Реферат: Предмет содержание и задачи экономического анализа

Название: Предмет содержание и задачи экономического анализа
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Тема 2.

«Предмет, содержание и задачи экономического анализа»

Содержание

1. Понятие предмета науки в целом и предмета экономического анализа. Объект экономического анализа.

2. Содержание анализа. Функции экономического анализа в системе экономических наук.

3. Принципы экономического анализа. Государственный подход, научность, комплексность, системность, объективность, действенность, плановость, своевременность, достоверность, демократизм, эффективность как характерные черты анализа.

4. Экономический анализ в деятельности ОВД

1. «ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово- хозяйственной деятельности предприятия. Экономический анализ сложился в экономических исследованиях как самостоятельная прикладная специальная наука, имеющая свой предмет и метод исследования. Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и анализа экономической деятельности организаций (предприятии).

Таким образом, экономический анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем и их выполнением, измерением степени влияния факторов и предпринимательских рисков, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.


Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную:

а) с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

б) с научным обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения;

в) с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;

г) с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

д) с обобщением опыта, с принятием оптимальных управленческих решений.

Надо заметить, что хозяйственная деятельность организации является объектом изучения многих наук, в том числе таких, как бухгалтерский учет и аудит, статистика, макро- и микроэкономика, менеджмент и др. Вместе с тем, каждая из них исследует хозяйственные процессы организации с определенной, лишь ей присущей точкой зрения и только ей свойственными методами и приемами.

Выявление той или иной наукой какой-либо специфической и существенной стороны в объектах и процессах исследования позволяет выделить ее в качестве самостоятельной отрасли знания и установить ее предмет. Определение предмета науки - одна из сложных методологических проблем.

Далеко не сразу удается найти формулировку предмета, не вызывающую возражений и одинаково приемлемую для всех исследователей. Это относится и к экономическому анализу. В специальной литературе можно встретить различные формулировки его предмета. Однако все они имеют общие признаки, что позволяет выделить среди них несколько групп, где в качестве предмета указываются:

• хозяйственная деятельность организации;

• хозяйственные процессы;

• детализированный состав объектов;

• результаты деятельности и цели анализа;

• информационный поток;

• изменения хозяйственных процессов;

• причинно-следственные связи экономических процессов.

Почти во всех типах определений внимание акцентируется на каком-либо одном или нескольких объектах (хозяйственных процессах), избираемых в качестве предмета анализа.

В специальной литературе по анализу хозяйственной деятельности можно встретить десятки самых разных формулировок предмета экономического анализа. Такое разнообразие является неизбежным потому, что, как отмечается в широкой среде научных исследователей, содержание предмета всегда богаче, чем самые подробные его определения.

Все определения предмета экономического анализа, которые содержатся в работах советских и российских экономистов, принято разграничивать на несколько характерных групп.

К первой из них относятся «формулировки М.З. Рубинова, П.И. Савичева, М.Ф. Дъячкого, М.И. Баканова, в соответствии с которыми под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы , происходящие на предприятиях».

Вторая группа определений выделяется трактовкой предмета экономического анализа как непосредственно хозяйственной деятельности предприятий, объединений и вышестоящих звеньев. Такой «подход характерен для работ И.И. Поклада, Н.В. Дембинского, С.Б. Барнгольц, которые подчеркивают необходимость отражения хозяйственной деятельности в плановых, отчетных, учетных и других источниках информации. Другими словами, по мнению указанных авторов, предметом анализа могут быть только документированные события ».

У «Н.Г. Чумаченко предмет экономического анализа трансформируется в информационный поток о планомерной хозяйственной деятельности предприятий, который исследуется в целях достижения обоснованности принимаемых решений». Специфичность такого определения обуславливается рассмотрением экономического анализа в системе управления производством в качестве одного из его инструментов.

Отличается от рассмотренных выше определение предмета анализа, данное В.П. Копняевым, который отнес к нему «использование всех видов ресурсов (материальных, трудовых и денежных), которыми располагает предприятие для выполнения плана».

И наконец, в последней группе определений, данных Е.В. Долгополовым, Г.В. Савицкой, Н.П. Любушиным, под предметом экономического анализа понимается экономика предприятий, рассматриваемая как совокупность производственных отношений в процессе производства и распределения созданного продукта, использования производственных ресурсов. А.Д. Шеремет связывает предмет анализа через производственные отношения с хозяйственным расчетом, технической стороной производства, природными условиями и социальным развитием коллективов. В его учебнике дано определение:

«Предмет экономического анализа - хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и отражающиеся через систему экономической информации».

Предмет экономического анализа можно охарактеризовать как причинно-следственные взаимосвязи экономических процессов и адекватные методы и приемы измерения силы их воздействия. Самое главное, обобщающее, существенное, что исследует экономический анализ — это движение хозяйственных процессов, причины, факторы, обусловливающие сложившуюся в деятельности организации ситуацию, и их последствия. Не менее важен выбор соответствующих приемов и способов измерения причинно-следственных связей. Использование адекватных и современных методов и приемов экономического анализа дает возможность объективно измерять и оценивать характер взаимосвязей, количественные параметры факторов, оказавших влияние на изменение показателей, отражающих развитие хозяйственных процессов, а на этой основе — разрабатывать и принимать обоснованные экономически эффективные управленческие решения.

Исходя из многообразия происходящих экономических про выделяют различные предметные области экономического анализа. Обычно в качестве таковых выделяют:

• проектные решения;

• инвестиционную деятельность;

• финансовую деятельность;

• производственную деятельность;

• иные предметные области анализа.

Учитывая различия предметных областей экономического анализа, можно говорить о специфических видах анализа, например, об экономическом анализе проектных решений, экономическом анализе инвестиционной деятельности, экономическом анализе финансово-хозяйственной деятельности и т.д.

Предметом теории экономического анализа являются методы, правила, приемы оценки, диагностики, прогнозирования поведения субъектов хозяйствования.

Цель теории экономического анализа - изучение и совершенствование методологии оценки, диагностики и прогнозирования деятельности предприятия. Указанная цель предполагает, с одной стороны, изучение законов развития и функционирования систем для их последующего использования в экономическом анализе, а с другой — выработку методов анализа, адекватных различным состояниям, стадиям, этапам развития систем и конкретным задачам анализа. Цели теории экономического анализа достигаются в результате решения задач, к которым в первую очередь относится задача обеспечения аналитика и менеджера системой специальных знаний по выбору методов, способов и приемов экономического анализа определенных ситуаций.

Особенности экономического анализа и теории экономического анализа

Экономический анализ

Теория экономического анализа

Предмет изучения

Хозяйственные процессы, их эффективность и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему технико-экономической и статистической информации

Методы, способы, приемы оценки, диагностики, прогнозирования поведения субъектов хозяйствования

Цель

Подготовка информации для принятия управленческих решений

Познание методологии оценки, диагностики, прогнозирования экономической деятельности предприятий на основе законов развития и Функционирования систем

Задачи

1. Выявление и количественное измерение влияния факторов на результат деятельности

Обеспечение системой специальных знаний по выбору методов, способов, «приемов решения конкретных аналитических задач

2. Выявление и измерение тенденций хозяйственного развития

3. Обоснование оптимальных управленческих решений

4. Научное обоснование бизнес-планов

Содержание анализа, его предмет, целевая направленность, современные условия, в которых осуществляется хозяйственная деятельность, роль анализа в системе управления экономикой организации формируют его задачи.

• изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;

• контроль за выполнением планов, прогнозов, управленческих решений, за эффективным использованием экономического потенциала предприятия;

• изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности, что позволяет объективно оценивать работу предприятия, делать правильную диагностику его состояния и прогноз развития на перспективу выявлять основные направления поиска резервов повышения его эффективности;

• поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;

• оценка степени финансовых и операционных рисков и выработка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса;

• оценка результатов деятельности предприятии по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке товаров и услуг, что способствует выработке более эффективной политики управления бизнес-процессами;

• разработка проекта управленческого решения по устранению выявленных недостатков и освоению резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

1 . Свободное взаимодействие рыночных субъектов, конкуренция, отягощенная криминалистическими тенденциями и гнетом монополий, коммерческий риск и неопределенность получения ожидаемых экономических выгод, вероятность наступления предполагаемого ущерба или получения результата ниже требуемого значения выдвигают на первый план проблему выбора. Отсюда для анализа весьма актуальной становится задача обоснования выбора оптимальных вариантов деловых решений из имеющихся альтернатив.

2 . Развитая в научных и методических аспектах система экономического анализа и оценки деятельности хозяйствующих субъектов позволяет выявлять, систематизировать и актуализировать решение наиболее сложных и часто встречающихся хозяйственных ситуаций и разрабатывать наиболее эффективные рекомендации по их устранению и выходу из создавшегося положения.

3 . Теорией экономического анализа хозяйствующим субъектам должен быть предложен широкий набор инструментов и средств для достижения желаемых результатов (например, минимизации затрат, подержания баланса между доходностью и финансовой устойчивостью, предупреждения экономических кризисов) и разработаны методики диагностики вероятности наступления банкротств и т.д.

4. Хозяйственная практика требует использования в анализе многомерных оценок эффективности хозяйственной деятельности с уметом решения социальных, экологических и гуманитарных проблем, проблем использования чистой прибыли и ее капитализации и др.

5. Перед теорией анализа стоит задача обоснования нового понимания финансового успеха, который есть не максимизация прибыли, а успешное элимирование влияния неопределенности и риска: в меньшей степени — обеспечение ликвидности и доходности и в большей мере — достижение «благосостояния акционеров» с учетом коммерческих рисков, что в дальнейшем обеспечит необходимую финансовую устойчивость.

6. Актуальной задачей является совершенствование методик проведения таких видов анализа, как перспективный, прогнозный, оперативный, маржинальный, функционально-стоимостной и комплексно-экономический.

Анализ перспективы, опережающий последствия, является актуальным, так как дает возможность избежать вероятных будущих неудачных результатов хозяйственной деятельности, что важнее для бизнеса, чем исправлять фактически полученный ущерб.

7. Совершенствование методик изучения рынка и партнеров по нему может рассматриваться как важная самостоятельная задача анализа.

8. Необходимы не только современные методики проведения анализа, но и их практическая востребованность динамически развивающимися организациями с большим зарядом высоких технологий, интеллекта, креативности и ответственности. Аналитик и управленец должны работать в диалоговом режиме.

9 . Реализация традиционных задач хозяйственного анализа, таких, как мобилизация выявленных резервов повышения эффективности производства и усиление его интенсификации, в нынешней экономической ситуации осложняется необходимостью учитывать неопределенность и коммерческие риски, вероятностный характер событий и их оценок, инфляционные процессы, современные характеристики стоимости денежных потоков и т.д. Все это требует совершенствования теории экономического анализа, без чего не представляется возможным усиление его роли в управлении бизнесом. Надо заметить, что среди способов и приемов анализа на первый план выдвигаются математические приемы, в том числе стохастическое моделирование, приемы финансового оценивания, использование оптимизационных моделей и др.

10. Задача повышения активной роли экономического анализа как информационной базы для принятия оптимальных деловых решений наряду с традиционной задачей совершенствования всех источников информации, в том числе повышения аналитичности учетной, отчетной, бизнес-плановой, нормативной и другой информации.

Изменение содержания задач анализа, расширение сферы их реализации, новая роль поставленных ранее задач в зависимости от целей хозяйственного развития — все это говорит о востребованности новаций в теории экономического анализа, о необходимости подготовки новых методик и мобилизации всех потенциальных возможностей хозяйственного анализа. Причем процесс этот, конечно, будет носить перманентный характер.


2. «АНАЛИЗ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

Под управлением в данном случае мы понимаем систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие на процесс общественного труда или иной деятельности, направленное на достижение поставленной цели путем наиболее эффективного использования финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов

Система управления воздействует на управляемый объект посредством общих функций, взаимосвязь и взаимодействие которых образуют замкнутый цикл управления (рис. 1.4)

Анализ


Рис. 1.4. Функция управления хозяйствующим субъектом

Говоря о финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, следует принимать во внимание следующие ее особенности.

Во-первых, функционирование предприятия, его деловая активность носит цикличный характер. Анализ рекомендуется проводить на всех фазах экономического цикла.

Во-вторых, на ход хозяйственных процессов оказывают влияние множество факторов объективного и субъективного характера. Все эти факторы в процессе АФХД необходимо тщательно изучать.

В-третьих, для отражения полной картины состояния предприятия важны не только количественные, но и качественные характеристики его деловой активности. Их анализ - важная часть АФХД.

В-четвертых, анализу на предприятии подвергается не только производственная и финансовая сфера, но и юридические, социальные и экологические аспекты его функционирования.

В-пятых, не следует отождествлять предметы и сферы деятельности бухгалтерского учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности Хотя обе науки изучают хозяйственную деятельность экономических субъектов, главная задача первой из них состоит в сплошном и непрерывном учете хозяйственных средств и их источников, причем в денежном измерении. Главная же задача АФХД - оценка результатов хозяйственной деятельности, выявление факторов, обусловивших успехи и неудачи в анализируемом периоде, а также планирование и прогнозирование деятельности предприятия на будущее.

Отнесение анализа к функциям управления обусловлено рядом обстоятельств:

анализ проводится на всех уровнях управления во всех подразделениях хозяйствующего субъекта и во всех звеньях народного хозяйства;

анализ строится на единой методологической основе, что дает возможность вырабатывать общие подходы к организации и проведению анализа в различных отраслях, регионах и других структурных сообществах хозяйствующих единиц, что, в свою очередь, позволяет проводить сравнения и аналогии между субъектами, а также делать аналитические обобщения на макроэкономическом уровне;

анализ финансово-хозяйственной деятельности является необходимым элементом в системе функций управления предприятием, поскольку без него не могут реализоваться и многие другие функции, в первую очередь связанные с принятием управленческих решений.

Базой для проведения любого анализа являются исходные данные, касающиеся деятельности анализируемого субъекта. Просто иметь определенные цифры и сведения совсем не означает «знать, как обстоят дела на самом деле». Данные следует подвергнуть обработке, и лишь тогда они станут управленческой информацией, пригодной для принятия решений. Способы преобразования данных в информацию с определенной степенью условности можно разделить на две большие группы.

