Курсовая работа: Финансово хозяйственная деятельность МУП Кировский
Название: Финансово хозяйственная деятельность МУП Кировский Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Общая организационно-правовая характеристика деятельности МУП Торг «Кировский» Муниципальное унитарное предприятие Торг «Кировский» создано по распоряжению главы Администрации г. Кирова №1616 от 10.07.97 г. Муниципальное унитарное предприятие Торг «Кировский» кратко МУП Торг «Кировский». Местонахождение, которого находится на улице Весенняя, 60а, почтовый адрес улица Производственная, 18. В своей деятельности предприятие руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативно – правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и уставом предприятия. Устав предприятия утвержден распоряжением Главы Администрации Города Кирова №764 от 16.02.2004 г. Целью создания МУП Торг «Кировский» являлось извлечение прибыли путем осуществления торгового обслуживания населения товарами народного потребления в ассортименте, соответствующего его товарному профилю. На выполнение этой цели была направлена работа всего предприятия. Предметами деятельности предприятия является: – оптовая и розничная торговля; – услуги общественного питания; – торгово-посредническая деятельность; – закупочная, сбытовая, комиссионная деятельность; – перевозочная и транспортно – экспедиционная деятельность; – производство, переработка сельскохозяйственной продукции; – производство, реализация и содействие в организации выпуска продовольственной продукции, продукции производственно – технического назначения, товаров народного потребления; – рекламная, информационная, выставочная деятельность; – обеспечение рационального использования материальных трудовых и финансовых ресурсов совершенствование форм и методов управления и хозяйствования, осуществление развития и реконструкции материальной базы. Предприятие имеет самостоятельный баланс, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения, штампы со своим наименованием, фирменные бланки. При создании торга Администрацией города была передана база по улице Весенней, которая требовала ремонта, своими силами произвели ремонт базы, она работает и по сей день. В торге имеется вино-водочный склад по торговле вино-водочными изделиями. На 01 января 2004 года торг части социальной сферы обслуживал 118 детских садов, 8 интернатов, 11 городских и 13 областных учреждений здравоохранений, 6 санаториев. В 2002 году в связи с признанием победителями конкурса на организацию и оказание услуг общественного питания в муниципальных образовательных учреждениях торг «Кировский» в сентябре 2002 года открыл еще один вид деятельности общественное питание. Структурное подразделение общепита представлено двумя комбинатами, в состав, которых входит 65 школьных столовых, с числом работающих 420 человек. Материально-техническая база школьных столовых не обновлялась с момента ввода школ в эксплуатацию, в Управлении образовании средств на улучшение материально-технической базы нет. Для обеспечения непрерывного производственного процесса и обеспечение горячим питанием школьников, торг вынужден был закупать самое необходимое оборудование (холодильное, пекарские шкафы, тестомесильные машины, мясорубки, электрокипятильники, запчасти) за счет собственных средств. Положением о конкурсе на организацию услуг школьного питания было предусмотрено, что победитель конкурса обязан обеспечить за счет собственных средств финансирование в размере 20% от стоимости ежемесячного бесплатного питания учащихся из малообеспеченных семей. Предприятие полностью выполняет это условие и обеспечивает финансирование питания учащихся из малообеспеченных семей в повышенном размере – 25%. В целях улучшения оказания услуг общественного питания в школах торг закупил оборудование (холодильное, пекарские шкафы, тестомесильные машины, мясорубки, электрокипятильники, запчасти) на сумму 770,1 тыс. руб. Открыта столовая в школе №45 за счет собственных средств. В школах №10, 20, 47, 52 открыты бары, где продаются различные безалкогольные напитки и кондитерские изделия. С 2003 года продолжалась работа по переводу магазинов на работу по методу самообслуживания. В течении года были переведены четыре магазина: №10, 14, 93, 105. После перевода на самообслуживание товарооборот увеличился в среднем на 50–60%, это позволило получить дополнительный доход. Предприятие является юридическим лицом с момента государственной регистрации. Для обеспечения уставной деятельности Торг «Кировский» создан уставной капитал предприятия, его составляют основные средства, переданные предприятию Управлением по делам муниципальной собственности г. Кирова. МУП Торг «Кировский» от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках. Платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Согласно ст. 861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. Большая часть платежей совершается в безналичном порядке. При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности могут производиться наличными деньгами, если иное не установлено законом. Гражданским кодексом таких запретов не установлено. Однако существуют и ограничения: в Российской Федерации установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке, который составляет 60 тыс. руб. (Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. №1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»). В МУП Торг «Кировский» осуществляют как наличный, так и безналичный расчет. С сотрудниками предприятия осуществляют наличный расчет в кассе торга, но в ближайшее время руководство МУП Торг «Кировский» планирует перейти на безналичный расчет с сотрудниками торга, т.