Реферат: Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности 5
Название: Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности 5 Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение........................................................................................................ 3 I. Анализ ресурсного потенциала организации............................... 5 Задание 1............................................................................................. 5 Задание 2 .....................................................................................................7 Задание 3............................................................................................. 8 Задание 4............................................................................................ 10 Задание 5............................................................................................ 12 II. Анализ производства и объема продаж....................................... 14 Задание 6............................................................................................ 14 Задание 7 ........................................................................................... 16 Задание 8............................................................................................ 18 III. Анализ затрат и себестоимости продукции................................. 20 Задание 9............................................................................................ 20 Задание 10.......................................................................................... 21 Задание 11.......................................................................................... 23 Задание 12.......................................................................................... 27 Задание 13.......................................................................................... 29 IV. Анализ финансовых результатов деятельности организации..... 31 Задание 14.......................................................................................... 31 Задание 15.......................................................................................... 34 Задание 16…………………………………………………………….......35 Задание 17.......................................................................................... 37 Задание 18.......................................................................................... 38 Задание 19.......................................................................................... 40 V. Анализ финансового положения организации............................ 43 Задание 20.......................................................................................... 43 Задание 21.......................................................................................... 44 Задание 22.......................................................................................... 46 Задание 23.......................................................................................... 47 Задание 24.......................................................................................... 51 Задание 25………………………………………………………………...52 VI. Комплексная оценка деятельности организации......................... 53 Задание 26.......................................................................................... 53 Заключение (Задание 27)............................................................................. 56 Список использованной литературы.......................................................... 60 Введение Важное место в системе комплексного экономического анализа занимает оценка хозяйственной деятельности, представляющая собой выводы о результатах деятельности предприятия на основе качественного и количественного анализа хозяйственных процессов. В данной курсовой работе будет проведен комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности на примере условного предприятия ООО «Агат». Работа будет состоят из шести разделов. В первом разделе будет проанализирован ресурсный потенциал организации. Во втором разделе будет проанализировано производство и объем продаж. В третьем будет дан анализ затрат и себестоимости продукции. В четвертом будет дана оценка финансовых результатов деятельности организации. В пятом, предметом анализа будет являться финансовое положение организации. И в заключительном разделе будет дана комплексная оценка деятельности организации. В курсовой работе будут построены различные факторные модели (двухфакторные, трех факторные и четырехфакторные) анализируемых показателей. Будет составлен и проанализирован бизнес-план на будущий период, а также даны рекомендации по улучшению финансового положения организации. Будет определена рентабельность производственной деятельности, а также рентабельность активов. Особое внимание будет уделено такому моменту, как определение конкурентоспособности ООО «Агат». В современной рыночной экономике наблюдается рост конкурентной борьбы. И для того что бы предприятие эффективно работало и могло получать максимум прибыли, руководству организации просто не обходимо проводить комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. I . Анализ ресурсного потенциала организации Задание 1 Определите степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от реализации продукции по сравнению с прошлым годом. Полученные результаты оформите в табл. 1. В пояснениях по данному вопросу охарактеризуйте результаты проведенных расчетов. В заключении расчетов выявите размер резерва увеличения объема продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов. Таблица 1 Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов
- Динамику численности рабочих рассчитываем по формуле: %, аналогично, по остальным показателям. - Для определения разницы в процентах для показателя сопоставляют выявленную динамику показателя с аналогичным результатом предыдущего показателя. Разница (в %) показывает влияние изменения среднегодового числа дней, отработанных одним рабочим, на прирост выручки от продаж. Разница в процентах численности рабочих отчетного года по сравнению с предыдущим, рассчитывается по формуле: - Расчет влияния фактора: Степень влияния изменения численности рабочих равна: NR = (+ 1,000* 5 200 000) / 100 = 52 000 тыс. руб. Аналогично определяем степень влияния всех остальных факторов: число отработанных человеко-дней, число отработанных человеко-часов. - Общее влияние факторов рассчитывается: Таким образом, прирост объема продаж от реализации продукции по сравнению с прошлым годом составил 1 040 000 тыс. руб. Это было достигнуто за счет увеличения численности производственных рабочих (объем продаж вырос на 52 000 тыс. руб.); за счет уменьшения средней продолжительности рабочего дня (объем продаж уменьшился на 219 388 тыс. руб.); за счет увеличения средней часовой выработки (объем продаж вырос на 1 317 732 тыс. руб.); за счет уменьшения числа дней, отработанных одним рабочим, объем продаж сократился на 110 344 тыс. руб. Задание 2 Определим эффективность использования материалов и влияние изменения использования материальных ресурсов на прирост объёма продаж. Таблица 2Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов
Для определения влияния факторов на прирост объема продаж в отчетном году составим мультипликативную модель: С помощью метода абсолютных разниц получим: - Определим влияние изменения стоимости материалов в себестоимости продаж: (тыс.руб.) - Определим влияние изменения материалоотдачи проданной продукции: ( тыс.руб.) Общее влияние факторов равно: 1 243 122+(-203 122)=1 040 000 (тыс.руб.) В итоге, в отчетном году объем продаж вырос на 1 040 000 тыс.руб. по сравнению с предшествующим годом. Изменение материальных затрат благоприятно повлияло на объем продаж, но отрицательно – на материалоотдачу. Можно предположить, что материальные затраты на предприятии в основном росли за счет себестоимости заготовления отдельных видов материалов, которое составило 1 243 122 тыс.руб. Так же в отчетном году произошло снижение материалоотдачи на 203 122 тыс.руб., таким образом это снижение является реальным резервом увеличения объема производства и продаж продукции. Задание 3 Таблица 3 Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств
Расчетная формула: N = ОСпр * Рд * Ксм * Псм * BЧ 1-я подстановка: NОСпр = 32 506* 240 * 1, 0 * 7,5 * 0,0026846 = 157 078 тыс. руб. 2-я подстановка: NЧ D = 1 108 604* 1 * 1, 0 * 7,5 * 0,0026846= 22 321 тыс. руб. 3-я подстановка: NКсм = 1 108 604* 241 * 0,05 * 7,5 * 0,0026846= 268 970 тыс. руб. 4-я подстановка: NЧч = 1 108 604* 241 * 1,05 * (-0,5) * 0,0026846= -376 558 тыс. руб. 5-я подстановка: NВч = 1 108 604* 241 * 1,05 * 7,0 * 0,0004930= 968 117 тыс. руб. Общее влияние факторов: + 157078 + 22321 + 268970 - 376558 + 968117 = + 1 039 928 тыс. руб. Таким образом, по сравнению с предыдущим годом объем продаж увеличился на + 1 039 928 тыс. руб. Это увеличение произошло в основном за счет изменения экстенсивного фактора на 882 850 тыс. руб. На фондоотдачу активной части основных производственных средств в свою очередь повлияли следующие факторы: - увеличение количества дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии на 1 день, привело к увеличению фондоотдачи на 22 321 тыс. руб.; - изменение коэффициента сменности на 0,05 привело к увеличению фондоотдачи на + 268 970 тыс. руб.; - уменьшение средней продолжительности смены на - 0,5 часа привело к уменьшению фондоотдачи на - 376 558 тыс. руб.; - изменение объема продукции, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования на + 0,4930 руб. привело к увеличению фондоотдачи на 968 117 тыс. руб. Задание 4 Определим характеристики деятельности организаций. Воспользуемся усредненным вариантом определения участия экстенсивных и интенсивных факторов в выпуске и продаже продукции.
Таблица 4 Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивностииспользования ресурсов в процессе производства
- Гр. 5 = гр. 4: гр.3 * 100 – 100; - Гр. 6 стр.1 (2, 3) = гр. 5 стр.1 (2, 3) : гр. 5 стр.4; - Гр. 6 стр.6 = ∑ гр. 6 по стр. 1,2,3 : n; - Гр. 7 стр. 1 (2, 3) = гр. 6 * 100; - Гр. 7 стр. 6 = ∑ гр. 7 по стр. 1,2,3 : n; - Гр. 8 стр. 1 (2, 3) = 100- гр. 7 стр. 1 (2, 3); - Гр. 8 стр. 6 = ∑ гр. 8 по стр. 1,2,3 : n. Таким образом, выручка от продажи возросла в результате экстенсивного использования производственных ресурсов на 46,54% и их интенсивного использования на 53,46 %. Проведенный анализ говорит об интенсивности производства на предприятии. Задание 5 Резервом увеличения объема продаж может служить рациональное использование ресурсного потенциала самого предприятия. Но этот резерв должен быть обеспечен всеми материально-техническими ресурсами, необходимыми для бесперебойной работы предприятия. Таблица 5 Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции за счет внутренних резервов использования ресурсов
Таким образом, увеличение объёма продаж достигнуто в отчётном году за счёт комплексной системы мер наилучшего использования трудовых ресурсов, материалов и основных средств. Комплектный резерв будет равен 22 321 тыс. руб., поскольку такая сумма резерва обеспечена всеми необходимыми ресурсами. II . Анализ производства и объема продаж Задание 6 На основе данных Таблицы 6 определим значение коэффициента роста общего количества продукции. Таблица 6 Информация и дополнительные аналитические расчёты, необходимые для определения влияния различных факторов на изменение выручки от продаж