В первую группу можно отнести все стандартные приемы, которые применяются через равные промежутки времени по стандартным отчетам и другим источникам сведений. Частота и глубина проведения такого анализа диктуются требованиями конкретных пользователей, а методики легко формализуемы. В настоящее время практически в любой компьютерной бухгалтерской системе или программном пакете общего назначения имеется функция анализа данных. Существует также множество специальных компьютерных программ для типовой обработки больших массивов разного рода данных, в том числе экономических.

Во вторую группу можно отнести способы преобразования, применяемые в редко встречающихся или непредвиденных ситуациях, когда, естественно, также возникает необходимость анализа. Поскольку ситуации такого рода для предприятий не являются стандартными, подход к их анализу тоже должен быть индивидуальным. Стандартные процедуры использовать здесь можно, но главную роль при принятии решений будут играть именно нестандартные способы обработки и интерпретации имеющихся данных. Неоценимую помощь в этом окажут специальные программные средства. Однако без делового опыта, интуиции, некоторого «шестого чувства» здесь никак не обойтись. Особенно подчеркивают роль неформальных методов принятия решений в нестандартных ситуациях американские специалисты по управлению: «Оптимальная стратегия не может быть рассчитана на логарифмической линейке... По существу, результаты анализа следует расценивать как один из видов информации, необходимый руководителю для принятия решения», - считает Ч. Хитч.

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения. Любое планирование представляет собой оценку той задачи, которую необходимо выполнить путем решения вопросов о том, какие ресурсы для этого необходимы и будут ли они доступны тогда, когда это будет нужно, и в тех количествах, которые потребуются. Планирование на современном предприятии связано с финансовыми ресурсами, в первую очередь с деньгами. Однако достаточно вспомнить о проблемах, связанных с неурожаями, войнами, забастовками, чтобы понять, что хотя деньги и важны, они являются лишь одним из факторов, которые следует учитывать при планировании.

Таким образом, экономический анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

Экономические процессы, происходящие на предприятии, складываются под воздействием различных факторов, среди которых выделяют объективные и субъективные факторы.


Анализ рынка, маркетинг, сбыт готовой продукции

Связь с информационными системами вышестоящего уровня, глобальными сетями


Рис. 1.1 Укрупненная структура информационной системы промышленного предприятия

Объективно обусловленные факторы связаны с действиями экономических законов, проявлениями общехозяйственных закономерностей. К субъективным факторам относятся различные управленческие решения, сама деятельность предприятия и его работников и т.п. Возрастание в современных условиях роли субъективных факторов определяет и принципиальное изменение места экономического анализа в системе управления предприятием. Экономический анализ не просто фиксирует и оценивает факты хозяйственной деятельности, но обеспечивает необходимые основания для определения качественных и количественных параметров деятельности предприятия, связей с партнерами, цен и тарифов, по которым приобретаются ресурсы и реализуются продукция, работы или услуги.

Экономический анализ представляет собой не только самостоятельную отрасль экономических знаний, но является также сферой практической деятельности управленческого персонала различного уровня. Управленческая деятельность в этом случае базируется на совокупности навыков, сформированных на базе научных знаний, владении методами, методиками и процедурами анализа, знании и соблюдении требований, предъявляемых бизнесом к аналитической информации.

Правила аналитической деятельности и ее принципы сводятся к следующему. Прежде всего, экономический анализ должен:

• иметь научный характер, использовать новейшие достижения в теории и методологии экономических исследований;

• всесторонне изучать причинные взаимозависимости, т.е. быть комплексным;

• исследовать объекты в системе их внутренних и внешних взаимосвязей с другими элементами и объектами;

• отвечать требованиям оперативности, конкретности, точности аналитических расчетов, объективности и действенности, иметь высокую эффективность;

• соответствовать важному правилу систематического проведения аналитических исследований на основе высокой их организации и планирования аналитической работы.

Подготовка информации для принятия управленческих решений проходит в три этапа:

1) оценка исследуемых явлений;

2) диагностика, т.е. установление причинно-следственных связей и оценка силы влияния отдельных факторов на результат;

3) прогнозирование последствий принимаемых решений.

Оценка, диагностика и прогнозирование предполагают наличие соответствующего комплекса методов и приемов и их научной, теоретической базы - методологии.

Таким образом, целью экономического анализа является подготовка информации для принятия управленческих решений, обеспечивающих долговременное конкурентное преимущество организации на рынке (формулировка цели может изменяться по стадиям развития систем).

Достижение цели предполагает оценку хозяйственных процессов, их диагностику, т.е. определение влияния различных факторов на результат (установление взаимосвязи и взаимообусловленности),а также прогнозирование их развития. На каждом этапе анализа решаются свои специфические задачи.

Оценка деятельности организации предполагает измерение результативности, эффективности хозяйственной системы и ее адаптивности к внешним условиям функционирования. Основная задача оценки заключается в выявлении и своевременном обнаружении критических уровней, пороговых значений в динамике развития хозяйственной системы, переход на которые связан с угрозой банкротства. Другой важной задачей оценки является выявление закономерностей в развитии системы, в наступлении переходных процессов, в выходе системы из кризиса и обретении качественно нового устойчивого режима развития. На этапе диагностики ставятся и решаются следующие задачи:

• выявления детерминированных взаимосвязей, т.е. носящих устойчивый, постоянный характер воздействия на результат, и стохастических, т.е. вероятностных, взаимосвязей между показателями;

• моделирования выявленных взаимосвязей;

• измерения степени «чувствительности» системы даже к небольшим по абсолютной величине воздействиям, а также измерения действия параметров на результирующие показатели.

Прогнозирование рассматривается как логическое завершение аналитических процедур и предполагает формирование определенных управленческих решений по преодолению кризисных явлений в функционировании системы, по выбору оптимального сочетания используемых ресурсов и по переходу на новый качественный этап развития системы.

Аналитическая обработка информации и формирование системы показателей анализа хозяйственной деятельности

Аналитическая обработка информации включает формирование системы показателей, изучение которых требуется для достижения целей проводимого анализа. Эти показатели либо уже содержатся в подобранной информации, либо исчисляются в процессе ее аналитической обработки.

Под системой показателей подразумевается такое упорядоченное их множество, в котором каждый показатель дает качественную и количественную характеристику определенной стороны деятельности хозяйствующего субъекта, взаимосвязан с другими показателями, но не дублирует их, обладает свойствами сводимости и делимости.

Количество показателей в процессе аналитической обработки информации может увеличиваться практически безгранично путем их дифференциации или интеграции в зависимости от программы анализа, глубины изучения результатов деятельности и влияющих на них факторов.

Поскольку деятельность хозяйствующих субъектов, их структурных подразделений, а также различных их объединений в основном носит достаточно устойчивый характер, система показателей, с помощью которых она анализируется, обладает известной устойчивостью, но постепенно обогащается новыми показателями по мере возникновения новых задач, изменения обшей экономической ситуации, внешних и внутренних условий деятельности хозяйствующих субъектов.

Необходимой предпосылкой разработки системы аналитических показателей и правильного ее применения является их группировка по разным признакам.

Использование разных группировочных признаков при классификации показателей позволяет лучше разобраться в природе показателя, а также в принципах его расчета и подобрать тот круг показателей, который необходим для многостороннего исследования анализируемого объекта и факторов, влияющих на его состояние и динамику применительно к цели конкретного аналитического исследования.

