Реферат: Психические основы профессиограммы
Название: Психические основы профессиограммы Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
Содержание Введение…………………………………………………………………………………………….3 1. Психические основы профессиографии. Основные понятия…………………………………4 2. Общие принципы составления профессиограммы…………………………………………....7 3. Оформление профессиографии как подход к изучению профессиональной деятельности.10 4. Профессиограмма специалиста по бухгалтерскому учету…………………………………...17 5. Профессиограмма специалиста по аудиту…………………………………………………….20 Заключение………………………………………………………………………………………...21 Введение В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно - технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Цели профессиографии могут быть различны, и профессиограммы могут составляться с целью: 1) обоснования учебных программ, обеспечивающих необходимую подготовку кадров; 2) учета и оздоровления гигиенических условий труда; 3) обоснования профессиональной ориентации, профессиональной консультации и профессионального отбора. В настоящее время я получаю специальность «бухгалтерский учет, анализ и аудит», поэтому мне хотелось бы рассмотреть профессиограммы «бухгалтера» и «аудита». 1. Психические основы профессиографии. Основные понятия Понятие «профессия» имеет в литературе много трактовок: 2. Общие принципы составления профессиограммы Рассмотрим общие принципы составления профессиограммы: 1 этап – проведение экспертных оценок. Опрос людей, разбирающихся в этой профессии о профессии, качеств, необходимых для этой профессии. 2 этап – подобрать инструменты, которые бы эти качества мерили и адаптировать на успешность и неуспешность. Анализ психологических особенностей трудовой Деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Цель – установление особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения. Комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии называется профессиографией. Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма – описание психологических характеристик деятельности. Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами: 1.Специфичность (конкретность) описания определенной Деятельности. 2.Комплексность изучения. 3.Динамичность изучения (с учетом развития, изменения Деятельности). 4.Системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик Деятельности). 5.Идентичность приемов (для корректного сравнения профессий). 6.Использование качественно-количественных характеристик. Профессиограмма должна содержать характеристику: o общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т.д.); o содержания Деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т.д.); o средств Деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т.д.). Существуют разные подходы к выделению порядка и уровней анализа профессиональной деятельности, и различные типы профессиограмм (для решения конкретных профессиографических задач): 1.Информационные профессиограммы (используются в профконсультировании и профориентировании). 2.Ориентировочно-диагностические профессиограммы (для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда). 3.Конструктивные (для совершенствования эргатической системы на основе проектирования новых образцов техники). 4.Методические (для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы). 5.Диагностические. Существуют различные схемы профессиографирования . Самая простая предложена Климовым – «формула профессии»: · типы профессий по основным предметам и взаимодействию с этими предметами человека: o человек – природа o человек – техника o человек – человек o человек – знаковые системы o человек – художественный образ; · классы (цель труда); · отделы (использование средств деятельности); · группы (преимущественные условия труда). Как составить профессиограмму ? Для того чтобы выделить и обозначить качества, которые необходимы для данной профессии, трудовая деятельность разделяется на операции. У Климова – макроанализ трудовой деятельности – анализ технологических процессов и свойств, которые вовлечены в профессиональную деятельность, в конечном счете необходимо определить профессионально-важные качества. При составлении профессиограммы нужно ответить на следующие вопросы: 1.Что делает человек? (очерк, описание оборудования, использовать наблюдение и самонаблюдение). 2.Как человек делает? (анализ действий). 3.Для чего человек делает? 4.Что вовлечено? (нужно отразить те особенности, которыми должен обладать человек, чтобы исправно выполнять свою работу). 3. ОФОРМЛЕНИЕ ПРОФЕССИОГРАФИИ КАК ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Начиная с 1922 г. советские психотехники работают над созданием собственного подхода к психологическому исследованию профессиональной деятельности. Разработка принципов и методов психологического анализа профессиональной деятельности проводит в рамках двух основных направлений. Задача первого направления состояла в исчерпывающем описании и тщательном психофизиологическом знаниии; различных профессий для решения психотехнических задач: профотбора и профконсультации; профутомления и профобучения; рационализации рабочего места, реконструкции и проектирования профессий. В этом направлении развернулись работы методического и практического характера (Б.