Контрольная работа: по Педагогике 6
Название: по Педагогике 6 Раздел: Рефераты по педагогике Тип: контрольная работа |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Психологический факультет Заочное отделение Контрольная работа по педагогике Выполнила студентка 3 курса Оценка_______________ Преподаватель: Самара, 2011 Содержание:
Вопрос № 2 «Педагогика в системе наук. Основные разделы педагогики» 3 Вопрос № 26 «Основные направления воспитания и их характеристики» 4 Вопрос № 28 «Модели и стили воспитания» 5 Вопрос № 31 «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности» 6 №2. «Педагогика в системе наук. Основные разделы педагогики»
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией. Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали "полигоном" для приложения и апробации философских идей. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования. Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и конкретном развитии. Связи педагогики с другими науками не исчерпываются философией и психологией, общим моментом которых является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина. Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека - одна из центральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека. Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкте. Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования. Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения. Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. Структура педагогики: - общая педагогика - возрастная педагогика - коррекционная педагогика - сурдопедагогика ,тифлопедагогика, олигофренопедагогика логопедия - частные методики (предметные дидактики) - история педагогики и образования - отраслевая педагогика. Литература: 1. Слатенин В. А. Педагогика, учебное пособие для студентов. №26. «Основные направления воспитания и их характеристики» Умственное воспитание ориентированно на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. Основы: - развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов; - формирование культуры учебного и трудового процессов; - развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству; - стимулирование интереса к работе с книгой. Идейно-политическое воспитание предполагает формирование у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Также в задачи этого направления входит осмысление детьми причастности к прошлому, настоящему и будущему Родины. Нравственное воспитание заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. Трудовое воспитание. Целями его являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. В раннем возрасте трудовая деятельность ребенка тесно связана с игрой. Для реализации задач трудового воспитания используются различные приемы и методы: - организация труда в кружках по интересам - различные виды поощрения трудовой деятельности и творчества - творческие выставки, конкурсы и соревнования, оценка их качества - временные и постоянные домашние обязанности и т. д. Физическое воспитание способствует росту трудовых возможностей воспитуемого, совершенствует его нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития. Эстетическое воспитание имеет целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребенка. Кроме того, необходимо научить его замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помочь воспитаннику выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить способности, приобщить ребенка к художественному творчеству. Экономическое воспитание направлено на формирование экономического мышления современного человека в масштабах семьи, производства, всей страны. Правовое воспитание основано на воспитание уважительного отношения к Конституции и правам человека, а также критического отношения к тем, кто их нарушает. Оно предполагает знание человеком своих прав и обязанностей и ответственность за их нарушение. Литература: 1. Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр, 1999. 2. Воспитание / Советский энциклопедический словарь.4-е изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1987. – С. 248. № 28. «Модели и стили воспитания»
Теоретическое обоснование воспитания. Три основные парадигмы. 1. Парадигма социального воспитания - ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. 2. Биопсихологическая парадигма. Основная мысль – признание важности взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивание независимости от социума. 3. Парадигма акцентирует внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания. Классификация видов воспитания. По институциональному признаку: - семейное - школьное - внешкольное - религиозное - общинное - воспитание в различных организациях. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками - авторитарное - демократическое - либеральное - попустительское Воспитание в зависимости от философской концепции - прагматическое - антропологическое - социентарное - свободное - технократическое - гуманитарное Литература: 1. Б.Т. Лихачев ПЕДАГОГИКА Курс лекций 2. Бордовская Н.В, Реан А. А.Педагогика. № 31. «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности» Семья –это часть целого общественного организма, клетка общества, социальный воспитательный коллектив (социология). Характеристики отношений в семье: социально-биологические, хозяйственно-экономические, нравственные, психологические. Функции семьи по отношению к обществу: - физическое воспроизводство населения; - воспитательная функция - передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное; - воспроизводство; - производственно-хозяйственная; - организация досуга, так как значительная часть времени проводится вне работы, учебы (семейное общение). Функции семьи по отношению к человеку: - супружеская функция; - родительская функция; - организация быта. Особенности развития современной семьи: - специфика социального уклада в городской и сельской семье; - существует прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешноиучатся их дети в школе; - происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитании детей, характер взаимоотношений между родителями и детьми; - идет процесс разукрупнения семьи; - уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей; - увеличение числа разводов. Психолого – педагогические правила взаимодействия с семьей. Правила: 1. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. 2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. 3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. 4. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формы и методы работы с учащимися и семьей: 1. Коллективные - педагогический лекторий - научно – практические конференции - родительские собрания 2. Индивидуальные - посещение семьи - педагогические консультации Литература: 1. Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2002.
|