Реферат: Развитие туристических связей России и Беларуси
Название: Развитие туристических связей России и Беларуси Раздел: Рефераты по географии Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание ГЛАВА 1. Факторы развития туристических связей Республики Беларусь и России 2 1.1 Географическое соседство. 2 1.2 Общее культурно-историческое наследие. 2 1.3 Правила пересечения границы.. 2 1.4 Интеграционные процессы.. 2 1.5 Отсутствие языкового барьера. 2 ГЛАВА 2. Динамика и структура туристических потоков. 2 2.1 Динамика туристских потоков по въездному и выездному туризму. 2 ГЛАВА 3. Меры по активизации туристических связей Беларуси и России. 2 3.1 Перспективы развития туристических связей России и Беларуси. 2 3.2 Проблемы развития туристической отрасли в Республике Беларусь. 2 3.3 Пути решения и рекомендации. 2 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 2 ВВЕДЕНИЕТуризм рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Эта сложная по своему составу отрасль, являющаяся катализатором экономического развития, может обеспечить высокое качество жизни людей на основе экологически целесообразного природопользования. Рационально используя историко-культурные памятники в сочетании с природными ресурсами, туризм способствует повышению уровня занятости населения, стимулирует рост производства многих товаров и услуг. Туризм оказывает положительное влияние на сохранение и развитие историко-культурного наследия, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами. Поэтому актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений. Цель курсовой работы: формирование целостного представления о туристическом потенциале Республики Беларусь и России, современном уровне его использования и приоритетах дальнейшего развития. Особое внимание уделяется предпосылкам и перспективам развития туристических связей между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Задачи курсовой работы: · определить факторы развития туристических отношений между странами; · определить роль их влияния на развитие туристических связей · дать краткую характеристику каждому из них; · проанализировать основные показатели развития туризма · выделить перспективные направления развития туристических связей между странами · выявить основные проблемы развития туристических отношений; · определить пути решения данных проблем. В первой главе «Факторы развития туристических связей Республики Беларусь и России» рассматриваются основные факторы, влияющие на развитие туристических связей между странами. Во второй главе «Динамика и структура туристических потоков» рассматриваются основные показатели развития туристической отрасли в России и Беларуси. В третьей главе «Меры по активизации туристических связей Беларуси России» анализируется состояние туристических отношений между странами на данный момент, выявляются проблемы и пути их решения, выделяются перспективные направления сотрудничества в сфере туризма. В заключении подведен итог курсовой работы, благодаря накопленной информации сделаны выводы о степени развитии туристических связей Республики Беларусь и России на данном этапе. ГЛАВА 1. Факторы развития туристических связей Республики Беларусь и России1.1 Географическое соседствоВ настоящее время Республика Беларусь граничит с пятью государствами и имеет государственную границу протяженностью более 3614 км, из них с Украиной - около 1084 км; Латвийской Республикой - 172,912 км; Литовской Республикой - 678,819 км; Республикой Польша - 398,624 км; с Российской Федерацией - более 1283 км. Статус государственной границы с Российской Федерацией, придан постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 11 июня 1993 года, однако имеются международные договора между Беларусью и Россией, в которых они взаимно признают территориальную целостность в существующих границах. [11] Фактически прохождение белорусско-российской государственной границы по административной границе между БССР и РСФСР впервые было признано Договором между Белорусской Советской Социалистической Республикой и Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой от 18 декабря 1990 года. В настоящее время прохождение границы с Россией регулируется Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 21 февраля 1995 года. [10] 1.2 Общее культурно-историческое наследиеМноговековая история объединяет Россию и Беларусь. На протяжении многих лет эти страны входили в состав различных держав: Киевская Русь, Российская империя, СССР. Белорусская архитектура берет свое начало в далеком прошлом. Она богата различными архитектурными стилями и направлениями, но наибольшее влияние на нее оказало русское зодчество. Столь сильное влияние