Классификация аналитических показатель по разным группировочным признакам показана на рис. 3.1.

Обобщающие

Частные

Отношение полного результата к полным затратам

Отношение полного результата ко всем ресурсам

Отношение отдельных слагаемых результата к отдельным слагаемым затратам

Отношение отдельных слагаемых результата к отдельным видам ресурсов

Статические

Динамические


По отношению к деятельности анализируемого хозяйствующего субъекта

По слагаемым эффективности

Проектирование изделий

Подготовка производства

Материально-техническое обеспечение

Эксплуата-ция (обслужи-вание)


Рис. 3.1. Классификация аналитических показателей

Приведенная классификация аналитических показателей охватывает их группировку по девяти признакам.

Подразделение показателей на абсолютные и относительные имеет существенное значение для определения масштабов и трудоемкости аналитической обработки информации.

Расчет относительных показателей усиливает сопоставимость данных за разные хронологические периоды, так как все используемые с этой целью в математических формулах абсолютные показатели исчисляются в валюте, имеющей одну и ту же покупательную силу, т.е. элиминируется влияние инфляции. К тому же все относящиеся к данному периоду абсолютные показатели формируются под воздействием одной и той же внутренней и внешней ситуации. Вот почему в анализе динамические и пространственные сопоставления проводятся преимущественно с использованием относительных, а не абсолютных показателей.

Для усиления сопоставимости данных применяются, где это возможно, натуральные и переводимые в натуральные с помощью специально устанавливаемых коэффициентов так называемые условно-натуральные измерители. С этой же целью предпочтение в ряде случаев отдается трудовым и элементно-стоимостным измерителям, что позволяет устранить влияние на абсолютные показатели изменений в стоимости товаров и в производных от этой стоимости относительных показателях, различий в стоимости товаров, вызванных колебаниями в соотношении перенесенной стоимости основных средств, оплаты живого труда и прибыли в цене продукции.

Чрезвычайно существенную роль в экономическом анализе играет подразделение показателей на обобщающие и частные.

Обобщающими считаются показатели, с помощью которых даются сводные характеристики состояния анализируемого хозяйствующего субъекта, степени использования им находящихся в его распоряжении ресурсов и эффективности хозяйствования, выражающейся в достижении преследуемых им целей. В качестве первоочередных целей могут выступать получение более высокой прибыли по сравнению со ставкой рефинансирования либо с другими альтернативными способами использования имеющегося у него капитала, более высокого, чем у конкурентов, качества товаров и услуг при таком же или более низком, чем у них, уровне затрат на их производство и обращение, завоевание на этой основе новых рынков и повышение иены фирмы. К числу обобщающих относятся также показатели, характеризующие в целом определенную сторону или направление работы предприятия или же отдельных его структурных подразделений, размеры используемых ими ресурсов и их оборота. Любой обобщающий показатель может быть разложен на ряд частных показателей, играющих по отношению к нему подчиненную роль. Зги частные показатели способствуют выявлению и измерению влияния отдельных внутренних и внешних факторов, определяющих размеры и динамику обобщающего показателя. С помощью частных показателей достигается подчинение локальных целей отдельных подразделений и направлений деятельности хозяйствующего субъекта общим целям его функционирования.

Этапы аналитической работы


определение источников информации, а также способов восполнения недостающей информации

1)

Аналитическая обработка информации

2)

Предварительные оценки


Характеристика выполнения плана по изучаемым показателям

3)



Оценка ущерба, нанесенного отрицательно влияющими факторами

4)

5)

Рис. 4.3. основные этапы аналитической работы

Доведение анализа финансово-хозяйственной деятельности следует проводить, руководствуясь определенными принципами. Основные из них представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Основные принципы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Принцип

Содержание принципа

Конкретность

Анализ основывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение

Комплексность

Всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки

Системность

Изучение экономических явлений во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно

Регулярность

Анализ следует проводить постоянно через заранее определенные промежутки времени, а не от случая к случаю

Объективность

Критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных выводов

Действенность

Пригодность результатов анализа для использования в Практических целях, для повышения результативности производственной деятельности

Экономичность

Затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения

Сопоставимость

Данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов

Научность

При проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами


3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Аналитическое исследование, его результаты и их использование в управлении производством должны соответствовать определенным методологическим принципам. Кратко остановимся на важнейших из них.

1. Анализ должен носить научный характер, т.е. базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.

2. Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.

3.Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов.

4. Анализ должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.

5. Анализ должен быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты. руководство предприятия должно быть своевременно информировано о выявленных недостатках, просчетах и упущениях в работе. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, разработки конкретных мероприятий, обоснования, корректировки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигается.

6. Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.

7.Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.

8. Один из принципов анализа — его демократизм, предполагающий участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.

9.Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.

10. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.


4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД

Содержание, цели и задачи экономико-финансового анализа, проводимого органами внутренних дел

В рыночных условиях проведения социально-экономических реформ в деятельности органов внутренних дел по документированию, выявлению и раскрытию организованных преступных сообществ и преступлений экономической направленности играет экономико-финансовый анализ. Его проведение по целям и задачам существенно отличается от экономического и финансового анализа, осуществляемого хозяйствующими субъектами, внутренним и внешним аудитом, а также контрольно-ревизионными органами.

Целью ведомственного экономического анализа является выявление недостатков хозяйственной деятельности, оценка неиспользованных резервов и принятие оптимальных управленческих решений. Финансовый анализ необходим для: выявления изменений показателей финансового состояния; выявления факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия; оценки количественных и качественных изменений финансового состояния; оценки финансового положения предприятия на определенную дату; определения тенденции изменения финансового состояния предприятия.

Анализ, проводимый органами внутренних дел, направлен на получение сведений, пригодных для решения задач борьбы с организованной преступностью и экономическими преступлениями. Органов внутренних дел интересуют отклонения в работе предприятий, которые прямо или косвенно могут указывать на способ преступления или на наличие условий, способствующих его совершению. На этой основе задачи:

- разработать комплекс оперативно-розыскных и организационно-правовых мер по выявлению, предотвращению регистрации и упрощению механизма ликвидации так называемых лжефирм и фирм-однодневок, зарегистрированных на подставных и умерших лиц по утраченным и поддельным документам, аккумулирующих финансовые потоки теневой экономики и являющихся основными фигурантами крупномасштабных сделок. Повсеместно активизировать отработку вскрытых схем противоправного возмещения налога на добавленную стоимость при лжеэкспорте товаров и услуг;

- осуществить комплекс оперативно-розыскных мероприятий по пресечению дальнейшего распространения оборота ценных поддельных бумаг, эмитированных крупнейшими корпорациями, а также по выявлению и оперативной отработке схем посягательств на средства, направляемые предприятиями через банки в виде налоговых и иных платежей;

- провести анализ деятельности и оперативную отработку предприятий - экспортеров и импортеров, не обеспечивавших возврат валютной выручки от экспорта и товарных поставок по контрактам и авансовым платежам;

- осуществить оценку состояния учета по кассовым операциям, текущим и особым счетам, аккредитивам, чекам и другим платежным документам и, организовать проверки состояния дебиторской и кредиторской задолженности;

- разработать и осуществить комплекс оперативно-розыскных мероприятий по пресечению фактов криминального передела собственности путем крупномасштабных мошеннических действий, направленных на подрыв платежеспособности предприятий при осуществлении процедуры банкротства;

- во взаимодействии с контролирующими органами разработать и осуществить комплекс оперативно-розыскных мероприятий по выявлению фактов нецелевого использования и хищений бюджетных средств, выделяемых государством на реализацию региональных и целевых программ;

- выработки рекомендации для сотрудников о наиболее правильной и рациональной организации агентурно-оперативной работы на объектах, о возможных способах совершения преступлений и целесообразных методах документирования преступной деятельности, о приобретении и расстановке агентурного аппарата, заведения дел оперативного учета и др.;

- разработать и осуществить комплекс оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и пресечению фактов неучтенного производства и реализации этилового спирта и спиртосодержащей продукции на лицензированных спиртовых и ликероводочных предприятиях. Аналогичные мероприятия следует провести на предприятиях других отраслей промышленности и в инвестиционных компаниях.

