Реферат: Социологическое исследование Образ хорошего начальника
Название: Социологическое исследование Образ хорошего начальника Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат |
Содержание Глава 1. Теоретические основы изучение образа хорошего начальника5 1.1. Изучение личности руководителя5 1.2. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными11 Глава 2. «Образ хорошего начальника» как предмет социологических исследований16 2.1. Социально-демографические характеристики руководителя как фактор восприятия его подчинёнными16 2.2. Особенности «Образа хорошего начальника» в 2000-е гг. в Российской Федерации19 Глава 3. Социологическое исследование «Образ хорошего начальника»25 3.1. Программа социологического исследования25 3.2. Анализ полученных данных26 Список использованной литературы33 Приложения Роль и значение руководителя значительно возросли в настоящее время. Многообразие форм собственности, конкуренция между ними, ускоренное развитие рыночных отношений требуют особо тонкого, умелого управления. В условиях ожесточённой конкуренции, когда ошибка в решении может привести к банкротству фирмы, личность, способная возглавить управление, рассматривается как гарантия успеха фирмы. Исследования характерных индивидуально психологических черт личности руководителя предполагает определение средств и методов подбора профессионально грамотных, сильных руководящих кадров на всех уровнях управления. В условиях современной рыночной экономики эффективность деятельности групп становится одним из основных факторов, определяющих перспективы их дальнейшего существования и развития. Жесткая конкурентная среда ставит вопрос о привлечении всех возможных факторов влияния на результаты труда. Большинство технических, технологических и экономических факторов на данный момент исчерпали свой ресурс. Одним из наиболее перспективных является социально-психологический фактор воздействия на эффективность деятельности групп, в частности, через различные аспекты процесса восприятия руководителя подчиненными. Образ руководителя в сознании подчиненных составляет одну из важных перцептивных составляющих феномена руководства. Ранее рассматривалось влияние отдельных характеристик руководителя на эффективность деятельности подчиненных. Необходимо изучить образ руководителя у подчиненных, как фактор, объединяющий в себе характеристики руководителя и особенности ситуации его взаимодействия с подчиненными, а также установить его связь с результатами деятельности группы. Роль руководителя в обеспечении требуемой эффективности деятельности группы огромна. Позиции ряда авторов свидетельствуют о том, что за счет умелого воздействия на подчиненных руководитель способен обеспечить до 90 % успеха деятельности группы. В этой связи в последнее время появилось значительное количество работ, посвященных углубленному изучению роли руководителя в повышении эффективности деятельности различных групп (Зельцер И.М., Коргов А.А., Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Зайцев А.Б. и др.). Целью исследования является изучение образа хорошего начальника. Объектом исследования выступают трудовые коллективы, занятые в управленческой и производственной деятельности. Предмет исследования - образ руководителя и эффективность деятельности группы. Образ руководителя в данном случае может быть охарактеризован как совокупность личностных и поведенческих характеристик, используемых подчиненными при описании руководителя. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования: - изучить теоретические основы изучение образа хорошего начальника; - рассмотреть «Образ хорошего начальника» как предмет социологических исследований; - изучить социологическое исследование «Образ хорошего начальника». Глава 1. Теоретические основы изучение образа хорошего начальника 1.1. Изучение личности руководителя Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения, подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Этолицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовыхотношений в рабочем коллективе. В настоящее время существуют различные подходы к изучению личности руководителя. Коллекционный подход основан на следующих представлениях. Руководитель должен обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Кроме этого может быть определен перечень этих качеств для конкретной должности. Типичные системы оценки руководителей, основанные на данном подходе, содержат наборы профессионально значимых качеств. В структуре личностных свойств руководителя выделяет четыре подструктуры: управленческие способности, политические качества, профессиональные качества, организаторские качества. Ограничения анализируемого подхода заключаются в следующем: -представления о личности руководителя как о наборе качеств, связанных с успешностью деятельности через весовые коэффициенты, не способствовало анализу ее динамических характеристик. Возможность развития личности лишь констатировалась, и предполагалось, что оно происходит как простое изменение отдельных качеств, изолированных свойств. -абстрактности понимания качеств руководителя, их неувязка с теми или иными управленческими ситуациями; -субъективизме выделения и понимания профессионально важных качеств; -отсутствии разграничения общих качеств от специфических, присущих руководителю как личности. Близким по содержанию к указанному выше подходу является конкурентный подход. Он предполагает наличие у руководителей особых, личностных свойств или определенного уровня развития общих свойств, отличающих их от других людей. Поиск этих личностных свойств осуществляется путем сравнения группы руководителей и людей, не относящихся к этой категории, успешных и неуспешных руководителей различных должностных уровней. В структуре личности руководителя выделяются административно-организаторские умения, морально-этические характеристики, качества ума, профессиональные умения, социальную направленность, мотивацию. Итак, в анализируемом подходе при анализе структуры качеств личности руководителя оценке подвергаются, в первую очередь, специальные свойства личности и их подструктуры, так как именно они исключительно важны для выполнения управленческой деятельности. Специальная структура включает те качества, которые отличают эффективного руководителя от неэффективного. Интерпретация выявленных различий может быть связана с существенными трудностями: причинами различий могут быть как специальный отбор, так и формирование личностных