Контрольная работа: Общие и специальные способности их роль в профессиональной деятельности

Название: Общие и специальные способности их роль в профессиональной деятельности
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: контрольная работа

Уральский социально-экономический институт

Академии труда и социальных отношений

Контрольная работа

По дисциплине: Психология и педагогика

На тему: “Общие и специальные способности: их роль в профессиональной деятельности”

Выполнила: студентка I курса

Группа заочного отделения

Специальности: финансы и кредит

Сорогина Ксения Андреевна

Проверила: Гринько Наталья Константиновна

Серов 2006

План:

Введение

Общие и специальные способности: их роль в профессиональной деятельности

Заключение

Список литературы

Введение

«Процесс развития способно­стей человека есть процесс развития человека. Освоение чело­веком определенных знаний и способов действия имеет своей пред­посылкой, своим внутренним условием известный уровень ум­ственного развития — развития умственных способностей» . Способности не сводятся к навыкам и умениям и от­личают одного человека от другого в отношении успешности вы­полнения определенной деятельности.

Общие и специальные способности: их роль в профессиональной деятельности

Способности - индивидуально-психологи­ческое свойство личности, являющееся условием успешнос­ти выполнения какой-либо деятельности. Способность - живая развивающаяся система, функционирование и развитие которой обусловлено существующими в культуре нормами и образца­ми деятельности.

Выделяются три основных признака понятия способности: 1) индивидуально-психологические, отличающие одного человека от другого; 2) не всякие индивидуальные особеннос­ти, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности; 3) способности, которые не сводятся к уже выработан­ным у данного человека знаниям, навыкам, привычкам или умениям.

Общие способности человека - интеллект, склонность к творчеству, обучаемость - определяют продуктивность соответствующих видов активности.

Уровень интеллекта определяет успешность адаптации к разным сферам деятельности, видам занятий, которыми потен­циально может овладеть человек: чем интеллект выше, тем шире диапазон деятельности». «Общечеловеческие» общие и специальные способности (общий и вербальный интел­лект) детерминированы в основном генетическими влияниями, а индивидуальные - влияниями среды.

В творческой способности проявляется человеческая уни­кальность, и не случайно она определяется окружающими его влияниями в большей мере, чем общий интеллект. Чем более общей, латентной, генерализованной является способность, тем в большей мере уровень ее развития зависит от генетической детерминации и биологических факторов. Напротив, различия в уровне развития специальных способностей, связанных с опе­рированием определенным материалом и функционированием систем, обеспечивающих контакт с внешним миром, определя­ются по преимуществу средой.

Креативность и общий интеллект являются способностями, связанными с двумя способами взаимодействия сознательного и бессознательного при зарождении психического акта: склон­ность системы к доминированию сознания ведет к интеллекту­альной (адаптивной) активности, склонность к доминированию бессознательного - к проявлению форм неадаптивной активно­сти («сверхнормативной»), в том числе творческой.

Общими способностями являются абстрактные качества, не отнесенные к конкретным требованиям и условиям. В качестве базисной основы общих способностей выступают их функцио­нальные механизмы. Общие способности приобретают конкрет­ность за счет операционных механизмов. Именно развитие опе­рационных механизмов и придание им оперативных черт составляет сущность перехода от абстрактных качеств к конк­ретным, от общих способностей к специальным.

Специальные способности (музыкальные, художественные, артистические и др.) включаются в сферу педагогической дея­тельности лишь при определенных условиях, а именно: при наличии педагогической направленности и педагогических спо­собностей. В практической деятельности специальные способ­ности получают дальнейшее развитие. В случае отсутствия пе­дагогической направленности и педагогических способностей специальные способности тормозятся, не развиваются в повсед­невном труде, и человек тяготится педагогической деятельно­стью. Если в структуре личности педагога гармонически сочетается несколько способностей при ведущей роли педагогических, то можно говорить о талантливости педагога. Соче­тание способностей обеспечивает достижение очень высоких результатов в педагогической работе.

