Реферат: Сеть Internet
Название: Сеть Internet Раздел: Рефераты по информатике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение.................................................................................................... 3 История создания сети Internet................................................................ 4 Принцип работы Internet.......................................................................... 6 Поиск информации в Интернете……………………………………………9Электронная почта................................................................................. 13 Internet как средство массовой информации ........................................ 15 Заключение.............................................................................................. 23 Список использованной литературы..................................................... 26 Приложение…………………………………………………………………27 Введение Internet… Это слово буквально не сходит с уст у всего человечества вот уже несколько десятков лет. Понятие Интерне́т (произносится [интэрнэ́т ]; англ. Internet ) — всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины и множества других систем (протоколов) передачи данных. Часто упоминается как «Всемирная сеть» и «Глобальная сеть». В обиходе иногда говорят «Ине́т». В настоящее время, когда слово «Интернет» употребляется в обиходе, чаще всего имеется в виду Всемирная паутина и доступная в ней информация, а не сама физическая сеть. К середине 2008 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило около 1,5 млрд человек (около четверти населения Земли).[1] Вместе с подключенными к нему компьютерами, Интернет служит основой для развития «информационного общества». Многие люди не только не имеют представления об Internet, но и не знают ее возможных колоссальных преимуществ и в то же время огромной опасности, таящейся в ее недрах. Цель данной работы показать положительные стороны существования сети Internet и ее дальнейшего развития, показать основы работы в сети Internet. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 1. История создания сети Internet 2. Принцип работы Internet 3. Поиск информации в Интернете 4. Электронная почта 5. Internet как средство массовой информации История создания сети InternetРодиной сети Internet являются Соединенные Штаты Америки. Internet стала развитием военных технологий.Шестидесятые годы, а это, как известно, разгар «Холодной войны». У Министерства обороны США возникла необходимость объединить множество военных институтов и ведомств единой информационной системой, для обмена информацией. Работать система должна была таким образом, чтобы выход из строя какой ни будь её части (узла) не повлиял на работоспособность всей системы в целом. Сеть должна была работать в любых экстремальных условиях, после бомбардировки авиацией, ядерного удара и т.д. В эту сеть планировалось объединить компьютеры, содержавшие научно-исследовательскую информацию. Сеть должна была объединить множество независимых между собой подсетей, следовательно выход из строя одной подсети не влиял на работу остальных. Результатом работы по созданию такой информационной системы стала сеть ARPAnet (Advanced Research Project Agency net — сеть Управления перспективных исследований). Её запуск состоялся в 1969 году. Модель APRAnet предусматривала постоянную связь между компьютером-источником и компьютером-приемником (станцией назначения) - сеть, по условию предполагалась ненадежной всякая часть ее могла исчезнуть в любой момент. Не только на сеть в целом, но и на связывающиеся компьютеры возлагалась ответственность обеспечивать налаживание и поддержание связи. Основной принцип состоял в том, что любой компьютер мог связаться как равный с равным с любым другим компьютером, подключенным к сети. Принцип работы InternetНа рис. 1 в Приложении представлена схема строения сети Internet. В ее основе заложен хребет – суперкомпьютеры, соединенные между собой высокоскоростными узлами связи. В дальнейшем по постоянной линии связи информация передается провайдерам – поставщикам Internet обычным пользователям. Обычно пользователи получают доступ к сети Internet посредством телефонной линии. Однако уже сегодня многие провайдеры предлагают услуги RadioInternet – связь между пользователем и провайдером, информация в которой передается посредством спутниковых каналов связи. Это позволяет существенно увеличить скорость и надежность связи, однако на порядок увеличит стоимость услуги. Internet поддерживает единый протокол TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol). Протоколом называют набор соглашений о правилах формирования и форматах сообщений Internet, о способах обмена информацией между абонентами сети. Различают 2 типа протоколов Internet: - базовые протоколы, отвечающие за физическую пересылку электронных сообщений любого типа между компьютерами Internet. - прикладные протоколы более высокого уровня, отвечающие за функционирование специализированных служб Internet. Каждый компьютер, подключенный к Internet, имеет уникальный физический адрес (IP – адрес), составленный из четырех десятичных чисел, разделенных точками, например, 192.168.42.2. Такие адреса имеют как компьютеры обычных пользователей, так и суперкомпьютеры, входящие в хребет Internet. Однако запомнить эти физические адреса очень сложно, поэтому стали применять осмысленные буквенные обозначение, разделенные запятыми, например www . armavir . ru (буквенная запись физического IP-адреса). Основные службы Internet : Telnet – протокол и программы, которые обслуживают удаленный доступ клиента к компьютерному серверу. После установления связи, пользователь может управлять компьютером сервера, как своим и наоборот, управление может производиться с компьютера сервера. FTP – протокол и программы передачи файлов, которые обслуживают работу с каталогами и файлами удаленной машины. Данный протокол позволяет «перекачивать» программы, игры, документы, музыку, видеоизображения, фотографии с сервера на компьютер пользователя или наоборот. Gopher – протокол или программы, которые обеспечивают более развитые (по сравнению с FTP) средства поиска и извлечения информации с помощью многоуровневых меню, справочных книг, индексных ссылок и т.п. Archie – специальные серверы, которые собирают и хранят поисковую информацию о содержимом FTP-серверов на узлах Internet. если вы ищете какой-либо файл или документ, имя которого (или его часть) вам известна, то Archie укажет вам адреса соответствующих FTP-серверов, на которых находятся файлы, соответствующие вашему запросу. WAIS (Wide Area Information Servers) – распределенная информационная система (базы данных и программное обеспечение), которая обслуживает поиск информации в сетевых базах данных и библиотеках. E - mail - электронная почта. Посредством ее люди, живущие на разных континентах электронными сообщениями и файлами. Usenet – телеконференции, группы новостей, дискуссионные клубы и т.п. Все участники телеконференции имеют равные права при обсуждении того или иного вопроса.[1] Каждая телеконференция имеет свой адрес и посвящена какой-либо теме (науке, искусству, спорту, отдыху и т.п.), причем круг обсуждаемых вопросов может быть самым разнообразным – от очень широкого («обо всем») до очень узкого («сколько времени торт «Наполеон» должен находится в духовке»). Современные технологии позволяют проводить телеконференции с передачей не только текстовой информации, но также использовать изображение и речь собеседников в реальном времени. По официальным данным в Internet в настоящее время насчитывается более 20000 телеконференций, проводимых как между обычными пользователями, так и между крупнейшими корпорациями. IRC – одна из разновидностей телеконференций, иначе ее называют «болтовней» в реальном времени. Эта телеконференция позволяет осуществлять в режиме реального времени текстовое общение между совершенно незнакомыми людьми с возможностью графических вставок. Служит в основном для проведения досугов, поскольку здесь, как правило, не решаются такие серьезные вопросы, как, например, в Usenet. IP -телефония – голосовая связь. Человеческая речь преобразуется в звуковой файл и передается по сети в реальном времени. Единственное преимущество перед обычной телефонной связью состоит в необычайной дешевизне в расчете на минуту разговора. WWW (World Wide Web или «Всемирная паутина») - гипертекстовая информационно-поисковая система Internet. Блоки данных WWW размещаются на отдельных компьютерах, называемых WWW-серверами (Web-серверами) и принадлежат отдельным организациям или частным лицам. С помощью гипертекстовых ссылок, встроенных в документы WWW, пользователь может переходить от одного документа к другому. В основе WWW лежит протокол передачи гипертекстовых сообщений HTTP (Hypertext Transfer Protocol), а сами страницы формируются с помощью специального гипертекстового языка описания документов HTML (Hypertext Markup Language). Для работы с WWW используются специальные программы – браузеры (browsers), например, Microsoft Internet Explorer, Netscape Navigator, Opera и т.