Курсовая работа: Внутренняя гармония и психическое здоровье
Название: Внутренняя гармония и психическое здоровье Раздел: Рефераты по психологии Тип: курсовая работа |
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ имени П.А Столыпина» филиал в г. Тольятти Программа высшего профессионального образования по специальности 080505.65 Управление персоналом Кафедра «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Психология и педагогика» на тему: «Внутренняя гармония и психическое здоровье» ВЫПОЛНИЛ: студент заочной формы обучения специальности 080505.65 группа УП-05 Липчей Виктория Валериевна ПРОВЕРИЛ: Тольятти 2007г. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ имени П.А.СТОЛЫПИНА» филиал в г. Тольятти РЕЦЕНЗИЯ на курсовую работу 1.Студенты Липчей Виктории Валериевны и Жилина Анна Владимировна 3 курса, УП-05 группы, заочной формы обучения. Специальности 080505.65 Управление персоналом 2.По дисциплине «Теория организации» 3.Тема курсовой работы «Организационный проект ЗАО ФСК «Лада-Дом»». 4.Положительные качества курсовой работы ___________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5.Недостатки курсовой работы, включая стиль и грамотность написания, соответствие стандарту _____________________________________________ __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6.Оценка курсовой работы __________________________________________ «_____» ______________2007г. _____________________ (подпись инициалы фамилия) __________________________________________________________________ (ученая степень, ученое звание, должность) Содержание Введение ………………………………………………………………………..3 1. Внутренняя гармония……………………………………………………......6 1.1 Общественная гармония человека, его мечты реальность…………………………………………………….……….6 1.2 Проницамость внутренней гармонии человека………………………………………………………….…….9 2. Психическое здоровье………………………………………………………..12 2.1 Что такое психическое здоровье……………………………………..12 2.2 Факторы, влияющие на психологическое здоровье……………………………………………………………….13 3. Взаимосвязь между здоровьем и гармонии человека……………….……………………………………………………..18 3.1 Соотношение понятий психического здоровья и гармоний………………………………………………………...……18 3.2 Принципы психического здоровья и души человека……………………………………………………………….23 Заключение……………………………………………………………………...26 Литература………………………………………………………………………28 Введение Возникновение психологии, как самостоятельной отрасли психологической науки и практики можно отнести к 60-м гг. XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Однако это было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт — все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.[1] Всё, что хоть раз осознало свою оторванность и незащищённость, ощутило на себе всю тяжесть ударов окружающей среды, ставшей вдруг и почему-то чужой и враждебной, всё стремится, осознанно или нет, к внутреннему покою, равновесию с окружающей средой. Стремится по-разному, разными путями, проходя на пути разные этапы. Это стремление заставляет всё сущее, живое и неживое, двигаться, взаимодействовать с внешней средой, изменяя эту среду и изменяя себя, постепенно приходя к пониманию гармонии, науки о целостностом, пропорциональном и синхронном развитии с целью достижения внутреннего и внешнего равновесия. Предотвращения конфликтов, кризиса и распада - тех самых неизбежно негативных последствий развития, с которыми пытаются бороться специалисты по антикризисному управлению. По сути, гармония – это прикладная философия. Которая, во-первых, предполагает наличие целостного, глубинного до абстракции знания, во-вторых, способность его реализации. На индивидуальном уровне стремление человека к гармонии проявляется в следовании различным эзотерическим учениям, в постижении тайных духовных знаний-сил, ведущих человека к единству с Творцом и Природой, дающему возможность избежать болезнь, старческую немощь и смерть. Этот путь, путь всегда был индивидуален, следовали по нему немногие, главной цели (просветления) достигали единицы. Выбравшие этот путь неизбежно выпадали из общества, которое рано или поздно становилось помехой их духовному росту. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. А в целом здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Основатели глубинной психологии - показали человеку другую, игнорируемую и недооцененную им сторону его душевной жизни. Если просвещенный XIX век, преклоняясь перед разумом и высшими достижениями человеческого духа, брезгливо отворачивался от бессознательных проявлений души, считая их негативными, то в XX столетии долгое время наблюдалось пренебрежение как раз к здоровым компонентам психики, рассуждения о которых часто казались слишком банальными, отвлеченными и уводящими от понимания подлинной природы человека. Внутриличностный конфликт характеризует личность в гораздо большей степени, нежели ее способность сохранять здоровье и душевное благополучие — таков основной научный предрассудок XX столетия, которым объясняется существенный «пробел» в современной психологической науке отсутствие в ней целостной и четко структурированной психологической теории здоровья. Чтобы заполнить этот «пробел», необходимо, осмыслив и систематизировав то, что уже достигнуто великими психологами прошлого века такими, как К. Г. Юнг, Р. Ассаджоли, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, С. Гроф и др..