Дипломная работа: Тоталитарный язык современной рекламы немецкая реклама
Название: Тоталитарный язык современной рекламы немецкая реклама Раздел: Топики по английскому языку Тип: дипломная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КАФЕДРА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ Зав.кафедрой немецкого языка _____________И.В. Архипова «___»__________2010г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тоталитарный язык современной рекламы Выполнил студент группы 551 Ф.Ф. Кургенян ____________ (И.О.Фамилия) (подпись, дата) Специальность/направление подготовки 050303 иностранный язык Специализация/профиль немецкий и английский языки Форма обучения очная Научный Руководитель канд.фил.наук, доцент - Ю.А.Шаньшин Новосибирск 2010 Содержание 1. Разграничение понятий «текст», «дискурс» и «рекламный дискурс» 1.1 Понятие «текст» и его основные свойства 2. Цели, стратегии и картины функционирования рекламного 3. Рекламный текст как семиотическая система (синтактика, семантика и прагматика) 3.1.2 Модели организации информации в рекламных текстах a) Коммуникативная модель организации информации в рекламных текстах Типы вопросительных предложений b) Аффективная модель организации информации в рекламных текстах c) Предметно–профессиональная модель организации информации в рекламных текстах 3.3.1 Прагматичная направленность рекламного дискурса: теория речевых актов Дж. Остина 3.3.3 Суггестивные психотехнологии в рекламе по Р.И. Мокшанцеву 4. Лингвостилистические особенности рекламных текстов 4.1 Тенденции написания рекламных текстов 4.2 Стилистические фигуры и тропы в рекламе 5. Учет гендерной принадлежности реципиента при вербальной организации рекламной модели Глава 2. Тоталитарность современной рекламы 2. Тоталитарность семиотической системы организации рекламного 2.3Тоталитарность языка рекламы на уровне семантики 2.3Тоталитарность языка рекламы на уровне синтактики 2.3Тоталитарность языка рекламы на уровне прагматики 3. Лингвостилистические факторы тоталитарного языка Список использованных источников
|
Типы моделей рекламного текста | Стратегический план | Аргументативный план | Эмоциональный план |
Коммуникативная модель | стратегия убеждения, стратегия побуждения |
представление информации в форме проблемы–решения | создание определённого имиджа |
Аффективная модель | стратегия самоутверждения, стратегия самолюбования |
представление информации в форме проблемы–веры | создание определённого имиджа |
Предметно–профессиональная модель | стратегия утверждения, стратегия предметно–профессионального информирования |
представление информации в форме проблемы–доказательства | создание определённого имиджа |
Особенности вербального уровня организации типично женской рекламной модели:
Типы моделей рекламного текста | Стратегический план | Аргументативный план | Эмоциональный план |
Коммуникативная модель | стратегия возбуждения желания, стратегия объяснения необходимости | представление информации в форме проблемы–убеждения | создание положительной оценки |
Аффективная модель | стратегия возбуждения желания, стратегия простого информирования |
представление информации в форме проблемы–констатации | создание положительной оценки |
Предметно–профессиональная модель | стратегия возбуждения желания, стратегия объяснения необходимости |
представление информации в форме проблемы–убеждения | создание положительной оценки |
В основе данных, изложенных в таблицах, лежит эксперимент проведенный на 290 человек, по 145 представителей каждого пола.
Эта информация активно используется маркетологами при создании рекламных текстов.
В ходе проделанной работы мы пришли к следующим выводам: рекламный дискурс является проявлением частного институционального дискурса, обладающего как лингвистическими, так и экстралингвистическими факторами.
Кроме того, реклама является семиотической системой, что делает возможным ее рассмотрение с позиции синтактики, семантики и прагматики. На основании проделанного анализа было выявлено, что рекламный дискурс имеет формульный, связанный жесткой последовательностью, характер. Одной из характерных черт рекламного дискурса является фундаментальная неоднозначность сообщения. Нацеленность рекламного сообщения на перлокутивный эффект доказывает прагматическую направленность рекламного дискурса. Которая в свою очередь определяет использование способа подачи информации, отвечающего возрасту, полу и социальному статусу адресата, а так же выбор тех или иных языковых средств оформления сообщения.
Глава 2. Тоталитарность современной рекламы
1. Тоталитарный язык
Достаточно подробно разобрав рекламный дискурс, следует обобщить вышесказанное для подтверждения гипотезы о тоталитарности языка рекламы. Для этого необходимо начать с определения понятия тоталитаризма и тоталитарного языка в частности.
Тоталитаризм – (от лат.totalis – весь, целый, полный) – термин, применяемый для характеристики таких политических систем, которые стремятся к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности.
А значит, тоталитарный язык – это язык, способствующий осуществлению контроля над массами и над отдельно взятыми людьми посредством использования специфических языковых средств, а так же стратегий и тактик речевого воздействия на адресата.
Зная, что целью рекламного дискурса является сбыт товара, а для достижения этой цели используются специфические языковые средства наряду с различными тактиками и стратегиями речевого воздействия на адресата, то можно придти к выводу, что язык рекламного дискурса так же является тоталитарным.
Однако заключение о тоталитарности языка современной рекламы следует не только из его определения, но может быть прослежено при детальном просмотре лингвистических и экстралингвистических факторов рекламного дискурс.
Попытаемся проследить признаки тоталитарного языка на трех уровнях организации рекламного дискурса как языковой семиотической системы.
2. Тоталитарность семиотической системы организации рекламного Дискурса
Тоталитарность языка рекламы на уровне семантики
Немецкий филолог и исследователь тоталитарного мышления и языка нацисткой Германии Виктор Клемперер говорил о тоталитарном языке в своей книге «LTI. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога» следующим образом: «Нацизм въедался в плоть и кровь масс через отдельные словечки, обороты речи, конструкции предложений, вдалбливаемые в толпу миллионными повторениями и поглощаемые ею механически и бессознательно. Принято истолковывать дистих Шиллера об «образованном языке, что сочиняет и мыслит за тебя» чисто эстетически и, так сказать, безобидно. Удачный стих, написанный «образованным языком», еще не доказывает поэтического таланта его автора; довольно легко создать себе ореол поэта или мыслителя, пользуясь культивированным языком». (9, 9)
Это говорит о том, что тоталитарный язык представляет собой стратегически продуманную языковую систему, которая функционирует за счет использования специфических языковых средств, а так же методов и техник манипуляции человеком. Что так же полностью соответствует ранее рассмотренному рекламному дискурсу.
Данное высказывание непосредственно связано с семантическим уровнем организации рекламы. Как уже было сказано ранее, реклама подобно мифу содержит слова, несущие двойной смысл, и воздействующие благодаря этому на ожидаемое восприятие реципиентом информации. Именно «Мифемы» Клемперер называет словечками, которые так легко поглощались людьми.
Изучив материал книг «LTI. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога» Виктора Клемперера и «Власть манипуляции» С.Г. Кара-мурзы, можно выделить следующие точки соприкосновения, представляющих собой классификацию лексических средств манипулирования сознанием или «мифем».
Классификация основных языковых средств–манипуляторов сознанием.
3. Слова с двойным смыслом: информативным и суггестивным
Отличительными признаками таких слов можно считать прозрачность, абстрактность и «псевдонаучность». Такие слова должны обладать броскостью и энергичностью звучания, как правило, они насыщенны звонкими согласными или в них присутствуют сдвоенные согласные. Часто такие слова заимствованы из чужого языка и не способны вызывать ассоциации. Такие слова быстро приобретают интернациональный характер, уничтожая синонимичный ряд языка. В рекламе они, как правило, выбираются в качестве наименования продукта, для лучшего запоминания.
