Реферат: Банковская система Республики Казахстан 2
Название: Банковская система Республики Казахстан 2 Раздел: Рефераты по банковскому делу Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание: Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I Банк и банковская система 1.Банк и банковская система……………………………………………………..4 1.1 Роль банков в рыночной экономике………………………………………...12 Глава II Банковская система в РК 2.Теоритические и практические аспекты развития банковской системы Республики Казахстан………………………………………………………....... 15 2.1 Роль банков в сфере рынка услуг…………………………………………...19 1.3 Анализ инновационных банковских услуг, предлагаемых казахстанскими коммерческими банками………………………………………22 Глава III Национальный Банк Республики Казахстан 3.сущность национального банка……………..………………………………...32 3.1Структура национального банка……………………………………………..34 3.2 Функции Национального банка и его роль в банковской системе………..38 Заключение……………………………………………………………………….45 список использованной литературы…………………………………………….50 Введение. В Казахстане развита система рыночных отношений и банк становится если не главной, то одной из важнейших структур. Если раньше банковское дело в Казахстане находилось на довольно низком уровне, как развития, так и по уделяемому вниманию в учебных заведениях, то сейчас это одна из наук, развивающихся наиболее быстрыми темпами. Понятие «система» широко используется современной наукой. Термином «система» охотно оперируют не только ученые, философы, но и деятели культуры и искусства, организаторы производства и работы банков. В одном из лучших немецких учебников «Банковское дело» под редакцией проф. Х.Е. Бюшгена отмечается, что банковская система состоит из универсальных и специализированных банков, эмиссионного банка. Национальный банк играет ведущую роль – роль банка банков. В Казахстане собственная банковская система появилась после получения суверенитета, в декабре 1990 г. Уже в январе 1991г. был принят Закон " О банках и банковской деятельности в Казахской ССР", что было по существу началом банковской реформы в стране. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан с областными управлениями и отделениями. В 1993 г. акционерно-комерческие банки были преобразованы в акционерные банки, а Сбербанк переименован в Народный банк Республики Казахстан. После, Республика Казахстан согласно статье 3 Указа Президента РК “О банках и банковской деятельности” имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный банк является центральным банком государства и представляет собой верхний уровень банковской системы. Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального банка определяются Указом Президента РК, имеющем силу закона, “О Национальном банке Республики Казахстан”. Все иные банки представляют собой нижний уровень банковской системы.
Глава I . 1.Банк и банковская система Банк - понятие древнее и его проявление было связано с появлением мысли об обмене денег, о предоставлении денег в долг, о централизации чужих денег в своих руках. Дословный перевод слова “банко” означает слово “скамья”, на которой совершались операции с деньгами. Наиболее яркое выражение получили банки в эпоху капитализма, переживая при этом многочисленные изменения и преобразования. XV-XX века в истории экономик стран подтверждают рост банков, появления новых банков, наполнение их функций, зависимости банков от внешних обстоятельств и факторов и, в тоже время огромное влияние на экономику страны, расширение операций и повышение роли банков В условиях рыночной экономики во всем мире банки больше рассматриваются как “предприятия”. Как и любое предприятие банк при значительной специфичности в проявлении своих функций, остается самостоятельным юридическим лицом, оказывающим потребителям конкретные услуги, осуществляющим продвижение своего продукта, заинтересован в получении дохода и прибыли, составляет баланс, имеет расчеты с государством. Уместно дать характеристику банкам как предприятию со следующих позиций: торговое предприятие, посредническое предприятие, кредитное предприятие, коммерческое предприятие, как агент биржи, автономное предприятие, как партнер, как часть государственного механизма управления. Рассматривая банки в каждой отдельной позиции, важно, прежде всего, выделить банки по характеру выполняемых операций, по уровню банков в банковской системе и отношению к денежным, финансовым ресурсам страны. Это могут быть центральные и эмиссионные банки, коммерческие банки, специализированные финансово-кредитные институты. В зависимости от типов банков проявляется полная характеристика каждого отдельного банка. Банк как торговое предприятие торгует особым товаром- деньгами, при этом сам покупает от продавцов денежные ресурсы, получая для себя при продаже, выплачивая продавцам проценты. Специфичность денег, как товара, отличает банк в рыночной среде о других предприятий материальной сферы тем, что банк продавая свой товар за “особую цену”, ждет с возвратом и приращением стоимости. Привлекая в банк денежные средства вкладчиков, заинтересовывая их процентами и качеством услуг. банк как бы пополняет свой запас, тот фонд ресурсов. из которого будет производиться продажа денег, как особого товара. Коммерческие банки, как торговые предприятия, достаточно четко подтверждают данную характеристику. Помимо торговлиденьгами в качестве ресурсов банк покупает и продает валюту разных стран, золото и другие драгоценные металлы. В данном случае это больше относиться к центральным банкам стран. Банк как посредническое предприятие рассматривается не через внешние признаки своих операций, а глубоко с позиции сущностной функции.Открывая расчетные, текущие счета всем клиентам для хранения их денежных средств, банк превращается в “емкость”, где сосредотачиваются ресурсы. Здесь банк, принимая на себя большие обязательства перед владельцами счетов сам, заинтересованный в заполнении емкости ресурсами производит операции по выдаче кредита, оплате счетов, переводу денег. Выступая одновременно хранителем денежных средств на счетах, заемщиком, кредитором, банки свою посредническую деятельность выполняют не в изолированном от других операций режиме, а во взаимосвязи с интересами своих клиентов. При этом банкам не следует забывать об интересах клиентов, как вкладчиков-продавцов ресурсов, интересах доверившихся клиентов. Только в таком случае банки оправдывают свое функциональное назначение, как посредника в экономической жизни страны, в рыночной финансовой среде. Банк как кредитное предприятие логически и периодически взаимосвязано с понятием “кредит”. Выражая экономические отношения в обществе, отражая движение ссудного капитала, кредит вбирает в свое содержание множество характеристик, проявляется на практике и этому способствует особый институт-банки. Осуществляя торговые, посреднические операции банки в большей степени связаны с кредитными операциями. Они выступают заемщиком с целью создания кредитного потенциала, несут обязательства по займам, процентам, а также являются основным кредитным центром в стране, когда за счет кредитования всех хозяйствующих субъектов, вкладывая временно мобилизованные денежные средства вкладчиков и свои в реальное дело, получают проценты, которые являются основным источником дохода банка. Кредитная деятельность банка выступает наиболее престижной, более того основой для функционирования банка, как специфического предприятия. Это наиболее характерно для всех банков второго уровня. Банк как коммерческое предприятие, осуществляя свои торговые, посреднические, кредитные операции, имея собственный интерес в получении дохода, составляя баланс за отчетный период, получает прибыль и заинтересован в этом. Убыточная деятельность банка является условием его полного банкротства в рыночной среде и основой для закрытия банков. Отсюда банки, в выполнении своих функций и совершении множества операций, следуют важным принципам коммерции: достижение прибыльности, без которой банк просто перестает существовать; обеспечение высокой доходности за счет положительного спрэда; достижение быстрой