Реферат: Причины и условия образования ренты
Название: Причины и условия образования ренты Раздел: Рефераты по экономической теории Тип: реферат | |||||
Содержание
Введение В современной литературе тема возникновения ренты, её сущности и форм, а также особенностей функционирования системы рентных отношений освещена широко, представляя из себя одну из важнейших тем экономической теории. Особое внимание при этом уделено ключевым моментам существования земельной ренты, поскольку, в условиях перехода к рыночной экономике важными являются проблемы развития сельского хозяйства, регулирования земельных отношений на конкретных этапах земельной реформы. Темпы и устойчивость современного развития рыночной экономики во многих странах мира определяются эффективностью организации рентных отношений, фактически охватывающих всю систему хозяйственных форм, институтов и инструментов – от особенностей рыночного ценообразования, распределения чистого дохода, специфики форм капитала, денежного обращения до общих закономерностей развития национальной экономики и мирового хозяйства. Особую актуальность исследованию рентных отношений придает то обстоятельство, что именно рентные доходы крупнейших корпораций в отраслях добычи и переработки нефти и газа становятся наиважнейшим фактором, обеспечивающим равновесное развитие современной мировой экономики. В аграрной сфере экономики эффективный механизм формирования, распределения и присвоения ренты выступает исходным императивом становления цивилизованных рынков земельных ресурсов и сельскохозяйственной продукции и существенно влияет на решение мировых проблем обеспечения продовольствием. Кроме того, усложнение социально-экономической и технико-экономической структуры общественного воспроизводства обусловливает возникновение новых видов ренты, что вызывает необходимость теоретико-методологического обоснования их классификации, механизмов формирования и использования в рамках национальной экономики. В связи с этим, возникает необходимость изучения развития рентных отношений в современной экономике, на основе теоретического анализа образования разных форм ренты. Актуальность, и теоретическая направленность курсовой работы определили выбор темы, цели и задачи исследования. Так, целью курсовой работы является изучение причин и условий образования ренты. В связи с этими задачами курсовой работы являются: - определить сущность земельной ренты; - дать характеристику разным формам земельной ренты, изучить при каких условиях и причинах они образуются; - рассмотреть виды рент в несельскохозяйственных отраслях производства; - изучить этапы земельной реформы в современной России. Объектом исследования является рента как экономическая категория в различных отраслях и сферах современной экономики; особенности земельной реформы в России. Предметом курсовой работы выступают экономические формы ренты, причины и условия их образования. 1 Земельная рента и ее виды 1.1 Земельная рента и ее специфика Особой формой ренты является земельная рента, связанная с аграрными отношениями. Земельная рента выступает как часть прибавочного продукта, создаваемого производителями, хозяйствующими на земле. Земельная рента представляет собой плату за производственный фактор – землю. Но рента в отличие от платы за другие факторы производства (заработной платы, ссудного процента) имеет весьма специфическую природу. Специфика ренты связана именно с тем, что она возникает в силу ограниченности земельного ресурса. Фиксированный характер предложения земли означает, что спрос выступает единственным фактором, определяющим земельную ренту. Если спрос на землю близок к нулю, то и земельная рента будет равна нулю. Изменение величины ренты не оказывает никакого влияния на количество имеющейся земли. Таким образом, важным условием при объяснении категории земельной ренты является факт ограниченности предложения земли. Подобной ограниченности не наблюдается при формировании предложения труда или предложения капитала, так как два последних фактора производства являются свободно воспроизводимыми, и могут быть увеличены в ответ растущий спрос. Этого нельзя сказать о земле, пригодной для выращивания сельскохозяйственной продукции; то же самое относится и к земельным участкам в добывающей промышленности и в строительстве. Именно ограниченность, абсолютная неэластичность предложения земли является важнейшей причиной особенностей ценообразования в сельском хозяйстве. Конечно, в очень долгосрочном периоде предложение земли может быть увеличено в ответ на растущий спрос на сельскохозяйственные угодья путём отвоёвывания её у прибрежных участках морей, тайги или тропических лесов. Можно улучшить плодородие земли. Но в краткосрочном и долгосрочном периоде, каким бы высоким ни был спрос, например, на чернозём или на богатые полезными ископаемыми залежи, увеличить предложение земли такого качества просто невозможно. Другой особенностью земельных ресурсов является их недвижимый характер. Владелец земельного участка не может перебросить его ближе к рынку сбыта сельскохозяйственной продукции или к городу, славящемуся своей индустрией развлечений, чтобы получить больший доход. Механизм формирования уровня земельной ренты представлен графически на рис. 1[1] . При этом на оси абсцисс х указывается количество земли (Q), а на оси ординат у - цена земли (P). P в SE D S Q1 Q Рисунок 1 – Кривые спроса и предложения цены На рис. 1 SS – это кривая предложения земли, DD – кривая спроса на землю, точка E – это уровень земельной ренты (арендной платы), который уравнивает спрос и предложение земельных участков. Предложим, что уровень арендной платы повысится и превзойдет уровень точки E. Что же тогда произойдет? Предложение земли (хоть оно и неизменно) превысит спрос на нее. В таких условиях земельные собственники станут испытывать трудности со сдачей земли в аренду, и вынуждены будут снизить ставки арендной платы. Если же уровень арендных ставок понизится (ниже точки E), то спрос на землю превысит ее неизменное предложение. В таких условиях земельные собственники, воспользовавшись высоким спросом на участке земли, будут повышать арендную плату. Таким образом, только в точке E будет наблюдаться равенство спроса и предложения земли. Земельная рента образуется не только в связи с арендой земли для сельскохозяйственного производства, рента имеет место и в тех случаях, когда земля арендуется предпринимателями для постройки зданий и сооружений, разработки ее недр. Земельная рента как экономическая категория рыночной экономики непосредственно связана с частной собственностью на землю и рынком земли. Она образуется как при разъединении земли в качестве объекта собственности и объекта хозяйствования (аренда земли), так и при соединении их в одном физическом (юридическом) лице. При этом, образуются две нормальные формы земельной ренты: абсолютная и дифференциальная. 1.2 Дифференцированная рента и ее экономическая содержание Дифференциальная рента является наиболее распространенной формой земельной ренты. Это разница между общественной и индивидуальной стоимостью сельскохозяйственной продукции. Образование дифференциальной земельной ренты вызвано различием в плодородии и местоположении земли и эффективности добавочных затрат труда и средств на землю. Дифференциальная рента — это понятие, фигурирующее не только на рынках земельных угодий и производства сельскохозяйственной продукции; она возникает как экономическая категория в случае использования любого рода ресурсов, не являющихся полностью однородными в каждом их классе. Продукты сельского хозяйства уникальны. Прирост населения и повышение доходов обеспечивают рост спроса па продукцию растениеводства и животноводства. Предложение же земли фиксировано, неэластично. Количество лучших и средних по качеству земельных участков ограничено. Спрос на продукцию превышает производственные возможности этих земель, поэтому цены удерживаются на таком уровне, что становится экономически выгодным производство и на худших участках. Этим объясняется и согласие общества платить дань земельным собственникам. На лучших по качеству землях при такой рыночной ситуации предприниматели получают добавочную прибыль, которая принимает форму дифференциальной ренты. По своей природе дифференциальная рента отличается от избыточной прибыли, создающейся в промышленности. Она результат применения более высокой естественной производительной силы. а не капитала. В промышленности избыточная прибыль возникает при усовершенствованиях в производстве, которые впоследствии распространяются на другие предприятия. Земельная собственность, т. е. участок земли, находящийся в