Реферат: Роль снов в произведениях русских писателей XIX века
Название: Роль снов в произведениях русских писателей XIX века Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: реферат |
Министерство образования Р Р¤ Реферат РїРѕ литературе РЅР° тему: «Роль СЃРЅРѕРІ РІ произведениях СЂСѓСЃСЃРєРёС… писателей XIX века» Самара 2007 СОДЕРЖАНРР• ВВЕДЕНРЕ                                                                                   Стр. 3-4 Глава 1. Аллегорические СЃРЅС‹ РІ романе Рќ.Р“. Чернышевского    Стр. 5-8     «Что делать?В» Глава 2. РЎРѕРЅ как ключ Рє пониманию характера героя РІ романе         Стр. 9-12 В В В В Р.Рђ. Гончарова «Обломов» Глава 3. Смутные, волнующие СЃРЅС‹ Катерины РІ драме               Стр. 13-14 В В В В Рќ.Рђ. Островского  «Гроза» Глава 4. Пророческий СЃРѕРЅ РІ романе Рђ.РЎ. Пушкина «Евгений   Стр. 15-17     Онегин» Глава 5. Глубокие психологические СЃРЅС‹ РІ романе                      Стр. 18-21 В В В В Р¤.Рњ. Достоевского «Преступление Рё наказание» ЗАКЛЮЧЕНРР•                                                                            Стр. 22-23 РЎРїРёСЃРѕРє использованной литературы                                        Стр. 24 ВВЕДЕНРР• РЎРѕРЅ всегда был тайной, загадкой для человека. Как всякая тайна, РѕРЅ необыкновенно РїСЂРёВвлекателен, недаром РІРѕРєСЂСѓРі этой загадки столько всего: Рё народные верования, Рё сказки, Рё предсказания, колдовВство... Проблема СЃРЅР° Рё сновидений интересовала писателей Рё поэтов РІРѕ РІСЃРµ времена. Р’ данной работе предпринимается попытка рассмотрения СЃРЅР° Рё сновидений как средств отражения действительности, аллегорий Рё иносказаний РЅР° примере произведений СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературы XIX века. Выбор темы обусловлен возрастающим интересом поэтов Рё писателей РєРѕ всему фантастическому, сверхъестественному Рё загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как РІРёРґР° искусства, порождённого творческой фантазией поэтов Рё писателей. РР· всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны только те, РІ которых снам отводится главенствующая роль РІ тексте повествования. РџСЂРё этом учитывалась РЅРµ только содержательная сторона СЃРЅРѕРІ, РЅРѕ Рё публицистическая, идейная направленность. Проблематика сновидений, использованных РІ произведениях художественной литературы, широка Рё разнообразна. Часть РёР· РЅРёС… имеет СЏСЂРєРѕ выраженную политическую окраску, РІ РґСЂСѓРіРёС… случаях СЃРЅС‹ помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть СЃРЅС‹-иносказания, Р° РёРЅРѕРіРґР° СЃРѕРЅ выступает РІ произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. РќРѕ как Р±С‹ то РЅРё было, СЃРЅС‹ РІ художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить СЃРІСЏР·СЊ творческой фантазии писателя СЃ реальной жизнью. Целью работы является определение РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ роли Рё предназначения СЃРЅР° РІ произведениях художественной литературы XIX века. РџСЂРё выборе произведений определённая сложность заключалась РІ РёС… большом количестве, РЅРѕ РїСЂРё более детальном рассмотрении оказалось, что использование СЃРЅРѕРІ РІ текстах художественных произведений служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными РёР· РЅРёС…. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: - отбор произведений, наилучшим образом отвечающих выбранной теме; - определение значимости использования приема СЃРЅР° РІ произведениях  художественной литературы; - детальное рассмотрение Рё объяснение символического значения СЃРЅРѕРІ РІ выбранных произведениях; - определение РёС… места РІ структуре этих произведений; - выделение Рё сопоставительный анализ функций сновидений. РџСЂРё работе над рефератом использовались следующие методы исследования: - самостоятельный анализ художественных произведений; - работа СЃ критической, справочной Рё научно-популярной литературой. ГЛАВА 1. Аллегорические СЃРЅС‹ РІ романе Рќ. Р“. Чернышевского «Что делать?В» Революция, вспыхнувшая РІРѕ Франции РІ феврале 1848 РіРѕРґР°, оказала сильное воздействие РЅР° студента Рќ.Р“. Чернышевского, определив РєСЂСѓРі его интересов. РћРЅ погрузился РІ изучение трудов социалистов-утопистов, РІ которых видели тогда развитие христианского учения. РќРѕ РІ июле 1862 РіРѕРґР° Рќ.Р“. Чернышевский был арестован РїРѕ обвинению РІ СЃРІСЏР·СЏС… СЃ РіСЂСѓРїРїРѕР№ Рђ.Р. Герцена, Рё оказался заключённым РІ одиночную камеру Петропавловской крепости, РіРґРµ РѕРЅ находился целых РґРІР° РіРѕРґР°, Рё именно там был написан его роман «Что делать?В». Рљ этому роману нельзя приложить привычные мерки того времени. Р’ произведении Рќ.