Реферат: Финансово-экономический анализ маркетинговой деятельности предприятия
Название: Финансово-экономический анализ маркетинговой деятельности предприятия Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ И МАРКЕТИНГА ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ
Санкт-Петербург СОДЕРЖАНИЕ 1 ОЦЕНКА ОБЩЕГО ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.. 4 1.1 Горизонтальный анализ финансовой отчетности. 4 1.2 Вертикальный анализ финансовой отчетности. 9 1.3 Расчет платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. 14 2 ЭКСПЕРТИЗА ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ФИРМЫ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ. 18 2.1 Оценка инвестиционной привлекательности фирмы.. 18 2.2 Анализ финансовых результатов. 22 2.3 Экспертиза рентабельности реализованной продукции. 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 28 Обеспечение эффективного развития и функционирования, как больших предприятий, так и малых фирм в условия рыночной системы хозяйствования в настоящее время является сложной комплексной проблемой. В первую очередь это касается таких ее сторон, как менеджмент и маркетинг. Предметом финансово-экономической экспертизы являются сведения о финансовых операциях и финансовых показателях хозяйствующего субъекта, а также фактические данные, характеризующие образование, распределение и использование на предприятии доходов, денежных средств (фондов), негативные отклонения в этих процессах, повлиявшие на показатели хозяйственной деятельности или способствовавшие совершению преступлений, связанных с несоблюдением финансовой дисциплины. Интуитивный анализ, примерные расчеты, прикидки в памяти, которые применялись на кустарных и полукустарных предприятиях, стали недостаточными в условиях крупных производственных единиц. Без комплексного всестороннего анализа невозможно управлять сложными экономическими процессами, принимать оптимальные решения. Современное состояние анализа можно охарактеризовать как довольно основательно разработанную в теоретическом плане науку. 1 ОЦЕНКА ОБЩЕГО ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 Горизонтальный анализ финансовой отчетности Это простейший из приемов анализа, но, несмотря на это, с его помощью можно получить довольно ценную информацию о финансовом состоянии предприятия. Он предполагает сравнение показателей одного года с показателями другого. Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В его основе лежит исчисление базисных темпов роста балансовых статей и статей отчета о финансовых результатах. Данные для горизонтального анализа баланса представлены в таблице 1 .При наличии необходимой информации, желательно анализировать базисные темпы роста за несколько отчетных периодов. Это позволит не только анализировать отдельные показатели, но и прогнозировать их значение. Ценность горизонтального анализа значительно снижается в условиях инфляции. Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными – темпами роста или снижения. По данному бухгалтерскому балансу проведем горизонтальный анализ, выявим такие статьи, которые сильно изменились, либо сильно отличаются от реальных показателей. Сравнивать будем по периоду времени. Таблица 1 - Бухгалтерский баланс предприятия (горизонтальный анализ)
Проанализируем баланс, для этого добавили столбец об изменении показателей строк баланса базового и отчетного периода. Уменьшилась валюта баланса (-12 242 640). Нематериальные активы в 2001 году увеличились (+3197), что для фирмы хорошо, т.к. возможно будут применяться какие-то новые разработки, что приведет к улучшению качества продукции. Основные средства значительно уменьшились (-5 752 235), возможно это связано с распродажей или переоценкой имущества или уменьшения его рыночной цены. Оборотные активы фирмы увеличились, причем запасы сырья и материалов уменьшились (-231500), а запасы готовой продукции увеличились (+298173), это может говорить о неэффективности работы отдела сбыта и планирования или фирма продает сезонный товар (в сезон запасы резко сократятся). НДС по приобретенным ценностям сократился (-494890) в связи с уменьшением запасов сырья и материалов для производства продукции. За отчетный год долговременная дебиторская задолженность поставщиков и заказчиков уменьшилась в два раза, кредиторская задолженность самой фирмы перед поставщиками и заказчиками тоже уменьшилась. Хотя кредиторская задолженность всё равно больше дебиторской. Денежные средства на расчетном счете фирмы выросли почти в 20 раз. Заемные краткосрочные средства в 2001 году не привлекались, только долгосрочные. Выросла задолженность фирмы перед персоналом фирмы, перед государственными внебюджетными фондами, а особенно перед бюджетом. По результатам анализа можно сделать вывод о том, что компании надо быстрее реализовывать товар – уменьшать запасы готовой продукции, увеличивать оборачиваемость, а также контролировать дебиторскую и кредиторскую задолженность. 