Таким образом, экономико-финансовый анализ, проводимых органами внутренних дел, представляет собой систематическое исследование экономических и финансовых показателей, характеризующих различные стороны производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятии, для выявления деструктивных отклонений в этой деятельности и фактов нарушений дисциплины с целью их предотвращения.

В современном этапе рыночной экономики задачи экономико-финансового анализа могут быть также направлены на определение условий, влияющих на формирование способов совершения и методов сокрытия преступлений. К ним относятся:

- отсутствие или недостатки в системе внутреннего аудита за производственной и хозяйственной деятельностью структурных подразделений;

- недостатки в организации оперативного и бухгалтерского учета в оформлении хозяйственных операций по движению материальных ценностей, денежных средств, обезличенная ответственность за них и др.;

- бесхозяйственность, халатное отношение должностных лиц к обеспечению сохранности государственной собственности и имущества других форм собственности;

- недостатки в определении норм расходования сырья, материалов, нарушения технологического процесса, ведущие к выпуску продукции низкого качества;

- нарушения правил составления документов, отражающих движение готовой продукции в процессе ее выпуска и реализации;

- недостатки в использовании основных и оборотных средств на предприятии;

- недостатки в деятельности самих органов внутренних дел, призванных бороться с организованной преступностью и преступлениями экономической направленности, в том числе выявляются не все организаторы преступных действий и лица, им способствующие; преступления раскрываются не своевременно; разработка и внесение соответствующих предложений по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений формальное.

Таким образом, специфика экономико-финансового анализа, проводимого органами внутренних дел, определяется задачами своевременного документирования, выявления и предупреждения преступлений в производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, в строительном комплексе, которые требуют, в свою очередь, избирательного подхода к выбору показателей, базирующихся в первичных бухгалтерских документах и финансовой отчетности.

Эффективность органов внутренних дел в значительной мере зависит от правильности планирования аналитической работы и ее организации. По нашему мнению, весь процесс анализа можно подразделить на пять этапов, в том числе:

- составление программы (плана), предусматривающей цели и объем анализа, круг исполнителей, последовательность и сроки выполнения отдельных аналитических работ;

- подбор источников информацией контроль за их достоверностью;

- систематизация и аналитическая обработка исходных данных (включая составление аналитических расчетов, таблиц, графиков, диаграмм) с целью выявления причинных связей и сипении влияния различных факторов на уровень основных технико-экономических показателей;

- обобщение результатов анализа и оформление их в соответствующем документе, содержащем объективную оценку работы предприятия, сводный подсчет резервов и конкретные предложения по устранению недостатков и повышению эффективности производства;

- контроль за реализацией результатов анализа и внедрением рекомендованных мероприятий.

Характеристика экономической и финансовой преступности

Предупреждение и выявление экономической преступности является одной из важнейших задач систем органов внутренних дел. Экономическая преступность приобрела особые качества и особый характер, превратившись в фактор дестабилизации общественной жизни. Выросли не только масштабы, но и уровень организации, усилились симптомы саморегулирования преступности - преступные группы, сообщества функционируют, используя свои уголовные законы.

Организованный характер современной экономической преступности - закономерная ступень ее эволюции, ее важная существенная черта, которая придает ей общественную опасность. Организованная экономическая преступность достигла таких масштабов, что превратилась в реальную угрозу экономической безопасности государства, заставила нас говорить о черте, отгораживающей общество от того, что на практике называется криминальной экономикой. Криминальная экономика формируется посредством ее криминализации.

Криминализация экономики представляет собой по существу подчинение личных, общественных, государственных целей экономического характера корыстным интересам организованных преступных групп и преступных сообществ с последующей трансформацией и легализацией деформированных экономических отношений, основанных на элементах незаконного распределения и присвоения результатов общественного производства (ЮКОС, «Газпром», «Русский алюминий», Сибнефть и т. д.). Иными словами, экономика начинает работать на определенную криминальную прослойку, которая заняла надежную, часто недосягаемую для закона и органов внутренних дел, позицию в обществе, государстве и экономике. Именно Криминализация экономики должна рассматриваться как подрыв экономической безопасности России, поскольку объектом преступлений в этом случае выступают не отдельные группы экономических отношений, а группы система экономических отношений в целом. Опасность этого рада преступлений усиливается тем, что в большинстве случаев они носят скрытый характер и жертва долгое время может не чувствовать себя обманутой.

Исходя из этого обоснования, можно обобщить основные характеристики экономической и финансовой преступности:

- рост безработицы, которая увеличивает численность лиц, не имеющих постоянного источника дохода и вынужденных совершать преступления;

- сращивание части чиновников, занятых в государственных органах власти с организованной преступностью; возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, финансами и их проникновения во властные различные структуры;

- ослабление системы или отсутствие государственного контроля, что привело к расширению деятельность криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и потребительском рынке;

- для нее характерна множественность эпизодов преступления;

- совершается как физическими, так и в значительной части юридическими лицами;

- сложность персональной идентификации как преступника, так и жертвы экономического и финансового преступления.

-неустойчивость финансового положения предприятия, неблагоприятный инвестиционных климат, сохранение инфляционных процессов и др., связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Следует подчеркнуть, что в теории и на практике, когда речь идет о преступлениях, объектом которых являются экономические отношения, используются такие термины, как «преступления в сфере экономики», «преступления в сфере экономической деятельности», «экономическая преступность» и «экономические преступления». Они обозначают родственные или близкие по содержанию понятия и подразумевают противоправные действия, преследующие корыстные цели и удовлетворение личных групповых или корпоративных интересов в ущерб интересах собственников чужого имущества - личности, общества, государства. Все они связаны с наличием противоречий и деформаций в системе экономических отношений, либо с умышленным созданием таких деформаций.

Преступления в сфере экономики и преступления в сфере экономической деятельности - понятия не совсем идентичные, поскольку термином «экономика» обозначается и совокупность элементов материальной базы государства, и система экономической знаний, и производственные, экономические отношения.

Термин «преступления в сфере экономической деятельности» целесообразно употреблять, когда речь идет преимущественно о должностных преступлениях корыстной направленности. Их субъектами являются лица, наделенные правомочиями в отношении вверенного имущества. Но иногда ими являются и физические лица.