[2] Накопление эмпирических данных и разработка объяснительных схем в этой области будет способствовать построению научной, психологической по своей сути модели психического здоровья личности на основе комплексного, системного подхода. Далее предстоит рассмотреть внутреннюю гармонию человека и факторы влияющие на психологическое здоровья человека, знание которых имеет огромное значение для успешной психологической и психотерапевтической практики. 1. Внутренняя гармония 1.1 Общественная гармония человека, его мечты и реальность Мечта о всеобщей гармонии, рае, стала уступать мечте о гармонии общественной. Справедливости, что нашло выражение в различных коммунистических идеях, вершиной которых стал «Коммунистический Манифест» К. Маркса – первая попытка научного (диалектического) анализа эволюции общественных отношений, которые, согласно Марксу, зависели от отношений производственных. Созданная им теория, диалектический материализм, была достаточно развитой для осуществления её на практике, однако ей не хватило целостности - отчего возникшие на её основе общественные отношения оказались неустойчивыми. Человеческий рай оказался недолговечным и коммунистическая система, созданная на основе марксистско-ленинского учения, рассыпалась. Человечество вновь было вынуждено вернуться к решению своих частных проблем: экономика, экология, гуманитарные вопросы, права человека и т.д.. Но, как показывает практика, лечение симптомов не излечивает болезни; знание же многочисленных рецептов, к тому же нередко противоречивых, становится бесполезным, если не понимаешь природы болезни, не знаешь механизма и алгоритма её протекания, которые как раз и определяют, какой именно рецепт, когда и как следует применять. И хотя диалектический материализм Маркса дать универсальный рецепт социальной гармонии уже не может, общество продолжает к ней стремиться: так в начале 90-х в России появляется Концепция Общественной Безопасности – коллективный труд, представленный генералом К.П. Петровым, специалистом по теории управления. Данная работа впервые дала действительно системный, глубокий анализ общественного кризиса в России и предложила свои решения. Но, будучи трудом коллективным, она страдала эклектичностью. В ней было всё, что важно и существенно, не хватало лишь того понимания взаимосвязи-пропорциональности между её элементами, которое и определяет гармонию. Отсутствие целостности создало эффект кривого зеркала, в котором все элементы отражены вроде бы верно, но общая картина выглядит искажённой. Отсутствие глубины абстрагирования, а, следовательно, и универсальности понимания сказалось на языке авторов: не было простоты и доходчивости в изложении, не было ярких аналогий повседневной жизни, понятных каждому. В этой неудаче наиболее отчетливо видна причина неспособности общества раскрыть секрет гармонии: -извечное противоречие между фрагментарностью количественных, материальных знаний и целостностью качественного, духовного Знания; -между знаниями временными, подчиненными личным или корпоративным интересам и Знанием Вечным, подчинённым Истине; -между знаниями, добытыми трудом и доступными каждому, и Знанием, добытым самопожертвованием, самоотречением и доступному единицам. Общество, объединённое лишь личным интересом, выраженным в специализации труда, достичь гармонии не сможет, оно обречено на саморазрушение. Общественная сущность человека не есть нечто над личностное и вне-личностное, противостоящее отдельному человеку в качестве абстрактно-всеобщей силы. Она является сущностью и каждого отдельного индивида, его собственной деятельности, жизни и собственного богатства. Это означает, что человеческая сущность, присущая всем людям, персонифицируется, приобретая индивидуальные черты и особенности их носителей. Универсальная родовая сущность человека существует не сама по себе, а проявляется в общении между людьми, в отношениях между ними, в обмене их деятельностью и способностями. Тем самым общая социальная сущность человека или его универсальные родовые сущностные силы становятся собственностью индивидов. В интегрированном виде они складываются и развиваются исторически как созидательные силы, направленные на использование и преобразование собственных потенциальных возможностей, общества и природной среды. Личность — это социальная составляющая человека или совокупность его социальных качеств. Личность — сущностное в человеке. Что нельзя при этом игнорировать то, что все социальное в человеке испытывает разной степени влияние его биологического происхождения и развития. Социальное и биологическое в человеке нельзя ни отождествлять, ни подменять, ни отрывать одно от другого.