д. WWW и ее программное обеспечение – наиболее мощные и перспективные инструменты Internet. Они обеспечивают доступ пользователей ко всем ресурсам перечисленным выше (FTP, Usenet, Gopher и т.д.). Поиск информации в ИнтернетеСеть Интернет растет очень быстрыми темпами, поэтому найти нужную информацию среди сотен миллиардов Web-страниц и сотен миллионов файлов становится все сложнее. Для поиска информации используются специальные поисковые системы, которые содержат постоянно обновляемую информацию о местонахождении Web-страниц и файлов на сотнях миллионов серверов Интернета. Поисковые системы содержат тематически сгруппированную информацию об информационных ресурсах Всемирной паутины в базах данных. Специальные программы-роботы периодически "обходят" Web-серверы Интернета, читают все встречающиеся документы, выделяют в них ключевые слова и заносят в базу данных Интернет-адреса документов. Большинство поисковых систем разрешают автору Web-сайта самому внести информацию в базу данных, заполнив регистрационную анкету. В процессе заполнения анкеты разработчик сайта вносит адрес сайта, его название, краткое описание содержания сайта, а также ключевые слова, по которым легче всего будет найти сайт. Поиск по ключевым словам. Поиск документа в базе данных поисковой системы осуществляется с помощью введения запросов в поле поиска .
Если ключевые слова были выбраны неудачно, то список адресов документов может быть слишком большим (может содержать десятки и даже сотни тысяч ссылок). Для того чтобы уменьшить список, можно в поле поиска ввести дополнительные ключевые слова или воспользоваться каталогом поисковой системы. Одной из наиболее полных и мощных поисковых систем является Google (www.google.ru), в базе данных которой хранятся 8 миллиардов Web-страниц и каждый месяц программы-роботы заносят в нее 5 миллионов новых страниц. В Рунете (российской части Интернета) обширные базы данных, содержащие по 200 миллионов документов, имеют поисковые системы Яndех (www.yandex.ru) и Rambler (www.rambler.ru). Поиск в иерархической системе каталогов. В базе данных поисковой системы Web-сайты группируются в иерархические тематические каталоги , которые являются аналогами тематического каталога в библиотеке.[2]
Поиск информации в каталоге сводится к выбору определенного каталога, после чего пользователю будет представлен список ссылок на Интернет-адреса наиболее посещаемых и содержательных Web-сайтов. Каждая ссылка обычно аннотирована, т. е. содержит короткий комментарий к содержанию документа. Наиболее полный многоуровневый иерархический тематический каталог русскоязычных Интернет-ресурсов имеет поисковая система Апорт (www.aport.ru). Каталог содержит подробную аннотацию содержания Web-сайтов и указание на их географическое положение. Поиск файлов. Для поиска файлов на серверах файловых архивов существуют специализированные поисковые системы, в том числе поисковая система FileSearch (www.filesearch.ru). Для поиска файла необходимо ввести имя файла в поле поиска, и поисковая система выдаст Интернет-адреса серверов файловых архивов, на которых хранится файл с заданным именем. Поиск информации в русскоязычной части Интернета с помощью наиболее поисковых систем: Google, Rambler, Апорт, Yandех и файловой поисковой системы Research можно производить с использованием интегрированной поисковой системы Goоgle.ru. Для этого достаточно ввести ключевые слова в строку поиска, с помощью переключателей установить тип необходимой информации и щелкнуть по кнопке с названием поисковой системы Google.ru Для этого достаточно ввести ключевые слова в строку поиска, с помощью переключателей установить тип необходимой информации и щелкнуть по кнопке с названием поисковой системы. Интернет в целом и Всемирная паутина, в частности, предоставляют абоненту доступ к тысячам серверов и миллионам Web-страниц, на которых хранится невообразимый объем информации. Как не потеряться в этом "информационном океане"? Для этого необходимо научиться искать и находить нужную информацию в сети. Как уже было сказано, существуют три основных способа поиска информации в Интернете. 1. Указание адреса страницы. Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа. 2. Передвижение по гиперссылкам. Это наименее удобный способ, так как с его помошыо можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу. Если текущий документ посвящен, например, музыке, то, используя гиперссылки этого документа, вряд ли можно будет попасть на сайт, посвященный спорту. 