Реферат: Культура XVIII века
Название: Культура XVIII века Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2004 г. Санкт-Петербург Содержание: I. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ 1. Факторы, влиявшие на развитие культуры 2. Общие черты 3. Новые явления в культуре Петровского времени 4. Просвещение и школа первой четверти XVIII века, общие черты Петровской системы образования 5. Развитие научных знаний 6. Общественно-политическая и экономическая мысль Петровского времени 7. Литература Петровского времени 8. Развитие архитектуры при Петре I 9. Изобразительное искусство первой четверти XVIII века 10. Театр и музыка при Петре I 11. Итоги преобразований Петра I в культурной сфере II. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В 20-Х – НАЧАЛЕ 60-Х Г.Г. XVIII в. 1. Просвещение и школа 2. Наука и техника 3. Географические исследования 4. Литература 5. Искусство 6. Развитие театра в России 7. Музыка III. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. 1. Характерные черты русской культуры 2. Просвещение и школа в 60-90-х г.г. XVIII в. 3. Развитие научных знаний 4. Географические исследования и открытия 5. Историки второй половины XVIII в. 6. Литература 7. Архитектура 8. Искусство 9. Театр 10. Музыка ОБЩИЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ 1) Факторы, влиявшие на развитие культуры Изменения в культуре были подготовлены предшествующим периодом развития, связанного с переходом от традиционной церковной замкнутости к светской культуре и науке. Этот период происходил позднее, чем в Западной Европе. Характер, темпы и условия культурных преобразований зависели от активности государства, использовавшего насильственные методы для достижения цели – подготовки специалистов в разных отраслях культуры. Именно государство определяло условия развития и существования культуры. 2) Общие черты Культурные реформы были тесно связаны с процессом преодоления монополии церкви в духовной жизни, с преодолением национальной замкнутости, но религия продолжала играть большую роль в жизни людей. На первый план выступал интерес к проблемам окружающего мира, обществу и человеку, к идее эволюционного развития. Менялось отношение к человеческой личности, и утверждался новый взгляд на человека: не знатность и богатство, а разум, воинские заслуги, служба государству определяли положение человека в обществе. Проявился большой интерес к точным и естественным наукам, к развитию научных и культурных учреждений. Получили распространение рукописные и печатные книги. Возникший новый механизм передачи культурных знаний (светские школы, гражданский шрифт и т.д.) способствовал демократизации культуры. Наряду с сохранением старых традиций расширились связи с культурами других стран. В стране вырос интерес к античности, получил развитие художественный стиль барокко. Духовная жизнь стала интенсивнее и разнообразнее, новая европейская культура проникла в верхи русского общества и не затрагивала основные массы населения страны, среди которого сохранилось влияние церкви на нравственные устои. Шел процесс, когда помимо социальных перегородок возникали различия между группами населения в быту, одежде. 3) Новые явления в культуре Петровского времени 1. «Сумасброднейший, всешутейший, всепьянейший Собор» – создан Петром I в 1691 году. Среди главных персонажей «князь-папа», Никита Зотов, «князь-кесарь» Ф. Ромодановский, также в его состав входили «епископы», «архимандриты». Сам Петр носил звание «протодьякона». Все участники носили шутовские наряды. «Собор» собирался от случая к случаю и непременно по праздникам, устраивая пиры. 2. Сооружение триумфальных арок и торжественные процессии . 30 сентября 1696 года в Москве сооружены триумфальные ворота по образцу древнеклассических. Арку венчали вырезанные из дерева фигуры Марса и Геракла. Через эти ворота прошла торжественная процессия в честь взятия Азова. С 1702 г. триумфы праздновались ежегодно. 3. Бритье бород (1698-1699). Население страны, исключая духовенства и крестьянства обязано было брить усы и бороды. За их сохранение установлена плата: гости и купцы – 100 руб., служивые люди московские, купцы 2 и 3 статей – 60 руб., посадские, боярские холопы – 30 руб. Крестьянин при въезде в город и выезде платил по 2 деньги. Православные рассматривали насильственное брадобритие как притеснение и покушение на старые устои жизни. 