Г.Ананьев, Н.А.Бернштейн, А.В.Билибин, В.Т.Баранов, Е.С.Браиловский, Г.И.Левигурович, A.К.Гастев, С.Г.Геллерштейн, Н.Гусев, В.Д.Котляров, Н.Д.Левитов, B.И.Рабинович, А.И.Розенблюм И.П.Четвериков, И.Н.Шпильрейн, С.Яманов и др.). · Метод опроса позволял выявить личное отношение работников к выполняемой ими работе, получить предварительную ориентировку в профессии и некоторые сведения из жизни и трудового пути профессионала. · Метод наблюдения позволял осуществить разложение процесса труда на отдельные операции с целью дальнейшей психологической расшифровки отдельных трудовых действий, составляющих основу профессии. Метод наблюдения является адекватным также для описания и изучения отдельных трудовых действий и движений при условии, если применяемая регистрация даст возможность изучать движения во времени и пространстве (хронометраж, хроноциклография и др.). · Трудовой метод изучения профессий, созданный И.Н. Шпильрейном, давал возможность психологу, исполняющему одновременно функции и рабочего и психолога, проследить за теми изменениями, которыми сопровождается постепенное овладение квалификацией, выделить активируемые профессией психические функции, проследить влияние утомления, упражнения и адаптации на протекание этих функций в процессе трудовой деятельности. Ограничение применения трудового метода состояло в том, что достаточно сложные профессии практически не могли стать объектом изучения из-за длительного времени, необходимого психологу для их освоения. Не оправдывалось его применение и по отношению к слишком простым профессиям. · Завершающим в группе методов психологического анализа профессий выдвигался экспериментальный метод, задача которого состояла в экспериментальной проверке выделенных в ориентировочной психограмме психических и психофизиологических процессов, установлении меры их функционирования, необходимой для успешного выполнения профессиональной работы, путем подбора и испытания их адекватными приемами исследования. При этом использовались тесты из зарубежной практики (Бурдона, Винклера, Гизе, Мак-Кола, Марбе, Мёде, Руппа, Термана, Фридриха и др.) и разработанные советскими психотехниками: А.А. Кушинниковым, Е.И. Рузером, А.А. Толчинским, И.Н. Шпильрейном и др. Попытки применения экспериментального метода в качестве самостоятельного метода изучения профессии для определения профессионально значимых психических функций были подвергнуты серьезной критике с указанием на то, что в профессиографии недопустима подмена анализа эксперименте. Для проведения экспериментального исследования в профессиографии осуществлялись выбор методов и подбор испытуемых. Методы экспериментального исследования выбирались на основании оценки степени их эффективности по следующим данным: а) критериям, позволяющим вскрыть соотношение и внутреннюю связь отдельных активируемых профессией психологических функций, а также способу их сочетания и специфического взаимодействия с объектом труда; б) изменению профессионально важных признаков под влиянием упражнения; в) по специфическим формам активируемых профессией функция. Подбор испытуемых для эксперимента должен был отвечать следующим условиям: сохранению однородности в выборке испытуемых по возрасту, социальному положению, состоянию здоровья, профессиональному стажу и общеобразовательной подготовке, показателям производительности труда. Метод экспертной оценки был применен для изучения ошибок и их причин, возникающих в процессе деятельности. Метод заключается в опросе наиболее опытных специалистов, которые на основании знаний и опыта выявляют причины ошибок. В целях получения наиболее объективных оценок предложены специальные методы сбора и сравнения экспертных заключений: метод ранжирования, метод непосредственных оценок, метод неполного парного сравнения, метод последовательного сравнения. Расширено применение биографического метода для решения задач профориентации и профконсультации, и К.К. Платоновым предложен метод обобщения независимых характеристик, имеющий, по мнению автора, широкий диапазон применения. «Сущность метода обобщения независимых характеристик заключается в сборе и обобщении «жизненных показателей», т.е. факторов, характеризующих личность через особенности ее деятельности». Метод анализа ошибочных действий усовершенствован благодаря предложенной классификации ошибок, возникающих в процессе трудовой деятельности. 