3. Обращение к поисковому серверу (поисковой системе) . Использование поисковых серверов - наиболее удобный способ поиска информации. В настоящее время в русскоязычной части Интернета популярны следующие поисковые серверы: Yandex; Существуют и другие поисковые системы. Например, эффективная система поиска реализована на сервере почтовой службы mail.ru. Наиболее доступным и удобным способом поиска информации во Всемирной паутине является использование поисковых систем. При этом поиск информации можно осуществлять по каталогам, а также по набору ключевых слов, характеризующих отыскиваемый текстовый документ. Рассмотрим использование поисковых серверов более подробно. Поисковый сервер содержит большое количество ссылок на самые различные документы, и все эти ссылки систематизированы в тематические каталоги. Например: спорт, кино, автомобили, игры, наука и др. Причем эти ссылки устанавливаются сервером самостоятельно, в автоматическом режиме путем регулярного просмотра всех появляющихся во Всемирной паутине Web-страниц. Кроме того, поисковые серверы предоставляют пользователю возможность поиска информации по ключевым словам. После ввода ключевых слов поисковый сервер начинает просматривать документы на других Web-серверах и выводить на экран ссылки на те документы, в которых встретились указанные слова. Обычно результаты поиска сортируются по убыванию специального рейтинга документов, который показывает, насколько полно заданный документ отвечает условиям поиска или насколько часто он запрашивается в сети. Электронная почтаИсторически первый и наиболее распространенный вид работы в телекоммуникационных сетях – межперсональный обмен текстовыми сообщениями, известный под названием «электронной почты» (E-mail). Как и при обычной почтовой связи, здесь происходит обмен сообщениями, но не на бумаге, а в виде файлов. Преимущества электронной почты заключаются в следующем: большая скорость доставки информации (например, даже на обычной коммутируемой линии письмо из России в США дойдет чуть более чем за сутки, а если используется RadioInternet, то скорость доставки этого письма составит всего несколько минут!); компьютерная подготовка и возможность дальнейшего редактирования письма даже получателем; низкая стоимость услуги по сравнению с обычной почтой; возможность отправки одного и того же письма одновременно нескольким адресатам. Система электронной почты организуется как совокупность региональных узлов станций, периодически связывающихся друг с другом для обмена корреспонденцией. В состав электронного письма входит непосредственный текст, графические, видео и звуковые вставки, а также возможные любые привязанные файлы (документы, программы, вирусы и т.д.), отправляемые вместе с письмом. Кроме того, письмо содержит адресата, дату и время отправления, обратный адрес, при необходимости указывается тема письма. В отличие от длинного адреса, который необходимо писать при отправке обычного письма, электронный адрес намного короче и более легок в запоминании. Например, рассмотрим электронный адрес почтового ящика газеты «Политех»: gazeta @ amti . itech . ru Он состоит из адреса машины и имени адресата, которое отделено знаком @ («собака»). Слева от этого знака стоит имя адресата, а точнее имя файла – почтового ящика, из которого он забирает свои письма. Часть, находящаяся справа от знака @ называется доменом и описывает местонахождение этого почтового ящика, поскольку он находится обычно не на компьютере получателя. Рассматривая домен справа налево и разбив его точками на отдельные слова, получим поддомены, поочередно уточняющие, где искать этот почтовый ящик. Самый правый поддомен (в нашем случае ru ) называется доменом верхнего уровня и чаще всего обозначает код страны, в которой находится адресат. Однако домен верхнего уровня - не всегда код страны. Во всем мире используются такие верхние домены как, edu - научные и учебные организации, gov – правительственные учреждения, com – коммерческие организации и т.д.