4. Юлианский календарь и празднование Нового года с 1 января – принято в 1700 году, ранее Новый год праздновался с 1 сентября. 5. Введение европейской одежды в 1700 году . Указ обязывал думских дворян, приказных и служебных чинов, торговых людей носить в Москве и в городах платье немецкое и венгерское, за исключением духовных лиц, извозчиков, пахотных крестьян. Последующие указы предписывали переходить на ношение немецкой и французской одежды. Постепенно устанавливается единая по типу и покрову одежда для чиновников – французский костюм. 6. Постройка в Москве общедоступного театра в 1702 году . Представления в театре давала два раза в неделю немецкая труппа И. Кунста (после его смерти труппу возглавил О. Фюрст). Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. С 1705 г. представления шли на русском языке. С 1707 г. они прекратились. 7. Первая газета «Ведомости» в 1702 году. Первая периодическая газета с тиражом от 100 до 2500 тысяч экземпляров. 8. Введение арабских цифр в 1703 году. Впервые арабские цифры были употреблены в учебнике математики Леонтия Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная…» 9. Первая частная типография в Москве в 1705 году. Типография создана жителем посада В. О. Киприановым. Составил и издал календарь, известный под названием «Брюсов календарь», печатал настенные гравированные плакаты – учебно-наглядные пособия. 10. Частные библиотеки. 11. Переход на гражданский шрифт в 1708 году . Изменен алфавитный состав, исчезли ненужные для передачи русской речи буквы (греческие – «пси», «омега»), введены новые буквы е, я, э, упрощено правописание, исчезли знаки ударений. Первая книга, отпечатанная гражданским шрифтом – «Геометриа словенски землемерия». 12. Создание «Модель-камеры». Впоследствии она составит основу Военно-морского музея. 13. Первая публичная библиотека в 1714 году. В состав библиотеки вошли книжные собрания русских царей, издания, подаренные герцогами Голштинским и Курляндским, книги отдельных бояр. Позднее библиотека была передана Академии наук. В 1725 году в ней находилось 11 тыс. книг. 14. Первый ботанический сад в 1714 году. 15. Ассамблеи в 1718 году. Ассамблеи – светская форма развлечений при Петре I, когда собирались представители разных сословий (и мужчины, и женщины). Ассамблеи положили начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», и разговора на иностранном, преимущественно французском языке. 16. В 1719 году открыта Кунсткамера. Коллекции состояли из минералов, скелетов животных, анатомических аномалий, оружия, произведений искусств. Начало музейного дела. 17. Публичные праздники. Многие события отмечались публичными гуляниями (фейерверками, праздничными и карнавальными шествиями, маскарадами). Ежегодно отмечались дни побед при Полтаве и Гангуте. 18. Открытие Академии наук в 1725 году. Указ об открытии был подписан Петром I в 1724 году, но она была открыта после смерти императора. 4) Просвещение и школа первой четверти XVIII века, общие черты Петровской системы образования Реформы Петра I в разных сферах вызывали потребность в квалифицированных военных, технических, чиновничьих специалистах, для подготовки которых необходимо было создать систему образования. Путешествие по Западной Европе убедило Петра I в том, что развитие промышленности и торговли зависело от уровня образования. Одной из основных задач государственной политики в области просвещения стало создание светской системы образования. В основу системы положен принцип обязательного обучения дворянства, причем учеба приравнивалась к государственной службе. Петровская школа создавалась как техническая школа, среди дисциплин преобладали точные науки, богословские предметы вытеснялись из школы. Учение в значительной степени было принудительным и опиралось на жестокую систему наказаний (система наказаний и штрафов предусматривала наказание плетью за проступки и штрафы за прогулы). Церковные школы приобретали четко выраженный профессионально-сословный характер и готовили священников, способных выполнять функции, возложенные на церковь государством.
