Реферат: Перспективы развития отрасли торговли в Российской Федерации
Название: Перспективы развития отрасли торговли в Российской Федерации Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение………………………………………………………………………...3 1.Управление отраслью торговли, как взаимосвязанного комплекса предприятий………………………………………………………………………….4 1.1. Основные направления формирования системы управления торговой отраслью ………………………………………………………………………..4 1.2. Торговое предприятие как хозяйствующий субъект…………………….5 1.3. Инфраструктура потребительского рынка……………………………...13 1.4. Экономические методы управления торговым предприятием………..14 2. Проблемы развития инфраструктуры в условиях снижения затратности…...15 2.1. Проблемы развития отрасли в Российской Федерации………………..15 2.2 Мероприятия по снижению затратности товаропроводящих каналов……………………………………………………………………..…..16 2.3. Формирование единой информационной системы внутренней торговли………………………………………………………………………..20 3. Перспективы развития отрасли торговли в Российской Федерации………...22 3.1. Основы формирования рыночной инфраструктуры торговой отрасли…………………………………………………………………………22 3.2. Основы формирования инфраструктуры оптовых предприятий……...25 3.3. Основы формирования инфраструктуры розничной торговли………..27 3.4. Государственное регулирование отрасли торговли……………………28 3.5. Обеспечение безопасности и качества товаров………………………...30 3.6. Правовое обеспечение развития торговли……………………………...31 Выводы и предложения……………………………………………………………35 Список использованной литературы……………………………………………...37 Введение В общем комплексе проблем современного реформирования российской экономики важную роль играет процесс становления отрасли торговли. В экономической науке существует устойчивый интерес к этой своеобразной сфере экономики. На сегодняшний момент самые различные предприятия создаются и отдельными гражданами, и государственными органами, и различными общественными организациями. Сфера деятельности предприятий практически не ограничена. Такое бурное развитие торговли в нашей стране связано, прежде всего, с перестройкой нашей экономики. В действительности речь здесь идет о реализации общеэкономических закономерностей, присущих современному всемирному хозяйству: переходе к интенсивному типу воспроизводства при возрастающем значении его качественных параметров, развитии разделения труда и резком расширении номенклатуры и ассортимента продукции и услуг, все более настоятельной необходимости ресурсосбережения и экономии. Как показывает зарубежный опыт, предпринимательство, действующее в конкурентной среде, играет важную роль в увеличении объема производства, расширении ассортимента товаров и услуг, повышении качества продукции. Таким образом, для сегодняшней России, становление торговли, развитие инфраструктуры торговли приобретают исключительную актуальность и считаются одними из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в России. Целью курсовой работы является выявление проблем развития инфраструктуры отрасли торговли, как взаимосвязанного комплекса предприятий. Таким образом, основной задачей курсовой работы является рассмотрение сущности торговой отрасли, как взаимосвязанного комплекса предприятий, развития предпринимательства и формирования инфраструктуры торговой отрасли в России. 1. Управление отраслью торговли, как взаимосвязанного комплекса предприятий 1.1. Основные направления формирования системы управления торговой отраслью 1. Формирование условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах. 2. Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости торговых предприятий. 3. Обеспечение высокого уровня торгового обслуживания покупателей. 4. Обеспечение достаточной экономичности осуществления торгово- технологического и торгово-хозяйственного процессов в торговой сфере. 5. Минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностью торговой сферы. Процесс управления торговой деятельностью базируется на определенном механизме. В структуре механизма торгового менеджмента выделяется ряд элементов: Основные элементы механизма управления торговой сферой. · Государственное правовое и нормативное управление торговой деятельностью. · Информационное обеспечение управления торговой сферой. · Внутреннее саморегулирование отдельных аспектов хозяйственной деятельности торговых предприятий. · Система методов управления торговой сферой, включая подсистему методов контроля за реализацией управленческих решений. Краткая характеристика проекта стратегического развития торговой сферы. 1. Организационные формы функционирования торговых предприятий и их структурных единиц. 2. Анализ и прогноз конъюнктуры потребительского рынка. 3. Планируемые объемы и состав товарооборота. 4. Планируемая номенклатура дополнительных торговых услуг покупателям. 5. Обеспеченность товарооборота и торговых услуг материальными и трудовыми ресурсами. 6. Финансовый план и стратегия финансирования. 7. Оценка рисков и формы их страхования. 8. Схема управления реализацией проекта. 1.2. Торговое предприятие как хозяйствующий субъект Торговля – важная составляющая экономики любого государства. Сегодня от профессионализма каждого, кто занимается организацией торгового процесса, напрямую зависит успех развития торговых отношений России в целом и отдельных республик в частности. Именно предприятия торговой сферы создают развитую инфраструктуру услуг, вносят весомый вклад в создание благоприятных условий для ее дальнейшего развития. Благодаря эффективному труду сфера торговли из года в год поднимается на новый качественный уровень. Предприятие – основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (доходов). Согласно изложенным положениям предприятие представляет собой хозяйствующий субъект, имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающий по своим обязательствам этим имуществом. При характеристике понятия предприятия важен учет цели его деятельности. В статье 50 ГК РФ указано: «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Каждое предприятие, как юридическое лицо, действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В зависимости от того, какие стадии обращения проходит товар от изготовителя к потребителю торговля может быть оптовая и розничная. Основания для такой классификации содержатся в нормах гражданского и налогового законодательства. Исходя из содержания статей 492 и 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой торговли, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара. В соответствии со статьей 492 ГК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу, в ходе которой продавец передает покупателю товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. По сути, такими покупателями являются физические лица – конечные потребители товара. Отношения между продавцом и покупателем при розничной торговле всегда носят характер договора купли-продажи. Таблица 1. Оборот розничной торговли1 )