объясняется исторической близостью Беларуси и России, тесным переплетением многих аспектов жизни этих двух стран. На территории нашей республики наиболее древние памятники архитектуры датированы первым тысячелетием нашей эры и относятся к культуре древних славян. В Х–ХIII вв. Беларусь, как часть Киевской Руси, стала одним из очагов развития древнерусского искусства. История собственно белорусской архитектуры, своеобразно преломившей художественный опыт и Киевской Руси, и Западной Европы, начинается в XIV веке. Средневековая белорусская архитектура представлена в основном оборонными сооружениями. Города в то время обычно располагались вокруг или вблизи укрепленного замка. Сохранились замки в Лиде (XIV в.), Новогрудке (XIV–XVI в.), Мире (XIV–XVI в.) и Несвиже (XVI в.). К XVI– началу XVII вв. появляются особые типы церкви–крепости (Малое Можейково, Сынковичи) и дома–крепости (Гайтюнишки). В XVII–XVIII вв. в архитектуре Беларуси получают развитие тенденции барокко. Проводниками этого стиля стали различные католические ордена. Лучшими памятниками барокко на территории Беларуси являются иезуитские костелы в Несвиже (заложен в 1584 году, архитектор Дж. М. Бернардони из Комо) и Гродно (освящен в 1667); костел кармелитов в Глубоком(1735); Софийский собор в Полоцке (XI в., перестроен в 1750). В мировом культурном наследии белорусская архитектура занимает особое место, сумев вопреки войнам, революциям и социальным потрясениям сохранить и восстановить многие свои бесценные жемчужины. [9] 1.3 Правила пересечения границыВизовый режим Беларусь входит в число стран, с которыми Россия имеет безвизовый режим. Таким образом: граждане Республики Беларусь могут въезжать без виз на территорию России при наличии лишь действительного паспорта, оформленного для выезда за границу, более того у нас отсутствуют как таковые контрольные таможенные пункты пропуска, что значительно облегчает процедуру пересечения границы, и не требует соответственно дополнительных усилий и затрат. Еще стоит отметить тот момент что, на данный момент Россия и Белоруссия находятся на стадии обсуждения единой визы для иностранцев. Суть этого предложения состоит в том, что не отменяя визы России и Беларуси создать визу Союзного государства, которую можно будет получить в консульствах двух стран. Так как получать две визы отдельно в Росси и Беларуси не совсем удобно. Иностранный гражданин мог бы получить визу и прилететь, например, в Москву по делам, а потом приехать в Минск. Или наоборот. Это содействовало бы и развитию въездного туризма. Кстати, стоит отметить и тот факт, что сейчас отдельные пропуска в две страны стоят по-разному. Для литовца приехать в Беларусь обойдется в 25 евро, француз заплатит 60 евро. При этом посетить Россию большинство иностранцев может за 35 евро. Плюс вопросы появятся и со странами, гражданам которых виза в Беларуси не нужна, а в Россию ее приходится получать, например Грузия и Венесуэла. Да и черные списки людей, которым в страну путь закрыт, у двух государств разные. Это в свою очередь благоприятно скажется на развитии транзитного туризма. [10] Правила ввоза/вывоза Вступивший в силу Таможенный кодекс Союза России, Белоруссии и Казахстана ввел новые правила ввоза и вывоза товаров для граждан, пересекающих российскую границу при любых поездках за рубеж (а не только в страны Таможенного союза). [11] Правила ввоза в Россию различных товаров определяются соглашением между правительствами России, Белоруссии и Казахстана от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском". Увеличился вес товаров, которые физическое лицо (турист) может ввезти в Россию без уплаты таможенных пошлин. Так, с 1 июля максимум беспошлинного ввоза составляет 50 кг. Предельный размер стоимости товаров, которые не облагаются таможенными пошлинами, равен 1,5 тысяч евро по курсу ЦБ на день въезда в Россию. Кроме этого беспошлинно можно ввезти по 3 литра алкоголя на каждого гражданина старше 18 лет. В то же время общее количество спиртного, которое вправе ввезти турист (как без пошлин, так и с их уплатой) сокращено до 5 литров на человека. При превышении нормы ввоза по весу или стоимости гражданин должен уплатить 30% от таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 кг перевеса. Произошли изменения и в правилах прохождения таможенного контроля. В частности, введена единая форма пассажирской таможенной декларации, которая заполняется на все виды товаров, подлежащих декларированию (в письменном виде). Такую декларацию необязательно заполнять от руки непосредственно на таможне, благодаря новым правилам можно заранее заполнить бланк на компьютере, скачав его с сайта ФТС России в Интернете, что сократит время прохождения