Реферат: Международные и федеральные российские стандарты аудиторской деятельности сравнительный анали
Название: Международные и федеральные российские стандарты аудиторской деятельности сравнительный анали Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «АУДИТ» «МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ (РОССИЙСКИЕ) СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)» Выполнил : Проверил : Пенза 2010 г СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3 ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТЕНДАРТА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .............................................................................................................................. 5 1.1. Сущность МСА ........................................................................................ 5 1.2. Классификация МСА ................................................................................ 7 ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ (РОССИЙСКИЕ) СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ............................................................................................ 10 2.1. Структура и значение федеральных стандартов (ПСАД)..................... 10 2.2. Классификация федеральных аудиторских стандартов....................... 14 ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУНАРИДНЫХ СТАНДАРТОВ С ДРУГИМИ СТАНДАРТАМИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................ 20 3.1. МСА с национальными стандартами..................................................... 20 3.2. Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита ......................................................................................................................... 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... 30 ВВЕДЕНИЕ Важную роль в аудите и аудиторской деятельности играют стандарты аудита, регулирующие профессиональную деятельность аудиторов. Стандарты аудита — это документы, формулирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг. Эти стандарты имеют широкое распространение, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, к аудиторскому заключению и к самому аудитору. С изменением экономической среды аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности. На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательств качества проведения аудита в суде и меры ответственности аудиторов. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, а также методологию аудита. Стандарты определяют базовые принципы, которым должны следовать все представители профессии. Они должны выполняться независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступление от стандартов, должен быть готов объяснить причину этого. Значение стандартов состоит в том, что они: • обеспечивают высокое качество аудиторской проверки; • содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений; • помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки; • создают общественный имидж профессии; • устраняют контроль со стороны государства; • помогают аудитору вести переговоры с клиентом; • обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса. ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТЕНДАРТА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1.1. Сущность МСА. Все профессии имеют технические и этические стандарты, которые служат руководством для лиц данной профессии при выполнении ими обязанностей и регулировании отношений с различными группами пользователей. Слово «стандарт» буквально переводится как образец, т. е. в нашем случае как набор общепринятых требований к работе аудитора. Профессиональные технические и этические стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и качества, которого ожидают от аудитора их клиенты и общественность. В отличие от процедур аудита, которые выполняются шаг за шагом и изменяются в зависимости от масштабов производства клиента, специализации, системы бухгалтерского учета и других обстоятельств, стандарты являются мерой качества исполнения работы. Аудиторские стандарты должны быть неизменными независимо от спектра деятельности. Аудиторские стандарты формируют единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, которые обеспечивают определенный уровень гарантии результатов проверки. По мере изменения экономической ситуации в стране стандарты периодически пересматриваются. На основе аудиторских стандартов формируются учебные программы подготовки аудиторов и единые требования к проведению экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии, независимо от условий, в которых проводится аудит. Значение стандартов состоит в том, что они: • обеспечивают приемлемое качество аудиторской проверки; •способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений; •помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки; •повышают престиж профессии; •облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами; •обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса. Главная особенность стандартов, по мысли их создателей, заключается в том, что если в судебном разбирательстве будет доказано последовательное использование аудитором стандартов, то с него (аудитора) может быть снята значительная часть ответственности. Этот факт впервые нашел отражение в практике английских и американских судов, которые, как правило, отклоняли иски клиентов к аудиторам, если последним удавалось доказать, что в своей работе они четко следовали общепринятым стандартам. В 70-х гг. под руководством Международной Федерации Бухгалтеров с целью