[3] Поддомены, расположенные левее домена верхнего уровня указывают на более точное расположение адресата внутри этого домена. В нашем случае поддомен itech указывает на фирму «Информационные технологии», на сервере которой расположен почтовый ящик, amti – Армавирский механико-технологический институт – учреждение, которому принадлежит этот ящик, а gazeta является непосредственным получателем электронного письма. В последнее время в Internet появилась новая возможность – передавать и получать факсы по сети с использованием компьютера. Можно послать заказ на посылку или прием факса. Составляется обычное электронное письмо, оформленное должным образом, и посылается на адрес компьютерного узла, занимающегося факсимильными операциями. Текст этого письма в виде факса будет доставлен на факсимильный аппарат адресата. Программное обеспечение для работы с факсимильными сообщениями позволяет преобразовывать данные в различных форматах к формату факсимильных аппаратов. Кроме того, в настоящее время, посредством Internet, можно абсолютно бесплатно отправить сообщение на любой мобильный телефон или пейджер. Internet как средство массовой информации Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что электронные цифровые технологии в сочетании с Internet (и технологиями следующего поколения информационных сетей) определяют будущее коммуникаций. Естественно, что традиционные поставщики информационных продуктов, начиная с компаний, выпускающих словари и энциклопедии и заканчивая масс-медиа, не хотят смириться с тем, что их время прошло, и делают все для того, чтобы наверстать упущенное. С точки зрения динамики рынка информационных продуктов на цифровых носителях и on-line, безусловно, заслуживает внимания факт перехода большей части энциклопедических словарей в электронный формат. Этот процесс начался в 1992 году с покупки компанией "Майкрософт" аутсайдера энциклопедического рынка "Энциклопедии Функа и Уогнеллса", которая была отредактирована, дополнена свежей информацией и иллюстрациями, после чего стала одним из наиболее продаваемых изданий на CD-ROM под названием "Майкрософт-Энкарта". Только в 1994 году было продано более 6 млн. экземпляров "Энкарты", сегодня энциклопедии принадлежит более 60% рынка электронных энциклопедий. Если в 1988 году было продано 200 тысяч комплектов 32-томной энциклопедии "Британника", то в 1995 году ее тираж снизился более чем в четыре раза, а в 1997 году практически сошел на нет. Зато электронная версия "Британники" является одним из лидеров рынка энциклопедических словарей на цифровых носителях, который растет со скоростью в среднем 20% в год. При этом стоимость энциклопедий продолжает падать. Если в начале 1997 года "Британника CD 97" на CD-ROM стоила 1000 долларов, то к концу года цена снизилась до 125 долларов. Новая версия "Британника CD 98" стоит столько же.[4] Сетевые версии этих энциклопедий, часть из которых работает бесплатно ("Энкарта"), а часть - по подписке ("Британника"), являются прообразом интегрированных информационных систем будущего, доступных on-line и не ограниченных в объемах информации размером бумажных носителей, компакт-дисков и дисков DVD. Как считают многие специалисты, мы присутствуем при кончине традиционных средств массовой информации или того, что подразумевалось под этим понятием на протяжении большей части ХХ века. Единственное, что пока не до конца ясно, - это когда же состоятся похороны и каков будет их размах. Однако, известно, что Internet, каким мы его знаем сейчас, является первой интерактивной медиа. Что же принципиально нового по пользовательским характеристикам вносит Internet в информационное пространство? Таблица 1
Примечание: + да, - нет, X -с использованием специальных дополнительных устройств. Из таблицы 1 видны все преимущества Internet, так насколько же реальна замена традиционных СМИ? К концу 70-х годов в Америке перестали существовать вечерние газеты. Американцы переселялись в пригороды, а значит, позже добирались до дому, да и доставка газет стала куда более долгим делом. Тем временем стремительно развивались крупные телевизионные компании. Прочитав утреннюю газету, американец отправлялся на работу, а, вернувшись, усаживался к телевизору. Вечерние газеты не выдерживали конкуренции и закрывались одна за другой. В результате распространения Internet многие предрекают судьбу вечерних газет и утренним. На протяжении последних десяти лет читательская аудитория ежедневных газет в Америке неизменно сокращалась со скоростью 600 000 человек в год. Демографический аспект этого процесса просто повергает в ужас. Все меньше пожилых людей читают ежедневную прессу: сейчас они составляют 64% аудитории, тогда как тридцать лет назад их доля равнялась 81%. Большинство молодежи в возрасте от 18 до 24 лет вообще не читает газет. Другими словами, когда у газеты умирает очередной читатель, никто не приходит ему на смену. Индустрия просто исчезает вместе со своей аудиторией. Internet уверенно отвоевывает себе жизненное пространство у других средств распространения и обмена информацией. В возникшей ситуации многим газетам и журналам приходится