1.2 Вертикальный анализ финансовой отчетности. Вертикальный анализ баланса показывает структуру средств предприятия и их источников, когда суммы по отдельным статьям или разделам берутся в процентах к валюте баланса. Можно выделить две основные причины, обуславливающие необходимость и целесообразность проведения вертикального анализа: · переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения результатов деятельности предприятий, различающихся по величине используемых ресурсов и другим объемным показателям; · относительные показатели в определенной степени сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике. Преимущество вертикального анализа заключается в том, что в условиях инфляции относительные величины показателей бухгалтерского баланса на начало и конец года лучше поддаются сравнению, чем абсолютные величины этих показателей. Определим долю каждой статьи за отчетный период. Таблица 2 - Бухгалтерский баланс предприятия (вертикальный анализ)
Основную часть валюты баланса составляют внеоборотные активы. Из данных таблицы следует, что за последний год величина внеоборотных активов в структуре баланса увеличилась с 66 % до 73%, а величина оборотных активов упала с 34 % до 28 %. За отчетный год долговременная дебиторская задолженность поставщиков и заказчиков уменьшилась в два раза (с 24% до 12 %). Доля капитала и резервов, которая составляла 7,27% на начало отчетного периода, к концу отчетного периода увеличилась до 52,96 за счет нераспределенной прибыли прошлых лет. В структуре баланса исчезли краткосрочные займы 0%. Кредиторская задолженность упала с 32 % до 28%. Однако увеличилась задолженность перед персоналом, перед внебюджетными и бюджетными фондами. Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга, а некоторые показатели можно отнести как к инструментам горизонтального, так и к инструментам вертикального анализа. 1.3 Расчет платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия Оценка финансового положения фирмы основывается на определении степени устойчивости. Этот этап финансового анализа заключается в расчете показателей оценки финансовой устойчивости: · показатели финансовой независимости; · показатели платежеспособности. Способность организации рассчитываться по своим краткосрочным обязательствам принято называть текущей платежеспособностью. Иначе говоря, организация считается платежеспособной, когда она в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, используя оборотные активы. Платежеспособность – это способность оплачивать краткосрочные платежи (в течение года). Существует несколько приемов оценки платежеспособности: 1. Визуальный, т.е. ее оценивают по наличию или отсутствию неплатежей (налоги, ПФ, соц. страх), отсутствие средств на расчетном счете. 2. Обобщенный метод, т.е. фирма платежеспособна, если сумма оборотных средств больше, либо равна сумме обязательств. Но необходимо уточнить реальность такой платежеспособности, т.к. задолженность по кредитам может быть долгосрочной, продукция труднореализуемой. 3. Наиболее распространенной является оценка платежеспособности на базе группировки всего актива по степени ликвидности. Ликвидность – скорость превращения товара, в денежную форму. Самыми ликвидными являются свободно конвертируемые деньги. Под ликвидностью предприятия подразумевается способность предприятия своевременно исполнять обязательства по всем видам платежей. Чем больше степень способности исполнения обязательств по платежам, тем выше уровень ликвидности предприятия. Уровень ликвидности зависит от сферы деятельности, соотношения оборотных и внеоборотных активов, скорости оборота средств, состава оборотных активов, величины и срочности оплаты текущих обязательств. К 1-ой группе относятся сами деньги и краткосрочные финансовые вложения, т.