новообразований, обусловленных особенностями деятельности или системным окружением, профессиональная деформация. Следовательно, вместо профессиональных качеств исследователи могут выявлять особенности критериев отбора руководителей или условия их формирования. Парциальный подход сформирован в ходе практической деятельности психологов и предполагает коррекцию личностных способов ориентации в среде. Формирование личности руководителя опосредованно связано с отработкой отдельных операций и действий, включенных в управленческую деятельность, с психокоррекцией системы отношений. При этом особое внимание уделяется исследованию развития мышления и созданию алгоритмов решения управленческих задач. Инженерно-психологический подход нашел свое отражение в анализе систем управления и рассматривает руководителя как лицо, принимающее решение. В этом подходе ограничиваются изучением психологических процессов переработки руководителем информации и его индивидуальных особенностей, проявляющихся в управленческой деятельности. Рефлексивно-ценностный подход изучает личность руководителя через формирование у него рефлексивно-ценностной концепции управления. Способность руководителя к интеграции проявляется в формировании, осмыслении и самокоррекции его собственной управленческой концепции, которая состоит из ряда взаимопересекающихся “концептуальных моделей” деятельности. Это своеобразная программа реализации стратегических замыслов руководителя. Содержание управленческой концепции индивидуально, и ее элементами являются: стратегические замыслы; экономические показатели; проблемы, возникающие при выполнении показателей; причины возникновения проблем; управленческие средства устранения причин; функциональные единицы, реализующие эти средства; информация о состоянии деятельности. Представители анализируемого подхода считают, что основным личностным новообразованием, которое формируется в ходе управленческой деятельности руководителя и обеспечивает интеграцию процессов принятия управленческих решений, является система стратегических замыслов, выполняющих в индивидуальной управленческой концепции смыслообразующую функцию. Многочисленные исследования личности руководителя осуществлены в социально-психологическом подходе. Здесь разработаны и эмпирически доказаны различные модели личности руководителя производственной организации, изучено влияние личности руководителя на эффективность управленческой деятельности, организаторский потенциал и направленность руководителя, прогнозирование профессионального развития, управленческое взаимодействие и воздействие, социально-перцептивные процессы в управлении; ролевые конфликты и социально-психологическая ориентировка. Ситуационно-комплексный подход рассматривает движущие силы развития личности руководителя в различных управленческих ситуациях и жизненных событиях. Для изучения механизмов развития личности руководителя выделяется комплексное (оценка деятельности во всем объеме ее функций) и локальное (оценка одной функции) прогнозирование и экспрессивное оценивание. Анализ влияния отдельных факторов и условий на развитие личности руководителя в управленческой деятельности предполагает факторный подход. Исследователи изучают группы факторов. К первой группе относят ситуационные и институционализированные, которые включают в себя производственные, организационные и социальные условия. Эффективность развития личности в управленческой деятельности руководителя связывают со структурой и задачами организаций, периодом ее существования и размерами, типом организации. Существенное значение имеют такие переменные, как система коммуникаций, иерархия власти, масштаб контроля, характер информационного обеспечения, система ценностей организации, используемая технология. Функциональный подход реализован в исследовании деятельности мастеров и начальников цехов производственных организаций. Для имиджевого подхода характерно изучение индивидуально-личностных качеств и создание технологий формирования имиджа руководителя, соответствующего сознательным и бессознательным потребностям той или иной социальной группы. Авторы выделяют основные индивидуально-личностные качества, которые должен демонстрировать для своего успеха руководитель: сила, щедрость, справедливость, властность, доброта. Основной недостаток данного подхода заключается в том, что, создавая образ идеального руководителя, авторы уделяют внимание только внешним характеристикам. В условиях изменения форм собственности происходит интенсивное формирование экономико-психологического подхода к изучению психологических закономерностей экономического поведения различных типов руководителей. Обращается внимание на разработку структуры личности руководителя-предпринимателя, его ценностные и экономические ориентации; мотивацию и ответственность, деловую активность, субъективный экономический статус, психосоциальную идентификацию, представления о феномене доверия, личностные качества, самооценки и отношение к изменению формы собственности. Установлено, что социально-психологическая динамика в структуре ценностей личности руководителей отражает следующие феномены: 1) преимущественная ориентация на экономические ценности, ярко выраженная материальная заинтересованность становятся ведущими в структуре ценностей личности; 2) формирование индивидуалистической направленности через развитие личной заинтересованности; 3) появление новых социально-психологических типов руководителей, постепенно порождающих и новые социальные группы (А.Л.Журавлев, 1998, с.9). -повышение значимости экономических ценностей в структуре ценностных ориентаций руководителей; -повышение социальной чувствительности членов трудовых коллективов к финансовым доходам своих руководителей. Кроме этого, установлены связи между величиной доходов работников и их оценками личности руководителя. Интегративный подход предусматривает выявление глубинных психологических механизмов, интегрирующих личность и деятельность руководителей. Позволяющих руководителям, относящимся к разным психологическим типам и действующим в существенно разных условиях, достигать объективно высоких результатов в управлении. При этом особенности управленческой деятельности конкретного руководителя определяются интегрально-функциональными качествами, общей интегральной способностью к руководству, Я-концепцией, особенностями профессионального самосознания. Акмеологический подход нацелен на разработку профессиограмм различных типов руководителей, структур