1) В этой и последующих таблицах данные за 2004 г. уточнены по итогам обследования субъектов малого предпринимательства. Розничная торговля может осуществляться и в различных формах, например, продажа товаров с обслуживанием покупателей на торговом объекте (в месте продажи товаров), продажа товаров по образцам, продажа товаров длительного пользования в кредит и другое. В таблице 1 указан розничный оборот по Российской Федерации в целом и по федеральным округам. Организации оптовой торговли реализуют товар хозяйствующим субъектам, приобретающим товар для последующей перепродажи или для производства какого-либо вида продукции (выполнения работ, оказания услуг). Как правило, отношения между продавцом и покупателем товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки (статья 506 ГК РФ). Таким образом, основным критерием, позволяющим отличить оптовую и розничную торговлю, является конечная цель использования товара, приобретаемого покупателем: - при оптовой торговле приобретаемый покупателями товар предназначен для дальнейшего использования в предпринимательской деятельности; - если же товар приобретается для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, то имеет место розничная торговля. Важным признаком предприятия как юридического лица является способность выступать на рынке от своего имени. Оно в соответствии с законодательством может заключать все виды гражданско-правовых договоров с другими хозяйствующими субъектами (потребителями продукции, поставщиками всех фактором производства, с другими юридическими и физическими лицами. Любое юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно – правовую форму. В статье 54 ГК РФ указано, что наименование некоммерческих и коммерческих организаций должно содержать указание на характер деятельности юридического лица. Во всех случаях предприятия указывают в учредительных документах место своего нахождения. В настоящее время с развитием рыночных отношений, с реализацией экономических реформ, с обеспечением законодательных норм и правил, торговля относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения. Так, по данным официальной статистики за первое полугодие 2006 года доля оптовой и розничной торговли в производстве валовой добавленной стоимости Российской Федерации составила 22%, опережая обрабатывающую и добывающую промышленности. Общий сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) всех 865 тысяч организаций оптовой и розничной торговли оценивается в 17 млрд. руб - Рисунок 1. Динамика оборота розничной торговли это 8% общего сальдированного финансового результата всех хозяйствующих субъектов Российской Федерации. Сложилась стабильная тенденция к увеличению роста оборота торговли (рис. 1). Оборот розничной торговли в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличился практически во всех субъектах Российской Федерации (рис. 2).
Рисунок 2. Оборот розничной торговли по федеральным округам В 2006 году объем ежемесячных продаж продукции (товаров) увеличивался в течение года и в декабре удельный вес продажи по организациям всех видов экономической деятельности и организациям оптовой торговли возрос до 9,9% и 10,5% годового объема соответственно (рис. 3). Динамика оборота оптовой торговли (в процентах к среднемесячному значению 2004 г.) Рисунок 3. Динамика оборота оптовой торговли Удельный вес месячного оборота оптовой торговли в его общем (в процентах) Рисунок 4. Удельный вес оборота оптовой торговли в его общем годовом объеме в 2006 г. Кроме этого, торговля - это отрасль с высоким уровнем занятости населения и в трудный переходный период обеспечила рабочими местами значительную часть трудоспособного населения, оставшуюся без работы в связи с упадком производства и массовым закрытием ряда предприятий и организаций. Только по официальным данным Госкомстата России в организациях оптовой и розничной торговли занято 4,8 млн. человек. Кроме этого, почти полтора миллиона индивидуальных предпринимателей задействовано в торговле. Таблица 2. Число хозяйствующих субъектов торговли1) (на 1 января)
1) Данные приведены на основе Статистического регистра хозяйствующих субъектов, включающего фактически действовавшие юридические лица. 2) Данные приведены на основе базы данных «Индивидуальные предприниматели» Статрегистра Росстата. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую предпринимательскую деятельность, должны руководствоваться положениями гражданского, налогового и трудового законодательства. 1.3. Инфраструктура потребительского рынка Учреждения, организации, службы, подразделения, обеспечивающие нормальный режим функционирования рынка составляют инфраструктуру рынка. Инфраструктура рынка включает: · производственную, социальную системы; · рынок товаров и услуг; · финансовый рынок. Производственная система включает в себя все подразделения, обеспечивающие его процесс – это дороги, коммуникации, транспорт, теплоснабжение, газоснабжение и водоснабжение. Социальная система обеспечивает нормальную жизнедеятельность работников предприятия и членов их семей, и включает торговые предприятия, дошкольные учреждения, жилищно-коммунальные учреждения. Рынок товаров и услуг требует создание и функционирование товарных бирж, оптовая и розничная торговля, маркетинговые компенсации консалтинговых и аудиторских фирм. Финансовый рынок включает различные финансово-кредитные институты, фондовые биржи, валютные биржи. Современная инфраструктура немыслима без системы банков, кредитно-денежной системы, налоговой, системы таможенных служб, системы высшего, среднего, профессионального образования, выставочных комплексов, системы страхования. К инфраструктуре рынка относятся такие предприятия, как торгово-промышленные палаты, союзы предприятий, рекламные организации, центры по предоставлению информационных услуг. Рыночная инфраструктура обеспечивает контроль за деятельностью предприятия и повышает их эффективность и оперативность. 