Р“. Чернышевского РјС‹ имеем дело СЃ философско-утопическим романом. Мысль РІ его романе преобладает над непосредственным изображением жизни. РќРµ случайно роман был оценён революционно-демократической интеллигенцией РЅРµ как собственно художественное произведение, Р° как программное произведение РїРѕ социалистическому переустройству жизни. Композиция произведения строго продумана: изображение «пошлых людей», изображение «обыкновенных новых людей», образ «особенного человека» Рё СЃРЅС‹ героини романа Веры Павловны. Р’ четырёх снах Веры Павловны заключена философская концепция, разработанная Чернышевским для революционно настроенной молодёжи. Р’ первом СЃРЅРµ Верочке снится, что РѕРЅР° заперта РІ сыром, тёмном подвале. Р РІРґСЂСѓРі дверь распахнулась, Рё Верочка очутилась РІ поле. Дальше ей снится, что РѕРЅР° разбита параличом. Рчей-то голос РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что РѕРЅР° будет Р·РґРѕСЂРѕРІР°, РІРѕС‚ только РћРЅ коснется её СЂСѓРєРё. Верочка встала, идёт, бежит, Рё опять РѕРЅР° РЅР° поле, Рё опять резвится Рё бегает. «А РІРѕС‚ идёт РїРѕ полю девушка, — как странно! Рлицо, Рё РїРѕС…РѕРґРєР° — РІСЃС‘ меняется, беспрестанно меняется РІ ней». Верочка её спрашивает, кто же РѕРЅР°. «Я невеста твоего жениха. РњРѕРё женихи меня знают, Р° РјРЅРµ нельзя РёС… знать; Сѓ меня РёС… РјРЅРѕРіРѕВ». — «Только как же вас Р·РѕРІСѓС‚? РњРЅРµ так хочется знать», — РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Верочка. Рђ девушка отвечает ей: «У меня РјРЅРѕРіРѕ разных имён. РљРѕРјСѓ как надобно меня звать, такое РёРјСЏ СЏ ему Рё сказываю. РўС‹ меня Р·РѕРІРё любовью Рє людям». Затем РѕРЅР° даёт наказ Верочке — чтобы та выпускала всех Рё лечила, как РѕРЅР° вылечила её РѕС‚ паралича. «Ридёт Верочка РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ Рё выпускает девушек РёР· подвала, лечит РѕС‚ паралича. Р’СЃРµ встают, РёРґСѓС‚, Рё РІСЃРµ РѕРЅРё опять РЅР° поле, бегают, резвятся В». [5; 114-115] Ртот СЃРѕРЅ РЅР° самом деле — иносказание, Рё мыслящая публика того времени, умея читать между строк, находила РІ тексте конкретные образы Рё даже призывы Рє действию. Девушка, которую встретила Верочка, олицетворяла СЃРѕР±РѕР№ будущую революцию, Р° её женихи — это революционеры, готовые Рє Р±РѕСЂСЊР±Рµ Р·Р° переустройство жизни. Первый СЃРѕРЅ Веры Павловны очень связан СЃ идеей человека РїРѕ Чернышевскому. Человек РїРѕ Чернышевскому предрасположен Рє РґРѕР±СЂСѓ, РѕРЅРѕ РІ РѕСЃВРЅРѕРІРµ его натуры, поэтому РѕРЅРѕ ему выгодно. Если человек делает то, что ему надо, РѕРЅ РЅРµ будет притеснять РґСЂСѓРіРёС…. Р’ результате притеснения РґСЂСѓРіРёС… возникает социальное неравенство, человек перестает отличать то, что ему нужно РЅР° самом деле, РѕС‚ того, что ему диктует ситуация. РўРѕРіРґР° человек начинает определяться ближайшей средой, которая подсовывает ему непрерывные цели, РІ частности, желание жить РІ роскоши. РќРѕ для Чернышевского РІ РґСѓС…РѕРІРЅРѕРј плане роскошь существует как антитеза нищете. Роскошь ведет Рє презрению Рє РґСЂСѓРіРёРј, гордыне, нищета — Рє Р±РѕСЂСЊР±Рµ. Поэтому Вера Павловна должна освободиться РѕС‚ той среды, РІ которой существует. РћРЅР° выходит РёР· подвала Рё РІРѕ СЃРЅРµ осознает, что именно СЃ ней РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚. Р’Рѕ втором СЃРЅРµ Вере Павловне СЃРЅРѕРІР° снится поле, РїРѕ нему С…РѕРґСЏС‚ Лопухов Рё Мерцалов, Рё первый разъясняет второму отличие чистой, то есть реальной, РіСЂСЏР·Рё РѕС‚ РіСЂСЏР·Рё гнилой, то есть фантастической. Реальная РіСЂСЏР·СЊ - та, РІ которой есть движение, жизнь (ее признаки - труд Рё дельность). Р’ гнилой РіСЂСЏР·Рё соответственно жизнь Рё труд отсутствуют. РР· реальной РіСЂСЏР·Рё может произрасти нечто, Р° фантастическая РіСЂСЏР·СЊ безжизненна. Затем неизвестно откуда появляется мать Веры Павловны. Марья Алексеевна РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Верочке, что РѕРЅР° «злая Рё дурная мать», Рё показывает ей «добрую мать Рё ее дочь». Вера Павловна РІРёРґРёС‚ Марью Алексеевну РІ обстановке нищеты, бледную Рё изнуренную, зато РґРѕР±СЂСѓСЋ, РІРёРґРёС‚ себя РЅР° коленях Сѓ офицера, потом нанимающейся РЅР° работу Рё получающей отказ. Затем Марья Алексеевна РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что как Р±С‹ РѕРЅР° РЅРµ была злая, так Р±С‹ Вера Павловна Рё РЅРµ знала, что такое РґРѕР±СЂРѕ. РџСЂРёС…РѕРґРёС‚ «невеста СЃРІРѕРёС… женихов, сестра СЃРІРѕРёС… сестер» Рё объясняет Вере Павловне, что РѕРЅР° должна быть признательна своей матери, потому что всем обязана именно ей, Р° злой та стала РёР·-Р·Р° условий, РІ которых вынуждена была жить. Если изменится обстановка, то Рё злые станут добрыми. [5; 162-169] Р’Рѕ втором СЃРЅРµ дается ответ РЅР° очень важный РІРѕРїСЂРѕСЃ: откуда берутся новые люди? Можно говорить, что это результат технического прогресса, совершенВствующего общество. Рдействительно, РІ СЂРѕВмане есть Лопухов, который просвещает Веру Павловну. Появляется некотоВСЂРѕРµ количество людей, занятых умственной деятельностью, Сѓ которых есть РґРѕСЃСѓРі, чтобы поразмыслить, например, Рѕ принципах разумного СЌРіРѕРёР·РјР°. РќРѕ РґРѕСЃСѓРі этот Сѓ РЅРёС… сочетается СЃ Р±РѕСЂСЊР±РѕР№ Р·Р° существование, ведь почти РІСЃРµ герои романа выходят РёР· РЅРёР·РѕРІ: Лопухов, Кирсанов, Мерцалов, Вера Павловна, С‚. Рµ. выходят