Реферат: Системы счисления
Название: Системы счисления Раздел: Рефераты по математике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами. Разнообразные системы счисления, которые существовали ранее и существуют теперь, можно разделить на позиционные и непозиционные. Знаки, которые используются при записи чисел, называются цифрами. В непозиционных системах счисления от положения цифры в записи числа не зависит величина, которую она обозначает. Примером непозиционной системы счисления является римская система (римские цифры). В римской системе в качестве цифр используются латинские буквы: I V X L C в M 1 5 10 50 100 500 1000 Пример 1. Число CCXXXII складывается из двух сотен, трех десятков и двух единиц и равно двумстам тридцати двум. В римских числах цифры записываются слева направо в порядке убывания. В таком случае их значения складываются. Если же слева записана меньшая цифра, а справа – большая, то их значения вычитаются. Пример 2. VI=5+1=6, а IV=5-1=4 Пример 3. MCMXCVIII =1000+ (1000-100) + (-10+100) +5+1+1+1=1998 В позиционных системах счисления величина, обозначаемая цифрой в записи числа, зависит от ее позиции. Количество используемых цифр называется основанием позиционной системы счисления. Система счисления, применяемая в современной математике, является позиционной десятичной системой. Ее основание равно десяти, т.к. запись любых чисел производится с помощью десяти цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Позиционный характер этой системы легко понять при наличии любого многозначного числа. Например, в числе 333первая тройка означает три сотни, вторая – три десятка, а третья – три единицы. Для записи чисел в позиционной системе счисления с основанием n нужно иметь алфавит из n цифр. Обычно для этого при n < 10 используют n первых арабских цифр, а при n > 10 к десяти арабским цифрам добавляют буквы. Вот примеры алфавитов нескольких систем:
Если требуется указать основание системы, к которой относится число, то оно приписывается нижним индексом к этому числу. Например:
В системе счисления с основанием q (q-ичная система счисления) единицами разрядов служат последовательные степени числа q. q единиц какого-либо разряда образуют единицу следующего разряда. Для записи числа в q-ичной системе счисления требуется q различных знаков (цифр), изображающих числа 0,1,…,q-1. запись числа q в q-ичной системе счисления имеет вид 10. Развернутой формулой записи числа называется запись в виде
Здесь – само число, q – основание системы счисления, - цифры данной системы счисления, n – число разрядов целой части числа, m – число разрядов дробной части числа. Пример 4. получить развернутую форму десятичных чисел 32478; 26,387. Пример 5. получит развернутую форму чисел , , ,
Обратите внимание, что в любой системе счисления ее основание записывается как 10. Если все слагаемые в развернутой форме недесятичного числа представить в десятичной системе и вычислить полученное выражение по правилам десятичной арифметики, то получится число в десятичной системе, равное данному. По этому принципу производится перевод из недесятичной системы в десятичную. Пример 6. Все числа из предыдущего примера перевести в десятичную систему.
Задачи №1 Какие числа записаны с помощью римских цифр: MMMD, IV, XIX, MCXCIVII? №2 Запишите год, месяц и число вашего рождения с помощью римских цифр. №3 В старину на Руси широко применялась система счисления, отдаленно напоминающая римскую. С ее помощью сборщики податей заполняли квитанции об уплате податей. Для записи чисел употреблялись следующие знаки: Звезда – тысяча рублей, колесо – сто рублей, квадрат – десять рублей, Х – один рубль, I I I I I I I I I I – десять копеек, I – копейка. Запишите при помощи старинной русской системы счисления сумму 3452 рубля 43 копейки. №4 Какая сумма записана при помощи старинной русской системы счисления Х Х Х I I I I I I I I I I I I I №5 Придумайте свою непозиционную систему счисления и запишите в ней числа 45, 769, 1001. №6 В некоторой системе счисления цифры имеют форму различных геометрических фигур. На рисунке приведены некоторые числа, записанные этой системе счисления: - 4 -190 - 6 - 1900 -19 Какому числу соответствует следующая запись:
№7 Выполните действия и запишите результат римскими цифрами: XXII-V; CV-LII; IC+XIX; MCM+VIII; XX/V; X*IV; LXVI/XI; XXIV*VII. №8 Какое количество обозначает цифра 8 в десятичных числах 6538, 8356, 87 и 831? №9 Что вы можете сказать о числах 111 и I I I? №10 Выпишите алфавит в 5-ричной, 7-ричной и 12-ричной системах счисления. №11 Запишите первые 20 чисел натурального числового ряда в двоичной, 5-ричной, 8-ричной, 16-ричной системах счисления. №12 Запишите в развернутом виде числа: 1) ; 2) №13 Запишите в развернутом виде числа: 1) ; 2) №14 Запишите в развернутой форме числа: 1) ; 2) №15 Запишите десятичной системе счисления числа: 1) ; 2) №16 Запишите в десятичной системе счисления числа: 1) ; 2) №17 Запишите десятичный эквивалент числа 110101, если считать его написанным во всех системах счисления – от двоичной до девятеричной включительно. №18 Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 10, 21, 201, 1201? №19 Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 403, 561, 666, 125? №20 Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 22, 964, 1010, А219? №21 В каких системах счисления 10 – число нечетное? №21 В каких системах счисления справедливы неравенства: 2*2=10, 2*3=11, 3*3=13? Перевод десятичных чисел в другие системы счисления. Перевод целых чисел 1. основание новой системы счисления выразить в десятичной системе счисления и все последующие действия производить в десятичной системе счисления; 2. последовательно выполнять деление данного числа и получаемых неполных частых на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получим неполное частное, меньшее делителя; 3. полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления; 4. составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего частного. Пример 1. Перевести число в двоичную систему. Для обозначения цифр используем символику: Перевод дробных чисел. 1. основание новой системы счисления выразить в десятичной системе и все последующие действия производить в десятичной системе счисления; 2. последовательно умножать данное число и полученные дробные части произведений на основание новой системы до тех пор, пока дробная часть не станет равной нулю или не будет достигнута требуемая точность представления числа в новой системе счисления; 3. полученные целые части произведений, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления; 4. составить дробную часть числа в новой системе счисления, начиная с целой части первого произведения. Перевод смешанных чисел, содержащих целую и дробную части, осуществляется в два этапа. Целая и дробная части исходного числа переводятся отдельно по соответствующим алгоритмам. В итоговой записи числа в новой системе счисления целая часть отделяется от дробной запятой (точкой). Пример 4. Перевести десятичное число 315,1875 в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. Из рассмотренных выше примеров следует: . Задачи №23 Перевести целые числа из десятичной системы счисления в троичную: 1. 523; 65; 7000; 2307; 325 2. 12; 524; 76; 121; 56. №24 Перевести целые числа из десятичной системы счисления в восьмеричную: 1. 856; 664; 5012; 6435; 78; 2. 214; 89; 998; 653; 111. №25 Перевести десятичные дроби в двоичную систему счисления. В двоичной записи числа сохранить шесть знаков. 1. 0,654; 0,321; 0,6135; 0,9876; 2. 0,55; 0,333; 0,1213; 0,453. №26 Перевести десятичные дроби в шестнадцатеричную систему счисления. В новой записи дроби сохранить шесть знаков 1. 0,745; 0,101; 0,8453; 0,3451; 2. 0,8455; 0,225; 01234; 0,455 №27 Перевести смешанные десятичные числа в троичную и пятеричную системы счисления, оставить пять знаков в дробной части нового числа: 1. 40,5; 34,25; 124,44; 2. 78,333; 225,52; 90,99. №28 Перевести смешанные десятичные числа в двоичную и восьмеричную системы счисления, оставив пять знаков в дробной части нового числа: 1. 21,5; 432,54; 678,333; 2. 12,25; 97,444; 7896,2. №29 Перевести из десятичной системы счисления следующие числа: 1. 345 - , 0,125 - , 45,65 - ; 2. 675 - , 0,333 - , 23,15. №30 Перевести из десятичной системы счисления следующие числа: 1. 1,25 - , 675 - , 0,355 - ; 2. 890 - , 0,675 - , 12,35 - №31 Перевести из десятичной системы счисления следующие числа: 1. 425 - , 0,425 - , 98,45 - ; 2. 0,55 - , 765 - , 765,75 - . №32 Перевести из десятичной системы счисления следующие числа: 1. 98 - , 0,545 - , 87,325 - ; 2. 0,775 - , 907 - , 566,225 - Системы счисления, используемые в ЭВМ (с основанием ) Для того чтобы целое двоичное число записать в системе счисления с основанием (4,8,16 и т.