1.4. Экономические методы управления торговыми предприятиями Все методы управления принято классифицировать на 3 группы: - административно – организационные; - социально – политические; - экономические. Экономические методы чаще всего выступают в следующих формах: - планирование; - анализ; - хозяйственный расчет; - ценообразование; - финансирование; - материальная заинтересованность работников; - организация зарплаты, где применяются более рациональные формы и системы зарплаты. Основными направлениями эффективности системы управления являются: - децентрализация управления; - специализация и диверсификация производства, т.е. организация производства новых видов работ, продукции, услуг, пользующиеся спросом в данном периоде. Специализация определяется выбором ассортимента и номенклатуры; - совершенствование хозяйственного механизма путем поиска своего покупателя; - постоянное стремление сделать предприятие эффективно работающим и стремление покупателя к стопроцентному производству доброкачественной продукции; - создание стабильности деятельности предприятия; - совершенствование внутренних систем управления. Со стороны государства осуществляется финансовая поддержка малого бизнеса. Малые предприятия решают проблемы безработицы за счет создания новых рабочих мест. Они самостоятельны в выборе и стратегии их развития. Имеют упрощенную организационно – производственную структуру управления, способствуют развитию конкуренции на рынке продукции. Малые предприятия работают по упрощенной системе налогообложения. Они ликвидируют диспропорцию на потребительском рынке и рационально используют научно – техническое новшество и в данном бизнесе занято около 15 % населения РФ. 2. Проблемы развития инфраструктуры в условиях снижения затратности 2.1. Проблемы развития отрасли в Российской Федерации В настоящее время потребительская сфера на территории РФ характеризуется высокой насыщенностью продовольственными и непродовольственными товарами. Однако существуют объективные факторы, сдерживающие ее развитие и эффективное функционирование. Основными являются – недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка для полного и всестороннего удовлетворения потребительского спроса.Неудовлетворительное состояние инфраструктуры торговли обусловлено совокупностью причин как объективного, так и субъективного характера, среди которых нехватка финансовых ресурсов, недейственная система кредитования, недостаток складских помещений, несогласованность работы организаций торговли и транспорта и др. И наиболее актуальная проблема сегодня - это низкий уровень качества реализуемых пищевых продуктов. Появление на потребительском рынке недоброкачественной, а порой и небезопасной продукции вредит здоровью и угрожает жизни граждан. Помимо этих негативных факторов торговли, имеется большое количество и сопровождающих их негативных проявлений: · наличие значительного объема теневого оборота товаров, резко снижающего потенциал развития торговли; · необоснованное завышение цен, вызванное неоправданно большой звенностью товародвижения; · несовершенная система сертификации услуг розничной и оптовой торговли, общественного питания; · диспропорции в развитии отдельных звеньев торговой системы - оптового, розничного и общественного питания; · низкий уровень концентрации и интеграционных процессов в торговле; · отсутствие современного информационного обеспечения торговли; · низкая профессиональная подготовленность работников торговли всех уровней к работе в рыночных условиях; · недостаточный уровень ответственности работников торговли за результаты своей деятельности перед потребителями. На потребительском рынке остается немало проблем в части соблюдения стандартов и технических условий, санитарных правил и правил торговли. Несколько улучшилось качество предлагаемых к продаже товаров, но забраковка их проводилась практически по всем товарным группам, как отечественного производства, так и поставляемых по импорту. Выявлены грубые нарушения правил торговли и санитарных норм, продажа товаров с истекшим сроком реализации, отсутствие приходных документов, в том числе и подтверждающих качество, санитарно-эпидемиологических заключений на помещения, не соблюдение товарного соседства, условий хранения. 2.2 Мероприятия по снижению затратности товаропроводящих каналов Товародвижение — это планирование, осуществление и контроль физического перемещения товаров от мест их происхождения к местам использования. Цель товародвижения — удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли. Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке, упаковке товаров, из административных расходов и расходов по обработке заказов. Нормальный уровень затрат на организацию товародвижения — до 15% суммы продаж для фирм-производителей и до 25% для промежуточных продавцов. Товародвижение — это не только источник издержек, но и потенциальное орудие создания спроса. За счет совершенствования системы товародвижения можно улучшить обслуживание или снизить цены, привлекая тем самым дополнительных клиентов. Фирма теряет клиентов, когда не обеспечивает поставку товара в срок. Например, летом 1976 года фирма «Кодак» развернула рекламную кампанию по своему новому фотоаппарату для получения мгновенных снимков, не обеспечив предварительно магазины достаточным количеством товара. Рекламируемых камер в магазинах не было, и потребители стали раскупать камеры «Поляроид». Цели товародвижения. Многие фирмы ставят целью товародвижения доставку нужных товаров в нужные места в нужное время с минимально возможными издержками. К сожалению, ни одна система товародвижения не в состоянии одновременно обеспечить максимальный сервис для клиентов и до минимума сократить издержки по распределению товара. Максимальный сервис для клиента подразумевает поддержание больших товарно-материальных запасов, безупречную систему транспортировки и многочисленность складов. Это способствует росту издержек по распределению. Ориентация на сокращение издержек подразумевает дешевую систему транспортировки, поддержание небольших товарно-материальных запасов и небольшое число складов. Учитывая, что деятельность по организации товародвижения сопряжена с компромиссами, необходим системный подход к принятию управленческих решений. Для того чтобы создать систему товародвижения, нужно изучить потребности клиентов и предложения конкурентов. Потребителей интересуют своевременная доставка товара, готовность