Педагогические способности - это такое психическое свойство личности, которое проявляется в чувствительнос­ти к принятым требованиям педагогической системы, к спе­цифике их отражения соответствующими учащимися и к воз­можным способам воздействия на учащихся для получения желаемого результата.

Мера соответствия требований индивидуальной деятельно­сти учителя, соответствие реальных результатов его деятель­ности планируемым, - главный показатель педагогических способностей. Таким образом, можно выделить следующие при­знаки педагогических способностей: целостность, взаимосвя­занность, связь со средой.

Если структура способностей является своеобразным отра­жением структуры деятельности, то главными компонентами педагогических способностей тоже являются конструктивный, организаторский и коммуникативный. Общей для них являет­ся способность к анализу и обобщению в конструктивной, орга­низаторской и коммуникативной областях деятельности и пе­рестройка собственной деятельности и поведения на этой основе.

Актуализация педагогических способностей в этом направ­лении приводит к формированию позитивного и конструктив­ного отношения учащегося к реальности. Срабатывает «закон
ситуации», согласно которому различные типы ситуаций тре­буют различных типов знания. Следовательно, для эффектив­ного профессионального поведения во всем разнообразии педагогических ситуаций учителю целесообразно провести синтез
разнородных знаний и реализовать умение выбирать их в зависимости от педагогических целей и специфики конкретных ус­ловии.

Педагогические способности имеют профессиональную на­правленность тогда, когда они способствуют развитию как уча­щихся, так и самого педагога. Способности - понятие динамическое. Они не только про­являются и существуют в деятельности, но в деятельности фор­мируются, в ней развиваются. В.Д.Шадриковым было показа­но, что развитие способностей происходит в двух направлениях: «пригнанности» отдельных способностей, во-первых, к системе деятельности, их интеграции и во-вторых, к предметному миру, к требованиям деятельности, т.е. «восхождению» к кон­кретным, частным проявлениям общих способностей. Отмечен­ные аспекты тесно взаимосвязаны, и развитие способностей осуществляется в единстве этих двух аспектов.

Педагогические способности проявляются в динамике ов­ладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Развивая проблему способностей, Б.Г.Ананьев подчеркивает роль активной деятельности индивида в усвоении обществен­ного опыта. Способности есть проявление творческого разви­тия ума, а не простого накопления знаний.

Без знания психологических закономерностей и механиз­мов невозможно определить стратегию, общее направление формирования и развития педагогических способностей и про­фессиональной деятельности учителя в целом.

Положительное влияние профессиональной деятельности учителя на развитие его педагогических способностей обусловле­но следующими условиями: 1) деятельность должна вызывать у педагога сильные и устойчивые положительные эмоции; 2) деятельность учителя должна носить по возможности твор­ческий, а не только репродуктивный характер; 3) педагогу важ­но организовать свою деятельность так, чтобы он преследовал цели, всегда немного предвосхищающие его наличные возмож­ности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.

Способности всегда проявляются в определенном виде дея­тельности, точнее они существуют только в соответствующей конкретной деятельности человека. Выявить уровень их раз­вития можно только на основе анализа этой конкретной деятельности. Педагогические способности имеют индивидуаль­ную меру выражения. У всех педагогов примерно одинаковый набор профессиональных способностей, но качество их выра­женности различное.

Основываясь на анализе общих способностей, можно выде­лить следующие показатели уровня развития педагогических способностей: успешный результат деятельности; оригиналь­ность, самобытность при выполнении работы; степень преодо­ления неблагоприятных условий среды; быстрота овладения новыми знаниями и навыками.

Заключение

«Широко принятое определение способностей состоит в том, что это свойства индивида, ансамбль ко­торых обусловливает успешность выполнения определенной деятельности. Имеются в виду свойства, которые развивают­ся онтогенетически в самой деятельности и, следовательно, в за­висимости от внешних условий».

Список литературы:

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.

3. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. Монография. СПб., 2000.

4. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, 1996.

5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.