совершенствования качества и унификации порядка проведения аудита во всем мире началась разработка Международных стандартов аудита. Международные регулятивы проведения аудита (International Auditig Guidelines), которые издает Совет по международным стандартам аудита и гарантии качества МФБ, преследуют двойную цель: способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма не соответствует общемировому, и унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе. Статус международных стандартов аудита определяется назначением, содержанием и порядком их применения. МСА предназначены для применения при проведении независимого аудита финансовой отчетности. Кроме того, МСА, адаптируемые по необходимости, применяются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг. Они содержат основные принципы, сопутствующие методы и процедуры проведения аудита, а также соответствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного и иного материала, которые обеспечивают руководство по их применению. МСА применяются в существенных аспектах, поэтому в исключительных обстоятельствах для более эффективного выполнения задач аудита аудитор может посчитать необходимым отступить от МСА. Отступление от положений МСА должно быть аргументировано аудитором. Любое ограничение в отношении применимости отдельного МСА разъясняется во введении к MCA [1]. 1.2. Классификация МСА. Разработкой, внедрением и продвижением международных стандартов аудита непосредственно занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) – международное объединение бухгалтерской профессии. Целью Федерации является развитие и совершенствование бухгалтерской профессии, что позволяет ей оказывать услуги на высоком качественном уровне в интересах всего общества. В России применяется три варианта международных стандартов аудита. 1. Дословный перевод на русский язык МСА издания 1999г., одобренный Международной ассоциацией бухгалтеров (IFAC). 2. Второе официальное издание сборника МСА. 3. Стандарты аудита, подготовленные специалистами Российской коллегии аудиторов, представляющие собой перевод на русский язык МСА издания 1994г. с комментариями. В табл. 1 приведен перечень Международных стандартов аудита и Положений о международной аудиторской практике. [10] Таблица 1 Перечень МСА и ПМАП
ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ (РОССИЙСКИЕ) СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 2.1. Структура и значение федеральных стандартов (ПСАД). Федеральные правила (стандарты) в России определяются в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» следующим образом. [9] 1. Определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом; 2.Разрабатываются соответствии с международными стандартами аудита; 3.Являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в саморегулиремых организациях аудиторов; правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ. Саморегулируемая организация аудиторов разрабатывает и утверждает стандарты в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами. При этом дополнительные требования правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил (стандартов) аудиторской деятельности саморегулируемых организаций. Закон предусматривает три вида правил (стандартов): • федеральные; • правила (стандарты) саморегулиремых организаций; • внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Федеральные стандарты являются внешними и носят универсальный характер. Правила (стандарты) в основном имеют единую структуру построения и содержат обычно следующие разделы: • «Общие принципы правила (стандарта)»; • «Основные понятия и определения (если необходимо), используемые в стандарте»; • «Сущность стандарта»; • «Практические приложения». В разделе «Общие принципы правила (стандарта)» отражаются: • цель и необходимость разработки данного стандарта; • объект стандартизации; • сфера применения стандарта; • взаимосвязь с другими стандартами. Раздел «Основные понятия и определения, используемые в стандарте» охватывает новые термины и их краткую характеристику. В разделе «Сущность стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения. Раздел «Практические приложения» включает различные приложения — схемы, таблицы, образцы документов и др. Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты: номер стандарта, дату ввода в действие, цель разработки, сферу применения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы. Структура документа для оформления стандарта следующая: титульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости) [4]. В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" Правительство Российской Федерации постановило утвердить следующие федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности: Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности первой очереди
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности второй очереди
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности третьей очереди
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности четвертой очереди
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности пятой очереди
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности шестой очереди
