Билеты: ЕГЭ по МАТЕМАТИКЕ 2012
Название: ЕГЭ по МАТЕМАТИКЕ 2012 Раздел: ЕГЭ Тип: билеты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Единый государственный экзамен по МАТЕМАТИКЕ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по математике подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов для ЕГЭ 2012 года Демонстрационный вариант ЕГЭ по математике 2012 года разработан по заданию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации. Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать представление о структуре будущих контрольных измерительных материалов, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Задания демонстрационного варианта не отражают всех вопросов содержания, которые могут быть включены в контрольные измерительные материалы в 2012 году. Структура работы приведена в спецификации, а полный перечень вопросов – в кодификаторах требований и элементов содержания по математике для составления контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2012 года. Правильное решение каждого из заданий В1–В14 части 1 экзаменационной работы оценивается 1 баллом. Правильное решение каждого из заданий С1 и С2 оценивается 2 баллами, С3 и С4 – 3 баллами, С5 и С6 – 4 баллами. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 32. Верное выполнение не менее пяти заданий экзаменационной работы отвечает минимальному уровню подготовки, подтверждающему освоение выпускником основных общеобразовательных программ общего (полного) среднего образования. К каждому заданию с развёрнутым ответом, включённому в демонстрационный вариант, даётся возможное решение. Приведённые критерии оценивания позволяют составить представление о требованиях к полноте и правильности решений. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов, система оценивания, спецификация и кодификаторы помогут выработать стратегию подготовки к ЕГЭ по математике. Единый государственный экзамен по МАТЕМАТИКЕ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов 2012 года Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по математике даётся 4 часа (240 мин.). Работа состоит из двух частей и содержит 20 заданий. Часть 1 содержит 14 заданий с кратким ответом (В1–В14) базового уровня по материалу курса математики. Ответом является целое число или конечная десятичная дробь. Часть 2 содержит 6 более сложных заданий (С1–С6) по материалу курса математики. При их выполнении надо записать полное решение и ответ. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха ! Часть 1
Билет на автобус стоит 15 рублей. Какое максимальное число билетов можно будет купить на 100 рублей после повышения цены билета на 20%?
На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха (в градусах Цельсия) в Ярославле по результатам многолетних наблюдений. Найдите по диаграмме количество месяцев, когда средняя температура в Ярославле была отрицательной.
Найдите площадь четырёхугольника, изображённого на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см × 1 см (см. рисунок). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
Строительная фирма планирует купить 70 пеноблоков у одного из трёх поставщиков. Цены и условия доставки приведены в таблице. Сколько рублей нужно заплатить за самую дешёвую покупку с доставкой?
Найдите корень уравнения .
Треугольник вписан в окружность с центром . Найдите угол , если угол равен .
Найдите , если и .
На рисунке изображён график дифференцируемой функции . На оси абсцисс отмечены девять точек: . Среди этих точек найдите все точки, в которых производная функции отрицательна. В ответе укажите количество найденных точек.
Диагональ основания правильной четырёхугольной пирамиды равна 6. Высота пирамиды равна 4. Найдите длину бокового ребра .
В сборнике билетов по биологии всего 25 билетов, в двух из них встречается вопрос о грибах. На экзамене школьнику достаётся один случайно выбранный билет из этого сборника. Найдите вероятность того, что в этом билете не будет вопроса о грибах.
Объём первого цилиндра равен 12 м³. У второго цилиндра высота в три раза больше, а радиус основания в два раза меньше, чем у первого. Найдите объём второго цилиндра (в м³).
Камень брошен вертикально вверх. Пока камень не упал, высота, на которой он находится, описывается формулой , где – высота в метрах, – время в секундах, прошедшее с момента броска. Сколько секунд камень находился на высоте не менее 9 метров.
Весной катер идёт против течения реки в раза медленнее, чем по течению. Летом течение становится на 1 км/ч медленнее. Поэтому летом катер идёт против течения в раза медленнее, чем по течению. Найдите скорость течения весной (в км/ч).