Итоги: Создана система государственного образования и разработаны основы светского обучения и воспитания. Возникло около 150 школ различного типа. Образованием охвачено 0,5 % населения. «В первые полвека реформы русское дворянство очень медленно входило во вкус европейской культуры». (Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры, т.3, с. 197.) 5) Развитие научных знаний 1) Техника, механика Подъем техники был тесно связан с развитием промышленности, строительством кораблей, созданием армии. По техническому оборудованию русские мануфактуры не отличались от западноевропейских. Известный изобретатель А. К. Нартов в 1712 г. создал токарный станок с использованием самоходного механического держателя резца. Нартов изобрел машину для сверления дул у пушек, разработал технологию и механизацию производства монет. В 1720-1724 г.г. Ефим Никонов построил и испытал подводную лодку и водолазный костюм. Испытания завершились неудачей, и после смерти Петра I изобретатель был сослан в Астраханский порт. В стране сооружались гидротехнические сооружения. 2) Геология Положено начало изучению производительных сил страны. В 1700 году создана государственная горно-разведочная служба. Было открыто месторождение медных руд на Урале, каменного угля на Дону, угольные запасы Кузбасса. 3) Астрономия В переводе Я. Брюса появилась популярная книга известного физика и астронома Х.Гюйгенса «Книга мировоззрения, или Мнение о небесно-земных глобусах и их украшениях», посвященная обоснованию гелиоцентрической системы Н. Коперника. Г. Фарварсон и Я. Брюс организовали астрономические наблюдения в России. Издан первый печатный календарь со сведениями по астрономии, астрологии, метеорологии. С 1725 г. в Петербурге начались систематические метеорологические наблюдения. 4) Медицина В Москве и Петербурге созданы госпитали и медицинские школы, открыты аптеки. С 1718 г. в Петербурге начато изготовление медицинских инструментов. 5) География Большие успехи достигнуты в картографии. Ф. Соймонов и К. Верден описали и нанесли на карту Каспийское море. Впервые на карте появилось Аральское море. Созданы карты Балтийского, Азовского морей, Придонья, Поволжья, Сибири, Камчатки, Курильских островов. 6) История В 1713 году в Петербурге вышла первая работа о Северной войне «Книга Марсова или Воинских дел от войск царского величества российских во взятии преславных фортификаций и на разных местах храбрых баталий учиненных над войски его королевского величества свейского». Это сборник реляций и гравюр о победах русской армии. Причины Северной войны раскрывались в книге П. П. Шафирова «Рассуждения, какие законные причины е. в. Петр Великий с начатию войны против короля Карла XII Шведского 1700 года имел…». 6) Общественно-политическая и экономическая мысль Петровского времени В общественное сознание внедрялась идея верховенства государства. На государе лежит забота о благе отечества и народа, и он обязан дать правильные законы, создать систему управления и добиваться их точного исполнения, чтобы обеспечить процветание страны. Достижение «общего блага» возможно только через служение государственному интересу, и следовательно, служба является долгом гражданина и поданного государства. Горячая вера в силу разума, рационализм. Народное благосостояние связывалось с распространением просвещения и научных знаний. Жесткая регламентация общественной и частной жизни. За невыполнение законов и указов строжайшие наказания (штрафы, конфискация имущества, ссылка на каторгу, лишение жизни). Деятели 1. Феофан Прокопович (1681-1736). Выступал в поддержку реформ, подготовил церковную реформу, сторонник самодержавной власти, вице-президент Синода, публицист, поэт, драматург, педагог. Произведения: «Духовный регламент» (1721). Прокопович доказал необходимость ликвидации патриаршества и преимущество коллегиального управления, отвечающего принципам «соборного правления». Глава церкви – монарх. Государство осуществляет контроль над Синодом. «Духовный регламент» положен в основу церковной реформы. «Правда воли монаршей» (1722). Автор доказал, что источником государственной власти является «божья воля» и воля народа, отказавшегося от всех прав в пользу правителя-государя. Наилучшая форма государства для России – абсолютная монархия. Народ должен безусловно подчиняться воле монарха. Воля царя завещать престол вне зависимости от степени родства. 