поставщика удовлетворить экстренные нужды клиента, принять назад дефектные товары и быстро заменить их. Фирма должна сформулировать цели системы товародвижения и руководствоваться ими при планировании. Например, корпорация «Кока-кола» стремится «приблизить кока-колу на расстояние вытянутой руки Вашего желания». Иногда фирмы разрабатывают требования для каждого составляющего элемента системы обслуживания. Разработав комплекс целей товародвижения, фирма приступает к формированию такой системы товародвижения, которая обеспечит достижение этих целей с минимальными издержками. Надо решить следующие основные вопросы: ● Как работать с заказчиками, обрабатывать заказы? ● Где хранить товарно-материальные запасы? ● Каким должен быть минимальный размер товарно-материальных запасов? ● Каким образом отгружать и транспортировать товары? Обработка заказов. Товародвижение начинается с получения заказа от клиента. Отдел заказов готовит счета-фактуры и рассылает их разным подразделениям фирмы. Изделия, отсутствующие в наличии, записываются в задолженность. Отгружаемые изделия сопровождаются отгрузочной и платежной документацией. Копии отгрузочных и платежных документов направляются различным подразделениям фирмы. Все эти действия следует проводить быстро и точно. В идеале торговые представители должны выдавать заказы каждый день, по возможности через компьютерную систему, по телефону. Отдел заказов должен быстро обрабатывать поступившие заявки, склад — в кратчайшие сроки отгружать товары. В минимальные сроки надо оформлять и выставлять счета. Для ускорения цикла «заказ — отгрузка — оформление счета» незаменимы компьютеры. Несколько персональных компьютеров и модемов — недорогое средство для создания информационной основы маркетинговой сети, которая позволяет реализовать принцип «точно в срок» и резко ускорить оборот средств. Компьютер выдает документы на отгрузку, оформляет счет заказчику, вносит коррективы в учетные данные товарных запасов, оформляет заказ на изготовление продукции для пополнения запасов, извещает торгового представителя о том, что его заказ выполнен. И все это происходит в считанные секунды. Складирование. Любой фирме приходится хранить товар до момента его продажи. Организация хранения необходима потому, что циклы производства и потребления редко совпадают друг с другом. Многие сельскохозяйственные товары производятся в сезон, хотя спрос на них постоянный. Организация складского хранения помогает устранить эти противоречия. Некоторые фирмы хранят часть товарного запаса на самом предприятии, а остальное — на складах в разных частях страны. Фирма может либо иметь собственные склады, либо арендовать место в складских организациях. Степень контроля выше, если фирма располагает собственными складами. Однако в этом случае склады связывают капитал и при необходимости изменить места хранения фирма не может реагировать достаточно гибко. С другой стороны, коммерческие склады не только предоставляют помещение, но и оказывают платные услуги по осмотру товара, его упаковке, отгрузке и оформлению счетов-фактур. Фирмы пользуются складами длительного хранения и транзитными складами. На складах длительного хранения товар находится в течение среднего или длительного отрезка времени. Транзитные склады получают товары с разных предприятий и от разных поставщиков и как можно скорее отгружают их в места назначения. Старые склады с неэффективной системой погрузочно-разгрузочных работ отходят в прошлое. Они не могут конкурировать с новыми складами, оборудованными автоматизированными системами грузообработки, которыми управляет центральный компьютер. Для обслуживания таких автоматизированных складов стоимостью 100—200 млн. руб. каждый требуется несколько человек. Компьютер читает приказы об отгрузке, выдает задания погрузчикам на поиск товара и доставку его к погрузочным платформам, оформляет счета-фактуры. На таких складах меньше травм, ниже издержки на оплату рабочей силы, меньше хищений и повреждений товаров и более совершенная система управления запасами. Поддержание товарно-материальных запасов. Решение об уровне товарно-материальных запасов — еще одно решение в сфере товародвижения, влияющее на удовлетворенность потребителей. Хотелось бы, чтобы фирма располагала запасами товара, достаточными для немедленного выполнения всех заказов клиентов. Однако поддерживать столь большой запас нерентабельно. По мере повышения уровня сервиса для клиентов издержки на поддержание товарно-материальных запасов стремительно растут. Необходимо знать, в достаточной ли мере возрастут сбыт и доходы, чтобы оправдать увеличение товарных запасов. Только после этого можно решать, следует ли заказывать дополнительные партии товара, а если заказывать, то в каких количествах. Транспортировка - специалистам по маркетингу необходимо интересоваться, какие решения относительно транспортировки товаров принимают их фирмы. От выбора перевозчика зависит и уровень цен товаров, и своевременность их доставки, и состояние товаров в момент их прибытия к местам назначения. А ведь это в свою очередь скажется на степени удовлетворенности потребителей. При отгрузке товаров складам, дилерам и потребителям фирма может выбирать из пяти видов транспорта: железнодорожный, водный, автомобильный. трубопроводный и воздушный. 2.3. Формирование единой информационной системы внутренней торговли Рыночные преобразования в торговле резко обострили проблему информационного обеспечения. Поиск необходимой информации затруднен сегодня не только для участников рынка, но и для органов исполнительной власти всех уровней. В сложившейся ситуации восстановление единой информационной системы развития внутренней торговли и потребительского рынка может и должно стать действенным инструментом государственного регулирования торговой деятельности. Информационная система должна функционировать как открытая, межрегиональная информационно-аналитическая система, осуществляющая наблюдение за развитием внутренней торговли на всей территории РФ. Целевым назначением этой системы должна быть выработка информации, наиболее полно характеризующей состояние и перспективы развития региональных торговых систем, отдельных товарных и региональных рынков и достаточной для принятия соответствующих решений по регулированию их развития. Информационный фонд такой системы должен опираться как на государственную статистику, так и на информацию торговых корреспондентов, панелей