К роста = Итого количество продукции за отчетный год / Итого количество продукции за предыдущий год = стр.4 гр.4 / стр.4 гр.3.К роста = 19 800: 18 000 = 1,1 Расчетный показатель выручки за отчетный год при структуре и ценах прошлого года, тыс.руб. рассчитывался, как произведение выручки за прошлый год на коэффициент роста (1,1) Изделие А=1600000*1,1=1760000 тыс.руб. Изделие В=1200000*1,1=1320000 тыс.руб. Изделие С=2400000*1,1=2640000 тыс.руб. Расчетный показатель выручки за отчетный год при ценах прошлого года рассчитывался, как произведение количества изделия за отчетный год и цены прошлого года. Изделие А=9000*200=1800000 тыс.руб. Изделие В=4000*300=1200000 тыс.руб. Изделие С=6800*400=2720000 тыс.руб. В отчетном году выручка возросла на 1040000 тыс.руб. по сравнению с предшествующим годом (62400000-5200000) На прирост объема продаж влияют следующие факторы: изменение количества проданной продукции,ее структуры и цен на нее. 1-й фактор – влияние изменения количества проданной продукции определяется сопоставлением выручки за отчетный год при структуре и ценах прошлого года с выручкой за прошлый год Nq = 5 720 000 – 5 200 000 = + 520 000 тыс. руб. 2-й фактор - влияние изменения структуры проданной продукции определяем сопоставлением выручки за отчетный год при структуре и ценах прошлого года с выручкой за отчетный год при структуре отчетного года и ценах прошлого года Nqi = 5 720 000 – 5 720 000 = 0 3-й фактор – влияние изменения цен определяем сопоставлением выручки за отчетный год в ценах отчетного года с выручкой за отчетный год и ценах прошлого год Nр = 6 240 000 – 5 720 000 = + 520 000 тыс. руб. Общее влияние факторов: + 1 040 000 тыс. руб. Таким образом, увеличение объема продаж обусловлено увеличением количества проданной продукции на 520 000 тыс. руб. и ростом цен на проданную продукцию. В данной ситуации необходимо через снижение цен на продукцию обеспечить ее доступность для покупателей, при этом не в ущерб ее качества. Задание 7 Заполним Таблицу 7, необходимую для составления бизнес-плана на будущий отчетный период. Таблица 7 Исходные данные для составления бизнес-плана на будущий отчётный период
Таким образом, можно произвести 200 шт. изделия Е, а для выпуска изделия в на предприятии нет соответствующих условий, поэтому при расчете изделие в не включаем. Объем продаж, исходя из спроса и возможности выпуска продукции, который может быть включен в бизнес-план, находят как произведение спроса на изделие (стр.1) на цену на изделие на будущий период (стр.2). Объем продаж изделия Е составит 196 000 тыс. руб., поскольку его можно произвести 200 шт. Для расчета себестоимости объема продаж продукции, включенной в бизнес-план, необходимо величину спроса на изделие (стр.1) умножить на себестоимость единицы продукции в следующем отчетном году (стр.3). Чтобы рассчитать прибыль от продаж на планируемый период находим разность между объемом продаж, который может быть включен в бизнес-план (стр.4), и себестоимостью объема продаж продукции, включенной в бизнес-план (стр.5). Для того, чтобы узнать насколько эффективно работает ОАО «Агат», определяется коэффициент рентабельности каждого вида выпускаемых им изделий, который рассчитывается по следующей формуле: rизд = прибыль от продаж(стр.6) / объем продаж(стр.4) * 100 % rА = 200 000 / 2 600 000 * 100 % = 7,69 % rВ = 250 000 / 2 300 000 * 100 % = 10,87 % rС = 262 500 / 3 225 000 * 100 % = 8,147 % rЕ = 22 000 / 196 000 * 100 % = 11,22% Таким образом, все производимые изделия приносят небольшую прибыль и являются затратоемкими. Наиболее рентабельными являются изделия В (10,87%) и Е (11,22 %), т.е. изделие В приносит прибыль, приходящуюся на 1 руб. проданной продукции, равной 0,1087, а изделие Е – 0,11227. Наиболее выгодным является производство и реализация изделия Е. Предприятию следует оценить динамику спроса и постараться увеличить производство наиболее прибыльных изделий: Е и В. Задание 8 Таблица 8 Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом
«Критическая точка» - это объем продаж, при котором уровень выручки равен затратам, и предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков. Область ниже критической точки – это убыток, выше – прибыль. Уровень запаса финансовой прочности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического. На основании сделанных расчетов можно сделать вывод: Критическая точка в отчетном году значительно ниже, чем на планируемый период, разница составляет 1 772 281 тыс.руб. Рост критической точки отрицательное явление, т.к. с помощью продажи большего количества продукции предприятие может полностью покрыть свои затраты и начать получать прибыль. Уровень запаса прочности снизился на 2,121%, то есть количество продукции приносящей прибыль. Хотя и в отчетном году уровень финансовой прочности на много ниже нормы. Это означает, что предприятие реализует около 80% своей продукции и покрывает свои издержки, и лишь с 20% получает прибыль. Предприятию следует принять меры по снижению критической точки, за счет повышения уровня спроса и продаж продукции, обладающей наибольшей рентабельностью. III . Анализ затрат и себестоимости продукции Задание 9 Данные о расходах по обычным видам деятельности (по элементам затрат) отражены в форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Таблица 9 Расходы по обычным видам деятельности в поэлементном разрезе за отчетный и прошлый годы
Удельный вес каждого элемента затрат рассчитываем как соотношение суммы затрат по элементу к общей сумме затрат и умножаем на 100. Таким образом, в отчетном году по сравнению с прошлым можно наблюдать рост затрат на 894 400 тыс. руб. Наибольший удельный вес в общей структуре затрат составляют материальные затраты, затем расходы на оплату труда, амортизационные отчисления, отчисления на социальные нужды и прочие соответственно. Это позволяет определить производство как материалоемкое. В отчётном году материальные затраты увеличились на 688 062 тыс. руб. (2,641 %). Это наибольший рост в структуре всех затрат. На долю затрат на труд (с отчислениями на социальные нужды) приходится около 25,200%. Это ниже чем в прошлом году на 1,699%. По остальным элементам затрат в отчетном году произошло снижение удельного веса в общем объеме затрат. Задание 10 Используя данные приведенные в Приложении 2, и результаты дополнительно произведенных расчетов в табл. 10, сформируем систему относительных показателей необходимых для выявления влияния указанных факторов. Приложение 2