2. Федор Степанович Салтыков. Произведения: «Пропозиции» (1713), «Изъявления, прибыточные государству» (1714). Исключительное право дворян на владение землей и крепостными крестьянами. Для дворян ввести титулы в соответствии с числом крестьянских домов в вотчинах. Выдвинул идею наследования земли старшим сыном. Государство должно заботиться о развитии торговли и промышленности. Строительство мануфактур объединениями купцов при поддержке государства. 3. Иван Тихонович Посошков (1652-1726). Произведения: «Письмо о денежном деле» (1701), «Зеркало очевидное» (1708), «Завещание отеческое сыну» (1719), «Книга о скудости и богатству» (1724). Автор – сторонник абсолютной монархии. Вся хозяйственная деятельность должна управляться и регулироваться государством. Выступал за развитие отечественной промышленности путем государственного поощрения предпринимательской деятельности. Предлагал строить мануфактуры, поддерживать купцов ссудами и передавать мануфактуры в частные руки. Исключительное право торговли должно предоставляться купечеству. Отстаивал ряд мер по ограничению произвола дворян. Сторонник равенства всех перед законом. 7) Литература Петровского времени Общие черты, присущие литературе данного периода Неотъемлемой частью российского общества стал процесс европеизации. Литература сохранила связи с устным народным творчеством, с древнерусской литературой, развивала патриотические и гражданские мотивы, свойственные ей. Но наряду с этим в Россию проникали идеи западноевропейской литературы, и существовавшие литературные формы и жанры постепенно вытеснялись новыми. В литературе утверждались идеи просвещенного абсолютизма, проявился интерес к античности, усилилась публицистичность. Произошел переход от церковной литературы к светской. В ходе смешения церковно-славянского и разговорного русского языка возник новый литературный язык, шло формирование единого национального языка. Наряду с рукописной все чаще появлялась печатная литература, наряду с анонимной – авторская.
Литература этого периода, сохранив связи с древнерусской литературой, подготовила дальнейшее развитие русского классицизма и определила его национальное своеобразие. 8) Развитие архитектуры при Петре I Характерные черты градостроительства Начало перехода к регулярной застройке новых городов (Санкт-Петербург, Азов, Таганрог) улицами, пересекающимися под прямыми углами и с выносом фасадов по линии улиц. Строительство государственных, военных, производственных и гражданских зданий симметрично. Высокие шпили венчали важнейшие городские здания. В гражданском правительстве Петербурга широко используется камень. Уделялось внимание освещению, мощению и уборке улиц, проводилось озеленение. Создано централизованное управление по архитектурно-строительному делу – Комиссия по строению в Санкт-Петербурге. В Россию были приглашены иностранные архитекторы, что способствовало слиянию западноевропейской культуры с русским зодчеством и формированию архитектурного стиля – петровского барокко. Новым явлением в архитектуры стало сооружение триумфальных арок. Черты петровского барокко · Симметрия фасадов, состоящих из трех выступов-ризалитов, одного центрального и двух боковых. Высокое парадное крыльцо. · Высокие крыши с переломами, шпилями, башнями или башенками. Линия кровли усложнялась полукруглыми фронтонами, заполненными декоративным рельефом. Волнообразные или изломанные карнизы. · Вертикальные «лопатки» - ребра-выступы заменяли пилястры и колонны. · Углы зданий либо первые этажи оформлялись «рустом» - имитацией крупных выступающих камней. · Ритмическое расположение проемов, разные формы окон, обрамленных белыми наличниками. · Отштукатуренный фасад окрашивался в два цвета, чаще всего в сочетании красного и белого. · Внутренне убранство решалось по принципу анфилады – ряда примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создавало сквозную перспективу. Церковная архитектура В первой четверти XVIII века было построено 22 храма. В строительстве церковных зданий произошло сочетание элементов ордерной системы (колонны, портики, фронтоны) с новомосковским барокко. Храмы были просторными, светлыми, в них присутствовало стремление к высотности, ярусности, использовалась скульптура. Богатый орнамент и башни-колокольни были характерным признаком. Возникли храмы центрической композиции, устремленные ввысь. Развивалось деревянное зодчество. Всемирную славу получила Преображенская церковь на острове Кижи. Светское начало в архитектуре получило преобладание над церковным.