[3] Представляют собой определенную систему взаимодействующих элементов. Благодаря этому человек оказывается способным выполнять свои функции, используя такие инструменты сознания, как разум, волю и чувства. У обычного человека биологическое не только включено в социальное, но и подчинено ему. Доминантами философского сознания выступают человек и его внутренняя гармония, следовательно, научное знание и мировоззренческая функция. Так же человек это воплощенное единство биосоматического (телесного) и духовного начала, в содержание понятия “человек” входят, соответственно, две качественно неоднородные составляющие: биологическая и социальная. Уже это предопределяет, что достижение гармонии между составляющими - трудно достижимая цель, а обычно их взаимодействие изобилует различиями, несоответствиями, противоречиями, конфликтами, проявляющимися, однако в рамках нерасторжимого единства, хотя и относительного. Человек, выйдя из природы и обретя социальную сущность, прервал нить собственно животного развития. Из этого всего выходит, что внутренний мир общественной гармонии человека формируется под влиянием внешних условий и собственной рефлексии, следовательно, в процессе воспитания, когда взаимодействуют воспитатель (субъект) и воспитуемый (объект), и в ходе самовоспитания. Последнее имеет место в результате внутренней активности личности, направленной на выработку качеств, которые она считает для себя полезными, желательными, что и является мечтой и реальностью. 1.2 Проницаемость внутренней гармонии человека Что же является источником внутренней гармонии человека? Источник состоит в том, что человек по мере активного, деятельного и созерцательного проникновения во внутреннюю форму слова, символа, другого человека, произведения искусства, природы, в том числе и своей собственной, строит свою внутреннюю форму, расширяет внутреннее пространство своей души. Мифологическое и символическое понимание мира подготовило представление о нем как о едином существе, имеющем внешнюю и внутреннюю гармонию, и такое же представление о человеке, об искусстве, о языке. Именно в этом смысле мир соприроден человеку, человек соприроден миру. Создаваемые человеком в процессе развития внутренняя гармония представляет собой пространство, в котором может находиться душа. Внутренняя сама по себе лишь потенциально является пространством души. Это пространство активно, энергично, его внутренний избыток стремится наружу, чтобы реализовать себя, и таким образом влияет на внешние активности, поведения и деятельности своего носителя как и на внешнюю — облик и лик последнего. Прорываясь вовне, внутренняя гармония становится внешней, а следовательно, может быть предъявлена, дарована другому человеку. Если вспомнить тезис об обратимости внешней и внутренней форм, то можно предположить, что душу человека следует рассматривать как нечто объемлющее внешнюю и внутреннюю гармонии. Или, по крайней мере, как то, что может ими распоряжаться. В каждом человеке имеются археологические, архетипические пласты знаний, опыта, нераскрытых способностей, виртуальных внутренних форм поведения и деятельности. Благодаря своему пограничному положению такие, например, органы индивида, как движение, действие, образ, слово, имеют и свое внешнее, и свое внутреннее. В этом можно разбираться бесконечно, если не определить или не уточнить расплывчатые понятия внешнего и внутреннего. Вскрывая объективную зависимость человека от природы и общества, общую предопределенность типологии личности ступенями социального развития, важно одновременно установить пределы этой зависимости, т. е. меру относительности данной закономерности, самооценность свободы и независимости человека. История развивается таким образом, что альтернативность во многих своих разновидностях присуща человеку (его интеллекту, мировоззренческим взглядам, а также практической деятельности) в значительно большей степени, чем обществу в целом. В то время как общество не может “выскочить” за пределы своей эпохи, человек, реально живя в ту или иную эпоху, способен в социальном, интеллектуальном и нравственном отношении на столетия опережать ее, равно как и олицетворять время, которое уже давно ушло. В настоящем обществе есть прошлое и будущее, все краски и тона бытия, которые выражают люди, одаренные сознанием и волей. В реестре ценностей воля считается самой высокой и жизненно необходимой: «Жизнь — это воля к власти». Зато морали не повезло: мир, основанный на принципах морали, оказывается, не является истинным, он никуда не годится. Такой мир не соответствует интересам «сверхчеловека», которого немецкий философ считал «смыслом Земли». История и современность, дают массу свидетельств, что когда люди берут на себя сверх того, что им дано по их природе, презирают мораль, гуманизм, справедливость и становятся «по ту сторону добра и зла», они фактически превращаются в не людей, живущих по безумным законам самоистребления. В наше время следование такой философии человека привело бы планету в преисподнюю. 2. Психическое здоровье 2.1 Что такое психическое здоровье Психическое здоровье это совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Это наиболее распространенное определение, хотя выработать универсальное, приемлемое для всех определение психического здоровья вряд ли возможно, так как практически нельзя свести воедино все взгляды на этот вопрос, сложившиеся в разных человеческих сообществах и культурах. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. Примером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго – изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас – как вариант сексуальной адаптации. С конца 19 в., после работ З.Фрейда, а затем К.Юнга и других исследователей в психологии и психиатрии утвердилась концепция о не сводимости психической жизни к сознательному опыту.