РѕРЅРё РёР· той самой «реальной РіСЂСЏР·РёВ», Рѕ которой слышит РІРѕ СЃРЅРµ Вера Павловна. Поэтому Рё произносится похвальное слово матери Веры Павловны, несмотря РЅР° РІСЃРµ ее отвратительные качества, ведь именно благодаря ей Сѓ Веры Павловны появляется возможность размышлять Рё рассуждать. Р’ третьем СЃРЅРµ певица Бозио читает вместе СЃ Верой Павловной ее дневник (хотя РѕРЅР° РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ вела его). Р’ этом дневнике - история ее отношений СЃ Лопуховым. Последнюю страницу Вера Павловна РІ РёСЃРїСѓРіРµ читать отказывается, Рё тогда ее наставница читает сама. Суть РІ том, что Вера Павловна сомневается РІ истинности своего чувства Рє Лопухову: ее любовь Рє нему - скорее уважение, доверие, готовность действовать заодно, дружба, признательность, РЅРѕ только РЅРµ любовь, какая нужна ей... Вера Павловна хочет любить Лопухова Рё РЅРµ хочет обижать его, РЅРѕ сердце ее стремится Рє Кирсанову. Ртот СЃРѕРЅ раскрывает идею Чернышевского РѕР± отноВшениях между «новыми людьми». Для него эти отношения выражаВются РѕРґРЅРёРј словом — равенство. Решаются РѕРЅРё через традиционную ситуаВцию любовного треугольника, выход РёР· которого Вера Павловна РІРёРґРёС‚ как раз РІ третьем СЃРЅРµ. Чернышевскому оказывается совершенно неважно, почему Вера Павловна любит Кирсанова. Кирсанов Рё Лопухов РЅРµ противопоставляются РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ. Выбор Веры Павловны — это ее каприз, причуда. После наступВления гармонии РІ четвертом СЃРЅРµ РІСЃРµ Р±СѓРґСѓС‚ нравиться всем. РџРѕРєР° этого нет, выбирать полагается тому, кто слабее, С‚. Рµ. изначально женщине. Р’ третьем СЃРЅРµ Вера Павловна осознает это равенство РІ отношениях, поэтому РѕРЅР° так легко предпочитает Кирсанова Лопухову. Четвёртый СЃРѕРЅ рисует утопическую картину жизни будущего социалистического общества, настоящий земной рай. Р’ этом идеальном РјРёСЂРµ царит невиданная роскошь, работают мастерские, почему-то преобладает алюминий (для того времени драгоценный металл), РїСЂРё этом РІСЃРµ счастливы РІ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРј труде. Фантастические описания грядущего чётко оттеняют РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ мысль романа: РІСЃС‘ это легко осуществится РІ ближайшем будущем, стоит только довериться Рахметовым Рё сообща «делать» революцию РїРѕ рецептам, взятым РёР· сновидений Веры Павловны. Таким образом, СЃРЅС‹ РІ романе Рќ.Р“. Чернышевского «Что делать?В» имеют аллегорический характер, РёРј присущи логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение. РћРЅРё являются СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј, средством выражения идеи Рё ничего общего РЅРµ имеют СЃ каким-либо подобием реального СЃРЅР°. ГЛАВА 2. РЎРѕРЅ как ключ Рє пониманию характера героя РІ романе Р. Рђ. Гончарова «Обломов» Р’ 1859 РіРѕРґСѓ вышел РІ свет роман Р.Рђ. Гончарова «Обломов», РІ центре которого — образ Рльи Рльича Обломова, барина, воспитанного РІ патриархальной среде СЂРѕРґРѕРІРѕРіРѕ имения Рё живущего РІ Санкт-Петербурге. Глава «Сон Обломова» занимает РІ романе ключевое место. Рто «увертюра всего романа». Герой переносится РІ этой главе РІ СЃРІРѕС‘ детство, РІ самую счастливую РїРѕСЂСѓ своей жизни. Вначале Рлье Рльичу снится РїРѕСЂР°, РєРѕРіРґР° ему всего семь лет. РћРЅ просыпается РІ своей постельке. РќСЏРЅСЏ одевает его, ведёт Рє чаю. Весь «штат Рё свита» начинают осыпать его ласками Рё похвалами. После этого начиналось кормление его булочками, сухариками Рё сливочками. Потом мать отпускала его гулять СЃ няней. День РІ Обломовке РїСЂРѕС…РѕРґРёР» СЃ РІРёРґСѓ бессмысленно, РІ мелочных заботах Рё разговорах. «Сам Обломов — старик тоже РЅРµ без занятий. РћРЅ целое утро СЃРёРґРёС‚ Сѓ РѕРєРЅР° Рё неукоснительно наблюдает Р·Р° всем, что делается РІРѕ РґРІРѕСЂРµ... РќРѕ главною заботою была РєСѓС…РЅСЏ Рё обед. РћР± обеде совещались целым РґРѕРјРѕРјВ». После обеда РІСЃРµ дружно спали. Следующая РїРѕСЂР°, которая РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє Обломову РІРѕ СЃРЅРµ, — это РєРѕРіРґР° РѕРЅ стал немного старше, Рё РЅСЏРЅСЏ рассказывает ему сказки. «Взрослый Рлья Рльич хотя после Рё знает, что нет медовых Рё молочных рек, нет добрых волшебниц — сказка Сѓ него смешалась СЃ жизнью, Рё РѕРЅ бессильно грустит подчас, зачем сказка РЅРµ жизнь, Р° жизнь РЅРµ сказка... Его РІСЃС‘ тянет РІ ту сторону, РіРґРµ только Рё знают, что гуляют, РіРґРµ нет забот Рё печалей». Рлюшу лелеют, «как экзотический цветок РІ теплице». Родители мечтали Рѕ шитом РјСѓРЅРґРёСЂРµ для него, «воображали его советником РІ палате, Р° мать даже Рё губернатором. РћРЅРё считали, что учиться надо слегка, РЅРµ РґРѕ изнурения души Рё тела, РЅРµ РґРѕ утраты благословенной, РІ детстве приобретённой полноты, Р° так, чтоб только соблюсти предписанную форму Рё добыть как-РЅРёР±СѓРґСЊ аттестат, РІ котором Р±С‹ сказано было, что Рлюша прошёл РІСЃРµ науки Рё искусства В». Неподвижность