оборачиваемости банковских ресурсов с повышением большей доли привлеченных средств по пассиву баланса банка; снижение риска в банковском деле при сочетании своих интересов с интересами клиентов, выдвигая при этом последнее на первое место. Следует однозначно понять,что банки создаются для обслуживания клиентов в их денежных, финансовых операциях, выступают проводником в движении ссудного капитала, расширении производства. Банк как агент биржи выполняет после посреднических, кредитных операций наиболее важные операции по продаже и купле ценных бумаг. Такая характеристика банкам присуща современному этапу (конец xx) века в мире, когда функциональная деятельность рынка ценных бумаг не рассматривается без активной взаимосвязи с банками. Банки, развивая свою направленность, расширяя влияние, превращаются как бы в часть рынка ценных бумаг, выполняют крупные операции по инвестированию капиталов, активно выполняют поручения участников рынка по первичному и вторичному размещению видов ценных бумаг, получая при этом доход по операциям. Проведение банком фондовых операций и участиеих, как посредников, в продвижении ценных бумаг в стране и за ее пределами достаточно прочно дают банкам характеристику, как агентам фондовых рынков. Банк как автономное предприятие функционирует в стране на основе закрепленных юридических и экономических норм, имеет собственную правовую основу, где определяются основные принципы построения и функционирования банков. Правовые основы осуществления банковских операций, права и ответственности банков во взаимоотношениях с клиентами, государством, внутри банковской системы определяются законами о банках и банковской деятельности в каждой стране. В законах стран мира с рыночной экономикой исторически подчеркивается экономическая автономность банков, особенно коммерческих, которые работают на собственных ресурсах, а в большей доле привлеченных денежных средствах вкладчиков разных сфер,в пределах экономических нормативов с выполнением тех обязательств перед клиентами и государством, которые указаны в нормативах, законах. Законы о банках защищают их экономические интересы в рыночных отношениях, в то же время и ограничивают действия банков в решении экономических вопросов в стране. Банк как партнер, функционируя на специфических правовых основах, строит свои отношения с клиентами на взаимовыгодных условиях, в коммерческом плане, отношениях. Общеизвестно, что банки создаются для клиентов и удовлетворения их запросов своими услугами. Принцип “все для клиента” в практике не умаляет место и роль банка, наоборот, банки, обслуживая как вкладчиков, так и заемщиков, предприятия разных уровней в ведении их счетов, оказании доверительных услуг, становятся партнерами своих клиентов. Только взаимное доверие, между клиентом и банком способно удержать первого у себя и оказать банкам свою финансовую поддержку. Банки в рыночной экономике тем более не заинтересованы вступать в партнерские отношения с убыточными предприятиями, несостоятельными, в плане экономической прочности клиентами. Коммерческая направленность банков позволяет в пределах закона и нормативов брать от клиентов плату за банковские услуги, проценты за кредит, выступая при этом деловым финансовым партнером предприятия. Банки как часть государственного механизма управления, мобилизуя разрозненные капиталы и денежные средства, централизуя их в качестве финансового ресурса, направляет эти средства в пределах реальной, объективной потребности в средствах на развитие экономики в целом, развитие производства, вкладывает их в инвестиции, в котором заинтересовано государство. Осуществляя все свои операции по расчетам и платежам в хозяйственной сфере, по кредитованию хозяйствующих субъектов (предприятия, фирмы, акционерного общества, отдельного предпринимателя) банки в некоторой степени выступают контролером правильности расходования денежных средств со счетов клиентов и полученных в банке ссуд. Деньги в руках банков выступают активным инструментом управления экономикой. Государству небезразлично как, каким образом, используются в конечном счете все деньги, финансовые ресурсы в стране, какова отдача от кредитов в экономике, как положительно влияют банковские операции и услуги на развитие сферы производства и обращения, на социально-экономическое положение страны, ее регионов. Банки в своей функциональной деятельности в условиях рыночной экономики во всем мире опираются на общие принципы банковской системы. Характеристика банков будет более полной, если рассматривать их по видам банков, выделять по типам в зависимости от различных признаков. Современная банковская система в мире имеет сложную много звеньевую структуру, в основе которой имеется базовое сходство в силу характера услуг, оказываемых клиенту, взаимосвязи с финансовой политикой государства. 1. Обязательное наличие центрального банка государства с правом эмиссии денег. 2. Коммерческие банки, сгруппированные по многочисленным признакам, характеру услуг и уровню развитости. 3. Специализированные финансовые институты, включающие различные финансовые группировки, компании, центры мелких сбережений. Центральный банк государства - это по сути государственный национальный банк, функционирующий в тесной взаимосвязи с финансовой политикой государства. Управление денежным обращением в стране и кредитом на уровне коммерческих банков, других звеньев банковской системы и на уровне правительства при оказании ему услуг, отличает центральный банк от всех других видов банков. Проводя национальную денежно-кредитную, финансовую политику, центральный банк выступает главным банком страны Коммерческие банки , как активные участники рыночных отношений, выступают деловыми банками через многочисленные виды операций и услуг. С их помощью при совершении активных и пассивных операций, финансовом обслуживании клиентов, при расчетах происходят перемещение ссудного капитала. Специализированные финансовые институты (страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, сберегательные учреждения, общества потребительского и ипотечного кредита, кредитные союзы, кредитные кооперативы, финансовые дома, ломбарды и др.) функционируют в сфере конкретного рынка денежных капиталов, финансовых ресурсов, во многих случаях не занимаются прямым кредитованием клиентов, а форма централизации и привлечения денежного капитала зависят от функциональной задачи. Выделяя банки по трем основным группам банковской системы важно определить четкую взаимосвязь между группами, которая появляется в результате отношений к денежному, финансовому капиталу. Это значит, что деньги, в своем движении от первоначального вклада на счет, проходя стадии перемещения формируя финансовый капитал, ресурсы, выступая источником финансирования и кредитования, являются объектом управления банками. Банки заинтересованы в эффективном использовании всех денежных средств, проходящих через них,так как это приносит доход, увеличивает интерес к накоплению финансового капитала, ресурсов. Сложные проблемы банковского дела проясняются в случае полной характеристики банков по типам. В данном случае огромное значение имеет знание “строения “ банка, которое непосредственно влияет на выполняемые функции, совершаемые операции и проявление роли в экономическом развитии страны. Ниже приводится характеристика типов банков по различным признакам, общим для всех стран: - по функциональному назначению банки бывают: эмиссионные,депозитные и коммерческие; - по форме собственности банки - государственные, кооперативные, частные, смешанные; - по специализации банки - отраслевые, универсальные, промышленные, торговые, сельскохозяйственные, инвестиционные; - по выполнению специальных задач банки - инновационные, кассы взаимопомощи, страховые функции; - по территориальному признаку банки - городские, муниципальные, региональные, межгосударственные. Во всех странах в томили ином сочетании функционируют различные типы банков, что является естественным процессом развития финансовой, банковской системы каждой страны. Ни одна из классификаций вышеуказанных типов банков сама по себе не тормозит банковское дело, наоборот, раскрывает содержание функций банков, характер выполняемых операций и оказываемых услуг, а также роль банка в развитии отраслей, регионов, в накоплении финансового капитала и т.