Реферат: Особенности понятия искусства в русской философии
Название: Особенности понятия искусства в русской философии Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат |
Федеральное Агентство По Образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный Университет Управления» Институт инноватики и логистики Кафедра логистики Реферат «Философия искусства» по дисциплине Философия науки и техники Выполнил: студент 1 курса Специальность «Менеджмент» группа 1 Дидин А.Ф. Проверил: преподаватель Бойк К.Т. Москва 2002 год Содержание Введение……………………………………………………………………3 Понятие искусства…………………………………………………………4 Философия искусства в ХХ веке………………………………………….7 Особенности понимании искусства в русской философии……………..11 Заключение…………………………………………………………………15 Список литературы…………………………………………………………16 Введение Философия искусства – отрасль философии, которая исследует сущность и смысл искусства на основе науки об искусстве, литературе, музыке, учитывая при этом функции искусства внутри культуры и всей сферы ценностей. Философия искусства распадается на две основные области: - объяснение видов искусства и методов художественного изображения и действия. - изучение отношений искусства к этике, религии, метафизике и мировоззрению. Философия изучает различные функции искусства: - познавательную (искусство познает мир, фантазия художника предвосхищает научные прозрения и часто проникает в сущность вещей глубже, чем абстрактное мышление), - коммуникативную (искусство является формой общения между культурами, обществами и отдельными людьми, произведения искусства передают духовный опыт человечества), - воспитательную (искусство формирует в нас собственно человеческие качества: добро, любовь, прививает чувство красоты). Понятие искусства. Искусство – это способ познания окружающего мира. Искусство – творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино). Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, архитектура). Искусство – первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта (искусство мышления, искусство ведения войны). В общепринятом специальном смысле – обозначение мастерства в эстетическом плане и созданных благодаря ему произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой – от произведений науки, ремесла, техники, причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства. Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания. Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру. Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме типических художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом, чем ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты художественного образа, тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия. Искусство появилось еще на заре человеческого общества. Оно возникло в процессе труда, практической деятельности людей. На первых порах искусство непосредственно переплеталось с их трудовой деятельностью. Свою связь с материальной, производственной деятельностью, хотя и более опосредствованную, оно сохранило и по сей день. Функции искусства. 1) Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность). Искусство - действие, преображения творения в соответствие с идеалами художника. 2) Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). Оно является средством просвещения (передача опыта, фактов, образования, навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты и людей). Познавательной информации, содержащейся в искусстве огромное количество. Она наполняет наши знания о мире. Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности. 3) Информационная и коммуникативная (искусство как сообщение и обобщение). Искусство - художественная коммуникация, и его родство с языком неоднократно подчеркивалось. На коммуникативном плане основывается его современное рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию, как специфического канала служащего делу обобщения индивидуального опыта отношений и индивидуализации общественного опыта. 4) Воспитательная функция (формирование целостной личности). Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика – политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце. 5) Внушающая функция (воздействие искусства на подсознание). Внушение определенного строя мысли и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие художественного произведения на человеческую психику. 6) Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). Эстетическая функция - ничем не заменимая специфическая способность искусства: - формировать эстетический вкусы, способности и потребности человека. - пробуждать творческий дух, творческое начало личности. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА В XX ВЕКЕ XX век отличается чрезвычайным разнообразием в подходах к искусству. В современной философии имеют место различные, неожиданные подходы к искусству: политологический, психологический, мифотворческий, функциональный, социологический, социально-экономический, информационный, кибернетический и тому подобные. Но главным достижением XX века, видимо, явилось представление об искусстве как автономном эстетическом феномене. С точки зрения выдающегося итальянского философа Б. Кроче, взгляды которого об искусстве имели очень большое распространение в первой половине XX века, искусство – это выражение чувств, простой акт воображения. А плод этого воображения, – произведение искусства обладает первобытной наивностью. Искусство не ставит своей задачей отражать вещи в том виде, как они существуют в действительности, или морализировать, и не подчиняется никаким законам, правилам или канонам. Искусство обладает своей собственной эстетической реальностью и ее ценность не состоит в степени приближения к внешней реальности. Таким образом, здесь искусство окончательно уходит от понимания его как подражания, и становится даже не познанием, а исключительно творчеством, причем творчеством субъективным. Если в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи уподоблял сознание живописца зеркалу, в котором отражается внешний мир, то для крупнейшего течения искусства первой половины XX века модернизма живопись перестала быть таковой. Модернистское искусство создает новую оригинальную реальность. Если она что и отражает, то исключительно внутренний мир самого художника. Основатель абстрактной живописи, наш соотечественник, Василий Кандинский также отходит от подражания: «Художник, который стал творцом, уже не усматривает своей цели в подражании природным явлениям, он хочет и должен найти выражение своему внутреннему миру». Происходит очеловечивание искусства. Действительно, искусство может иметь эстетическую ценность в самом себе. Процесс, начатый Аристотелем, нашел свое завершение в современном искусстве, крайним выражением которого стало искусство для искусства. Современное искусство в целом пошло по пути, так сказать, формальных изощрений, совершенствования самого искусства, искусности искусства , то есть оно в своем развитии не пытается выйти за пределы, а остается внутри себя. Следствием этого стало то, что серьезное искусство сегодня является уделом знатоков, а "массы" довольствуются развлекательным искусством. Современное искусство сознательно замыкается на самом себе. Современное искусство окончательно «развенчивает» теорию подражания, человек отныне не нуждается в поддержке природы, он становится настолько самостоятельным, что может найти опору для художественного творения внутри самого себя. Правда, в XX веке в философском учении об искусстве существует обратная тенденция, так сказать, к "онтологизации" искусства, которая представлена прежде всего выдающимся немецким мыслителем М.Хайдеггером, неотомистами и русскими религиозными философами. Учение об искусстве не было для Хайдеггера одной из частей его философии, как для большинства мыслителей, писавших об искусстве, - оно было своеобразной путеводной нитью всей его философии. Изречения поэтов, по Хайдеггеру, как ничто иное, ждут отклика в мышлении: "Сказанное поэтом и сказанное мыслителем никогда не одно и то же. Но и то и другое могут говорить различными способами одно" Отличительным признаком произведения искусства, по Хайдеггеру, является красота, сияние, которое исходит от подлинного художественного творения. Это сияние указывает на принадлежность его чему-то высокому, святому, не из круга обыкновенных вещей, это - печать изначалъности творения. Действительно, часто шедевр настолько необыкновенен, что его трудно признать делом рук человеческих. Вспомним слова Шеллинга об искусстве как чуде или утверждение Павла Флоренского о "Троице" Андрея Рублева как доказательстве бытия Бога. Хайдеггер выразил эту мысль так: "Искусство есть святыня и кров, где действительность каждый раз внове дарит человеку свой прежде таившийся блеск, чтобы в его сиянии человек яснее видел и чище слышал то, что обращено к его существу". Однако в нашу эпоху, по Хайдеггеру, эпоху забвения бытия, человек этого не видит и не слышит, так как, превращая художественные творения в музейные экспонаты, лишает их изначального самостояния, отказывает им в разворачивании своей сущности. Современные же произведения искусства в основном неподлинны, так как художники уже не творят, а поставляют предметы для эстетического переживания. Действительно, нужно сказать о некоей изначальности, присущей подлинному произведению искусства. Например, для театральных зрителей, если они наблюдают игру гениального актера, перестает существовать исполнитель роли, они захвачены "явлением" самого героя. Зрители как бы видят вещи в их подлинном, '"первозданном" свете. Причем, интересно отметить, что художественное произведение возникает, рождается буквально на глазах пораженных зрителей, даже если это то же самое произведение они уже видели и слышали неоднократно ранее. И оно никогда не существовало ранее в таком виде. Повторить его в подобном же виде невозможно. И в этом проявляется подлинная онтологичность, а не "вещность" искусства. Завтра это же самое произведение искусства может превратиться в экспонат, в вещь среди других вещей (пусть и в такую странную вещь как звучащая мелодия). Подобное может произойти, например, если ту же самую музыку вместо гениального исполнителя будет исполнять заурядный. Произведения искусства является произведением искусства в этот миг творения, который отличается первозданностью, изначальностью, когда оно еще несет на себе печать общего, а не частного. Со временем оно, конечно, становится все более и более частным, как все предметы (пусть и наделенные какими-то особыми, эстетическими достоинствами), пока, если остаться в пределах музыки, не придет новый гениальный исполнитель и не заставит звучать старое произведение по-новому, первозданно. Идеальным произведением искусства для Хайдеггера выступает не что иное, как храм, который в отличие от