Российские ПСАД позволили значительно повысить квалификацию аудиторов и качество аудиторских проверок. Аудиторские стандарты используются также в суде для доказательства качества проведения аудита в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший, в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен объяснить причину этого. Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они: • способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки; • содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений; • определяют действия аудитора в конкретных ситуациях [3]. 2.2. Классификация федеральных аудиторских стандартов. На основе Международных стандартов аудита были разработаны и утверждены Правительством РФ 34 федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности (ПСАД). [6] Таблица 2 Перечень утвержденных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности
Разработанные федеральные аудиторские правила (стандарты) аудита сыграли положительную роль в становлении аудита в России, позволили значительно повысить квалификацию аудиторов и качество аудиторских проверок. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 80 до утверждения Правительством РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. [7] 3.1. Связь МСА с национальными стандартами. Наряду с международными стандартами в каждой стране существуют национальные стандарты аудита. Они могут быть определены законом, нормативными актами или уполномоченным органом данной страны. Их применение является обязательным при проведении аудита финансовой отчетности или предоставления сопутствующих аудиту услуг. Помимо обязательных к применению стандартов уполномоченный орган или саморегулиремые организации аудиторов страны могут разрабатывать и принимать на местном уровне положения по национальной практике аудита, рекомендуемые к применению аудиторами при проведении аудита. МФБ признает существование национальных стандартов аудита и стремится учесть их различия при разработке стандартов аудита, которые могут быть приняты на международном уровне. В разных странах по-разному применяют международные стандарты. Это связано с тем, что стандарты по возможности практического применения делятся на несколько групп: В первую группу входят стандарты, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу, целиком и полностью. Ко второй группе относятся стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными изменениями. Стандарты третьей группы нуждаются не только в уточнениях, но и в создании соответствующих экономических, политических и других условий для их введения. В четвертую группу относят стандарты, использование которых в данной стране зависит от исторических тенденций развития и национальной психологии. В связи с этим в некоторых странах проявляют осторожность при формировании собственных и применении международных стандартов аудита. Так, например, в Канаде, Великобритании и США, имеющих свои национальные стандарты, международные стандарты аудиторскими организациями только принимаются к сведению. В то же время в других странах, например в Австралии, Бразилии, Голландии и др., международные стандарты используют в качестве базы для разработки собственных. Именно по этому пути идут крупные отечественные специалисты при разработке стандартов аудита в Российской Федерации. В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), международные стандарты воспринимаются в качестве национальных. Аудиторские правила являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать все представители этой профессии. К общепринятым правилам (стандартам), в зависимости от изменения экономических условий, выпускаются дополнения, подлежащие выполнению аудиторами. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от комментариев к стандартам, обязан обосновать причины этих отступлений. Кроме общепринятых правил (стандартов) аудиторы руководствуются и другими, в том числе аттестационными стандартами прогнозов и планов, а также этическим кодексом аудитора. Следует иметь в виду, что аудиторские стандарты определяют правильность деятельности аудитора в целом, но не конкретных действий, приемов, способов, процедур, применяемых в процессе проведения проверки, которые могут быть различными и рациональность которых должна быть обоснована.[11] В странах, где существуют национальные стандарты, международные стандарты аудита не отменяют местных положений, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В той степени, в какой местные положения соответствуют МСА, аудит, проводимый согласно национальным положениям, автоматически будет соответствовать аудиту, проводимому в соответствии с МСА. В том случае, если местные положения отличаются либо противоречат международным стандартам аудита, организации – члены МФБ включают в свои национальные стандарты аудита принципы, на которых основаны международные стандарты аудита, разработанные МФБ. Международные стандарты позволяют унифицировать национальные стандарты. Саморегулируемые организации аудиторов разных стан пересматривают свои стандарты с целью приближения их к международным подходам. Процесс гармонизации аудиторских стандартов довольно длителен и может занять несколько десятков лет, поскольку каждая страна имеет различный уровень экономического развития. Нельзя забывать и о менталитете нации, т.е. об образе мышления, навыках, квалификации, культуре, традициях. То, что может быть приемлемо для одной страны, не подходит для другой. Тем не менее особенности объективного и субъективного характера стираются. Однако международные стандарты – это не панацея от всех бед, а только действенный инструмент совершенствования национальных стандартов, главная цель которых сводится к формированию профессионального суждения аудитора.[5] 3.2. Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита. Международные стандарты финансовой отчетности и аудита являются эффективным инструментарием формирования качественной финансовой информации. Они основаны на обобщении мировой практики в области учета, отчетности и аудита, обеспечивают простоту восприятия финансовой информации и четкую экономическую логику. Мировой процесс принятия единых международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в настоящее время привлекает специалистов всего мира. В деловом и профессиональном сообществе признано, что в наибольшей степени соответствует рыночной экономике система финансовой отчетности, описываемая Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Она обеспечивает рынок полезной широкому кругу пользователей финансовой информацией и является важной составляющей качественного корпоративного управления компанией. Использование МСФО позволяет компании предоставлять достаточный объем информации о себе, а заимодавцу и потенциальному инвестору — понять и оценить риски, с которыми связано предоставление финансирования. Практика свидетельствует, что если компания составляет отчетность в соответствии с МСФО, то, во-первых, она имеет доступ на международные рынки капитала, а, во-вторых, становится более конкурентоспособной в борьбе за привлечение источников финансирования с рынка. Международные стандарты, согласно которым составляются финансовые отчеты, разработаны одним из советов МФБ - Советом по международным стандартам бухгалтерского учета (IASB). Он был создан 29 июня 1973 г. в соответствии с соглашением бухгалтерских органов Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, США. Основной задачей этого совета является развитие бухгалтерских принципов, приемлемых и понимаемых во всем мире. Переход к единым стандартам является приоритетным для всего мирового сообщества. Международные стандарты финансовой отчетности внесли большой вклад как в совершенствование, так и в гармонизацию финансовой отчетности во всем мире. Аналогично МСА они используются: - как основа для национальных требований к финансовой отчетности во многих странах; - как международный норматив для тех стран, которые разрабатывают свои собственные требования (включая основные развитые страны и возрастающее число новых рынков, таких как Китай и многие другие страны Азии, Центральной Европы и СНГ); - фондовыми биржами и регулирующими органами, разрешающими иностранным и национальным компаниям представлять финансовые отчеты в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности; - наднациональными органами, такими как Европейская комиссия, которая в 1995 г. объявила о том, что в значительной степени опирается на МСФО при подготовке документов, отражающих потребности рынков капитала; и - непосредственно экономическими субъектами. МСА и МСФО практически не связаны друг с другом и рассматривают разные стороны бухгалтерской деятельности. МСФО содержат требования по подготовке финансовой отчетности, т. е. регламентируют процедуру отражения и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об активах, о задолженности, прибыли, об убытках, оценке бухгалтерских статей и т. п. МСФО унифицируют основополагающие требования бухгалтерского учета, такие как: содержание отчетности, критерии внесения в отчетность различных ее элементов, правила оценки элементов отчетности, объем представляемой в отчетности информации. МСА содержат общие требования, предъявляемые к проведению аудита и аудиторам. Они включают: цель аудита (подтверждение достоверности финансовой отчетности); требования к аудиторам (независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, профессиональное поведение и выполнение стандартов); требования по планированию аудита, в том числе по изучению систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента; требования по сбору аудиторских доказательств и выполнению аудиторских процедур; требования по документированию аудита (подготовка аудиторских файлов или досье по результатам работы с данным клиентом); основные характеристики видов аудиторских выборок; порядок контроля качества работы в аудиторских фирмах; основные положения по распределению ответственности, если, например, с данным клиентом работают разные аудиторские фирмы или в аудите используются привлеченные специалисты, не являющиеся аудиторами; требования к оформлению и содержанию аудиторского заключения. Так, МСА практически не касаются вопросов бухгалтерского учета, т. е. не содержат положений по проверке конкретных участков бухгалтерского учета (например, проверка основных средств, дебиторской задолженности). Эти вопросы раскрываются иногда в качестве практических примеров и обычно не учитывают особенности системы учета и подготовки отчетности данной страны. Взаимосвязь международных стандартов отчетности и аудита проявляется в следующих направлениях: - единство терминологии, применяемой в международных стандартах финансовой отчетности и МСА; - использование аудиторами МСФО, в целом, в качестве критерия соответствия проверяемой отчетности, установленным требованиям. Одним из преимуществ, которое обеспечивается МФБ, является общая терминология, используемая в МСФО и МСА. Благодаря этому обеспечивается единство взглядов на цели и объекты аудита между аудиторами и представителями аудируемых лиц, отвечающими за подготовку финансовой отчетности. Аудит финансовой отчетности в понимании МСФО и МСА - это процесс, в ходе которого аудитору предоставляется, возможность выразить мнение в отношении того,- подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам в соответствии с установленными принципами финансовой отчетности. В качестве основы могут выступать как международные, так и национальные стандарты финансовой отчетности. Если аудируемый субъект составляет отчетность в соответствии с МСФО, то при проведении аудита возникает необходимость в использовании практически всех введенных в действие стандартов финансовой отчетности. В международных стандартах аудита встречаются прямые ссылки на МСФО и другие документы, разработанные СМСБУ. Таблица 3 Взаимосвязь МСА и МСФО