д. При характеристике типов банков в реальной практике многие развитые страны делят банки на оптовые и розничные. Оптовые банки, обычно это крупные коммерческие банки, функционирующие с особого разрешения правительства, осуществляют управление наличностью, производят обмен валют, торговлю финансами, выполняют трастовые операции, выдают кредиты сфере промышленности, торговли. к примеру, в США оптовые банки на основе решения федерального правительства выполняют указанные операции в крупных объемах, кроме андеррайтинговых операций. В 1933 г коммерческие банки отделены от инвестиционных банков. Розничные банки - это сеть мелких, локальных банков, осуществляющих многочисленные операции по расчетам, кредитованию мелкого, среднего бизнеса, привлечению вкладов индивидуальных вкладчиков. При определении типов банков с позиции набора оказываемых услуг и технической характеристики можно разделить их на инвестиционный, торговый, универсальный банки: Инвестиционный банк - осуществляет деятельность по первичному размещению выпуска ценных бумаг клиента на основе гарантирования его полного или частичного приобретения по определенной цене, при этом банк принимает на себя риск при эмиссии ценных бумаг. Банк выступает андеррайтером. Кроме того, банк развивает и консалтинговые услуги. К примеру, инвестиционные банки в финансовой системе США занимают особое место. Торговый банк - оказывает услуги в коммерцию, при слиянии компаний, приобретении ценных бумаг. Выступает посредником в торговле кредитами. Покупая сами ресурсы, банки дают взаймы тем, кто нуждается. В историческом плане торговые банки получили развитие в Европе (Великобритания) их можно рассматривать как аналог инвестиционных банков в США. В настоящее время деятельность торговых банков крайне диверсифицирована (от ведения банковских счетов до операций на фондовой бирже, рынке золота, валютном рынке, управления страховыми компаниями и даже товарных операций) Универсальный банк - в своей деятельности совмещает традиционные банковские операции (кредитование, депозиты, расчетно-кассовые услуги) с операциями с ценными бумагами (брокерские, дилерские, инвестиционное банковское дело), прямыми вложениями в капиталы нефинансовых компаний, страховыми операциями. Данный тип банка широко распространен в Европе (прежде всего Германия, Франция, Швейцария). Банки имеют минимальные ограничения на круг выполняемых операций, оказание услуг, у них нет законодательства, разделяющего коммерческое и инвестиционное дело. Характеризуя банки в целом следует знать, что в каждой стране имеется своя банковская система. Банковская система - это широкое понятие охватывающее все стороны создания и развития банков, их функций и операций на основе банковского законодательства. Банковская система различается как отечественная (национальная), региональная и мировая. В основе банковской системы имеются общепризнанные функциональные признаки и принципы, без которых невозможно функционирование самого банка. Банковская система в каждой стране развивается во взаимосвязи с ее экономикой, направлением общества и выступает как важный элемент в управлении социально-экономическим развитием страны. Банковская система, включая центральный банк, деловые банки второго и третьего уровня, во всех странах имеет свою структуру, специфические особенности в отдельных операциях, но основывается на общепризнанные законы и требования в банковском деле. 1.1 Роль банков в рыночной экономике Банки являются главными финансовыми посредниками в рыночной экономике. В процессе своей деятельности они создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, банк создает новое обязательство — депозит, а выдавая ссуду —новые требования к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств и новых требований составляет основу финансового посредничества. Движение, перемещение, переливы финансовых ресурсов от кредитора к заемщикам и связанная с ними деятельность финансовых институтов называется финансовым посредничеством. В процессе управления экономикой банки используют главным образом экономические методы управления, которые выражают экономические отношения, а экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы, а экономические интересы являются целью производства, его движущим фактором. Исходя, из этого управление с помощью экономических методов состоит в воздействии на экономические интересы. Из такого понимания интересов следует, что воздействие на них можно оказывать посредством удовлетворения потребностей. Банки через экономические методы управления, например кредитование, удовлетворяют потребности различных звеньев экономики в заемных средствах разными кредитами или через осуществление безналичных расчетов удовлетворяют потребности экономики в бесперебойном ее функционировании, обеспечивают бесперебойное движение общественного продукта. Поскольку банки являются органами экономического управления, то их ответственность перед своими клиентами носит экономический характер. Экономическая ответственность банков связана прежде всего с результатами хозяйственной и финансовой деятельности обслуживаемых ими хозяйственных органов независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности, т.е. своих акционеров. Вокруг банков группируются фирмы и компании, зависимые от них или сами определяющие деятельность тех или иных банков. Последние проводят ту кредитную политику, которая при прочих равных условиях обеспечивает прибыль, организуют операции наиболее выгодно для себя и своих клиентов. Банки через ведение счетов предприятий, организаций и населения осуществляют контроль за совокупным денежным оборотом, а через него — за ходом хозяйственных процессов и влияют на эти процессы. В банковской системе сосредоточены все денежные фонды общества: средства государства,средства хозяйственных звеньев, сбережения населения и др. Банки активно участвуют в формировании этих фондов, ведут контроль за их использованием, регулируют денежный оборот и тем самым влияют на ход воспроизводственного процесса. С переходом экономики Казахстана к рынку перед банками открываются совершенно новые горизонты. В результате приватизации и разгосударствления собственности все шире развиваются частная собственность, коллективные и акционерные формы собственности, кооперативное движение, создаются предприятия на основе смешанных видов собственности. Расчет число крестьянских хозяйств, их объединений, арендаторов и лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. По мере развития рыночных отношений в экономике и обществе, усиливается экономическая роль банков. В их работе на первое место взамен административно-командных выдвигаются экономические методы. Повышается значение стоимостных инструментов банковского воздействия на экономику. В этих условиях велика роль банков в снижении инфляции в экономике и ее переводе на рыночные рельсы, прежде всего в приватизации и разгосударствлении собственности. При этом важнейшей задачей банковской системы являются совершенствование кредитного механизма, методов регулирования денежного обращения, ускорение расчетов и соблюдение платежной дисциплины. Одна из важнейших задач банковской реформы — оказание поддержки приватизации предприятий и создание частного сектора экономики. Следовательно, банковская реформа должна быть подчинена интересам приватизации государственной собственности. Иначе банки не могут избавиться от плохих кредитов, убыточных клиентов, ибо в настоящее время многие государственные предприятия имеют низкое качество кредитных портфелей. Банковская реформа должна внести свой вклад в реорганизацию приватизируемых предприятий и ликвидацию или реорганизацию крупных убыточных предприятий. Это ограничит доступ к кредитованию неплатежеспособных и убыточных предприятий и расширит возможность кредитования жизнеспособных предприятий. Убыточные