таможенного контроля. Наряду с этим 5 июля был подписан Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и /или/ денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза. В соответствии с Договором, при единовременном перемещении через таможенную границу Таможенного союза физическим лицом наличные денежные средства и (или) дорожные чеки в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, не подлежат обязательному декларированию в письменной форме, однако могут быть задекларированы по желанию физического лица. Установлена необходимость письменного декларирования (как при ввозе, так и при вывозе) наличных денежных средств и дорожных чеков в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США. Ценные бумаги, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, подлежат письменному декларированию независимо от суммы. Единые требования для ввоза и вывоза наличных денежных средств и денежных инструментов более понятны и просты. Они упрощают процесс перемещения денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза. Унифицированные требования к перемещению валюты применяются многими странами. Так, в Европейском союзе декларируется перемещение валюты от 10 тысяч евро. Следует отметить, что между государствами – членами Таможенного союза физические лица могут без декларирования перемещать наличные денежные средства, дорожные чеки и ценные бумаги. 1.4 Интеграционные процессыОтношения между Беларусью и Россией характеризуются высоким уровнем доверия, носят стратегический союзнический характер. Белорусско-российского сотрудничества обусловлена не только географическими, геополитическими, историческими и иными факторами, но и взаимодополняемостью экономик двух государств, тесными кооперационными связями между белорусскими и российскими предприятиями. [12] Определению приоритетных направлений, форм и механизмов сотрудничества, созданию институциональных рамок совместной работы способствовало подписание 8 декабря 1999 года Беларусью и Россией Договора о создании Союзного государства и Программы действий двух государств по реализации его положений, которые стали правовой основой белорусско-российской интеграции. В соответствии с этими документами Беларусь и Россия поставили перед собой задачу создания единого экономического пространства, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечения равных прав граждан. [12] В целях ее реализации учреждены и активно работают Высший Государственный Совет, Совет Министров, отраслевые и функциональные органы Союзного государства. Создан механизм межпарламентского взаимодействия – Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Сложилась практика проведения заседаний совместных коллегий министерств и других государственных органов Беларуси и России. Сформирована нормативно-правовая база белорусско-российских отношений, включающая в себя более 150 международных договоров. Реализуются десятки совместных программ и проектов в промышленности, энергетике, строительстве, в области инновации и новых технологий, совместного освоения космоса, развития компьютерных технологий, в других сферах, в том числе и в туризме. Совместные программы являются эффективным механизмом развития интеграции, расширения кооперационных связей между субъектами хозяйствования. Их реализация позволяет обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции, загрузку производственных мощностей, создание дополнительных рабочих мест, увеличение экспортных поставок. Особое внимание уделяется обеспечению равных прав граждан Беларуси и России. Сегодня практически решены вопросы, связанные с обеспечением равных прав белорусов и россиян на участие в хозяйственной деятельности, получение образования, обмен жилыми помещениями, трудоустройство и оплату труда, получение медицинской помощи, свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. 1.5 Отсутствие языкового барьераВ соответствии с Конституцией Республики Беларусь государственными языками Республики Беларусь являются белорусский и русский языки. Это в свою очередь облегчает пребывание граждан в той или иной стране, и не требует наличие от них каких-либо специальных навыков и умений, знание иностранных языков. А это в свою очередь позволяет сэкономить деньги на использовании дополнительных услуг (услуги переводчика, гида). Турист без каких либо препятствий способен самостоятельно ознакомиться со страной. 1.6 Близость стандартов Еще одним немаловажным фактором, способствующим развитию туристических отношений Беларуси и России, является уровень жизни населения. Уровень жизни населения данной страны определяется основными социально-экономическими показателями, которые приведены ниже (таблица 1.6.1 и 1.6.2).