распоряжении у его владельца – собственника, не имеет никакого отношения к созданию избыточной прибыли, но она является причиной превращения её в форму земельной ренты. Поэтому ренту называют незаработанным доходом[2] . Дифференциальная рента фиксируется как разность между индивидуальной ценой производства на участках, располагающих монополизированной естественной силой, и ценой, которая складывается на рынке. Земельная собственность не имеет никакого отношения к созданию избыточной прибыли, но она является причиной превращения ее в форму земельной ренты. Надо заметить, что далеко не всегда и не вся добавочная прибыль превращается в ренту. Разница между общей суммой чистого дохода и средним чистым доходом включает в каждой группе хозяйств сумму других видов чистого дохода: конъюнктурного, рационализаторского, страхового и др. Эти виды дохода можно рассматривать как процент (или прибыль) на текущие инвестиции (например, рационализаторский доход и др.). Возможно образование добавочной прибыли, обусловленной случайно лучшими погодными условиями. Но она носит мимолетный характер и не может превратиться в ренту. Важно отметить, что дифференциальный земельный доход превращается в ренту не благодаря особым трудовым усилиям работников, занятых в земледелии, а вследствие особых условий производства, связанных с редкостью, невоспроизводимостью и разно качественностью земли. Но сила природы не источник добавочной прибыли, а лишь естественный базис. Источником ее является труд аграриев. Дифференциальная рента существует в двух видах: дифференциальная рента 1 и дифференциальная рента 2. Дифференциальная рента 1 связана с различием в качестве земли. Она, в свою очередь, делится на ренту по плодородию, получаемую с более плодородных земель, и ренту по месту положения земельных участков, получаемую с земель, стратегически выгодно расположенных но отношению к материалам, труду и потребителям[3] . Дифференциальная рента 2 предполагает интенсивный метод земледелия, добавочное вложение капитала: повышение плодородия почвы, применение прогрессивных биотехнологии, использование сортов растений с повышенным потенциалом продуктивности и т. д. В результате повышается урожайность, быстрее окупаются затраты. Предприниматель получает дополнительную прибыль[4] . Дифференциальная рента 2 выступает стимулом земледелия. Она, в отличие от дифференциальной ренты I, до истечения срока договора присваивается арендатором. Но по истечении срока аренды и эта рента становится достоянием земельного собственника, что является одной из величайших помех внедрения рыночной экономики в аграрный сектор. Таким образом: - дифференциальная рента 1 возникает при экстенсивном ведении хозяйства, дифференциальная рента 2 только при интенсивном земледелии; - дифференциальная рента 1 образуется на лучших и средних землях, дифференциальная рента 2 и на худших землях; - дифференциальная рента 1 присваивается земельным собственником, дифференциальная рента 2 временно присваивается предпринимателем-арендатором как вознаграждение за применённый капитал. Дифференциальную земельную ренту обычно измеряют путем сопоставления рент с одинаковых по площади худшего, среднего и лучшего участков. На рис. 2 представлены эти участки, среди которых[5] : рис. 2 а) - худший участок; рис. 2 б) - средний участок; рис. 2 в) – лучший участок. Р SF1 Р SF2 Р SF3PE2 E2 PE3 E3DF3PE1 E1 DF2DF1, O FE1 F1 O FE2 F2 O FE3 F3а) б) в) Рисунок 2 – Дифференциальная земельная рента На худшем участке дифференциальная рента (затененный прямоугольник) отсутствует, на среднем и лучшем участках она имеет место, и ее источник - более высокая производительность этих участков по сравнению с худшим. Повышенная производительность увеличивает MRP земли и в результате смещает линию спроса на услуги земли вверх, из положения DF1 в положения DF2 и DF3 . При заключении арендного договора собственник земли стремится обратить всю земельную ренту в свой доход. Арендатор может получить только часть дифференциальной ренты в случае, когда ее прирост обусловлен произведенным им улучшением земельного участка в период действия арендного договора (такую дифференциальную ренту, связанную исключительно с осуществляемыми людьми улучшениями земель, называли ранее в учебниках политэкономии дифференциальной рентой II рода в отличие от дифференциальной ренты I рода, появление которой объясняли в свою очередь природными, "естественными", различиями земельных участков). В дальнейшем, при заключении нового договора, собственник земли постарается учесть прирост ренты и включить его в состав арендной платы. В этой связи обычно утверждается, что арендатор земли заинтересован в максимально длительных сроках действия арендного договора, а собственник земли - в обратном. 1.3 Причины и условия образования абсолютной ренты Абсолютная рента является результатом монополии частной собственности на землю со стороны определенного класса общества. В самом деле, собственник земли именно в этом своем качестве, зная, что земля необходима всем – для сельскохозяйственного и промышленного производства, - заставит желающего пользоваться землей, платить за нее арендную плату. И действительно, в английском языке слово "рента" означало первоначально аренду или арендную плату, и эта категория проявляется со всей ясностью и определенностью одновременно с возникновением капиталистического общества. В этой арендной плате заключены две части: одна соответствует проценту на капитал, уже вложенный в землю и неотделимый от нее (мелиорация, ирригация, постройки и т.д.); другая существует всегда и соответствует передаче права пользования землей, или, как говорил Рикардо, пользования исходными и неразрушимыми свойствами земли. Образование абсолютной ренты связано с тем фактом, что по причине отсталости сельского хозяйства по сравнению с промышленностью органическое строение капитала, вложенного в сельское хозяйство, ниже органического строения капитала, вложенного в промышленность, и, следовательно, в сельском хозяйстве доля переменного капитала (идущего на заработную плату) пропорционально выше, чем в промышленности. Отсюда следует, что прибавочная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве, выше средней прибыли, и стоимость продуктов выше капиталистической цены производства. Пропорциональному распределению прибавочной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве, препятствует земельная собственность, которая, представляя монополию, сама претендует постоянно на часть этой прибавочной стоимости и присваивает разницу между стоимостью и ценой производства. Земельная собственность, таким образом, завышает цену сельскохозяйственных продуктов на сумму, которую она взимает в качестве абсолютной ренты, и которая представляет, следовательно, род налога, накладываемого на общество. Следует подчеркнуть, что историческая отсталость сельского хозяйства по сравнению с промышленностью, представляющая собой одно из главных проявлений закона неравномерности капиталистического развития, проистекает не из природы земли, а из общественных отношений. Частная земельная собственность, препятствующая вложению капиталов в землю и присваивающая себе все возрастающую часть прибавочной стоимости, является одной из главных причин этой отсталости[6] . Объясняя возникновение абсолютной ренты, нужно исходить из факта более низкого органического состава капитала в сельском хозяйстве по сравнению с промышленностью. По темпами роста и органическому строению капитала сельское хозяйство в ряде случаев начинает обгонять промышленность. Вследствие этого сокращается тот избыток стоимости сельскохозяйственной продукции над стоимостью промышленной продукции, который составляет основу абсолютной ренты. При сокращении обычного источника абсолютной ренты может создаваться такое положение, когда крупные фермерские хозяйства должны будут выплачивать фиксированную в арендном договоре абсолютную ренту за счет дифференциальной ренты II, а основная масса мелких фермеров вынуждена уплачивать арендную плату за счет проедания своих основных средств. Однако капиталисты-фермеры не могут платить абсолютную ренту за счет средней прибыли или дифференциальной ренты II систематически. В этих условиях неизбежно появляется новый источник абсолютной ренты – вздувание цен на сельскохозяйственные продукты выше цены производства и стоимости. В этом случае происходит слияние абсолютной ренты с монопольной прибылью. 1.4 Монопольная рента В сельском хозяйстве есть еще одна разновидность ренты – монопольная рента. Монопольная рента образуется на землях исключительного качества. Исключительные природные условия порой создают возможности для производства редких сельскохозяйственных продуктов – особых сортов винограда, некоторых видов цитрусовых, чая и т.