Таблица 10 Расчет влияния факторов на уровень затрат на 1 рубль продаж
Найдем отклонение в затратах на 1 руб. продукции. Себестоимость проданной продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим годом снизилась на 1,0 коп. (91,00 – 92,00= - 1,0 коп.). Проводим анализ влияния факторов на изменения себестоимости проданной продукции. 1-й фактор – влияние изменения структуры ассортимента проданной продукции: 91,96 – 92,0 = - 0,04 коп. 2-й фактор – влияние изменения себестоимости отдельных видов продукции: 99,27– 91,96 = + 7,31 коп. 3-й фактор – влияние изменения цен на проданную продукцию 91,00 – 99,27 = - 8,27 коп. Общее влияние факторов: - 1,0 коп. Таким образом, затраты на 1 рубль продукции высоки. В отчетном году они снизились на 1 коп. с каждого рубля проданной продукции. Снижение затрат на 1 рубль продаж вызвано увеличением цен на продукцию А и В и неизменной ценой на изделие С, а также уменьшением затрат на изготовление этого изделия. Также себестоимость продукции в отчетном году выросла на 7,31 коп. на каждый рубль продаж, что вызвано увеличением себестоимости отдельных видов изделий. Задание 11 Проведем анализ влияния отдельных факторов на стоимость основных видов используемых в производстве материалов. Для проведения анализа используем информацию, предложенную в Приложении 3. Приложение 3
Двухфакторная мультипликативная модель: Стоимость Кол – во Стоимость израсходованного = израсходованного * заготовления материала материала (цена) Влияние этих факторов находим способом абсолютных разниц. При этом количественным фактором является количество израсходованного материала, а качественным – цена материала. Материал Х 1-й фактор – влияние изменения количества израсходованного материала (2 230 – 1 510) * 480 = + 345 600 тыс. руб. 2-й фактор – влияние изменения цены материала (510 – 480) * 2 230 = + 66 900 тыс. руб. Общее влияние факторов: + 412 500 тыс. руб. Материал Y 1-й фактор – влияние изменения количества израсходованного материала (1 360- 1 610) * 195 = - 48 750 тыс. руб. 2-й фактор – влияние изменения цены материала (270 - 195) * 1 360 = + 102 000 тыс. руб. Общее влияние факторов: + 53 250 тыс. руб. Материал Z 1-й фактор – влияние изменения количества израсходованного материала (1 288 – 863) * 600 = + 255 000 тыс. руб. 2-й фактор – влияние изменения цены материала (720 - 600) * 1 288 = + 154 560 тыс. руб. Общее влияние факторов: + 409 560 тыс. руб. Материал W 1-й фактор – влияние изменения количества израсходованного материала (2 287 – 2 240) * 590 = + 27 730 тыс. руб. 2-й фактор – влияние изменения цены материала (496 - 590) * 2 287 = - 214 978 тыс. руб. Общее влияние факторов: - 187 248 тыс. руб. Общее влияние факторов на уровень материальных затрат составляет: + 412 500 + 53 250 + 409 560 - 187 248 = + 688 062 тыс. руб. Таким образом, повышение уровня материальных затрат на 688 062 тыс. руб. произошло: за счет увеличения количества израсходованного материала на + 345 600 - 48 750 + 255 000 + 27 730 = + 579 580 тыс. руб. за счет увеличения себестоимости изготовления (цены) на + 66 900 + 102 000 + 154 560 - 214 978 = + 108 482 тыс.руб. Таким образом, общее влияние факторов на уровень материальных затрат составило + 688 062 тыс. руб. Материальные затраты выросли на + 579 580 тыс. руб. из-за перерасход материала, а увеличение цены на материалы вызвало повышение себестоимости заготовления на + 108 482 тыс. руб. Сумма резерва: Стоимость материала за отчетный год – (Стоимость материала за предыдущий год * Темп роста выручки) Материал Х = 1 137 300 – (724 800*1,2) = 267 540 тыс. руб. Материал Y = 367 200 – (313 950*1,2) = - 9 540 тыс. руб. Материал Z = 927 360 – (517 800*1,2) = 306 000 тыс. руб. Материал W = 1 134 352 – (1 321 600*1,2) = - 451 568 тыс. руб. Таким образом, по материалам X и Z произошел перерасход на сумму 573 540 тыс. руб., а по материалам Y и W – экономия на сумму 461 108 тыс. руб. У предприятия есть резерв снижения себестоимости продукции за счет: устранения перерасхода в количественном выражении материалов Х и Z на величину резерва 573 540 тыс. руб., приобретения материалов по более низкой цене. Задание 12 Определим степень влияния на уровень затрат по оплате труда таких факторов как численность работников и средняя заработная плата на 1 работника. Таблица 11 Анализ степени влияния отдельных факторовна уровень затрат по оплате труда
Затраты на оплату труда рассчитываются как произведение численности работников на среднюю заработную плату на 1 работника. Влияние этих факторов находим способом абсолютных разниц. Качественным показателем является средняя заработная плата на 1 работника, а количественным – численность работников. 1-й фактор – влияние изменения численности работников + 1 170 * 48 305,11= + 56 517 тыс. руб. 2-й фактор – влияние изменения средней заработной платы на 1 работника + 3 149,65* 27 810 = + 87 592 тыс. руб. Общее влияние факторов: + 144 109 тыс. руб. Таким образом, в отчетном году выросли расходы на оплату труда по сравнению с предыдущим периодом на 144 109 тыс. руб. Это вызвано увеличением численности работников (56 517 тыс. руб.) и ростом средней зарплаты на 1 работника (87 592 тыс. руб.). Необходимо добиваться повышения производительности труда рабочих, чтобы обеспечить эффективную производственную работу предприятия.