крупные предприятия должны отделяться от жизнеспособных предприятий, передаваться на обслуживание вновь созданному банку развития, тем самым предотвращается накопление плохих, недействующих кредитов в остальных банках. Реформа банковской системы обеспечит доступ к кредитам банка частным предприятиям, будет способствовать развитию частного сектора. В то же время она стимулирует перестройку убыточных государственных предприятий. Значительную помощь приватизируемым предприятиям могут оказать ипотечные банки, которые необходимо в ходе банковской реформы создавать в республике. Речь идет о возможности предоставления ипотечным банком долгосрочного кредита приватизируемым предприятиям под залог принадлежащего имущества. Но для этого надо сначала создать законодательную базу. В 1998 г. Нацбанком РК приняты постановления "О вопросах перехода банков второго уровня к международным стандартам", в соответствии с которыми 30 банков второго уровня отнесены к первой группе - они должны достичь международных стандартов в срок до конца 1998 г., 30 банков отнесены ко второй группе - должны достичь международных стандартов в срок до конца 2000 года. Оставшиеся 17 банков либо преобразуются в кредитные товарищества, либо произойдет слияние их с крупными банками. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" на Национальный банк возложена функция лицензирования банковского аудита. Нацбанком разработан нормативный документ по лицензированию банковкого аудита, в котором будут установлены высокие требования и определенаответственность банковских аудиторов. Глава II Банковская система Республики Казахстан 2. Теоритические и практические аспекты развития банковской системы Республики Казахстан. В результате реорганизации государственных отраслевых банков и наделением республиканских отделений Госбанка СССР функциями центральных банков суверенных государств, а также создания первых коммерческих банков в 1991 году в республике была сформирована двухуровневая банковская система. Первый уровень новой банковской системы представлен Национальным банком РК и его филиалами в областных центрах республики. Второй уровень банковской системы представлен банками, созданными как на основе ранее существовавших специализированных банков, так и вновь организованных по инициативе физических и юридических лиц. Начало 90-х годов прошлого столетия в Республике Казахстан характеризовалось бурным ростом численности различных финансовых организаций: коммерческих банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. В частности, тогда только коммерческих банков насчитывалось более 200. Впоследствии, многие, из которых оказались финансово несостоятельными.
3 . Сущность Национального Банка. Национальный Банк Республики Казахстан (Национальный Банк Казахстана) является Центральным банком Республики Казахстан, представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы РК, подотчетен Президенту РК в пределах, установленных Указом Президента РК, имеющим силу Закона, "0 Национальном Банке Республики Казахстан", руководствуется Конституцией и другими законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, международными договорами и соглашениями Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, действует на принципах полного хозрасчета и, совместно с подведомственными ему подразделениями, представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Национальный Банк Казахстана координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан и проводит с ним регулярные консультации. Он также учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно- кредитной и валютной политики. Правительство не несет ответственности по обязательствам Национального Банка Казахстана, так же как и Национальный Банк Казахстана не несет ответственности по обязательствам Правительства, за исключением случаев, когда он принимает на себя такую ответственность. Органы представительной и исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность Национального Банка Казахстана и его структурных подразделений по реализации его законодательно закрепленных полномочий. Национальный Банк Казахстана на основании и во исполнение законов Республики Казахстан по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для исполнения всеми банками, небанковскими финансовыми организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций на основании лицензий, выданных Национальным Банком Казахстана,(далее банки) и их клиентами, а также другими юридическими и физическими лицами на территории Республики Казахстан. Нормативные акты Национального Банка Казахстана публикуются в официальных изданиях "Казахстан Улттык Банкiнiн Хабаршысы" - "Вестнике Национального Банка Республики Казахстан” на казахском и русском языках. Национальный Банк Казахстана имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и со своим наименованием. Структурные подразделения Национального Банка Казахстана, имеющие статус юридического лица, имеют свою печать. Национальный Банк Казахстана имеет собственную эмблему. Центральный аппарат Национального Банка Казахстана располагается в г.Алматы. 3.1. Структура Национального Банка Республики Казахстан. Органами управления Национального Банка Казахстана являются Правление и Совет директоров (Директорат). Высшим органом управления Национального Банка Казахстана является Правление. Правление Национального Банка Казахстана состоит из девяти человек. В состав Правления Национального Банка Казахстана входят: Председатель Национального Банка Казахстана, четыре его заместителя и руководитель бухгалтерской службы Национального Банка Казахстана, один представитель от Президента Республики Казахстан и два представителя от Правительства Республики Казахстан. Члены Правления Национального Банка Казахстана от Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Казахстана назначаются и освобождаются, соответственно, Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан и Председателем Национального Банка Казахстана. В функции Правления Национального Банка Казахстана входит: - разработка государственной денежно-кредитной политики; - утверждение нормативных актов, разработанных Национальным Банком Казахстана, касающихся деятельности банков; - определение номинальной стоимости и дизайна банкнот и монет на основе утвержденной Президентом Республики Казахстан концепции; - установление централизованной ставки рефинансирования по операциям Национального Банка Казахстана с банками и бюджетом Республики Казахстан; - принятие решений о выдаче разрешении на открытие банков и об их отзыве; - принятие решений о выдаче лицензий на проведение отдельных видов банковских операция, приостановлении их действия и аннулировании; - утверждение нормативов резервных требований для банков; - утверждение типов внешних активов, которые могут храниться во внешних резервах; - утверждение порядка определения обменного курса валюты Республики Казахстан; - ежегодное утверждение стратегии управления золотовалютными резервами Национального Банка Казахстана; - ежегодное утверждение политики в области бухгалтерского учета; - принятие решений о введении и отмене режима обязательной продажи выручки в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг); - рассмотрение, принятие и представление на утверждение Президента годового отчета о работе Национального Банка Казахстана; - рассмотрение и утверждение годового сводного баланса банковской системы Республики Казахстан, отчета о прибылях и убытках; - утверждение Положения о Национальном Банке Казахстана, структуры Национального Банка Казахстана, назначение и освобождение директоров департаментов, начальников областных управлений и других структурных подразделений Национального Банка Казахстана ; - утверждение пруденциальных нормативов для банков; - определение и утверждение условий труда, системы и размеров его оплаты, социально-бытового обеспечения работников Национального Банка Казахстана и его подразделений; - установление должностного оклада Председателю Национального Банка Казахстана; - принятие решений об участии Национального