потребителей, панелей специалистов оптовой и розничной торговли. Важным системообразующим элементом всей информационной системы должны стать периодически проводимые торговые переписи. Формирование этой системы должно опираться на уже существующие локальные системы и базы данных, а также учитывать возможности их сопряжения с любой иной информационной системой на потребительском рынке. Информационное обеспечение системы должен составлять скоординированный с ее методическим и техническим обеспечением комплекс показателей, данных и материалов, требующихся как действующим на потребительских рынках операторам, региональным и федеральным органам регулирования торговли, так и потенциальным инвесторам, имеющим намерения выйти на конкретный региональный или товарный рынок. Техническое обеспечение системы должно представлять собой комплекс технических средств, позволяющих осуществлять сбор, обработку, хранение и передачу информации, а также реализовывать алгоритмы подготовки и обоснования управленческих решений. Пользователями такой системы будут органы исполнительной власти всех уровней, импортеры, субъекты торгового оборота, предприятия перерабатывающей промышленности, товаропроизводители. Широкий доступ в информационную систему для всех участников рынка в совокупности с конкретным отработанным механизмом доступа к отдельным ее информационным блокам будет служить залогом ее эффективности. 3. Перспективы развития отрасли торговли в Российской Федерации 3.1. Основы формирования рыночной инфраструктуры торговой отрасли Инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. В экономической литературе к инфраструктуре относят основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредитов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационные службы. В этом случае имеет место расширительное толкование инфраструктуры рынка. Торговля связывает практически все отрасли экономики, все предприятия и организации, осуществляющие материальное производство и товарное обращение. Она включает стадии продвижения товара от изготовителей до предприятий розничной торговли, а при торговле продукцией производственно-технического назначения - непосредственно до предприятий-потребителей. Существуют следующие формы торговли: прямые связи между изготовителями и покупателями; через посреднические организации и предприятия; коммерческие контакты субъектов рынка. 1. Прямые связи в хозяйственных взаимоотношениях между производителями и покупателями товаров практикуются при транзитных (вагонных) поставках партии продукции. Хозяйственные связи по поставке продукции могут быть краткосрочными до года и длительными. Быстрая смена ассортимента продукции, высокие темпы обновления ее номенклатуры, единовременный характер потребления требуют краткосрочных хозяйственных связей, но в большинстве случаев экономически целесообразнее длительные связи. При длительных хозяйственных связях поставщику и покупателю предоставлено право определять номенклатуру и виды, сроки поставок, качество поставляемой продукции, материальную ответственность и материальное вознаграждение за выполнение условий поставок. Такие связи обеспечивают сторонам непосредственный контакт, позволяют взаимоувязывать периодичность поставки, сокращать время на согласование условий ассортимента, дополнительных технических требований. Потребители могут стимулировать производителей в выпуске высококачественной продукции, а производители, заинтересованные в сбыте продукции, оказывать различную помощь и услуги потребителям. 2. Торговля через посреднические организации и предприятия целесообразна для покупателей, приобретающих продукцию в разовом порядке или в объемах меньше транзитных норм. Располагая складскими площадями, складским технологическим оборудованием (стеллажами, контейнерами, бункерами, резервуарами и др.) и подъемно-транспортными средствами (погрузчиками, кранами, конвейерами и др.), посреднические предприятия организуют приемку, сортировку, хранение, отпуск товаров покупателям. Кроме того, эти предприятия оказывают покупателям различные услуги (по подготовке продукции и потреблению, коммерческо-информационные, транспортные, транспортно-экспедиционные, лизинговые и др.). 3. Коммерческие контакты субъектов рынка бывают нескольких видов. а) Прямой товарообмен — бартерные сделки. При этом используются соглашения о поставке конкретного вида товара от одного предприятия к другому, и наоборот. В бартерных сделках, как правило, присутствует натуральный обмен. В ходе реализации товаров могут назначаться конкурентные торги, при этом продавцы определяют условия торговли, дают характеристику товара или услуги в письменном виде. Покупатель, изучив предложения, выбирает лучшее на его взгляд. б) Широкое распространение получает аукционная торговля, при которой продавец с целью получения наибольшей прибыли использует конкуренцию покупателей, присутствующих при продаже. Аукционную продажу может проводить продавец или посредническая организация, специализирующаяся на этом виде торговли. На аукционе предлагаются товары как большими партиями (оптовая торговля), так и отдельными изделиями (розничная торговля). Публичные аукционные торги производятся в заранее обусловленное время в специальном месте. Организация аукциона включает подготовку, осмотр товара потенциальными покупателями, непосредственно аукционный торг, оформление и исполнение аукционных сделок. в) Значительная роль в торговле отводится товарной бирже. г) Возможность установления коммерческих контактов между производителем и потенциальными покупателями создают ярмарки. Назначение ярмарок состоит в налаживании непосредственных деловых контактов между субъектами рынка (производителями продукции, посредниками, покупателями), заинтересованными в реализации и приобретении конкретной товарной продукции. Современная инфраструктура торговли сложилась под влиянием проводимых экономических реформ. Формирование и развитие этой инфраструктуры в настоящее время сдерживается рядом причин объективного и субъективного характера. Среди основных причин – недостаток у хозяйствующих субъектов финансовых ресурсов, неприемлемая система кредитования, отсутствие сопряженности в работе торговых и транспортных организаций, нехватка складских площадей и пр. Стратегия развития торговых предприятий должна быть направлена на устранение этих причин и создание оптимальных условий для их деятельности. 