д. Такие товары продаются по монопольным ценам, верхний предел которых нередко определяется лишь уровнем платежеспособного спроса. В результате монопольные цены могут значительно превышать индивидуальную стоимость таких продуктов. Это и позволяет землевладельцам получать монопольную ренту. Итак, монопольная рента – эта особая форма земляной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и невоспроизводимые в других местах земледельческие продукты и полезные ископаемые[7] . Таким образом, в сельском хозяйстве, как и в других отраслях, капиталисты-предприниматели получают равную прибыль на равновеликий капитал. Выплата ренты землевладельцам осуществляется не в нарушение закона стоимости, а в соответствии с ним. Однако поскольку конкуренции не удается преодолеть барьер частной собственности на землю, землевладельцы "перехватывают" у промышленных капиталистов значительную часть прибавочной стоимости в виде ренты. Разновидностью монопольной ренты является рента редкости, против которой конкуренция бессильна. Она составляет значительную часть дохода спортивной звезды и топ-модели, выдающегося музыканта и великого хирурга, собственника уникального виноградника и владельца единственного в мире целебного источника и т. д. С теоретической точки зрения выплата ренты не является необходимым условием оптимального размещения ресурсов. С одной стороны, музыкант или хирург всё равно не оставил бы своего дела даже при низком вознаграждении. С другой стороны, сверхвысокий доход всё равно не способен стимулировать увеличения производства благ и услуг с такими же уникальными свойствами, поскольку их предложение абсолютно ограничено. Ренту получают и владельцы тех земельных участков, из недр которых добываются полезные ископаемые или на которых возводятся постройки. Вывод: Главной особенностью экономических отношений, связанных с использованием земли как не воспроизводимого, ограниченного природного фактора является существование земельной ренты. Отдавая землю в аренду предпринимателям, собственник земли получают за это определенную плату – ренту. Земельная рента – цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли. Экономическая наука выделяет три вида земельной ренты: - дифференциальную. Источником дифференциальной ренты является добавочная прибыль, причиной образования которой выступает монополия на землю как объект хозяйства. Для получения дифференциальной ренты важно, чтобы продажная цена сельскохозяйственного продукта соответствовала цене его производства на относительно худших по плодородию (местоположению) участках земли. Дифференциальная рента реально существует в двух формах: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II. Дифференциальная рента I связана с различиями в плодородии и местоположении земельных участков. Дифференциальная рента II представляет собой добавочную прибыль, возникающую в результате последовательных вложений капитала в землю. Она неразрывно связана с интенсификацией сельского хозяйства, является её важнейшим экономическим результатом. - абсолютную. Под абсолютной рентой понимается доход, получаемый владельцем от худших участков земли или месторождений, находящихся в эксплуатации. Если величина ренты падает ниже абсолютной, то участок (месторождение) перестают эксплуатировать. Причиной образования абсолютной ренты является монополия на землю как объект собственности. Решающую роль в образовании абсолютной ренты играют не законы спроса и предложения, а закон стоимости. - монопольную. Монопольная рента - это особая форма земельной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и не воспроизводимые в других местах продукты земледелия. Прежде всего этот вид ренты в сельском хозяйстве возникает в силу разной принадлежности земельных участков какой-либо климатической зоне. 2 Рента в несельскохозяйственных отраслях производства 2.1 Горная рента Горная рента - разновидность природной ренты. Она образуется только в горнодобывающей промышленности и обусловлена горно-геологическими и социально-экономическими факторами добычи полезных ископаемых[8] . Горная рента представляет сверхдоход или избыточный доход, который образуется при добыче полезных ископаемых после оплаты труда, капитала и получения прибыли предпринимателя, определяемой наиболее типичным уровнем нормы отдачи на инвестиции в данном секторе экономики. Горная рента, также как и земельная, по своему происхождению принадлежит обществу. Полезные ископаемые не созданы людьми. Часть горной ренты поступает в доход государства, часть остается у предпринимателей, осуществляющих добычу полезных ископаемых. В разных странах существуют разные механизмы распределения горной ренты между государством и недропользователями. Но вне зависимости от существующей формы собственности на недра они направлены на получение государством части ренты, образующейся в горном секторе. Выделяют абсолютную и дифференциальную (I и II рода) горную ренту. Под абсолютной рентой понимается доход, получаемый недропользователем от разработки созданного природой месторождения вне зависимости от его качества. Она возникает в процессе эксплуатации месторождений и определяет уровень нормативных затрат и нормальной прибыли замыкающего месторождения. При этом величина указанных показателей, обеспечивающих простое воспроизводство минерально-сырьевой базы, должна с самого начала оговариваться в лицензионных соглашениях, заключаемых между недропользователем и собственником недр. К особенностям возникновения дифференциальной горной ренты относят[9] : 1) природные особенности месторождения (масштаб запасов полезных ископаемых, содержание полезных компонентов, химический и минеральный состав полезных ископаемых, его физические свойства, содержание вредных примесей, глубина залегания ископаемого, обводненность и т.д.); 2) экономико-географические условия месторождения (климат района, удаленность от предприятий-потребителей и поставщиков, экономическое и социальное развитие района, энергетические и транспортные условия, водные ресурсы и т.д.). Горная рента, приносящая дополнительный доход вследствие эксплуатации лучших месторождений, называется дифференциальной рентой I рода. Основой возникновения горной ренты I является различная естественная производительность труда при разведке, освоении и разработке месторождений, обусловленная влиянием геолого-экономических, горнотехнических, географо-экономических, инфраструктурных характе-ристик, именуемых рентными факторами. Коротко это можно определить так: количество месторождений полезных ископаемых в недрах не беспредельно, а качество их весьма различается. Местоположение объектов недропользования имеет существенное значение для образования дифференциальной ренты I рода. Это обусловлено не только разницей удельных затрат труда в различных климатических условиях, но и необходимостью транспортировки сырья к местам потребления на значительные расстояния. В этом случае иногда даже бедное месторождение, но и расположенное в освоенном районе, будет более эффективным источником дифференцированной ренты I. Источником формирования дифференциальной ренты II рода выступают высокотехнологичные нововведения, повышающие нефтеотдачу пластов и обеспечивающие более полное извлечение полезных ископаемых. Другими словами, она является следствием инноваций, внедряемых недропользователем. По существу дифференциальная рента II рода - это снижение нормативных издержек, устанавливаемых на уровне средней по отрасли технологии добычи полезных ископаемых. Дифференциальная рента II может образоваться за счет отдачи последовательных затрат при росте извлечения полезного компонента, снижении уровня потерь полезного ископаемого, более комплексном использовании минерального сырья, изменении производственной мощности предприятия. Однако ее конкретное определение связано с большими условностями, поэтому ее использование при определении рентных платежей не производится. Горная рента при недропользовании генерируется только на лучших месторождениях в результате их промышленной эксплуатации. Под ними понимаются месторождения, экономическая эффективность разработки которых выше, чем у "нормальных". К последним относятся месторождения, освоение которых на основе нормативной технологии при действующей системе налогообложения не обеспечивает сверхдохода, но позволяет получить нормальную прибыль (до 17% от выручки). К основным факторам образования горной ренты при недропользовании на лучших месторождениях относятся[10] : 1) Количество нефти, добываемое в единицу времени. Для углеводородного сырья оно измеряется среднесуточным дебитом нефтяных скважин. В настоящее время нормальная прибыль в России обеспечивается на месторождениях с дебитами 2 -7 т в сутки. 