Понятие «экономическая преступность» является относительно новым для науки. Оно фактически аналогично другому, уже ранее упомянутому термину «преступления в сфере экономики». Но надо иметь в виду, что термин «экономическая преступность» удобнее употреблять, когда необходимо подчеркнуть способы совершения преступления, когда речь идет об использовании сугубо экономических форм и методов хозяйствования в целях реализации преступного замысла. Термин «преступления экономической направленности», столь же часто употребляется как и термин преступления в сфере экономики» или «экономическая преступность». Термин «преступления в сфере экономики» использован в Уголовном кодексе Российской Федерации. Но, надо иметь ввиду, что в сфере экономики встречаются самые различные преступления. Но тем не менее «преступления экономической направленности» в современной рыночной экономике более точен и конкретен, так как экономические отношения являются объектом преступных посягательств, то есть преступления совершаются в сфере экономической деятельности.

Преступления в сфере экономики (раздел 8 УК РФ) включают ряд деяний, которые рассматриваются в Уголовном кодексе РФ как преступления против собственности (Гл. 21 УК РФ), т.е. основного звена в системе экономических отношений.

Отношения собственности, приобретая правовую форму связаны с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим гражданам и юридическим лицам, государству (федеральная собственность, собственность субъектов федерации), а также муниципальным образованиям. Среди преступлений против собственности именно эти отношения используются для получения выгоды. Но не всегда.

Владение, пользование и распоряжение являются формой реализации отношений управления. Эти отношения также становятся объектом преступления в случае совершения деяний, предусмотренных уголовным кодексом РФ 22 и 23: «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях».

К экономическим преступлениям относятся и некоторые другие деяния, которые связаны с причинением вреда другим экономическим отношениям. При этом отношения собственности могут выступать в качестве как основного, так и дополнительного объекта преступления. К ним можно отнести, например, хищение, либо вымогательство радиоактивных материалов (ст. 221 УК РФ), хищения либо вымогательство орудия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств (ст. 226 УК РФ).

Таким образом, в сфере экономической деятельности - это противоправная деятельность которая охватывает разные стороны злоупотребления экономической властью и посягает на порядок экономического управления, наносит существенных экономический и моральный ущерб интересам государства, предпринимательской деятельности и населению, совершается постоянно под прикрытием законной экономической деятельности или с использованием служебного положения как физическими, так и юридическими лицами, с целью незаконного извлечения прибыли (дохода) и личного обогащения.

Анализ современного состояния преступлений в сфере экономической направленности свидетельствуют о том, что при наиболее актуальные ее трансформации и динамики требуют внимания органов внутренних дел.

Во-первых, она связана с усилением уровня организации их внимания в обществе, сопровождающегося распространением коррупции.

В дальнейшей перспективе криминогенная обстановка будет характеризоваться ростом консолидации преступных групп и преступных сообществ, их формирований, ростов уровня их организованности.

Высокий уровень организации и особенно связь с отдельными представителями властных структур и органов внутренних дел позволит нейтрализовать некоторые формы государственного и социального контроля. Созданные таким образом преступные группировки, преступные сообщества и организации, будут стремиться легализовать свою деятельность, придать ей максимально возможно гласных характер. Они будут специально создавать или приобретать вполне официальные коммерческие структуры, используемые для отмывания денег, добытых преступным путем. Это относится, прежде всего, к приватизированным предприятиям промышленности, машиностроения, незавершенного строительства объектов, коммерческим банкам и, особенно, к фирм, причастным к обмену и продаже жилья и другой недвижимости.

Потребность в более высоких формах организации будут испытывать самые различные преступные группировки и преступные сообщества. Для этого есть немало причин. Главная из них связана с усилением конкуренции преступных формирований. Эта тенденция в известной мере обусловлена стремлением занять лидирующее положение в преступной деятельности или регионе. Она влияет на структуру преступлений экономической направленности, позволяет совершать новые, ранее неизвестные и недоступные одиночкам в силу своей сложности и масштабности, преступления, а также преступления экономической направленности требующее высокой организации выполнения преступного замысла.

Во-вторых, проблема порождена сращиванием общеуголовной преступности и преступностью экономической направленности. Усиление организованной преступности служит своего рода условием дальнейшего развития преступности как социально-правового явления. Отдельные звенья экономики развиваются при этом сами по себе так, что в известной мере, служат как бы материальной предпосылкой (производство спиртных напитков, мясомолочной продукции легковых автомобилей и др.) вокруг которой концентрируются преступные силы. Формирование криминальных и полукриминальных структур вокруг производственных, коммерческих или иных предприятий будет сопровождаться самыми разнообразными насильственными действиями - поджогами, взрывами, похищением и убийствами должностных лиц конкурирующих форм, корпорация, холдингов, банков, органов внутренних дел.

Государственные, коммерческие, финансовые и другие организации уже сейчас формируют собственные службы безопасности, в функции которых помимо охраны входит проведения разведывательных и контрразведывательных операций и вербовки агентуры в отношений конкурентов, «выколачивание» выданных кредитов разными способами, в том числе захватом заложников. Иногда наоборот, бандитские группировки наблюдают за успехами своих конкурентов и требуют свою долю за те или иные услуги. В насильственной преступности наметилась совершенно определенная линия на сращивание или на усиление контакта с преступностью экономической направленности или наоборот.

В-третьих, проблема, которая также уже дала о себе знать, состоит в усилении внешнеэкономического, межнационального и межрегионального характера преступлений экономической направленности.

Она может быть представлена двумя направлениями. Одно из них, как было в 30-е годы прошлого века в США, противно вульгарного «гангстерского» только характеризуется менее квалифицированными приемами и способами совершения преступлений. Зона его действий - в основном страны СНГ и отдельные страны Запада, ближнее зарубежье, а участники - все те, кто может что-то украсть, продать по сколь угодно низкой цене. Другая - «беловоротничковая» намного сложнее.

Преступники в этом случая будут использовать недостатки нашего внешнеэкономического механизма, системы лицензирования и квотирования, налогообложения, установления и контроля за использованием цен. Будет продаваться все, что можно продать по чрезвычайно заниженным ценам (станки, оборудование заводов, цеха превращают в металлолом и продают в Китай, Корею, Японию, бензин вместо мазута и т. д.)

Преступники экономической направленности будут до установления полной конвертации использовать явно заниженный курс рубля его отношению к доллару. Разница между курсом рубля и его покупательной способностью приносит огромные валютные барыши, которые укрываются от налогов и размещаются в иностранных банках за рубежом, а также в оффшорных зонах. Участие в таких операциях пока не в поле зрения органов внутренних дел.

В-четвертых, проблема дестабилизации экономической и социальной жизни стали теневая экономика и криминальное предпринимательство, по мнению специалистов, достиг 40% валового внутреннего продукта.

Учитывая большую латентность незаконной экономической деятельности, реальна причиненный его ущерб следует оценивать на много больше. В то же время мерами органов внутренних дел удается возместить не более 10-15 процентов причиненного ущерба. По оценкам специалистов до 70-80% доходов, получаемых незаконным путем, вкладывается в различные фирмы предпринимательской деятельности, увеличивая тем самым объем теневого предпринимательства. Неконтролируемая экономическая деятельность получила заметное политическое влияние, приобрела статус фактора, препятствующего осуществлению функций государства по обеспечению законности в производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. Отсутствие у государства четких позиций в определении пределов контроля за экономикой и финансами еще более способствует наращиванию потенциала теневой экономики. В частности, ограничен доступ и получение информации о кредитно-денежных операциях в коммерческих банках органами внутренних дел, что в конечном итоге затрудняет проведение оперативно-розыскных мероприятий.

