчиновников. Если вспомнить, что в крупнейших российских предприятиях - естественных монополистах государству принадлежит либо контрольный пакет акций, либо близкий к нему по размерам, то становится очевидным, что ожидать высокой общественной эффективности от такого органа не приходится. Можно с достаточно большой долей уверенности утверждать, что вторая проблема также не разрешена в Российской Федерации. Нетрудно убедиться, что именно предприятия - естественные монополисты ростом тарифов на собственную продукцию вызывают инфляцию издержек в народном хозяйстве. С другой стороны, хорошо известны “расточительные нравы” таких предприятий. Рядовой гражданин (потребитель) в конечном итоге и оплачивает это чрезмерное потребление предприятий - естественных монополистов. Автор уже однажды отмечал пример одного карельского предприятия - естественного монополиста, которое при снижении объема производства за последние годы увеличило штат примерно на половину, сохранив при этом условия оплаты персоналу. Заработная плата работников на данном предприятии является элементом постоянных затрат, т. е. не зависит от объема выпускаемой продукции (!?). Подводя итог, мы должны признать, что при очевидной простоте прямое государственное регулирование в нашей стране не дает возможности регулирования естественных монополий в интересах общества . Скорее, это происходит в интересах правящих элит. Другой способ регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Это - торги за франшизу (право на ведение такой деятельности). Выше, при рассмотрении регулирования естественной монополии, мы пришли к выводу об ограниченности решения данного вопроса, как рынком , так и государством, в рамках государственной иерархии независимо от формы: либо непосредственная деятельность, либо прямое государственное регулирование. В первом случае - частная нерегулируемая монополия с установлением монопольно-высокой цены, которую приходится оплачивать обществу в целом (имеем дело с прямым общественным вредом монополии). Во втором случае - проявляются все недостатки административной, а не экономической системы, где происходят процессы политизации решения проблемы естественной монополии (в интересах государства и правящих элит, но не в интересах общества в целом). Легко сделать вывод, что, говоря о торгах за франшизу, мы будем иметь дело с контрактной системой как формой экономической организации. Контракт заключается с тем производителем (экономическим субъектом), который предлагает лучшие условия (меньшая цена, больший набор услуг и т. д.). Стоит ли ожидать, что контрактная система позволит раз и навсегда решить проблему естественной монополии? Конечно, нет. Мы уже в данной работе сделали принципиальный вывод о выборе в конкретном случае любой из трех форм экономической организации: рынка, контрактной системы и иерархии. Феномен естественной монополии не является исключением, поэтому торги за франшизу в деле регулирования естественных монополий выступают в качестве одного из равновероятных вариантов действий. Авторы в целом согласны с выводами О. Уильямсона, сделанными на основании изучения американского опыта использования торгов за франшизу (для России это, скорее всего, - “экзотика”). Торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, причем лучшим способом по сравнению с другими способами их регулирования. Это относится к дерегулированию грузовых автоперевозок, к организации работы местных авиалиний, почтовой службы, к работе кабельных телевизионных сетей, в ряде случаев - к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулирования железных дорог. Чистая монополия. СПРОС НА ПРОДУКТ МОНОПОЛИСТА Кривая спроса на выпуск продукции монопольной фирмы является наклоненной вниз кривой рыночного спроса на продукт, который продает монополия. Распространенная ошибка тех, кто критикует монополию, заключается в том, что они предполагают, что спрос на ее продукт является совершенно не эластичным. Потребители всегда отвечают на повышение цены уменьшением потребных им количеств товара. Например, если местная электрическая монополия повысит цены, потребители могут сократить использование электричества. Они могут меньше использовать свои кондиционеры, или могут меньше жечь свет, когда их нет в комнате. Если бы в стране был только один продавец автомобилей, люди все равно продолжали бы реагировать так, что покупали бы больше машин, когда монопольный продавец снизит цены, и меньше, когда цены возрастали. Управляющие монополией считаются с реакцией потребителей на изменение цены, когда они принимают решение по ценам. Они знают, что количество товара, которое они продадут, зависит от цены, которую они установят. И наоборот, они знают, что цена, которую они могут получить за свой товар, зависит от его количества, которое они предлагают на продажу за любой период времени. Монополист может установить либо цену своего товара, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой данный период времени. Раз он выбрал цену, то требуемое количество товара определяется кривой рыночного спроса. Например, местная телефонная монополия могла бы решить увеличить свою цену, чтобы увеличить свои прибыли. Если увеличение цены будет одобрено регулирующими органами, то компания столкнется с сокращением количества находящих спрос услуг. Таким же образом, если монополия выберет в качестве устанавливаемого ею главного параметра поставляемое на рынок количество товара, то цена, которую покупатели заплатят за это количество, также будет зависеть от кривой спроса на продукт. Например, предположим, что какой-то производитель автомобилей обладает