1. Kein Pfand. Kein zurьck. Apollinaris Silence ohne Kohlensдure. Jetzt in der neuen pfandfreien Verpackung. // Woman. – Nr. 15. – S. 1
2. Just CAVALLI // Lucky .Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr. 1. – S. 1
3. Die Farbe, die nie erlischt. Neu Garnier 100% color. Die erste dauerhafte Coloration mit Mikromineralien. Pure Farbpigmente. Fьr extrem langen Halt. // Jolie. – Nr. 7. – S. 10
1. Сокращения, аббревиатуры – новые слова с заданным смыслом
Аббревиатуры способны спрятать или же породить новый смысл слова.
1. Bin–nicht–da–Kapuze. Sehr passend, wenn deine Eltern mal wieder nicht anklopfen. Lдss–dich–nicht–in–Stich–Deo ideal fьr peinliche Momente, die dich ins Schwitzen bringen. Rexona. Jetzt in drei tollen Duften // Joy. – Nr. 9. – S. 172
2. AYGO Nichts ist unmцglich. Toyota// Joy. – Nr. 9. – S. 186
3. Bei Eiern achten Sie doch auch auf die Herkunft. FSC Das Garantiesiegel fьr Holz, mit dem Sie weltweit Wдlder schьtzen. // Woman. – Nr. 15. – S. 16
2. Ярлыки, клише
Одним из важнейших средств манипуляции общественным сознанием является «навешивание ярлыков», когда к тому или иному явлению или личности привязывают понятие, вызывающие презрение или другие негативные эмоции у простого обывателя.
Именно об этом явлении говорим Виктор Клемперер, описывая тоталитарный язык. Он говорил о том, что обществу навязываются определенные клише, которые настолько въедаются в обыденность, что общество начинает само оперировать ими и мыслить с их помощью, что значительно облегчает процесс манипулирования.
1. Ikea – das unmцgliche Mцbelhaus // Lisa. – Nr. 13. – S. 29
2. Raum fьr ihre Trдume. Der neue Peugeot 308 SW. // Stern. – Nr. 31. – S. 24
3. Citroen – Intelligenz auf Rдdern. // Stern. – Nr. 31. – S. 45
3. Квантификация языка
Квантификация языка происходит путем введения в обиход слов типа сверх, супер, мини и т.д., что позволяет подчеркнуть количественную характеристику вещей и отношений. Помимо этого средства, манипуляторы часто используют цифры сами по себе, ведь сила внушения у чисел очень велика, и текст с опорой на, порой бессмысленную статистику, вызывает гораздо больше доверия. Ведь мало кому в голову придет пересчитать, а то и дело, проверить статистические данные.
Итак, с точки зрения семантики язык рекламного дискурса так же является тоталитарным, т.к. содержит все вышеперечисленные слова «мифемы».
1. Vichy laboratoires. Befreien Sie die Mikrozirkulation und verleihen Sie ihrem Teint mehr Frische und ein stralendes Aussehen. Oligo 25. die Feuchtigkeitspflege fьr strahlend frischen Teint: +47% strahlendes Aussehen. Bereits nach 14 Tagen. Vichy. Weil Gesundheit auch Hautsache ist. // Jolie. – Nr. 7. – S. 14
2. Dove. Gut gepflegt. GleichmдЯig gebrдunt. Dove Sunshine Body Lotion. Gut fьr die Haut. Super fьrs Aussehen. // Bild der Frau. – Nr. 19. – S. 19
3. Auch serienmдЯig: elektrische Fensterheber, Klimaautomatik, Zentralverriegelung, BBS–Leichmetallrдder, 195er Breitreifen, Lederlenkrad und noch vieles mehr. – 65.000 km Gleise. 31.000 Brьcken. 86.000 Weichen. Mehr kann man fьr eine Fernbeziehung nicht tun. Die Bahn // Bild der Frau. – Nr. 4. – S. 51
Тоталитарность языка рекламы на уровне синтактики
Тоталитарность рекламного текста подтверждается и на синтаксическом уровне, т.к. структурность рекламного текста нацелена на захват внимания потребителя и на удержание его интереса. Кроме того существуют определенные модели организации информации в рекламных текстах для успешного осуществления главной рекламной цели: сбыта товара. (См. приложение №2)
Модели организации информации в рекламных текстах
1. Коммуникативная модель
– Lust glдnzend auszusehen? Kein Problem mit dem Nivea Seiden Glanz Gel und Wax. Seidiger Glanz, extra starker Halt und extra Pflege. Alles andere liegt bei dir… Nivea Styling. Glanz. Halt. Pflege. // Jolie. – Nr.7. – S. 19
– Woher kommt natьrlich gepflegte Brдune? 1 Woche Ibiza. 1 Mal Nivea. Mit pflegender Feuchtigkeit fьr eine natьrliche Brдune. Nivea Sun Selbstbrдunungsspray. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 123
2. Аффективнаямодель
– Metallisch blitzende Lippen. Extrem brillanter Halt. Neu forever metallics. Ich fьhl’ mich schцn mit Jade Maybelline NY. // Lucky. –– Nr.1. – S. 22
– Gerolsteiner Linee hдlt den Energiehaushalt auf leichte Art stabil. Macht irgendwie lebendiger. // Bild der Frau. – Nr.19. – S. 46
3. Предметно–профессиональная модель
– Auch serienmдЯig: elektrische Fensterheber, Klimaautomatik, Zentralverriegelung, BBS–Leichmetallrдder, 195er Breitreifen, Lederlenkrad und noch vieles mehr. – 65.000 km Gleise. 31.000 Brьcken. 86.000 Weichen. Mehr kann man fьr eine Fernbeziehung nicht tun. Deutsche Bahn // Bild der Frau . – Nr .4. – S . 51
Говоря о семиотической организованности рекламного дискурса, стоит подчеркнуть, что ничто так не показывает тоталитарность природы языка рекламы, как прагматическая направленность рекламного дискурса. Ведь цель внушения – это создание определенных состояний или побуждений к определенным действиям. Его суть состоит в воздействии на волю и разум человека через его чувства.
Тоталитарность языка рекламы на уровне прагматики
В книге «LTI. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога» Клемперер писал про тоталитарный язык: «А потому я был бы неправ, утверждая, что LTI во всех областях апеллирует исключительно к воле человека. Ведь обращаясь к воле, обращаются непременно к отдельному человеку, даже если обращение адресовано сообществу, составленному из отдельных людей. LTI стремится лишить отдельного человека его индивидуальности, оглушить его как личность, превратить его в безмозглую и безвольную единицу стада, которое подхлестывают и гонят в определенном направлении, сделать его частицей катящейся каменной глыбы. LTI — язык массового фанатизма. Там, где он обращается к отдельному человеку, и не только к его воле, но и к его мышлению, там, где он является учением, он учит способам превращения людей в фанатичную подверженную внушению массу». (9, 13)
Тоталитарный язык, как и язык рекламы, прежде всего, подвергает воздействию волю и разум человека для достижения своей цели – полного контроля над личностью. Используются при этом различные методики и технологии манипуляции и воздействия на адресата, что является неотъемлемой частью языка рекламы как тоталитарного языка. (См. приложение №3)
2.3.1 Суггестивные психотехнологии рекламы
1. Психоаналитически ориентированный подход латерального программирования психики человека
– Das ideale Make–up fьr ihre Mischhaut. T–Zone: kein Glanz in Sicht. Trockene Zone: kein Spannungsgefьhl! Loreal Paris // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 80
2. Гипнотическийподход
– Metallisch blitzende Lippen. Extrem brillanter Halt. Neu forever metallics. Ich fьhl’ mich schцn mit Jade Maybelline NY. S.22 // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S .
3. Техникиэриксонианскогогипноза
– Raus aus der Falle. Rein in die Frische. Weck deine Haut mit Frishe und Feuchtigkeit von bebe Young Care. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 139
4. Нейролингвистическое программирование (НЛП)
– Biotherm Aquasource Skin Perfection: Frisch wie Wasser, kьhl wie Eis und sanft wie Schnee. Neu Aquasource Non Stop. 24 Stunden Feuchtigkeit non Stopp. Gesteigerte Wirksamkeit. Und die Kraft wie von 5.000 Litern aktivem Thermalwasser. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr .1. – S . 3
По своей сути тоталитарный язык является императивным и эмотивным, т.к. наибольший эффект от воздействия на волю и разум человека достигается посредством влияния на его чувства. Как правило, воздействие оказывается на такие первобытные чувства как страх и радость.
