Реферат: Мифология и религия Древнего Египта 2
Название: Мифология и религия Древнего Египта 2 Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат | ||||
РЕФЕРАТ
Тема ____________________________________________________________ Оглавление. Введение 3 1.Религия древнего Египта. 4 2.Мифология древнего Египта. 8 Заключение 15 Список литературы 16 Введение Миф — это чувственное представление о мире, когда человек не противопоставляет себя природе. В нём всегда присутствует обобщающее начало. Мифы объясняют появление различных природных и культурных особенностей, повествуют о происхождении космоса и человека, рассказывают о звёздах и планетах, о чудесных существах — родоначальниках племени, о сверхъестественном фантастическом родстве между определёнными группами людей (родом, племенем) и тотемом, воспевают подвиги героев, предупреждали о конце мира и катастрофах. Мифы отражают самые различные стихии, свойственные природе, космосу, человеку. В современной науке господствует мнение о тесной связи между мифологией и религией, при этом остающимися самостоятельными. Источники религии и мифологии различны: корни религии – в бессилии человека перед слепыми природными и социальными стихиями; мифологии – в элементарной потребности человеческого ума в понимании и объяснении окружающей действительности. Хотя мифология играет и важную роль в истории религии, как бы поставляя материал для содержания религиозных верований, не она является самым существенным элементом религии. В древних религиях основу составляли не верования, не догматы, а обряды, ритуал, в котором участие членов общины было обязательным. Во многих религиях мифологическая сторона составляет второстепенный, необязательный, иногда несущественный элемент. Таким образом, мифология тесно связана с религией, но в тоже время она остается самостоятельной, сохраняет известную независимость от религии. Религия древнего Египта. Египетская (древнеегипетская) религия - система политеистических верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытнообщинного и раннерабовладельческого общества. По всей видимости, в Египте не было единой религии. В каждом номе и городе был собственный пантеон богов. Но Великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Огромное значение в верованиях древних египтян играло поклонение природе, а зооморфизм и тотемизм, характерные для их религии, объясняются важной ролью скотоводства и охоты в экономике страны. К глубокой древности восходил в Египте культ священного камня. Были свойственны для религии древнейших египтян и представления о "священной земле", "матери природы", а также о боге земли Гебе. Первый водный хаос, основу всей природы, они называли богом Нун. Египтяне обоготворяли Нил, именуя его Хапи, сопоставляя его с богом животворящих сил Осирисом и называя его "старшим среди богов, Нилом (Хапи), который создал все, который разливается, чтобы дать жизнь людям". Дождь, вода, в представлениях древних египтян, исходила из "глаза солнечного бога Гора", или из тела и глаз плачущей богини Изиды, а священный источник около Гелиополиса воспринимался египтянами Древнего Царства как проявление водного божества. Все воды они населяли духами, "которые пребывают в воде" и среди которых царит бог водяной пучины Собк, изображавшийся в виде крокодила или человека с головой крокодила. Стихия огня, исходящая из недр земли и опаляющая людей с высоты неба, в представлениях египтян, была тесно связана с космической водой (влагой). Весь растительный и животный мир был населен духами, богами и богинями, обитавшими в отдельных растениях, деревьях и животных. Культ животных (зоолатрия) был широко распространен в Египте, начиная с архаической (додинастической) эпохи. Египтяне поклонялись священным львам и львицам. Таковы были культ Миизисс в Бубастисе, культ богинь-львиц в городах Тинис, Мемфис и в Эскэ, среди которых особым почтением пользовался культ львиноголовой богини Сомхет. А в городе Буто почитали ядовитую змею, именуя ее богиней Уаджит. Чтили египтяне и домашних животных: например, священных быков Аписа и Мневиса в Мемфисе и Гелиополисе Бог Хнум, почитаясь богом творческой силы, изображался в виде барана. Особое распространение во всем Египте получил культ священной коровы - богини Хатхор. Покровителями царской власти считали сокола, пчелу, коршуна и змею, а самого фараона часто изображали в виде льва с головой человека - Сфинкса. С эпохи родового строя в Египте существовал культ предков и связанный с ним заупокойный культ. Полагая, что загробная жизнь есть лишь продолжение земного существования, египтяне оберегали посредством мумификаций тело покойного (Хат) для того, чтобы душа человека Ба могла вечно пребывать в нем. В эпоху Древнего Царства древний бог воды и растительности Осирис постепенно превратился в центральную фигуру заупокойного культа, судью мертвых, царя загробного мира. Молитвы и заклинания, писавшиеся в эпоху Среднего Царства на стенках погребальных камер и саркофагов, в эпоху Нового Царства и позднее писались уже на свитках папирусов, постепенно образуя дошедшую до нашего времени "Книгу