монополией. В результате прироста переменных издержек производства он решает, что должен производить и продавать меньше автомобилей каждый месяц, чтобы удержать прибыль на максимуме. Он, следовательно, сократит поставку машин своим дилерам. Сокращение поставок сделает автомобили более дефицитным то варом для соперничающих покупателей. В результате сокращения имеющихся в наличии машин конкуренция между покупателями за уменьшенное число автомобилей, находящихся у дилеров, окажет повышающее воздействие на цену. Предложение продукции чистой монополией является рыночным предложением. Спрос на товар монополиста также является рыночным спросом. Теперь легко увидеть, почему монополия не является фирмой, принимающей цену как данное. По мере роста выпуска цена должна упасть, потому что спрос направлен вниз. Сопоставим спрос при монополии с тем, с которым сталкивается конкурентная фирма. Конкурентная фирма может продавать столько, сколько захочет по рыночной цене. Не имеет значения, сколько производит конкурентная фирма, она не может ни повысить, ни понизить своими действиями рыночную цену. Совершенная конкуренция Для осуществления ценовой дискриминации необходимо выполнение трех условий: - фирма должна обладать некоторой монопольной властью на рынке данного товара или услуги; - отдельные покупатели или группы покупателей должны легко идентифицироваться и отличаться по уровню прямой эластичности спроса по цене; - товар или услуга, в отношении которых осуществляется ценовая дискриминация, не может быть перепроданным одной группой покупателей другой. Проведение политики ценовой дискриминации может привести к увеличению выигрыша покупателя, так как цена устанавливается на уровне, учитывающем воспринимаемую им ценность товара. Поэтому покупатели, для которых ценность этой продукции меньше, чем для других, приобретая ее по более низкой цене, максимизируют свою полезность. С этой точки зрения ценовая дискриминация сглаживает различия в реальных доходах потребителей. С другой стороны, фирмы, устанавливая различные цены для разных групп покупателей, увеличивают объем продаж (выпуск в условиях ценовой дискриминации выше, чем при чистой монополии) и, таким образом, захватывают большую часть рынка и увеличивают прибыль. Следует учитывать, что ценовая дискриминация целесообразна только тогда, когда затраты на ее проведение не превышают дополнительный доход, получаемый производителем, а конкуренты не имеют возможности предлагать потребителям, готовым купить товар по более высокой цене, сделать покупку по более низкой. Очевидно, что ценовая дискриминация должна производиться только в допустимых законом рамках и не вызывать негативной общественной реакции в отношении фирмы или ее продуктов. Наиболее благоприятные условия для проведения данной ценовой политики имеются в сфере услуг, так как услуги всегда оказываются конкретному лицу как потребителю и их перепродажа невозможна. Термин «дискриминация» образован от латинского discriminatio , чтоозначает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия вценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практикекакой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельногопокупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разныхпродавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на егоусловия. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведеняпродавца как наиболее часто встречающийся. Ценовые различия, возникающие наоснове конкурентной борьбы разных фирм, предлагающих одну и ту жепродукцию, относятся к другим особенностям функционирования рынка и несвязаны с дискриминацией. Совершенно конкурентное предприятие неустанавливает цен, оно является ценополучателем. Поэтому в условияхсовершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна. Другое деломонополия. Монополист, будучи единственным продавцом товара, можетпродавать его по разным ценам на разных рынках или в разных количествах,т.е. осушествлять ценовую дискриминацию. Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использоватьвсе возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемуюединицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один итот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количестватовара, так и разные покупатели. Сделанный в определении акцент на отсутствие связи ценовых различий сзатратами не случаен. Цены реальных сделок обычно отличаются друг от другаиз-за несовпадения условий доставки, страховки, упаковки, кредита,дополнительного сервиса, комплектации, а также по причине обеспеченияизготовителем особых качественных характеристик изделия в соответствие синдивидуальными запросамим потребителей. В тех случаях, когда покупательоплачивает особенности индивидуальной сделки, требующие соответствующихзатрат, ценовые различия не являются дискриминационными. И наоборот,оплачивая то, что не требует дополнительных расходов, покупательподвергается ценовой дискриминации. 