Курсовая работа: Система нормативного регулирования аудиторской деятельности
Название: Система нормативного регулирования аудиторской деятельности Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение.................................................................................................................3 1 Понятие аудита, ее цель и задачи.....................................................................5 1.1 Понятие и значение аудита.............................................................................5 1.2 Цели, задачи и принципы проведения аудита...............................................7 2 Аудиторская деятельность и ее регулирование................................................9 2.1 Формирование подходов к регулированию аудиторской деятельности.....9 2.2 Система органов осуществляющих регулирование аудиторской деятельности в России.....................................................................................................12 2.3 Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности.......................... Заключение............................................................................................................. Глоссарий............................................................................................................... Список использованных источников.................................................................. Приложение А....................................................................................................... Приложение Б....................................................................................................... Приложение В...................................................................................................... Введение Переход к рынку, коренные преобразования в экономике обусловили создание новой отрасли научных знаний — аудита. Аудит определяется как проверка и подтверждение правильности ведения счетов предприятия, проводимая квалифицированными специалистами. В России аудит получил развитие в последние 10 лет. Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами: 1) возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами); 2) зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации; 3) необходимость специальных знаний для проверки информации; 4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества. Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги — это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации и другие бухгалтерские и консультационные (юридические, налоговые) услуги. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение. Аудиторские организации России сегодня уже в достаточной степени укрепили свои позиции на рынке. Однако для повышения конкурентоспособности отечественного аудита предстоит решить еще немало задач. Одна из них — стандартизация нормативного регулирования аудиторской деятельности. Предмет исследования:анализ норм, регламентирующих аудиторскую деятельность. Объект исследования: законы (законодательные акты), подзаконные нормативные акты, нормативные правовые акты, научная литература по нормативному регулированию аудита в России. Цель курсовой работы: исследование системы нормативного регулирования аудита в России. Задачи курсовой работы: - рассмотреть структуру и функции органов, регулирующих аудиторскую деятельность в России; - исследовать уровни регулирования аудиторской деятельности; - профессиональную подготовку и аттестацию аудиторов в России; - лицензирование аудиторской деятельности. Методы исследования: теоретические - анализ научных публикаций, сравнительный анализ. 1 Понятие аудита, ее цель и задачи 1.1 Понятие и значение аудита Аудит в классическом понимании этого слова - внешний независимый аудиторский контроль, т.е. осуществляемый дипломированными бухгалтерами- аудиторами. В экономической литературе, как в зарубежной, так и в отечественной, даются следующие определения аудита: 1) Согласно глоссарию международных терминов контроля, audit (ревизия) - обзор деятельности и операций организации для того, чтобы убедиться, что они выполняются в соответствии с утвержденными целями, бюджетом, правилами и стандартами. Целью настоящего обзора является периодическое выявление отклонений, которые требуют корректирующих действий. 2) Адъюкт - профессор по бухгалтерскому учету Высшей коммерческой школы Парижа Ж. Леворш формулирует понятие аудит следующим образом: «аудит - систематический процесс получения и оценки доказательств достоверности данных по поводу экономических действий и событий, установления степени соответствия этих данных установленным критериям и сообщения результатов заинтересованным пользователям». 3) По определению Э.А. Аренса и Дж. К. Лоббека аудит представлен, как процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям. 4) Любому пользователю аудиторской информацией стало бы понятней другое определение, которое непосредственно вытекает из всех ранее отмеченных. Аудит - это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. 5) В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности в РФ» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ дается следующее определение аудиторской деятельности и аудита: Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности [3]. Заметим, что в Законе 2001 г. аудиторская деятельность отождествлялась с аудитом, а сопутствующие аудиту услуги не включались в аудиторскую деятельность. К сопутствующим аудиту услугам относились различные по своей правовой природе услуги: - услуги аудиторского характера; - налоговое, экономическое, финансовое, управленческое, правовое консультирование; - постановка, восстановление и введение бухгалтерского учета; оценка стоимости имущества и др. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могли их оказывать в силу дозволения закона. Законодатель, сохранив категорию «сопутствующие аудиту услуги», изменил ее содержание. Из сопутствующих аудиту услуг были исключены услуги, для осуществления которых не требуется специальных знаний в области аудита. Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности, в то время как прочие услуги, оказание которых не возбраняется для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, обозначены в Законе об аудиторской деятельности закрытым перечнем [8, С.11]. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами [4]. На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами: - бухгалтерская отчетность используется для решения заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками; - бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной деятельности; - степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов [15, С.25]. 1.2 Цели, задачи и принципы проведения аудита Целью аудита в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка бухгалтерского учета законодательству Российской федерации. Законодатель объявляет цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Пользователями финансовой (бухгалтерской) отчетности могут быть любые заинтересованные лица: юридические и физические лица, органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления и органы суда. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Следовательно, назначение аудита - проверка финансовых отчетов с целью: - подтверждения достоверности отчетов или констатации их недостоверности; - проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период; - контроля за соблюдением законодательства и нормативных документов регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала - выявление резервов лучшего использования собственных основных о оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников. Основная цель аудита финансовых отчетов - объективная оценка полноты, достоверности и точности отражения в отчетности активов, обязательств, собственных средств и финансовых результатов деятельности предприятия за определенный период, проверка соответствия принятой на предприятии учетной политики действующему законодательству и нормативным актам. Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам: 1) общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой информации); 2) обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм); 3) законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы принадлежат компании); 4) оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны; 5) классификация (есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана) 6) разделение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были проведены); 7) аккуратность (соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге; 8) раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях к ним). Общие принципы аудита могут быть разделены на две основные группы: - профессиональные принципы, вытекающие из этики аудитор; - принципы проведения аудита. К первой группе могут быть отнесены принципы, которые определяют общие требования к представителям профессионального сословия исходя из сущности аудиторской деятельности. Это - независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность, добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение. Вторая группа включает принципы, которыми должны руководствоваться специалисты аудиторской профессии в ходе аудиторского процесса и которые получают в дальнейшем раскрытие в практических стандартах аудиторской деятельности: - аудиторский скептицизм; - доверие к проверяемому субъекту; - соблюдение аудиторских стандартов; - ответственность аудитора; - необходимость учета особенностей конкретного клиента [14, С.33]. 2 Аудиторская деятельность и ее регулирование 2.1 Формирование подходов к регулированию аудиторской деятельности Формирование концепций регулирования аудиторской деятельности в той или иной стране происходит на базе существующих правовых и учетных систем (см. Приложение А). Исторически в России сложился первый вид организации правовой системы, а именно основным источником права является закон. Подходы к созданию законодательной базы регулирования аудиторской деятельности (Приложение Б). Следовательно, в соответствии с существующим видом организации правовой системы для России должна быть характерна государственная законодательная инициатива и государственное регулирование в области любого вида деятельности, в том числе и в области бухгалтерского учета и аудита. Основные концепции регулирования аудиторской деятельности логически базируются на существующих моделях учетных систем и могут быть двух видов: - с жестким государственным регулированием; - саморегулируемые модели аудита. Для стран Западной (континентальной) Европы характерна жесткая система регламентации аудиторской деятельности. Государственное регулирование построено на законодательных актах, охватывающих всех участников аудиторской деятельности и все связи между ними. Государственным органам предоставлены полномочия по аттестации и лицензированию, контролю качества, лишения лицензий и др. Устанавливается обязательный характер стандартов аудиторской деятельности. Роль профессиональных объединений незначительна и ограничивается участием в подготовке и обсуждении законодательных актов, защите и представлению интересов членов организаций. Саморегулируемая модель характерна для США и Великобритании. Для данной модели характерна относительная самостоятельность аудиторских организаций. Ведущая роль принадлежит профессиональным организациям, которые проводят аттестацию, контроль качества аудита, разрабатывают стандарты и нормы аудита. Государственное регулирование осуществляется в рамках общего регулирования экономики и других сфер. Характерно существование нескольких типов аудиторов – независимые, внутренние, государственные, аудиторы-контролеры и др. Для данной модели