2) Качество добываемого минерального сырья. С точки зрения реализации продукции качество нефти оказывает заметное воздействие на показатели эффективности деятельности недропользователя. Так, количество баррелей в 1 т нефти колеблется от 6,8 до 8,0. 3) Стадия жизненного цикла разработки месторождения. Известна закономерность (кривая Хаббарда) разработки нефтяных месторождений, согласно которой в первые 10-15 лет после начала эксплуатации рентабельность добычи возрастает, затем держится на пике в течение 5-10 лет, после чего начинает снижаться по мере истощения запасов месторождения. В соответствии с этой закономерностью через 20-25 лет после начала эксплуатации месторождения в суточных дебитах извлекаемой жидкости начинают преобладать дебиты воды. 4) Экономико-географические условия. К ним относятся: наличие социальной (железные дороги, линии электропередач, населенные пункты и пр.), производственной и промысловой инфраструктуры (близость магистральных нефтепроводов, донажимных и насосных станций и т.д.); труднодоступность; климатические факторы; показатели буримости пород и др. Естественно, экономико-географические условия предопределяют капитальные и текущие (эксплуатационные) затраты, технологию разработки, а в конечном счете нормативные затраты на разработку и обоснование критериев "нормального" месторождения. Возрастающие общественные потребности и спрос на минерально-сырьевую продукцию вынуждают переходить от разведки и освоении природноограниченных эффективных месторождений полезных ископаемых к худшим месторождениям, требующим более высоких удельных капитальных и эксплуатационных затрат. В результате у недропользователей, разрабатывающих относительно лучшие месторождения, возникает добавочная прибыль, т.е. дифференциальная рента. Как известно, существует две формы дифференциальной ренты. Образование дифференциальной ренты I связано с различиями производительности труда, обусловленными различной естественной продуктивностью лучших и худших месторождений полезных ископаемых. Образование дифференциальной ренты II связано с неодинаковой производительностью труда в результате более эффективных дополнительных капитальных вложений и эксплуатационных затрат на относительно лучших месторождениях. Очевидно, что в рыночной экономике освоение худших месторождений производится лишь при инвестиционной привлекательности, определяемой приемлемой для инвестора внутренней нормой прибыли. Дифференцированная зависимость издержек на добычу от естественных условий месторождений сохраняется при любых уровнях цен. Меняются лишь сама величина добавочного дохода и число месторождений, имеющих инвестиционную привлекательность. Общность природы и источников горной ренты не исключает ее отраслевых особенностей для основных групп минерального сырья. Так, М.Д. Белонин и В.И. Назаров предложили следующую классификацию источников нефтянной ренты[11] : 1) Рента продуктивности образуется при разработке месторождений с лучшими горно-геологическими характеристиками; высокими дебитами скважин, большими мощностями продуктивных горизонтов, крупными запасами залежей, незначительной глубиной залегания. Дополнительный доход в данном случае возникает за счет сокращения эксплуатационных скважин и их стоимости и, следовательно, капитальных вложений, сокращения затрат на обслуживание эксплуатационного фонда скважин, в конечном итоге уровня себестоимости добычи. 2) Рента местоположения образуется за счет благоприятного расположения разрабатываемых месторождений по отношению к потребителям и сокращением в связи с этим транспортных расходов. 3) Рента качества возникает при переработке высококачественных нефтей и газов. 4) Рента взаимозаменяемости I возникает за счет технологических преимуществ использования нефти и газа по сравнению с другими видами топлива. 5) Межгосударственная рента, возникающая за счет разницы внутренних и мировых цен (имеет временный характер). Указанные составные элементы нефтянной ренты формируются за счет различий в природных условиях и поэтому относятся к дифференциальной ренте. Наряду с дифференциальной нефтянной рентой существует еще так называемая экономическая рента, которая возникает при условии превышения цен на нефть над индивидуальными издержками не только на лучших из разрабатываемых месторождений, но и на худших из вводимых в промышленный оборот. Раздельное количественное определение дифференциальной горной ренты I и II рода при недропользовании практически нереально вследствие разнонаправленного действия природных факторов, производственно-технологических и организационно-управленческих факторов, конъюнктуры. 2.2 Лесная рента Экономическая природа лесного дохода - земельная рента. Земельная рента в лесопользовании специфична. Лесные земли как объект лесопользования в экономическом смысле ценны не сами по себе, а коммерческими ресурсами - древесиной на корню, продуктами побочного пользования, рекреацией. В этом принципиальное отличие между сельским и лесным хозяйствами и обусловлено оно единственной причиной - чрезвычайной продолжительностью воспроизводственного цикла лесных экосистем. Не случайно в российском лесном законодательстве земля и ресурсы рассматриваются в единстве, как нечто целое, объединяются общим понятием - лесной фонд. Рентообразующими факторами являются показатели качества и запаса лесных ресурсов. Поэтому земельную ренту в лесопользовании правомерно называть лесной рентой. Лесная рента принадлежит собственнику лесного фонда. При государственной собственности на лесной фонд лесная рента, как правило, облагается налогом. Любые платежи за лесопользование есть рентный налог. Рентный налог может быть меньше, равен или больше ренты. Рентный налог устанавливается меньше ренты или не берется совсем в случаях[12] : 1) на арендатора-лесопользователя возлагаются расходы по лесовосстановлению и воспроизводству лесных ресурсов; 2) помимо воспроизводства лесных ресурсов арендатору-лесопользвателю доверяется инвестировать рентный доход как общественный ресурс в развитие лесопромышленного производства (из расчета, что предприниматели это сделают успешнее, чем госслужащие). Рентный налог устанавливается равным ренте, если[13] : 1) воспроизводство лесных ресурсов осуществляется государственными органами управления лесами за счет бюджетных средств; 2) часть лесной ренты, превышающая расходы на ведение лесного хозяйства, используется на социальные и иные общегосударственные цели. Лесной налог превышает ренту, когда он устанавливается без обоснований и расчетов. Превышение лесного налога над рентой может иметь только негативные последствия: снижение рентабельности лесозаготовок и заработной платы рабочих. 2.3 Водная рента Водная рента – доход, регулярно получаемый владельцем от использования водных ресурсов, не требующий от получателя дохода осуществления предпринимательской деятельности, затраты дополнительных усилий[14] . По своей экономической природе водная рента представляется двумя видами: абсолютной (чистая) и дифференциальной водной рентой. Абсолютная (чистая) водная рента – форма водной ренты, получаемая владельцем прав пользования водными объектами от уступки этих прав контрагентам регионального водного рынка независимо от местоположения (доступности) водных объектов и их эксплуатационных свойств (качественного состояния ресурсов, наличие или отсутствие «улучшений» водного объекта и т.п.). В условиях неэластичного предложения прав пользования водными объектами уровень абсолютной (чистой) водной ренты всецело зависит от фактора спроса. Более того спрос на права пользования водными объектами является производным от спроса на продукцию, производимую с использованием ресурсов водных объектов, а следовательно и размер абсолютной (чистой) водной ренты зависит от спроса на эту продукцию. Таким образом, уровень абсолютной (чистой) водной ренты (и, соответственно, стоимости прав пользования водными объектами) является результатом сложившегося уровня цен на продукцию, производимую с использованием ресурсов водных объектов, а не наоборот[15] . Дифференциальная водная рента – форма водной ренты, 2.4 Экологическая рента Экологическая рента – это сверхприбыль, возникающая в природохозяйственной и природоэксплуатирующей сферах в результате применения более эффективных (по сравнению с преобладающими) техники и технологии, способов организации производства и т.п.