профессионала-руководителя во взаимосвязи с образом мира, психолого-акмеологической модели формирования профессионального самосознания личности руководителя. Анализ вышеуказанных подходов к разработке концепций личности руководителя показывает следующее: - анализируемые подходы основаны на авторском представлении о структуре личности, механизмах ее изменения и психологических требованиях к руководителю; - у авторов нет единства в определении компонентов многоуровневой структуры личности руководителя; - большинство моделей разрабатывалось на основе исследований личности руководителя первичного трудового коллектива и не отражает изменений, происходящих в современном обществе; - существенное влияние на методологию разработки структуры личности руководителя оказали классические модели личности; - современный этап изучения личности руководителя характеризуется переходом от описательных моделей к интегральным, когда на смену разрозненным исследованиям приходят обобщающие концепции личности с более последовательным описанием управленческого развития руководителя и поиском интегральной основы его структуры личности; - наметилась тенденция к поиску ядра структуры личности руководителя; - в осмыслении феномена личности руководителя недостаточное развитие получили психосемантический, автобиографический, экспериментально-психологический, клинико-психологический и возрастной подходы. 1.2. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными Факторы – причина, движущая сила какого-либо процесса (в данной работе причина отношения работников к руководителям), определяющая его характер или отдельные его черты. Такими причинами являются: биографические характеристики руководителей (пол, возраст), социально-экономический статус, образование, личностные характеристики. Восприятие – субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов, а также процесс формирования этого образа. Восприятие человека человеком – процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Качества руководителя - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности. В свою очередь, талант руководителя определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики руководителя. На основе управленческой деятельности руководителя можно выделить следующие профессионально важные качества. Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности. Наиболее важными являются: 1. Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации. 2. Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках. 3. Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей. 4. Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации. 5. Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении. 6. Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их. Среди других организаторских качеств следует отметить такие как: Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремится к ее достижению; Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя при этом принципиальных позиций; Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью; Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели; Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи; Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе; Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения. Общей основой развития руководителя как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности руководителя в зависимости от того, какие ресурсы руководителя - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность. Существенное значение имеют для деятельности руководителя коммуникативные качества: - способность к кооперации и групповой работе; - поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций; - социальная компетентность при реализации своих целей. Руководитель в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения: а) субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных. б) служебно-товарищеское - это общение между руководителями-коллегами. в) дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений. В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если руководитель обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты. Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей. Неотъемлемым компонентом культуры речи является требование информационной насыщенности сообщения. Объем высказывания должен соответствовать количеству информации, включённому в него. Перекос в сторону объёма высказывания порождает многословие и, вследствие этого, негативную реакцию со стороны собеседника. Перекос в сторону объёма информации ведёт к недостаточно полному её пониманию и также снижает эффективность коммуникаций. Эффективные коммуникации требуют лаконичности и структурной простоты построения фраз. Любое высказывание осуществляется на том или ином эмоциональном фоне. Отсутствие эмоциональной окраски, так же как и её гипертрофирование, - ошибка речи. Поэтому одним из правил культуры речи является соразмерность, гармония содержания высказывания и меры его эмоциональной насыщенности. Результативность делового общения связана с невербальными (несловесными) компонентами. К невербальным характеристикам общения относятся интонации, мимика, жесты, поза. Их характер, а также мера выраженности должны быть адекватны содержанию самого высказывания, должны помогать понять его, быть иллюстративными. По мнению специалистов, более половины межличностного общения суть общение невербальное. Ещё одним важнейшим требованием культуры речи выступает её адекватность особенностям адресата – того, к кому она обращена. «Истина лежит не на устах говорящего, в ушах слушающего». Реализация данного требования предполагает учёт говорящим культурно-образовательного уровня адресата, его профессиональных знаний и компетентности, ценности ориентаций и интересов, насущных для него потребностей, а также его личностных качеств и опыта. Следует говорить на том «языке», который характерен для адресата. Способность говорить «на разных языках» - важное умение руководителя, позволяющее ему «быть своим» в очень разных социальных и профессиональных группах. Сочетание указанных требований является одним из условий коммуникативной компетентности руководителя. Мотивационно-волевые качества: · стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе); · осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих); · самоопределение (свобода, самоопределение, открытость); · социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя). Морально-этические (нравственные) качества. Они являются залогом авторитета руководителя. Честность, порядочность, принципиальность – вот главные морально-нравственные качества, которые отмечаются в первую очередь и служат основой для любой личностной оценки. Они важнейшие, но не единственные. Согласно проведённым опросам, для коллектива значимы и такие качества как, справедливость, уважение к другим людям, умение держать своё слово, обязательность, доброжелательность. Все эти качества непосредственно коррелируют с психологическим климатом в коллективе. Все перечисленные личностные особенности оказывают непосредственное влияние на формирование образа руководителя у его подчинённых, на то как он будет ими воспринят. Глава 2. «Образ хорошего начальника» как предмет социологических исследований 2.1. Социально-демографические характеристики руководителя как фактор восприятия его подчинёнными Руководители-женщины в настоящее время представлены во всех сферах деятельности. Можно привести немало примеров того, как великолепно руководители-женщины справляются со своей работой. Больше того, есть сферы производства, где только руководитель-женщина имеет шансы на успех. Например, предприятия, где работают в основном женщины (ткацкие, трикотажные и др.), ведь управление женским коллективом имеет свою непростую специфику. На основании проведённых исследований в Российской Федерации можно говорить о том, что отличает руководителя-женщину от руководителя-мужчины: высокая проницательность, хитрость, образное восприятие мира, мечтательность, сильный самоконтроль поведения, эмоциональная неустойчивость, тревожность. При принятии решений чаще опираются на интуицию, чем на логику. Любую информацию воспринимают эмоционально-образно, чувствительны к нюансам в общении, отношениях. А поэтому здесь уместно отметить, что руководители-женщины проявляют больший, по сравнению с мужчинами, интерес к межличностным отношениям. Руководящая работа, которой они поглощены полностью, восполняет в известной мере неполноту личной жизни. Мужчины, работающие под их непосредственным руководством, часто не понимают мотивы их решений и отношений. В смешанных коллективах женщины реже становятся лидерами (руководителями) и проявляют меньшую склонность, чем мужчины, добиваться этой роли. Результаты социологического опроса, направленного на изучение отношения к деятельности руководителя-женщины показали, что: только 5,1% отметили, что хотели бы работать под руководством женщины; 43,5% заявили, что им всё равно; 38,6% высказались отрицательно, у остальных не было твёрдого мнения на этот счёт. Опрошенные отмечали в основном трудности в прогнозировании поведения и принятия решения у женщин-руководителей, так как в их мыслительной деятельности больше интуитивного. Кроме того, отмечались своеобразие эмоциональных реакций и противоречие между женской сущностью и выполняемой социальной ролью. При этом считается, что руководители-мужчины обладают большей компетентностью в решении групповой задачи, а также стремлением доминировать в группе в силу наличия определённого культурного стандарта поведения: от исполнителя мужской роли ожидают и соответствующего поведения. Процесс развития личности характеризуется динамичностью и гетерохронностью. Каждому возрастному периоду свойственны особые качественные сочетания основных структур компонентов личности, на основании которых можно говорить о том или ином отношении работников к руководителям. В результате проведённых исследований были получены следующие оценки руководителей разных возрастных категорий: пик «расцвета» руководителей предприятий, по мнению работников, приходится на 41-50 лет. Наивысшие оценки, полученные руководителями этого возраста, показывают, что именно к этому возрасту достигается оптимальное сочетание знаний, жизненного и производственного опыта, коммуникативных навыков руководителя с его ещё довольно активным поведением. Ш. Поэтому довольно высокая активность начальника цеха этой возрастной категории в сочетании с опытом, мудростью, умением принимать решения и т.д. приводит к восприятию его подчинёнными как наиболее эффективного руководителя. Их более молодые (31 - 40 лет) и старшие коллеги (51 – 60 лет) оцениваются значительно ниже. Такие оценки обусловлены рядом факторов. В числе них можно назвать следующие: 1. для возрастной группы 31 – 40 лет: примерно к 30 годам у человека завершается профессиональное самоопределение личности и происходит профессиональная стабилизация. Если для молодых людей, вступающих на руководящую должность, характерно отсутствие практического опыта, необходимых технических знаний, коммуникативных навыков и пр., то по мере адаптации к производству эти недостатки с возрастом устраняются. Вместе с тем, в первые годы работы в процессе адаптации происходит отсев профессионально непригодных людей, и таким образом, в выборку более старших возрастных групп не попадают люди, которые в предыдущих возрастных группах могли оказаться в должности случайно. Молодые руководители имеют существенный отрыв в оценках также, потому что имеют короткий период интеграции в коллектив. Как правило, в этом возрасте происходит стадия освоения новой роли, которую называют «периодом проб и ошибок», а ошибки руководителя носят довольно глобальный характер и получают широкий общественный резонанс. Влияние на восприятие молодых управленцев работниками оказывают социальные стереотипы прошлых лет, которые не связывают успешность директорской деятельности с молодостью. Руководители моложе 40 лет по-прежнему воспринимаются стереотипно: «молодо - зелено», но после 40 лет в них видят оптимальное сочетание опыта и молодости (т.е. энергии, активности), с ними связывают свои ожидания работники – «они могут сделать для предприятия многое». 2. для возрастной группы 51 – 60 лет: снижение оценок качеств личности руководителя старше 50 лет связано в какой-то мере с физиологическими факторами, т.е. ухудшением состояния здоровья, усталостью. В этом возрасте (51-60 лет) физическая активность снижается. Хотя инерция работы сохраняется, перспективы личности обращены в пенсионный период. Происходит перестройка мотивационной сферы. Исходя из проведённых исследований и приведённых выше примеров можно сделать вывод о том, что и пол руководителя и его возраст оказывают непосредственное влияние на восприятие его подчинёнными. 