срочно делать выбор: размещать свое издание в сети Internet или нет. Уже к середине 90-х годов число электронных изданий мировой Сети приближалось к тысяче. В списке газет и журналов, присутствовавших в Сети уже в первой половине 1996 года, можно было видеть такие названия, как "The New York Times", "The Washington Post", "The Boston Globe", "Известия", "Независимая газета", "КоммерсантЪ", "Le Monde", "The Guardian", "The Economist", "Der Spiegel", "The Jerusalem Post", и прочие. Инициаторы создания сетевых версий печатной прессы не собирались переманивать собственных читателей в Сеть, они лишь осознали в полной мере важность освоения киберпространства. Среди электронных версий печатной прессы были как читаемые с монитора копии первоисточника, так и издания, в полной мере использующие технические возможности Internet для передачи и усвоения информации. Примерно в это же время появились собственно сетевые издания. Их печатные версии являлись вторичными по отношению к сетевым и существенно отличались от них, а то и отсутствовали вовсе. Учредителями подобных виртуальных информационных проектов выступили концерны и корпорации, работающие на стыке компьютерной, издательской и новостной индустрий. В сентябре 1999 года газета «Вашингтон пост» начала издавать дополнительную дневную газету под названием PM Extra («Экстренно в полдень»), которая выходит каждый день ровно в 12 дня – в Сети. К полудню в Internet наблюдается большой наплыв пользователей; американец проводит обеденный перерыв, сидя на рабочем месте, обедает бутербродом и использует преимущество служебной выделенной линии. Здесь предприимчивая «Вашингтон пост» и застигает его, предлагая самые свежие новости в PM Extra. Экстренный онлайновый выпуск состоит из примерно десяти сообщений длиной 3-4 абзаца, скорее похожих на депеши телеграфного агентства, чем на газетные статьи. Сайт washingtonpost.com существует с середины 1996 года, на нем ежедневно публикуется весь 20-страничный номер газеты, а если журналисту удается раздобыть сенсационный материал, то теперь его можно опубликовать немедленно – не дожидаясь ни бумажной версии, ни онлайнового выпуска. К тому же, если посетитель желает расширить впечатления от прочитанного, он может “прокрутить” видео- или аудиозапись соответствующих событий. Войдя на сайт washingtonpost.com можно побродить по фотогалерее, где собраны работы фоторепортеров «Вашингтон пост» за разные годы. Можно ознакомиться с любой статьей, опубликованной в бумажной газете, начиная с 1977 года; осведомиться, сколько в данную минуту стоят ваши акции, и посмотреть на график колебаний их цены в последнее время; поискать себе работу; присмотреть новый дом; узнать, где в округе можно купить выбранный вами автомобиль и т.п. Кроме того, на сайте ежедневно предлагается около десяти виртуальных встреч с журналистами и просто интересными людьми. Есть авторы, которые общаются с читателями регулярно (среди самых популярных – спортивные обозреватели, ресторанный критик и консультант, дающий психологические советы тем, кому меньше 30). Рекорд посещаемости сайта washingtonpost.com был установлен в феврале 2002-го года и составил за месяц 82 миллион просмотренных страниц. Washingtonpost.com входит в тройку самых популярных газетных сайтов в США.[5] Разумеется, для того, чтобы посетители могли получать все это информационное богатство, недостаточно штатных сотрудников «Вашингтон Пост». Обслуживанием сайта (редакционным и техническим) занимаются 220 специально нанятых сотрудников, из них 50 – «редакционных». Виртуальная газета занимает три этажа в специально арендованном здании. По данным прошлогоднего отчета, в 1998 году за удовольствие идти в ногу с прогрессом «Вашингтон пост» заплатила 67 млн. долларов – таковы потери компании, связанные с содержанием сайта. «Вашингтон пост» – вторая по значимости газета в США. Она прочно заняла это место после журналистского успеха, связанного с расследованием Уотергейтского скандала, которое в конечном итоге привело к отставке президента Никсона. Ее тираж – 800 тыс. экземпляров, а воскресного выпуска – почти миллион (население Вашингтона с пригородами – около четырех миллионов человек). Зачем процветающему изданию терять миллионы на обслуживании сайта? Почему так важно сообщить о событии как можно быстрее (коротко и поверхностно), если радио, телевидение и агентства новостей все равно неизбежно обгонят? Зачем предоставлять информационные услуги, которые заведомо можно найти на десятках других специализированных сайтов? Самый простой ответ состоит в том, что нельзя отставать от прогресса. Если придумано что-то новое, его следует немедленно внедрить у себя. Конечно, это сопряжено с риском: возможно, ты только потеряешь деньги, а «новшество» придется выбросить. Но куда хуже, если пропустишь действительно эпохальный технологический прорыв – тогда отставания уже не наверстать. Футурологи предрекают, что бумажная газета уйдет в историю, а журналист будет отправляться на задание не просто с блокнотом и ручкой, а еще и в особой шляпе со встроенной видеокамерой. Его репортаж будет сразу публиковаться в Сети и сопровождаться «живой» картинкой. Правда, на сегодняшний день никто толком не отвечает на вопрос о том, каким образом можно превратить онлайновую газету в доходный бизнес. Онлайновое издание позволяет избежать главных расходов – на печать и доставку. К тому же газетные объявления (о продаже недвижимости, автомобилей, о найме на работу и т.д.), составляющие основной источник дохода газеты, все активнее осваивают Internet. И все-таки, пока печатная газета приносит прибыль, а онлайновая – одни убытки. Газетная журналистика отличается от телевидения большей глубиной, анализом, «отфильтрованностью» материалов. Не рискует ли она потерять эти преимущества в погоне за онлайновой оперативностью Internet? Дэвид Хоффман, московский корреспондент «Вашингтон пост» обрисовал ситуацию следующим образом. «Хорошо, если в результате развития онлайновых технологий мы сможем сочетать оперативность Си-эн-эн с глубиной «Вашингтон пост», да еще вдобавок получать эту информацию будет так же просто, как по радио. А если нет? Больше всего опасаюсь, что серьезное вдумчивое освещение новостей станет никому не нужно». Маша Липман, автор статьи «Вашингтон расставляет сети», опубликованной в журнале «Итоге» за 18 апреля нынешнего года, считает, что едва ли можно с уверенностью предсказать, как скоро онлайновые газеты полностью вытеснят бумажные. Во всяком случае, в «Вашингтон пост» не рассчитывают, что это произойдет в ближайшее время. Совсем недавно в окрестностях Вашингтона компания открыла две новые типографии, в строительство которой было вложено 230 млн. долларов. Однако стало совершенно ясно, что та бизнес-модель, которой вот уже 400 лет следует газетная индустрия, сегодня необратимо меняется. По данным исследования, проведенного Уильямом Бассом из компании Forrester Research , к 2001 году газеты потеряют 40 процентов всех объявлений о недвижимости, лишатся 30 процентов объявлений о найме на работу и 20 процентов объявлений о купле-продаже автомобилей. Заберет у них эту рекламу новый рынок Internet. Так от одного удара рушится бизнес-модель, которая на протяжении долгих лет "кормила" целую отрасль индустрии. Не только сетевой аналог печатной прессы можно встретить в Internet. Все чаще на верхние строчки рейтингов попадают сетевые издания, существующие лишь в Сети. Почему же возрастает спрос именно на такие издания? Чем сетевая газета отличается от обычной? ¨ Во-первых: жанр "сетевой" прессы определяется спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора. В первую очередь это гипертекстовые ссылки, которые обеспечивают доступ к архивам и другим электронным ресурсам. Таким образом, читатель имеет дело не с линейным текстом, а с расширенным объемом информации. ¨ Во-вторых: многочисленные формы обратной связи (гостевые книги, форумы, конференции, интерактив) дают читателю возможность участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем. Стилистические особенности сетевого текста отчасти связаны с тем, что еще в обозримом прошлом читатели сетевой прессы знали авторов лично или по переписке. Отсюда некоторая вольность в обращении со словами и тяготение к разговорной лексике. Кроме того, обычное для "нормальной" прессы подавление авторской индивидуальности через тщательную редактуру в сетевой прессе пока широко не распространено. ¨ В-третьих: сетевые СМИ обладают целым рядом преимуществ по сравнению с печатной прессой. Это возможность незамедлительной публикации материалов, благодаря которой сетевые издания оказываются оперативнее газет и телевидения, ведь оперативность газеты ограничена сроком выхода номера, а оперативность телевидения - временем выхода в эфир новостей; оперативность же сетевого издания вообще ничем не ограничена. Эта идея породила "ленту новостей". Однако, по мнению некоторых сетевых журналистов, по-настоящему в ней заинтересован весьма и весьма узкий круг потребителей информации. Представитель "молчаливого большинства" не нуждается в том безумном количестве