[17] По своей природе она аналогична дифференциальной природной ренте II рода, возникающей при более эффективном использовании природного ресурса, но значительно шире по фронту своей деятельности, связанным с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду. Речь может идти о применении эффективных (приносящих сверхприбыль) инновационных технологий как в геологоразведке, лесном, водном, сельском хозяйстве и т.п., так и в сфере переработки и использовании природоемкой и материалоемкой продукции, строительстве очистных сооружений, производстве экологически чистого продукта, энергетических установок и транспортных средств с минимальными выбросами, применении безотходных технологий переработки сырья и т.п. В таком широком понимании экологическая рента может проявиться в любой отрасли народного хозяйства – в отличие от природной ренты, поле возникновения которой не ограничено сельским хозяйством, добывающей промышленностью и транспортом. Одновременно экологическая рента подобна технологической квазиренте, ибо она является результатом применения более эффективных технологий и недолговечна по времени: как только экологическое новшество становится преобладающим, выражающим общественно необходимые затраты и нормальный эффект экологической деятельности, сверхприбыль в этой сфере исчезает до следующего крупного нововведения экологического характера. Следовательно, экологическая рента носит прогрессивный характер, она побуждает разработчиков технологий и предпринимателей постоянно искать, находить использовать более эффективные экологические технологии, ведущий к ноосферной экономике. Естественно, что претендовать на присвоение экологической ренты могут прежде всего предприниматели,, а также разработчики этих технологий (включая интеллектуальную квазиренту) и государство, облагающее налогом сверхприбыль. Это своеобразный пряник, побуждающий агентов рыночного хозяйства постоянно искать и осуществлять экологические инновации, поскольку срок приносимой ими сверхприбыли (экологической ренты) недолговечен. Но и мировое сообщество может претендовать на свою (хотя и незначительную) долю в распределении этой сверхприбыли, поскольку ее первоисточник – научно-технологическая мысль – носит глобальный характер. Экологическая рента может существовать во всех классических формах ренты – в форме абсолютной, монопольной и дифференциальной ренты І, ІІ. Условием образования дифференциальной экологической ренты I служат различия качества среды обитания, сложившиеся вследствие природно-климатических факторов и географического расположения (удобство сообщения, близость к курортным, рекреационным центрам и т. д.). Владение лучшими земельными участками дает возможность извлечения дополнительных натуральных или денежных доходов, не связанных с участием в производстве. Такую ренту называют незаработанным доходом. В случае, когда предприниматели, применили более эффективную экологическую технику и технологию, могут получать сверхдоход, пока такие инновации не станут распространенными и не будут учтены при усилении экологических нормативов, возникает экологическая дифференциальная рента ІІ-го рода, которая не должна изыматься, а по праву принадлежит экологическому инноватору. 2.5 Энергическая рента Одним из элементов новой парадигмы в области динамики энергоэкологического сектора является формирование категорий энергоренты. Под энергорентой понимается сверхприбыль, получаемая за счет всех источников при удовлетворении потребностей общества в энергии. Поскольку как энергопотребности, так и источники их удовлетворения отличаются значительным разнообразием и изменчивостью, то и сама энергорента весьма пестра по структуре и прихотлива по динамике. Энергорента включает[18] : 1. топливную ренту (нефтяную, газовую, угольную и т.п.) – в той мере, в которой добытое минеральное топливо служит удовлетворению энергопотребностей (так оно может использоваться и как исходное сырье для производства химических продуктов и т.п.); 2. атомно-энергетическую ренту - поскольку АЭС используют уран и конкурируют с другими источниками удовлетворения энергопотребностей; 3. гидроэнергетическю ренту, связанную с использованием гидроресурсов для производства электроэнергии (хотя параллельно они могут служить и для достижения других целей); 4. транспортную ренту – в части транспортировки топлива, продуктов его переработки, передачи электроэнергии и т.п.; 5. экологическую антиренту в части нерационального ускоренного потребления энергоресурсов и ущерба, наносимого окружающей среде в результате выбросов CO2 и других парниковых газов, затопления земель под водохранилища ГЭС, загрязнения земель и водных источников отходами добычи, переработки и транспортировки топлива, радиоактивных загрязнений; 6. технологическую квазиренту – сверхприбыль, получаемую при инновационном освоении более эффективных технологий добычи, переработки, транспортировки и потребления энергии, экологически и экономически эффективных технологий (в последнем случае можно говорить об экологической ренте II рода); 7. финансовую квазиренту - сверхприбыль, получаемую при движении огромных финансовых потоков, связанных с энергосектором экономики на внутренних и мировом рынках, в т.ч. в результате резких изменения цен, применения ТНК трансфертных цен, финансовых спекуляций и т.п. Вывод: Рента в несельскохозяйственных отраслях производства классифицируется по видам природных ресурсов и подразделяется на горную, лесную, водную, экологическую и энергетическую, которые объединяются одним экономическим понятием «природная рента». Горная, лесная, водная, экологическая и энергетическая ренты могут быть дифференциальной рентой I и II рода, а также абсолютной рентой. При этом дифференциальная рента II возможна только для возобновляемых природных ископаемых и ресурсов. Основным источником формирования доходов в горном секторе является горная рента. Горная рента возникает только в горнодобывающей промышленности при извлечении минерального сырья и его первичной обработке до товарного вида на горно-обогатительном комбинате. Источником формирования горной ренты выступают природные месторождения и условия их эксплуатации. Лесная рента принадлежит собственнику лесного фонда. При государственной собственности на лесной фонд лесная рента, как правило, облагается налогом. Любые платежи за лесопользование есть рентный налог. Рентный налог может быть меньше, равен или больше ренты. Водная рента – доход, регулярно получаемый владельцем от использования водных ресурсов, не требующий от получателя дохода осуществления предпринимательской деятельности, затраты дополнительных усилий. Экологическая рента фиксируется в более высокой арендной плате за землю, расположенную в лучших природных и экономических (с хорошо развитой инфраструктурой, дорожной сетью) условиях. Она имеет много общих черт с сельскохозяйственной рентой. Под энергорентой понимается сверхприбыль, получаемая за счет всех источников при удовлетворении потребностей общества в энергии. 3 Земельная реформа в современной России как фактор развития агропромышленного производства Основной целью земельной реформы в постсоветской России было разгосударствление земли, создание условий для возникновения рынка земли и субъектов этого рынка, владеющих землей на правах частной собственности. Для легализации такого необходимого элемента рыночной экономики, как гражданский оборот земель, потребовалось более 10 лет дискуссий, расколовших общество и законодателей. Особенно ожесточенные дебаты между сторонниками и противниками коммерциализации земли велись по вопросу о землях сельскохозяйственного назначения. Первый этап экономических реформ в современной России начался с земельной реформы, идеи которой, основные цели, принципы и механизмы проведения впервые были закреплены в Законах РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» и от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Вместе с новым Земельным кодексом, принятым в 1991 году, и законом «О плате за землю» они создали правовую базу для возникновения различных форм земельной собственности: государственной, муниципальной, частной. Закрепляя институт пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования землей, эти законы предусматривали также возможность приобретения участков земли в частную собственность [19] . В то же время речь в них шла только об ограниченном праве собственности, поскольку земля была исключена из гражданского оборота и был введен мораторий на куплю-продажу, дарение и иные сделки с земельными участками (за исключением садовых, дачных и приусадебных) сроком на 10 лет. На этом начальном этапе реформы основной задачей правительства было перераспределение земельного фонда в пользу