е. на пластиковые карты. Также наличный расчет осуществляется с некоторыми поставщиками. Но чаще с поставщиками рассчитываются безналичным расчетом. В состав Торг «Кировский» входят: юридическая служба, планово-экономическая, торговая служба, коммерческая служба, бухгалтерия, служба охраны (см. Приложение А). Управление финансами или финансовым менеджментом – это прерогатива экономической и бухгалтерской служб предприятия. Изучение динамики, структуры активов и пассивов бухгалтерского баланса, а также анализ финансового состояния предприятий дает возможность формирования стратегии развития предприятий по всем направлениям. Экономический отдел МУП Торг «Кировский» состоит из двух специалистов – это начальник экономической службы и ведущий экономист. Также ведущий экономист есть и в Комбинате общественного питания. Каждому экономисту составлена должностная инструкция, где определяются все функции, которые они обязаны выполнять (см. Приложение Б). Экономист непосредственно подчиняется генеральному директору предприятия, но работает, под руководством начальника экономической службы МУП Торг «Кировский». Экономист Торг «Кировский» подготавливает исходные данные для составления планов, планирует основные хозяйственно-финансовые показатели по подразделениям торга и в целом по организации. Разрабатывает нормативы расхода основных товарно-материальных ценностей. Производит необходимые расчеты материальных, трудовых и финансовых затрат. Осуществляет сбор информации, необходимой для оперативной и текущей работы. Проводит экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия, разрабатывает мероприятия по обеспечению экономии и сокращению расходов, вносит предложения по выявлению резервов, предупреждению потерь и необоснованных расходов. Составляет экономические обоснования, справки, статистическую отчетность. Принимает участие в рассмотрении вопросов организации выполнения работ, в совершенствовании прогрессивных форм труда и управления, плановой и учетной документации. Ведущий экономист Комбината общественного питания подчиняется генеральному директору предприятия, но работает под руководством начальника экономической службы МУП Торг «Кировский». Ведущий экономист в Комбинате общественного питания выполняет те же функции, что и экономист в торге только направленные на комбинат. Предприятие осуществляет учет результатов работы, контроль за производственно-хозяйственной деятельностью, ведет бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией. Он организован по централизованной форме. Структура бухгалтерской службы определяется внутренними правилами и дополнительными инструкциями. В настоящее время, помимо главного бухгалтер и кассира, финансово-расчетный центр составляет 20 бухгалтеров, осуществляющих учет по отдельным участкам (см. Приложение В). Задачи главного бухгалтера: – выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов. – осуществляет контроль и ведение бухгалтерского учета. Самостоятельно распределяет обязанности между бухгалтерами структурного подразделения. – составляет бухгалтерский баланс и представляет его руководителю. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности МУП Торг «Кировский» Одним из результативных показателей в торговле является товарооборот (см. таблицу 1), который характеризует объем деятельности торговли, как отрасли народного хозяйства. Таблица 1 – Товарооборот МУП Торг «Кировский»
В 2006 году торг в части социальной сферы обслуживает: 1. Управление образования – детские сады – 124, – интернаты – 5, – школы – 6, 2. Облздрав – больницы – 33, 3. Горздрав – больницы – 11, – поликлиники – 5, 4. Департамент соцзащиты – интернаты – 2, 5. Больницы федерального значения – НИИ переливания крови – 1, – протезный завод – 1 На эту сферу в 2006 году приходится 39,3% всего товарооборота. Существенное значение в работе предприятия имеет обеспечение нормального, бесперебойного процесса организации школьного питания в муниципальных образовательных учреждениях г. Кирова. Материально-техническая база школьных столовых не обновлялась с момента ввода школ в эксплуатацию, в Управлении образования средств на улучшение материально-технической базы нет. Для обеспечения непрерывного производственного процесса и обеспечения горячим питанием школьников, торг вынужден закупать самое необходимое оборудование (холодильное, пекарские шкафы, тестомесильные машины, мясорубки, электрокипятильники, запчасти) за счет собственных средств. На эти цели за прошлый год израсходовано: на приобретение малоценного инвентаря 743 т. руб. В соответствии с условиями конкурса торг обязался ежегодно производить обновление оборудования в школьных столовых в размере 15% от балансовой стоимости. За 2006 г. вложения предприятия составляют 238.450 руб. Положением о конкурсе «На организацию школьного питания», победитель обязан обеспечить за счет собственных средств его финансирование в размере 20% от стоимости ежемесячного бесплатного питания учащихся из малообеспеченных семей. Торг выполняет это условие. За 2006 год сумма финансирования по этой статье расходов составила 275 т. руб. Товарооборот торга за 2007 год по сравнению с прошлым годом снизился на 41% или на 155. 