Таблица 1.6.1 Основные социально-экономические показатели Беларуси Источник: [8]
Таблица 1.6.2 Основные социально-экономические показатели России Источник: [14] Сравнив некоторые показатели двух стран можно нетрудно сделать вывод, что да, возможно уровень жизни России немного выше, чем в Беларуси, тем не менее он наиболее приближен к нам, чем допустим уровень жизни в странах Западной Европы или Америки. Это позволяет туристам не чувствовать себя ущемленными, и ограничивать себя в своих желаниях и потребностях.ГЛАВА 2. Динамика и структура туристических потоков2.1 Динамика туристских потоков по въездному и выездному туризмуТенденции развития туризма в Республике Беларусь наглядно демонстрирует статистика туризма. Согласно рекомендациям ВТО, статистика туризма осуществляется по двум важнейшим разделам: - статистика туристских потоков; - статистика туристских доходов. К показателям туристских потоков относится количество прибытий-отбытий. Динамика туристских потоков Республики Беларусь и России по въездному и выездному туризму за период 2006 – 2009 гг. представлена в таблице 2.1.1 и таблице 2.1.2. Таблица 2.1.1 Выезд российских граждан в страны СНГ с целью туризма (тысяч поездок) Источник: [3]
Таблица 2.1.1 Въезд иностранных граждан в Россию из стран СНГ (тысяч поездок) Источник: [3]
Проанализировав данные показатели, очевиден тот факт, что все же из Беларуси в Россию туристы выезжают значительно чаще, чем въезжают к нам из России. Более того, Беларусь занимает последнее место из стран СНГ по количеству посещений нашей страны гражданами РФ. И этот факт совсем не утешителен, но Россия для Беларуси тем не менее занимает первое место среди стран-лидеров по посещаемости нашей страны (таблица 2.1.3). Таблица 2.1.3 Страны-лидеры по посещаемости Беларуси Источник: [15]
За 2008 год доходы страны от экспорта туристических услуг выросли на 78,8% по сравнению с 2007 годом и достигли 109,9 млн долларов. В январе-феврале 2009 года сальдо между экспортом и импортом туристических услуг в Беларуси впервые за последние 6 лет стало положительным и составило 7,1 млн долларов. Доходы от их экспорта достигли 10,4 млн долларов, увеличившись на 14,3%. Объёмы импорта составили 3,3 млн долларов и снизились почти на 30 По данным Госпогранкомитета, численность иностранных граждан, прибывших в Беларусь, в т.ч. не только с туристической целью, выросла с 2 млн. в 2000 г. до 5,3 млн. в 2008 г. и в последние 3 года остается примерно на одинаковом уровне. Белорусы ездят за границу чаще. Если 8 лет назад туда выехало 4,7 млн. наших сограждан, то в 2008— 6,3 млн. Однако это меньше, чем 3 года назад (6,6 млн. человек). А в сравнении с 2007 г. количество выезжавших за границу сократилось почти на 1,2 млн. [10] Согласно данным национальных белорусских туроператоров, организованных туристов в Республику Беларусь прибыло около 91,5 тысяч человек (105, 4 тыс в 2007 году), причем половина из них (50 тысяч) была из России. 2.2 Целевая структураБелорусские туристы, равно так же как и российские путешественники, посещая страну преследуют различные цели: это как частные поездки к родственникам, проживающим на территории той или иной страны, служебные так и туристические визиты. Отсутствие визового барьера между странами позволяет путешествовать несколько раз в год. В приведенной ниже таблице 2.3.1 отображена целевая структура туристического потока в Россию. Таблица 2.3.1 Въезд иностранных граждан в Россию по целям поездок (тысяч поездок) Источник: [14]
Таблица 2.3.2 Выезд российских граждан за границу по целям поездок Источник: [14]
Проанализировав данные вышеизложенных таблиц можно сделать вывод, что основной целью для выезда и въезда является, к сожалению, не организованный туризм, а частные поездки. Но, так как было упомянуто ранее, отсутствие языкового барьера, позволяет гражданам Беларуси или России самостоятельно посещать страну, не прибегая к услугам туристических фирм. Таким образом, частная поездка может подразумевать не только посещение родственников, но и самостоятельные экскурсии по стране. 2.3 Региональная структураПо данным Национального агентства по туризму Белоруссии, гости из России отдают предпочтение экскурсионно-познавательным, экологическим и паломническим турам. Основными туристическими центрами в Беларуси для россиян являются: [7] Мир, Минск, Брест, Витебск, Гродно, Гомель, Могилев, Несвиж Новогрудок, Солигорск, Полоцк. Также вызывают огромный интерес озера Беларуси такие как зеро Нарочь, Свитязь, национальный парк «Браславские озера» . Огромной популярностью у российских туристов пользуются наши санатории и базы отдыха. Основными санаторно-курортными регионами в Беларуси считаются опять же Нарочанский и Браславский районы. Здесь наиболее развита туристическая инфраструктура, здешние санатории считаются одними из лучших в стране. Среди