3.2. Основы формирования инфраструктуры оптовых предприятий Разработка конкретной структурной политики предусматривает как определение общего механизма ее проведения, так и конкретизацию основных направлений структурных преобразований. Что касается общего механизма проведения структурной политики на рынке оптовых торговых услуг, то сущностью нового подхода здесь должна стать ориентация на двухуровневую схему организации оптовой торговли. Развитие оптового торгового звена должно предусматривать обеспечение как типового, так и видового разнообразия оптовых организаций. Стратегия развития оптового звена должна исходить из того, что потребности рынка потребительских товаров должны удовлетворяться двумя основными типами оптовых организаций: - крупными оптовыми структурами общенационального (федерального) масштаба; - оптовыми предприятиями регионального масштаба. Оптовые организации общенационального уровня должны обеспечивать оптовый оборот крупных партий товаров потребителям по всей территории или по ряду регионов страны. В числе таких потребителей могут быть самостоятельные оптовые предприятия, крупные розничные структуры и их объединения, а также предприятия перерабатывающих отраслей промышленности. Главное целевое назначение данного вида оптовых структур должно состоять в том, чтобы сформировать необходимую структуру каналов товародвижения для крупных отечественных производителей продукции, а также создать благоприятные условия для выхода на российский потребительский рынок зарубежных поставщиков качественных товаров. Главным приоритетом функционирования такого типа предприятий должна стать, с одной стороны, защита и поддержка отечественных производителей, а, с другой - исключение возможности поставки на российский рынок товаров через третьи страны, которая приводит к завышению общего уровня цен. Таким образом, оптовые структуры федерального уровня должны гарантировать стратегическую стабильность потребительского рынка в целом. В рамках этого требования должен развиваться и товарный ассортимент данных оптовых организаций. Их ассортиментная концепция должна формироваться с учетом перечня товаров, закупаемых для федеральных нужд и снабжения спецконтингентов потребителей, а также товарной номенклатуры, отражающей специфику развития отдельных регионов и труднодоступных территорий. Представляя собой внешний контур единой оптовой торговой системы страны, данные структуры фактически должны образовать буферную зону на рынке услуг оптовой торговой деятельности. Эта зона должна обеспечить устойчивость всей национальной оптовой торговой системы. В перспективе данные оптовые структуры могут явиться базой для формирования торгово – финансово – промышленных групп. Основу национальной оптовой торговой системы, ее внутренний контур должны составлять оптовые структуры регионального уровня. Группу оптовых предприятий регионального уровня должны формировать, прежде всего, автономные или независимые оптовые структуры. Закупая товары у оптовых структур федерального масштаба и непосредственно у товаропроизводителей, как в регионе размещения, так и за его пределами, они доводят их до предприятий розничной торговли и иных потребителей в зоне своей деятельности. Кроме независимых оптовых структур, региональные оптовые торговые системы формируются также сбытовыми подразделениями местных промышленных предприятий и оптовыми структурами крупных местных розничных предприятий (так называемые распределительные центры). Главным приоритетом деятельности любых оптовых структур регионального масштаба должно явиться обеспечение товарами региональных товарных рынков. При этом никакие ограничений на формирование их структуры хозяйственных связей со стороны исполнительной власти регионов не должно предусматриваться. Формирование национальной оптовой системы на принципах двухуровневого подхода обеспечит для российской торговой практики необходимое типовое разнообразие составляющих ее структур. Вместе с тем, обеспечение типового разнообразия оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности является необходимым, но недостаточным условием для построения рыночной модели функционирования оптового звена. Условиям достаточности может соответствовать лишь обеспечение требуемого видового разнообразия действующих на рынке оптовых структур. 3.3. Основы формирования инфраструктуры розничной торговли Розничная торговля - ведущее звено всей системы торгового обслуживания, т. к. непосредственно затрагивает интересы населения. Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Позитивное влияние на развитие сферы торговли оказывает укрупнение предприятий розничной торговли, происходящее в последние годы совершенствование на этой основе форм торгового обслуживания и преобразования отрасли в современную индустрию сервиса. Общий вектор соответствия форм реализации потребительских товаров должен быть направлен на ускорение развития магазинных форм продажи товаров населению. При этом развитие опирается на необходимость обеспечения широкого типового разнообразия сети розничных торговых предприятий. Особыми принципами развития розничной торговой сети являются: - универсализация продовольственной торговли (за исключением товаров редкого и эпизодического спроса); - развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки; - формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов; - организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания; - формирование системы так называемых «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости; - выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров; - формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей. 3.4. Государственное регулирование отрасли торговли В условиях свободной экономики вмешательство государства в развитие экономических процессов на потребительском рынке допустимо лишь для устранения возникающих отрицательных последствий вследствие нежелательного смещения направлений его развития. Основной функцией государства должно стать экономическое регулирование. Основными задачами системы регулирования торговли должны стать: - формирование конкурентной среды; - защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного производителя; - стимулирование иностранных инвестиций в сферу торговли; - обоснование отраслевых особенностей налогообложения, кредитования, квотирования; - защита прав и соблюдение интересов потребителя; - стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания; - развитие и укрепление нормативно-правовой базы в торговле; - поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд. Механизм государственного регулирования опирается на следующие принципы: - сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию; - обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; - необходимость централизации определенного комплекса организационно-экономических функций; - четкое разграничение макроуровней и микроуровней в системе государственного регулирования. Общее содержание государственного регулирования должно опираться на понимание того, что на любом уровне системы должны выполняться предусмотренные законодательством разрешительные, контрольно- запретительные, аналитические, информационные, координирующие функции по поддержке предпринимательства, формированию и реализации научно- технической политики и кадрового обеспечения. 