304,3 т. руб., в том числе розничный на 83,5% или на 139. 644,7 т. руб.; мелкооптовый – на 5,8% или на 8. 637,9 т. руб.; по общественному питанию – на 8,7% или на 5. 298,4 т. руб. Причиной уменьшения розничного товарооборота является передача розничных магазинов в казну муниципального образования «город Киров» на основании решения Городской Думы от 31.05.2007 г. №55/37 «О даче согласия на передачу нежилых помещений (зданий), находящихся в хозяйственном ведении МУП Торг «Кировский». Уменьшение мелкооптового оборота за прошлый год по сравнению с предыдущим объясняется тем, что по итогам проведения открытого конкурса на поставку продуктов питания для нужд муниципальных дошкольных образовательных учреждений города значительно сократились поставки по ряду групп продовольственных товаров: 1. круп – на 1,5 млн. руб., 2. муки – на 0,9 млн. руб., 3. сахара – на 1,0 млн. руб., 4. макаронных изделий – на 0,5 млн. руб., 5. соков – на 2 млн. руб., 6. чая, кофе, какао, киселей – на 0,9 млн. руб., 7. масла животного, сыров – на 1,4 млн. руб., 8. рыбы свежемороженой – на 0,3 млн. руб., 9. яйца – на 0,2 млн. руб. По этой причине торг недополучил доходов около 3 млн. рублей. Кроме того, если раньше при формировании цен на отпуск продуктов питания для детских дошкольных учреждений и учреждений здравоохранения города, была установлена торговая надбавка к ценам закупа не свыше 15% (распоряжение администрации города №1264 от 08.05.98 г.), а с 23.08.2001 г. при формировании цен на отпуск в эти учреждения учитывалась средняя цена реализации продукции в городе Кирове (распоряжение №3319 от 23.08.2001 г.), по условиям же конкурса цены на продукты оговорены в контракте и чаще всего они бывают значительно ниже реально существующих цен в городе. Уменьшение оборота общественного питания за 2007 год по сравнению с предыдущим годом объясняется выбытием 16 школьных столовых из состава комбинатов общественного питания торга с 1 сентября 2007 года в связи с опубликованием результатов конкурса по организации услуг общественного питания (протокол заседания конкурсной комиссии №186 от 03.08.2007 г.). По итогам конкурса были переданы самые крупные столовые с объемом оборота 2200 т. руб. за месяц, среднемесячный доход этих столовых 800 т. руб. Кроме того, по этой же причине прошло сокращение работников из школьных столовых, специалистов и служащих аппарата управления комбината, которым выплачивались пособия в размере средней заработной платы до конца 2007 года. На выплату выходного пособия, компенсации за неиспользованный отпуск и средней заработной платы по сокращению израсходовано 490 т. руб. По условиям конкурса наценка на продукцию собственного производства в школьных столовых с 01.09.2007 г. ограничена 30% вместо ранее действующей 60%, утвержденной Администрацией Кировской области (распоряжение №1574 от 05.12.1997 г.). В результате недополучено доходов в среднем за месяц в сумме 750 т. руб. Вышеуказанное распоряжение области действует и по сей день, и все предприятия общественного питания, независимо от форм собственности, при профтехучилищах, средних специальных учебных заведениях применяют наценку 60%, при высших учебных заведениях до 65%. Условиями конкурса наше предприятие поставлено в неравные условия с другими предприятиями общественного питания города. В связи с уменьшением объемов товарооборота по различным отраслям деятельности торга были проведены мероприятия по сокращению расходов. Сокращение численности работников дало экономию в среднем 300 т. руб. в месяц. Перевод аппарата управления и специалистов комбината питания из отдельно стоящего здания в помещение мелкооптового магазина позволил сэкономить в месяц 35 тыс. руб. В 2008 г. торг в части социальной сферы обслуживал: управление образования, облздрав. горздрав, департамент соц. защиты. На эту сферу деятельности предприятия приходится 71,8% всего товарооборота за год. В 2008 году товарооборот по конкурсам 84 450 тыс. руб., по аукционам 88 947 тыс. руб. всего составил 173 397 тыс. руб. в том числе: – государственные контракты на сумму – 39 760 тыс. руб.; – муниципальные контракты – 133 637 тыс. руб. К государственным контрактам относятся поставки продуктов питания для нужд Департамента здравоохранения Кировской области, а также Департамента социального развития Кировской области. Конкурсы проводятся один раз в квартал или на полугодие. К муниципальным контрактам относятся поставки продуктов питания для нужд здравоохранения города Кирова и управления образования города Кирова. Конкурсы проводятся один раз на полугодие. Анализ товарооборачиваемости за последние 3 года на примере, магазина №1. 1. Определяем объем товарооборота (при определении однодневного товарооборота берется 360 дней).