Реклама апеллирует к этим же чувствам, но представленным в более широком спектре:
1. Юмор
Известно, что использование юмора в рекламных текстах привлекает значительно больше внимания, а так же способствует лучшему усвоению информации рекламного сообщения. Даже в том случае, если в рекламе говорится о неприятных для потребителя вещах, то юмор способен смягчить восприятие такой рекламы, как бы говоря потребителю, что он не одинок в своей проблеме. Кроме того, потребитель отдаст предпочтение рекламе, содержащей элементы юмора, нежели агрессивно настроенной рекламе.
Примеры:
Hдlt lдnger frisch, als Ihnen lieb ist. Der einzige Platz, an dem Lebensmittel nicht zu lange halten sollten, ist Ihr Teller. In Kьhlschrдnken von AEG dagegen bleibt Frisches jetzt bis zu drei Mal lдnger frisch, appetitlich – und gesund. Die beiden "longfresh"–0 є Celsius–Fдcher mit separater Luftfeuchteregulierung lagern Ihren Fang vom Markt so lange artgerecht, bis er auf Ihrem Teller landet. // Stern. – Nr. 31. – S. 63
Sie weinen am liebsten gemeinsam. Er hat nur etwas im Auge. Kino. Da fьr werden Filme gemacht. // Joy. – Nr. 9. – S. 183
2. Чувство социальной защищенности и чувство всеобщего одобрения, уважения
В первом случае рекламируются такие товары общего потребления, как напитки, сигареты, одежда, машины, косметика и путешествия. Во втором случае рекламисты зачастую приводят статистику, отражающую количество людей воспользовавшихся их услугами.
Пример:
Metallisch blitzende Lippen. Extrem brillanter Halt. Neu forever metallics. Ich fьhl’ mich schцn mit Jade Maybelline NY. // Lucky .Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr. 1. – S. 22
3. Секс, элементы эротики
В данном случае рекламодатели руководствуются формулой “Sexsells”. Реклама с эротическим окрасом достаточно неоднозначно сказывается на эффективности рекламного сообщения. Но в любом случае такая реклама никогда не воспринимается нейтрально, а как известно любые эмоции: негативные или позитивные, способствуют лучшему усвоению, а значит и запоминанию информации.
Пример:
Triumph international. Fьr den Kцrper. Fьr die Sinne. // Lucky .Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr. 1. – S. 25
4. Статус и престиж
Такая реклама ориентирована на 2 вида покупателя: на тех, кто уже добился успеха, и на тех, кто стремится к нему. Соответственно товары будут преподноситься как неотъемлемый атрибут роскошной жизни или же один из путей её достижения.
Примеры:
Raum fьr ihre Trдume. Der neue Peugeot 308 SW. // Stern. – Nr. 31. – S. 24
Just CAVALLI // Lucky .Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr. 1. – S. 1
5. Здоровый образ жизни
Примеры:
Natьrlich stark. Ein ganzes Leben lang. Geben Sie ihrem Kцrper die Kraft der Natur – mit Alpro soya. Leicht bekцmmlich und arm an gesдttigten Fettsдuren. Enorm, was Soya alles kann. Fьr einen Kцrper, in dem man gerne lebt. // Bild der Frau. – Nr. 19. – S. 45
6. Желаниеобладатьимуществом
Примеры:
AYGO Nichts ist unmцglich. Toyota // Joy. – Nr. 9. – S. 186
7. Желаниесамовыражения, самоопределения, творчества
Примеры:
I play my way. Vagary 2004 Farbenfroh und mit frischem Design, so prдsentiert sich die neuen Vagary Uhren fьr die junge und aktive Frau. Unterstreichen Sie ihre Persцnlichkeit mit einem aufregenden Stil! // Jolie. – Nr. 7. – S. 6
8. Забота
Примеры:
Sind Arzneimittel bald unbezahlbar? Wir haben was dagegen. Hexal. Arzneimittel ihres Vertrauens. // Woman. – Nr. 15. – S. 25
Psst…es gibt ein Pflaster, das schьtzt wie eine zweite Haut. Hansapflast SprьhЯPflaster – die schnelle Art der Wundversorgung. Hansaplast. Wir helfen heilen. // Bild der Frau. – Nr. 4. – S. 79
9. Любопытство
Was ich fьr meine Fitness tue? GenieЯen. Neu: Joghurt Bonifaz! So raffiniert wie vielfдltig. // Jolie. – Nr. 7. – S. 161
10. Желание побаловать себя или нарциссизм
Gцnnen Sie sich ein bisschen mehr Aufmerksamkeit.
Der Kia
Picanto. // Joy. – Nr. 9. – S. 163
11. Азарт
Extrem gut vorbereitet. Der neue Audi A3 Sportback mit agilem Dynamikfahrwerk. // Stern. – Nr. 31. – S. 8
3. Лингвостилистические факторы тоталитарного языка
С точки зрения лингвостилистических особенностей, тоталитарного язык и язык рекламы так же совпадают по всем параметрам. Тоталитарный язык по словам Клемперера тяготеет так же как и рекламный к логотипному мышлению и предпочитает простые динамичные предложения более сложным. Прослеживается тенденция к сжатости, лаконичности информации, выразительности и емкости информации.
Кроме того, тоталитарный язык отличает большое разнообразие тропов и стилистических фигур, призванных для воздействия на чувства потребителя.
Приведем несколько примеров использования стилистических фигур и тропов в современной рекламе. (См. приложение №4)
1. Аллитерация
Gut gepflegt . Gleichm дЯ ig gebr д unt . Dove Sunshine Body Lotion // Bild der Frau . – Nr .19. – S . 19
2. Анафора
Triumph international. Fьr den Kцrper. Fьr die Sinne. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 25
3. Бессоюзие
Ritter Sport. Quadratisch. Praktisch. Gut. // Lisa. – Nr. 13. – S. 32
4. Неологизм
Guten Happetit! McDonald’s. Ich liebe es. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 157
5. Олицетворение
Deine Haut atmet auf! Clearzone // Joy. – Nr.9. – S. 111
6. Эллипсис
Frisch gefдrbt? Nц. Frisch gewaschen! Dove // Jolie. – Nr. 7. – S. 110
7. Эпитет
Die Mascara Revolution! Unendlich lange Wimpern und dramatisch betonte Augen. Lash Revolution. Nivea Beaute. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 148
Для выполнения своей цели контроля над массами и каждым человеком в отдельности, тоталитарный язык ориентируется на реципиента с учетом его пола, возраста и социального статуса, что как уже было сказано, так же является характерным для рекламы.
Заключение
В ходе исследования рекламный дискурс был проанализирован с позиции синтактики, семантики и прагматики.
Мы пришли к выводу, что понятие дискурса представляет собой сложно организованное коммуникативное явления, отличающееся предпочтением специфических элементов всех уровней языка: грамматики, лексики, синтаксиса, семантики и словоупотребления. Основной отличительной особенностью дискурса от текста является его связь с понятие речи, тогда как текст связан с понятием языка. Кроме того, дискурс формируется с учетом лингвистических и экстралингвистических факторов.
Рекламный дискурс является формой проявления частного институционального дискурса, обладающего, помимо всех признаков общего дискурса, прагматической направленностью, целью которой является оказание воздействия на реципиента, как следствие язык рекламного дискурся является тоталитарным, что может быть доказано на всех этапах анализа рекламно дискурса.
Следует отметить, что данное исследование может быть использовано в социо- и психолингвистике, психологии манипулирования и маркетинга.