[4] На исследования психики и ее расстройств сильно повлияло фрейдистское учение о том, что наша сознательная душевная жизнь определяется неосознанными представлениями, импульсами, эмоциями и противостоящими им защитными механизмами. Это воздействие фрейдизма сохраняется и до настоящего времени; исключение составляют бихевиоральные (поведенческие) теории психической деятельности, пользовавшиеся большим влиянием в течение нескольких десятилетий (до 1950–1960-х годов). Их сторонники отвергали концепцию о роли бессознательного в психической жизни, считая, что она не нужна для объяснения поведения. Для проведения междисциплинарных исследований человеческого разума современная психология установила связи с другими науками – антропологией, нейробиологией, нейрохимией, кибернетикой и лингвистикой. Понятие психического здоровья часто определяется в терминах этих наук 20 в. Психологов 19 в., незнакомых с подобной терминологией, в частности Фрейда, вероятно, удовлетворила бы такая формулировка современных взглядов на психическое здоровье: здоровая психика - это та, которая эффективно отвечает на стимулы среды сознательными и бессознательными реакциями. Все более популярной становится сегодня идея французского психолога 19 в. П. Жане о том, что определенные психические представления недоступны нашему сознанию. [5] Эти интуитивные представления – не тот кипящий котел неприемлемых мыслей, о котором писал Фрейд, но все же большую часть времени они не осознаются. 2.2 Факторы влияющие на психологическое здоровье Специалисты уверены, что ни один народ не застрахован от психических заболеваний, и риск этот чрезвычайно высок. Из каждых четырех человек, обращающихся за медицинской помощью, по меньшей мере один страдает психическими нарушениями здоровья. К концу ХХв. значительно расширены знания о функциях головного мозга, причинах и развитии большинства психических заболеваний. Психическое здоровье во многом определяет интеллектуальный и нравственный уровень не только личности, но и нации. Кроме того, от психики в значительной мере зависит состояние здоровья в целом. Врачам хорошо известна психосоматическая природа многих болезней. Классические психосоматические заболевания в которых тесно переплетены психические факторы и состояние тех или иных органов и систем: язва желудка или двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, некоторые сердечно-сосудистые заболевания - возникают, образно говоря, «в голове», из-за нервных потрясений. Состояние психического здоровья человека не может не беспокоить - по официальным данным, за последние 10 лет нуждающихся в помощи психиатров стало гораздо больше (пограничных расстройств, связанных со стрессами - на 30%; случаев умственной отсталости на 25%; алкоголизма на 40%).[6] Сегодня можно говорить о двух механизмах влияния экопатогенных факторов на психическое здоровье. Первый фактор это непосредственное физическое, химическое, биологическое воздействие, острое (при аварии) или хроническое (если человек живет или работает там, где превышены ПДК). Этот механизм ответствен, в частности, за органические поражения головного мозга. Иногда они сводятся к легким неврозоподобным расстройствам, иногда развиваются интенсивно вплоть до слабоумия. Второй механизм— психогенный. Он связан с информацией об опасности (мнимой, истинной или преувеличенной) для здоровья или жизни. Сенсации, выгодные лишь для СМИ, обрушиваются на людей лавинами и подчас воспринимаются болезненно. В тревожной ситуации (особенно при панике) люди, как правило, ждут худшего, что порождает слухи, часто намного страшнее исходной информации. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовые загрязнение.Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности. Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его.[7] Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. Процесс нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в шумных условиях, нежели у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. В настоящее время известно множество ритмических процессов в организме, называемых биоритмами. К ним относятся ритмы работы сердца, дыхания, биоэлектрической активности мозга. Вся наша жизнь представляет собой постоянную смену покоя и активной деятельности, сна и бодрствования, утомления от напряженного труда и отдыха. В организме каждого человека, подобно морским приливам и отливам, вечно царит великий ритм, вытекающий из связи жизненных явлений с ритмом вселенной и символизирующий единство мира. Центральное место среди всех ритмических процессов занимают суточные ритмы, имеющие наибольшее значение для организма. Реакция организма на любое воздействие зависит от фазы суточного ритма (то есть от времени суток). Оказалось, что изучение изменений в суточных ритмах позволяет выявить возникновение некоторых заболеваний на самых ранних стадиях. Климат также оказывает серьезное воздействие на самочувствие человека, воздействуя на него через погодные факторы. Погодные условия включают в себя комплекс физических условий: атмосферное давление, влажность, движение воздуха, концентрацию кислорода, степень возмущенности магнитного поля Земли, уровень загрязнения атмосферы. До сих пор еще не удалось до конца установить механизмы реакций организма человека на изменение погодных условий. А она часто дает себя знать нарушениями сердечной деятельности, нервными расстройствами. При резкой смене погоды снижается физическая и умственная работоспособность, обостряются болезни, увеличивается число ошибок, несчастных и даже смертных случаев. Изменения погоды не одинаково сказываются на самочувствии разных людей. У здорового человека при изменении погоды происходит своевременное подстраивание физиологических процессов в организме к изменившимся условиям внешней среды. В результате усиливается защитная реакция и здоровые люди практически не ощущают отрицательного влияния погоды. У больного человека приспособительные реакции ослаблены, поэтому организм теряет способность быстро подстраиваться. Влияние погодных условий на самочувствие человека связано также с возрастом и индивидуальной восприимчивостью организма. Каждый из нас знает, что пища необходима для нормальной жизнедеятельности организма. В течение всей жизни в организме человека непрерывно совершается обмен веществ и энергии. Источником необходимых организму строительных материалов и энергии являются питательные вещества, поступающие из внешней среды в основном с пищей. Если пища не поступает в организм, человек чувствует голод. Но голод, к сожалению, не подскажет, какие питательные вещества и в каком количестве необходимы человеку. Мы часто употребляем в пищу то, что вкусно, что можно быстро приготовить, и не очень задумываемся о полезности и доброкачественности употребляемых продуктов. Рациональное питание - важнейшее непременное условие профилактики не только болезней обмена веществ, но и многих других. Пищевой фактор играет важную роль не только в профилактике, но и на психическое здоровье человека. Лучшее средство профилактики без сомнения это вести здоровый образ жизни. И еще одно правило: любовь к себе как к личности, уникальному творению природы - необходимое условие психического здоровья. Без здоровой конструктивной любви к себе и самоуважения нет психического здоровья, полноценной личности. 3. Взаимосвязь психического здоровья и гармонии человека 3.1 Соотношение понятий психического здоровья и гармонии Под социальным (общественным) здоровьем обычно понимается состояние совокупного физического, психического, интеллектуального, социального, духовно-нравственного и репродуктивного здоровья населения, которое обычно фиксируется в соответствующих статистических данных. Весьма важным является способность населения объективно оценивать свое состояние и принимать меры к его улучшению. Кроме таких важных параметров, как качество и уровень жизни большинства граждан, социальное здоровье характеризуют динамика изменений уровня преступности, средней продолжительности жизни, уровня смертности и рождаемости, соблюдение принципов социальной справедливости, тенденция развития культуры, науки, образования, искусства и т.д. В личностном плане социальное здоровье определяется в основном степенью комфортности человека в том или ином социальном окружении, т.е. социальное благополучие каждой личности зависит от уровня усвоенной социальной культуры, а также от состояния индивидуального и общественного физического, психического, интеллектуального и духовно-нравственного здоровья. Для субъективного социального благополучия необходимо всегда быть внимательным к ближнему своему, не скупиться на похвалу и поддерживать все хорошие начинания окружающих людей. Но чтобы получить признание своей ценности, нужно этой ценностью обладать. Поскольку ценностные ориентации людей различны, то и оценивать в других людях они могут по достоинству только те качества, которыми в той или иной мере обладают сами. Например, люди с низкими духовно-нравственными ценностями не в состоянии понимать высокие поступки и убеждения других людей, но они могут вполне хорошо чувствовать себя в нездоровом социальном окружении, в котором человеческие пороки могут быть возведены в ранг достоинств. Именно этим свойством индивидуальное социальное здоровье может не соответствовать нравственным принципам, принятым в обществе.[8] Таким образом, социальное здоровье личности обеспечивается не только физическим и психическим благополучием, но и состоянием духовно-нравственного здоровья социальной среды. Тем не менее, гармонично развитая личность (с высоким уровнем культуры здоровья) способна не только противостоять растлевающим воздействиям больного общества, но и активно способствовать его оздоровлению. Одним из признаков социального здоровья является стремление к общему благу, любознательность, активное участие в общественной работе, способность заинтересованно относиться к решению социальных проблем. Таким образом, социальное (общественное) здоровье является одним из основных показателей благополучия жизни и гармоничного развития общества, его культурного уровня. Бодрое, жизнеутверждающие начала сменяются всеобщей апатией, пассивностью и заметной деградацией в интеллектуальном, моральном и духовно-нравственном отношениях. В общественном сознании возникает терпимое отношение к социальным порокам, происходит постепенная замена истинных идеалов и жизненных ценностей на ложные, навязываемые населению отдельными корыстными людьми, группами, партиями; происходят массовые психологические эпидемии (например, почти поголовная наркотизация алкоголем, лекарствами, извращенным питанием, так называемой массовой культурой и т.