Задание 13 Проведем анализ доходов и расходов предприятия. Таблица 12 Состав, структура и динамика доходов и расходов
Таким образом, из таблицы видно, что доходы превысили расходы на величину 8 683 тыс. руб. Доходы предприятия в отчетном году увеличились на 1 042 648 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом. В структуре доходов преобладает такой элемент, как выручка от продажи, что отражается в росте данного показателя на 1 040 000 тыс. руб. или 0,065 %. Расходы предприятия в отчетном году выросли по сравнению с прошлым на 1 033 965 тыс. руб. В структуре расходов самым весомым элементом является себестоимость продукции. За счет данного показателя произошло увеличение расходов в целом на 658 762 тыс. руб. ил 1,157 %. Остальные статьи расходов в общей сумме всех расходов составляют менее 5 % по каждой статье расходов. Итак, можно сделать вывод о достаточно эффективном развитии производственного процесса, о положительной тенденции, что наглядно продемонстрировано опережением роста доходов над расходами. IV . Анализ финансовых результатов деятельности организации Задание 14 Основной источник информации о доходах, расходах и финансовом состоянии предприятия, служит форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В этой форме исходным показателем является выручка (нетто) от продаж. Корректируя ее на сумму расходов, связанных с продажей продукции, прочих доходов и расходов, налога на прибыль мы получим чистую прибыль (убыток). Также в форме № 2 отражаются следующие абсолютные показатели прибыли: 1 – валовая прибыль Рассчитывается как разность между выручкой (нетто) от продаж товаров, продукции и себестоимостью проданных товаров, продукции. Рвал = N – S 2 – прибыль от продаж Определяется как разность между валовой прибылью и коммерческими, управленческими расходами. Р (N) = N – S – КР – УР 3 – прибыль (убыток) до налогообложения Определяется как разность между прибылью от продаж от основной деятельности и прочих доходов и расходов. Рдо налогообл. = Р (N) + Дох.проч. – Расх.проч. 4 – чистая прибыль (убыток) Рассчитывается как прибыль до налогообложения за минусом текущего налога на прибыль с учетом отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств. ЧП = Рдо налогообл. + ОНА – ОНО – Налог на прибыль Кроме рассмотренных абсолютных показателей существуют относительные показатели – показатели рентабельности . Показатели рентабельности отражают эффективность использования предприятием своих средств для получения прибыли. Существуют следующие показатели рентабельности: 1 – рентабельность продаж Определяется: по чистой прибыли ρпродаж = по прибыли от продаж ρпродаж = 2 – рентабельность полных затрат Определяется: по чистой прибыли ρS = по прибыли от продаж ρS = 3 – рентабельность всех активов Определяется: по чистой прибыли ρА = по прибыли до н/о ρА = 4 – рентабельность оборотных активов Определяется: по чистой прибыли ρОА = по прибыли до н/о ρОА = 5 – рентабельность внеоборотных активов Определяется: по чистой прибыли ρВОА = по прибыли до н/о ρВОА = 6 – рентабельность собственного капитала Определяется: по чистой прибыли ρСК = по прибыли до н/о ρСК = 7 – рентабельность заемного капитала Определяется: по чистой прибыли ρЗК = по прибыли до н/о ρЗК = 8 – рентабельность доходов и рентабельность расходов Определяется по чистой прибыли: ρДох = ρРасх =
Задание 15 Анализ показателей прибыли и факторов, повлиявших на чистую прибыль, проводится на основании формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». Таблица 13 Анализ показателей прибыли и факторов, повлиявших на чистую прибыль организации
Таким образом, наибольший рост в отчетном году по сравнению с прошлым наблюдается такого показателя, как валовая прибыль (381 238 тыс. руб.), также значительно выросла прибыль от продаж – на 145 600 тыс. руб. Чистая прибыль отчетного периода увеличилась на величину 2 269 тыс. руб. Это стало возможно за счет увеличения прибыли до налогообложения на 8 383 тыс. руб. и уменьшения суммы налога на прибыль и других аналогичных обязательных платежей на 6 414 тыс. руб. Задание 16 Используя форму № 2, проведем подготовительные расчеты для факторного анализа прибыли (убытка) от продаж. Для этого проведем условный расчет величины коммерческих и управленческих расходов в отчетном году при прошлогодних ценах и себестоимости. Таблица 14 Анализ факторов, повлиявших на изменение прибыли от продаж
Структура полной себестоимости за отчетный год - 100% : себестоимость проданных товаров – 73,65%; коммерческие расходы – 10,35%; управленческие расходы – 16%. Показатели отчетного года при прошлогодних ценах и себестоимости рассчитываются следующим образом: Полная себестоимость проданной продукции: 5 260 000 x 100% = 5 260 000 тыс.руб. Затем определяем степень влияния факторов: 1 – влияние изменение объема продаж: прирост продукции отчетного = (5 720 000 / 5 200 000) * 100 % = 110,00 % года к предыдущему ∆ РN = = + 41 600 тыс. руб. 2 – изменение структуры ассортимента продукции: прибыль за предыдущий год прибыль за предыдущий год ∆ Рстр-ры = при объеме и ассортименте (Р1 ) -только при объеме продаж (Р2 ) отчетного года отчетного года Р2 = (416 000 * 110) / 100 = 457 600 тыс. руб. ∆ Рстр-ры = 460 000 – 457 600 = + 2 400 тыс. руб. 3 – изменение себестоимости проданной продукции: определяется сопоставлением себестоимости отчетного года с себестоимостью отчетного года по ценам и затратам предыдущего года. ∆ S = 4 182 379 – 3 873 990 = + 308 389 тыс. руб. ∆ РS = - 308 389 тыс. руб. 4 – изменение коммерческих расходов: ∆ КР = 587 477 – 544 410 = + 43 067 тыс. руб. ∆ РКР = - 43 067 тыс. руб. 5 – изменение управленческих расходов: ∆ УР = 908 544 – 841 600 = + 66 944 тыс. руб. ∆ РУР = - 66 944 тыс. руб. 6 – изменение цен на продукцию: ∆ Рц = 6 240 000 – 5 720 000 = + 520 000 тыс. руб. Общее влияние факторов: + 145 600 тыс. руб. Таким образом, в отчетном году по сравнению с прошлым прибыль от продаж выросла на 145 600 тыс. руб. за счет увеличения объема продаж на 41 600 тыс. руб.; за счет повышения цен на продукцию на 520 000 тыс. руб. и за счет изменения структуры ассортимента, выпуска более рентабельной продукции на 2 400 тыс. руб. Также наблюдается уменьшение прибыли из-за повышения себестоимости продукции и увеличения коммерческих и управленческих расходов на 308 389 тыс. руб., 43 067 тыс. руб. и 66 944 тыс. руб. соответственно. Задание 17 Используя форму № 2 составим таблицу для расчетов коэффициентов эксплуатационных затрат и рентабельности производственной деятельности. Таблица 15 Анализ коэффициента эксплуатационных затрат и рентабельности производственной деятельности