В-пятых, в рыночных условиях объективно существует тенденция монополизации цен на товары и услуги с целью получения максимальной прибыли от их реализации. Это противоречит свободной конкуренции, которая охраняется государством с помощью антимонопольного законодательства.

В-шестых, как уголовное преступление квалифицируются действия, направленные на сокрытие банкротства субъекта предпринимательской деятельности (банка, другого коммерческого предприятия, государства в лице ЦБ РФ, налоговых органов и др.) требовать от должника сведений о его финансовом состоянии и ликвидности его средств для оценки возможности и сроков погашения долгов. Имея эти сведения, кредитор решает вопрос об использования предоставленного ему права передали в арбитражный суд дела о признании его должника банкротом. Если лица прибегают к предоставлению недостоверных сведений, с помощью которых скрывается устойчивая финансовая несостоятельность предприятия фирмы и если действия нанесли большой материальный ущерб кредитору, такие лица привлекаются к уголовной ответственности.

Иногда субъекту предпринимательской деятельности, наоборот, выгодно создать у кредитора искаженное представление о своей неплатежеспособности и спровоцировать их открыть дело в арбитражном суде о банкротстве или санации, ускорить приватизацию предприятия, а иногда с целью сокрытия растрат, хищения имущества и пр. Если лица, которые представляют такие предприятия, сообщают кредиторам заведомо ложную информацию о финансовой неспособности выполнять свои обязательства, то они привлекаются также к уголовной ответственности.

Подводя итог всему можно сделать вывод, что преступность экономической направленности следует рассматривать как совокупность корыстных преступлений, совершаемых в сфере экономики, должностными лицами в процессе исполнения функциональных обязанностей, посягающими на собственность и другие интересы потребителей, кредиторов, конкурентов и государства.

Место анализа в системе контроля

Экономико-финансовый анализ тесно связан со всеми видами государственного, ведомственного, внутрихозяйственного, общественного контроля и аудита. Каждый из этих видов контроля исследует различные стороны производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

Основной задачей государственного контроля является изучение законности, целесообразности и достоверности произошедших хозяйственных операций путем проведения ревизий.

Комплексная ревизия производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия может проводится по инициативе собственника и не чаще, чем один раз в год. Налоговые и другие государственные органы, на которые законодательными актами государства возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия, могут осуществлять такие проверки по мере необходимости и строго в пределах своей компетенции. Руководство предприятия имеет право не выполнять требования этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету контроля. Все виды проверок и ревизий должны содействовать повышению эффективности хозяйствования и не нарушать нормальную работу предприятия. Результаты ревизий и проверок сообщаются руководству предприятия.

При проведении ревизий следу строго руководствоваться законами государства, нормативными актами: должны мыть соблюдены интересы государства; приняты меры к устранению незаконного и непроизводительного расходования денежных средств и материальных ценностей, хищений государственных средств и представления недостоверной отчетности; ревизия должна быть объективной, оказывать практическую помощь специалистам ревизуемого предприятия в улучшении их производственной и финансово-хозяйственной деятельности; обеспечение сохранности государственных средств; ревизор не должен вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятия, нарушать нормальный ритм его работы и в необходимых случаях взаимодействовать с органами внутренних дел.

Система ведомственного контроля за производственной и финансово-хозяйственной деятельностью предприятия представляет собой сложное понятие, поскольку производится административная реформа и такой контроль осуществляют многие органы государственного управления, министерства и ведомства и функциональные органы контроля в них. В их числе созданные только для проведения ведомственного контроля самостоятельные функциональные контрольно-ревизионные управления (отделы).

Функциональные органы контроля отличаются друг от друга и иных органов, осуществляющих контроль своими конкретными полномочиями, формами и методами из работы. Они организационно обособлены, имеют свои руководящие центры, действующие самостоятельно, и поэтому токая группа органов контроля является подсистемой, а их совокупность - системой контрольных органов.

Система ведомственного контроля и ее понятие на много объемнее и глубже понятия системы только функциональных контрольных органов управления. Критерием объединения в одну систему различных по сути и назначению органов в данном случае является общность выполняемой работы по осуществлению контроля за производственной и финансово-хозяйственной деятельностью в том числе и обеспечением сохранности имущества в основе которого лежит необходимость общественного разделения труда в этой области. Такое разделение труда основано на учете многих факторов, среди которых, прежде всего, следует иметь в виду место контролирующего органа, члена коллектива в системе управления. Ведомственный контроль, как правило, проводится в рамках одной отрасли.

Большое значение имеет ведомственный контроль, проводимый коллегиями министерств и ведомств. Коллегии имеют широкие права в области контроля за деятельностью центрального аппарата министерства, ведомства и подведомственных ему органов. Они контролируют подбор и расстановку кадров, качества работы руководящих работников министерства, ведомства и подчиненный ему предприятий, выполнение установленных для системы заданий, содержание издаваемых актов. Проведение ведомственного контроля - непременная и важная часть работы коллегии министерства и ведомства его оказанию помощи их руководителям в руководстве порученной им отраслью или сферой управления.

В перспективе расширение самостоятельности предприятий приведет к расширению сферы применение аудиторского контроля и сокращению ведомственного контроля и сокращению ведомственного контроля.

Вместе с тем, следует отметить, что рыночные отношения вовсе не отменяют необходимость государственного и ведомственного контроля за производственной, финансово-хозяйственной деятельностью предприятий. В той или иной мере данные виды контроля объективно присущи всем странам с рыночной экономикой.

Особенно актуальна проблема государственного контроля для переходной экономики.

Контроль может осуществляться и путем анализа производственной, финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Анализ, в отличие от ревизии, дает возможность установить признаки, указывающие на отклонения от нормальной деятельности предприятия, которые впоследствии могут влиять на результаты производственной, финансово-хозяйственной деятельности.

Значение анализа определяется эффективностью использования его материалов для предупреждения недостач, растрат, хищений материальный ценностей и денежных средств, а также для устранения причин и условий создания организованных преступных групп и сообществ на предприятии.

Организация и планирование аналитической работы в органах внутренних дел

Результативность экономического анализа предприятия зависит от правильной организации и планирования. Анализ можно подразделить на этапы.

Основной задачей первого этапа является изучение выполнение плана по всем показателям, характеризующим производственную и хозяйственную деятельность предприятия, определение темпов его развития и достигнутых финансовых результатов. Для этой цели отчетные данные сравнивают с показателями бизнес-плана, а также предшествующих периодов.

Существо второго этапа заключается в установлении и изучении производственно-хозяйственных и организационно-технических факторов, обусловивших отклонения, выявленные на первом этапе анализа, определение взаимосвязей и взаимозависимостей между этими факторами, установление вызвавших их причин, а также количественные измерения влияния каждого фактора.

Третий этап состоит в обобщении результатов анализа, в формировании выводов и в разработке конкретных мероприятий, направленных на максимальное улучшение работы, на закрепление достижений, ликвидацию недостатков, а также на использование резервов, выявленных в процессе анализа.