е. ценные бумаги со сроком погашения меньше года (немедленно реализуемые активы). Эта группа позволяет рассчитывать коэффициент абсолютной платежеспособности или денежной ликвидности. Кф (ден. лик.) = (Денежные средства (стр. 260) + краткосрочные фин.вложения (стр.250))/краткосрочные обязательства (стр.690). Если Кф ден. лик. >=1, то фирма является полностью денежно платежеспособной, т.е. имеет безукоризненную платежеспособность, но это говорит о нерациональном использовании финансов. Рассчитаем данный показатель на начало и конец года для нашей фирмы: 1) К ден. лик. на начало = (23 754+0)/ 40 946 491=0,00058. 2) К ден. лик. на конец = (478 743+1 100 000)/11 150 144=0,141. Таким образом, по текущим долгам фирма неплатежеспособна, что говорит о том что, для того чтобы расплатиться ей надо реализовывать средства второй группы. К 2-ой группе относят дебиторские задолженности. Рассчитывают К срочной ликвидности: Кс.л.=(денежные средства (стр. 260) + краткосрочные финансовые вложения (стр.250) + дебиторская задолженность (стр. 230+240))/краткосрочные обязательства (стр.690). Если >=1, то фирма имеет высокий уровень ликвидности, она платежеспособна. Для нашей фирмы: 1) К с.л. = (23 754+0+12 727 498)/ 40 946 491=0,311. 2) К с.л. =(478 743+1 100 000+5 028 972)/ 11 150 144=0,592. По второй группе на конец года фирма значительно более платежеспособна, чем раньше, хотя все-таки она до конца не платежеспособна. К 3-ей группе имущество средней реализации: · материалы; · запасы; · готовая продукция; · и т.д. Рассчитаем Кф полного покрытия или Кф текущей ликвидности (один из основных). Он показывает принципиальную способность фирмы погасить свои краткосрочные долги за счет своих оборотных средств. Кф тек. Лик. = оборотные средства (стр.290)/краткосрочные обязательства (стр. 690). Если Кф>1, то фирма платежеспособна, но имеет плохой финансовый менеджмент. Если Кф<1, то она неплатежеспособна и должна привлечь для погашения долгов имущество 4-ой группы, труднореализуемое (основные средства). Для нашей фирмы: 1)Кф тек. лик. на начало года =17 360 782 / 40 946 491 =0.423. 2)Кф тек. лик. на конец года = 10 867 180/ 11 150 144 =0,974. ≈1 По этому показателю можно сделать следующие выводу, что на начало года фирма была неплатежеспособна и в случае требований о немедленном возврате долга должны была реализовывать основные средства. На конец года фирма платежеспособна. Рассчитаем показатели финансовой независимости. Оценивается финансовая независимость, как независимость от внешних заемных средств. Основной коэффициент- Показатель уровня общей финансовой независимости или коэффициент автономии. Формула коэффициента финансовой независимости по данным баланса: К ф н = стр.490/ стр.700 Чем выше значения этого показателя, тем более устойчивым в финансовом отношении считается предприятие. Повышение данного коэффициента происходит преимущественно за счет чистой прибыли. Критическое значение данного показателя равно 0,5. Рассчитаем для исходного предприятия: 1)К ф.н. на начало года =3 742 942/51 513 680=0.072 2)К ф.н. на конец года =20 796 649 / 39 271 040= 0.529 Из этих расчетов можно сделать вывод, что фирма финансово зависима. Этот показатель можно дополнить двумя другими: 1. Кф финансовой независимости в части формирования запасов и затрат 2. Кф финансовой независимости в части имущества находящегося в обороте. Кф финансовой независимости в части формирования запасов и затрат = собственные оборотные средства/(запасы + затраты). Кфнз на начало года=3 742 942 / 3 971 462=0,94 К ф.н. на конец года =20 796 649/4 116 287=5.05 Коэффициент финансовой независимости в части формирования оборотных средств. (стр 490/стр 290) Кфнз на начало года=3 742 942 / 17 360 782 =0,21 К ф.н. на конец года =20 796 649/10 867 180 =1,91 2 ЭКСПЕРТИЗА ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ФИРМЫ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ 2.1 Оценка инвестиционной привлекательности фирмы Показатели рентабельности необходимо связать с доходообразующими факторами, которые связаны с показателями эффективности использования ресурсов. Показатели рентабельности фирмы должны удовлетворять пользователей информации. Также они необходимы для оценки эффективности текущих затрат, вложений, в том числе для привлечения капитала. Чаще всего рентабельность фирмы оценивается как соотношение чистой прибыли и имущества, находящегося на балансе предприятия, то есть активы фирмы. Рассчитаем рентабельность фирмы при помощи формулы: Рф = Но при дальнейшей детализации можно выделить три фактора, влияющих на рентабельность фирмы: · рентабельность продукции; · доля реально работающего имущества; · фондоотдача. Трех факторный анализ: 1. Удельный вес, т.