3.5. Обеспечение безопасности и качества товаров Национальная система обеспечения безопасности и качества товаров должна опираться на следующие принципы: - организацию контроля при постановке и выходе продукции с производства: - организацию внутрифирменного контроля на стадии оптового оборота товаров; - организацию контроля на конечной стадии реализации товаров; - четкое закрепление конкретных сфер контроля за соответствующими органами государственной власти, обеспечивающее единство прав и ответственности контролирующих органов и определение сферы их взаимодействия. Стратегической целью национальной системы безопасности и качества товаров должно стать создание механизма предотвращения поступления на рынок некачественной продукции, вызванной недостоверностью измерений и информации о потребительских свойствах товаров, а также нарушениями различных нормативных документов. Для этого необходимо решить следующие задачи: - государственного регулирования в области обеспечения безопасности товаров для жизни и здоровья человека, окружающей среды и имущества потребителей; - совершенствования механизмов экономического регулирования в области обеспечения качества товаров; - создания и развития системы информационных услуг о качестве и безопасности товаров; - развития образования и просвещения населения в вопросах качества и безопасности товаров. Важным элементом совершенствования контроля качества и безопасности товаров должно стать формирование единой информационной системы. 3.6. Правовое обеспечение развития торговли В настоящее время в Российской Федерации нет единого законодательного акта прямого действия, определяющего общие основы государственного регулирования внутренней торговли. Отдельные нормы, регулирующие взаимоотношения предпринимателей, потребителей и государства в сфере внутренней торговли, содержатся в гражданском законодательстве, законодательстве о защите прав потребителей, защите предпринимателей при проведении государственного контроля, техническом регулировании, лицензировании и т.д. Еще свыше 600 подзаконных актов РФ регулируют отдельные вопросы в сфере внутренней торговли, зачастую дублируя друг друга при одновременном наличии серьезных противоречий. Таким образом, в настоящее время законодательство в сфере внутренней торговли носит отрывочный, противоречивый характер, по сути своей является несистематизированной совокупностью юридических норм. Анализ положений Гражданского кодекса РФ и «Закона о защите прав потребителей» показывает, что правовые нормы дублируются. В этой связи, отдельные публично-правовые нормы, в настоящее время содержащиеся в законодательстве о защите прав потребителей (например, относящиеся к правилам продажи отдельных видов товаров, режиму работы торговых предприятий, порядка предоставления информации для потребителей и т.д.), должны быть исключены из сферы действия законодательства о защите прав потребителей, и на их основе может быть разработан и принят федеральный закон «Об основах государственного регулирования внутренней торговли в Российской Федерации». Вместе с тем, согласно части 2 статьи 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного с ее субъектами ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти РФ. Это предполагает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, совместное решение ими поставленных задач, определяемых федеральными законами и изданными в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Установление конкретных полномочий РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам регулирования торговли позволит устранить нечеткость в их определения, которая может приводить к принятию субъектами РФ правовых актов, ущемляющих интересы предпринимателей и ограничивающих конкуренцию, в том числе через закрытие региональных рынков. Необходимо не только устранить существующие пробелы законодательства и четко разграничить полномочия, но и определить круг обязанностей и уровень ответственности каждого государственного органа. Кроме того, целесообразно установить закрытый перечень методов государственного регулирования внутренней торговли в свете приоритетов предстоящего периода. Также до сих пор не урегулированы на федеральном уровне особенности организации работы отдельных объектов, например, касающиеся работы рынков, объектов мелкорозничной сети и т.д., что создает существенные трудности в правоприменительной практике. В то же время, когда субъекты РФ принимают собственные акты о порядке размещения и особенностях работы таких объектов, они признаются несоответствующими федеральному законодательству судебными и антимонопольными органами. Кроме того, с развитием рыночных отношений в Российской Федерации появляются новые форматы торговли, имеющие специфику в правовом регулировании: крупные торговые объекты, сетевые распределительные центры, магазины-склады типа «Cash & Carry» и др. Такие торговые предприятия оказывают значительное влияние на конкурентную среду в РФ и имеют особенности, связанные с градостроительным регулированием, особенно в городах с острым дефицитом свободных земель, что также необходимо отразить в законе. При отсутствии каких-либо разрешительных документов, выдаваемых органами исполнительной власти на местах для объектов торговли (разрешений на размещение и др.), остро стоит вопрос получения информации о размещении таких объектов. Такая информация должна использоваться для анализа экономической ситуации на потребительском рынке в целях эффективного и качественного информационного обеспечения решения