Найдите наибольшее значение функции на отрезке . Часть 2
а) Решите уравнение . б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку .
Сторона основания правильной треугольной призмы равна , а диагональ боковой грани равна . Найдите угол между плоскостью и плоскостью основания призмы.
Решите систему неравенств
На стороне BA угла , равного , взята такая точка D , что и . Найдите радиус окружности, проходящей через точки A , D и касающейся прямой BC .
Найдите все значения , при каждом из которых наименьшее значение функции больше 1.
На доске написано более 40, но менее 48 целых чисел. Среднее арифметическое этих чисел равно , среднее арифметическое всех положительных из них равно 4, а среднее арифметическое всех отрицательных из них равно . а) Сколько чисел написано на доске? б) Каких чисел написано больше: положительных или отрицательных? в) Какое наибольшее количество положительных чисел может быть среди них? Система оценивания демонстрационного варианта Ответы к заданиям части 1 Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом. Задания части 1 считаются выполненными верно, если экзаменуемый дал верный ответ в виде целого числа или конечной десятичной дроби.
Ответы к заданиям части 2
Решения и критерии оценивания заданий части 2 Количество баллов, выставляемых за выполнение заданий части 2 зависит от полноты решения и правильности ответа. Общие требования к выполнению заданий с развёрнутым ответом: решение должно быть математически грамотным, полным, в частности, все возможные случаи должны быть рассмотрены. Методы решения, формы его записи и формы записи ответа могут быть разными. За решение, в котором обоснованно получен правильный ответ, выставляется максимальное число баллов. Правильный ответ при отсутствии текста решения оценивается в 0 баллов. Эксперты проверяют только математическое содержание представленного решения, а особенности записи не учитывают. В критериях оценивания конкретных заданий содержатся общие требования к выставлению баллов. При выполнении задания можно использовать без доказательства и ссылок любые математические факты, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации.
а) Решите уравнение . б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку . Решение. а) Так как , , то . Корни уравнения: , б) Корни уравнения изображаются точками и , а корни уравнения — точками и , промежуток изображается жирной дугой (см. рис.). В указанном промежутке содержатся три корня уравнения: , и . Ответ: а) , , б) . Другие решения пункта б). б) Корни, принадлежащие промежутку , отберем по графику . Прямая (ось ) пересекает график в единственной точке , абсцисса которой принадлежит промежутку . Прямая пересекает график ровно в двух точках, абсциссы которых принадлежат (см. рис.). Так как период функции равен , то эти абсциссы равны, соответственно, и . В промежутке содержатся три корня: . б) Пусть . Подставляя , получаем . Промежутку принадлежит только . Пусть . Подставляя , получаем: . Промежутку принадлежат только . Промежутку принадлежат корни: . б) Отберем корни, принадлежащие промежутку . Пусть Тогда . Корень, принадлежащий промежутку : . Пусть. Тогда . Корень, принадлежащий промежутку : . Пусть. Тогда . Корень, принадлежащий промежутку : . Промежутку принадлежат корни: .
Сторона основания правильной треугольной призмы равна , а диагональ боковой грани равна . Найдите угол между плоскостью и плоскостью основания призмы. Решение. Обозначим середину ребра (см. рисунок). Так как треугольник равносторонний, а треугольник – равнобедренный, отрезки и перпендикулярны . Следовательно, – линейный угол двугранного угла с гранями и . Из треугольника найдём: . Из треугольника найдём: . Из треугольника найдём: Искомый угол равен . Ответ: . Возможны другие формы записи ответа. Например: А) ; Б) рад. В) и т.п. Возможны другие решения. Например, с использованием векторов или метода координат.
Решите систему неравенств Решение. 1. Неравенство запишем в виде . Относительно неравенство имеет вид: , откуда получаем: , . Значит, , . 2. Второе неравенство системы определено при При допустимых значениях переменной получаем: , , , , . С учётом области допустимых значений переменной получаем решение второго неравенства системы: . 3. Сравним и . Так как , то , следовательно, . Решение системы неравенств: . Ответ: .