жизни, дрёма, замкнутое существование — это РЅРµ только признак существования Рльи Рльича, это суть жизни РІ Обломовке. РћРЅР° отъединена РѕС‚ всего РјРёСЂР°: «Ни сильные страсти, РЅРё отважные предприятия РЅРµ волновали обломовцев». Р СЃРѕРЅ Обломова помогает нам это понять. РЎРѕРЅ отражает реальную жизнь, которая была характерна для Р РѕСЃСЃРёРё того времени, отвергавшей нововведения Запада. Р, вполне возможно, именно СЃРѕРЅ Рльи Рльича ближе Рє умонастроениям тогдашнего СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ общества. Р–РёР·РЅСЊ, увиденная Обломовым РІРѕ СЃРЅРµ, РїРѕ-своему полна Рё гармонична: это русская РїСЂРёСЂРѕРґР°, сказка, любовь Рё ласка матери, СЂСѓСЃСЃРєРѕРµ хлебосольство, красота праздников. Рто та Р РѕСЃСЃРёСЏ, которую РјС‹ потеряли после революции 1917 РіРѕРґР°. [1; 94-137] РЎРѕРЅ Обломова выдержан РІ РґСѓС…Рµ идиллии. РћРЅ РЅРµ пророчествует, РЅРµ предупреждает, РѕРЅ своеобразный ключ Рє пониманию характера героя.  «Гончаров решил целиком вставить ранее опубликованный «Сон Обломова», придав ему РІ общей композиции своего СЂРѕРґР° символическое значеВРЅРёРµ.…В составе романа «Обломов» этот ранний очерк стал играть роль предварительной истории, важного СЃРѕРѕР±Вщения Рѕ детстве героя… Читатель получает важные СЃРІРµВдения, благодаря какому воспитанию герой романа СЃРґРµВлался лежебокой. Поскольку ленивая спячка стала «стилем жизни героя Рё РЅРµ раз ему являлись сновидения, мечты, переносившие его РІ РјРёСЂ грез, воображаемые царВства, то естественным оказывался для него Рё «Сон Обломова». Уникальное же его присутствие СЃ особым заглаВвием РІ композиции романа РїСЂРёВобретало некое символическое значение, давало читателю возможность осознать, РіРґРµ Рё РІ чем именно эта жизнь «обломилась»»[1] . Р’Рѕ второй главе РІ квартиру Обломова Гончаров РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ визитеров. Самовлюбленный щёголь Волков, которому необходимо РІСЃРµ время попасть «в десять мест». «В десять мест РІ РѕРґРёРЅ день — несчастный! — думал Обломов.— Рэто жизнь!.. Где же тут человек? РќР° что РѕРЅ раздробляется Рё рассыпается?В» Ррадуется Обломов, «перевертываясь РЅР° СЃРїРёРЅСѓ, что Сѓ него нет таких пустых желаний Рё мыслей, что РѕРЅ РЅРµ мыкается, Р° лежит РІРѕС‚ тут, сохраняя СЃРІРѕРµ челоВвеческое достоинство Рё СЃРІРѕР№ РїРѕРєРѕР№В». [1; 18] Следующий визитер — РЎСѓРґСЊР±РёРЅСЃРєРёР№, бывший сослуживец Обломова, сделавший карьеру. «Увяз, любезный РґСЂСѓРі, РїРѕ уши СѓРІСЏР·... Рђ выйдет РІ люди, будет СЃРѕ временем ворочать делами Рё чинов нахватает... Рђ как мало тут человеку-то нужно: СѓРјР° его, воли, чувства...В» [1; 22] Далее РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ литератор Пенкин. Вывод Обломова после СѓС…РѕРґР° Пенкина: «Да писать-то РІСЃРµ, тратить мысль, душу РЅР° мелочи... торговать СѓРјРѕРј Рё воображением... РЅРµ знать РїРѕРєРѕСЏ... РљРѕРіРґР° же остановиться Рё отдохнуть? Несчастный!В» [1; 26] РџСЂРёС…РѕРґРёС‚ человек без свойств, даже фамилии его никто точно РЅРµ знает: то ли Рванов, то ли Васильев, то ли Алексеев, который тоже суетится, РІСЃРµ РєСѓРґР°-то зовет Обломова. Наконец является земляк Рльи Рльича — Тарантьев, личность РЅРµ менее СЃСѓВетная, чем РґСЂСѓРіРёРµ. РћРЅ мастер говорить, шума РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ РјРЅРѕРіРѕ, РЅРѕ РЅР° дело его РЅРµ хватает. РќРµ принимая всей этой пустопорожней деятельности (РїРѕРіРѕРЅРё Р·Р° карьерой, деньгами, светскими развлечениВСЏРјРё), Обломов РїСЂРёВС…РѕРґРёС‚ Рє мысли, что «какой-то тайный враг наложил РЅР° него тяжелую СЂСѓРєСѓ РІ начале пути...В». Кончились его разВмышления тем, что «сон остановил медленный Рё лениВвый поток его мыслей». «Сон Обломова» объясняет, почему для Рльи Рльича неприемлем путь его визитеров. РЎРѕРЅ отделяет эти визиты РѕС‚ РїСЂРёС…РѕРґР° Штольца, сыгравшего РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ роль РІ жизни Обломова. РЎ трудом РІ начале пятого выходит РёР· СЃРЅР° Обломов, Рё тут, как свежий ветер СЃ воли, врывается Штольц. РћРЅ ничего общего РЅРµ имеет СЃ прежними визитерами. Штольц честен, умен, деятелен. РћРЅ искренне хочет вывести ОблоВРјРѕРІР° РёР· спячки. РќРѕ оказалось, что РґСЂСѓРі детства Штольц тоже РЅРµ знает истинной цели жизни, Р° деятельность его РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј механическая. Обломов, РІ сущности, понимая, что Штольц искренне хочет помочь ему, оказывается РЅРµВспособным приобщиться Рє жизни, пойти СЃРІРѕРёРј путем, РґР° Рё деятельность Штольца РЅРµ для него. Однако приезд Штольца вывел Обломова РёР· неподвижности, как Р±С‹ дал ему шанс. Оканчиваются РґРЅРё Обломова РЅР° Васильевском острове Сѓ Пшеницыной. Рто тоже своего СЂРѕРґР° Обломовка, РЅРѕ без ощущения РїРѕСЌР·РёРё детства, РїСЂРёСЂРѕРґС‹, ожиВдания чуда. Почти незаметно наш герой переходит РІ СЃРІРѕР№ вечный СЃРѕРЅ. Р’ чем причина того, что возможности Обломова РЅРµ осуществились, внутренние силы остались без