органами власти стратегических и оперативных задач развития торговли, в том числе расчетов обеспеченности населения торговыми площадями, сокращения числа проверок органами государственного надзора и др. целей. Такая практика уже много лет используется практически во всех европейских странах. Таким образом, в законе необходимо определить особенности формирование государственных информационных ресурсов в сфере торговли на территории РФ (например, Торгового реестра). Остро стоит проблема осуществления государственного контроля в отношении торговых организаций. Дублирование функций по контролю связано, прежде всего, с различной ведомственной подчиненностью органов государственного надзора и отсутствием координации их деятельности. В целях защиты прав продавцов необходимо четко определить органы государственного надзора за торговой деятельностью и их полномочия, включая право на приостановление деятельности торговых объектов и приостановление реализации товаров в строго определенных случаях. Также необходимо установить основы торгового делопроизводства, например, порядка ведения, хранения и учета книги отзывов и предложений, журнала учета мероприятий по контролю (с учетом положений федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля»). Таким образом, принятие Федерального закона «Об основах государственного регулирования внутренней торговли» позволит: - создать правовые условия для реализации системного подхода к регулированию внутренней торговли в РФ в условиях административной реформы; - восполнить существующие пробелы нормативного регулирования в сфере оптовой и розничной торговли; - определить основания и пределы вмешательства государства в деятельность самостоятельных хозяйствующих субъектов; - создать условия для формирования единого экономического и правового пространства в РФ с учетом местных условий и особенностей экономического развития отдельных регионов. Выводы и предложения Состояние и основные тенденции развития потребительского рынка указывает на существенные проблемы в их организации и управлении. Происходящие экономические преобразования наиболее контрастно проявились именно в торговле. Бурное развитие частной формы собственности, увеличение объемов продажи товаров на вещевых и смешанных рынках, опережающий рост потребительских цен. На товары и услуги по сравнению с ростом денежных доходов большинства населения оказали негативное влияние на организацию товароснабжения местного населения. Данная ситуация, очевидно, нуждается в исправлении и регулировании. Одной из мер, позволяющих смягчить негативное влияние кризисного состояния российской экономики на организацию товароснабжения населения является кооперация торговых предприятий. При этом под кооперацией понимается сотрудничество нескольких самостоятельных (с правовой и хозяйственной точек зрения) предприятий на основе добровольных соглашений в целях повышения общей конкурентоспособности и более эффективного решения производственных задач, чем это возможно на индивидуальной основе. Основными сферами кооперации, очевидно, могут стать следующие: · закупочная кооперация; · кооперация в сфере складского и транспортного хозяйства; · сбытовая кооперация; · управленческая кооперация и др. Развитие интеграции, кооперации и самоорганизации торговых предприятий нуждается в развитии и поощрении со стороны органов власти. Наиболее ответственным, трудоемким и капиталоемким этапом переходного периода является формирование и развитие современной рыночной инфраструктуры. Ключевым в решении этой проблемы стал вопрос о том, кому же быть главным действующим лицом создающегося рынка: республикам и регионам, ведомствам или предприятиям. На этот принципиальный вопрос дан однозначный ответ – хозяевами создавшегося экономического пространства должны стать сами производители продукции: предприятия и предприниматели. И действительно, развитие торговой отрасли имеет решающее значение для экономического роста России, для выхода России из состояния глубочайшего экономического кризиса. К сожалению, на сегодняшний момент предприниматели постоянно сталкиваются с самыми разнообразными проблемами и трудностями в своей деятельности. Зачастую это объясняется несовершенством и неразвитостью инфраструктуры предпринимательства, однако, нельзя отрицать и многочисленные положительные тенденции, наблюдаемые в российской экономике, и, на мой взгляд, у российского предпринимательства при условии продолжения экономических реформ есть все предпосылки для дальнейшего развития. Список использованной литературы: 1. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – Киев: УФИМБ, 2006. - 408 с. 2. Буров В. П., Морошкин В. А., Ушаков В. А. Стратегия управления фирмой: Моделирование. Практикум. Деловая игра/ М.: ЦИПККАП, 2006. – 64 с. 3. Вопросы экономики, управления и организации торговли в современных условиях : Сб. науч. тр./ С.-Петерб. торг.-экон. ин-т ; Отв. ред. Соломатин А.Н. – СПб., 2005. – 98 с. 4. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 2-х т. – М.: МНИИПУ, 2006. – 272 с. 5. Горфинкель В. Я., Швандар В. А. Экономика предприятия: Учебник для вузов – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 670 с. 6. Егоров, В.Ф. Управление торговлей крупного города в новых условиях хозяйствования / Санкт- Петербург. ун-т экономики и финансов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов, 2005. – 107 с. 7. Забелин П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. – М.: ИВЦ, 2007. – 195 с. 8. Малышков, В.И. Потребительский рынок Москвы: вчера, сегодня и ближнее завтра. – М.: Изд-во тип. им. А.С.Пушкина, 2004. – 221 с. 9. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая Деятельность. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Информационно- внедренческий центр «Маркетинг», 2005. – 328 с. 10. Сафронов Н.А. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Юристь, 1998. – 584 с. 11. Сергеев И. В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): Учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 560 с. 12. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, общественное питание и гостиничное хозяйство. - М.: «Наука», 2004. – 592 с. 13. Торговля в России. 2007: Стат. сб./ Росстат. – Т60 М.: 2007. – 565 с. 14. Фомин, А.И. Проблемные вопросы торговли переходного периода/ Санкт-Петербург. ун-т экономики и финансов. - СПб.: Изд. Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов, 2006. – 141 с. |