Банка Казахстана в международных организациях; - утверждение состава Совета директоров (Директората) Национального Банка Казахстана; - установление стандартов ежегодной публикации годовых отчетов банков, бухгалтерского баланса и счета прибылей и убытков; - утверждение перечня зон, признаваемых оффшорными; - утверждение перечня основных рейтинговых агентств и минимального требуемого рейтинга при открытии дочерних банков; - утверждение перечня сведений об учредителях банков; - утверждение порядка и размеров средств, размещаемых банками с иностранным участием во внутренних активах; - утверждение порядка лицензирования банковских операций; - утверждение требований, предъявляемых к помещениям и оборудованию банков; - принятие решения о консервации банков; - принятие решения по реструктурированию задолженностей перед Национальным Банком и Министерством финансов Республики Казахстан в отношении банков второго уровня и организаций, в которых введен режим временного управления (консервации); - изменение размеров штрафных процентов и пени, начисленных по задолженностям банков перед Национальным Банком Республики Казахстан. Заседания Правления Национального Банка Казахстана проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания Правления Национального Банка Казахстана созываются по требованию Председателя Национального Банка Казахстана или трех членов Правления. Члены Правления Национального Банка Казахстана своевременно уведомляются оназначении заседания Правления и за 10 дней до назначенной даты обеспечиваются материалами заседания Правления. Члены Правления Национального Банка Казахстана вправе запрашивать дополнительную информацию по вопросам, вносимым на рассмотрение Правления. Члены Правления Национального Банка Казахстана сохраняют конфиденциальность полученной информации. Заседания Правления Национального Банка Казахстана ведет Председатель Национального Банка Казахстана, а в случае его отсутствия лицо его замещающее. Правление правомочно принимать решение при присутствии не менее двух третей членов Правления, в числе которых должен быть Председатель Национального Банка Казахстана, либо лицо, его замещающее. Решение Правления принимается простым большинством голосов присутствующих членов. При равенстве голосов голос Председателя Национального Банка Казахстана является решающим. Председатель Национального Банка Казахстана не позднее чем в недельный срок вправе возвратить решение Правления со своими возражениями для повторного обсуждения и голосования. Если Правление двумя третями голосов от общего их числа подтвердит принятое ранее решение. Председатель Национального Банка Казахстана подписывает решение. Члены Правления Национального Банка Казахстана ответственны за решения, принимаемые Правлением, даже если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительно о своем несогласии с принятым решением. Вопросы на рассмотрение Правления выносятся Директоратом и членами Правления. По вопросам, отнесенным к его компетенции. Правление Национального Банка Казахстана принимает постановления. Порядок работы Правления Национального Банка определяется его Регламентом. Правление Национального Банка Казахстана находится в городе Алматы. Председатель Национального Банка Казахстана назначается Президентом Республики Казахстан с согласия Парламента сроком на 6 лет. Председатель действует от имени и представляет без доверенности Национальный Банк Казахстана в отношении ях с государственными органами, банками, кредитными, международными, иностранными и другими организациями. Председатель Национального Банка Казахстана вправе подать в отставку, представив Президенту Республики Казахстан свое письменное заявление за два месяца до ухода в отставку. Председатель Национального Банка Казахстана освобождается от должности Президентом Республики Казахстан. Председатель Национального Банка Казахстана ответственен за деятельность Национального Банка Казахстана. Председатель Национального Банка Казахстана наделен полномочиями принимать оперативные и исполнительно-распорядительные решения по вопросам деятельности Национального Банка Казахстана, за исключением полномочий, оговоренных действующим законодательством для Правления Национального Банка Казахстана. Заместители Председателя Национального Банка Казахстана назначаются Президентом Республики Казахстан, по представлению Председателя Национального Банка Казахстана, сроком на 6 лет, независимо от сроков назначения Председателя Национального Банка Казахстана. Заместители Председателя представляют Национальный Банк Казахстана без доверенности, подписывают документы в пределах своей компетенции. Заместители Председателя освобождаются от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Национального Банка Казахстана. Заместителя Председателя Национального Банка Казахстана могут подать в отставку, представив свое письменное заявление Президенту Республики Казахстан, через Председателя Национального Банка Казахстана , за два месяца до ухода в отставку. Органом оперативного управления Национального Банка Казахстана является Совет директоров (Директорат) Национального Банка Казахстана. В состав Совета директоров входят Председатель Национального Банка Казахстана, его заместители, руководители структурных подразделений Национального Банка Казахстана по представлению Председателя Национального Банка Казахстана. Состав Совета директоров Национального Банка Казахстана утверждается Правлением Национального Банка Казахстана. Председатель Национального Банка Казахстана председательствует на заседаниях Совета директоров. По егопоручению заседание Совета директоров может вести лицо, замещающее Председателя Национального Банка Казахстана. Совет директоров принимает решения по всем вопросам, находящимся в ведении Национального Банка Казахстана, за исключением тех вопросов, которые входят в компетенцию Правления и Председателя Национального Банка Казахстана. Решения Совета директоров принимаются на регулярно проводимых заседаниях, не реже одного раза в месяц, простым большинством голосов присутствующих членов Совета директоров, при условии, что присутствуют не менее двух третей членов Совета директоров. Совет директоров по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает постановления. Порядок работы Совета Директоров определяется его Регламентом. 3.2 Функции Национального Банка Республики Казахстан. Основной задачей Национального Банка Казахстана является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан.На Национальный Банк Казахстана также возлагается: - разработка ипроведение политики государства в области денежного обращения, кредита, организации банковских расчетов и валютных отношений, способствующих достижению целей экономического развития Республики Казахстан и ее интеграции в мировую экономику; - содействие обеспечению стабильной денежной, кредитной и банковской системы; - защита интересов кредиторов и вкладчиков банков, а также клиентов организаций, осуществляющих операции по купле, продаже и обмену иностранной валюты, путем принятия актов, регулирующих деятельность банковских и иных организаций, и, осуществленияконтроля за их соблюдением. Национальный Банк Казахстана в соответствии с возложенными на негозадачами, выполняет следующие основные функции:- проведение государственной денежно-кредитной политики в Республике Казахстан;- осуществление функции банка и агента Правительства и других государственных органов;- осуществление контроля и надзора за деятельностью банков, а так же регулирования их деятельности;- осуществление валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан;- управление золотовалютными резервами. В целях проведения государственной денежно-кредитной политикиНациональный Банк Казахстана:- регулирует объем денежной массы в обращении;- осуществляет регулирование уровня банковских процентных ставок в Республике Казахстан путем изменения официальных ставок.