применеВРЅРёСЏ? Безусловно, коренится РѕРЅР° РІ Обломовке. «Сон РћР±Вломова» объясняет, почему РѕРЅ РЅРµ хотел Рё РЅРµ РјРѕРі пойти РЅРё путем ранних визитеров, РЅРё путем Штольца: РЅРµ было Сѓ Рльи Рльича РЅРё определенной цели, РЅРё энергии для ее осуществления. Таким образом, СЃРѕРЅ Обломова является как Р±С‹ фокусом романа. ГЛАВА 3. Смутные, волнующие СЃРЅС‹ Катерины РІ драме Рќ. Рђ. Островского «Гроза» Никто точно РЅРµ знает, РіРґРµ была написана драма Рђ. Рќ. Островского «Гроза», – на РїРѕРґРјРѕСЃРєРѕРІРЅРѕР№ даче РІ Останкине или РІ заволжском Щелыкове, РЅРѕ создана РѕРЅР° всего Р·Р° РґРІР° осенних месяца 1855 РіРѕРґР° РІ результате волжских поездок писателя. Десятки критиков Рё режиссеров спорили РѕР± этой произведении – РѕС‚ Добролюбова Рё Писарева РґРѕ великих наших современников. Островский, также как Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ писатели, прибегает Рє приему СЃРЅРѕРІ Рё видений. Еще РІ юности, РєРѕРіРґР° Катерина «жила РІ девушках», ей снились необыкновенные СЃРЅС‹. «А какие СЃРЅС‹ РјРЅРµ снились, Варенька, какие СЃРЅС‹! Рли храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, Рё РІСЃРµ РїРѕСЋС‚ невидимые голоса, Рё кипарисом пахнет, Рё РіРѕСЂС‹ Рё деревья будто РЅРµ такие, как обыкновенно, Р° как РЅР° образах пишутся. Рђ то будто СЏ летаю, так Рё летаю РїРѕ РІРѕР·РґСѓС…СѓВ». Рти СЃРЅС‹ очень мечтательные, поэтичные, романтические. РћРЅРё раскрывают свободолюбивый, вольный характер главной героини. Катерина – девушка верующая, религиозная. «Рдо смерти СЏ любила РІ церковь ходить! Точно, бывало, СЏ РІ рай РІРѕР№РґСѓ, Рё РЅРµ вижу РЅРёРєРѕРіРѕ, Рё время РЅРµ РїРѕРјРЅСЋ, Рё РЅРµ слышу, РєРѕРіРґР° служба кончится. Точно как РІСЃРµ это РІ РѕРґРЅСѓ секунду было». Таким образом, СЃРЅС‹ Катерины подчеркивают, что героиня живет СЃ верой, СЃ чистыми, светлыми, искренними помыслами, ведь даже РІРѕ СЃРЅРµ ей снятся «храмы золотые» Рё «образа». РљСЂРѕРјРµ того, СЃРЅС‹ Катерины помогают наиболее полно представить ту атмосферу, РІ которой РѕРЅР° жила Сѓ родителей. «Я жила, РЅРё РѕР± чем РЅРµ тужила, точно птичка РЅР° воле. Маменька РІРѕ РјРЅРµ души РЅРµ чаяла, наряжала меня, как куклу, работать РЅРµ принуждала; что хочу, бывало, то Рё делаю». После того, как Катерина повстречала Бориса, РІСЃРµ реже ей снятся эти светлые СЃРЅС‹. Р’ ее душе появляются новые, непонятные ей чувства. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, РѕРЅР° ощущает проснувшуюся РІ ней любовь Рє Борису. «Никогда СЃРѕ РјРЅРѕР№ этого РЅРµ было. Что-то РІРѕ РјРЅРµ такое необыкновенное. Точно СЏ СЃРЅРѕРІР° жить начинаю, или … СѓР¶ РЅРµ знаю». РќРѕ РІ тоже время, ее начинают мучить недобрые, тревожные предчувствия. Р’СЃРµ чаще посещают Катерину «грешные» мысли Рё желания, Рё нет ей РѕС‚ РЅРёС… РїРѕРєРѕСЏ, Рё РІСЃСЋРґСѓ РѕРЅРё ее преследуют, даже РІРѕ время молитвы. «Думать стану — мысВлей никак РЅРµ соберу, молиться — РЅРµ отмолюсь никак. Языком лепечу слова, Р° РЅР° СѓРјРµ совсем РЅРµ то: точно РјРЅРµ лукавый РІ уши шепчет, РґР° РІСЃРµ РїСЂРѕ такие дела нехорошие». «Ночью, Варя, РЅРµ спится РјРЅРµ, РІСЃРµ мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково РіРѕРІРѕСЂРёС‚ СЃРѕ РјРЅРѕР№, точно голубит меня, точно РіРѕВлубь воркует. РЈР¶ РЅРµ снятся РјРЅРµ, Варя, как прежде, райские деревья РґР° РіРѕСЂС‹; Р° точно ведет меня кто-то, обнимает так горячо-горячо Рё ведет меня РєСѓРґР°-то, Рё СЏ РёРґСѓ Р·Р° РЅРёРј, РёРґСѓ...В» Рђ РІСЃРµ потому, что Катерина полюбила, РѕРЅР° жаждет любви, ей хочется кататься РїРѕ Волге, «на лодке, СЃ песВРЅСЏРјРё, либо РЅР° тройке РЅР° хорошей, обнявшись...В». Катерина разумом осознает, что «грех Сѓ нее РЅР° уме», РЅРѕ справиться СЃ РЅРёРј Сѓ нее нет СЃРёР». «Сколько СЏ, бедная, плакала, чего СѓР¶ СЏ над СЃРѕР±РѕР№ РЅРµ делала! РќРµ уйти РјРЅРµ РѕС‚ этого греха. РќРёРєСѓРґР° РЅРµ уйти». РЎРЅС‹ Катерины неопределенные, смутные, волнующие. Р’ РЅРёС… нет никакой выстроенности, заданности. РћРЅРё психологически оправданы, такие СЃРЅС‹ действительно РјРѕРіСѓС‚ присниться. РћРЅРё отражают внутренне состояние героини, ее смятения Рё мучения, постепенное изменение ее души РїРѕРґ влиянием внезапной любви, Р° также ее неспособность бороться СЃ этим, противостоять «греху». РљСЂРѕРјРµ того, важной функцией СЃРЅРѕРІ является предсказание СЃРєРѕСЂРѕР№ гибели Катерины. «Точно СЏ стою над пропастью, Рё меня кто-то туда толкает, Рё удержаться РјРЅРµ РЅРµ Р·Р° что». [3; 18-21] ГЛАВА 4. Пророческий СЃРѕРЅ РІ романе Рђ. РЎ. Пушкина «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин — тонкий психолог, прекрасно понимающий душу человека. Его роман «Евгений Онегин» является достоверной картиной СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ жизни начала XIX века. Включая РІ повествование СЃРѕРЅ героини, автор помогает читателю понять образ Татьяны Лариной Рё обстановку, РІ которой жили Рё воспитывались провинциальные барышни, подобные ей. Татьяна читает иностранные романы, СЂСѓСЃСЃРєРёС… тогда еще РЅРµ создали, РЅРѕ снятся ей СЂСѓСЃСЃРєРёРµ, даже простонародные СЃРЅС‹. Ее вещий СЃРѕРЅ, пронизанный фольклорными образами Рё символами, вероятно, вызван тоской героини РїРѕ несбыточному счастью. Татьяне снится: …будто Р±С‹ РѕРЅР° Рдет РїРѕ снеговой поляне, Печальной мглой окружена. РЎРѕРЅ героини очень логичен Рё последователен, встречающиеся трудности РІ РІРёРґРµ незамерзающего ручья, длинного пути РІ сугробах ей помогает преодолеть «лакей косматый». Татьяна замирает РѕС‚ ужаса, РєРѕРіРґР° ее подхватывает медведь: Упала РІ снег; медведь РїСЂРѕРІРѕСЂРЅРѕ Ее хватает Рё несет; РћРЅР° бесчувственно-РїРѕРєРѕСЂРЅР°, РќРµ шевельнется, РЅРµ дохнет. Р’ хижине, РєСѓРґР° затем попадает Татьяна, - веселье (СЏСЂРєРёР№ свет, «крик Рё Р·РІРѕРЅ стакана»). РќРѕ Пушкин сразу РіРѕРІРѕСЂРёС‚: «Как РЅР° больших похоронах», что РёВ РЅРµ предвещает героине ничего хорошего, Рё одновременно намекает РЅР° потустороннюю силу. РЎРёРґСЏС‚ чудовища РєСЂСѓРіРѕРј: РћРґРёРЅ РІ рогах СЃ собачьей РјРѕСЂРґРѕР№, Другой СЃ петушьей головой, Здесь ведьма СЃ козьей Р±РѕСЂРѕРґРѕР№, РўСѓС‚ остов чопорный Рё гордый, Там карла СЃ хвостиком, Р° РІРѕС‚ Полужуравль Рё полукот. Рспользуя систему художественных образов, Пушкин создает пародию РЅР° гостей, которые Р±СѓРґСѓС‚ присутствовать РЅР° именинах Татьяны РІ РґРѕРјРµ Лариных. РќРѕ главное, РєСЂРѕРјРµ РЅРёС… Татьяна РІРёРґРёС‚ Рё того, кто «мил Рё страшен ей», Евгения, Рё РїСЂРё чем РІ роли «хозяина» (РІСЃРµ ему подчиняются), атамана шайки нечисти. РќСѓ чем РЅРё нянюшкина сказка, РЅРѕ та обычно заканчивалась благополучно. Здесь же читатель ждет трагической развязки, Рё РѕРЅР° незамедлительно наступает. РЎРѕРЅ Татьяны повествует Рѕ трагедии. Онегин выступает «злодеем», убивающим Ленского. РЎРїРѕСЂ громче, громче; РІРґСЂСѓРі Евгений Хватает длинный РЅРѕР¶, Рё РІРјРёРі Повержен Ленский... Неподдельный ужас пробуждает Татьяну, теперь РѕРЅР° старается осознать увиденное, так как верит РІ предзнаменованье. Татьяна верила преданьям Простонародной старины, Рснам, Рё карточным гаданьям, Рпредсказаниям луны. РЎРѕРЅ героини, достоверно Рё РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ рассказанный автором, настраивает читателя РЅР° то, что дальше последуют предсказанные события, поэтому «странное» поведение Онегина РЅР° бале Лариных, его ухаживания Р·Р° Ольгой – логическая цепь, Р·Р° которой последует катастрофа – дуэль недавних приятелей. РќРѕ СЃРѕРЅ имеет Рё второе толкование, его символы сулят Татьяне свадьбу, правда РЅРµ СЃ любимым. Медведь – это ее будущий РјСѓР¶, генерал. Переход через ручей РїРѕ мосткам сулит Рё свадьбу, Рё РїРѕС…РѕСЂРѕРЅС‹. Недаром Татьяна слышит шум, как «на больших похоронах». РЎРѕРЅ, введенный РІ ткань романа, РјРЅРѕРіРѕРµ объясняет читателям, ждущим дальнейшего развития событий. Рлогичным предстает концовка произведения, РєРѕРіРґР° РІРЅРѕРІСЊ появляется Татьяна, уже светская замужняя дама, РЅРѕ такая же несчастная, как прежде: Рђ счастье было так возможно, Так близко!.. РќРѕ СЃСѓРґСЊР±Р° РјРѕСЏ РЈР¶ решена <...> РЇ вышла замуж. Р’С‹ должны, РЇ вас прошу, меня оставить <...> РЇ вас люблю (Рє чему лукавить?), РќРѕ СЏ РґСЂСѓРіРѕРјСѓ отдана; РЇ Р±СѓРґСѓ век ему верна. [4; 133-140] Рто ее СЃСѓРґСЊР±Р°, против которой героиня РЅРµ пойдет, сохраняя твердую покорность, выпавшую РЅР° ее долю. РћРЅР° останется верна долгу, РІ этом ее суть. РЎРѕРЅ Татьяны пророческий. Героиня, верившая «преданьям старины», пытается найти объяснение этому СЃРЅСѓ РІ РєРЅРёРіРµ Мартына Задеки, РЅРѕ РЅРµ находит. РћРЅР° убеждена, что СЃРЅСѓ суждено сбыться. Вещий СЃРѕРЅ Татьяны – РѕРґРёРЅ РёР· самых важных Рё интересных сюжетных С…РѕРґРѕРІ Пушкина, Рё неспроста РѕРЅ расположен РІ пятой главе – СЂРѕРІРЅРѕ посередине романа. РЎРѕРЅ этот определяет дальнейшее развитие событий РІ жизни героев, предсказывая РЅРµ только ближайшее будущее (дуэль), РЅРѕ Рё гораздо более отдалённое. ГЛАВА 5. Глубокие психологические СЃРЅС‹ РІ романе Р¤. Рњ. Достоевского «Преступление Рё наказание» Глубокий психологизм романов Р¤. Рњ. Достоевского заключается РІ том, что РёС… герои попадают РІ сложные, экстремальные жизненные ситуации, РІ которых обнажается РёС… внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия РІ душе, неоднозначность Рё парадоксальность внутреннего РјРёСЂР°. Для отражения психологического состояния главного героя РІ романе «Преступление Рё наказание» автор использовал разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль играют СЃРЅС‹, так как РІ бессознательном состоянии человек становится самим СЃРѕР±РѕР№, теряет РІСЃРµ наносное, чужое Рё, таким образом, свободнее проявляются его мысли Рё чувства. РќР° протяжении практически всего романа РІ душе главного героя, Р РѕРґРёРѕРЅР° Раскольникова, РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ конфликт, Рё эти внутренние противоречия обусловливают его странное состояние: герой настолько погружен РІ себя, что для него грань между мечтой Рё реальностью, между СЃРЅРѕРј Рё действительностью