граждан и создание нового типа сельскохозяйственных производителей — индивидуальных фермерских хозяйств. С целью развития фермерского движения в начале 1991 года Советом Министров РСФСР были приняты соответствующие постановления, определившие меры помощи и содействия фермерским хозяйствам, включая и финансовую помощь в размере одного миллиарда рублей (так называемый «силаевский миллиард»). Однако, вопреки ожиданиям, массового исхода крестьян из коллективных хозяйств не произошло. Те, кто решился вести индивидуальное хозяйство, столкнулись с немалыми трудностями: часто им выделялись не самые качественные или неудобно расположенные земельные участки, не было кредитов, не хватало техники. Начинающие фермеры испытывали противодействие и негативное отношение не только со стороны колхозных и местных властей, но и самих колхозников. Со временем государственная поддержка фермеров практически сошла на нет, многие из вновь созданных индивидуальных хозяйств разорялись и банкротились. С целью ускорения аграрных преобразований в 1991 году был издан указ президента «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и ряд постановлений правительства по реорганизации колхозов и совхозов, обязывавших последние в установленные сроки принять решение о преобразовании в новые формы хозяйствования (АО, товарищества на вере, кооперативы и т. д.) либо о сохранении прежней [20] . За 1992–1994 годы большинство предприятий аграрного сектора прошли перерегистрацию с изменением организационно-правового статуса, однако во многих случаях происходила лишь формальная «смена вывески», не затрагивающая основ внутриколхозных отношений. В основу приватизации сельскохозяйственных земель и иной собственности коллективных хозяйств был положен принцип социально справедливого уравнительного распределения, в рамках которого предусматривалась передача на безвозмездной основе в собственность членам трудовых коллективов, а также работникам социальной сферы села и пенсионерам усредненных земельных долей и имущественных паев. В результате этих преобразований собственниками земельных долей стали около 12 миллионов бывших колхозников и работников совхозов, однако это право собственности долгое время оставалось виртуальным — в натуре земельные доли не выделялись, не было ясности и в вопросе о том, как крестьяне могут реально ими распорядиться. В отсутствие соответствующих федеральных законов отношения по использованию земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных предприятий, регулировались почти исключительно на основании указов президента и постановлений правительства. В соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» владельцы долей должны были получить документы, удостоверяющие их права на земельные участки, и принять решение по их использованию. Они получали право передавать долю по наследству, получать земельные участки в натуре при выходе из хозяйства, вносить их в уставный капитал сельскохозяйственных предприятий, сдавать в аренду, продавать и покупать. В последующих указах президента и постановлениях правительства [21] подтверждались права крестьян на земельные доли и устанавливался порядок их использования, при котором разрешались практически все виды операций с землей, включая ее куплю-продажу. Однако в действительности процесс регистрации права на земельные доли и заключения договоров по сделкам с землей шел крайне медленно. К середине 1995 года многие субъекты РФ из политических или иных соображений задерживали (а некоторые и вовсе не начинали) выдачу свидетельств на земельные доли. При этом местными законодателями нередко вводились дополнительные ограничения на сделки с землей. Второй этап земельной реформы в сельском хозяйстве охватывает период 1993 по 2000 г. Основой изменений земельного законодательства явилась ст. 36 (п. 2) Конституции РФ, согласно которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Это первая в российском законодательстве сложная частнопубличная норма, отражающая, хотя и не в полной мере, социальную функцию собственности на землю, которая занимает основополагающее место в зарубежном законодательстве. К середине 1990-х годов в земельном законодательстве сложилась довольно парадоксальная ситуация. Основной массив норм, регулирующих земельные отношения, содержался в пакете указов президента и постановлений правительства 1992–1993 годов, изданных в условиях противоборства между исполнительной и законодательной ветвями власти. Эти нормативные акты, отменявшие большую часть статей Земельного кодекса РСФСР и снимавшие мораторий на сделки с землей, содержали наиболее либеральные нормы, не запрещавшие практически никаких операций с землей. В части нормативных правовых актах некоторые направления земельной реформы изменялись: 1. Расширен перечень категорий граждан, получивших право собственности на земельную долю (кроме работающих в сельскохозяйственных организациях, пенсионеров, постоянно проживающих на их территориях, и лиц, занятых в социальной сфере). 2. "Раскрепощалось" право распоряжения всеми собственниками земельных участков и земельных долей: - сняты ограничения на куплю-продажу земельных участков сугубо потребительского назначения; - с 1 января 1992 г. гражданам, владеющим земельными участками на правах собственности, разрешена их продажа другим гражданам и оформление в местной организации в следующих случаях: при выходе на пенсию по старости (за выслугу лет); при получении земли в порядке наследования; при переселении с целью организации крестьянского хозяйства на свободных землях фонда перераспределения; при вложении вырученных средств от продажи земли в перерабатывающие, торговые, строительные и обслуживающие предприятия на селе; - установлено абсолютное право частной собственности на земельные участки и земельные доли с полным набором правомочий по распоряжению ими: продажа, передача по наследству, дарение, сдача в залог, аренду, обмен, передача в качестве взноса в уставные (паевые) фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями; дано разрешение на продажу земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, с изменением целевого назначения по решению органа исполнительной власти субъекта Федерации. Таким образом, на этой стадии (в канун принятия новой Конституции РФ) земельная реформа достигла своего апогея - вовлечение земельных участков в качестве товара в свободный рынок с использованием конкурсов и аукционов. Земельные участки, как и все прочно с ними связанное, отнесены к недвижимости, и потому все сделки должны регулироваться гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства. Полные права собственности на землю были провозглашены в положениях Конституции РФ и развиты в регулирующей сделки с землей 17-й статьей нового Гражданского кодекса. Однако президентские указы, по мнению многих законодателей, не отражали степени достигнутого согласия в обществе по вопросу о гражданском обороте земель; 17-я глава Кодекса была заморожена и должна была вступить в силу лишь после принятия нового Земельного кодекса. Принятый в 2001 году Земельный кодекс сохраняет принцип деления земель на семь категорий (земли сельскохозяйственного назначения, поселений, промышленности, лесного, водного фонда, особо охраняемых территорий и объектов, земли запаса), устанавливая правила их оборота и пользования, кроме сельскохозяйственных земель. В действительности Кодекс вводит в гражданский оборот лишь земли промышленности и поселений — иначе говоря, чуть более двух процентов всего земельного фонда страны. В то же время необходимо подчеркнуть, что именно эти категории земель являются наиболее экономически значимыми. Кроме того, Кодекс содержит несколько важных нововведений. Прежде всего он объявляет принцип единства объекта недвижимого имущества, т. е. строения и земельного участка, на котором оно стоит. В соответствии с этим принципом промышленные предприятия получили возможность выкупать занимаемые ими земельные участки (порядок осуществления этих операций и стоимость участков также определены в Кодексе). Для поддержания стабильности землепользования Кодекс сохраняет права собственности граждан и юридических лиц, которым оно было предоставлено ранее. Предусматривается также возможность однократного бесплатного переоформления в частную собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков (на правах постоянного пользования и пожизненного наследуемого владения). Граждане, владеющие земельными участками на правах аренды, имеют преимущественное право на их покупку. В Кодексе также разграничены формы государственной собственности на землю (федеральная, муниципальная и собственность субъектов Федерации) и