Коэффициент эксплуатационных = С/с проданной продукции / Выручка (нетто) затрат (переменные затраты) от продаж ρпроизв.деят. = Таким образом, коэффициент эксплуатационных затрат уменьшился на величину 0,0073 в отчетном году по сравнению с предыдущим. Рентабельность же производственной деятельности увеличилась на 0,0073 в отчетном году по сравнению с прошлым за счет увеличения валовой прибыли с 1 рубля выручки. Задание 18 Показатели рентабельности активов отражают эффективность использования имущества организации. Эта группа показателей отражает величину прибыли, приходящуюся на 1 руб., вложенный в активы организации. Составим дополнительную таблицу для факторного анализа рентабельности активов. Таблица 16 Дополнительная таблица для факторного анализа рентабельности активов
Таблица 17Анализ рентабельности активов организации
Ā0 = (2 357 382 + 2 619 314) / 2 = 2 488 348 тыс. руб. Ā1 = (2 619 314 + 2 844 729) / 2 = 2 732 022 тыс. руб. ρА = Прибыль до налогообложения / Ā ρĀ 0 = 216 000 / 2 488 348 = 0,087 % ρĀ 1 = 218 269 / 2 732 022 = 0,080 % Факторная модель: , таким образом, мы перешли к трехфакторной мультипликативной форме. а) Изменения рентабельности продаж, рассчитанной на основании чистой прибыли: (- 0,007) * 5,7150 * 0,3657 = - 0,015 % б) Изменения коэффициента оборачиваемости заемного капитала: 0,035* (+ 0,1268) * 0,3657 = 0,002 % в) Изменения коэффициента зависимости: 0,035* 5,8418* (+ 0,0253) = 0,005 % Общее влияние факторов: (- 0,015) + 0,002 + 0,005 = - 0,008% На основе сделанных расчетов можно сделать вывод о том, что рентабельность активов предприятия не значительно уменьшилась на 0,008 %, что говорит о не совсем эффективном использовании активов предприятия. Задание 19 Определим динамику рентабельности собственного капитала и факторов, повлиявших на нее. Рентабельность собственного капитала отражает отдачу с каждого рубля, инвестированного собственниками в производство, и характеризует эффективность наращивания собственного капитала компании. Составим дополнительную таблицу для факторного анализа рентабельности собственного капитала. Таблица 18 Исходная информация для факторного анализа рентабельности собственного капитала
Таблица 19 Анализ рентабельности собственного капитала
Факторная модель: ,таким образом, мы перешли к трехфакторной мультипликативной форме. а) Изменения рентабельности продаж, рассчитанной на основании чистой прибыли: (- 0,007) * 5,7150 * 0,5764= - 0,023 % б) Изменения коэффициента оборачиваемости заемного капитала: 0,035* (+ 0,1268) * 0,5764= 0,003 % в) Изменение финансового рычага: 0,035* 5,8418 * (+ 0,0656) = 0,013 % Общее влияние факторов: - 0,023 + 0,003 + 0,013 = - 0,007 % В результате сделанных расчетов можно сделать вывод о том, что рентабельность собственного капитала в отчетном году снизилась на 0,007 % по сравнению с предшествующим периодом. Причинами этого негативного для предприятия явления послужило снижение рентабельности продаж. Предприятию следует сократить объем заемного капитала. V . Анализ финансового положения организации Задание 20 Определим наличие собственных оборотных средств на начало и конец отчетного года, факторы, повлиявшие на его изменение. Таблица 20 Определение собственных оборотных средств и влияние отдельных факторов, вызвавших их изменение
Таким образом, обеспеченность организации собственными оборотными средствами выросла на 17 563 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом. Задание 21 Финансовое состояние организации характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платёже- и кредитоспособностью, финансовой устойчивостью. Анализ финансового состояния предприятия является важной составляющей эффективного управления финансами. Он позволяет не только оценить ликвидность, финансовую устойчивость, рентабельность и деловую активность, но и выявить основные проблемы и предложить пути их решения. Исходя из данных отчёта по форме № 2, определим экономический эффект операционного, финансового и операционно-финансового левериджа. Эффект операционного = Валовая прибыль / Прибыль от продаж левериджа Эффект операционного рычага показывает степень производственного или предпринимательского риска. В реальной деятельности происходит суммирование финансового и предпринимательского риска, который показывает уровень сопряженного эффекта финансового и операционных рычагов. Сопряженный эффект Эффект операционного * Эффект финансового фин-го и операц-го = левериджа левериджа левериджа Таблица 21 Анализ операционного, финансового и операционно-финансового рычага (леверидж)
Таким образом, эффект операционно-финансового левериджа снизился в отчетном году по сравнению с прошлым на 0,43. Высокий эффект операционного левериджа и низкий финансового подтверждает, что предприятие не совсем эффективно использует заёмные средства, и для повышения эффективности деятельности необходимо сокращать расходы предприятия.
Задание 22 Оценим эффективность использования оборотных активов. Таблица 22 Анализ и оценка эффективности использования оборотных активов
По данным анализа определим коэффициент соотношения темпов прироста оборотных средств и продукции: 6,39/20,00= 0,3195 – это означает, что на каждый процент увеличения товара оборотные средства увеличиваются на 0,3195%. Определим относительное отклонение в оборотных средствах: 787 355 – (740 062 *1,2) = - 100 719,4 тыс. руб. Таким образом, можно сделать вывод, что произошла экономия оборотных средств на 100 719, 4 тыс. руб., за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств в отчетном году по сравнению с прошлым годом.