д.). В результате создается порочная замкнутая система, в которой больное общество не только не предоставляет возможностей для развития здоровых личностей, но и всячески препятствует этому процессу, а отсутствие в социуме критической массы здоровых людей не обеспечивает процесс самоочищения и оздоровления социума. В нездоровом обществе начинают все активнее действовать механизмы саморазрушения и самоуничтожения, и оно все быстрее движется к своему краху. Это, в частности, проявляется в снижении показателей здоровья, в интеллектуальной, производственной, научной, культурной деятельности, в обострении экологических, политических, экономических и прочих социальных проблем. По утверждению психологов, по своей жизненной ориентации люди делятся на разрушителей и созидателей. И те и другие нужны обществу, так как каждый из них выполняет свою функцию. С помощью разрушителей уничтожается все отжившее и несовершенное, они одновременно являются палачами и жертвами, благодаря им высвечиваются все язвы и пороки существующего жизнеустройства. Они неосознанно "помогают" созидателям вскрывать недостатки того, что существует, и выходить на более высокий уровень управления социальными процессами. Явное преобладание разрушителей, что мы наблюдаем в современной России, является индикатором социального неблагополучия. Психологическое состояние нашего современного общества характеризуется чувством неуверенности в завтрашнем дне, преобладанием мрачного настроения, агрессивностью, вспыльчивостью, стремлением большинства населения к «взбадриванию» себя с помощью лекарств или наркотических средств. Высокий уровень интеллектуального развития у нас перестал считаться одной из главных общественных ценностей. Об этом можно судить по величине оплаты умственного труда - она иногда намного ниже оплаты даже неквалифицированного физического труда. В последние годы принципы распределения денежных средств вообще не поддаются никакой критике и граничат с грубым произволом, а не определяются объективной общественной ценностью интеллектуального продукта. [9] Здоровье человека - это состояние психического, физического и социального благополучия. Оно чрезвычайно изменчиво, зависит от множества факторов и определяется ими (в частности генетически запрограммированными конституциальными особенностями организма). По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит лишь 8-10% от медицины, на 30% от экологии и на 52-60% - от образа жизни.[10] Можно оспаривать удельный вес каждого фактора риска отдельно и в совокупности для здоровья отдельно взятого человека, страны, государства, можно спорить о степени угрозы экологической катастрофы, возможностях медицины в лечении тех или иных заболеваний, но не признать их влияния на организм каждого, ныне живущего, невозможно. С рождением человек получает в дар уникальную сложную биоэнергетическую систему - свою жизнь. В большинстве случаев природа создаёт живой организм - здоровым и жизнеспособным, обеспечивая его для жизни, роста, развития, функционирования и полной реализации, его многочисленных функций. Однако здоровье человека зависит от множества факторов и определяется от медицины - лишь но 8-10%, на 30% от около 60% - от образа жизни. Незнание законов природы, жизни, собственных потенциальных возможностей, факторов здоровья, их систематическое нарушение в силу невежества, передаваемого и своему потомству, оказывает человечеству плохую услугу, следствием чего является сокращение сроков жизни и ухудшение её качества. Получая в дар одну - единственную свою жизнь, уникальный организм, состоящий из множества структур, объединённых сложной биоэнергетической системой, мы не знаем, как с ним обращаться. Мы в полном невежестве мчимся по дорогам судьбы, не зная и не понимая законов природы и связанных с ними законов человеческой жизни. Гете говорил: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Организм человека - это уникальная высокоорганизованная биологическая система, формирующая и поддерживающая себя за счет мышления, питания, дыхания, движения и очищения. Гармонический баланс этих процессов обеспечивает здоровье. Нарушение гармонии приводит к болезни. Стратегия здоровья человека зиждется на понимании и поддержании этих процессов, обеспечивающих жизнь и здоровье. При таком подходе физические параметры здоровья лишь часть адаптивности человека, причем не самая решающая. От состояния нашего сознания, психики фундаментально зависит движение у нашей жизни. Благодаря сознанию и мышлению человек дистанцируется от окружающих нас мира животных и растений, приобретая при этом значительную свободу действий и нее менее значительный круг человеческих болезней. Игнорирование духовно - душевных аспектов жизни, потребительская логика сознания человека, направленная на первоочередное выживание физического тела толкает человека к ускорению темпа жизни, заданного самим же человеком. Логика подсознания - на сохранение природного ритма жизни и соподчиненных ему духовных ценностей. Число психосоматических страданий, обусловленных несоответствием образа жизни, мышления природным биоритмам человека, предопределяемым конституциональными особенностями организма, продолжает расти. На сегодня можно упрекнуть человека за доминирующее непонимание этих аспектов, а академическую медицину в том, что она пренебрегает больным, как целостно и обращается с ним, как с машиной, игнорируя наиболее важные психические аспекты здоровья человека. Не менее распространенной ошибкой в нашей повседневной жизни является отношение к питанию. Без очень многих вещей можно обойтись, но