9) Изобразительное искусство первой четверти XVIII века Общие черты развития живописи · Живопись по характеру стала преимущественно светской. · Художники отходят от иконописной манеры письма и стремятся передать объем предметов и глубину окружающего их пространства; освоение светотени и линейной перспективы. · Началось формирование жанров: батальный, исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Самым распространенным стал жанр портрета. · Бурное развитие гравюрного искусства.
10) Театр и музыка при Петре I Театр 1701 г. – школьные театральные представления в Славяно-греко-латинской академии. 1702 г. – первые представления в Москве немецкой труппы И. Кунста и русских актеров, определенных в ученики. 1702-1707 г. – постройка в Москве на Красной площади публичного театра. 1705 г. – студенты Киево-Могилянской академии поставили трагикомедию Ф. Прокоповича «Владимир», первую отечественную пьесу, посвященную борьбе киевского князя с язычниками. Музыка 1721 г. – создание в Москве Синодального хора. Выступления в Петербурге оркестра герцога Голштинского. Быстро распространялась танцевальная музыка. Танцевали менуэт, аллеманду, сарабанду, савош – танцы, пришедшие с Запада. 11) Итоги преобразований Петра I в культурной сфере Произошел подъем просвещения, науки и культуры. Упрочились научно-технические и культурные связи России с другими странами. Изменения в быту, вытеснение церковного мировоззрения способствовали проникновению просветительских взглядов. Вместе с тем Петровские реформы не затронули глубинных слоев населения, возник разрыв между европеизированной верхушкой и остальным обществом. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В 20-Х – НАЧАЛЕ 60-Х Г.Г. XVIII в. 2) Просвещение и школа Общие черты развития образования В 20-х – начале 60-х г.г. XVIII века произошел переход от массовой светской школы к системе закрытых сословных учебных заведений. Сеть духовных учебных заведений постепенно теряла всесословный характер и приобретала черты сословной замкнутости. Возникли художественные и театральные учебные заведения. Формировался слой отечественных преподавателей. К активной деятельности в области образования приобщались выходцы из купечества, мещанства, духовенства. Во всех учебных заведения введен обязательный предмет – Закон Божий. В 1755 году был открыт Московский университет, идея его создания принадлежала М. В. Ломоносову. В университете имелось три факультета: философский, медицинский, юридический. Преподавание шло на русском и латинском языках. В 1757 году по проекту И. И. Шувалова была учреждена «Академия трех знатнейших художеств», имевшая отделения живописи, скульптуры и архитектуры. Новые учебники: ЭйлерЛ. «Руководство к арифметике для употребления в гимназии…», «Геометрия», Бакмейстер Л. «Краткое руководство географией», Ломоносов М. В. «Российская грамматика», Курганов И. Г. «Универсальная арифметика». 3) Наука и техника Научным центром страны была Академия наук. Основными направлениями ее деятельности являлись физико-математические и естественные науки. Академия наук организовала ряд экспедиций по изучению территории страны, готовила новые научные кадры, выпускала ежегодно научный журнал и была единственным издателем научной, научно-популярной и художественной литературы. В Академию наук были приглашены иностранные ученые, среди них Д. Эйлер, Н. и Д. Бернулли Г. Ф. Миллер и другие. Постепенно появились отечественные ученые.