Следующие показатели анализа товарооборачиваемости объединим в одну таблицу (см. таблицу 2). Таблица 2 – Показатели, характеризующие товарооборачиваемость на предприятии
По всем трем годам процент выполнения товарооборота превышает 100%, что говорит о увеличении продаж и качестве изготовляемой продукции. Трудовые ресурсы являются одним из важных факторов деятельности торгового предприятия (см. таблицу 3). Таблица 3 – Среднесписочная численность работников МУП Торг «Кировский»
Анализируя среднесписочную численность работников можно наблюдать, что численность сотрудников на базе и у комбината общественного питания к 2007 году снижается. Именно в данный период прекращает свою деятельность база. В 2006 году она занималась продажей вино-водочных изделий, а затем МУП Торг «Кировский» посчитал, что данный вид деятельности не приносит должной прибыли и началось сокращение людей или перевод на другую работу. До 2007 г. в МУП Торг «Кировский» было 2 комбината общественного питания, но как видно из таблицы в 2007 г. численность сокращалась, так как часть столовых были переданы другой организации и остался только один комбинат. Но не справившись со школьным питанием столовые в 2008 году передали обратно в торг и в связи с этим численность работников начала возрастать. В мелкооптовом магазине №1 численность с каждым годом растет. У данного магазина никаких изменений не было, он работает в своем режиме. Численность работающих на 01.01.2007 г. составила – 489 чел. Уволено за 2006 г. – 662 чел. (в том числе 400 чел. в связи с передачей магазинов). Принято за 2006 г. – 228 чел. Проводится работа по повышению квалификации работников на курсах повышения квалификации и семинарах. В 2006 г. на эти цели израсходовано более 50 тыс. руб. Торг тесно сотрудничает с учебными заведениями города готовящих специалистов для отрасли торговли. Постоянно в магазинах торга проходят производственную практику учащиеся вузов и техникумов. В 2006 г. такую практику прошли более 20 чел. Так же прошли стажировку в течение первого полугодия 2006 г. в учебных классах магазинов торга более 60 чел. учащихся училища №50 В целях улучшения профессионального мастерства и улучшения обслуживания покупателей в 2006 г. проведен конкурс на лучшую школьную столовую. Численность работающих на 01.01.2008 составила 316 чел. Уволено за 2007 г. – 253 человек, из них по сокращению – 48 человек, в связи с уменьшением количества школьных столовых. Принято за 2007 г. – 79 человек. В 2007 г. на повышении квалификации работников израсходовано более 50 тыс. руб. Численность работающих на 2008 г. составила 394 человека. Средний возраст работников торга от 45 до 50 лет. Питание учащихся школ организовано на базе комбината общественного питания, в состав, которого входит 54 школьные столовые. Численность работающих в комбинате общественного питания торга – 291 человек. За период с 28 по 31 августа 2008 г. было открыто и укомплектовано кадрами 17 школьных столовых, переданных торгу от ООО «Вог-Маркетинг». Проводилась работа по повышению квалификации кадров на курсах и семинарах. Состояние кадров на предприятии характеризуют при помощи следующих коэффициентов (см. таблицу 4): Таблица 4 – Показатели? характеризующие состояние кадров на предприятии
Основной задачей предприятия является создание стабильного коллектива работников, снижение текучести кадров. Эту задачу невозможно разрешить исключительно административно-правовыми методами. Необходимо улучшать условия труда на рабочих местах, включая размер заработной платы, повышение содержательности труда, создание благоприятного морально-психологического климата, заботы о быте и досуге работников, обеспечение возможностей их квалификационного роста. Анализ использования трудовых ресурсов на предприятии, уровня производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки для повышения уровня его оплаты. При этом средства на оплату труда нужно использовать таким образом, чтобы темпы роста производительности труда обгоняли темпы роста его оплаты. Только при таких условиях создаются возможности для наращивания темпов расширенного воспроизводства. В связи с этим анализ использования средств на оплату труда на каждом предприятии имеет большое значение. В МУП Торг «Кировский» разрабатывается Положения об оплате труда. Данное положение ввелось в МУП Торг «Кировский» в целях повышения материальной заинтересованности работников в улучшении производственных и экономических результатов деятельности торга и его подразделений. Оно направлено на усиление связи оплаты труда работника с его личным трудовым вкладом и конечными результатами работы предприятия в целом. Основным принципами оплаты труда является: равная оплата за равный труд, дифференциация заработной платы в зависимости от напряженности труда. Штатное расписание с указанием конкретных окладов утверждается генеральным директором торга. Оплата труда руководящих работников, специалистов и служащих, а также рабочих отдельных профессий производится по утвержденным окладам за фактически отработанное время, рабочих-сдельщиков – по расценке, утвержденным генеральным директором торга. При установлении должностей руководителей, специалистов и служащих руководствуются квалификационным справочником Министерством труда и специального развития РФ (Москва 1998 г.). При установлении должностей служащих и профессий рабочих и тарифных разрядов руководствуется общероссийским классификатором Минтруда России (ОК 016–94, Москва 1995 г.). Стимулирование работников за выполнение плана, увеличения доходов, повышение культуры обслуживания покупателей, соблюдение правил торговли производится в соответствии с «Положением о премировании работников МУП Торг «Кировский»» за основные результаты хозяйственно-финансовой деятельности. Положение о премировании вводится в целях повышения материальной заинтересованности работников МУП Торг «Кировский» в конечном результате деятельности, увеличение товарооборота, повышение доходов, улучшение качества торгового обслуживания и соблюдение правил торговли. Премия работникам торга выплачивается из фонда оплаты труда в составе издержек обращения. Обязательным условием премирования работников торга является прибыль. Работникам торга могут выплачиваться следующие виды премий: – по итогам работы за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, квартал, полугодие, девять месяцев, год и за другие периоды нарастающим итогом с начала года; – качественное составление и досрочную сдачу отчетов; – за снижение издержек обращения (коммунальные платежи, арендная плата и т.