- покупает и продает облигации, депозитные сертификаты, дисконтные и процентные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года, которые Национальный Банк Казахстана считает пригодными для обеспечения кредитов;- осуществляет операции с производными финансовыми инструментами;- выставляет чеки и векселя в любой валюте;- вносит в Министерство финансов предложения по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на ликвидность банковской системы и приоритетов денежно- кредитной политики ;- устанавливает целевые ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы в обращении;- устанавливает процентные ставки по своим операциям;- осуществляет интервенции на валютном рынке;- устанавливает норматив минимальных обязательных резервов, депонируемых в Национальном Банке Казахстана в том числе с возможной дифференциацией по срокам, объемам и вилам привлеченных средств (резервные требования);- определяет виды платежных инструментов, допускаемых к обращению на территории Республики Казахстан, и устанавливает правила их обращения. В целях реализации функции эмиссии банкнот и монет на территорииРеспублики Казахстан Национальный Банк Казахстана:- определяет структуру номиналов, дизайн банкнот и монет на основе концепции, утвержденной Президентом Республики Казахстан, потребное количество банкнот и монет, обеспечиваете их изготовление;- обладает исключительным правом выпуска наличных денежных средств организации их обращения путем продажи банкнот и монет банкам с получением безналичного эквивалента;- устанавливает порядок определения платежности и обмена бывших в употреблении банкнот и монет, изъятия их из обращения, хранения и уничтожения;- устанавливает правила учета, хранения, перевозки и инкассации наличных банкнот и монет, участвует в обеспечении перевозки, хранения и инкассации банкнот и монет, создает резервные государственные фонды банкнот и монет. В целях осуществления функции банка банков Национальный БанкКазахстана:- организует систему рефинансирования в Республике Казахстан;- предоставляет кредиты на срок не более шести месяцев под обеспечение первоклассными (высоколиквидными, безрисковыми) ценными бумагами и другими активами;- является кредитором последней инстанции для банков второго уровня, в связи с чем, вправе предоставлять им кредиты в национальной и иностранной валюте, как обеспеченные так и без обеспечения, в порядке и на сроки, установленные Правлением Национального Банка;- определяет порядок, систему и формы расчетов в Республике Казахстан, организует функционирование платежной системы, обеспечивающей своевременное и бесперебойное проведение межбанковские расчетов в казахстанских тенге;- имеет право бесспорного списания денежных средств со счетов клиентов и банков при установлении факта ошибочности их зачисления или средств, зачисленных на основании платежных документов с явными признаками подделки. В целях осуществления функции банка и агента Правительства и другихгосударственных органов Национальный Банк Казахстана:- участвует в обслуживании внутреннего и внешнего долга Республики Казахстан, гарантом которых является Правительство Республики Казахстан;- предпринимает необходимые меры дня предотвращениявозникновения дебетового сальдо по счетам Министерства финансов Республики Казахстан;- на основе заключенного с Министерством финансов соглашения размещает государственные ценные бумаги;- осуществляет депозитарную деятельность в отношении государственных ценных бумаг;- в исключительных случаях осуществляет операции, связанные с кредитно- расчетным и кассовым обслуживанием организаций, финансируемых за счет средств государственного бюджета. В целях осуществления контроля и надзора за деятельностью банков ирегулирования их деятельности Национальный Банк Казахстана:- выдает разрешения на открытие банков, дочерних банков на территории Республики Казахстан и дает согласие на открытие филиалов, как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами и представительств банков-нерезидентов;- выдает лицензии на осуществление банковских операций, а также иных операций, осуществляемых банками, и проведение аудиторской проверки банковской деятельности;- в установленном им порядке проводит обязательную экспертизу проспектов эмиссий ценных бумаг банков до их регистрации, а также дает согласие на осуществление банками отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;- издает обязательные для исполнения всеми банками, а так же небанковскими финансовыми учреждениями и их кли ентами нормативные акты по вопросам банковской деятельности, учета, расчетов, осуществления валютных операций в пределах полномочий, определенных законодательством, а также осуществляет надзор за их соблюдением;- устанавливает методологию и правила бухгалтерского учета в банках, перечень, формы, сроки представления бухгалтерской, банковской и иной отчетности, а также ответственность за их нарушение для обеспечения контрольных и надзорных функции;- в целях упорядочения расчетов вправе устанавливать, по согласованию с Правительством Республики Казахстану очередность платежей с расчетных, текущих, бюджетных и иных счетов, осуществляемых банками и всеми хозяйствующими субъектами, если иное не предусмотрено законодательными актами;- устанавливает правила, инструкции, обязательные для исполнения банками и их клиентами;- устанавливает лицензионные процедуры и нормативы для банков;- проверяет деятельность банков и их финалов, в том числе, путем проверок на месте или приглашения аудиторской организации, и получает от банков такую информацию, которую он сочтет необходимой и целесообразной для правильного осуществления своих консольных и надзорных функций, требует разъяснения по полученной информации;- определяет методику расчетов и принципы применения пруденциальных нормативов дня банков;- определяет порядок учета открытой валютной позиции для банков и контроля за этой позицией;- определяет порядок формирования провизии и счетов переоценки банков дня обеспечения безнадежных и сомнительных активов, валютных и процентных рисков;- в случае нарушения законодательных и нормативных актов применяет к банкам меры воздействия, в соответствии с Указами Президента Республики Казахстан, имеющими силу закона, «О Национальном Банке Республики Казахстан», «О банках и банковской деятельности»;- получает от банков балансы, отчеты и иные документ, необходимые для обеспечения консольных функций Национального Банка Казахстана;- устанавливает экономическую ответственность банков и их клиентов за нарушения правил совершения расчетных операций;- устанавливает виды и правовой режим счетов, порядок и условия открытия, пользования и закрытия счетов. В целях обеспечения валютного регулирования и валютного контроляНациональный Банк Казахстана:- определяет сферу и порядок обращения в Республике Казахстан иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, вводит необходимые ограничения на проведение операций в иностранной валюте, в необходим числе на объемы таких операций и уровень процентных ставок;- устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Республике Казахстан операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте;- устанавливает для резидентов порядок обязательного перевода, ввоза, вывоза и пересылки в Республику Казахстан иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также определяет целесообразность, порядок и условия открытия счетов в иностранной валюте резидентов Республики Казахстан в банках за пределами Республики Казахстан и выдает разрешение на их открытие;- устанавливает правила выдачи и выдаст лицензии банкам на совершение банковских операций с валютными ценностями и банковское обслуживание расчетов в иностранной валяете по валютным операциям, а также осуществляет контроль за их деятельностью;- устанавливает правила выдачи и выдаст лицензии учреждениям, осуществляющим операции по купле, продаже и обмену иностранной валюты, на совершение валютных операций и осуществляет контроль за их деятельностью; - регулирует курс национальной валюты Республики Казахстан к иностранным валютам;- разрабатывает единые формы учета, отчетности, иной документации и статистики валютных операций, а также определяет порядок и сроки их представления;- ведет и