Рекламный текст является одним из показателей социокультурного развития общества, отражая его основные ценности и потребности. Исходя из этого, Мы считаем возможным дальнейшее исследование рекламного дискурса с учетом его погруженности в культурно-историческую среду и, как результат, его постоянного развития. Достаточно большой материал для исследования представляют экстралингвистические факторы рекламного дискурса, кроме того, постоянно модернизируются тактики суггестивного воздействия на реципиента. Более подробно рекламный дискурс может быть изучен и с позиции анализа состава коммуникантов рекламного сообщения, а именно исследования влияния социального статуса, возраста, национальной и гендерной принадлежности адресата на создание рекламного текста. Анализу могут быть подвергнуты различные виды рекламы с последующим сравнением их лингвистических и экстралингвистических характеристик. Таким образом, рекламный дискурс представляет собой достаточно обширную область для исследования.
Список использованных источников
1. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. Сс. 72–130.
2. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 139 с.
3. Дедюхин, А.А. Модели организации вербальной и визуальной информации в тексте рекламы: автореф. дис. … канд. фил. наук. – Краснодар, 2006. – 27 с.
4. Демьянков, В.З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка // Язык. Личность. Текст: сб. ст. к 70–летию Т.М. Николаевой / Ин–т славяноведения РАН; отв. ред. В.Н. Топоров. – М.: Языки славянских культур, 2005. – С. 34–55; [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.infolex.ru/Textidis.html
5. Ерофеева, Е.В., Кудлаева, А.Н. К вопросу о соотношении понятий ТЕКСТ и ДИСКУРС //Проблемы социо– и психолингвистики: Сб. ст. / Отв. Ред. Т.И. Ерофеева; Перм. ун–т. – Пермь, 2003. – Вып.3. – С. 28–36; [электронный ресурс] – Режим доступа: http://psychsocling.narod.ru/erkudl.htm
6. Зазыкин, В.Г. Психология в рекламе. – М.: ДатаСтром, 1992. – 64 с.
7. Кара–Мурза,С. Манипуляция сознанием. – М.: "Академический проект", 2009. – 382 с.
8. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. – 390 c.
9. Клемперер, Виктор. LTI. Язык третьего рейха. Записная книжка филолога. – 158 с. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.knigonosha.net
10. Куликова, Е.В. Языковая специфика рекламного дискурса// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.– 2008.– №4.– С.197–205.
11. Мокшанцев, Р.И. Психология рекламы: Учеб. пособие/Науч. ред. М.В. Удальцова. – М.: ИНФРА–М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. – 230с. – (Серия «Высшее образование»)
12. Пирогова, Ю.К. Ложные умозаключения при интерпретации рекламы // Реклама. 2000. №2. С.15–18.
13. Степанов, Ю. С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности// Язык и наука конца XX века. Сб. статей. – М.: РГГУ, 1995. – С.35–73; [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.philologoz.ru/ling/stepanov.htm
14. Тюрина, С.Ю. О понятиях рекламный дискурс и рекламный текст// Вестник ИГЭУ. – 2009. – №1. – С.75 – 77. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ispu.ru/system/files/75–77.pdf
15. Шатин Ю.В. Риторика рекламы. М., 2002, 2003. — 78 с.
Список использованных словарей
1. Арутюнова, Н.Д. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 685 с.
2. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин–т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд–во иностр. и нац. слов., 1935–1940; [электронный ресурс] – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/19
3. Словарь литературных терминов. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf
Список обследованной литературы
1. Bild der Frau. – 2006. – Nr. 4 – 76 с.
2. Bild der Frau. – 2008. – Nr. 19 – 100 с.
3. Jolie. – 2004. – Nr.7 – 196 с.
4. Joy. – 2006. – Nr. 9 – 188 с.
5. Lisa. – 2010. – Nr. 13 – 92 с.
6. Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – 2004. – Nr. 1 – 196 с.
7. Stern. – 2008. – Nr. 31 – 132 с.
8. Woman. – 2004. – Nr. 15 –156 с.
Приложение №1
Список проанализированных рекламных текстов
Номер страницы | Bild der Frau. 2006. Nr. 4 |
1 | Leichter Genuss – voller Buko Geschmack! Buko activ |
51 | Auch serienmдЯig: elektrische Fensterheber, Klimaautomatik, Zentralverrie- gelung, BBS-Leichmetallrдder, 195er Breitreifen, Lederlenkrad und noch vieles mehr. - 65.000 km Gleise. 31.000 Brьcken. 86.000 Weichen. Mehr kann man fьr eine Fernbeziehung nicht tun. Die Bahn |
63 | Beste Pflege fьr ihre zweite Haut. Bosch. |
79 | Psst…es gibt ein Pflaster, das schьtzt wie eine zweite Haut. Hansapflast SprьhЯPflaster – die schnelle Art der Wundversorgung. Hansaplast. Wir helfen heilen. |
Номер страницы | Bild der Frau . 2008 . Nr.3 |
7 | Bio Naturkosmetik. Schцnheit ohne Kompromisse! |
19 | Dove. Gut gepflegt. GleichmдЯig gebrдunt. Dove Sunshine Body Lotion. Gut fьr die Haut. Super fьrs Aussehen. |
21 | Die Kraft von Pro-Calcium, um Augen und Lippen intensiv zu „entknittern“. Weil Sie es sich wert sind. Loreal Paris |
23 | Toskana, Provence und Sizilien: Ein schцnes Stьck Sьden steckt in jeder unserer Pflegeduschen. Ein besonderes Duft- und Pflegeerlebnis, natьrlich mit Weleda. |
45 | Natьrlich stark. Ein ganzes Leben lang. Geben Sie ihrem Kцrper die Kraft der Natur – mit Alpro soya. Leicht bekцmmlich und arm an gesдttigten Fettsдuren. Enorm, was Soya alles kann. Fьr einen Kцrper, in dem man gerne lebt. |
46 | Gerolsteiner Linee hдlt den Energiehaushalt auf leichte Art stabil. Macht irgendwie lebendiger. |
48 | Fьr eine frische Frьhlingsfigur. Verlieb dich neu. In dich. Du darfst. Kochen mit finesse. Die leckere Alternative zu Sahne. |
64 | Entfalten Sie ihre natьrliche Schцnheit mit Merz Speziel Dragees. |
100 | Die 1. Coloration, die Ihre Gesichtszьge weicher wirken lдsst. „Mein Geheimnis, um gut auszusehen? Eine Creme, eine Colorations-Creme.“ Maria Furtwдngler trдgt die Nuance 8.13 Helles Beige-Blond. |
Номер страницы | Jolie. 2004. Nr. 7 |
6 | I play my way. Vagary 2004 Farbenfroh und mit frischem Design, so prдsentiert sich die neuen Vagary Uhren fьr die junge und aktive Frau. Unterstreichen Sie ihre Persцnlichkeit mit einem aufregenden Stil! |
10 | Die Farbe, die nie erlischt. Neu Garnier 100% color Die erste dauerhafte Coloration mit Mikromineralien. Pure Farbpigmente. Fьr extrem langen Halt. |
14 | Vichy laboratoires. Befreien Sie die Mikrozirkulation und verleihen Sie ihrem Teint mehr Frische und ein stralendes Aussehen. Oligo 25. die Feuchtigkeitspflege fьr strahlend frischen Teint: +47% strahlendes Aussehen. Bereits nach 14 Tagen. Vichy. Weil Gesundheit auch Hautsache ist. |