4. Профессиограмма специалиста по бухгалтерскому учёту. Квалификация: бухгалтер. Перечень первичных должностей: бухгалтер по учету труда и его оплаты, бухгалтер по учету материальных ценностей, бухгалтер по учету основных средств, бухгалтер по учету готовой продукции и реализации, бухгалтер производственного участка, бухгалтер по учету денежных средств и расчетных операций, кассир. Профессиональная компетентность специалиста: Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в: · вопросах организации профессиональной деятельности на основе нормативных правовых актов; · вопросах хозяйственного права; · вопросах трудового законодательства; · основных направления социально-экономического и технического развития организации, ее структурных подразделений; · вопросах управления финансами в организации и эффективного использования; · особенностях функционирования организаций различных организационно-правовых форм; · области технологии и организации производства; · вопросах нормирования и учета расхода ресурсов в организации; · принципах построения бухгалтерского учета и отчетности; · теоретических основах бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности; · организации и ведении бухгалтерского учета в организации; · правилах и порядке составления, утверждения и предоставления бухгалтерской, финансовой, статистической отчетности; · методике исчисления налогов и платежей в бюджет и целевые фонды; · организация и осуществлении контроля и анализа хозяйственной деятельности организаций; · использовании средств вычислительной техники и информационных технологий; · методах управления первичными коллективами организации; · вопросах этики деловых отношений; · вопросах соблюдения безопасных условий труда. Содержание профессиональной деятельности специалиста: 1. Сфера профессиональной деятельности специалиста службы бухгалтерского учета, анализа и контроля в организациях и их структурных подразделениях различных организационно-правовых форм (СПК, фермерские хозяйства, малые предприятия, индивидуальные предприниматели и другие организации) образовательные и научно-исследовательские учреждения 2.Объекты (предметы) труда учетно-аналитические процессы в системе экономического управления хозяйственной деятельностью организаций различных форм собственности 3.Средства труда законы, указы, декреты и другие нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность бухгалтера, финансовую и хозяйственную деятельность организаций организационная и вычислительная техника 4. Продукт (результат) труда учетная, отчетная, статистическая, аналитическая документация, характеризующая финансовую и хозяйственную деятельность организации, их структурных подразделений 5.Виды профессиональной деятельности специалиста учетная аналитическая контрольная 6. Профессиональные функции специалиста. Специалист должен быть готов для выполнения следующих профессиональных функций: · выполнения работы из различных участках бухгалтерского учета; · участия в подготовке исходных данных и проведении экономического анализа финансовой и хозяйственной деятельности организации, их структурных подразделений; · участия в подготовке исходных данных для составления проектов финансовых и хозяйственных планов организаций; · участия в работе по организации и проведению ревизий и инвентаризаций в организации, их структурных подразделениях; · участия в подготовке и составлении бухгалтерской и статистической отчетности; · оказания методической помощи подразделениям организации в решении вопросов, входящих в компетенцию бухгалтера. Эту профессию отличает невысокий уровень общения, ее представители контактируют не столько с людьми, сколько с финансовыми документами. Иногда у молодежи создается впечатление, что бухгалтер -это человек, который «ворочает большими деньгами». Однако на самом деле он средствами не распоряжается, а лишь скрупулезно оформляет в документах любые движения материальных ценностей (решения о которых принимает не сам он, а начальство). Профессия бухгалтера относится к числу массовых, она востребована в самых различных организациях. Эти специалисты могут работать в бухгалтерии любого учреждения, в крупных фирмах и банках, на предприятиях в отделах экономического планирования и анализа. Мелкие организации зачастую не содержат бухгалтера в постоянном штате сотрудников, а временно приглашают его извне, так как это обходится им дешевле. Существует довольно много фирм, специализирующихся на оказании бухгалтерских услуг другим организациям. Профессия подразумевает высшее или среднее специальное экономическое образование (реально люди без высшего образования, скорее всего, смогут трудоустроиться лишь помощником бухгалтера). Необходимо знать экономику, действующее законодательство в соответствующих областях, правила ведения разных видов финансовой документации. Из психологических качеств бухгалтеру необходима аккуратность, ответственность, сосредоточенность, терпеливость и усидчивость, любовь к монотонной работе. Хороший бухгалтер обладает очень высокой внимательностью, способностью к самопроверке и самоконтролю (ведь любая его ошибка чревата убытками и другими серьезными неприятностями). Важно, чтобы этот специалист умел вызывать доверие у работодателей, так как он имеет доступ ко всем