наиболее посещаемых заповедников Беларуси можно выделить такие как «Беловежская пуща». «Беловежская пуща» включена в систему биосферных заповедников, занесенный Юнеско в Список Мирового Наследия, является одним из самых известных туристических брендов Беларуси. Кроме Беловежской пущи, в Беларуси существует множество других природоохранных зон. Это и Национальный парк «Припятский», и Березинский биосферный заповедник, национальные парки близ озера Нарочь и на Браславских озерах, Налибокская пуща. Основными же туристическими центрами в России для белорусов являются: Москва (Большой театр, Красная площадь, Кремль, Третьяковская галерея) , Санкт-Петербург (явление«Белые ночи» ,Государственный Русский музей, Исакиевский собор, Летний дворец Петра I, Павловск, Петергоф, «Северная Венеция» — сеть соединённых с Невой каналов, Храм Спаса на Крови, Царское Село, Эрмитаж ), Калининград. Также пользуются популярностью круизы по крупным рекам — Волге, Лене и Енисею, а также путешествия по Транссибирской магистрали (железной дороге, тянущейся от Москвы до Владивостока на берегу Тихого океана). Ещё одним популярным туристическим объектом является Золотое кольцо России, объединяющее Ярославль, Владимир, Ростов, Кострому, Суздаль, Углич и Переславль-Залесский. Кроме того, для любителей острых ощущений привлекателен туризм на русском севере и в северных «финно-угорских» регионах) (например, Карелия). Одним из главных туристических регионов, притягивающих туристов, является Сибирь(Алтай, Байкал) , где расположено уникальное озеро Байкал. Также пользуются популярностью такие регионы России Поволжье, Дальний Восток. [20] Несмотря на то, что Россия считается одной из стран с самым холодным климатом, в её территорию входят области с умеренным климатом, а города побережья Чёрного и Каспийского морей предлагают летние курорты Черноморского побережья Кавказа. Город Сочи известен своими пляжами (и общей дороговизной даже в сравнении со Средиземноморскими курортами). На курортах краснодарского края широко распространен семейный отдых. Стоит отметить тот факт, что большинство туристических компаний (50%) России и Беларуси предлагают автобусные экскурсионные маршруты, 40% предлагают своим клиентам железнодорожный переезд в страну посещения, где уже непосредственно там их встретит автобус, который будет перемещать их по стране на протяжении экскурсий, и только 10% туристических фирм предоставляют возможность туристам добраться до страны другим транспортом(авиа, частные перевозки). ГЛАВА 3. Меры по активизации туристических связей Беларуси и России 3.1 Перспективы развития туристических связей России и БеларусиБеларусь активно расширяет международные связи в сфере туризма на основе двустороннего сотрудничества. В настоящий момент республикой подписаны более 20 межправительственных и межведомственных соглашений в области туризма, причем часть из них специализируется непосредственно на вопросах расширения сотрудничества в области туризма, другие же предусматривают активизацию взаимодействия по различным направлениям, включая туристскую сферу. [4,с.175] В том числе 21 февраля 1995г. Беларусь подписала и соглашение — разработка трансграничных маршрутов c регионами России. — использование общности истории и культуры Беларуси и России— для организации туров по местам важных исторических событий и деятельности выдающихся исторических личностей двух народов. —М. Огинского (Слоним, Гродно, Залесье), Ф. Скорины (Полоцк), Симеона Полоцкого (Полоцк), Т. Костюшко (Косово, Сехновичи, Гродно), М. Шагала (Лиозно, Витебск) и др. [4, с. 26—29, 69, 170—171]; — организация «ностальгических» туров для выходцев из Беларуси и их потомков, проживающих в России. — продвижение туристских возможностей регионов при проведении международных музыкальных фестивалей (в том числе международных фестивалей искусств «Славянский базар», «Золотой шлягер», «Сожский хоровод».); — развитие совместно Россией туристской инфраструктуры вдоль международного транспортного коридора Париж—Берлин—Варшава—Брест—Минск—Москва, а также повышение качества придорожного сервиса вдоль автомагистрали Санкт-Петербург—Одесса—Москва—Варшава; 3.2 Проблемы развития туристической отрасли в Республике БеларусьСовременное состояние сферы туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она еще не занимает такого положения в экономике страны, как в развитых странах. Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и существенно отстает от соседних государств. Из 15 тысяч объектов культурного и природного наследия в туристских целях используется менее 5 процентов. Сохраняется тенденция к преобладанию выездного туризма над въездным. [5, с.40-42] Не сформирована целостная система государственного управления и регулирования сферой туризма и его нормативно-правового и организационного обеспечения. Отсутствует механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций. Крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов. Явно завышены и не соответствуют качеству цены на предоставляемые услуги для иностранных туристов. Отсутствие единой эффективной системы статистического учета и анализа приводит к тому, что реальный вклад туризма в создание валового внутреннего продукта занижается. В настоящее время Республика Беларусь мало известна на мировом туристском рынке как самостоятельное государство, имеющее древнюю историю, богатую культуру, разнообразную природу. Слабо развита система маркетинга национального туристского продукта и его продвижения на мировом и внутреннем рынке, низок туристский рейтинг Республики Беларусь, отсутствует реальное сотрудничество с зарубежными фирмами и международными туристскими организациями. [1] По большинству компонентов и характеристик системы туристского обслуживания (уровень качества услуг, соотношение цена — качество, количество предприятий размещения и питания, состояние производства и торговли товарами для туристов, инфраструктура, кадровый потенциал, нормативная правовая база, характер и объемы финансирования туризма и т.д.) Республика Беларусь не достигла сколько-нибудь приемлемого уровня в соответствии с международной практикой. Материально- техническая база устарела и нуждается в реконструкции. Не сформирована целостная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для сферы туризма. Не определены потребности в специалистах различных уровней. Не разработан перечень туристских профессий и квалификационных требований к ним. [1] Преодоление негативных тенденций в развитии туризма предполагает активизацию государственной политики в этой сфере, придание туризму статуса приоритетного направления экономики, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в Республике Беларусь современного конкурентоспособного туристского комплекса. Развитие туризма в Республике Беларусь должно основываться преимущественно на тех видах и формах туризма, которые позволяют максимально и комплексно использовать имеющийся туристский потенциал. [7] В существенном упадке находится внутренний туризм. Отсутствует четкий механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций в развитие туризма, система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках услуг. Низкая покупательная способность населения, рост стоимости транспортных услуг оказывают негативное воздействие на развитие детского, молодежного, самодеятельного, спортивного и экологического туризма. Туристский бизнес — высокорентабельная сфера. Однако в условиях значительной бюджетной нагрузки на турфирмы (обязательная продажа валюты, косвенные налоги) и сложности, зарегулированности процесса организации туров у турфирм нет стимулов для легализации части совершаемых сделок. По экспертным оценкам, около 30% сделок совершается «в тени», и соответственно, не учитывается в официальной статистике. Из-за сложности выделения самостоятельного, неорганизованного туризма из общего потока пассажиров и несовершенства существующей системы статистического учета туризма трудно оценить его реальный вклад в формирование бюджета и создание валового внутреннего продукта. Имеет место завышенный уровень цен для российских посетителей на предоставленный турпродукт (гостиницы, транспортное обслуживание, экскурсионные услуги и др.). Актуальной стала проблема доминирования выездного туризма, усугубляющаяся утечкой денежных средств. В связи с этим одной из приоритетных задач должно стать развитие въездного туризма, в том числе и с целью активизации платежного баланса страны. Решение части проблем развития туризма связано с кадровым обеспечением отрасли. Уже начинает сказываться недостаток «узких» специалистов с хорошими знаниями в области финансов, страноведения, компьютерной технологии, работы с персоналом, культурологии и др. направлениях. [16] Таким образом, в развитии сферы туризма в Беларуси по-прежнему не решен ряд проблем. В последнее время этому направлению экономики уделяется значительное внимание со стороны как государственных органов, так и потенциальных инвесторов. Выработка грамотной политики в области туризма и принятие адекватных мер к ее реализации позволят решить накопившиеся вопросы и достойно представить Республику Беларусь на мировом туристическом рынке. 