смазывается, воспаленный РјРѕР·Рі рождает бред, Рё герой впадает РІ апатию, полусон-полубред, поэтому Рѕ некоторых снах трудно сказать, СЃРѕРЅ это или бред, РёРіСЂР° воображения. Однако РІ романе также существуют СЏСЂРєРёРµ, четкие описания СЃРЅРѕРІ Раскольникова, способствующие раскрытию образа главного героя, углублению психологической стороны романа. Так, первый СЃРѕРЅ Раскольников РІРёРґРёС‚ незадолго РґРѕ убийства, заснув РІ кустах РІ парке после «пробы» Рё тяжелой встречи СЃ Мармеладовым. РЎРѕРЅ также тяжелый, мучительный, изматывающий Рё необыкновенно богатый символами. Перед нами открывается душевный РјРёСЂ семилетнего маленького Р РѕРґРё, который испытывает «неприятнейшее впечатление Рё даже страх», лишь только РїСЂРѕС…РѕРґСЏ СЃ отцом РјРёРјРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ кабака, Рё «весь дрожит» РѕС‚ РѕРґРЅРёС… доносящихся РґРѕ него Р·РІСѓРєРѕРІ Рё РІРёРґР° «шляющихся РєСЂСѓРіРѕРјВ» «пьяных Рё страшных рож». Р’ сцене Сѓ кабака — убийстве беспомощной лошаденки толпой пьяных хулиганов — маленький Раскольников пытается защитить несчастное животное, кричит, плачет; здесь РІРёРґРЅРѕ, что РїРѕ своей РїСЂРёСЂРѕРґРµ РѕРЅ РІРѕРІСЃРµ РЅРµ жесток, беспощадность Рё презрение Рє чужой жизни, даже лошадиной, ему чужды Рё возможное насилие над человеческой личностью для него омерзительно, противоестественно. РљРѕРіРґР° герой СЃ душевной теплотой вспоминает бедную маленькую РіРѕСЂРѕРґСЃРєСѓСЋ церковь «с зелёным куполом» Рё старинные РІ ней образа, Рё «старого священника СЃ дрожащею головой», Рё СЃРІРѕС‘ собственное невероятно трогательное благоговение перед «маленькой могилкой меньшого братца, умершего шести месяцев, которого РѕРЅ совсем РЅРµ знал Рё РЅРµ РјРѕРі помнить», нам кажется, что РёР·-РїРѕРґ всего наносного, рождённого жизненными обстоятельствами РІ нынешнем Раскольникове, нищем студенте Рё обитателе трущоб, воскресает душа ребёнка, РЅРµ СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕРіРѕ РЅРµ только убить человека, РЅРѕ Рё СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ смотреть РЅР° убийство лошади. [2; 80-84] РћСЃРѕР±РѕРµ место занимает психологически точный, гениВально описанный СЃРѕРЅ Раскольникова Рѕ смеющейся старухе. Ртот второй СЃРѕРЅ Раскольников РІРёРґРёС‚ непосредственно перед РїСЂРёС…РѕРґРѕРј Свидригайлова, образа демонического Рё своеобразно олицетворяющего зло. «На стуле РІ уголку СЃРёРґРёС‚ старушонка, РІСЃСЏ скрючившись Рё наклонив голову, так что РѕРЅ никак РЅРµ РјРѕРі разглядеть лица, РЅРѕ это была РѕРЅР°. РћРЅ стоял перед ней: «боится!В» — подумал РѕРЅ, тихонько высвободил РёР· петли топор Рё ударил старуху РїРѕ темени, раз Рё РґСЂСѓРіРѕР№. РќРѕ странно: РѕРЅР° даже РЅРµ шевельнулась РѕС‚ ударов, точно деревянная. РћРЅ РёСЃРїСѓВгался, нагнулся ближе Рё стал ее разглядывать; РЅРѕ Рё РѕРЅР° еще ниже нагнула голову. РћРЅ пригнулся тогда совсем Рє полу Рё заглянул ей СЃРЅРёР·Сѓ РІ лицо, заглянул Рё помертвел: старушонка сидела Рё смеялась,— так Рё заливалась тихим, неслышным смехом... Бешенство одолело его: РёР·Рѕ всей силы начал РѕРЅ бить старуху РїРѕ голове, РЅРѕ СЃ каждым ударом топора смех Рё шепот РёР· спальни раздавались РІСЃРµ сильнее Рё слышнее, Р° старушонка РІСЃСЏ так Рё колыхалась РѕС‚ хохота». [2; 292-293] Достоевский нагнетает, сгущает краски: смех Сѓ старухи «зловещий», РіРѕРјРѕРЅ толпы Р·Р° дверью СЏРІРЅРѕ недоброжелательный, злобный, насмешливый. Ртот СЃРѕРЅ четко Рё достоверно отражает состояние взволнованной, отчаявшейся, мятущейся души героя, особенно усилившееся после провала «эксперимента над СЃРѕР±РѕР№В». Раскольников оказывается РЅРµ Наполеоном, РЅРµ властелином, имеющим право СЃ легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели; РјСѓРєРё совести Рё страх разоблачения делают его жалким, Рё смех старухи — это смех Рё торжество зла над РЅРµ сумевшим убить РІ себе совесть Раскольниковым. Последний СЃРѕРЅ главный герой РІРёРґРёС‚ РЅР° каторге, уже РЅР° пути Рє нравственному возрождению, глядя РЅР° СЃРІРѕСЋ теорию РґСЂСѓРіРёРјРё глазами. «Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся РІ тела людей. РќРѕ эти существа были РґСѓС…Рё, одаренные СѓРјРѕРј Рё волей,— люди, принявшие РёС… РІ себя, становились тотчас же бесВноватыми Рё сумасшедшими. РќРѕ РЅРёРєРѕРіРґР°, РЅРёРєРѕРіРґР° люди РЅРµ считали себя так умными Рё непоколебимыми РІ РёСЃВтине, как считали зараженные... РІСЃСЏРєРёР№ думал, что РІ нем РѕРґРЅРѕРј Рё заключается истина... РЅРµ могли согласиться, что считать злом, что РґРѕР±СЂРѕРј. Люди убивали РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° РІ какой-то бессмысленной злобе... Спастись РІРѕ всем РјРёСЂРµ могли только несколько человек, это были чистые Рё РёР·Вбранные, предназначенные начать новый СЂРѕРґ людей Рё РЅРѕРІСѓСЋ жизнь, обновить Рё очистить землю, РЅРѕ никто Рё РЅРёРіРґРµ РЅРµ видал этих людей...