Перечисленные ссылки, включённые в текст МСА, дают возможность аудитору получить представление о целях, объеме и методах проверки информации, представленной в финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО. Международные стандарты аудита как перечень требований к общему порядку аудита и его процедурам вполне применимы к той системе бухгалтерского учета и подготовки отчётности, которая в настоящее время существует в России, и многие российские аудиторские фирмы с успехом применяют их в своей работе, тем более, что по содержанию больших противоречий между МСА и российскими стандартами нет. МСА ни в коем случае не смогут заполнить пробел российских компаний в МСФО. Тем не менее российские аудиторские фирмы, имеющие специалистов по МСФО, часто проверяют с их помощью отчетность российских предприятий, подготовленную в соответствии с МСФО, т. е. хорошо владеют и теми и другими стандартами. Как следствие, они могут консультировать различных клиентов в области применения и внедрения МСФО в России. Именно в данном аспекте проявляется взаимосвязь МСА и МСФО в российских условиях [5]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сравнивая МСА и российские правила (стандарты) можно сказать, что российскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности охвачены главные направления аудиторской деятельности. Однако в связи с тем, что разработка МСА и их совершенствование продолжаются, соответственно, продолжается и работа над российскими правилами (стандартами). Первые российские правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД), одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, сыграли определенную роль в российском аудите. К сожалению, первые из них разрабатывались еще в то время, когда в России не только отсутствовал официальный перевод Международных стандартов аудита (МСА) на русский язык, но и английский первоисточник МСА находился в распоряжении далеко не всех специалистов-разработчиков. Неизбежно многие российские ПСАД были подготовлены не столько на основе МСА, сколько на основе иной учебной и методической литературы, имевшейся в распоряжении разработчиков. Соответственно, текстуально и по своему строению российские ПСАД значительно отличались от аналогичных им МСА, хотя и соответствовали основным подходам МСА по содержанию. В ходе последующей подготовки ПСАД удалось добиться и большего соответствия МСА по форме, но при этом часто разработчики «из лучших побуждений» добавляли в текст отдельные положения и требования, которые должны были бы, по их мнению, лучше отразить специфику российского аудита. Цель разработки российских Правил (стандартов) аудиторской деятельности – подготовка пакета документов, основанного на системе МСА, поэтому стандарты, противоречащие МСА, умышленно никто готовить не планировал. Тем не менее, по различным причинам некоторые российские правила (стандарты), даже совпадающие по названию и содержанию с международными прототипами, существенно от них отличаются. Российские документы отличаются от МСА по структуре и логике изложения, они базируются на положениях российского гражданского права, в них содержатся образцы типичных для российской юридической практики договорных документов и пр. В этом смысле российские стандарты чисто внешне достаточно сильно отличаются от МСА. Тем не менее, мы считаем, что они весьма близки по сути, а имеющиеся расхождения связаны в первую очередь со спецификой российской правовой практики. Другой причиной различия российских правил (стандартов) и МСА являются требования российских нормативных актов более высокого уровня, которым не должны противоречить положения отечественных стандартов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. международные стандарты аудита: учеб. пособие/ под ред. С.М. Бычковой. – М.: ТК Велби, Издательство Проект, 2007. – 432 с. 2. Методические указания по выполнению курсовой работы. Аудит. Для студентов V курса (первое высшее образование) специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».–М.: Вузовский учебник, 2004 – 17с. 3. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. международные и внутренние стандарты аудиторской деятельности: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В.И. Подольского. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 302 с. 4. Подольский В.И. Аудит: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ под ред. В.И. Подольского. – 4е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Аудит, 2008. – 744 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). 5. Подольский В.И. Аудит: учебник для вузов/ В.И. Подольский, А.А. Сотникова и др., Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004. – 583 с. 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности ( ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 N 405, от 07.10.2004 N 532, от 16.04.2005 N 228, от 25.08.2006 N 523, от 22.07.2008 N 557, от 19.11.2008 N 863) 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002г. № 80 « О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» 8. Соколова Е.С. Аудит / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. - 87 с. 9. Федеральный закон«Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.08г. 10. http://auditruss.ru/6.html 11. http://www.uchebniki-online.com/read/262/ |