музея, исключенного из реальной жизни, стоит во главе ее. Этот храм ("творение зодчества", "греческий храм") ничего не отображает и не является символом чего-либо, "он просто стоит в долине". Вместе с тем он и правит своей округов, так как являет собою облик бога, которому поклоняется живущий вокруг него народ. Таким образом, этот бог как бы присутствует среди людей, и рядом с ним все происходит не так как без него: "И это пребывание бога само по себе есть проистекающаяся и замыкающаяся в своих пределах священная, округа... Творение храма слегает и собирает вокруг себя единство путей и связей, в которых рождение и смерть, проклятие и благословение, победа и поражение, стойкость и падение создают облик судьбы для человеческого племени". Такое художественное творение - это событие, в котором открывается все ранее таившееся и невиданное: "Камни (храма), блещущие и сверкающие, кажется, только по милости солнца, впервые выявляют свет дня, и широту небес, и мрак ночи". То есть храм здесь - начало и центр историк того народа, который живет вблизи него. И этот храм '"придает вещам их вид, а людям взглядна самих себя". На фоне модернистских и постмодернистских теорий искусства рассуждения Хайдеггера кажутся странностью, которая показывает то, чего больше нет. Но, нужно отметить, что взгляд Хайдеггера на искусство (как и вся его философия в целом) в последнее время все больше овладевает умами как самих творцов искусства, так и исследователей художественного творчества. ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ИСКУССТВА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Среди отечественных философских учений об искусстве необходимо отметить прежде всего так называемых религиозных мыслителей, внесших оригинальные идеи в понимание искусства. На их учения большое значение оказала православная христианская традиция и восприятие ею искусства. Известна анонимность русского средневекового искусства. Эта анонимность следовала из специфичного понимания художественного творчества. Идеи православной традиции в искусстве развивались многими русскими религиозными философами, среди которых выделяется Павел Флоренский. Но рассмотрение русскихфилософских учений об искусстве нужно начать с выдающегося русского мыслителя XIX века Владимира Соловьева, который, так сказать, "задал тон" русской эстетике. Его учение об искусстве, несмотря на всю незавершенность, выдерживает сравнение и по глубине, и по оригинальности с учениями немецких идеалистов. В статье "Общий смысл искусства" Соловьев подчеркивает несостоятельность подхода к искусству как к отражению действительности в ее типических, характерных чертах. Соловьев относит искусство к красоте, а красота, с его точки зрения, "есть только воплощение в чувственных формах того самого идеального содержания, которые до такого воплощения называются добром и истиною". Поэтому красота материальной действительности не удовлетворяет духовной природе искусства. В "Чтениях о богочеловечестве" Соловьев прямо заявляет, что наличие возможности искусства доказывает действительность мира идей (русский философ называет этот мир идей наподобие кантовской вещи в себе бытием в себе). Идеи Соловьев, как и Шопенгауэр, противопоставляет понятиям: философ путем наблюдения и рефлексии, выводит отвлеченные понятия, познавая таким образом мир, художник же этим не занимается, иначе, как остроумно замечает Соловьев, каждый ученый и мыслитель мог бы быть художником. Умственному взору творца искусства художественные идеи и образы являются разом в своей внутренней целости. Действительно, если признать существование мира идей, тогда творчество, которое исходит из созерцания идей будет выше, чем творчество, основывающееся на отвлеченных понятиях. По Соловьеву, понятия не передают внутреннее бытие вещей, а только их поверхностные логические схемы. Отсюда следует то, что разум, имеющий дело с понятием (в науке) не доходит до идеи, хотя, конечно, "отражает" материальную действительность, в которой, как мы помним, по Соловьеву, нет добра, и истины. И только художественное творчество не отражает эту бездуховную действительность, а "преобразует" ее, так как здесь "реализуются" добро и истина из мира идей. Только теперь в материальном мире будет присутствовать подлинная красота. В статье русского философа "Общий смысл искусства" прямо говорится, что в подлинном произведении искусства идея не отражается в материи, а действительно присутствует в ней. В искусстве происходит двусторонний процесс материализации духовной сущности и одухотворение материального явления. Нужно отметить, что, по Соловьеву, только в этом случае начинает существовать настоящая красота, которой в отличие от добра и истины в мире идей нет, как нет и в одухотворенной природе. Статус искусства в таком случае предельно высок. Сам философ осознает это, замечая, что произведение искусства бессмертно, как сама идея, и противопоставляет свою трактовку гегелевской, который признавал, что в художественном творении воплощается вечная идея, но эти творения все равно остаются частными и преходящими, как другие материальные явления. Однако данное произведение искусства, остается для Соловьева идеалом, который является высшей задачей искусства. Нынешние же художественные творения сутъ "предварения", которые схватывают проблески вечной красоты. Поэтому Соловьев указывает на их пророческую функцию. Другой выдающийся русский философ Николай