3.3 Пути решения и рекомендацииНа данный момент, как уже говорилось ранее существует ряд факторов, которые сдерживают динамическое развитие туристических отношений двух стран, но несмотря на это, все же существуют пути решения этих проблем. А именно: Обеспечить качественные туристические услуги, отвечающие мировым стандартам: - внедрить государственную систему аккредитации экскурсоводов, гидов-переводчиков, руководителей туристических групп; - ввести обязательную сертификацию гостиничных услуг с присвоением категорий (1-5 звезд); - разработать и внедрить критерии аккредитации туристических компании Повысить уровень рекламно-информационного обеспечения имеющегося туристского потенциала страны. Так как одной из причин низкого роста въездного туризма является отсутствие рекламно-информационного обеспечения имеющегося туристского потенциала страны в целом. Отсутствие бюджетного финансирования снижает возможность продвижения туристского имиджа страны на мировом рынке, что оставляет нас в невыгодном свете по сравнению со странами-соседями. Например, годовой бюджет на продвижение национального туристского продукта во Франции составляет 57 млн долларов США, Швейцарии – 39 млн долларов США, Литве – 15 млн долларов США, Украине – 2,2 млн долларов США. Как результат, в странах увеличивается число туристов, возрастает доход от туризма, увеличивается эффект мультипликатора. [19] Участвовать во всевозможных международных туристических выставках, доказывать всему миру и России в частности, что у нас действительно есть на что посмотреть. Проводить различные масштабные фестивали и мероприятия, подобно «Славянскому базару». Организовать туристические поезда, по так сказать более низким ценам, потому, как известно в большинстве случаев цена играет первоначальную роль. Возможно, организовать какие-либо льготы и скидки при проживании в гостиницах, создать, так сказать, систему дисконтных карт. Допустим, при повторном приезде в одну страну в течение какого-либо срока, допустим в течение полугода, человек мог бы получить допустим 25%-ую скидку на проживание или допустим на стоимость проезда. Значительно расширить ассортимент оказываемых туристических услуг. Так как турист, посещающий страну, тратит на дополнительные услуги в среднем $30-170, максимум $200 в эквиваленте. А в Западной Европе зарубежные гости, помимо оплаты турпутевки, оставляют на развлечения гораздо больше денег. В Литве эта сумма составляет $450-500, в Польше - $600-700, в Германии - 1,1- 1,5 тыс. евро. Эти цифры свидетельствуют о том, что туристы готов платить за оказываемые услуги, только их ему надо предоставить. Наша основная цель определить, какие услуги могут заинтересовать туристов, и развивать их. [1] Поработать над брендом нашей страны. По мнению Национального агенства по туризму темой могут стать наши уникальные болота, нетронутые леса с их тайнами и легендами, фестивали «Белая Русь», которые поведают историю, традиции и культуру народов, населяющих регионы нашей страны. Наши европейские гости единодушно отмечали белорусское гостеприимство, которое они не встречали более нигде, которое неизменно подкупает и трогает их до глубины души. Они утверждают, что именно это наше конкурентное преимущество, и, если хотите, наш турпродукт. Его необходимо мастерски упаковать и предложить гостям в виде фестивалей, увлекательных программ на маршрутах, которые будут знакомить иностранцев с нашей культурой, традициями, фольклором, кухней, одеждой и др. Попытаться организовать совместные туры с Россией Развивать туристическую инфраструктуру в районных центрах и малых городах. Например недостаток гостиниц в регионах вынуждает везти туристов в Минск, а на туристские объекты в малых городах они выезжают только на один день. ЗАКЛЮЧЕНИЕПоработав над данной курсовой и изучив ее, можно сделать определенные выводы. Да, несомненно, сотрудничество Республики Беларусь и России в сфере туризма еще не достигло совершенства и существует ряд проблем, которые тормозят динамическое развитие туристических отношений двух стран и развитие туризма в Беларуси в целом. Исходя из этого, необходимо провести реформирование отрасли, основными задачами которого являются: формирование и развитие в Республике Беларусь современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса рыночного типа, обеспечивающего удовлетворение потребностей отечественных и зарубежных граждан в туристских услугах и существенный вклад туризма в развитие национальной экономики за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования историко-культурного и природного наследия, кадров. Необходимо уделить внимание следующим направлениям: · формирование имиджа Беларуси как привлекательного туристского объекта; · формирование национального туристического продукта и обеспечение его качества в соответствии с мировым уровнем; · комплексное развитие туризма на основе поддержки и выбора оптимальных методов государственного регулирования отрасли. В соответствии с данными направлениями следует сосредоточить внимание на первоочередных задачах: · обеспечение системы новых подходов государственного регулирования в туризме, отвечающих изменившимся социально-экономическим условиям, целям, принципам и задачам осуществления туристской деятельности; · усиление роли государства в управлении туристской отраслью, через