В» [2; 554-555] Р’ этом СЃРЅРµ Раскольников смотрит РЅР° СЃРІРѕСЋ теорию РїРѕ-РЅРѕРІРѕРјСѓ, РІРёРґРёС‚ ее антигуманность Рё расценивает ее уже как возможную причину возникновения ситуации, угрожающей РїРѕ СЃРІРѕРёРј последствиям. «Раскольников понимает, что этот страшный СЃРѕРЅ может стать СЏРІСЊСЋ, если его теория овладеет людьми Рё никто РЅРµ захочет считать себя всего лишь «материалом», «тварью дрожащей»».[2] Таким образом, РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ переосмысление героем смысла жизни, изменение его мировоззрения, постепенное приближение Рє РґСѓС…РѕРІРЅРѕРјСѓ совершенству, то есть совершается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, РЅРѕ РІСЃРµ же очистительное Рё светлое, купленное ценой страдания, Р° ведь именно через страдание, РїРѕ мнению Достоевского, человек может прийти Рє настоящему счастью. РњРЅРѕРіРёРµ СЂСѓСЃСЃРєРёРµ писатели Рё РґРѕ Рё после Достоевского использовали СЃРЅС‹ как художественный прием, РЅРѕ РІСЂСЏРґ ли кто-либо РёР· РЅРёС… СЃРјРѕРі так глубоко, тонко Рё СЏСЂРєРѕ описать психологическое состояние героя посредством изображения его СЃРЅР°. РЎРЅС‹ РІ романе имеют разное содержание, настроение Рё художественную микрофункцию, РЅРѕ общее назначение СЃРЅРѕРІ РІ романе, РѕРґРЅРѕ: наиболее полное раскрытие РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ идеи произведения — опровержения теории, убивающей РІ человеке человека РїСЂРё осознании этим человеком возможности убийства РёРј РґСЂСѓРіРѕРіРѕ человека. ЗАКЛЮЧЕНРР• Р’ данном реферате были рассмотрены пять произведений СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ художественной литературы XIX века. Сравнительный анализ художественных текстов показывает, что СЃРЅС‹ Рё сновидения РјРѕРіСѓС‚ использоваться поэтами Рё писателями для решения самых разных целей Рё задач. Р’Рѕ-первых, СЃРѕРЅ может выступать как средство отражения действительности, как ключ Рє пониманию характера героя — РІ этом можно убедиться РЅР° примере СЃРЅР° Обломова. Р’Рѕ-вторых, СЃРѕРЅ может стать предсказанием, предопределением будущего героев. Рменно так воспринимается СЃРѕРЅ Татьяны РёР· романа «Евгений Онегин». Р’-третьих, СЃРѕРЅ может быть использован РІ качестве иносказания, аллегории, как например четыре СЃРЅР° Веры Павловны РІ романе «Что делать?В». Р’-четвертых, СЃРѕРЅ — это СЃРїРѕСЃРѕР± отражения постепенных глубоких изменений, происходящих РІ душе героя или героини. Такую функцию выполняют СЃРЅС‹ Катерины Кабановой. Р, наконец, СЃРѕРЅ может отражать физическое Рё нравственное состояние героя, например СЃРЅС‹ Раскольникова РІ романе Достоевского. Таковы главные выводы, Рє которым можно прийти РІ результате выборочного анализа произведений художественной литературы. Работа над данной темой помогла изменить устоявшееся представление Рѕ том, что СЃРѕРЅ — это просто физиологическое состояние, РІ котором РјС‹ находимся каждую ночь, Р° сновидения присутствуют РІ нашем сознании только для того, чтобы РјС‹ толковали РёС… СЃ помощью всевозможных РєРЅРёРі гаданий Рё СЃРѕРЅРЅРёРєРѕРІ. После проведенного РІ данной работе исследования стало очевидно, что писатели очень широко использовали приём СЃРЅР°, ведь именно через СЃРѕРЅ можно раскрыть характер героя, его сокровенные мысли Рё желания, чувства Рё переживания, также удалось определить символическое значение Рё РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ функцию СЃРЅР° для того или РёРЅРѕРіРѕ художественного произведения. Обращение Рє лучшим образцам художественной литературы прошлого СЃРѕ всей очевидностью убеждает нас РІ том, что СЃРЅС‹ Рё сновидения — это вечная тайна Рё загадка, Рё для того, чтобы постичь РёС…, потребуются ещё века Рё тысячелетия. Данная работа является лишь попыткой проникновения РІ данную проблему, РЅРѕ РІ тоже время РѕРЅР° позволяет определить РјРЅРѕРіРёРµ знаковые вещи, как для понимания литературы, так Рё для мировосприятия РІ целом. РЎРїРёСЃРѕРє использованной литературы Рсточники: 1. Гончаров Р.Рђ. Обломов. Р›., Художественная литература, 1975. 2. Достоевский Р¤.Рњ. Преступление Рё наказание. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1983. 3. Островский Рќ.Рђ. Гроза. Рњ.: Астрель,В 2004. 4. Пушкин Рђ.РЎ. Евгений Онегин. Рњ.: Художественная литература, 1984. 5. Чернышевский Рќ.Р“. Что делать? Рњ.: Детская литература, 1972. Научно-критическая литература: 1. Бродский Рќ.Р›. Роман Рђ.РЎ. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Рњ., 1965. 2. Коган Р“.Р¤. Примечания Рє роману Р¤.Рњ. Достоевского «Преступление Рё наказание». Рњ., 1970. 3. Кулешов Р’.Рќ. Предисловие Рє роману Р.Рђ. Гончарова «Обломов». Рњ., 1973. 4. Лотман Р®.Рњ. Роман Рђ.РЎ. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Р›., 1961. 5. Аксёнова Рњ.Р”. РћС‚ былин Рё летописей РґРѕ классики XIX века// Рнциклопедия для детей. Рў. 9. Р§. 1. Рњ.: Аванта+, 1998. [1] Р’.Рќ. Кулешов. Предисловие Рє роману Р.Рђ. Гончарова «Обломов». Рњ., 1973 [2] Аксёнова Рњ.Р”. РћС‚ былин Рё летописей РґРѕ классики XIX века// Рнциклопедия для детей. Рў. 9. Р§. 1. Рњ.: Аванта+, 1998. |