д.); – за внедрение новой техники и технологии; – за проведение срочных работ, расчетов и оформление документации в сжатые сроки; – за проведение мероприятий по внедрению прогрессивных форм и методов обслуживания покупателей, посетителей; – за организацию праздничной торговли; – за заключение высокодоходных сделок; – за подготовку и организацию мероприятий городского и областного значения в сжатые сроки. Основанием для начисления премий работникам торга являются данные бухгалтерской отчетности и приказ генерального директора об утверждении суммы на премирование работников. Средства на премирование распределяются между членами коллектива в порядке, установленном руководителем структурного подразделения с учетом квалификации, отработанного времени и реального вклада каждого работника. Также за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются доплаты не более оклада отсутствующего работника. Если совмещение производится за неполное рабочее время (например, неполный месяц) доплата начисляется пропорционально за фактически отработанное время. Устанавливается доплата за: – нагрузку заведующей производством, поварам, кондитерам, буфетчикам, машинистам моечных машин, мойщикам посуды; – заведование буфетчикам, поварам; – контроль за нежилым помещением. Конкретные размере доплат работникам торга устанавливаются приказом, утвержденным генеральным директором торга. При ухудшении качества выполняемых работ и обслуживания населения, невыполнение установленных требований по объему и качеству выполняемых работ надбавки и доплаты отменяются, а при недостатке средств уменьшаются или отменяются. Выплаты заработной палаты производится 2 раза в месяц: аванс – 40% (от месячного оклада) – 23 числа текущего месяца (задержка допустима в течение 3- х дней); окончательный расчет – 10 числа последующего месяца (задержка допустима в течение 3- х дней). При совпадении одного из указанных дней выплаты с выходным (праздничным) днем – предшествующей рабочей недели. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом торга и регулирует порядок планирования и использования средств, направляемых на реализацию социальных программ работников. Выплаты работникам производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении торга, работникам, состоящим в штате предприятия, за исключением лиц, работающих по совместительству. К выплатам социального характера относятся: – доплата на питание работников, – доплата на проезд в городском транспорте, – единовременное поощрение к профессиональным праздникам и Дню пожилых людей, – приобретение ценных подарков и цветов к юбилейным датам, в связи с выходом на пенсию, – приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и в пионерский лагерь, – материальная помощь на погребение, к дню бракосочетания и к отпуску. Произведем анализ среднемесячной заработной платы (см. таблицу 5). Таблица 5 – Среднемесячная заработная плата МУП Торг «Кировский»
Анализируя среднемесячную заработную плату можно наблюдать практически по всем подразделением предприятия ее увеличение. В мелкооптовом магазине заработная плата возросла с 2006 г. по 2007 г. на 1 000 рублей, а с 2007 г. по 2008 г. уже на 2 000 рублей. И в 2008 году средняя зарплата приближается к 10 000 рублей. В комбинате общественного питания основную массу работников составляют: мойщики посуды, повара, буфетчики. Их заработная плата как правило не превышает 4 000 рублей и среднемесячная зарплата по Комбинату общественного питания очень маленькая. Но все таки на протяжении трех лет она возрастает, если брать последние 2 года зарплата выросла почти на 3 000 руб. Как было указано выше база претерпевала изменения и сокращение работников, отсюда и изменение среднемесячной заработной платы она стала уменьшаться. Если брать в целом торг, то за последние два года среднемесячная заработная плата увеличилась на 3 000 рублей. Одной из основных проблем повышения эффективности промышленного производства является обеспечение роста производительности труда. Производительность труда – это интенсивность, плодотворность конкретного труда, производящего в единицу времени определенное количество продукции, или затраты труда на производство единицы продукции. При повышении производительности труда создается большое количество продукции в единицу времени и затрачивается меньше рабочего времени на производство единицы Производительность труда может рассчитываться в целом по народному хозяйству, т.е. на макроуровне, и по предприятию, отдельному работнику (см. таблицу 6). Таблица 6 – Производительность труда одного работника МУП Торг «Кировский»
Производительность труда выражает способность конкретного труда реализовать товары в единицу рабочего времени. Одним из результативных показателей в торговле является товарооборот, характеризует объем деятельности торговли, как отрасли народного хозяйства. Как видно из таблицы в Комбинате общественного питания производительность труда одного работника возрастала. Прирост с 2007 г. по 2008 г. составил 50,4%. В магазине тоже производительность росла, но не такими темпами как в комбинате, примерно, 30,9%. Это объясняется тем, что выросла средняя продолжительность рабочего дня, за счет привлечения работников в выходные дни, уменьшение неявок. Чем и объясняется повышение производительности труда, эффективно стали использоваться отработанные часы. На этапе старости, когда используются физически и морально изношенные оборудования и устаревшая технология производства, покупатели теряют интерес к продукции, так как существуют лучшие по качеству, цене и другим характеристикам товары или меняются вкусы и предпочтения покупателей, которые были не учтены производителями. В результате темпы снижения объема продаж возрастают, ассортимент товара сужается, возникает риск убыточности. Требуется диверсификация, техническое перевооружение и модернизация производства. Основные средства являются одним из факторов производства – это средство труда, имеющие длительный период использования (более одного производственного цикла), и переносящее свою стоимость на стоимость готового продукта частями. Предприятие обязано: – использовать имущество только в соответствии со своей уставной деятельностью; – обеспечить сохранность имущества, не допускать ухудшения его технического состояния, за исключением нормативного износа имущества в процессе эксплуатации; – осуществлять ремонт имущества за счет собственных средств; – направлять амортизационные отчисления на восстановление старого и приобретенного нового оборудования. Предприятие не вправе продавать принадлежащие ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Таким образом Торг «Кировский» владеет, пользуется и распоряжается имуществом, переданным ему Комитетом города Кирова в хозяйственное ведение в пределах, определяемых ГКРФ, оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками. В процессе жизненного цикла товаров происходит движение основных средств, характеризуемые следующими показателями (см. таблицу 7): Таблица 7 – Показатели, характеризующие движение основных средств (%).