разнообразных новостей, которые проходят по каналам информационных агентств. ¨ В-четвертых: относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствуют расцвету специализированных газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная Конституцией свобода слова и самовыражения. ЗаключениеУшедший в историю XX век, незадолго до своего окончания, все называли космическим и ядерным. Но, когда люди перешагнули его порог, у них сложилось другое мнение о его статусе. Основными достижениями века признали не освоение космоса и атома, а именно появление Internet. Двадцать первый век только вступил в свои права, однако уже получил прозвище информационного. Он в корне изменит все то, к чему мы давно привыкли, и Internet будет лежать в основе этих изменений. Уже появились холодильники, стиральные машины, СВЧ-печи, кондиционеры, телевизоры и другие бытовые приборы, управляемые через Internet. А что же будет дальше? Никто не удивится, если кто-то скажет, что в скором будущем сидя за компьютером вы будете управлять стиркой домашнего белья и приготовлением пищи, выносом мусора; в любую минуту вы сможете подключиться к видеокамере, установленной в детском саду или школе, где находится ваш ребенок, и посмотреть, как у него идут дела; вы забудете, что такое очереди в магазинах, поскольку абсолютно любую вещь можно будет не только рассмотреть со всех сторон прямо на экране монитора, но и понюхать ее (такие технологии уже существуют). Однако, к большому сожалению, нас ждут не только радости и прогресс. Нас ждут и беды, и трагедии. Информационный век станет веком информационных войн со вполне реальными, а не виртуальными жертвами и потерями. Не обойтись и без финансовых афер и махинаций. Приведу небольшой пример. По заказу Министерства обороны США несколько лет назад был проведен эксперимент. Трех толковых хакеров порознь отправили на несколько месяцев в океан, снабдив только портативным компьютером и спутниковым каналом связи. Перед ними была поставлена задача: найти способ нанесения максимального ущерба США. Результаты эксперимента превзошли все ожидания. Хакеры успешно нашли в Internet все необходимое, чтобы с помощью обычного компьютера и собственных мозгов нанести удар, сравнимый с хорошо исполненной ядерной атакой! Наиболее уязвимым звеном в США оказалась система энергоснабжения. Только в первый день расчетные потери должны составить не менее 20 тысяч человек и многие миллиарды долларов. Немедленными жертвами станут те, до кого не доедут застрявшие в пробках машины скорой помощи, а также те, кто погибнут в локальных пожарах, не дождавшись пожарных. В многоэтажных небоскребах застрянут лифты, встанут поезда метро и выйдет из строя система вентиляции, а это приведет к инфарктам, инсультам. В ряде крупных городов прервется телефонная связь, местами выйдет из строя телевидение, кое-где затруднится работа авиадиспетчесрких служб. Чуть ли не во всей стране выедет из строя автоматика трубопроводного транспорта. Разрывы на нефте- и газопроводах вызовут массовые пожары, отсутствие горючего парализует промышленность и транспорт не менее чем на неделю. Завершит же общую картину биржевой и банковский крах. Иногда даже становится страшно, если начинаешь задумываться о той силе и мощи будущего Internet. Под этой силой - силой XXI века будет пониматься сила знаний о ловушках и западнях, владение методами, приемами и информацией. Список используемой литературы. 1. Габбасов Ю.Ф. Internet 2000. – СПб.: БХВ – Санкт – Петербург, 2000. 2. Кон А.И. Секреты Internet. изд. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. 3. Леонтьев В.П. Персональный компьютер: универсальный справочник пользователя. М.: 2000 4. Могилев А.В. Пак Н.И. Хеннер Е.К. Информатика. М.: изд. «Академия», 2001 5. Симонович С. Евсеев Г. Новейший самоучитель по работе в Internet. М.: изд. «ДЕСС КОМ», 2000. 6. Фигурнов В. Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М.: ИНФРА – М, 1999. 7. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. М.: изд. ЛБЗ, 2001 8. Домашний компьютер №8 2001 9. Компьютер Пресс №2 2002 10. Мир ПК №1 2002 11. Internet Zone (ежемесячный Internet-журнал) Приложение рис. 2 рис. 3 Рис. 4 [1] Леонтьев В.П. Персональный компьютер: универсальный справочник пользователя. М.: 2000 [2] Габбасов Ю.Ф. Internet 2000. – СПб.: БХВ – Санкт – Петербург, 2000. [3] Фигурнов В. Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М.: ИНФРА – М, 1999. [4] Шафрин Ю.А. Информационные технологии. М.: изд. ЛБЗ, 2001 [5] Internet Zone (ежемесячный Internet-журнал) |