е. имущество в обороте (Ув.). 2. Фондоотдача (Фо). 3. Рентабельность продаж, т.е. рассчитывают коэффициенты рентабельности, как по всей продукции, так и по отдельным ее видам (Рп). , где И – итог баланса, т.е. весь баланс. – реально работающее имущество. В – выручка. – чистая прибыль. Таблица 3 - Отчет о прибыли и убытках (форма №2)
Таблица 4 – Реализация
Сведём расчеты по инвестиционной привлекательности фирмы в таблицу 5 Таблица 5 – Инвестиционная привлекательность предприятия
Для оценки влияния на рентабельность фирмы трех факторов воспользуемся методом оценки элиминирования абсолютных разниц. Рассмотрим, как меняется рентабельность фирмы: -только за счет того, что удельный вес имущества увеличился на 11.9 %: 11.9*0.68*(-17.07)/100= -1.38 -только за счет того, что фондоотдача увеличилась на 1.25 : 87.19*1.25*(-17.07)/100=-18.6 -только за счет того, что рентабельность продаж увеличилась на 18.11 %: 87.19*1.93*18.11/100=30.47 Удельный вес реально работающего имущества увеличился за отчетный год на 11.9 ,что можно объяснить тем, что фирма вернула большую часть дебиторской задолженности и уменьшила основные средства. К концу отчетного периода наблюдается увеличение фондоотдачи реально работающего имущества (с 0.68 до 1,93). Однако рентабельности фирмы это не улучшает. За отчетный период наблюдается увеличение рентабельности фирмы (на 18.11%) в первую очередь за счет увеличения рентабельности продаж. 2.2 Анализ финансовых результатов При анализе прибыли от реализации используется пофакторный метод и учитывается сопоставимость прибыли от реализации. Пофакторный анализ – это анализ с введением промежуточного условного периода, в котором прибыль от реализации рассчитывается при изменении объемных показателей. Это необходимо, так как выручка от реализации и себестоимость реализованной продукции в различные периоды времени не сопоставимы. Выручка всегда уменьшается на величину НДС, акцизов, расходов и отчислений, исключаемых из выручки при определении результата от реализации. Финансовым результатом основной деятельности предприятия, является расчет прибыли от реализации. Она формируется за счет выручки. Прибыль от реализации зависит от четырех факторов: 1. Объем продаж (объем товаров, контрактов и договоров) 2. Ассортимент товаров и/или услуг 3. Затраты (себестоимость на единицу продукции) 4. Цена одного изделия Таблица 6 – Схема для расчета исходных данных
П0 и П1 получены в различных областях для разного товара. Значение этих прибылей можно сравнить, но нельзя сопоставить. Для сопоставления несравнимых величин, используют сложные математические приемы, результатом которых являются готовые методики, например методика использование условных величин, цепные подстановки и другие. За отчетный период прибыль увеличилась на 3010736-(-2 058 480)=5069216 Для проведения экспертизы прибыли от реализации используют индексный метод, рассчитывающий индекс роста производства (), который показывало =71404080/ 26 605 363= 2.68 1. Рассмотрим изменение прибыли от реализации за счет изменения объема продаж в штуках -2 058 480*(2.68-1)= -3458246 2. Оценим влияние на прибыль за счет изменения ассортимента - 5518920 – (-2 058 480*2.68) = - 2194 3. Рассчитаем изменение прибыли от реализации за счет изменения затрат себестоимости на единицу продукции -(63 287 362-76923000) = 13635638 4. Рассчитаем, какое влияние оказывает ценообразование на прибыль от реализации 66 298 098-71404080 = - 5105982 Общее суммарное влияние по всем факторам составляет -3458246+(- 2194)+ 13635638+(- 5105982)=5069216 2.3 Экспертиза рентабельности реализованной продукции Основным показателем оценки реализации продукции является рентабельность, учитывающая два фактора: прибыль от реализации и затраты. Для проведения данных мероприятий используются приемы (методы): Элиминирования цепных подстановок. Таблица 7 – рентабельность реализованной продукции