2. Предпосылки возникновения и условия существования ценовой дискриминации. Все то, что может подорвать какое либо направление конкурентныхотношений, а также расчленить единое конкурентное пространство, создаетпредпосылки для ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация возникает на основе реальных противоречийрыночного механизма. Одна из особенностей его функционирования- приведениевсех индивидуальных оценок и возможностей к единому усредненному, наиболеепредставительному уровню. На рынке все равны. Но за общей кривой спросаскрывается совокупность разных индивидуальных ценностных оценокпотребителей при разных бюджетных возможностях. Этоо значит, что при единойрыночной цене всегда есть покупатели, готовые заплатить больше за то жеколичество товара. Кроме того, как мы знаем, если бы цена была больше, потребители неотказались бы от покупок совсем, а купили бы меньшее количество едиництовара. Значит, покупая больше при данной цене, они как бы недоплачивают запредыдущие единицы товара. Таковы общие правила рыночной игры. Географически и институционально обособленные рынки также создаютестественную базу ценовых различий, если фирма имеет возможностьодновременного выхода на эти рынки. Чтобы реализовать названные предпосылки в практической деятельностифирм, необходимы определенные условия. Во-первых, у продавца должна быть возможность контролировать цены.Легче всего это может сделать монополист, поэтому весь разговор о ценовойдискриминации в дальнейшем будет вестись в контексте монопольной структурырынка. Главное, чтобы конкуренты не могли продавать товар дешевле там, гдефирма намерена продать его дороже. Власть над ценами связана также сколичеством противостоящих продавцу покупателей. Если покупателей мало, тоуход любого из них с рынка заметен для продавца, возможности ценовогодиктата ограничены. Во-вторых, у покупателей не должно быть возможности покупать там, гдепродают дешевле. Факт покупки какого-либо товара по низкой цене в одномместе и перепродажи его по более высокой цене в другом часто называютарбитражем. Арбитраж- это приобретение чего-либо по низкой цене с цельюнемедленной его перепродажи по более высокой цене. Там, где практикуется арбитраж, не может долго сохраняться большаяразница в ценах на одно и то же изделие. Но арбитраж возможен не всегда.Предоставляя льготы студентам, владельцы кинотеатров одновременно могутподразделять места в залах в зависимости от их качества, или , другимисловами, сигментировать свои рынки. В результате оказывается нереальнойситуация, при которой один зритель посмотрел бы фильм, купив билет понизкой цене, а затем билет на то же место в зрительном зале был бы проданкому-либо по более высокой цене. В подтверждение сказанному можно привестиобщеизвестный пример из практики, когда юристы и врачи назначают различнымлюдям различную плату за оказанные услуги. Но сигментация рынка весьмазатруднительна при продаже такого продукта, как жареная кукуруза. Если бывладельцы кинотеатров попытались продавать жареную кукурузу по 1$ студентами по 3$ взрослым, то некий предприимчивый студент воспользовался бывозможностью арбитража и начал продавать жареную кукурузу взрослым всего по2$. Под давлением конкуренции, которая возникла бы в результате того, чтодругие студенты также пожелали бы заняться арбитражем в кинотеатрах,разница в ценах на кукурузу упала бы до такой ничтожной величины, прикоторой продолжать заниматься этим бизнесом для студентов стало быбессмысленно. В-третьих, издержки проведения в жизнь дискриминационной политики недолжны превышать выгод от такой деятельности. Торговаться с каждым вотдельности, изучая его платежеспособность, контролировать персонал,получивший возможность лично назначать цены, - все это дело дорогое и невсегда оправданное. 3. Типы ценовой дискриминации по доходу. В зависимости от того, насколько полно реализуется каждое извышеперечисленных условий и насколько удачно они сочетаются между собой,можно говорить о разных возможностях проведения дискриминационной политикикак постоянной линии поведения фирмы. Наивысшая степень контроля над рынкомпри благоприятном стечении обстоятельств дает возможность назначенияиндивидуальных цен на каждую единицу товара для каждого покупателя всоответствии с индивидуальными кривыми спроса. Наиболее мягкая формадискриминации связана с назначием разных цен для разных групппокупателей. Между этими полюсами находится множество промежуточныхположений: установление различных цен на отдельные партии товара,индивидуальный подход к назначению цен только для отдельных групппокупателей и т.п. Принято различать следующие основные типы ценовойдискриминации. Причем, следует отметить тот факт , что в основе этогоразделения лежит фактор дохода покупотелей. Ценовая дискриминация первой степени или, как ее часто называют,совершенная ценовая дискриминация связана с возможностью устанавливатьразные цены на каждую продаваемую единицу товара. Каждый покупатель платитза дополнительную единицу товара свою цену, равную индивдуальной ценеспроса. Этот вид дискриминации предполагает как персональное, так имежличностное различие цен спроса. Ценовая дискриминация второй степени или ценовая дискриминация пообъему покупки (здесь повторюсь, что по объему покупки в зависимости отдохода покупателя). Совершенная ценовая дискриминация трудно осуществима,но тот факт, что индивидуальная цена спроса с увеличением объема убывает,позволяет продавцу извлечь выгоду из установления разных цен для разныхобъемов покупки. В этом случае, как очевидно, отсутствует межличностноеразличие цен спроса, так как каждый потребитель, покупающий одинаковаеколичество блага, уплачивает и одинаковую цену. Ценовая дискриминация третьей степени или ценовая дискриминация насегментированных рынках означает установление разных цен для разныхкатегорий покупателей (сегментах рынка). Предполагается, что эти категориимогут быть легко идентифицированы (наличие студенческого билета,пенсионного удостоверения и т.п.). В таком случае имеет место лишьмежличностное различие цен спроса, но отсутствует персональное. На практикетакой подход осуществить гораздо легче, и в целом он преобладает. Рассмотрим каждый из перечисленных типов ценовой дискриминации подоходу более подробнее. Список использованной литературы |