не без еды. Используя знания законов жизни, мы должны относиться первоочередное к питанию, как фундаменту построения человеческого здоровья, а не только как к набору кулинарных рецептов. Такая распространенная практика питания нарушила здоровье и изменила облик болезней человека, привела к более раннему формированию болезней "цивилизации": ожирению, атеросклерозу, сахарному диабету, подагре, желчно-почечнокаменной болезни, заболеваниям пищеварительного тракта. [11] В жизни каждый человек идёт своим путём. Этот принцип индивидуализации должен и может сохраняться каждым человеком как в вопросах выбора образа жизни, питания, профессии, семейного очага. Важно при этом сохранить гармонию своих природных возможностей и притязаний. Для этого необходимо знать основы своей индивидуальности - конституцию, уметь правильно взаимодействовать с окружающей средой как биологическая так и социальной 3.2. Принципы психического здоровья и души человека Психика или Душа считается здоровой у человека, если: присутствует хорошее настроение;оптимистичная и положительная оценка себя и окружающих людей, особенно близких и семьи, а также будущего и настоящего;есть любимое дело, работа, учёба, творческая активность, ощущение удовлетворённости жизнью. Психическое здоровье, без сомнения, главный фактор, определяющий качество нашей жизни. От него в значительной степени зависят личное счастье человека, его профессиональные успехи, взаимоотношения с другими людьми, все аспекты физического здоровья и самооценка. Наши эмоции прямо воздействуют на большинство функций организма и сильно влияют на уровень нашего благополучия. Психически уравновешенные люди заинтересованы в том, чтобы быть здоровыми. Как относятся друг к другу термины «психический» и «эмоциональный»? Из этих двух слов первое имеет более общий смысл, означает все, что связано с психикой, и охватывает все интеллектуальные и эмоциональные реакции индивида. Мысли, память, эмоции, сновидения, восприятие и верования — все эти понятия прячутся под кровлей «психического здоровья». Качество эмоций очень важно для нашего здоровья, так как эмоции инициируют изменения в организме, готовя его к определенному типу деятельности (например, общению или драке). Эмоции обычно проявляются в выражении лица и изменении позы. Связь между эмоциями и соответствующими ей гримасой и позой столь сильна, что часто удается вызвать определенную эмоцию, приняв характерную для нее позу и придав лицу соответствующее выражение. В действительности психика и эмоции взаимосвязаны и взаимозависимы. Эмоции представляют собой отражение наших психических функций, а эмоциональное состояние влияет на психические функции.[12] Таким образом, во многих случаях можно с полным правом говорить о психическом или эмоциональном здоровье как синонимах. Эмоциональное здоровье, успех по жизни, бывает только у радостных людей. Если у человека высокий социальный статус, но нет радости – это серьезный признак душевного нездоровья, что требует обязательного обращения к специалисту. Только психическое здоровье дает вам уверенность в жизни и способность двигаться вперед. Также важно для психического здоровья это поддержание своего здорового образа жизни. Оно является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями. Здоровый образ жизни– это, прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих предоставляющие им возможности в интересах здоровья, гармонического, физического и духовного развития человека. Для формирования и поддержания здорового образа жизни у человека должно возникнуть желание, то есть мотив! Каждый, кто хочет понять поступки другого человека или своё собственное поведение, начинает с поисков причин соответствующих действий – мотивов поведения. Эти поиски не представляли никакой бы трудности, если бы поведение человека всегда определялось лишь одним мотивом. Говоря о мотиве, как об осознанном побуждении к определённому образу действий, следует иметь в виду, что сам по себе мотив не является причиной целенаправленных действий. Он лишь результат отражения в психике потребностей организма, вызванных внешними или внутренними объективными явлениями. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: распорядок дня, рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание, дыхание, режим сна, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, плодотворный труд, личную гигиену, массаж, закаливание и т.д. Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека. Большое внимание надо уделять формированию сознания личности как общественной единицы. Заключение Источник организации внутренней гармонии или мира человека в итоге: любовь, сострадание, поиск смысла жизни. Принцип организации внутреннего мира: постоянная сознательная работа над собой, духовный труд. Способ взаимосвязи внутреннего и внешнего мира: рост осознанности жизни и себя в нелегком труде души, переживания, соединяющие с Богом, вплоть до молитвенного созерцания. Внешняя реализация внутренней гармонии это преодоление бессознательных действий в осмысленной жизни по принципу "за все в ответе". Согласно пониманию личности представителями духовной психологии, ее жизненная задача (предназначение) - найти смысл и за пределами земной жизни благодаря сознательному формированию нравственного идеала. По сравнению с предыдущими направлениями, это наиболее сложная