характерно, что профессиональные принципы, нормы, правила, признаваемые аудиторскими организациями и аудиторами занимают центральное место в системе регулирования. Дополнительно выделяют смешанную модель – южноамериканскую, она характерна для стран бывших колоний, и зависит от того, какая страна была колонизатором. В настоящий момент в России применяется Европейская концепция регулирования аудиторской деятельности (с жесткой системой государственного регулирования) [15, С.41]. Государственный контроль в России является одной из основных организационных форм централизованного регулирования аудиторской деятельности. В данной сфере государственного регулирования, как и в целом ряде других сфер, происходит сужение формы государственного регулирования, поскольку непосредственный государственный контроль за субъектами предпринимательской деятельности перемещается на уровень деятельности самих саморегулируемых организаций (значительная часть контрольных полномочий делегируется им). В соответствии со ст. 22 Закона об аудиторской деятельности 2008 г. государственный контроль за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в форме плановых и внеплановых проверок осуществляет уполномоченный федеральный орган. По результатам проверки уполномоченный федеральный орган может принять следующие меры воздействия: - вынести предписание, обязывающее саморегулируемую организацию устранить выявленные нарушения в определенные сроки; - вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность; - вынести решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций по основаниям, предусмотренным пунктами 3-5 ч. 5 ст. 21 Закона об аудиторской деятельности 2008 г.; - обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций. Непосредственный контроль уполномоченного федерального органа за деятельностью аудиторских организаций представлен в Законе об аудиторской деятельности 2008 г. исключительно в виде внешнего контроля качества их работы. Причем такой контроль осуществляется лишь в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов - это также организационная форма регулирования аудиторской деятельности. Контроль качества может быть внутренним и внешним. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности (ст. 10 Закона об аудиторской деятельности 2008 г.). То же самое касается принципов осуществления внешнего контроля и требований к его организации. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией или аудитором требований Закона об аудиторской деятельности 2008 г., стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов. Аудиторская организация, аудитор обязаны не только проходить внешний контроль качества работы, но и участвовать в осуществлении внешнего контроля качества работы других членов этой организации. Внешние проверки качества работы могут быть плановыми и внеплановыми. Их осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. В отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит в названных выше случаях, проверки может проводить также и уполномоченный федеральный орган. Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок. Закон об аудиторской деятельности 2008 г. закрепляет целый ряд санкций различного характера. Так, согласно ч. 6 ст. 8 Закона об аудиторской деятельности 2008 г., в случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании Закона об аудиторской деятельности 2008 г. и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались услуги, предусмотренные данным Законом, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством РФ. Поскольку наличие квалификационного аттестата аудитора является одним из обязательных условий для занятия аудиторской деятельностью, аннулирование квалификационного аттестата весьма значимая оперативно-хозяйственная санкция организационно-экономического характера, и ее правовое значение не умаляется тем, что теперь ее будет применять не государственный орган, а саморегулируемая организация. В качестве гарантии прав аудитора, к которому применена данная санкция, выступает его право оспорить соответствующее решение в судебном порядке. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях: - получения квалификационного аттестата с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата лицом, не соответствующим установленным требованиям к претенденту; - вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока; в данном случае саморегулируемая организация не сама применяет санкцию, а только исполняет приговор суда; - несоблюдения аудитором требований о независимости и аудиторской тайне (ст. 8 и 9 Закона об аудиторской деятельности 2008 г.); - систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований Закона об аудиторской деятельности 2008 г. и федеральных стандартов аудиторской деятельности; - подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным; - неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением случаев, установленных Законом об аудиторской деятельности 2008 г. и другими федеральными законами; - несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования; - уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы. В отличие от предыдущих оснований, такого основания для аннулирования квалификационного аттестата в Законе об аудиторской деятельности 2001 г. не было. Аннулирование квалификационного аттестата аудитора является одним из оснований для прекращения членства в саморегулируемой организации аудиторов (п. 6 ч. 15 ст. 18 Закона об аудиторской деятельности 2008 г.). Вместе с тем прекращение членства в саморегулируемой организации может выступать в качестве самостоятельной санкции в случаях выявления недостоверных сведений в документах, представленных для приема в члены саморегулируемой организации, и признания аудиторского заключения заведомо ложным (п. 3 и 7 ч. 15 ст. 18 Закона об аудиторской деятельности 2008 г.). В ст. 20 Закона об аудиторской деятельности 2008 г. закреплен не исчерпывающий перечень мер дисциплинарного воздействия, которые может применить саморегулируемая организация аудиторов в отношении своих членов. Здесь названы такие санкции, как: письменное предупреждение о недопустимости нарушения установленных требований, штраф, приостановление членства в саморегулируемой организации, исключение из членов саморегулируемой организации. Что касается предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации устранить выявленные по результатам внешней проверки его работы нарушения, то эта мера дисциплинарного воздействия является не санкцией, а организационной формой регулирования [19, С.7]. 