19 | Nivea seiden Glanz Gel und Wax: Glanz. Halt. Pflege. Lust glдnzend auszusehen? Kein Problem mit dem Nivea Seiden Glanz Gel und Wax. Seidiger Glanz, extra starker Halt und extra Pflege. Alles andere liegt bei dir… Nivea Styling. Glanz. Halt. Pflege. |
21 | Vivimed mit Coffein gegen Kopfschmerzen Denken sie an was Sie wollen. Nur nicht an Kopfschmerzen. |
25 | Vertrauen Sie ihrer Intuition. Rasieren – einfach und schnell? Jetzt ja! Mit intuition, dem weltweit ersten ALL-IN-ONE-Damen-Nassrasierer. 3 Klingen eingebettet in einen festen Hautconditioner, der in Verbindung mit Wasser leicht aufschдumt. Rasiergel oder Rasierschaum werden nicht mehr benцtigt! Intuition – Einschдumen und Rasieren in einem Schritt. |
41 | „Ich habs probiert – ich bleib dabei!“ Heidi Klum Fьr wochenlang seidenglatte Haut. Braun silkepil |
59 | Volle Kontrolle… …ьber Glanz und Unreinheiten. Nivea Visage. Pflege, inspiriert von ihrer Haut. |
110 | Frisch gefдrbt? Nц. Frisch gewaschen. Neu. Dove Pflege und Glanz. Bringt leben in coloriertes Haar. |
161 | Was ich fьr meine Fitness tue? GenieЯen. Neu: Joghurt Bonifaz! So raffiniert wie vielfдltig |
Номер страницы | Joy. 2006. Nr. 9 |
19 | Schwarzkopf Professional HairCare for you. Ich bin Glitter im Blitzlichtgewitter. Got2b attitude for hair. |
31 | Deutschlandweit. Europaweit. Rьckflug und Meilen inklusive. Alles fьr diesen Moment. Lufthansa. |
35 | Das neue Fructis. Innere Kraft, die ihr Haar glдnzend macht. Garnier. |
111 | Deine Haut atmet auf! Clearzone |
163 | Gцnnen Sie sich ein bisschen mehr Aufmerksamkeit. Der Kia Picanto. |
172 | Bin-nicht-da-Kapuze. Sehr passend, wenn deine Eltern mal wieder nicht anklopfen. Lдss-dich-nicht-in-Stich-Deo ideal fьr peinliche Momente, die dich ins Schwitzen bringen. Rexona. Jetzt in drei tollen Duften |
183 | Sie weinen am liebsten gemeinsam. Er hat nur etwas im Auge. Kino. Dafьr werden Filme gemacht. |
186 | AYGO Nichts ist unmцglich. Toyota |
Номер страницы | Lisa. 2010. Nr. 13 |
1 | Sichtbar schцnere Haut durch ein Duschgel? Natьrlich! Dove VisibleCare mit NutriumMoisture. |
9 | Frischer starten! Frьhstьck mit Lдtta. Genies zum Frьhstьck den frischen Geschmack und der Tag kann kommen! |
29 | Ikea - das unmцgliche Mцbelhaus |
32 | Quadratisch. Praktisch. Gut. Ritter Sport; Ganze Nuss im Ьberfluss. Ritter Sport |
51 | Weil wir auch ohne Anlass gut essen mцchten. Mit Maggi schmeckt das Leben. |
Номер страницы | Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. 2004. Nr. 1 |
1 | Just CAVALLI |
3 | Biotherm Aquasource Skin Perfection: Frisch wie Wasser, kьhl wie Eis und sanft wie Schnee. Neu Aquasource Non Stop. 24 Stunden Feuchtigkeit non Stopp. Gesteigerte Wirksamkeit. Und die Kraft wie von 5.000 Litern aktivem Thermalwasser. |
22 | Metallisch blitzende Lippen. Extrem brillanter Halt. Neu forever metallics. Ich fьhl’ mich schцn mit Jade Maybelline NY. |
25 | Triumph international. Fьr den Kцrper. Fьr die Sinne. |
53 | Freesoul. You gonna go to hell for it. |
57 | Probieren Sie doch mal Tabak, dem keine Zusatzstoffe hinzugefьgt wurden. Natural American Spirit |
61 | Camel. Der Beginn einer Vision. |
75 | Doornkaat. HeiЯgeliebt und kalt getrunken. |
80 | Das ideale Make-up fьr ihre Mischhaut. T-Zone: kein Glanz in Sicht. Trockene Zone: kein Spannungsgefьhl! Loreal Paris |
123 | Woher kommt natьrlich gepflegte Brдune? 1 Woche Ibiza. 1 Mal Nivea. Mit pflegender Feuchtigkeit fьr eine natьrliche Brдune. Nivea Sun Selbstbrдunungsspray. |
139 | Raus aus der Falle. Rein in die Frische. Weck deine Haut mit Frishe und Feuchtigkeit von bebe Young Care. |
148 | Die Mascara Revolution! Unendlich lange Wimpern und dramatisch betonte Augen. Lash Revolution. Nivea Beaute. |
157 | Guten Happetit! McDonald’s. Ich liebe es. |
Номер страницы | Stern. 2008. Nr. 31 |
8 | Extrem gut vorbereitet. Der neue Audi A3 Sportback mit agilem Dynamikfahrwerk. |
24 | Raum fьr ihre Trдume. Der neue Peugeot 308 SW. |
41 | Der Citroen C3 Pluriel - Das ganze Jahr ist schцn. Nichts bewegt sie wie ein Citroen. Citroen - Intelligenz auf Rдdern |
57 | Ein Teufel in der Wьste. Ein Engel auf Asphalt. Mitsubishi |
63 | Hдlt lдnger frisch, als Ihnen lieb ist. Der einzige Platz, an dem Lebens-mittel nicht zu lange halten sollten, ist Ihr Teller. In Kьhlschrдnken von AEG dagegen bleibt Frisches jetzt bis zu drei Mal lдnger frisch, appetitlich - und ge-sund. Die beiden "longfresh"-0є Celsius-Fдcher mit separater Luftfeuchte-Regulierung lagern Ihren Fang vom Markt so lange artgerecht, bis er auf Ihrem Teller landet. |
113 | Knusprige Cerealien von ihrer Schokoladenseite. Fьnf knusprige Cerealien, luftig gerцstet, in einer reichhaltigen Milchfьllung, umhьllt von zarter Vollmilchschokolade: das ist Kinder Country. |
114 | Black forest. Entdecken Sie den Geschmack der Stille. |
Номер страницы | Woman. 2004. Nr. 15 |
1 | Kein Pfand. Kein zurьck. Apollinaris Silence ohne Kohlensдure. Jetzt in der neuen pfandfreien Verpackung. |
2 | Im Gegensatz zu ihrem Mann kцnnen Sie die noch formen. Lucky Strike. Sonst nichts. |
16 | Bei Eiern achten Sie doch auch auf die Herkunft. FSC Das Garantiesiegel fьr Holz, mit dem Sie weltweit Wдlder schьtzen. |
25 | Sind Arzneimittel bald unbezahlbar? Wir haben was dagegen. Hexal. Arzneimittel ihres Vertrauens. |
Приложение №2
Таблица 1 Модели организации информации в рекламных текстах
Коммуникативная модель | |
Модальные вопросительные предложения |
Диктальные вопросительные предложения |
1. Lust glдnzend auszusehen? Kein Problem mit dem Nivea Seiden Glanz Gel und Wax. Seidiger Glanz, extra starker Halt und extra Pflege. Alles andere liegt bei dir… Nivea Styling. Glanz. Halt. Pflege. // Jolie. – Nr.7. – S. 19 2. Sind Arzneimittel bald unbezahlbar? Wir haben was dagegen. Hexal. Arzneimittel ihres Vertrauens. // Woman – Nr. 15. – S. 25 3. Sichtbar schцnere Haut durch ein Duschgel? Natьrlich! Dove VisibleCare mit NutriumMoisture. // Lisa. – Nr.13. – S. 1 |
1. Woher kommt natьrlich gepflegte Brдune? 1 Woche Ibiza. 1 Mal Nivea. Mit pflegender Feuchtigkeit fьr eine natьrliche Brдune. Nivea Sun Selbstbrдunungsspray. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 123 2. Was ich fьr meine Fitness tue? GenieЯen. Neu: Joghurt Bonifaz! So raffiniert wie vielfдltig // Jolie. – Nr.7. – S. 161 3. Frisch gefдrbt? Nц. Frisch gewaschen. Neu. Dove Pflege und Glanz. Bringt leben in coloriertes Haar. // Jolie. – Nr.7. – S. 110 |
Аффективная модель | |
Эгоцентрическаямодель |