Прирост основных средств в стоимостном выражении может происходить за счет ввода в эксплуатацию новых объектов, приобретений бывших в эксплуатации основных средств, безвозмездного поступления, аренды, переоценки. Уменьшение стоимости основных средств может происходить в результате выбытия вследствие ветхости и износа, продажи, безвозмездной передачи на баланс другим предприятием, уценки основных средств, сдачи в долгосрочную аренду. Изменение структуры имущества представлено в таблице 8. Таблица 8 – Изменение имущественного положения организации
Затраты предприятия – понятие широкое и многообразное. Поэтому необходимо различать затраты предприятия на закупку товаров, капитальные вложения в расширенное воспроизводство основных фондов и текущие затраты по организации торгового процесса. Постоянно находясь в обороте предприятия, средства, предназначенные для закупки товаров и создания запасов, не затрачиваются, а авансируются. Они возмещаются за счет краткосрочных кредитов банка и собственного оборотного капитала. Издержки обращения (см. таблицы 9, 10) – это выраженные в денежной форме расходы, затраты торгового предприятия по доведению товаров от производителя к потребителю. Издержки обращения связаны с товарным обращением и являются категорией товарного хозяйства. Для предприятий торговли очень важно обеспечить своевременный, достоверный и полный анализ фактических расходов и контроль за использованием финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Таблица 9 – Издержки обращения
Таблица 10 – Отклонения по издержкам обращения
Увеличение издержек за 2006 год составило 4%. Продолжалась работа по ремонту магазинов и складских помещений; на эти цели было израсходовано 538 т. руб. В составе издержек обращения наибольший удельный вес на протяжении 3-х лет занимают такие статьи расходов как: за 2008 год 1. коммунальные услуги (теплоэнергия, эл./энергия, вода, услуги ЖКХ) – 5,2%; 2. транспортные расходы – 5,7%, 3. заработная плата и отчисления – 58,8%, 4. услуги вневедомственной охраны – 0,9%, 5. амортизация основных средств – 1,9%, 6. аренда земли – 1,5% Основной причиной увеличения расходов является повышение тарифов. Например, в течение 2006 года увеличились тарифы на: 1. электроэнергию 23,2%; 2. теплоэнергию 27,5%; 3. пользование водой 12,5% 4. услуги связи 18%; 5. услуги ЖКХ 4%; 6. горюче-смазочные материалы 23,1%; 7. транспортные услуги 5%; 8. аренда земли 10%. 3. Показатели, характеризующие эффективность работы предприятия Финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами, обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами предприятия, путем их эффективного использования способствует бесперебойному процессу деятельности предприятия. Финансовая устойчивость – это состояние финансовых ресурсов, их распределение и использование, обеспечивающее развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска. Для характеристики финансовой ситуации на предприятии существует четыре показателя финансовой устойчивости (см. таблицу 11). Таблица 11 – Показатели финансовой устойчивости предприятия.
Из выше вычисленных показателей можно сделать вывод, что у данного предприятия кризисное финансовое положение. Кризисное финансовое положение – это грань банкротства: наличие просроченных кредиторской и дебиторской задолженностей и неспособность погасить их в срок. В рыночной экономике при неоднократном повторении такого положения предприятию грозит объявление банкротства. Расчет и анализ относительных коэффициентов (показателей) существенно дополняет оценку абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия. Таблица 12 – Финансовые коэффициенты, применяемые для оценки финансовой устойчивости предприятия.
Для качественной оценки ликвидности предприятия необходим расчет коэффициентов ликвидности (см. таблицу 13). Цель расчета – оценить соотношение имеющихся активов, как предназначенных для непосредственной реализации, так и задействованных в технологическом процессе, с целью их последующей реализации и возмещения вложенных средств и существующих обязательств, которые должны быть погашены предприятием в предстоящем периоде. Таблица 13 – Финансовые коэффициенты, применяемые для оценки ликвидности предприятия.