публикует Реестр уполномоченных банков; - в случаях установления фактов нарушения лицензиатами законодательства Республики Казахстан вправе отозвать выданные лицензии на совершение банковских операций с валютными ценностями, торговых и неторговых операция в иностранной валюте;- организует международные расчеты, совершенствует валютно-финансовые и кредитно-расчетные отношения с зарубежными странами;- привлекает в соответствии с заключенными государственными договорами денежные средства в иностранной валюте от иностранных и международных организаций;- привлекает в соответствии с заключенными государственными договорами денежные средства в иностранной валюте от иностранные и международных организаций;- определяет типы внешних активов, которые могут храниться во внешних резервах;- выдает разрешение на вывоз валютных ценностей, а также ведет учет банковских кредитов, полученных из-за границы;- вносит предложения по вопросам привлечения дополнительных кредитов из-за границы. Национальный Банк Казахстана вправе осуществлять следующие операции с валютными ценностями:- покупать и продавать иностранную валюту;- покупать, продавать или производить операции с казначейскими векселями и другими ценными бумагами, выпущенными и гарантированными правительствами иностранных государств или международными финансовыми организациями;- открывать и вести счета в иностранных центральных банках, банках и других уполномоченных финансовых организациях за пределами Республики Казахстан, а также международных финансовых организациях;- открывать и вести счета, действовать как представитель или корреспондент для зарубежного центрального банка, банков и других уполномоченных учреждений за пределами Казахстана, иностранных правительств и их агентов, а также международных финансовых организаций. В целях управления золотовалютными резервами Национальный БанкКазахстана:- формирует золотовалютные резервы и совершает операции с ними;- в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О государственном регулировании отношений, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями" участвует с правом первой покупки в первичных торгах аффинированными драгоценными металлами,покупает для пополнения золотовалютных резервов Национального Банка Казахстана драгоценные металлы у казахстанских и иных производителей (продавцов);- производит прием в хранилище Национального Банка Казахстана приобретенных аффинированных драгоценных металлов и природных драгоценных камней в сыром и обработанном видах. Осуществляет их хранение и продажу в соответствии с действующим законодательством. По поручению Президента или Правительства Республики Казахстан принимает на хранение в хранилище Национального Банка Казахстана ценности, зачисленные в правительственный (бюджетный) резерв;- производят лицензирование операций, связанных с драгоценными металлами, драгоценными камнями и ювелирными изделиями в порядке, определяемом действующим законодательством Республики Казахстан;- производит на территории Республики Казахстан и на внешнем рынке операции по покупке и продаже золота, других драгоценных металлов в слитках, монетах, самородках и иных формах, а также природных драгоценных камней в сыром и обработанном виде. Национальный Банк Казахстана, в соответствии с действующимзаконодательством:- участвует в создании и деятельности организаций, способствующих осуществлению Национальным Банком Казахстана возложенных на него функций; - составляет и регулярно публикует сводный баланс банков Республики Казахстан и собственный баланс;- разрабатывает прогнозные расчеты по внутренним и внешним активам; проводит депозитные и расчетные операции, принимает на хранение к управление ценные бумаги и иные ценности;- осуществляет другие банковские операции, а также сделки от своего имени в соответствии со своими задачами, если это прямо не запрещено Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О Национальном Банке Республики Казахстан";- вводит в соответствии с государственной политикой управления внешним долгом ограничения для банков на объем привлечения кредитов из-за границы;- обеспечивает на договорных условиях банки необходимыми аналитическими и информационными материалами, оказывает консультативную и практическую помощь в организации банковского дела;- участвует в осуществлении подготовки и повышении квалификации кадров для системы Национального Банка. Через Координационный совет по банковскому обучению участвует в переподготовке кадров для банков второго уровня;- осуществляет иные функции, полномочия и права в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана представляет Президенту РеспубликиКазахстан годовой отчет в срок, установленный Президентом Заключение. С помощью банков происходит перераспределение свободных денежныхсредств, или «обмен веществ», использование «энергии окружающей среды в интересах общего блага. Деньги и кредит как факторы роста общественного богатства способны делать нации более богатыми, однако лишь в том случае, если управление деньгами и кредитом основывается на чётких правилах, их нарушение может стать тормозом экономического роста и процветания хозяйства. Банковское дело не является застывшей наукой. Банки, желая выжить вконкурентной борьбе, чутко реагируют на потребности своих клиентов,изменение окружающей их среды. Сегодня в Казахстанской банковской системе кредитование являетсяважнейшим направлением активных операций. Поэтому эта тема занимает особое место в работе. В центре внимания находится современная система и основные процедуры управления кредитами, анализ типичных проблем, решение которых требуется для успешного внедрения системы кредитования. В последнее время в Казахстане так же проявляется больший интерес кразвитию управленческого учета. Это неудивительно, так как управлениесложной организацией невозможно без сбора и оценки всей необходимойинформации. Между тем в условиях конкуренции между банками успехсопутствует тем банкирам, которые лучше владеют современными методами банковского дела.За последние годы Казахстан достиг значительного прогресса в развитии экономики. Эти достижения признаны развитыми индустриальными странами и многосторонними финансовыми институтами и институтами развития. За последние 6 лет среднегодовой рост ВВП составил 10,2% и объем реального ВВП превысил на 6% уровень 1991 года (года приобретения независимости). Это свидетельствует о завершении перестроечного периода и перехода на новый этап - этап стабильного развития экономики. В этой связи, необходимо отметить, что достижение Национальным Банком основной цели, направленной на обеспечение стабильности цен в стране, всецело зависит от реализации таких основных задач как разработка и проведение денежно-кредитной политики государства; осуществление валютного регулирования и валютного контроля, а также содействие обеспечению стабильности финансовой системы. В последние годы уровень инфляции остается на относительно невысоком стабильном уровне в пределах 6-8%. Данная ситуация обеспечивается в результате адекватной политики Национального Банка, а также вследствие скоординированной политики Национального Банка и Правительства Республики Казахстан по поддержанию низкой инфляции. Ответственность Национального Банка за поддержание ценовой стабильности усилилась с 2004 года с выделением из его компетенции функций по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Для снижения инфляционного давления Национальным Банком в последние годы предпринимаются меры по ужесточению денежно-кредитной политики. Одной из таких мер стало постепенное повышение официальной ставки рефинансирования. Ужесточение денежно-кредитной политики предполагает изменение направления влияния официальных ставок Национального Банка на рыночные ставки по кредитам с целью осуществления перехода на использование уровня рыночной доходности вместо ранее использованного уровня ликвидности банковской системы. Примеры центральных банков развитых стран показывают, что данная операционная цель является более эффективной для регулирования финансового рынка. Для усиления