2.2. Особенности «Образа хорошего начальника» в 2000-е гг. в Российской Федерации Центр региональных и муниципальных исследований провело исследование «Образ хорошего начальника. «Каким должен быть идеальный руководитель сегодня?» - такой вопрос задавали жителям Российской Федерации в разных регионах интервьюеры Центра исследований. Почти половина респондентов (45%) на первое место среди характеристик идеального руководителя поставили интеллигентность. Затем, с небольшим отставанием, следуют набравшие примерно одинаковое число голосов, такие качества как демократичность (38%) и авторитарность (37%). Интересно, что если попробовать воспользоваться толковым словарем русского языка Ожегова – Шведовой, то идеальный руководитель должен быть человеком умственного труда, обладающим образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры («интеллигентный»), простой и доступный в общении («демократичный»), но, в то же время требовать беспрекословного подчинения («авторитарный»). Деспотичным видят идеального руководителя 17% респондентов, либеральным – 11%, и на последнем месте, с 10 процентами голосов, руководитель - комиссар. Среди социальных групп, интеллигентность руководителя более высоко ценят женщины (48%), работник сферы услуг (49%) и респонденты в возрасте от 35 до 44 лет (51%). Такую характеристику, как демократичность чаще называли опять же женщины (40%), учащиеся и студенты (46%) и молодежь в возрасте до 25 лет (44%). Авторитарность руководителя нашла наибольшую поддержку у респондентов в возрасте от 25 до 34 лет – 45%. «Кого Вы могли бы назвать самыми выдающимися личностями в истории России?» - такой вопрос задавали интервьюеры Центра исследований. Большинство (41%) респондентов назвали Александра Пушкина. Причем великий русский поэт оказался не одинок в этом своеобразном рейтинге: новгородцы часто называли и других деятелей культуры. Так Михаил Лермонтов занял 10-е место (13%), Лев Толстой – 14-е (9%). Федор Достоевский, Сергей Есенин и Николай Некрасов поделили 16-18 места – по 7%. На втором же и третьем местах расположились политический фигуры российской истории: Петр I (37% голосов) и Владимир Ленин (34%). Причем сразу за ними идет Юрий Гагарин – 24% жителей области назвали его фамилию, как одного из самых выдающихся людей. Называли респонденты и Иосифа Сталина (20%), и Екатерину II (8%), и действующего Президента Владимира Путина (18%). Значительное место в этом списке занимают российские полководцы: Георгий Жуков (22%), Михаил Кутузов и Александр Суворов (по 12%), Александр Невский (5%). Всего же новгородцы назвали более 100 фамилий тех, кого они считают выдающимися людьми. Среди них есть былинный Садко и Сергей Радонежский, Владимир Высоцкий и Майя Плисецкая. Среди различных групп населения отметим, что первое место А.С. Пушкина во многом определили женщины – они отдали ему 52% голосов. Явным лидером же у мужчин стал Петр Первый – 46%. Также можно выделить, что очень мало (всего 2%) респондентов в возрасте от 18 до 25 лет называли В.И. Ленина. В тоже время молодежь чаще выделяла писателей и деятелей науки. Отметим и то, что Ленин и Сталин были наиболее популярны не только у пожилых новгородцев (38% и 28% соответственно), но и у респондентов с начальным и неполным средним образованием (36% и 27%). Вопрос какой нам нужен руководитель (царь, начальник и т.д.) был актуальным для русского человека во все времена. Трансформация портрета лидера происходит постоянно и зависит от многого: политическая ситуация в стране, состояние ЖКХ в отдельно взятом муниципальном образовании, информация из СМИ. МНОУ регулярно отслеживает настроения жителей РФ по вопросу важнейших на данный момент характеристик руководителя, гражданина. Результаты исследования, проведенного в 2003 году показали, что современный руководитель, по мнению жителей РФ прежде всего должен быть близок простому человеку (этот вариант выбрали 38% опрошенных), также он должен обладать справедливостью (30%) и быть патриотом России (27%). Интересно, что вариант «справедливый» выбирали чаще женщины; мужчины, в свою очередь, считают, что современный руководитель должен быть решительным и смелым. Сочетание смелости, решительности с умением справляться с конкурентами приветствуется у работников бюджетной сферы. Респонденты старшего поколения, наоборот, исключают из портрета политического лидера такие «рыночные» характеристики как хитрость и умение справляться с конкурентами. Самая младшая возрастная группа, куда входят учащиеся и студенты, считает, что политический лидер должен обладать незаурядными организаторскими способностями, но при этом нежелательно, чтобы он жестко проводил свою линию. В ходе анализа результатов замечено, что портрет политического лидера кардинально меняется в зависимости от уровня дохода респондентов. Например: выбор характеристики «быть близким простому человеку» уменьшается с 45% в группе с уровнем дохода до 500 рублей до 24% в группе с доходом более 4000 рублей на одного члена семьи. А характеристика «знания, интеллект» с максимального значения 42%, в группе с доходом более 4000 рублей, снижается до 21% в группе с доходами до 500 рублей. Относительную солидарность респонденты всех уровней доходов проявили во мнении о том, что политический лидер «должен быть патриотом России», и в целом портрет политического лидера напоминает портрет просвещенного монарха. С 1998 года МНОУ участвует в работе «Федеральной программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации». В рамках этого проекта молодые, перспективные люди, уже обладающие опытом управления, проходят обучение с последующей зарубежной стажировкой. Для того, чтобы стать участником программы, им необходимо пройти конкурсный отбор, в том числе и психологическое тестирование. Каков же психологический портрет менеджера 2002 года? Первое, что можно отметить, молодые управленцы не являются ярко выраженными лидерами, хотя лидерские характеристики у них немного выше средних. Несколько выросло за последние 4 годы значение фактора самоуверенности, упрямства, авторитарности. То есть молодежь стала больше предпочитать собственные решения. Причем принимаются эти решения чаще всего хладнокровно и уверенно. Однако на этом фоне зависимость от группового давления и социального одобрения сохраняется. То есть, часто принимая единоличные решения, менеджеры все равно стремятся получить их ободрение в глазах коллег. Среди особенностей социальных контактов у сегодняшних управленцев не произошло значимых изменений. Так же, как и раньше, им свойственная открытость, общительность, готовность к сотрудничеству, активность в