определены функции органов власти, представляющей интересы публичных земельных собственников. Таким образом, в соответствии с Земельным кодексом РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципалитеты. При этом в отношении иностранных граждан устанавливаются права и обязанности наравне с гражданами РФ, кроме специально оговоренных случаев (в частности, они не могут владеть земельными участками на приграничных территориях). Не запрещая куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения, Земельный кодекс предусматривал ее регулирование при помощи специального федерального закона. Работа над ним началась сразу после принятия Кодекса. Ей предшествовало необычайное обострение политических противоречий — как между различными фракциями, так и между центром и периферией. Наконец в июле 2002 года был принят внесенный правительством компромиссный вариант закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» , который носил «рамочный» характер и наделял широкими властными полномочиями по созданию рынка земли субъекты Федерации. Предполагалось, что законодательные собрания регионов примут соответствующие законы и определят сроки их введения исходя из своих природно-климатических, культурных, социально-экономических особенностей. Учитывая неравномерное распределение земель, законодательным органам субъектов Федерации было также делегировано право устанавливать минимальные и максимальные пределы сельскохозяйственных угодий, которые могут находиться в частной собственности одного гражданина и членов его семьи. Оговаривалось, что минимальный предельный размер такого участка не может составлять менее 10 процентов общей площади угодий в границах одного административно-территориального образования. С учетом специфики данного вида земель закон устанавливает особый правовой режим осуществления различных операций с земельными участками сельскохозяйственного назначения (залог, аренда, купля-продажа), предусматривая ряд оснований для ограничения их оборота. Наибольшие возражения вызвала норма, согласно которой при продаже участка земель сельскохозяйственного назначения преимущественное право покупки имеют субъекты РФ и органы местного самоуправления [22] . Закон также вводит ограничения на изменение целевого использования таких земель, допуская их перевод в другую категорию только по решению органов исполнительной власти субъектов РФ или правительства. Наряду с законами «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю» закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по замыслу его разработчиков, должен составить основу формирования экономической и правовой системы гражданского оборота земельных участков. Он знаменует новый этап земельной реформы, главной целью которой становится концентрация земель в руках эффективных собственников. Современный этап земельной реформы характеризуется четкой установкой на завершение приватизации земель, используемых приватизированными несельскохозяйственными предприятиями на праве постоянного (бессрочного) пользования или на перевод их на арендные условия землепользования. Что касается сельскохозяйственных организаций (негосударственных и унитарных), то согласно принятым субъектами Федерации законам об обороте земель сельскохозяйственного назначения приватизация их земельных участков в ряде регионов будет осуществляться намного позже и затянется на несколько лет. Вывод: Официальный старт земельной реформы в Российской Федерации был дан 1 января 1991 года, когда вступили в силу Законы РСФСР «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Правовое регулирование земельной реформы в сельском хозяйстве на первом этапе ее практического осуществления 1991-1993 гг. ознаменовалось переходом основной части земель сельскохозяйственных организаций из государственной собственности в коллективно-долевую частную собственность граждан, т.е. была ликвидирована монополия государственной земельной собственности. Второй этап земельной реформы в сельском хозяйстве охватывает период 1993 по 2000 г. Основой изменений земельного законодательства явилась Конституции РФ. Конституция закрепила принцип использования и равной защищенности в Российской Федерации частной, государственной, муниципальной и иных форм земельной собственности. Третий этап земельной реформы связан с принятием в 2001 году Земельного кодекса, в котором были закреплены юридические результаты осуществленной земельной реформы. Принятие нового Земельного кодекса было крайне необходимо для того, чтобы привести земельное законодательство в соответствие с новыми социально-экономическими условиями, складывающимися в Российской Федерации для более успешного решения задач в сфере земельных правоотношений и создания предпосылок для обеспечения экономического роста. Вместе с тем нельзя не считаться с негативными результатами земельной реформы, проявившимися, прежде всего, в том, что за эти годы десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. Этот факт указывает на то, что в период реформирования земельного строя в Российской Федерации не сложился стабильный правопорядок, который активно способствовал бы рациональному использованию земли, являющейся национальным богатством России и условием жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Сейчас перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли. Заключение Главной особенностью экономических отношений, связанных с использованием земли как не воспроизводимого, ограниченного природного фактора является существование земельной ренты. Отдавая землю в аренду предпринимателям, собственник земли получают за это определенную плату – ренту. Земельная рента – цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли. Экономическая наука выделяет три вида земельной ренты: - дифференциальную. Источником дифференциальной ренты является добавочная прибыль, причиной образования которой выступает монополия на землю как объект хозяйства. Для получения дифференциальной ренты важно, чтобы продажная цена сельскохозяйственного продукта соответствовала цене его производства на относительно худших по плодородию (местоположению) участках земли. Дифференциальная рента реально существует в двух формах: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II. Дифференциальная рента I связана с различиями в плодородии и местоположении земельных участков. Дифференциальная рента II представляет собой добавочную прибыль, возникающую в результате последовательных вложений капитала в землю. Она неразрывно связана с интенсификацией сельского хозяйства, является её важнейшим экономическим результатом. - абсолютную. Под абсолютной рентой понимается доход, получаемый владельцем от худших участков земли или месторождений, находящихся в эксплуатации. Если величина ренты падает ниже абсолютной, то участок (месторождение) перестают эксплуатировать. Причиной образования абсолютной ренты является монополия на землю как объект собственности. Решающую роль в образовании абсолютной ренты играют не законы спроса и предложения, а закон стоимости. - монопольную. Монопольная рента - это особая форма земельной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и не воспроизводимые в других местах продукты земледелия. Прежде всего этот вид ренты в сельском хозяйстве возникает в силу разной принадлежности земельных участков какой-либо климатической зоне. Рента в несельскохозяйственных отраслях производства классифицируется по видам природных ресурсов и подразделяется на горную, лесную, водную, экологическую и энергетическую, которые объединяются одним экономическим понятием «природная рента». Горная, лесная, водная, экологическая и энергетическая ренты могут быть дифференциальной рентой I и II рода, а также абсолютной рентой. При этом дифференциальная рента II возможна только для возобновляемых природных ископаемых и ресурсов. Основным источником формирования доходов в горном секторе является горная рента. Горная рента возникает только в горнодобывающей промышленности при извлечении минерального сырья и его первичной обработке до товарного вида на горно-обогатительном комбинате. Источником формирования горной ренты выступают природные месторождения и условия их эксплуатации. Лесная рента принадлежит собственнику лесного фонда. При государственной собственности на лесной фонд лесная рента, как правило, облагается налогом. Любые платежи за лесопользование есть рентный налог. Рентный налог может быть меньше, равен или больше ренты. Водная рента – доход, регулярно получаемый владельцем от использования водных ресурсов, не требующий от получателя дохода осуществления предпринимательской деятельности, затраты дополнительных усилий. Экологическая рента фиксируется в более высокой арендной плате за землю, расположенную в лучших природных и экономических (с хорошо развитой инфраструктурой, дорожной сетью) условиях. Она имеет много общих черт с сельскохозяйственной рентой. Под энергорентой понимается сверхприбыль, получаемая за счет всех источников при удовлетворении потребностей общества в энергии. Официальный старт земельной реформы в Российской Федерации был дан 1 января 1991 года, когда вступили в силу Законы РСФСР «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Правовое регулирование земельной реформы в сельском хозяйстве на первом этапе ее практического осуществления 1991-1993 гг. ознаменовалось переходом основной части земель сельскохозяйственных организаций из государственной собственности в коллективно-долевую частную собственность граждан, т.