Постулативная модель |
1. Metallisch blitzende Lippen. Extrem brillanter Halt. Neu forever metallics. Ich fьhl’ mich schцn mit Jade Maybelline NY. // Lucky. – Nr.1. – S. 22 2. Bin–nicht–da–Kapuze. Sehr passend, wenn deine Eltern mal wieder nicht anklopfen. Lдss–dich–nicht–in–Stich–Deo ideal fьr peinliche Momente, die dich ins Schwitzen bringen. Rexona. Jetzt in drei tollen Duften // Joy. – Nr.9. – S. 172 3. Raus aus der Falle. Rein in die Frische. Weck deine Haut mit Frishe und Feuchtigkeit von bebe Young Care. // Lucky. – Nr.1. – S. 139 4. Deine Haut atmet auf! Clearzone // Joy. – Nr.9. – S. 139 5. Fьr eine frische Frьhlingsfigur. Verlieb dich neu. In dich. Du darfst. Kochen mit finesse. Die leckere Alternative zu Sahne. // Bild der Frau. – Nr.19. – S. 48 |
1. Psst…es gibt ein Pflaster, das schьtzt wie eine zweite Haut. Hansapflast SprьhЯPflaster – die schnelle Art der Wundversorgung. Hansaplast. Wir helfen heilen. // Bild der Frau. – Nr.4. – S. 79 2. Gerolsteiner Linee hдlt den Energiehaushalt auf leichte Art stabil. Macht irgendwie lebendiger. // Bild der Frau. – Nr.19. – S. 46 3. Toskana, Provence und Sizilien: Ein schцnes Stьck Sьden steckt in jeder unserer Pflegeduschen. Ein besonderes Duft– und Pflegeerlebnis, natьrlich mit Weleda. // Bild der Frau. – Nr.19. – S. 23 4. Dove. Gut gepflegt. GleichmдЯig gebrдunt. Dove Sunshine Body Lotion. Gut fьr die Haut. Super fьrs Aussehen.// Bild der Frau. – Nr.19. – S. 19 5. Bio Naturkosmetik. Schцnheit ohne Kompromisse! // Bild der Frau. – Nr.19. – S. 7 |
Предметно–профессиональная модель | |
Дескриптивная модель | Синтетическая модель |
1. Auch serienmдЯig: elektrische Fensterheber, Klimaautomatik, Zentralverriegelung, BBS–Leichmetallrдder, 195er Breitreifen, Lederlenkrad und noch vieles mehr. – 65.000 km Gleise. 31.000 Brьcken. 86.000 Weichen. Mehr kann man fьr eine Fernbeziehung nicht tun. Deutsche Bahn // Bild der Frau. – Nr.4. – S. 51 | 1. Extrem gut vorbereitet. Der neue Audi A3 Sportback mit agilem Dynamikfahrwerk. // Stern. – Nr.31. – S. S.8 |
Приложение №3
Таблица 2 Суггестивные психотехнологии в рекламе
Психоаналитически ориентированный подход латерального программирования психики человека |
1. Das ideale Make–up fьr ihre Mischhaut. T–Zone: kein Glanz in Sicht. Trockene Zone: kein Spannungsgefьhl! Loreal Paris // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 80 2. Die Mascara Revolution! Unendlich lange Wimpern und dramatisch betonte Augen. Lash Revolution. Nivea Beaute. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 148 3. Just CAVALLI // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 1 4. Vivimed mit Coffein gegen Kopfschmerzen Denken sie an was Sie wollen. Nur nicht an Kopfschmerzen. // Jolie. – Nr.7. – S. 21 5. Volle kontrolle… …ьber Glanz und Unreinheiten. Nivea Visage. Pflege, inspiriert von ihrer Haut. // Jolie. – Nr.7. – S. 59 6. Deutschlandweit. Europaweit. Rьckflug und Meilen inklusive. Alles fьr diesen Moment. Lufthansa. // Joy. – Nr.9. – S. 31 7. Das neue Fructis. Innere Kraft, die ihr Haar glдnzend macht. Garnier. // Joy. – Nr.9. – S. 35 8. Dove. Gut gepflegt. GleichmдЯig gebrдunt. Dove Sunshine Body Lotion. Gut fьr die Haut. Super fьrs Aussehen. // Bild der Frau. – Nr.19. – S. 19 9. Gerolsteiner Linee hдlt den Energiehaushalt auf leichte Art stabil. Macht irgendwie lebendiger. // Bild der Frau. – Nr.19. – S. 46 10. Fьr eine frische Frьhlingsfigur. Verlieb dich neu. In dich. Du darfst. Kochen mit finesse. Die leckere Alternative zu Sahne. // Bild der Frau. – Nr.19. – S. 48 11. Auch serienmдЯig: elektrische Fensterheber, Klimaautomatik, Zentralverriegelung, BBS–Leichmetallrдder, 195er Breitreifen, Lederlenkrad und noch vieles mehr. – 65.000 km Gleise. 31.000 Brьcken. 86.000 Weichen. Mehr kann man fьr eine Fernbeziehung nicht tun. Die Bahn // Bild der Frau. – Nr.4. – S. 51 12. Psst…es gibt ein Pflaster, das schьtzt wie eine zweite Haut. Hansapflast SprьhЯPflaster – die schnelle Art der Wundversorgung. Hansaplast. Wir helfen heilen. // Bild der Frau. – Nr.4. – S. 79 |
Гипнотический подход |
1. Metallisch blitzende Lippen. Extrem brillanter Halt. Neu forever metallics. Ich fьhl’ mich schцn mit Jade Maybelline NY. S.22 // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 2. Woher kommt natьrlich gepflegte Brдune? 1 Woche Ibiza. 1 Mal Nivea. Mit pflegender Feuchtigkeit fьr eine natьrliche Brдune. Nivea Sun Selbstbrдunungsspray. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 123 3. Ich habs probiert – ich bleib dabei! „Heidi Klum“ Fьr wochenlang seidenglatte Haut. Braun silkepil // Jolie. – Nr.7. – S. 41 4. Was ich fьr meine Fitness tue? GenieЯen. Neu: Joghurt Bonifaz! So raffiniert wie vielfдltig // Jolie. – Nr.7. – S. 161 5. Bin–nicht–da–Kapuze. Sehr passend, wenn deine Eltern mal wieder nicht anklopfen. Lдss–dich–nicht–in–Stich–Deo ideal fьr peinliche Momente, die dich ins Schwitzen bringen. Rexona. Jetzt in drei tollen Duften // Joy. – Nr.9. – S. 172 6. Toskana, Provence und Sizilien: Ein schцnes Stьck Sьden steckt in jeder unserer Pflegeduschen. Ein besonderes Duft– und Pflegeerlebnis, natьrlich mit Weleda. // Bild der Frau. – Nr.19. – S. 23 7. Die 1. Coloration, die Ihre Gesichtszьge weicher wirken lдsst. „Mein Geheimnis, um gut auszusehen? Eine Creme, eine Colorations–Creme.“ Maria Furtwдngler trдgt die Nuance 8.13 Helles Beige–Blond.// Bild der Frau. – Nr.19. – S. 100 |
Техники эриксонианского гипноза |
1. Raus aus der Falle. Rein in die Frische. Weck deine Haut mit Frishe und Feuchtigkeit von bebe Young Care. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 139 2. Nivea seiden Glanz Gel und Wax: Glanz. Halt. Pflege. Lust glдnzend auszusehen? Kein Problem mit dem Nivea Seiden Glanz Gel und Wax. Seidiger Glanz, extra starker Halt und extra Pflege. Alles andere liegt bei dir…Nivea Styling. Glanz. Halt. Pflege. // Jolie. – Nr.7. – S. 19 3. Im Gegensatz zu ihrem Mann kцnnen Sie die noch formen. Lucky Strike. Sonst nichts. // Woman – Nr. 15. – S. 2 |
Нейролингвистическое программирование ( НЛП ) |
1. Biotherm Aquasource Skin Perfection: Frisch wie Wasser, kьhl wie Eis und sanft wie Schnee. Neu Aquasource Non Stop. 24 Stunden Feuchtigkeit non Stopp. Gesteigerte Wirksamkeit. Und die Kraft wie von 5.000 Litern aktivem Thermalwasser. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 3 2. I play my way. Vagary 2004 Farbenfroh und mit frischem Design, so prдsentiert sich die neuen Vagary Uhren fьr die junge und aktive Frau. Unterstreichen Sie ihre Persцnlichkeit mit einem aufregenden Stil! // Jolie. – Nr.7. – S. 6 3. Knusprige Cerealien von ihrer Schokoladenseite. Fьnf knusprige Cerealien, luftig gerцstet, in einer reichhaltigen Milchfьllung, umhьllt von zarter Vollmilchschokolade: das ist Kinder Country. // Stern. – Nr.31. – S. 113 |