регулирующих свойств официальной ставки рефинансирования, Национальный Банк с прошлого года внедрил в практику периодический (ежеквартальный) пересмотр и установление официальной ставки рефинансирования. С 1 апреля 2006 года были повышены ставки по операциям Национального Банка: официальная ставка рефинансирования - с 8,0% до 8,5%, ставка по привлекаемым депозитам - с 3,5% до 3,75%. Увеличивается эффективная доходность по выпускаемым краткосрочным нотам: 2,38% на конец 2005 года до 3,32% на конец мая 2006 года. Кроме того, был увеличен объем стерилизации избыточной ликвидности банков. Объем нот в обращении вырос с 161,0 млрд. тенге на конец 2005 года до 317,4 млрд. тенге на конец мая 2006 года. Значительно больше стали привлекаться депозиты от банков, задолженность по ним повысилась с 86,9 млрд. тенге на конец декабря 2005 года до 277,4 млрд. тенге на конец мая 2006 года. Задача перехода на использование уровня рыночной доходности в качестве операционной цели лежит в русле намечаемого Национальным Банком перехода к принципам инфляционного таргетирования. В среднесрочном периоде Национальный Банк намерен сохранить режим плавающего обменного курса без определения какого-либо долговременного установленного коридора. Колебания курса будут обуславливаться соотношением спроса и предложения денег. Действия Национального Банка будут направлены только на ослабление последствий кратковременных и спекулятивных колебаний валютного курса. В целом денежно-кредитная политика будет способствовать сохранению стабильности финансового рынка. Совместно с Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций будет продолжена работа по устойчивому развитию финансовой системы. На 1 мая 2006 года совокупный собственный капитал банковской системы в валютном эквиваленте составил 5,7 млрд. долл. США, совокупные активы - 41,6 млрд. долл. США (более 62% к ВВП). В свою очередь, доверие население к банковской системе обуславливает высокие темпы роста ресурсной базы банков. За последние 5 лет депозиты в банковской системе выросли в 6,1 раза и на 1 мая 2006 года составили 14,9 млрд. долл. США. Вклады населения за аналогичный период выросли в более чем в 6,2 раза до 5,4 млрд. долл. США. Во многом, такой рост стал возможным в результате функционирования системы гарантирования (страхования) вкладов населения, а также ужесточения законодательных норм по банковской тайне. Сегодня практически все банки являются участниками системы страхования депозитов. Интенсивный рост ресурсной базы позволяет банкам активно кредитовать экономику. За последние 5 лет кредиты банков экономике выросли 8,8 раза до 22,9 млрд. долл. США. Наблюдается тенденция роста долгосрочных кредитов. Так, долгосрочные кредиты за январь -апрель текущего года выросли на 16,3%, составив 2003,6 млрд. тенге, а краткосрочные кредиты снизились на 2,1%, составив 850,6 млрд. тенге. В итоге удельный вес долгосрочных кредитов повысился с 66,5% до 70,2%. Кредиты банков субъектам малого предпринимательства за январь - апрель 2006 года увеличились на 9,7%), составив 515,9 млрд. тенге. В отраслевой разбивке наиболее активно кредитуются такие отрасли экономики, как торговля (23,5%)), промышленность (14,8%), строительство (13,6%) и сельское хозяйство (5,5%). Платежные системы Казахстана в целом отвечают основным требованиям, предъявляемым международными финансовыми организациями к системно значимым платежным системам, и высоко оцениваются международными экспертами. Быстро растущим и перспективным компонентом платежных систем является система пластиковых карт. Более 43% экономически активного населения имеют платежные карточки (3,4 млн. чел.). С переходом к режиму инфляционного таргетирования органично сочетаются меры Национального Банка по либерализации валютного режима, которые позволят снять имеющиеся ограничения при проведении валютных операций и перейти на полную конвертируемость казахстанского тенге. Либерализация валютного режима будет способствовать активному участию Казахстана на международных рынках капитала, росту отечественного рынка, развитию финансовых инструментов и привлечению дополнительных средств в реальный сектор экономики страны. Основная цель либерализации валютного режима заключается в содействии государственной политике по достижению устойчивого экономического роста и обеспечению экономической безопасности. Долгосрочный эффект от либерализации валютного режима будет состоять в повышение производительности реального и эффективности финансового сектора экономики за счет:
В целях содействия обеспечению стабильности финансовой системы Национальным Банком совместно с заинтересованными государственными органами ведется работа по подготовке Отчета о финансовой стабильности, в рамках которого предполагается изучить широкий круг вопросов, связанных с обеспечением финансовой стабильности, а также выявить риски, присущие финансовой системе страны. Вексельная программа Национального Банка, которая функционирует с 1999 года также является одним из путей формирования устойчивых связей между реальным и финансовым секторами экономики. Национальный Банк осуществляет переучет векселей компаний, имеющих статус первоклассных эмитентов, по ставке равной официальной ставке рефинансирования. В целях переучета векселей Национальный Банк осуществляет финансовый анализ деятельности предприятия, выпустившего вексель, и, в случае соответствия существующим критериям, присваивает ему статус первоклассного эмитента. Статус первоклассного эмитента увеличивает привлекательность векселей предприятия, означая безрисковость данного финансового инструмента. Также, в целях анализа и краткосрочного прогнозирования состояния экономики Казахстана, совершенствования и повышения эффективности денежно-кредитной политики Национальный Банк осуществляет мониторинг предприятий. Данные мониторинга позволяют получать объективные оценки влияния денежно-кредитной политики страны на реальный сектор экономики, а также способствуют более глубокому пониманию проблем, существующих в реальном секторе экономики. На данном этапе стоит задача разработки до конца текущего года новой Концепции развития финансового сектора на среднесрочный период, направленной на продолжение формирования устойчивой и эффективно функционирующей финансовой системы с учетом результатов по реализации действующей Концепции, срок реализации которой истекает в этом году. Список используемой литературы: 1. Алыкпашев Ж.Т. Журнал “Вестник КазНУ”. Серия экономическая. №3(31). 2003г. 2. Ильясов А.А., Гилимов А.К. Журнал “Вестник КазНУ”. Серия экономическая. №4(26). 2001г. 3. Крымова В. “Экономическая теория”. Алматы 2002г. 4. Лаврушина О.И. “Деньги, кредит, банки”. Издание второе, Москва 2000г. 5. Салимова Ж.Д. Журнал “Вестник КазНУ”. Серия экономическая. №3(37). 2003г. 6. Сейткасимова Г.С. “Деньги, кредит, банки”. Алматы 1999г. 7. Шаяхметова К.О. Журнал “Вестник КазНУ”. Серия экономическая. №1(41). 2004г.8. Закон " Обанках и банковской деятельности в Казахской ССР"1991г 9. 3 Указа Президента РК “О банках и банковской деятельности” 10. Постановления Нацбанка в 1998 г. "О вопросах перехода банков второго уровня к международным стандартам" 11. Годовой отчет Национального банка 12. Положение Правления Национального Банка Республики Казахзстан от 24 января 1996 года «О национальном банке Республики Казахстан».13. Пресс-релиз Национального Банка Республики Казахстан от 6 октября 2000года «О проекте Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банковской деятельности». 14. «Положение о Департаменте иностранных операций Национального банка Республики Казахстан» 15.Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система Казахстана.- Астана, 2008 г. 16.Журнал «Банки Казахстана» 17.Жуков В. Политика Национального банка по развитию системы безналичных платежей для физических лиц. //Банки Казахстана. – 2005. 18.Ковалев В.В. Финансы: учебник. / Под ред. В.В. Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006 19.Мельников В.Д. Основы финансов.- Алматы, 2007 20.Сейткасимов Г.С. Банковская система Казахстана. – Алматы, 2008 |