Бердяев развивает идеи Соловьева об "абсолютном творчестве" или, как он часто говорит, об искусстве как теургии. Теургия (греч. Богодействие) - реализация человеком божественного начала, осуществление человеческими руками божественных целей. В сущности, это не что иное, как совместная деятельность Бога и человека, богочеловеческое творчество, осуществление человеческими руками божественных целей. По Бердяеву, человека создал Бог и наделил его творческой способностью. В этом проявляется подобие человека Богу. Бердяев отмечает в этой связи, что самого Бога часто в истории воспринимали как художника (что в данной работе отмечалось неоднократно). Человеку, с точки зрения русского мыслителя, присуща гениальность. Поэтому он - не относительное, как другие живые существа, а абсолютное существо. Павел Флоренский, один из крупнейших религиозных мыслителей современности, как уже отмечалось, развивает православное учение об искусстве. С точки зрения Флоренского, высочайшим из искусств, "художеством художеств", является сама жизнь подвижника, от которого исходит трансцендентный свет, истинная красота. Центральная работа об искусстве русского мыслителя называется "Иконостас". Иконостас здесь также - онтологическое понятие. Иконостас - это сами святые или явление святых и ангелов и Богоматери и Христа во плоти. Полностью онтологично и учение Флоренского об иконе. Икона понимается им не как эстетическое произведение, а как произведение "свидетельское". Именно поэтому не в полной мере правы, по Флоренскому, иконоборцы, отрицавшие онтологическую связь с первообразами и называвшие вследствие этого почитание икон идолопоклонничеством. Иконоборцы рассматривали иконы с психологической ("субьективно-ассоциативной") точки зрения, и от них ускользало самое главное в этом искусстве, а именно то, что с его помощью становится доступным, открывается в нем "полно-реальное" бытие. В иконе, говорит Флоренский, как чрез окно "вижу я Богоматерь, и ей Самой молюсь, лицом к лицу, но никак не изображению". По Флоренскому, художник может творить подобные произведения искусства, благодаря наличию в нем души. В художественном творчестве душа переносится в мир подлинного бытия, где созерцает вечные ноумены вещей и, напитавшись, обремененная ведением, нисходит вновь в мир. Здесь ее духовный опыт облекается в символы (символические образы), которые и становятся произведением искусства. Флоренский дает весьма оригинальное толкование символа, ведь его символическое художественное произведение вовсе не намек на истину, а ее воплощение с помощью искусства. Такое толкование символа Флоренским некоторые исследователи, например, уже упоминавшийся В. Бычков называют реалистическим. Сам же Флоренский противопоставляет свой "реализм" материалистическому "натурализму". Религиозность рассмотренных философов ярко проявилась в их размышлениях об искусстве. Эти учения только в последние годы стали доступны для исследования благодаря тому, что подход к искусству, распространенный в советское время, был прямо противоположным. В советской философии искусства господствовала, как известно, теория отражения Ленина в связи с чем здесь получил развитие, в основном, гносеологический подход к искусству. Вообще мы охарактеризовали бы развитие советской эстетики как движение от чрезмерного (или, как его еще называли, вульгарного) социологизма к умеренному гносеологизму. Причем и история философских учений об искусстве освещалась в советской философии под углом зрения наличия в них "прогрессивного" гносеологизма, онтологизм же и эстетизм объявлялся при этом, естественно, упадническим. В настоящее время российской философии искусства присуще многообразие подходов к художественному творчеству, характерное для современной эстетики. Заключение. Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным смыслом. Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, ибо оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Искусство обращено не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа. Художественные произведения являются не только источником эстетического наслаждения, но и источником знания: через них узнаются, воспроизводятся в памяти, уточняются существенные стороны жизни, человеческие характеры и межличностные отношения людей. Философствовать — значит пытаться жить интересами чистого разума, без всякой надежды или, лучше сказать, стремления к успеху, карьере, обогащению и т.п., интересами, которые направлены на исследование последних оснований сущности и смысла бытия, сущности и смысла человеческого существования. Конечно, лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Но есть для человека вещи, которые выше здоровья, выше богатства. Например, сознание осмысленности собственного существования. Сознание того, что я занимаюсь самым важным и самым главным делом. Философы считают, что таким делом является напряженная духовная жизнь человека — только она и отвечает его назначению как человеческого существа. Список литературы. 1. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989 2. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. Очерки современной философско-эстетической мысли ХХ в. М., 1990. 3. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве; Статьи .СПб.1994. 4. Ф.В. Шеллинг. Философия искусства //М:Мысль, 1966. 5. Философские проблемы искусства. — М. 1990. 6. Философия искусства: становление и развитие. — СПб., 1995 |