4) Географические исследования
5) Литература Общие черты развития литературы Завершился переход от средневековой жанровой системы к жанрам, связанным с европейскими направлениями барокко и классицизма. Литература освобождается от церковного духовного влияния. В ней утверждались идеи гражданственности, просветительские тенденции, усилилась сатирическая направленность. Сложился русский классицизм, ставший одним из национальных вариантов общеевропейского классицизма. Формировался русский литературный язык. Черты классицизма Классицизм – художественный стиль в Западной Европе, возникший в XVII в. и обращавшийся к античности и античному искусству как к норме и идеальному образцу. В России возник в 30-е годы XVIII в. В классицизме утверждалась идея главенства государства над интересами отдельной личности, что обусловило в нем преобладание греческих мотивов. Строгая классификация жанров: высокий – трагедии, оды, эпопеи; средний – драмы, послания, элегии, сатиры; низкий – комедии, басни, лирические песни. Смешение жанров не допускалось, ведущий жанр – трагедии. Закон трех единств (единство действия, единство места, единство времени). Особенности русского классицизма Преобладание героических и патриотических мотивов, повышенное внимание к сюжетам отечественной истории. Воплощение образа нового человека – гражданина и патриота. Создание своего образа идеального монарха – Петра Великого. Тесная связь с просветительской философией, утверждавшей естественное равенство людей, внесословную ценность человека. Чрезвычайное усиление общественно-политической сатиры, связь с народным творчеством, традициями национальной культуры. Развивались разные жанры, но ведущими были трагедии и оды. Формирование русского классицизма связано с творчеством А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова.
6) Искусство Общие черты развития архитектуры Утверждение и развитие архитектурного стиля барокко. Переплетение приемов и мотивов западноевропейского барокко с традициями нарышкинского стиля и народного творчества. Тесная связь архитектуры с изобразительным искусством. Восстановление каменного строительства по всей стране. Усиленное внимание к градостроительству, создание Комиссии о Санкт-Петербургском строении. Основные постройки сооружались по заказам императорского двора и знати в виде дворцов и дворянских усадеб. Продолжалось строительство общественных зданий. Характерные черты барокко в архитектуре · Торжественная композиция здания, насыщенного динамикой архитектурных форм. · Активное использование декоративных рельефов, сложных наличников окон, скульптур придавало зданию праздничный вид. · Архитектура сливается со скульптурой, обилие лепнины, статуи в нишах, в интерьерах, на крыше. · Для интерьеров характерно анфиладное расположение залов. Потолки покрывались лепниной и плафонной живописью, паркет со сложным ресурсом, множество зеркал по стенам.
7) Развитие театра в России 50-е годы XVIII в. – это время рождения и развития национальной драматургии, создания общедоступного профессионального русского театра, появления отечественных актеров, распространения любительских театров, утверждения и развития классицизма в искусстве. Основу отечественной драматургии составили трагедии и комедии А. П. Сумарокова. Первая трагедия «Хорев» была сыграна кадетами Сухопутного корпуса в 1749 г. В 1731 г. итальянская комедия масок положила начало постоянно действующему придворному театру, спектакли которого стали частью придворного быта. В 1742 г. в Москве князь Черкасский создал крепостной театр. Основная масса крепостных актеров появится в 60-е годы XVIII века. 7) Музыка Общие черты развития Основным центром музыкальной жизни оставался императорский двор, определявший моду на иностранных композиторов и исполнителей. Светская музыка приобретала все больше значение и оттеснила культовую церковную музыку на различных публичных торжествах. Петровские ассамблеи сменились дворянскими балами с определенной программой танцев. Получили распространение танцевальные вечера различных слоев населения с приглашением оркестра за плату. Заметное место в музыкальной жизни дворянского общества заняли спектакли итальянской и французской оперы. Музыка стала одной из важнейших частей художественных спектаклей (арии, хоры, инструментальные фрагменты). 1729 г . – указ Петра II о создании придворного оркестра. 1731 г. – первый оперный спектакль в России «Колендро». 1741 г. – в Москве Ф. Б. Растрелли соорудил «Оперный дом». 1757 г. – в Петербурге начал работать частный оперный театр итальянца Дж. Б. Локателли. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. 1) Характерные черты русской культуры Сформировалась вполне самобытная национальная культура европейского типа, на которую сильное влияние оказали идеи французского Просвещение. Активным проводником этих идей была Екатерина II. Сложились различные направления общественно-политической мысли. В области образования возникла система сословного и светского образования. Заложены основы развития наук: математики, геологии, химии, астрономии, биологии, истории, географии. Появились несколько научных центров, положено начало системы высшего образования. В литературе утвердились два основных направления: классицизм и сентиментализм, возникли и развивались новые жанры. В эти годы шло крупное градостроительство. На смену архитектурному стилю барокко пришел классицизм, отличавшийся ясностью форм, простотой и монументальностью. В живописи развивались жанры: портретный, исторический, пейзажный, бытовой. Скульптура отличалась монументально-аллегорическим характером и в то же время была реалистична. Широкое распространение получило увлечение театром и театральными праздниками. Возник балет, новые музыкальные жанры. Общие черты русского Просвещения Идеи Просвещения активно проникали в Россию с 40-х годов ,XVIII века. Носителями прогрессивных идей выступали дворяне и формирующаяся разночинная интеллигенция. Русские просветители были убеждены в том, что процветание страны зависит от состояния науки, торговли, ремесла и промышленности. Просветители отстаивали освобождение общества от церковной зависимости как важнейшее условие развития, самостоятельности и независимости научных исследований. Решение основных вопросов развития большинство просветителей связывали с развитием просвещения, т.е. с идеей медленного эволюционного развития. Особенности русского Просвещения Своеобразие русского просветительства состояло в том, что носителями демократического мировоззрения в основном были представители высшего привилегированного сословия – дворяне. Устойчивый интерес к жизни крестьян, критика крепостнических порядков, вера в то, что отмена крепостного права принесла бы всеобщее благополучие. Интерес к российской истории, чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Отечеству, пробуждение национального самосознания. 2) Просвещение и школа в 60-90-х г.г. XVIII в. Общие черты развития просвещения Ведущую роль в образовании занимало государство, положившее в основу образования и воспитания идею, что самодержавие – это единственно возможное и наилучшее благо для России. Оформилась система государственного образования, основанная на сословном принципе и на постепенном переходе от начальной школе к средней и высшей. Существенно расширилось число общеобразовательных учебных заведений, где обучались люди разных сословий. Шло формирование единой системы обучения на основе единых учебных планов, учебников. В светской школе сохранилась зависимость от влияния церкви. На основе просветительских педагогических идей была предпринята попытка воспитания «новых» людей. Начальное образование: общеобразовательными учреждениями, в которых обучали чтению, письму, арифметике, началам геометрии, фортификации, артиллерии являлись гарнизонные школы, преемницы цифирных. Специальные учебные заведения: возник ряд новых учебных заведений: училище при Академии художеств (1764), Воспитательные дома в Москве и Петербурге, Коммерческое училище в Москве, Медицинское училище в Петербурге и другие. Женское образование: в 1764 г. для дворянских девиц был основан Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (его называли Смольным). Воспитанницы изучали гуманитарные предметы: географию, историю, музыку, танцы, рисование, умение стихосложения, особое внимание уделялось изучению иностранных языков, учили домоводству. В 1765 г. при Институте открылось отделение для мещанских девиц. Воспитание «новой породы людей»: И.И. Бецкой разработал план создания закрытых учебных заведений на основе сословного принципа для воспитания людей учтивых, благородных, трудолюбивых. Воспитание и обучение основывалось на гуманистических принципах с отказом от телесных наказаний и принуждений, с учетом склонностей воспитуемых. По плану Бецкого были созданы воспитательные дома и училища. В 1782-1786 г.г. проведена школьная реформа. Итоги: В стране сложилась система общеобразовательной школы, она носила закрытый, ограничительный характер и не предоставляла возможностей для получения знаний большинству людей. Повышение образовательного и культурного уровня дворянства, расширение высшего образования, появление женского образования стало основой для развития многонациональной культуры и формирования дворянской интеллигенции. 3) Развитие научных знаний
4) Географические исследования и открытия
5) Историки второй половины XVIII в.