Выводы: за отчетный период рентабельность продукции на фирме увеличилась на 11.93 . Такой рост можно объяснить следующим образом, а именно под влиянием следующих факторов: 1. Сдвиг в структуре ассортимента практически никак не повлиял на рентабельность продукции (0,01%), отсюда следует, что ассортиментная политика фирмы должна быть направлена на улучшение ситуации. Иначе фирма не сможет реализовать данные виды продукции и потратит большое количество финансовых ресурсов. 2. Зато, при изменении себестоимости с базового показателя на фактический, можно видеть хороший прирост показателя рентабельности. Он составил 12,85%. Дальнейшее снижение себестоимости может благоприятно отразиться на данном показателе. 3. Ценовая политика фирмы привела к падению рентабельности и составила 4,75%, то есть цены на данные товары несопоставимы действительным цена на рынке. В будущем периоде рост цен, скорее всего, приведет к росту рентабельности, так как нынешняя цена напоминает демпинговою стратегию ценообразования, с целью завоевания рынка и авторитета на нем. В данной курсовой работе были изучены основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для исследования было выбрано коммерческое предприятие, занимающееся производством. Исследования деятельности фирмы методом проведения вертикального и горизонтального анализа бухгалтерского баланса показали, что в течение отчетного периода наблюдается перераспределение средств между различными статьями баланса. Общая сумма валюты баланса сократилась. Были погашены многие дебиторские и кредиторские задолженности. Сократилась величина основных средств фирмы, но всё равно основную часть валюты баланса составляют внеоборотные активы. Запасы сырья и материалов уменьшились, а запасы готовой продукции увеличились. Доля капитала и резервов, которая составляла 7,27% на начало отчетного периода, к концу отчетного периода увеличилась до 52,96% за счет нераспределенной прибыли прошлых лет. Проводился анализ финансовых показателей фирмы, таких, как ликвидность, оборачиваемость капитала, рентабельность. Коэффициент текущей ликвидности (один из основных) показывает принципиальную способность фирмы погасить свои краткосрочные долги за счет своих оборотных средств. По этому показателю можно сделать следующие выводы, что на начало года фирма была неплатежеспособна и в случае требований о немедленном возврате долга должна была реализовывать основные средства. На конец года фирма платежеспособна (коэффициент ≈ 1) . Коэффициент финансовой независимости на конец отчетного года =0.529, следовательно, можно сделать вывод о том, что фирма всё ещё финансово зависима. Рентабельность продукции за отчетный период увеличилась. Удельный вес реально работающего имущества увеличился за отчетный год на 11.9, это можно объяснить тем, что фирма вернула большую часть дебиторской задолженности и уменьшила основные средства. К концу отчетного периода наблюдается увеличение фондоотдачи реально работающего имущества. Однако рентабельности фирмы это не улучшает. За отчетный период наблюдается увеличение рентабельности фирмы (на 10,58 %) в первую очередь за счет увеличения рентабельности продаж (на 18.11%), в базовом году фирма была не рентабельна. Два рассматриваемых фактора: изменение ассортимента, изменение цен продаж отрицательно повлияли на рентабельность продукции. Изменение себестоимости продукции привело к значительному увеличению рентабельности. Показатели удельного веса реально работающего имущества и фондоотдачи показали значения, благоприятно влияющие на рентабельность компании. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности, под ред. В.И. Стражева, Мн.: Выш. шк.,1999. 2. Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: Учеб. Пособие. – М.:”Финансы и статистика”, 1994. – 80 с. 3. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия:Практическое пособие. – М.:”Издательство ПРИОР”, 2000. – 96 с. 4. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.:”Бухгалтерский учет”,1998 5. Ковалев В.В. Анализ финансового состояния и прогнозирование банкротства. – СПб.:”Аудит-Ажур”. 1997 6. Ковалев В.В. Финансовый анализ:управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.:”Финансы и статистика”, 1998. 7. Ковалевский Г.В. Системный анализ использования резервов строительных организаций. – М: “Стройиздат”, 1989.- 167 с. 8. Петров В.В., Ковалев В.В. Как читать баланс. М.:”Финансы и статистика”, 1993 9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., переработ. И доп. – Минск: ООО”Новое издание”, 1999.-688с. |