установлении контактов. Некоторое смещение за последние годы произошло от осторожности и рассудительности в деловых отношениях в сторону импульсивности и даже беспечности. По-прежнему, характерной чертой для успешных менеджеров остается умение легко ладить с людьми. Причем для тех, кто многого достиг на управленческом поприще, важными характеристиками были и остаются благожелательность и доверие к своим сотрудникам. Стабильными остаются и психологические особенности процесса мышления руководителей. По-прежнему, успешный менеджер скорее предпочтет прямолинейное, чем сложное решение. Для него характерна сообразительность, способность критически анализировать ситуацию. Однако нужно отметить и некоторое смещение в сторону практичности за счет снижения творческого потенциала. Таким образом, проявляется тенденция перехода от времени экспериментов в бизнесе к применению сложившихся технологий. В сфере самоконтроля отмечается небольшой рост осознанного соблюдения норм и правил, настойчивости в достижении целей. То есть новое поколение руководителей начинает лучше понимать необходимость «игры по правилам» в сфере бизнеса. И это можно признать отрадным фактом, особенно на фоне характерного для лучших менеджеров развитого самоконтроля. Интересен и тот момент, что за последний год произошел рост уровня личной выдержанности и работоспособности. Причем время, когда быстрого обогащения уже проходит, снизило уровень мотивации, позволило немного расслабиться и уже невозмутимо вести свои дела. В своих анкетах Центр исследований МНОУ часто задает одни и те же вопросы на протяжении нескольких лет. Обычно регулярно повторяющиеся вопросы называются мониторинговыми. Один из таких мониторинговых вопросов: «Как Вы думаете, какие качества являются наиболее важными для руководителя сегодня?». Респондентам предлагается из приведенного списка выбрать два, на их взгляд, самых важных качества. Первое, что хотелось бы отметить, респонденты очень высоко ценят знания и интеллект тех, кто ими руководит: на протяжении всех 6 лет, в течение которых проводился мониторинг, эти качества занимают лидирующее место (в среднем 42% голосов). За второе место идет борьба между такими характеристиками руководителя, как «Справедливость» (28% в среднем за 6 лет), «Быть близким простому человеку» (24%) и «Быть патриотом России» (21%). Интересен факт, что такое качество, как близость к народу, ранее постоянно теряющее голоса, за два последних года резко пошло вверх и вышло на второе место. Скорее всего, здесь проявилось влияние образа Владимира Путина. Борис Ельцин, вышедший на пик популярности, в том числе, и за счет умения общаться с народом, с годами все дальше отделялся от него, постепенно скрываясь за кремлевской стеной. Нынешний же Президент сумел с первых дней заработать имидж доступного политика и теперь грамотно поддерживает этот образ. Ну и вполне закономерно, что близость к простому человеку отмечают чаще всего респонденты с низким уровнем дохода. Кстати, такое неотъемлемое профессиональное качество руководителя как организаторские способности респонденты ставят только на 7 место. Глава 3. Социологическое исследование «Образ хорошего начальника» 3.1. Программа социологического исследования Роль начальника в обеспечении требуемой эффективности деятельности группы огромна. Позиции ряда авторов свидетельствуют о том, что за счет умелого воздействия на подчиненных начальник способен обеспечить до 90 % успеха деятельности группы. Следовательно, изучение образа хорошего начальника является весьма актуальным. Объектом исследования являются руководители разных уровней управления и работников цехов и отделов в возрасте от 22 лет и выше. Предмет исследования - стиль руководства и психологический климат в коллективе. Цель - показать образ хорошего начальника по мнению коллектива. Задачи: 1. Определить стили руководства 2. Показать удовлетворенность работой. 3. Определить идентификацию работников с начальниками. Гипотезы: 1. Существующие руководители разных уровней управления не создают образа хорошего начальника. 2. Работник идентифицирует себя с предприятием, если обладает информацией о положении дел на предприятии, о перспективе значимых для него проблем, если цели организации и его собственные образуют единство, если он гордится самим фактом работы в данной организации и считает справедливой оценку своего труда Методы сбора информации – анкетирование. Так как, на мой взгляд, этот метод являются наиболее удобными, практичными, позволяющими опросить большое количество респондентов за короткий промежуток времени. Выбор обследуемой совокупности: Общее количество респондентов – 100 работников цехов и отделов в возрасте от 22 и старше. Схема обработки и сроки анализа: Анкетирование было проведено 20 ноября 2010 г., и проанализирован был данный опрос в течение двух дней, а интервью было проведено 23 ноября 2010 г., отдельно были подсчитаны результаты, как по количественной характеристике, так и по процентной. В ходе проведенного социологического исследования были получены следующие результаты: 1. На вопрос: «Устраивают ли Вас отношения с начальником?», - утвердительно ответило 72% опрошенных. 2. Что не устраивает работников в начальстве? Ответы на такой вопрос распределились следующим образом: «не учитывает интересы подчиненных» – 19,3%; «нет взаимопонимания» – 14,4%; «нет доверия к подчиненным» – 10,5%; «не умеет слушать» – 10%; «не рассматривает вопросы повышения квалификации» – 7%; «недостаточный уровень квалификации» – 6,5%. 3. Чего же ожидают работники от руководителей? Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: «правильно оценивать объемы и качество выполняемых работ» – 37,1%; «необходимо четко ставить проблемы и формулировать задачи» – 29,3%; «умеренно контролировать» – 23,9%; «предоставлять достаточно прав и информации для выполнения работ» – 19,85%; «обеспечивать повышение квалификации и общее развитие» – 13,4%; «не вмешиваться в мою работу» – 8,9%; «предлагаемые задачи должны активно использовать и развивать мои способности» – 6,5%. Таким образом, работники имеют вполне активную позицию: они хотят справедливости, профессионализма от руководителя, доверия и уважения, хорошего информационного обеспечения и активного развития персонала и предприятия. Серьезное влияние на взаимоотношения оказывает стиль управления руководителей и социально-психологический климат в коллективе. Социологические исследования этого направления показали, что 51% респондентов оценили стиль управления своего руководителя как демократический, 22% – как директивный и 21% – как либеральный (попустительский). При этом выявлена характерная закономерность: уровень директивного стиля управления достигает для высшего звена управления 50%, а демократический, наоборот, снижается до 26%. Следовательно, директивный стиль идет от высшего звена руководства и преобладает над другими стилями. Широкое распространение получил либеральный стиль, что для условий рыночной экономики недопустимо. Морально-психологический климат в коллективе оценивают как «хороший» – 18,6% опрошенных; «нормальный» – 57%; «удовлетворительный» – 16,7%; «тяжелый» – 6,9%. Как следует из опроса, здесь есть над чем поработать. Исследования показали, что цели фирмы и подразделений доводятся в среднем до 48% работников предприятия, 52% такой информации не имеют. При этом прослеживается тенденция роста этого показателя к высшему уровню управления: цели доведены до 20,6% исполнителей, до 46,6% низового звена управления, до 61,3% среднего звена управления и до 100% высшего звена. На вопрос: «Как Вы оцениваете масштаб выполняемой Вами работы?» – получены следующие ответы: «она очень важна» – 25,2%, «она необходима» – 52,4%, «трудно сказать» – 30,6%. На вопрос: «Как Вы оцениваете уровень информированности работников?»,- только 44 % ответили – «вполне достаточно», а 15% – «информации недостает, и ее негде взять». Вопросам, связанным с производственной деятельностью, уделяется в десять раз больше времени и внимания при беседах с руководителями, чем вопросам, связанным с интересами работника, например, с развитием карьеры, личными планами, социальной поддержкой и др. Гордятся своей работой лишь 56% опрошенных. И, наконец, на вопрос: «Правильно ли оценивает руководитель Ваш вклад в работу?»,- только 41,5% ответили «да», а 28,8% ответили «нет», и почти 30% затруднились с ответом. Таким образом, существующие руководители разных уровней управления не создают образа хорошего начальника. Другим важным фактором, определяющим патриотизм персонала, является вовлеченность работников, которая формируется чувством самоуважения, основанном на удовлетворенности достижениями и своей работой, высоким уровнем ответственности и эффективной мотивацией труда. На вопрос: «Нравится ли Вам работа?» – 60,7% опрошенных ответили «да», а 19,8% ответили «нет», остальные – затруднились с ответом. Почти пятая часть опрошенных ответили, что им работа не нравится, что свидетельствует о неправильном выборе самой работы и неэффективной организации труда на рабочем месте. На вопрос: «Есть ли у Вас все необходимое для качественного выполнения работы?» – 40,2% опрошенных ответили «нет». При опросе 23,5% респондентов оценивают уровень ответственности за свой труд как «высокий», 54,9% – как «достаточный» и 21,6% – как «низкий». Такое отношение объясняется тем, что люди далеко не всегда чувствуют значимость и важность своей работы. На вопрос: «Что стимулирует Вашу работу?» – ответы получили следующие приоритеты: «материальные стимулы» – 56%; «важность выполняемой работы» – 26%; «высокое доверие руководителя» – 25%, «возможность проявлять свои способности» – 24%. А на вопрос: «Эффективно ли мотивируется Ваш труд?»,- только 15% опрошенных ответили «да», а 85% – «нет». Следовательно, главная проблема в повышении вовлеченности работников заключается в совершенствовании мотивации труда. Наконец, последним фактором патриотизма работников является лояльность их к предприятию, которая формируется удовлетворенностью содержанием работы, ощущением внимания и заботы со стороны руководства, удовлетворенностью карьерой и уверенностью в целесообразности работы в данной организации. На вопрос: «Является ли Ваша работа интересной для Вас?» – 80,4% ответили «да», 19,6% – «нет». Из опрошенных только 11,7% считают, что фирма стремится создать высокое качество жизни для работника, и 17,6% ощущают постоянное внимание к себе как человеку; отрицательные ответы составили соответственно 88,3% и 82,4%. Не лучше ситуация и с планированием карьеры. На вопрос: «Всегда ли Вам известно о появлении всех вакансий на предприятии и требованиях, предъявляемых к кандидату?» – только 18% ответили «да», 82% – «нет». На вопрос: «Планируете ли Вы свою карьеру вместе с руководителем и отделом кадров?» – только 4% ответили «да», 83,4% – «нет». И, наконец, на вопрос: «Знаете ли Вы перспективу своей карьеры?» – 12,1% ответили «да», 75,2% – ответили «нет». Можно констатировать, что планированием карьеры на предприятии не занимаются, эти проблемы возникают и решаются лишь в случае появления вакансии и необходимости поиска нового работника. На вопрос: «Хотели бы Вы перейти в другой коллектив с такой же заработной платой?» – 66,7% респондентов ответили «нет», 3,9% намерены уйти в благоприятное время, а 29,4% – хотят уйти, но не знают куда. Следовательно, можно сделать вывод, что достаточно эффективных условий для формирования лояльность работника на предприятиях еще не создано. Таким образом,гипотезы были полностью подтверждены данным исследованием. 1. Существующие руководители разных уровней управления не создают образа хорошего начальника. 2. Работник идентифицирует себя с предприятием, если обладает информацией о положении дел на предприятии, о перспективе значимых для него проблем, если цели организации и его собственные образуют единство, если он гордится самим фактом работы в данной организации и считает справедливой оценку своего труда. Анализ различных подходов к изучению личности руководителя показал, что у авторов нет единства в определении компонентов многоуровневой структуры личности руководителя. Социально-демографические характеристики оказывают непосредственное влияние на восприятие руководителей подчинёнными. По проведённым исследованиям можно сказать о том, что пол руководителя оказывает существенный, хотя порой и не объективный отпечаток на восприятие им его подчинёнными. Поскольку в каждом возрастном периоде жизни человека происходят изменения в социальных ролях, в системе ценностных ориентаций, накопление опыта и знаний, это, безусловно, сказывается на поведении, характере общения, направленности деятельности человека, его активности, что, в свою очередь, формирует определенную оценку в глазах окружающих. При этом каждый возрастной период имеет свою характерную особенность. Руководитель должен обладать определённым набором профессионально важных личностных качеств, поскольку сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. В современных условиях нужно чтобы каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, а глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого – координировать деятельность группы менеджеров. Выполняя эту обязанность, современный руководитель выступает в нескольких ипостасях. Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей. Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции. В-третьих, это - дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты. В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло. В-пятых, это – инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение. В-шестых, это - просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих. Объектом социологического исследования явились руководители разных уровней управления и работников цехов и отделов в возрасте от 22 лет и выше. Цель - показать образ хорошего начальника по мнению коллектива. Анкетирование было проведено 20 ноября 2010 г., и проанализирован был данный опрос в течение двух дней, а интервью было проведено 23 ноября 2010 г. В ходе социологического исследования гипотезы, выдвинутые в курсовое работе были полностью подтверждены. 1. Существующие руководители разных уровней управления не создают образа хорошего начальника. 2. Работник идентифицирует себя с предприятием, если обладает информацией о положении дел на предприятии, о перспективе значимых для него проблем, если цели организации и его собственные образуют единство, если он гордится самим фактом работы в данной организации и считает справедливой оценку своего труда. Список использованной литературы 1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 315 с. 2. Базаров Т.Ю. Особенности межличностного восприятия в системе «руководство и подчинение» в условиях производственного коллектива. В кн.: Межличностное восприятие в группе. - М., 2000. 168 с.. 3. Байхем В., Смит О.Б., Пизи М.Д. Воспитай своего лидера. Как находить и удерживать талантливых руководителей. – М.: Вильямс, 2002 – 411с. 4. Вачугов Д.Д. Венегин. В.Р. Менеджер и стиль руководства // Социально-политический журнал –2010 – №7 – с.99. 5. Деркач А.А., Михайлов Г.С., Тарасенко А.В. Диалоговая модель принятия управленческих решений руководителем – М.: Нар. образование, 2004 – 101с. 6. Занковский А.Н. Организационная психология – М.: Флинта МПСИ, 2000. – 647с. 7. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии – М.: ЦИТП, 2001. – 168с. 8. Крассовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. – М., 2000. – 331с. 9. Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Семантические пространства социальной идентичности // Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова – М.: Институт социологии РАН, 2009 – 50с. 10.Колесников Ю.С. Прикладная социология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 11.Кравченко А. И. Введение в социологию - М.: Новая школа, 2005 12.Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе – М.: Дело, 2006. – 384с. 13.Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., Политиздат, 1978. 14.Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп // Социологические исследования – 2009 – №5 – с.102-110 15.Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М., 1996. – 237 с. 16.Мирошниченко О.Н. Социология: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов дневной и заочной формы обучения. – Чебоксары: Новое Время, 2008 17.Никифорова Н.А. Формальный статус руководителя как детерминанта восприятия его подчинёнными. Дис. канд. псих. наук. – Иваново, 2008. 18.Осадчая Г. И. Социология социальной сферы. - М.: Союз. – 1999 19.Рабочая книга социолога / под общ. редакцией Осипова Г.В. М., 2003. 20.Свенцицкий А.Л. Руководитель: слово и дело. М., Политиздат, 1990. 21.Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994 22.Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. Сб. научн. Тр. Рос. Акад. наук, Ин-т психологии и др. / Отв. Редакторы А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова – М.: Ин-т психологии РАН, 1999 – 175с. 23.Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления. Ростов-на-Дону, Новосибирск., 2001. Приложение 1 Анкета Здравствуйте, дорогой респондент, просим ответить Вас на предложенные вопросы, с целью проведения социологического исследования по теме «Образ хорошего начальника», ответ ставится галочкой / любым другим, приемлемым для Вас, обозначением, анонимность гарантируется… Удачи! 1. Устраивают ли Вас отношения с начальником? да нет 2. Что не устраивает работников в начальстве? не учитывает интересы подчиненных нет взаимопонимания нет доверия к подчиненным не умеет слушать не рассматривает вопросы повышения квалификации недостаточный уровень квалификации 3. Чего же ожидают работники от руководителей? правильно оценивать объемы и качество выполняемых работ необходимо четко ставить проблемы и формулировать задачи умеренно контролировать предоставлять достаточно прав и информации для выполнения работ обеспечивать повышение квалификации и общее развитие не вмешиваться в мою работу предлагаемые задачи должны активно использовать и развивать мои способности 4. Стиль управления руководителя демократический директивный либеральный (попустительский). 5. Морально-психологический климат в коллективе хороший нормальный удовлетворительный тяжелый 6. Как Вы оцениваете масштаб выполняемой Вами работы? она очень важна она необходима трудно сказать 7. Как Вы оцениваете уровень информированности работников? вполне достаточно информации недостает, и ее негде взять 8. Правильно ли оценивает руководитель Ваш вклад в работу? да нет затруднились с ответом. 9. Нравится ли Вам работа? да нет затруднились с ответом 10. Есть ли у Вас все необходимое для качественного выполнения работы? да нет 11. Уровень ответственности за свой труд высокий достаточный низкий 12. Что стимулирует Вашу работу? материальные стимулы важность выполняемой работы высокое доверие руководителя возможность проявлять свои способности 13. Эффективно ли мотивируется Ваш труд? да нет 14. Является ли Ваша работа интересной для Вас? да нет 15. Всегда ли Вам известно о появлении всех вакансий на предприятии и требованиях, предъявляемых к кандидату? да нет 16. На вопрос: «Планируете ли Вы свою карьеру вместе с руководителем и отделом кадров? да нет 17. Знаете ли Вы перспективу своей карьеры? да нет 18. Хотели бы Вы перейти в другой коллектив с такой же заработной платой? нет намерены уйти в благоприятное время, хочу уйти, но не знают куда. Спасибо! |