Таким образом, анализ коэффициентов ликвидности показывает, что предприятие находится в неустойчивом финансовом положении. Коэффициенты характеризуют низкую платежеспособность и ликвидность. Важная роль в системе экономических показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия принадлежит показателю рентабельности (см. таблицу 14). Таблица 14 – Показатели рентабельности
Недостаточность оборотных средств не приводит к достижению положительного финансового результата по основному виду деятельности предприятия, хотя имеющиеся ресурсы используются максимально. Структура источников оборотных средств - собственные с = с. 410 + с. 420 + с. 470 2006 г. с = 4 312 + 0 + 112 879 =117 191 2007 г. с = 4 312 + 0 + (-4 250) = 62 2008 г. с = 4 312 + 0 + (-7 342) = – 3 030 - заемные з = с. 510 + с. 610 2006 г. з = 0 + 700 = 700 2007 г. з = 0 + 0 = 0 2008 г. з = 0 + 0 = 0 - привлеченые п = с. 620 + с. 630 + с. 640 + с. 650 + с. 660 2006 г. п = 53 652 + 0 + 0 + 0 + 0 = 53 652 2007 г. п = 38 602 + 0 + 0 + 0 + 0 = 38 602 2008 г. п = 23 498 + 0 + 0 + 0 + 0 =23 498 ВСЕГО средств: 2006 г. = 117 191 + 700 + 53 652 = 171 543 2007 г. = 62 + 0 + 38 602 = 38 664 2008 г. = – 3 030 + 0 + 23 498 = 20 468 На протяжении трех лет источники оборотных средств уменьшались. Важным показателем анализа является чистый оборотный капитал (далее – ЧОК). Иногда его в литературе называют просто оборотный капитал. Однако определение чистый оборотный капитал наиболее точно отражает его экономический смысл. Чистый оборотный капитал – это величина оборотных активов, на которые не распространяются краткосрочные обязательства, то есть это оборотный капитал «чистый» от каких-либо обязательств. Иными словами, величина ЧОК показывает, какая доля оборотных активов останется в собственности предприятия, если оно сразу рассчитается за все краткосрочные обязательства. Данный показатель является одним из наиболее важных, так как способен отразить умение предприятия выполнять свои краткосрочные обязательства и сохранять способность продолжать производственную деятельность одновременно. Величина ЧОК рассчитывается по формулам: ЧОК = Оборотные активы – Краткосрочные обязательства ЧОК (2006 г.) = 35551 – 54352 = – 18801 ЧОК (2007 г.) =31322 – 38602 = – 7280 ЧОК (2008 г.) = 15470 – 23498 = – 8028 Отрицательное значение данного показателя говорит о том, что краткосрочные обязательства превосходят оборотные активы. Другими словами, можно сказать, обязательства, по которым предприятия должно рассчитаться в течение года, превосходят активы, которые оборачиваются в течение года. Такое происходит, когда темп роста обязательств превосходит темп роста активов. Из этого можно сделать вывод: предприятие неэффективно управляет заемными источниками финансовых средств, выраженными кредиторской задолженностью и другими обязательствами. Не менее важным показателем эффективности деятельности предприятия – это дебиторская и кредиторская задолженности. При договорных отношениях возникают обязательства по которым нужно своевременно осуществляет расчет. Все расчетные отношения отражаются в активе и пассиве баланса. Платежи должны проходить в сжатые сроки, а взаимная задолженность должна сводится к минимуму. Для наиболее полного отражения состояния предприятия необходимо проводить сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности (см. Приложения). В целом, если бы было превышение дебиторской задолженности над кредиторской, то это бы неблагоприятно характеризовало состояние предприятия, так как это могло бы создать угрозу финансовому положению предприятия, и вызвать необходимость привлечения дополнительных источников финансирования. Но за 2008 год кредиторская задолженность превысила дебиторскую на 16 188 тыс. руб. Но и с другой стороны, значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской снижает платежеспособность предприятия. В течение анализируемого периода оборачиваемость кредиторской задолженности увеличилась, то есть произошло относительное снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию его кредиторами. Положительно характеризует положение предприятия снижение периода погашения кредиторской задолженности с 51,3 до 38,6. Это говорит о том, что предприятие расплачивается по своим обязательствам в срок до 1 месяца. (Отсутствие просроченной, сомнительной задолженности). Кредиторскую задолженность покупателей и заказчиков в 2008 году превысила дебиторская задолженность на 11 774 тыс. руб., дебиторская задолженность поставщиков и подрядчиков отсутствовала, а величина кредиторской задолженности составила 19 084 тыс. руб. Важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую. Но в нашем случае кредиторская задолженность превысила дебиторскую на 16 188 тыс. руб. С другой стороны, значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской снижает платежеспособность предприятия. Для предприятия целесообразно иметь соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностью 0,9–1. Деловую активность предприятия можно представить как систему качественных и количественных критериев. Качественные критерии – это широта рынков сбыта (внутренних и внешних), репутация предприятия, конкурентоспособность, наличие стабильных поставщиков и потребителей и т.п. Такие неформализованные критерии необходимо сопоставлять с критериями других предприятий, аналогичных по сфере приложения капитала. Количественные критерии деловой активности определяются абсолютными и относительными показателями. Среди абсолютных показателей следует выделить объем реализации произведенной продукции (работ, услуг), прибыль, величину авансированного капитала (активы предприятия). Относительные показатели деловой активности характеризует уровень эффективности использования ресурсов (материальных, трудовых и финансовых). Предлагаемая система показателей деловой активности (см. таблицу 15, 16) базируется на данных бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий. Это обстоятельство позволяет по данным расчета показателей контролировать изменения в финансовом состоянии предприятия. Для расчета применяются абсолютные итоговые данные за отчетный период по выручке, прибыли и т.