Приложение №4
Таблица 3 Стилистические фигуры и тропы в рекламе
Аллитерация | Повторение одних и тех же букв или слогов в начале двух и более слов | Усиливает звуковую и интонационную выразительность, способствует лучшему запоминанию | 1. Gut gepflegt. GleichmдЯig gebrдunt. Dove Sunshine Body Lotion // Bild der Frau. – Nr.19. – S. 19 |
Анафора | Повторение начальных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз). | Усиливает воздействие на реципиента. |
1. Triumph international. Fьr den Kцrper. Fьr die Sinne. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 25 2. Raus aus der Falle. Rein in die Frische. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 139 |
Антитеза | Противопоставление контрастных понятий, состояний, образов. | Создает динамичность, напряжение. | 1. Doornkaat. HeiЯ geliebt und kalt getrunken. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 75 |
Ассонанс | Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков. | Придание мелодичности выражению, способствует лучшему восприятию, запоминанию и узнаванию. | 1. Ganze Nuss im Ьberfluss. Ritter Sport// Lisa. – Nr. 13. – S. 29 2. I play my way. Vagary 2004 // Jolie. – Nr.7. – S.6 |
Бессоюзие | Построение речи, при котором союзы и соединяющие слова, опущены. | Придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картины. | 1. Ritter Sport. Quadratisch. Praktisch. Gut. // Lisa. – Nr. 13. – S. 32 2. Nivea seiden Glanz Gel und Wax: Glanz. Halt. Pflege. // Jolie. – Nr.7. – S.19 3. Kein Pfand. Kein zurьck. Apollinaris Silence ohne Kohlensдure. Jetzt in der neuen pfandfreien Verpackung. // Woman – Nr. 15. – S. 1 |
Гипербола | Стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности | С одной стороны взывает к эмоциям реципиента, с другой стороны вызывает у него отчуждение, недоверие за счет явного преувеличения. | 1. Der Citroen C3 Pluriel – Das ganze Jahr ist schцn// Stern. – Nr.31. – S. 41 2. Die Farbe, die nie erlischt. Volle kontrolle… …ьber Glanz und Unreinheiten. Nivea Visage. Pflege, inspiriert von ihrer Haut. // Jolie. – Nr.7. – S. 59 |
Двойная фигура | Два синтаксически отдельных элемента противопоставляются друг другу, схоже по структуре с математическим уравнением типа a+b=c или c=a+b | Четкая формулировка вызывает доверие у реципиента. | 1. Camel. Der Beginn einer Vision. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 61 2. Raum fьr ihre Trдume. Der neue Peugeot 308 SW. // Stern. – Nr.31. – S. 24 3. Bio Naturkosmetik. Schцnheit ohne Kompromisse! // Bild der Frau. – Nr.19. – S. 7 |
Императив | Повелительное наклонение. | Побуждает к действию за счет прямого агрессивного обращения к реципиенту. | 1. Frischer starten! Frьhstьck mit Lдtta. Genies zum Frьhstьck den frischen Geschmack und der Tag kann kommen! // Lisa. – Nr.13. – S. 9 2. Entfalten Sie ihre natьrliche Schцnheit mit Merz Speziel Dragees. // Bild der Frau. – Nr.19. – S. 64 |
Инверсия | Изменение обычного порядка слов в предложении. | Выделение переставленного элемента предложения или придание всему предложению особого смысла. | 1. Weil wir auch ohne Anlass gut essen mцchten. Mit Maggi schmeckt das Leben. // Lisa. – Nr.13. – S. 51 2. Die Kraft von Pro–Calcium, um Augen und Lippen intensiv zu „entknittern“. Weil Sie es sich wert sind. Loreal Paris // Bild der Frau. – Nr.19. – S. 21 |
Иностранные слова | Использование иностранных слов, заимствование слов. | Придание статуса. Усиливает воздействие. | 1. Just CAVALLI // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 1 2. Freesoul. You gonna go to hell for it. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 53 3. I play my way. Vagary 2004 juli 2004 // Jolie. – Nr.7. – S. 6 |
Ирония | Истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. | Облегчает запоминание и усвоение информации. | 1. Sie weinen am liebsten gemeinsam. Er hat nur etwas im Auge. Kino. Dafьr werden Filme gemacht. // Joy. – Nr.9. – S. 183 2. Bei Eiern achten Sie doch auch auf die Herkunft. FSC Das Garantiesiegel fьr Holz, mit dem Sie weltweit Wдlder schьtzen. // Woman – Nr. 15. – S. 16 |
Литота | Преуменьшение или нарочитое смягчение. |
Создает впечатление скромности | 1. AYGO Nichts ist unmцglich. Toyota // Joy. – Nr.9. – S. 186 |
Метафора | Употребление слова в переносном значении. | Гарантирует хорошее запоминание. | 1. Schwarzkopf Professional HairCare for you. Ich bin Glitter im Blitzlichtgewitter. Got2battitudeforhair. // Joy. – Nr.9. – S. 19 |
Метонимия | Замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности | Способствует хорошему запоминанию. | 1. Der Citroen C3 Pluriel – Das ganze Jahr ist schцn. Nichts bewegt sie wie ein Citroen. Citroen – Intelligenz auf Rдdern // Stern. – Nr.31. – S. 41 2. Ein Teufel in der Wьste. Ein Engel auf Asphalt. Mitsubishi // Stern. – Nr.31. – S. 51 |
Нарушение синтаксического строя предложения | Конструкция предложения имеет неожиданную концовку. Нарушение грамматической структуры предложения, возможны стилистические ошибки. | Используется для подражания манере говорения или для передачи эмоциональности, за счет чего хорошо усваивается. | 1. Fьr eine frische Frьhlingsfigur. Verlieb dich neu. In dich. Du darfst. Kochen mit finesse. Die leckere Alternative zu Sahne. // Bild der Frau. – Nr.19. – S. 48 |
Неологизм | Создание абсолютно нового слова или создание нового сложного слова. | Бросается в глаза и способствует узнаванию. | 1. Guten Happetit! McDonald’s. Ich liebe es. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 157 2. Bin–nicht–da–Kapuze. Sehr passend, wenn deine Eltern mal wieder nicht anklopfen. Lдss–dich–nicht–in–Stich–Deo ideal fьr peinliche Momente, die dich ins Schwitzen bringen. Rexona. JetztindreitollenDuften// Joy. – Nr.9. – S. 172 |
Обращение |
Прямое обращение к реципиенту, зачастую сформулировано в виде вопроса или восклицания. | Создает впечатление неформального доверительного общения с реципиентом. | 1. Black forest. Entdecken Sie den Geschmack der Stille. // Stern. – Nr.31. – S. 114 2. Gцnnen Sie sich ein bisschen mehr Aufmerksamkeit. Der Kia Picanto. // Joy. – Nr.9. – S. 163 |