Комментарий. Если обоснованно получены оба ответа: и , после чего лишь сказано , но никак не обосновано, что , то такое решение оценивается в 2 балла.
На стороне BA угла , равного , взята такая точка D , что и . Найдите радиус окружности, проходящей через точки A , D и касающейся прямой BC . Решение. Центр O искомой окружности принадлежит серединному перпендикуляру к отрезку AD . Обозначим P середину отрезка AD , Q – основание перпендикуляра, опущенного из точки O на прямую BC ,E – точку пересечения серединного перпендикуляра с прямой BC (см. рисунок а). Из условия касания окружности и прямой BC следует, что отрезки OA , OD и OQ равны радиусу R окружности. Заметим, что точка не может лежать по ту же сторону от прямой AB , что и точка E , так как в этом случае расстояние от точки O до прямой BC меньше, чем расстояние от неё до точки A . Из прямоугольного треугольника BPE с катетом BP = 2 и находим, что PE = . Так как OA = R и , получаем: , следовательно, . Из прямоугольного треугольника OQE , в котором , находим: . В результате получаем уравнение: . Возведём в квадрат обе части этого уравнения и приведём подобные члены. Получим уравнение R 2 – 8R + 7 = 0, решая которое находим два корня: R 1 = 1, R 2 = 7. Если радиус равен 1, то центром окружности является точка (см. рисунок б). Ответ: 1 или 7. Другое решение. Пусть точка касания окружности с прямой лежит на луче (см. рисунок а). По теореме о касательной и секущей , откуда . Пусть – точка пересечения луча и перпендикуляра к , проведённого через точку . Из прямоугольного треугольника находим: , тогда и . Таким образом, точка удалена от точек , и на одно и то же расстояние, равное 1. Следовательно, – центр искомой окружности, а её радиус равен 1. Пусть теперь точка касания окружности с прямой лежит на продолжении за точку (см. рисунок б), а прямая, проходящая через точку перпендикулярно , пересекает прямую в точке , а окружность вторично – в точке . Тогда
Если – радиус окружности, то . По теореме о двух секущих , то есть , откуда находим, что . Ответ: 1 или 7. Возможны другие формы записи ответа. Например: А) 1, 7; Б) радиус окружности равен 7 или 1.
Найдите все значения , при каждом из которых наименьшее значение функции больше 1. Решение. 1. Функция имеет вид: a) при : , а её график есть две части параболы с ветвями, направленными вверх, и осью симметрии ; б) при : , а её график есть часть параболы с ветвями, направленными вниз. Все возможные виды графика функции показаны на рисунках:
2. Наименьшее значение функция может принять только в точках или , а если – то в точке . 3. Наименьшее значение функции больше 1 тогда и только тогда, когда
. Ответ:
На доске написано более 40, но менее 48 целых чисел. Среднее арифметическое этих чисел равно , среднее арифметическое всех положительных из них равно 4, а среднее арифметическое всех отрицательных из них равно . а) Сколько чисел написано на доске? б) Каких чисел написано больше: положительных или отрицательных? в) Какое наибольшее количество положительных чисел может быть среди них? Решение. Пусть среди написанных чисел положительных, отрицательных и нулей. Сумма набора чисел равна количеству чисел в этом наборе, умноженному на его среднее арифметическое, поэтому . а) Заметим, что в левой части приведённого выше равенства каждое слагаемое делится на 4, поэтому — количество целых чисел — делится на 4. По условию , поэтому . Таким образом, написано 44 числа. б) Приведём равенство к виду . Так как , получаем, что , откуда . Следовательно, отрицательных чисел больше, чем положительных. воценка ) Подставим в правую часть равенства : , откуда . Так как , получаем: то есть положительных чисел не более 17. впример ) Приведём пример, когда положительных чисел ровно 17. Пусть на доске 17 раз написано число 4, 25 раз написано число и два раза написан 0. Тогда , указанный набор удовлетворяет всем условиям задачи. Ответ: а) 44; б) отрицательных; в) 17.
|