Основой организации аналитической работы является соблюдение правильной последовательности ее проведения. Наиболее эффективной формой, на наш взгляд, являются следующая:

- определение целевой установки и объектов анализа;

- разработка плана проведения аналитической работы;

- подбор источников информации для экономической и финансовой оценки результатов деятельности анализируемых объектов;

- проверка качества источников информации, используемых при анализе;

- аналитическая обработка источников информации;

- систематизация и обобщение результатов анализа;

- разработка конкретных мероприятий по повышению качества работы органов внутренних дел по борьбе с преступностью экономической направленности.

Чтобы анализу были подвергнуты все стороны производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия и он был максимально эффективным, необходимо привлекать к нему широкий круг работников не только экономических, но и других служб предприятия, а также источники оперативно-розысконой деятельности.

Формы и приемы аналитической работы весьма разнообразны и во многом зависят от задач и целей, которые преследует анализ и от характера деятельности анализируемого предприятия. Одним из важнейших условий правильной организации аналитической работы является планирование.

В теории и на практике следует различать две стороны ее планирования. Во-первых, составление комплексного плана проведения аналитической работы по предприятию в целом и, во-вторых, составление тематических планов локального анализа отдельных участков производства и обслуживания.

Обе формы планирования должны сочетаться друг с другом и способствовать повышению эффективности работы и улучшению хозяйственного руководства.

Комплексный план организации аналитической работы составляется на определенный период времени (год, квартал). В плане прежде всего определяется цель исследования и намечается круг вопросов, подлежащих изучению на основании оперативно-розыскных мероприятий или другой информации. Установив цель анализа и круг охватываемых им вопросов, разрабатывают систему аналитических показателей, получение которых обеспечивают успешное решение поставленной цели как при исследовании деятельности предприятия, реализации дел оперативного учета в целом, мак и отдельных его структурных подразделений (служб, цехов) или отдельных частей. При разработке системы аналитических показателей следует учитывать особенность аналитической работы и использования ее результатов как средства хозяйственного руководства, так реализации агентурных дел или других дел оперативного учета.

Система показателей для каждого структурного подразделения предприятия должна также обеспечивать возможность объективной оценки результатов его деятельности, определять его состояние по сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, других источников финансовых средств.

В плане должно быть предусмотрено, какая информация о хозяйственных процессах и явлениях, происходящих в производственной, хозяйственной деятельности, должна поступать, в каком объеме, в какие сроки и откуда, какой проверке она должна подвергаться и как использоваться в аналитической работе органов внутренних дел.

Для обеспечения единообразия в получении аналитических показателей, характеризующих отдельные стороны производственной и хозяйственной деятельности предприятия, разрабатывается методика их получения с указанием тех источников информации, которые необходимо использовать при расчете того или иного показателя. При этом следует стремиться к тому, чтобы отработка информации для получения необходимых аналитических показателей требовала минимальных трудовых затрат.

План предусматривает разработку форм аналитических таблиц и графиков, методических указаний по их заполнению и использованию, примерных схем оформления его результатов и т. д.

Конкретизируются также организационные вопросы проведения аналитической работы. Для этого намечается распределение работ по анализу между отдельными службами предприятия, т.е. устанавливается, в каком конкретно подразделении предприятия (служба, цех и т. д.) должен осуществляться анализ того или иного производственного и хозяйственного процесса, какой круг аналитических показателей необходим для характеристики отдельных сторон деятельности подразделения, связь этих показателей.

Большое значение для правильной организации аналитической работы имеет определение состава конкретных исполнителей по проведению анализа в каждом структурном подразделении предприятия и распределения обязанностей между ними.

В целях планомерного проведения аналитической работы, как правило, разрабатывается календарных график выполнения отдельных ее этапов. Для разработки календарного графика и взаимной увязки отдельных работ по анализу целесообразно построить сетевой график, в котором установить последовательность проведения отдельных аналитических исследований (работ) как по предприятию, так и его структурным подразделениям, сроки их выполнения и конкретных исполнителей и соисполнителей. В сетевом графике определяется также, куда и в какие сроки направляются результаты анализа, кем и в какие сроки производится обобщение результатов анализа как по отдельным подразделениям так и по предприятия в целом.

Важное значение имеет координация всей работы по анализу, методической руководство и контроль за ее проведением. В этих целях в плане намечается ряд мероприятий, как-то: созыв инструктивных совещаний участников проведения анализа, снабжение их инструктивными материалами, встречи с агентами, доверенными лицами, дополнительное приобретение источников оперативной информации на предприятии (служба, цех и т. д.)

Контроль за выполнением работ по анализу осуществляется как путем наблюдения за сроками выполнения отдельных работ, так и за тем, как реализуются рекомендации по результатам анализа. Для этого в плане предусматривает, где, когда и кем обсуждаются результаты анализа, кем и как должны быть использованы рекомендации по результатам анализа в руководстве, производственной, хозяйственной и оперативной работой, а также кто должен осуществлять контроль за реализацией рекомендаций по устранению выявленных недостатков, хищений, бесхозяйственности и т. д.

Тематический анализ проводится, во-первых для глубокого изучения отдельных вопросов и, во-вторых, для подготовки материалов. План проведения тематического анализа должен предусматривать:

• цель анализа;

• объект анализа (служба, цех и т. д.)

• содержание анализа (комплекс вопросов деятельности предприятия, службы, цеха или отдельной стороны их деятельности; качества и себестоимости продукции, производительности труда, использование рабочей силы, расходование фонда заработанной платы, использование бюджетных средств, уплата налогов и т. д.)

• круг лиц, привлекаемых для проведения анализа;

• источники информации, необходимые для его проведения;

• сроки окончания работы в целом и отдельных ее частей.

Оформление результатов анализа является заключительным этапом аналитической работы. Результаты анализа оформляют различно: справкой, заключением. Эти документы должны содержать: общие данные об анализируемом предприятии, характеристика показателей выявленных отклонений, вывод и предложения. Практика убедительно показывает, что экономический анализ - одно из верных и наиболее действенных средств предотвращения и раскрытия преступлений, связанных с посягательством на экономику. Состояние борьбы с организованной преступностью, преступлениями экономической направленности и оперативная обстановка в целом настоятельно требуют, что экономическим анализом владели все сотрудники органов внутренних дел.

Таким образом, как нам представляется, экономический анализ производственной и хозяйственной деятельности предприятия в рыночной экономике является важной функцией подразделений органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью и преступлениями экономической направленности.

Организация и планирование анализа в органах внутренних дел зависит от условий выполнения функций органами внутренних дел. В этой связи сотрудники должны уметь:

• на основе экономического анализа показателей производственной и хозяйственной деятельности предприятия находить те участки и звенья, где возможны совершаться преступления;

• обобщать отдельные факты и делать соответствующие выводы по предупреждению, выявлению и раскрытию организованных преступных групп и сообществ в экономике;

• выявлять тенденции к возникновению причин и условий, способствующих совершению хищений, взяточничества и других преступлений в экономике;

• определять направления и содержание оперативно-розыскной деятельности или мероприятий по подбору и расстановке агентурного аппарата, руководствуясь при этом Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», наставлениями и приказами МВД РФ.