аспектам финансовой деятельности фирмы, поэтому никто не захочет брать его на работу, если он будет производить впечатление ненадежного человека. Спрос на рынке труда довольно высокий, однако трудоустройство молодых специалистов все равно часто вызывает затруднения. Во-первых, работодатели практически всегда требуют наличие опыта работы, во-вторых, в связи с престижностью экономического образования наметилось "перепроизводство" бухгалтеров. В случае успешного трудоустройства эти специалисты могут рассчитывать на уровень доходов несколько выше средней зарплаты в промышленности. Карьерный рост возможен как по административной линии (например, стать главным бухгалтером на крупном предприятии или заведующим отделением в банке), так и посредством перехода к другим, более престижным и высокооплачиваемым экономическим специальностям (так, опыт работы бухгалтером помогает стать аудитором или финансовым аналитиком). Доскональное знание правил финансового учета помогает при управлении собственным бизнесом. 5. Профессиограмма специалиста по аудиту. Специалист, осуществляющий проверку финансово-хозяйственной деятельности организаций. Проводит контроль и анализ финансовой отчетности различных организаций, оценивает ее достоверность, соответствие правовым актам и нормам налогообложения, законность совершаемых операций. Оценивает эффективность работы организаций с финансовой точки зрения. Особенно сложные обязанности аудитор выполняет при рассмотрении исков о неплатежеспособности (банкротстве) в арбитражных судах. Дополнительные трудности в его работе связаны с нечеткостью и частой корректировкой правовых документов, необходимостью согласовывать интересы государства и клиентов. Иногда аудитор оказывает и консалтинговые услуги: дает рекомендации специалистам с целью предупреждения просчетов и ошибок, способных повлечь за собой штрафные и иные санкции, снижающие прибыль и портящие репутацию предприятия. В первую очередь, аудитор работает с информацией, представленной в различных финансовых отчетах, балансах, сметах и т. п. Кроме того, в процессе работы он общается со специалистами и руководителями организаций. Деловые контакты часто бывают напряженными. Работа аудитора нередко связана с выездами в командировки. Рабочие места аудиторов есть в специализированных организациях, оказывающих подобные услуги, а также в государственных структурах, осуществляющих финансовый контроль. Аудит бывает внутренним, осуществляемым по заказу организации в ее собственных интересах, и внешним, по заказу контролирующих инстанций. Профессия подразумевает наличие высшего экономического образования. Аудитор должен прекрасно разбираться в широком круге экономических и юридических вопросов, знать бухучет и контроль, владеть вопросами денежного обращения, кредитной деятельности, ценообразования и т. д. Необходима основательная математическая подготовка, профессиональное владение компьютером. Из психологических качеств нужны высокая ответственность, развитые аналитические способности, долговременная и оперативная память, устойчивость внимания, эмоционально-волевая устойчивость, аналитический склад ума. Желательна склонность к кропотливой работе с цифровым материалом, важными документами, усидчивость. Востребованность на рынке труда умеренная. Профессия относится к высокооплачиваемым, уровень доходов превышает среднюю зарплату и промышленности в 2-3 раза. Практически обязательное условие трудоустройства — стаж работы экономистом или бухгалтером не менее 3-5 лет. Карьерный рост аудитора — увеличение уровня выполняемых заказов, что достигается накоплением опыта работы, регулярным повышением квалификации. Имеются перспективы со временем возглавить фирму, оказывающую соответствующие услуги, или стать начальником подразделения в государственных структурах, выполняющих контрольные функции. Опыт работы аудитором и связанное с этим хорошее знание экономики и юриспруденции выступают мощным подспорьем в создании собственного бизнеса любого рода и управлении им. Заключение Профессиография — это описание профессий и дифференцирующих их специальностей с точки зрения требований, предъявляемых ими к человеку. Результатом профессиографии являются профессиограммы — описания и обоснования системы требований, предъявляемых определенной специальностью, профессией или их группой к человеку. Часть профессиограммы составляет психологическая профессиограмма, а ее часть — психограмма — краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека, как перечень необходимых профессиональных способностей. Используемая литература. 1. Зараковский Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. — М.: Наука, 2001г. 2. Загрядский В. П., Сулимо-Самуйлло 3. К. Методы исследования в физиологии труда.: Методическое пособие, 2002г. 3. Климов Е. А. Введение в психологию труда, 2003г. 4. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях, 2005г. 5. Климов Е. А. Психология профессионала, 2005г. 6. www.rambler.ruна Кулечах |