Задание 23 Рассчитаем коэффициенты ликвидности. Таблица 23 Анализ коэффициентов ликвидности
Существуют следующие коэффициенты ликвидности: 1) Коэффициент абсолютной ликвидности: Данный показатель является самым высоким, показывает какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время: На начало года показатель составил 0,3401, а на конец года 0,1608, то наблюдается снижение показателя на 0,1793, что в свою очередь говорит о том, что на начало года предприятие было платежеспособно, а на конец нет, т.к. оптимальное значение коэффициента ликвидности должно быть больше или равно 0,2 и стремится к 0,4. 2) Коэффициент критической ликвидности: Данные показатель должен быть больше или равен 0,5 и стремится к 1. На предприятии коэффициент критической ликвидности находится в оптимальном промежутке. На конец года наблюдается незначительное снижение на 0,0549. 3) Коэффициент текущей ликвидности: Данный показатель показывает прогнозируемые платежные возможности предприятия в условиях своевременного проведения расчетов с дебиторами. Оптимальное значение показателя должно быть больше 1 и стремится к 2. В нашем случае показатель находится ниже оптимальной зоны. Таблица 24 Анализ ликвидности баланса
Для определения ликвидности баланса группы актива и пассива сравниваются между собой. Условия абсолютной ликвидности следующие: А1 ≥ П1 А2 ≥ П2 А3 ≥ П3 А4 ≤ П4 где: А1 – наиболее ликвидные активы (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения); А2 – быстро реализуемые активы (дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты); А3 – медленно реализуемые активы (запасы; налог на добавленную стоимость; дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты); прочие оборотные активы); А4 – трудно реализуемые активы (внеоборотные активы); П1 – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность); П2 – краткосрочные пассивы (краткосрочные заемные средства, задолженности участникам по выплате доходов, прочие краткосрочные пассивы); П3 – среднесрочные и долгосрочные пассивы (долгосрочные обязательства, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей); П4 – постоянные (устойчивые) пассивы (собственный капитал). На данном предприятии: - 349 705 ≥ - 542 394 357 328 ≤ 580 030 514 725 ≥ 358 520 - 522 348 ≤ - 396 156 Ликвидность баланса отличается от абсолютной, т.к. второе неравенство не выполняется. Так же наблюдается недостаток наиболее ликвидных и быстро реализуемых активов. В целом предприятие платежеспособно удовлетворительно.
Задание 24 Проанализируем соотношение дебиторской и кредиторской задолженности. Таблица 25 Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности
Таким образом, видно, что дебиторская задолженность превышает практически в два раза кредиторскую – это нормальная ситуация для инвесторов. Оптимальное значение соотношения дебиторской задолженности и кредиторской задолженности равно единице. На предприятии наблюдается плохая платежеспособность, т.к. на начало года это соотношение составило 0,5251, а на конец года 0,7087. Предприятию следует более интенсивно работать в выбранном направлении.
Задание 25 Проанализируем финансовое положение организации. Таблица 26 Комплексная оценка финансового положения предприятия на базе коэффициентов ликвидности и соотношения дебиторской и кредиторской задолженности
Комплексный показатель оценки финансового положения предприятия рассчитывается по формуле:
Темп роста финансовой устойчивости = 0,8633*100%=86,33% Темп роста на данном предприятии снизился по всем показателям, это говорит о том, что финансовое положение предприятия ухудшилось на 13,67 %. VI . Комплексная оценка деятельности организации Задание 26 Проведем сравнительную рейтинговую оценку результативности деятельности конкурирующих обществ с ограниченной ответственностью «Алмаз», «Рубин», «Агат». Таблица 27 Расчет показателей, входящих в рейтинговую оценку ООО «Агат» за отчетный год
Таблица 28 Подготовка стандартизированных показателей для комплексной оценки результатов деятельности ООО
Далее для ранжирования мест предприятий воспользуемся методом расстояний. Для этого установим близость объектов анализа к объекту-эталону по каждому из сравниваемых показателей – определим коэффициенты по каждому показателю как отношение его значения к показателю-эталону с максимальным уровнем. Рейтинговую оценку с учетом коэффициента значимости рассчитаем по следующему алгоритму: Rij = Таблица 29 Матрица стандартизированных показателей для комплексной оценки результатов деятельности ООО
Рейтинговая оценка с учетом степени значимости показателя: 1) ООО «Алмаз» 2) ООО «Рубин» 3) ООО «Агат» В итоге сделанных расчетов видно, что первое место занимает ООО «Рубин», второе – ООО «Алмаз» и третье – «Агат». Заключение (Задание 26) Результаты проведенного анализа свидетельствуют о повышении объема продаж у ОАО «Агат» на 1 040 000 тыс. руб. от реализации продукции по сравнению с прошлым годом. Это было достигнуто за счет увеличения численности производственных рабочих (объем продаж вырос на 52 000 тыс. руб.); за счет уменьшения средней продолжительности рабочего дня (объем продаж уменьшился на 219 388 тыс. руб.); за счет увеличения средней часовой выработки (объем продаж вырос на 1 317 732 тыс. руб.); за счет уменьшения числа дней, отработанных одним рабочим, объем продаж сократился на 110 344 тыс. руб. Изменение материальных затрат благоприятно повлияло на объем продаж, но отрицательно – на материалоотдачу. Можно предположить, что материальные затраты на предприятии ООО «Агат» в основном росли за счет себестоимости заготовления отдельных видов материалов, которое составило 1 243 122 тыс.руб. Так же в отчетном году произошло снижение материалоотдачи на 203 122 тыс.