задача, стоящая перед человеком. Стремление человека к внутренней гармонии, миру и всеобщему благоденствию принимало форму различных религиозных учений, с неизменным принципом-заповедью любви - к Богу и ближнему - любви, как средства достижения состояния всеобщей внутренней гармонии - «рая». Однако углубляющееся разделение общественного труда всё более усложняло общественные отношения, что вело к растущему влиянию государства и его различных структур на жизнь его отдельных граждан и общества в целом. Перемены в жизни общества всегда и везде предъявляли повышенные требования к человеческой психике, возможностям приспособления к изменившимся условиям и сопровождались стрессом. Но положение усугубилось тем, что общество было психологически не готово к жизни в изменившихся условия. В итоге около 400 млн человек на Земле страдают тревожными состояниями, 340 млн - расстройствами настроения, 60 млн - умственной отсталостью, 29 млн - деменцией, 40 млн - эпилепсией, 45 млн - шизофренией. Кроме того, инсульт (заболевание не только системы кровообращения, но и неврологическое) в год убивает около 5 млн.[13] Человек существо биосоциальное, и его психическое состояние определяется многими факторами (которые были рассмотрены выше), как биологическими, так и социальными: наследственность, экологические воздействия, культурные традиции страны, уровень ее развития, эпидемии, войны и т.д. Поэтому основа психического здоровья, как ни банально это правильное воспитание.Это воспитание, деформирующее личность, строится на ограничениях, запретах, наказаниях.Абсолютно необходимый элемент профилактики психических расстройств всегда видеть в человеке личность и уважать ее. Человек должен знать свои психологические возможности, понимать, что многие свои «слабости» не следует драматизировать, а при некоторых усилиях можно и преодолеть. Он может и должен учиться самостоятельно преодолевать разные проблемы, знакомиться с основными психологическими законами и правилами жизни. Немалое значение для профилактики имеет умение (и талант) наполнять свою жизнь приятными событиями, создавать их для себя. Увы, многие почти не умеют занять себя (отсутствие культуры досуга) даже от нелюбимой работы мучаемся меньше, чем от безделья. Надо учиться отдыхать полноценно и с удовольствием! Физическая активность, общение с природой, здоровый образ жизни важны для формирования психологической устойчивости что так и важно для внутренней гармонии человека, способности управлять своими чувствами. Литература 1. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. Понятии психическое здоровье: Учеб. пособие. –М.: Академия, 2004. -480с. 2. Байер К., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни: Учеб. пособие. - М.: Мир, 1999. -329с. 3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2001. - 352 с. 4. Гегель Г.В., Макаренко А. С. Экология и жизнь // Социологические исследования. –М, 2000. - № 7 С. 10-25 5. Дубинин Н. П. Что такое человек. 1783 - 1883гг. –М: Мысль, 1983. - 534с. 6. Зинченко В. П., Горбова С.В., Гордеевой Н.Д. Психологические основы.: Учеб. пособие. –М.: Гардарики, 2002. -211с. 7. Изард К. Э. Психология эмоций: Серия Мастера психологии. -М.: Мир, 2000. -543с. 8. Капцова Л.В., Мунипов В. М. Ты и Я, 1783-1885 гг. – М.: Молодая гвардия., Москва, 1989. -213с. 9. Кузнецова Л. В., Переслени Л. И., Солнцева Л. И. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 2002. -480с. 10. Лихачев Б. Т. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов. - М.: Юрайт, 1999. -523с. 11. Розин В. М. Психология и культурное развитие человека: Учеб. для вузов/ И. Н. Данилевский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:.РГГУ, 1994. -239 с. 12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие./ -М.: Гардарики, 1999. -435с. 13. Смирнов А. А., Моргунов Е. Б. Развитие и современное состояние психологической науки: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002. -432с. 14. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. -312с. 15. Харламов И. Ф. Состояние здоровья, научно-практические задачи и пути их решения: Учеб. пособие. –М.: Москва, 1998. -234с. [1] Кузнецова Л. В., Переслени Л. И., Солнцева Л. И. Основы специальной психологии -М.: Академия, 2002. -С. 45-46. [2]Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии -М.: Гардарики, 1999. -С. 431 [3] Дубинин Н. П. Что такое человек –М.: Мысль, 1983. -С. 115-116. [4] Лихачев Б. Т. Психология и педагогика –М.: Юрайт,1999. -С. 323. [5] Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. Понятии психическое здоровье –М.: Академия, 2004. -С. 5-4 [6] Гегель Г.В., Макаренко А. С. Экология и жизнь // Социологические исследования. - М., -2000. -№7. -С. 18. [7] Зинченко В. П., Горбова С.В., Гордеевой Н.Д. Психологические основы –М.: Гардарики, 2002. -С. 175. [8] Смирнов А. А., Моргунов Е. Б.Развитие и современное состояние психологической науки – М.: Академия, 2002. -С. 32 [9] Спиркин А. Г.Сознание и самосознание – М.: Академия, 2003. -С. 212-213 [10] Байер К., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни - М.: Мир, 1999. -С. 245 [11] Капцова Л.В., Мунипов В. М. Ты и Я -М.: Молодая гвардия., Москва, 1989. -С. 67 [12] Изард К. Э. Психология эмоций -М.: Мир, 2000. –С. 123. [13] Гегель Г.В., Макаренко А. С. Экология и жизнь // Социологические исследования. М., 2000. -№7. -С. 11. |