е. была ликвидирована монополия государственной земельной собственности. Второй этап земельной реформы в сельском хозяйстве охватывает период 1993 по 2000 г. Основой изменений земельного законодательства явилась Конституции РФ. Конституция закрепила принцип использования и равной защищенности в Российской Федерации частной, государственной, муниципальной и иных форм земельной собственности. Третий этап земельной реформы связан с принятием в 2001 году Земельного кодекса, в котором были закреплены юридические результаты осуществленной земельной реформы. Принятие нового Земельного кодекса было крайне необходимо для того, чтобы привести земельное законодательство в соответствие с новыми социально-экономическими условиями, складывающимися в Российской Федерации для более успешного решения задач в сфере земельных правоотношений и создания предпосылок для обеспечения экономического роста. Вместе с тем нельзя не считаться с негативными результатами земельной реформы, проявившимися, прежде всего, в том, что за эти годы десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. Этот факт указывает на то, что в период реформирования земельного строя в Российской Федерации не сложился стабильный правопорядок, который активно способствовал бы рациональному использованию земли, являющейся национальным богатством России и условием жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Сейчас перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли. Список использованных источников 1 Земельный кодекс РФСФР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 № 1103-1); 2 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ; 3 Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; 4 Закон РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе»; 5 Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю»; 6 Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; 7 Указ Президента РФ от 27.12.1991 N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»; 8 Указ Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»; 9 Указ Президента РФ от 07.03.1996 N 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»; 10 Постановление Правительства РФ от 01.02.1995 N 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев»; 11 Веклич О.О. Экологическая рента: сущность, разновидности, формы // Вопросы экономики. – 2006. – № 11; 12 Гаврилова М. Рента: за и против // Спрос. – 2007. – № 11; 13 Гартунг В.К. Формирование рентных платежей и их использование в интересах государства и граждан России // Экон. наука совр. России. – 2004. – № 3; 14 Глухов В.В. Экономические основы экологии: Учебник. – СПб.: Спец. лит., 2001; 15 Государственное регулирование земельных отношений / Под ред. А.А. Варламова, В.С. Шаманаева. – М.: Колос, 2003; 16 Данилов-Данильян В.И. Природная рента и управление использованием природных ресурсов // Экономика и математические методы (РАН). – 2004. – № 3; 17 Добрынин А. И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: Учебник для вузов – М.: ИНФРА-М, 2008; 18 Жибинова К.В. Земельные отношения: экономико-правовые аспекты. Электронный учебно-методический комплекс // http://www.kgau.ru/; 19 Кимельман С. Экономика рентных отношений в условиях современной России // Вопросы экономики. – 2005. – № 2; 20 Кимельман С.А. Проблема горной ренты в современной России // Вопросы экономики. – 2004. – № 3; 21 Кирчик О. Земельная реформа: 1990-2002 // Отечественные записки. – 2006. – № 2; 22 Макаркин Ю.Н. Научно-экономические основы горной ренты и экономические проблемы регулирования отношений недропользования // Бурение и нефть. – 2001. – № 1; 23 Починков С.В. Лесной доход в России // Лесное хозяйство. – 2002. – № 3; 24 Починков С.В. Экономические проблемы устойчивого управления лесами в России // Устойчивое лесопользование. – 2004. – № 1; 25 Разовский Ю. В. Горная рента (экономика и законодательство).- М.: Экономика, 2003; 26 Серова Е. В. Аграрная экономика. – М.: Высшая школа экономики, 2003; 27 Ушакова С.Е. Оценка стоимости прав пользования водными объектами: принципы и методы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Специальность 80.00.05: Экономика и управление народным хозяйством – М., 2006; 28 Хакимов Б.В. Горная рента как сверхнормативная прибыль // Бурение и нефть. – 2004. – № 4; 29 Чепурин М. Н., Киселёва Е. А. Курс экономической теории: Учебник под общей редакцией – МГИМО, 2009; 30 Чубуков Г.В. Проблемы завершения земельной реформы в Российской Федерации // Вестник МГИУ. Серия ¨Гуманитарные науки¨. № 2. - М.: МГИУ, 2002; 31 Шифлингер Е.Г. Проблема перераспределения излишков прибыли сырьевых экспортёров на цели развития несырьевого экспорта России // Вопросы экономики. – 2007. – № 2; 32 Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Добрынин, Л. С. Тарасевич – СПб.: Питер, 2006; 33 Яковцев Ю.В. Энергическая рента и экологическая антирента // Энергорынок. – 2007. – № 6; 34 50 лекций по микроэкономике – М.: Институт «Экономическая школа», 2004. [1] 50 лекций по микроэкономике – М.: Институт «Экономическая школа», 2004. – С.52 [2] Серова Е. В. Аграрная экономика. – М.: Высшая школа экономики, 2003. – С.91 [3] Серова Е. В. Аграрная экономика. – М.: Высшая школа экономики, 2003. – С.92 [4] Там же. – С.95 [5] 50 лекций по микроэкономике – М.: Институт «Экономическая школа», 2004. – С.55 [6] Государственное регулирование земельных отношений / Под ред. А.А. Варламова, В.С. Шаманаева. – М.: Колос, 2003. – С.91. [7] Государственное регулирование земельных отношений / Под ред. А.А. Варламова, В.С. Шаманаева. – М.: Колос, 2003. – С.93. [8] Кимельман С.А. Проблема горной ренты в современной России // Вопросы экономики. – 2004. – № 3. – С. 39. [9] Шифлингер Е.Г. Проблема перераспределения излишков прибыли сырьевых экспортёров на цели развития несырьевого экспорта России // Вопросы экономики. – 2007. - № 2. – С.15. [10] Кимельман С.А. Проблема горной ренты в современной России // Вопросы экономики. – 2004. – № 3. – С. 40. [11] Макаркин Ю.Н. Научно-экономические основы горной ренты и экономические проблемы регулирования отношений недропользования // Бурение и нефть, 2001, № 1. – С.23 [12] Починков С.В. Лесной доход в России // Лесное хозяйство, 2002, № 3. – С.18. [13] Там же. – С.19. [14] Глухов В.В. Экономические основы экологии: Учебник. – СПб.: Спец. лит., 2001. – С. 165. [15] Ушакова, С.Е. Оценка стоимости прав пользования водными объектами: принципы и методы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Специальность 80.00.05: Экономика и управление народным хозяйством – М., 2006. – С.19. [16] Глухов В.В. Экономические основы экологии: Учебник. – СПб.: Спец. лит., 2001. – С. 167. [17] Веклич О.О. Экологическая рента: сущность, разновидности, формы // Вопросы экономики. – 2006. - № 11. – С. 104. [18] Яковцев Ю.В. Энергическая рента и экологическая антирента // Энергорынок. – 2007. - № 6. – С.46. [19] Право российских граждан владеть и распоряжаться земельными участками на правах частной собственности было закреплено позднее в статье 36 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года. [20] Под давлением со стороны съезда колхозников, протестовавших против насильственной приватизации, правительство было вынуждено изменить свои первоначальные намерения и позволить сельскохозяйственным предприятиям сохранять прежние формы хозяйствования (февраль 1992 года). [21] В частности, Постановление Правительства РФ № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» от 1 февраля 1995 года, Указ Президента РФ № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 года. [22] Данное положение Закона вступает в противоречие с рядом действующих правовых актов, предоставляющих преимущественное право покупки владельцам соседних земельных участков, лицам, ранее арендовавшим этот участок, и т.п. |