руб., таким образом это снижение является реальным резервом увеличения объема производства и продаж продукции. А также выручка от продажи возросла в результате экстенсивного использования производственных ресурсов на 46,54% и их интенсивного использования на 53,46 %. Проведенный анализ говорит об интенсивности производства на предприятии. за счёт комплексной системы мер наилучшего использования трудовых ресурсов, материалов и основных средств. Комплектный резерв будет равен 22 321 тыс. руб., поскольку такая сумма резерва обеспечена всеми необходимыми ресурсами. Увеличение объема продаж обусловлено увеличением количества проданной продукции на 520 000 тыс. руб. и ростом цен на проданную продукцию. В данной ситуации необходимо через снижение цен на продукцию обеспечить ее доступность для покупателей, при этом не в ущерб ее качества. Наиболее рентабельными являются изделия В (10,87%) и Е (11,22 %), т.е. изделие В приносит прибыль, приходящуюся на 1 руб. проданной продукции, равной 0,1087, а изделие Е – 0,11227. Наиболее выгодным является производство и реализация изделия Е. Предприятию следует оценить динамику спроса и постараться увеличить производство наиболее прибыльных изделий: Е и В. В отчётном году материальные затраты увеличились на 688 062 тыс. руб. (2,641 %). Это наибольший рост в структуре всех затрат. На долю затрат на труд (с отчислениями на социальные нужды) приходится около 25,200%. Это ниже чем в прошлом году на 1,699%. По остальным элементам затрат в отчетном году произошло снижение удельного веса в общем объеме затрат. У предприятия есть резерв снижения себестоимости продукции за счет: устранения перерасхода в количественном выражении материалов Х и Z на величину резерва 573 540 тыс. руб., приобретения материалов по более низкой цене. Доходы предприятия в отчетном году увеличились на 1 042 648 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом. В структуре доходов преобладает такой элемент, как выручка от продажи, что отражается в росте данного показателя на 1 040 000 тыс. руб. или 0,065 %. Расходы предприятия в отчетном году выросли по сравнению с прошлым на 1 033 965 тыс. руб. В структуре расходов самым весомым элементом является себестоимость продукции. За счет данного показателя произошло увеличение расходов в целом на 658 762 тыс. руб. ил 1,157 %. Остальные статьи расходов в общей сумме всех расходов составляют менее 5 % по каждой статье расходов. Итак, можно сделать вывод о достаточно эффективном развитии производственного процесса, о положительной тенденции, что наглядно продемонстрировано опережением роста доходов над расходами. В отчетном году по сравнению с прошлым прибыль от продаж выросла на 145 600 тыс. руб. за счет увеличения объема продаж на 41 600 тыс. руб.; за счет повышения цен на продукцию на 520 000 тыс. руб. и за счет изменения структуры ассортимента, выпуска более рентабельной продукции на 2 400 тыс. руб. Также наблюдается уменьшение прибыли из-за повышения себестоимости продукции и увеличения коммерческих и управленческих расходов на 308 389 тыс. руб., 43 067 тыс. руб. и 66 944 тыс. руб. соответственно. Рентабельность производственной деятельности увеличилась на 0,0073 в отчетном году по сравнению с прошлым за счет увеличения валовой прибыли с 1 рубля выручки. Рентабельность активов предприятия не значительно уменьшилась на 0,008 %, что говорит о не совсем эффективном использовании активов предприятия. Рентабельность собственного капитала в отчетном году снизилась на 0,007 % по сравнению с предшествующим периодом. Причинами этого негативного для предприятия явления послужило снижение рентабельности продаж. Предприятию следует сократить объем заемного капитала. Обеспеченность организации собственными оборотными средствами выросла на 17 563 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом. Эффект операционно-финансового левериджа снизился в отчетном году по сравнению с прошлым на 0,43. Высокий эффект операционного левериджа и низкий финансового подтверждает, что предприятие не совсем эффективно использует заёмные средства, и для повышения эффективности деятельности необходимо сокращать расходы предприятия. Дебиторская задолженность превышает практически в два раза кредиторскую – это нормальная ситуация для инвесторов. Оптимальное значение соотношения дебиторской задолженности и кредиторской задолженности равно единице. На предприятии наблюдается плохая платежеспособность, т.к. на начало года это соотношение составило 0,5251, а на конец года 0,7087. Предприятию следует более интенсивно работать в выбранном направлении. Темп роста на данном предприятии снизился по всем показателям, это говорит о том, что финансовое положение предприятия ухудшилось на 13,67 %. При проведении сравнительной рейтинговой оценке результативности деятельности конкурирующих организаций анализируемое предприятие заняло последнее место. Это связано в первую очередь с недостаточной эффективностью использования финансовых ресурсов, материальных ресурсов и относительно низкой рентабельностью. Следует отметить, что руководству организации следует обратить внимание на все показатели результативности, чтобы получить конкурентные преимущества. Таким образом, предприятию необходимо оценить динамику спроса и постараться увеличить производство наиболее прибыльных изделий, предприятию необходимо пересмотреть маркетинговую политику и заняться выпуском продукции с высокой рентабельностью. Список использованной литературы 1. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2006. 2. Ковалев В.В. Практикум по анализу и финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами и тестами. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. 3. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / под ред. М.А. Вахрушиной. – М.: Вузовский учебник, 2008. 4. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Методические указания по выполнению курсовой работы / составила Т.И. Рощина. – М.: ВЗФЭИ, 2008. 5. Курс лекций по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности», преподавателя Новлянской Натальи Леонидовны, 2009 6. Курс лекций по дисциплине «Анализ финансовой отчетности», преподавателя Боровых Риммы Михайловны, 2009 7. Райзборг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь» - ИНФРА-М, 2006. 8. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / под ред. Е.С. Стояновой. – 6-е изд. – М.:Перспектива, 2006 9. Справочная система «Консультант +» 10. Постановление Правительства РФ от 25.06.03 №367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа». |