2.2 Система органов осуществляющих регулирование аудиторской деятельности в России В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Основные функции уполномоченного федерального органа представлены в Положение об уполномоченном федеральном органе утверждается Правительством РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации», уполномоченным федеральным органом, регулирующим аудиторскую деятельность определено Министерство финансов РФ. Для разработки единой политики в области аудита и обеспечения формирования, функционирования и развития системы аудита в Российской Федерации приказом Минфина РФ от 07.06.2005 № 110 утверждено Положение о Департаменте регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности. Основной задачей Департамента организации аудиторской деятельности является обеспечение государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе (ст. 16 ФЗ). В состав Совета включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту; представители от саморегулируемых организаций аудиторов, представители государственных органов, Центрального банка РФ и пользователей аудиторских услуг. Положение о Совете и его состав утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа (Министром финансов РФ). Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФ от 03.06.2002 № 47н. Общественное регулирование аудиторской деятельности осуществляют аккредитованные профессиональные аудиторские объединения. Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение – это саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном органе. Для аккредитации профессионального аудиторского объединения в его составе должно состоять не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций. Аккредитация в уполномоченном федеральном органе состоит в официальном признании профессиональной аудиторской организации и ее регистрации. Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения. В федеральном законе также определены права аккредитованных аудиторских объединений, которые представлены в приложении. В случае аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора они исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, членами которых он являются, без повторного вступления как в эти, так и другие аккредитованные объединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организации или индивидуального аудитора [14, С.47]. 2.3 Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудитором является физическое лицо, являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов, и имеющее квалификационный аттестат. Вопросы аттестации определены ст. 11 указанного ФЗ и Приказом Минфина РФ от 12.09.2002 № 93н «Об утверждении Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации». Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, проводимая в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим данный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора, которые не имеет ограничения срока своего действия [5]. К претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора предъявляются следующие обязательные требования: - наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании; - наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет [5]. Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом. Порядок проведения аттестации регулируется Временным положением по системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 11.09.2002 № 93н. Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов РФ через учебно - методические центры следующие документы: 1) заявление; 2) заверенную в установленном порядке копию диплома о высшем экономическом образовании; 3) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней); 4) свидетельство Министерства образования РФ о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении); 5) копия платежного документа о внесении платы за проведение аттестации; 6) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ [5]. Решение саморегулируемой организации аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения. Квалификационные экзамены по направлениям аудита, соответствующим отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора, проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые документы. Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно - устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменно - устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). Информация о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендентов учебно-методическими центрами не менее чем за 5 дней до намеченной даты его проведения. Конкретные даты проведения квалификационных экзаменов устанавливаются Минфином РФ [14, С.201]. Минфин РФ утверждает программы проведения квалификационных экзаменов. Претенденты, успешно сдавшие квалификационные экзамены в соответствии с программами, получают квалификационные аттестаты в области: - общего аудита; - аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; - аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков); - аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит). Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым Минфином РФ. Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационный аттестат одного типа, осуществляется в объеме не менее 40 академических часов в год. Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты двух типов и более, осуществляется в объеме не менее 10 академических часов в год по каждому направлению аудита, которому соответствует тип квалификационного аттестата, но не менее 40 академических часов в общем объеме. Подтверждение повышения квалификации аудитора производится Минфином РФ один раз в три года. Для этого на оборотной стороне бланка квалификационного аттестата производится соответствующая отметка о прохождении повышения квалификации. При отсутствии данного подтверждения при сроке действия квалификационного аттестата аудитора более 4 лет квалификационный аттестат аннулируется. Перечень случаев, при которых аннулируется аттестат, установлен статьей 12 ФЗ «Об аудиторской деятельности» и представлены в Приложение В. Решение об аннулировании квалификационного аттестата принимается уполномоченным федеральным органом, который выносит решение об аннулировании аттестата. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании аттестата аудитора. Лица, квалификационные аттестаты которых аннулированы по причине получение по подложным документам, разглашения аудиторской тайны, несоблюдения требований независимости, несоблюдения требований федерального закона и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, подписания аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании аттестата. Лица, квалификационные аттестаты которых аннулированы по приговору суда, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда. В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 3 ФЗ «Об аудиторской деятельности» коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является. Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит». В РФ лицензирование отдельных видов деятельности (в том числе и аудиторской деятельности) осуществляется в соответствии с ФЗ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности» Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Российской Федерации. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на срок 5 лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз. Лицензионные требования и условия осуществления аудиторской деятельности для выдачи лицензии следующие: а) наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора; б) наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора; в) осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами РФ (в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности) и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций; г) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации; д) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ; е) предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки; ж) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций; з) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее двух лет; и) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет [14, С.135]. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы: 1) заявление о выдаче лицензии с указанием: фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; наименования, организационно - правовой формы и места нахождения - для юридического лица; 2) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика; 3) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии; 4) копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; 5) копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица; 6) копии всех имеющихся у соискателя лицензии квалификационных аттестатов аудитора; 7) сведения о фамилии, имени, отчестве руководителей организации, их заместителей и состоящих в штате организации аттестованных аудиторов - при наличии в штате организации только постоянно проживающих на территории РФ граждан РФ; 8) сведения о фамилии, имени, отчестве, занимаемой должности, гражданстве и стране постоянного проживания руководителей организации, их заместителей, аттестованных аудиторов и иных штатных работников организации - при наличии в штате организации иностранных граждан и (или) не проживающих постоянно на территории РФ граждан РФ. Если копии указанных в настоящем пункте документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами. С целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводится проверка их деятельности. Основанием для проведения проверки является: а) распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа; б) план проверок, утвержденный лицензирующим органом; в) нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ; г) обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ. В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган в месячный срок по окончании проверки направляет лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения. Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов используемых им для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются: а) наименование лицензирующего органа; б) лицензируемая деятельность; в) сведения о лицензиате с указанием идентификационного номера налогоплательщика: - наименование, организационно - правовая форма, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, место нахождения, номера и типы квалификационных аттестатов штатных аудиторов - для аудиторской организации; - фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера и типы квалификационных аттестатов - для индивидуального аудитора; г) срок действия лицензии; д) номер лицензии; е) дата принятия решения о выдаче лицензии; ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий; з) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии; и) основания и даты переоформления и продления срока действия лицензии, основание и дата аннулирования лицензии. Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обязаны в 15-дневный срок сообщать в лицензирующий орган об изменениях данных, внесенных в реестр лицензий. Лицензирующий орган руководствуется при проведении лицензирования и предоставлении информации из реестра лицензий Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании аудиторской деятельности [15, С.91]. Заключение Становление аудиторской деятельности и ее нормативное регулирование включает следующие уровни: - закон об аудиторской деятельности, который относится к основным законодательным актам. Закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности - Разработка федеральных правил или стандартов. До их принятия действовали российские правила или стандарты, они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности. - Внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающих правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета и хозяйственного права. - Внутрифирменные стандарты, которые разрабатываются внутри аудиторской организации на базе федеральных правил и практики аудита. До выхода Федерального закона об аудиторской деятельности аудит развивался стихийно и этот период называют первым этапом развития аудита в России (90-93 годы); 93-2001 год - это второй этап, до выхода закона - это период становления российского аудита, в становлении аудита сыграли большое значение временные правила. После введения 6 мая 1994 года № 482 постановления «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» стал развиваться новый этап аудиторской деятельности, который создал перспективы дальнейшего развития аудита. Закон представляет концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в России. Федеральный закон включает 26 статей. В законе отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих услуг. В законе дано определение обязательного аудита, приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правила аудиторской деятельности и аудиторского заключения. Включено и рассмотрено понятие независимости аудиторской организации и аудиторов. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторской организации, порядок аттестации аудиторов и порядок лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности. Определена ответственность за нарушение закона об аудите. До принятия закона с 1996 по 2000 год в России было создано 38 стандартов или правил по аудиторской деятельности, они называются российские или национальные. Они являются основной методологической базой аудиторской деятельности. Глоссарий
Список использованных источников Нормативные правовые акты 1 Гражданский кодекс Российской Федерации (первая и вторая часть) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. 26.11.2002). [Текст]//Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301. 2 Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. Правило (стандарт) № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» [Текст]// Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 10. - Ст. 22. 3 Об аудиторской деятельности: Федеральный закон РФ от 30.12.08 №307-ФЗ с изм. от 03.11.06 [Текст]// Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 15. 4 О бухгалтерском учете: Федеральный закон РФ от 21.11.96 №129-ФЗ с изм. от 03.11.06 [Текст]// Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 48. - Ст. 5369. 5 Об утверждении временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 12.09.02 №93н с изм. от 27.11.07[Текст]// Российская газета. – 2002. - № 230. Научная литература 6 Аренс, А., Лоббек, Дж. Аудит [Текст]/ Под ред. Я. В. Соколова. — М.: Финансы и статистика, 1995. – 213 с. – ISBN 5-9856-0100-1. 7 Большой экономический словарь [Текст]/ Под ред. А. Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 1997. - 864 с. – ISBN 5-0027-024-Х. 8 Булгакова Л.И. Развитие законодательства об аудиторской деятельности [Текст]/ Л.И. Булгакова// Право и экономика. - 2009. - № 5. 9 Бычкова, С. М. Аудиторская деятельность, теория и практика [Текст]/ С. М. Бычкова — СПб.: Лань, 2000. – 356 с. – ISBN 5-9976-0112-3. 10 Бычкова, С. М. Доказательства в аудите [Текст]/ С. М. Бычкова. — М.: Финансы и статистика, 1998. – ISBN 5-8965-0142-3. 11 Бычкова, С. М., Газарян, А. В. Планирование в аудите [Текст]/ А. В. Газарян. — М.: Финансы и статистика, 2001. – 411 с. – ISBN 5-9874-0006-7. 12 Бычкова, С. М., Газарян, А. В., Козлова, Г. И. и др. Основы аудита. Учебник [Текст] / Под ред. Я. В. Соколова. — М.: Бухгалтерский учет, 2000. – 366 с. – ISBN 5-3491-0142-7. 13 Бычкова, С.М. Аудит для руководителей и бухгалтеров [Текст]/ С. М. Бычкова – Спб.: Питер, 2003. – 387 с. – ISBN 5-4537-0100-3. 14 Жарылгасова Б.Т. Международные стандарты аудита : учебное пособие [Текст]/ Б.Т. Жарылгасова, А.Е. Суглобон. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. - 400 с. -ISBN 5-85971-674-5. 15 Новикова Т.Ю., Королева Г.А. Аудит. Теория аудита: Учебное пособие [Текст]/ Т.Ю. Новикова, Г.А. Королева. – Ярославль: Гос. Унивнрсит., Ярославль, 2005. - 181 с. -ISBN 5-5861-252-1. 16 Полисюк, Г.Б., Кузьмина, Ю.Д., Сухачева, Г.И. Аудит предприятия: Учеб. пособие. [Текст]/ Г.Б. Полисюк, Ю.Д. Кузьмина, Г.И. Сухачева - М.: Юнити, 2001.- 458 с. – ISBN 5-8965-0023-9. 17 Стандарты аудиторской деятельности. 34 Федеральных правила. Текст с изменениями и дополнениями на 15.10.09 / Коллектив Авторов. – М.: Эксмо, 2009. - 437 с. – ISBN 978-5-699-38990-2. 18 Толмачева, Э. Аудит - новый вид предпринимательской деятельности [Текст]// Хозяйство и право. – 1994. - № 6. 19 Шишкин С.Н. Государственное регулирование аудиторской деятельности [Текст]// С.Н. Шишкин /Гражданин и право. – 2009. - № 7. 20 Энциклопедия общего аудита. Законодательная и нормативная база, практика, рекомендации и методика осуществления. В 2 т. [Текст] — М.: Институт новой экономики, 1999.- 798 с. – ISBN 5-16-000542-Х. Приложение А
Приложение Б Подходы к созданию законодательной базы регулирования аудиторской деятельности
Приложение В Основания для аннулирования аттестата
|