п. Но показатели баланса исчислены на начало и конец периода, т.е. имеют одномоментный характер. Это вносит некоторую неясность в интерпретацию данных расчета. Поэтому при расчете коэффициентов применяются показатели, рассчитанные к усредненным значениям статей баланса. Можно также использовать данные баланса на конец года. Условные обозначения (для таблиц 15 и 16): F СР – средняя за период стоимость внеоборотных активов; В СР – средний за период итог баланса; – средняя за период величина оборотных активов; Z СР – средняя за период величина запасов и затрат; – средняя за период дебиторская задолженность; – средняя за период кредиторская задолженность; – средняя за период величина собственного капитала резервов. Таблица 15 – Система показателей деловой активности предприятия
Таблица 16 – Расчет показателей деловой активности
4. Оценка вероятности банкротства МУП Торг «Кировский» Одной из целей финансового анализа является своевременное выявление признаков банкротства предприятия. В соответствии с действующим законодательством основанием для признания предприятия банкротом является невыполнением им своих обязательств по оплате товаров, работ, услуг по истечении трех месяцев со дня срока оплаты. Рассмотрим две модели вероятности банкротства на предприятии. Первая модель У. Бивера (см. таблицу 8, 9). пятифакторная модель определения вероятности банкротства фирмы – это система показателей диагностики банкротства. В этой модели рассматриваются следующие пять факторов: - рентабельность активов – удельный вес заемных средств в пассивах; - коэффициент текущей ликвидности; - коэффициент покрытия активов чистым оборотным капиталов; - коэффициент Бивера; - финансовый леверидж. Расчеты по этой методике должны быть сведены в таблицу. Таблица 8 – Определение вероятности наступления кризиса по модели У. Бевира (нормативные значения)
Таблица 9 – Определение вероятности наступления кризиса по модели У. Бевира (показатели предприятия)
Из таблиц видно, что за 2006 год почти все показатели были в пределах 1 группы, что означает низкую вероятность банкротства. В последующих же годах показатели находятся в третьей группе, что свидетельствует о значительной вероятности банкротства. Вторая четырехфакторная модель Z – счета, которую предложили британские ученые Р. Тафлер и Г. Тишоу: Z4 = 0,53 * Х1 + 0,13 * Х2 + 0,18 * Х3 + 0,16 * Х4, Х1 – прибыль от реализации / краткосрочные обязательства, Х2 – оборотные активы / сумму обязательств, Х3 – краткосрочные обязательства / всего активов, Х4 – выручка от реализации / всего активов. В этой формуле пороговое значение Z – счета равно 0,2. 2006 год. Х1 = 1361/54352 = 0,03 Х2 = 35551/54352 = 0,65 Х3 = 54352/171543 = 0,32 Х4 = 376709/171543 = 2,2 Z – счета = 0,53 * 0,03 + 0,13 * 0,65 + 0,18 * 0,32 + 0,16 * 2,2 = 0,5 2007 год Х1 = 1075/38602 = 0,03 Х2 = 31322/38602 = 0,81 Х3 = 38602/38664 = 1,0 Х4 = 365980/38664 = 9,5 Z – счета = 0,53 * 0,03 + 0,13 * 0,81 + 0,18 * 1,0 + 0,16 * 9,5 = 1,83 2008 год Х1 = -1034/23498 = -0,04 Х2 = 15470/23498 = 0,66 Х3 = 23498/20468 = 1,15 Х4 = 219180/20468 = 10,7 Z – счета = 0,53 * -0,04 + 0,13 * 0,66 + 0,18 * 1,15 + 0,16 * 10,7 = 1,99 Проведя расчеты по четырехфакторной модели можно сделать выводы, что МУП Торг «Кировский» находится на грани банкротства. Если анализировать показатели за три года видно, что в 2006 году значение показателя было близко к норме (нормативное значение – 0,3, показатель предприятия – 0,5), но уже была низкая вероятность банкротства предприятия. За последние же 2006 и 2007 года показатель увеличивался, что говорит о высокой вероятности банкротства. В работе были рассмотрены две модели определения вероятности банкротства. Из расчетов было видно, что у МУП Торг «Кировский» такая вероятность банкротства есть. В результате анализа финансового состояния, можно сделать вывод, что предприятию необходимо принимать меры для улучшения финансового состояния: привлечение долгосрочных и краткосрочных заемных средств, рациональное использование наиболее ликвидных и быстрореализуемых активов проявляя гибкость в их использовании. Необходимо принимать меры по взысканию задолженности с покупателей, чтобы как можно большая часть превращалась в платежные средства, например, использовать различные формы расчетных взаимоотношений – вексельное обращение, бартерные и взаимозачетные сделки. Используя их, предприятие не ждет денежных средств, а решает проблему кризисного состояния. Список использованных источников 1. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2002 г. (Серия «Высшее образование»). 2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие – М., Финансы и статистика, 2002 г. 3. Приказ ФСФО Российской Федерации от 23 января 2001 года «Об утверждении «Методологических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций». 4. Бланк И.А. Концептуальные основы финансового менеджмента. – К.: Ника – Центр, 2003 г. 5. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – К.: Ника – Центр, 2004 г. 6. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры. – М., Финансы и статистика, 2001 г. 7. Савицкая Г.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: «ИНФРА – М», 2003 г. 8. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. / Под ред. Н.Ф. Самсонова – М.: Финансы, Юнити, 2004 г. 9. Финансовый менеджмент. Компьютерный практикум: Учебное пособие/под ред. В.В. Ковалева, – М.: Финансы и статистика, 2000 г. 10. Артеменко В.Г., Белендир М.В. Финансовый анализ: Учебное издание. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2001. 11. Финансы, деньги, кредит: Учебник/ Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2001. 12. Ковалев В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: «ФиС», 2003 г. 13. Кубышкин И. Использование финансового анализ для управления компанией. 2005 г. 14. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: КолосС, 2005 г. |