д.), нужно: 1. данное двоичное число разбить справа налево на группы по n цифр в каждой; 2. если в последней левой группе окажется меньше n разрядов, то ее надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов; 3. рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой системе счисления с основанием . Для того чтобы дробное двоичное число записать в системе счисления с основанием , нужно: 1. данное двоичное число разбить слева направо на группы по n цифр в каждой; 2. если в последней правой группе окажется меньше n разрядов, то ее надо дополнить справа нулями до нужного числа разрядов; 3. рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой системе счисления с основанием . Для того чтобы произвольное двоичное число записать в системе счисления с основанием , нужно: 1. данное двоичное число разбить слева и справа (целую и дробную части) на группы по n цифр в каждой; 2. если в последних правой и левой группах окажется меньше n разрядов, то их нужно дополнить нулями до нужного числа разрядов; 3. рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой системе счисления с основанием . Для того чтобы произвольное число, записанное в системе счисления с основанием , перевести в двоичную систему счисления, нужно каждую цифру этого числа заменить ее n-разрядным эквивалентом в двоичной системе счисления. Применительно к компьютерной информации часто используются системы счисления с основанием 8 (восьмеричная) и 16 (шестнадцатеричная). Пример 5. Перевести число в двоичную систему. Для решения задачи воспользуемся приведенной ниже двоично-шестнадцатеричной таблицей. Двоично-шестнадцатеричная таблица
В одном столбце таблицы помещены шестнадцатеричные цифры, напротив, в соседнем столбце – равные им двоичные числа. Причем все двоичные числа записаны в четырехзначном виде (там, где знаков меньше четырех, слева добавлены нули). А теперь проделаем следующее: каждую цифру в шестнадцатеричном числе 15FC заменим на соответствующую ей в таблице четверку двоичных знаков. Иначе говоря, перекодируем число 15FC по таблице в двоичную форму. Получается: 0001 0101 1111 1100 Если отбросить нули слева (в любой системе счисления они не влияют на значения числа), то получим искомое двоичное число. Таким образом: В справедливости этого равенства можно убедиться, производя тот же перевод через десятичную систему. Пример 6. Перевести двоичное число 110111101011101111 в шестнадцатеричную систему. Разделим данное число на группы по четыре цифры, начиная справа. Если в крайней левой группе окажется меньше четырех цифр, то дополним ее нулями. 0011 0111 1010 1110 1111 А теперь, глядя на двоично-шестнадцатеричную таблицу, заменим каждую двоичную группу на соответствующую шестнадцатеричную цифру. 3 7 А E F Следовательно: Пример 7. Перевести смешанное число в шестнадцатеричную систему. Решение Перевод дробных чисел производится аналогично. Группы по четыре двоичных знака выделяются от запятой как влево, так и вправо. Поэтому: = 0101 1101, 1011 1000 = . Связь между двоичной и восьмеричной системами устанавливается аналогично. В этом случае используется двоично-восьмеричная таблица, приведенная ниже. Каждой восьмеричной цифре соответствует тройка двоичных цифр. Двоично-восьмеричная таблица
Пример 8. Перевести смешанное число в восьмеричную систему. Решение Группы по три двоичных знака выделяются от запятой как влево, так и вправо. Затем производится перекодировка по таблице: = 001 011 101, 101 110 = . Задачи №33 Перевести двоичные числа в восьмеричную систему счисления: 1. 110000110101; 1010101; 0,1010011100100; 0,1111110001; 2. 0,1001111100000; 0,1100010; 11100001011001; 1000010101. №34 Перевести двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления: 1. 11011010001; 111111111000001; 0,0110101; 0,11100110101; 2. 10001111010; 100011111011; 0,101010101; 01100110011. №35 Перевести смешанные двоичные числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы: 1. 100010,011101; 1111000000,101; 101010,111001; 100011,111; 2. 101111,01100; 100000111,001110; 101010,0010; 1100011,11. №36 Перевести восьмеричные числа в двоичную систему счисления: 1. 256; 0,345; 24,025; 0,25; 2. 657; 76,025; 0,344; 345,77. №37 Перевести шестнадцатеричные числа в двоичную систему счисления: 1. 1АС7; 0,2D1; 2F,D8C; F0C,FF; 2. FACC; 0,FFD; FDA,12F; DDFF,A/ №38 Перевести числа из шестнадцатеричной системы в восьмеричную: 1. A45; 24A,9F; 0,FDD5; F12,0457$ 2. A24,F9; 54A; 0,DFD3; 12D,567/ №39 Перевести числа из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную: 1. 774; 765,25; 0,5432; 654,763; 2. 665; 546,76; 0,7654; 432,347. №40 Перевести следующие числа: 1. ; ; ; ; 2. ; ; ; №41 Перевести следующие числа: 1. ; ; ; 2. ; ; ; №42 Перевести следующие числа: 1. ; ; 2. ; ; 3. ; ; 4. ; ; №43 Опишите четверичную систему. Постройте двоично-четверичную таблицу. №44 Перевести следующие числа: 1. ; ; ; ; 2. ; ; ; . №45 Перевести следующие числа: 1. ; ; ; ; 2. ; ; ; . Арифметика в позиционных системах счисления. Любая позиционная система счисления определяется основанием системы, алфавитом и правилами выполнения арифметических операций. В основе правил арифметики лежат таблицы сложения и умножения однозначных чисел. Например, таблицы сложения и умножения в пятеричной системе счисления выглядят так: Пятеричная таблица сложения пятеричная таблица умножения
|