уполномоченный республиканский орган государственного управления; · совершенствование нормативной правовой базы развития туризма, механизма государственного регулирования в этой сфере; · принятие мер по кадровому, научно-методическому, рекламно-информационному обеспечению туристской отрасли; · развитие инфраструктуры туризма, разработка комплекса мер по содействию модернизации материальной базы туризма, активизации строительства новых объектов; · продвижение белорусского продукта на мировой рынок туристских услуг; · обеспечение развития малого предпринимательства, развитие объектов потребительского рынка и услуг, стимулирование занятости населения в области туризма и обслуживающей сфере; · создание условий для инвестирования и других форм финансирования, кредитования субъектов отрасли. Осуществление предложенных мероприятий благоприятно отразиться на показателях развития туризма и таким образом на экономическом состоянии Республики Беларусь и будут способствовать дальнейшему увеличению потока туристов как внутри страны, так из-за рубежа, в том числе и из России, приведут к значительному повышению привлекательности национального туристического продукта сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. News.BY.org Информационный портал Беларуси [Электронный ресурс] . – 2010. – Режим доступа: http://www.newsby.org/by/2009/07/06/text8475.htm– Дата доступа: [30. 11 . 10]. 2. Tourism Highlights 2009 Edition [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http: //www. Unwto. Org/ facts/ menu. – Дата доступа: [04.11.10]. 3. UNdata. A world of information. [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://data.un.org/DocumentData.aspx?id=208 - Дата доступа: [20.11.10]. 4. Беларусь в современном мире: материалы VIII медунар. науч. Конференции, посвященной 88-летию образования БГУ – Мн., 2009, - 362с. 5. Демидчик О.П. Анализ структуры въездного и выездного туризма в Республике Беларусь // Бухгалтерский учет и анализ.- 2008.- №11.- С.40-42. 6. Заккис А.А. Некоторые аспекты развития внутреннего и въездного туризма Беларуси // Проблемы управления.- 2007.- №2.- С.94-96. 7. Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2006-2010 годы /ред. В.Н. Кущиенко, составители: В.С. Стаховский, Ч.К. Шульга; Министерство спорта и туризма Республики Беларусь. –Мн., 2008. 8. Национальный статистический комитет Беларуси. [Электронный ресурс] . – 2010. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main1.php Дата доступа: [06. 11 . 10]. 9. Национальный статистический совет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Единый банк данных - Минск,2008. – Режим доступа:. http://www.belstat.gov.by/ - Дата доступа 24.11.2010 10. Официальный интернет-портал президента РБ [Электронный ресурс] . – 2010. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press20198.html#doc– Дата доступа: [01. 11 . 10]. 11. Официальный сайт Государственного пограничного комитета Беларуси [Электронный ресурс] . – 2010. – Режим доступа: http://gpk.gov.by/border/ – Дата доступа: [06. 11 . 10]. 12. Официальный сайт Государственного таможенного комитета Беларуси [Электронный ресурс] . – 2010. – Режим доступа: http://www.gtk.gov.by/ru/– Дата доступа: [06. 11 . 10]. 13. Официальный сайт Министерства иностранных дел Беларуси [Электронный ресурс] . – 2010. – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/ru/foreign-policy/bilateral/rusreg/ – Дата доступа: [01. 11 . 10]. 14. Официальный сайт Министерства спорта и туризма Беларуси [Электронный ресурс] . – 2010. – Режим доступа: http://www.mst.by/tourizm/– Дата доступа: [01. 11 . 10]. 15. Официальный сайт Федерального агенства по туризму Минспорттуризма России [Электронный ресурс] . – 2010. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140228/ – Дата доступа: [01. 11 . 10]. 16. Портал газеты «Туризм и отдых» [Электронный ресурс] . – 2010. – Режим доступа: http://www.tio.by/catalog/list?category=1 – Дата доступа: [07. 11. 10]. 17. РиаНовости. Информационный портал [Электронный ресурс] . – 2010. –Режим доступа: http://www.rian.ru/infografika/20100701/251476747.html – Дата доступа: [09. 11 . 10]. 18. Российская газета [Электронный ресурс] . – 2010. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/11/25/proekt.html - Дата доступа [18. 11. 10]. 19. Туризм в Республике Беларусь: Статистический бюллетень / под ред. В.Н. Кущиенко, составитель: С.Е. Шукаев; Министерство спорта и туризма Республики Беларусь. –Мн., 2008. 20. Туризм и туристские ресурсы в Республике Беларусь: статистический сборник Белстата – Мн., 2009. – 145с. 21. Туристический портал «Poezdka» [Электронный ресурс] . – 2010. – Режим доступа: http://ru.poezdka.de/113/belarus.html – Дата доступа: [11. 11 . 10]. 22. Шаповал Г.Ф. История туризма: Учеб. пособие для вузов / Г.Ф.Шаповал.- 2-е изд.- Мн.: РИВШ БГУ, 2002.- 256 с. |