Олицетворение | Присвоение человеческих качеств неоживленным предметам или животным, птицам и растениям. В рекламе – товару. | Осуществляет идентификацию с продуктом. Демонстрирует дружекие и враждебные отношения продукта с покупателем. | 1. Deine Haut atmet auf! Clearzone // Joy. – Nr.9. – S. 111 2. Weck deine Haut mit Frishe und Feuchtigkeit von bebe Young Care. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 139 |
Параллелизм | Расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова. | Логотипность и схожая структура создают ощущение динамичности высказывания и способствуют лучшему восприятию и запоминанию рекламного сообщения. | 1. Ein Teufel in der Wьste. Ein Engel auf Asphalt. Mitsubishi // Stern. – Nr.31. – S. 57 2. Das ideale Make–up fьr ihre Mischhaut. T–Zone: kein Glanz in Sicht. Trockene Zone: kein Spannungsgefьhl! Loreal Paris // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 50 3. Dove. Gut gepflegt. GleichmдЯig gebrдunt. Dove Sunshine Body Lotion. Gut fьr die Haut. SuperfьrsAussehen. // BildderFrau. – Nr.19. – S. 19 |
Перечисление | Перечисление определенных качеств или продуктов. | Подчеркивает статус и престиж продукции. | 1. Auch serienmдЯig: elektrische Fensterheber, Klimaautomatik, Zentralverriegelung, BBS Leichmetallrдder, 195er Breitreifen, Lederlenkrad und noch vieles mehr. – 65.000 km Gleise. 31.000 Brьcken. 86.000 Weichen. Mehr kann man fьr eine Fernbeziehung nicht tun. DieBahn // BildderFrau. – Nr.4. – S. 51 |
Риторический вопрос | Условный вопрос, не требующий ответа. | Действует как перестроенное утверждение, уже содержащие в себе ожидаемый ответ реципиента. Рассчитан на подсознательное соглашение адресата с высказыванием. | 1. Lust glдnzend auszusehen? Kein Problem mit dem Nivea Seiden Glanz Gel und Wax. Nivea Styling. Glanz. Halt. Pflege. // Jolie. – Nr.7. – S. 19 2. Sind Arzneimittel bald unbezahlbar? Wir haben was dagegen. Hexal. Arzneimittel ihres Vertrauens. // Woman – Nr. 15. – S. 25 |
Рифма | Созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. | Облегчает запоминание и узнавание. | 1. Das neue Fructis. Innere Kraft, die ihr Haar glдnzend macht. Garnier. // Joy. – Nr.9. – S. 35 2. Schwarzkopf Professional HairCare for you. Ich bin Glitter im Blitzlichtgewitter. Got2battitudeforhair. // Joy. – Nr.9. – S. 19 |
Синестезия | Возникновение нескольких ощущений при раздражении одного органа чувств вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую. | Способствует лучшему восприятию рекламы за счет возникновения красочных образов. Как правило используются метафоричное описание типа кричащий красный, горячие ритмы и т.д. |
1. Biotherm Aquasource Skin Perfection: Frisch wie Wasser, kьhl wie Eis und sanft wie Schnee. Neu Aquasource Non Stop. 24 Stunden Feuchtigkeit non Stopp. Gesteigerte Wirksamkeit. Und die Kraft wie von 5.000 Litern aktivem Thermalwasser. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 3 |
Специальная профессиональная лексика | Профессиональная лексика. | Придание научности и компетентности высказыванию. | 1. Die Kraft von Pro–Calcium, um Augen und Lippen intensiv zu „entknittern“. Weil Sie es sich wert sind. Loreal Paris // Bild der Frau. – Nr.19. – S. 21 2. Extrem gut vorbereitet. Der neue Audi A3 Sportback mit agilem Dynamikfahrwerk. // Stern. – Nr.31. – S.8 |
http://www.teachsam.de/deutsch/glossar_deu_v.htmСравнение | Сопоставление двух и более объектов, имеющих общие признаки. Часто встречается неполное сравнение. | Выделение рекламируемого товара среди подобного. |
1. Nichts bewegt sie wie ein Citroen. // Stern. – Nr.31. – S. 45 2. Psst…es gibt ein Pflaster, das schьtzt wie eine zweite Haut. Hansapflast Sprьh–Pflaster – die schnelle Art der Wundversorgung. Hansaplast. Wir helfen heilen. // Bild der Frau. – Nr.4. – S. 79 |
Сравнительная степень | Сравнительная степень прилагательного. | Использование сравнительной степени прилагательного создает впечатление превосходства над конкурентами. | 1. Sichtbar schцnere Haut durch ein Duschgel? Natьrlich! Dove VisibleCare mit NutriumMoisture. // Lisa. – Nr.13. – S. 1 |
Тройная фигура | Высказывание строится на трех основных элементах. | Индивидуальный ритм и наглядность содержания высказывания, способствует улучшению запоминания. | 1. Quadratisch. Praktisch. Gut. Ritter Sport.// Lisa. – Nr. 13. – S. 29 2. Nivea seiden Glanz Gel und Wax: Glanz. Halt. Pflege. // Jolie. – Nr.7. – S. 19 |
Цитата | Дословная выдержка из какого–либо произведения (песня, поговорка, фразеологизм, рекламный слоган) | Применяется для подкрепления излагаемой мысли авторитетным высказыванием, как наиболее точная по смыслу её формулировка; для критики цитируемой мысли | 1. „Ich habs probiert – ich bleib dabei!“ Heidi Klum Fьr wochenlang seidenglatte Haut. Braun silkepil // Jolie. – Nr.7. – S. 41 2. „Mein Geheimnis, um gut auszusehen? Eine Creme, eine Colorations–Creme.“ Maria Furtwдngler trдgt die Nuance 8.13 Helles Beige–Blond. // Bild der Frau. – Nr.19. – S. 100 |
Эллипсис | Намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла. часто для усиления смысла и эффекта. |
Побуждает адресата к размышлению и восстановлению пропущенных элементов, тем самым способствует лучшему усвоению и запоминанию. | 1. Frisch gefдrbt? Nц. Frisch gewaschen! Dove // Jolie. – Nr. 7. – S. 110 2. Leichter Genuss – voller Buko Geschmack! Buko activ // Bild der Frau. – Nr.4. – S. 1 3. Deutschlandweit. Europaweit. Rьckflug und Meilen inklusive. Alles fьr diesen Moment. Lufthansa. // Joy. – Nr.9. – S. 31 |
Эмфаза | Визуальное выделение части текста с целью сделать его более заметным или способ артикуляции, создающий особое напряжённое звучание некоторых согласных. | Использование восклицательного знака или выделение слова за счет измененного порядка слов – способствует лучшему усвоению. | 1. Die Mascara Revolution! Unendlich lange Wimpern und dramatisch betonte Augen. Lash Revolution. Nivea Beaute. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 148 2. Black forest. Entdecken Sie den Geschmack der Stille. // Stern. – Nr.31. – S. 114 3. Bio Naturkosmetik. Schцnheit ohne Kompromisse! // Bild der Frau. – Nr.19. – S. 7 |
Эпитет | Образное определение, которое дает художественную характеристику предмету или явлению | Формирует образ товара, вызывает ассоциации и способствует лучшему усвоению информации. | 1. Knusprige Cerealien von ihrer Schokoladenseite. Fьnf knusprige Cerealien, luftig gerцstet, in einer reichhaltigen Milchfьllung, umhьllt von zarter Vollmilchschokolade: das ist Kinder Country. // Stern. – Nr.31. – S. 113 2. Die Mascara Revolution! Unendlich lange Wimpern und dramatisch betonte Augen. Lash Revolution. Nivea Beaute. // Lucky. Das Glamour Shopping–Magazin. – Nr.1. – S. 148 |