6) Литература Общие черты развития Дворянская литература развивалась в русле классицизма, на мену которого приходит сентиментализм. В конце XVIII века происходит отход от классицизма и преодоление сентиментализма и постепенное формирование элементов реализма. Этот процесс раньше затронул драматургию. Возникли новые жанры: путешествия, чувствительная повесть, детская литература. На первый план выходили прозаические произведения. Усилилась сатирическая направленность. Наряду с художественно литературой получили распространения мемуары. Шло развитие журналистики. В 60-е годы появилось несколько художественно-литературных, сатирических журналов, но существовали они непродолжительно. Черты сентиментализма Сентиментализм возник в России в 60-70-е годы XVIII в. Внимание писателей сосредотачивалось на внутреннем мире героев, на стремлении раскрыть душевные качества, показать оттенки их чувств. Ведущими стали прозаические жанры: семейно-психологический роман, повесть, исповедь, дневники, путевые записки, в лирике – элегии и послания. С сентиментализмом связано совершенствование литературного языка.
7) Архитектура Общие черты развития Осуществление широкой градостроительной программы, в значительной мере обновление городских центров. Получил развитие новый архитектурный стиль. На смену пышному барокко пришел классицизм в ранней форме (1760-1780) и в строгой форме (1780-1800). На первом этапе сохранялись элементы барокко и сооружались в основном общественные здания, на втором этапе преимущественно строились городские частные дворцы и усадьбы. Сложился новый тип усадебного строительства с пейзажными парками и классической архитектурой. В церковном строительстве появились центрические храмовые композиции. Черты классицизма Становление строгого классицизма происходило под влиянием наследия А. Палладио, крупнейшего архитектора эпохи итальянского Возрождения. Четкий геометрический объем определял форму зданий. Симметричность и компактность композиции. Простота и лаконичность, торжественность и монументальность достигались мощными колоннами в центре здания. Четкость горизонтальных и вертикальных линий, отсутствие скульптурных украшений. Здание венчалось куполом или круглыми надстройками.
8) Искусство Общие черты развития живописи и скульптуры Преобладающим жанром в живописи оставалось портретное искусство, с которым были связаны крупнейшие достижения. Портрет становится массовым искусством, которое проходит своеобразную революцию: от парадной торжественности к постепенному психологизму и реализму в изображении характера человека. Особенно ярко черты сентиментализма проступили в творчестве В. Л. Боровиковского. В пейзажной живописи получили развитие городской и сельский пейзаж. Появились картины, посвященные крестьянскому быту. Скульптура стала одним из ведущих видов искусства. Развивались все виды скульптуры: рельеф, статуя, декоративно-монументальная, портретный бюст. В конце XVIII века коллекционирование живописи и скульптуры стало заметным явлением культурной жизни России.
9) Театр Общие черты развития Театральное искусство вышло из сферы сословного, придворного театра и превратилось в общенациональное. Театр становится самым демократическим искусством. Широкие массы городского населения приобщились к театру Происходит развитие жанров театрального искусства: комедий, трагедий, драмы, комической оперы. Ведущим жанром в 80-е годы становится комедия. Наряду с произведениями Вольтера, П. Бомарше, Ж. Мольера, В. Шекспира, Ф. Шиллера в репертуаре театров утверждалась национально-патриотическая тематика, увеличился круг отечественных драматургов. Расширилось обучение драматическому и оперному искусству. 1765 г. – В Петербурге и Москве сооружались театры «для всенародного увеселения», где выступали любительские труппы. 1773 г. – Создание в Петербурге публичного государственного театра.1786-1786-89 г.г. – Открытие в Петербурге Эрмитажного театра. 10) Музыка Общие черты развития Сложилась русская композиторская школа, появилось множество талантливых отечественных музыкантов-исполнителей. В 60-70-е годы оформилась в качестве самостоятельного жанра русская национальная опера. Основным мелодическим источником для русской оперы стала русская народная песня. Получила развитие камерная музыка – скрипичная, ансамблевая. Уметь петь или играть на каком-нибудь музыкальном инструменте считалось обязательным для образованного человека. Больших успехов достигло хоровое искусство. Возник тип русского хорового концерта, в котором использовались достижения оперы, инструментальной музыки, балета и хора. Достижения музыкальной культуры были обусловлены тесной связью с фольклором и национальной русской музыкой. 1763 г. – реорганизация Придворного театра в Придворную певческую капеллу. 1773 г. – при Московском воспитательном доме открылась балетная школа. 1774 г. – выход в России первого музыкального журнала «Музыкальные увеселения». |