Мертвых" ("Книгу воскресения", или, точнее, "Книгу выхода днем" - Пер-ем-херу). Древняя "Книга мертвых", родившаяся из "Текстов пирамид" (Древнего Царства) и "Текстов саркофагов" (Среднего царства), изменялась на протяжении веков. Особое значение приобрел в Древнем Египте солярный культ - культ бога солнца, центром которого в древнейшие времена был город Иуну, греками впоследствии названный Гелиополисом - Городом Солнца, игравший роль крупнейшего религиозного центра Египта в течение всей его древней истории. В эпоху Древнего Царства верховным богом Солнца является бог Ра. С культом Ра постепенно сливается культ бога Гора, изображавшегося в виде солнечного диска с крыльями птицы. В эпоху Среднего царства, когда политический центр Египта из Мемфиса перешел в Фивы, местный фиванский бог Амон становится верховным государственным богом Египта. И, как прежде, культ бога Ра слился с рядом других богов древних культов, так и теперь культ Амона впитал в себя множество местных культов других областей во главе с культом гелиопольского бога Ра. Уже в эпоху Древнего Царства обоготворение царя достигло апогея. Древние боги природы вместе с развитием царского культа превращаются в общегосударственные ветви богов - покровителей Египта, фараона и его власти. Осирис с течением времени превратился в царя загробного мира, первого царя Египта, покровителя власти фараона и поэтому изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти. Древний бог солнца Гор, сохранивший свой тотемный облик сокола, с течением столетий превратился в охранителя царя. Но наряду с этими могущественными культами вплоть до христианской эпохи существовал и популярный в простом народе культ фетишей. С древнейших времен в Египте почитали особый фетиш в виде двух перекрещенных стрел или лука, соединенного в футляр, ставший священным символом богини Нейт, украшенный перьями и лентами папирусный посох бога Ух. Пантеон древних египтян в общих чертах можно изобразить следующим образом. Из теорий всех египетских жреческих школ в наиболее полном виде сохранилось учение жрецов города Гелиополя. Анализируя погребальные тексты времен фараонов V - VI династий, можно установить перечень богов гелиопольской, или "великой Эннеады" (древнеегип. паут - девятки), которую возглавлял бог Тему (или Атму). Кроме богов "Великой Эннеады", была группа из девяти богов, получившая название "Малой Эннеады", и третья, стоявшая ниже ее в божественной иерархии. Особо почитались те боги, которые имели отношение к человеческой судьбе. Они и входили в девятку богов Гелиополиса и принадлежали к циклу Осириса. Возглавлял этот список: Тему, или Атему (культ его восходил к глубокой древности, среди богов Египта он занял место Ра); бог Шу (первородный сын Тему); сестра-бизнец Шу (олицетворявшая влагу и солнечное тепло, богиня умерших); Себ - сын бога Шу (богом земли, позже богом мертвых); Богиня Нут (богиня неба); Осирис (был божеством солнца, а в додинастический период был судьей и богом умерших, во времена же XVIII династии он уже был равен Ра); Исида (богиня природы, олицетворявшая собою рассвет); Сет (олицетворял собой ночь); Нефтида (олицетворяла сумерки или самое начало ночи). Следует отметить Хора Древнего (позже с ним путали сына Исиды), чьим символом был сокол, и который, подобно Ра, тоже был богом Солнца. С его именем были связаны четыре бога старого света - четыре духа Хора (Гора), поддерживающие небо с четырех сторон - Хапи, Туамутеф, Амсет, Кебсеннуф (олицетворявшие север, восток, юг и запад). Важнейшими богами загробного мира были: Анубис, сын Ра или Осириса, повелитель страны умерших; Упуат (Апуат), разделивший с ним власть (символом обоих был шакал), богиня Маат (древнеегип. - прямая), честная, праведная, стойкая в правде, участвовавшая в сотворении мира вместе Тотом, Птахом и Хнему (Хнумом), богиня любви и творения Хатхор, богиня Мехурит, представлявшая одну из ипостасей Хатхор - Небесную Корову, а также представлявшая собой ту часть неба, где солнце завершает свой дневной бег и где, как верили египтяне, проходил Суд над умершими. Мифология древнего Египта. Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII вв. до н. э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв. до н.э.), «Книга мертвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта. Египетская мифология начала формироваться в VI – IV тыс. до н. э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области Космогонические мифы. Судя по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Это олицетворение, несомненно, древнее, чем космогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались, и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. Богословские системы, предлагавшие другую версию сотворения мира, возникли, вероятно, в одно и то же время в нескольких крупнейших культовых центрах: Гелиополе, Гермополе и Мемфисе. Каждый из этих центров объявлял создателем мира своего главного бога, который был, в свою очередь, отцом других богов, объединявшихся вокруг него. Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшедствовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствунт ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно. Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике. Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, объясняющих сотворение мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. В письменном литературном наследии Египта очень мало прямых указаний на сотворение рода человеческого, такие указания – исключение. В основном же египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения. Жрецы Гелиополя (крупного религиозного центра Древнего Египта) создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный», имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Атума обычно изображали в облике человека, Хепри в виде скарабея (рис. 2, 3), а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму – заходящему солнцу и Ра – светящему днем. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила. А вид скарабея, толкающего впереди себя свой шар, подсказал египтянам образ бога, катящего солнце по небу. Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен. Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум - Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса, именуемого Нуном. Нун, или Первоокеан, изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Атум, появившись из него, не нашел места, на котором ему можно было бы удержаться. Поэтому он в первую очередь создал холм Бен-бен. Стоя на этом островке твердой почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к созданию других космических богов. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось породить самому. От союза этой первой пары произошли другие боги, таким образом, согласно гелиопольскому мифу, появились земля и правящие ею божества. В продолжающемся акте творения от првой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. По одному из преданий, создателем людей был, например, гончар – бог Хнум, представлявшийся в облике барана, - который вылепил их из глины. Иногда небесный свод представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но существовали еще представления, согласно которым небо Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т. д. Плодородием полей ведала богиня – владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи. Мифы заупокойного культа. Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи Земледельческие мифы Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» - начале первого месяц весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Драма завершалась вожружением посвяшенного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, - всей природы. В додинастический период праздник заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла лето, а другая – зиму. Победу всегда одерживало лето Характер Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение покрывалось зелеными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец (рис. 6, 9). Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток – указ о том, что начало разлива наступило; первый торжественно начинал подготовку почвы для посева; срезал первый сноп на празднике жатвы (рис. 8), за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ. Яркий след в египетской мифологии оставил культ животных, широко распространенных во все периоды египетской истории. Боги в виде животных, с головами птиц и зверей, боги-скорпионы, змеебоги действуют в египетских мифах наряду с божествами в человеческом облике. Чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми. Из египетских мифов, в их нерасторжимом единстве с ритуалами, магическими заклинаниями, с общей системой религиозных представлений, мы черпаем сведения не только о духовной жизни египтян, но и об отдельных сторонах их повседневного бытия, начиная от трудовых забот хлебопашца и пастуха и кончая сферой государственной политики. Заключение. Без знакомства с мифами мы не можем составить полную картину египетской литературы, потому что именно мифология была источником литературных произведений. Привлечение мифологического материала необходимо и при рассмотрении истории Египта, в особенности древних ее периодов; необходима она и при понимании ряда проблем египетского искусства. Но значение египетской мифов еще шире – они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира, и для истории возникновения и развития христианства. Список литературы 1. Иллюстрированная история религий: В 2т. /Под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей. - М., 1992. 2. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М., 2003. 3. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2т. /Гл. ред. С.А. Токарев. - М., 2004. 4. Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова. - М., 2004. 5. Энциклопедия для детей. Т.6. ч.1. Верования древности. Религии Ирана и Индии. Иудаизм. Буддизм. /Гл. ред. М.Д. Аксенова. - М., 2002. 6. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1998. 7. История религии: В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. - Т.1. - М., 2004. 8. Религиоведение. Хрестоматия /Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М., 2000. |