Контрольная работа: Методы контроллинга на предприятии
Название: Методы контроллинга на предприятии Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предпосылки создания контроллинга на предприятииИскусство экономического управления заключается в умении предвидеть хозяйственную и коммерческую ситуацию, принять меры по оптимизации соотношения «затраты – результат» и тем самым обеспечить достижение поставленных целей и, прежде всего, получение желаемой прибыли. Контроллинг – механизм этого искусства, на развитие и совершенствование которого направлены усилия зарубежных, а в настоящее время и российских специалистов. Такое внимание к контроллингу объясняется тем, что он надежно ориентирует предприятие в рыночных отношениях по сравнению с прежними системами планирования и учета. Возникновение контроллинга, по мнению специалистов, обусловлено развитием рыночной экономики. По мере развития техники, технологии организация производства фирмы становится все более наукоемкой. Капиталовложения в здания, сооружения и оборудование растут постепенно, а в исследования и разработки – гигантскими темпами, достигая иногда 2/3 вложений в основные фонды, что по величине равно сумме всей прибыли в обрабатывающей промышленности. По мере увеличения средств, которыми оно рискует, руководство фирмы все меньше понимает цели и последствия капитальных вложений. В результате ему все больше приходится полагаться на знания и советы различных технических специалистов, которые, как правило, не имеют прямых контактов с руководством и никогда не считались частью управленческого аппарата. Следовательно, в высшем звене управления принятие решения по важнейшим вопросам все больше становится групповым процессом. Другая сложность заключалась в изменении технологии принятия решения. В начале XX в., когда происходили рост фирм и усложнение их производства, управленческий аппарат (персонал), именуемый «штаб», также приобретал все большую численность и знания. Первоначально штаб занимался подготовкой решений: собирал, классифицировал, анализировал и представлял необходимую для решений информацию. Задача штабных специалистов – поставлять информацию, а не участвовать в принятии решений. Во второй половине XX в. ситуация быстро поменялась. Возник новый тип штабного руководителя, обладающий знаниями, которых нет у руководства фирмы, – это специалисты по отработке данных и по научному решению проблем, известные как экономисты-математики. Специалисты по обработке данных отвечают за входящую информацию для принятия решения, а экономисты-математики проводят анализ альтернативных решений. Довольно быстро происходит процесс интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования и контроля в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений, систему, которая управляет предприятием, будучи сориентирована на достижение не только оперативных (текущих) целей в виде получения прибыли того или иного размера, но и на глобальные стратегические цели: выживание предприятия, его экологический нейтралитет, сохранение рабочих мест, т.е. на социальные факторы, систему, в которой преобладающим становится не узкое, конкретное ортодоксальное мышление управляющих делами, а системное, комплексное решение проблем. Эта система получила название «контроллинг» (упреждающий контроль на основе наблюдения за изменениями объекта). Наиболее полно система контроллинга как система управления была впервые описана и применена в США. Отсюда семантическое значение термина «контроллинг (от англ. to control – контролировать) и производных либо связанных с ним понятий, таких, например, как контроллер – руководитель службы контроллинга. По аналогии с одинаковым звучанием слова в русском языке «контроль» напрашивается вывод о том, что контроллинг, возможно, представляет собой систему контроля, а контроллер следит за состоянием экономики и финансов предприятия. Частично это так, но далеко не полностью, хотя первоначальное понятие контроллинга объединило совокупность задач в сфере учета и финансов, а контроллер был главным бухгалтером. Содержание контроллинга и работа контроллера не исчерпываются на сегодня только этими функциями в том объеме, в котором мы привыкли их видеть: они значительно шире и разнообразнее. Контроллинг – это концепция, направленная на ликвидацию узких мест и ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов. Контроллинг, являясь концепцией системного управления организуется, как правило, там, где управление находится в кризисе либо хозяйственная деятельность не удовлетворяет современным требованиям и требованиям рынка. Факторы, являющиеся основанием для создания системы контроллинга в организации: · ухудшение (или худшие) в сравнении с подобными предприятиями экономических показателей; · появление новых или изменение целей в сложившихся условиях функционирования; · отсутствие согласования целей; · устаревшие методы планирования, калькуляции и анализа, не удовлетворяющие менеджменту предприятия; · отсутствие методик учета и анализа, несоответствие требованиям как основы для отслеживания деятельности и принятия управленческих решений; · дублирование или отсутствие некоторых функций, наличие конфликтных ситуаций при их выполнении. При наличии одного или нескольких вышеперечисленных факторов чаще всего имеет место ряд предпосылок внедрения системы контроллинга по направлениям: организация, продукция, закупки, персонал, оборудование, система информационного обеспечения и отчетность. Организация: · плохое представление об организационной структуре предприятия абсолютного большинства работников, в том числе и руководителей предприятия; · сложная, многоступенчатая система подчинения, имеющая противоречия; · отсутствие четко определенных областей и уровней компетенции и ответственности руководителей; · перегруженность отдельных подразделений; · организация некоторых служб «под человека». Продукция: · устаревшие модели и номенклатура продукции; · несоответствие требованиям современных отечественных и зарубежных рынков по качеству исполнения, дизайну и другим потребительским свойствам; · плохие перспективы выпускаемой продукции. Закупки: · низкое качество закупаемых материалов, отсутствие входного контроля; · необоснованно большие запасы материалов на складе. Персонал: · восприятие работы как повинности, отстраненность личных интересов сотрудников от результатов деятельности компании; · неуверенность сотрудников в завтрашнем дне. Оборудование: · устаревший парк основного оборудования и производственных средств; · отсутствие системы планово-предупредительных ремонтов, ремонт при возникновении поломок или выходе из строя. Система информационного обеспечения и отчетность: · отсутствие в отчете пояснительной и аналитической части; · заполнение документов вручную; · ограниченность исходной информации, предназначенной для принятия важных решений; · недостоверность информации; · отсутствие или недостаточность компьютерной поддержки информационного обеспечения; · отсутствие системы учета и расчета затрат по носителям и объектам. Практическая часть
Задача 1 Имеются следующие характеристики продуктового ассортимента предприятия:
Определить последовательность включения изделий в продуктовую программу
Решение 1. Определим сумму покрытия для каждого продукта: СПА =200–120=80 руб./шт. СПБ =350–200=150 руб./шт. СПВ =120–60=60 руб./шт. СПГ =400–280=120 руб./шт. СПД =160–100=60 руб./шт. 2. Определим сумму покрытия на тонну дефицитного сырья: СПАт =80/5=16 руб./шт. СПБт =150/8= 18,75 руб./шт. СПВт =60/6= 10 руб./шт. СПГт =120/2,5= 48 руб./шт. СПДт =60/4,6= 13,04 руб./шт. 3. Итак, последовательность включения изделий в продуктовую программу будет выглядеть следующим образом: продукт Г→продукт Б→продукт А→продукт Д→продукт В, т. к. 48>18,75>16>13,04>10.
Задача 2 Имеются следующие данные о продуктовой программе предприятия:
Рассчитать изменение общей суммы покрытия, обусловленное изменением объема производства, цен и издержек. Решение Для анализа отклонений используем метод цепных подстановок. 1. Рассчитаем изменение суммы покрытия: ΔСП = СПф - СПп =(Vф *Цф -ПИф ) – (Vп *Цп -ПИп ) · Для продукта А: ΔСПА =(110*6–280) – (100*5–200)=380–300=80 тыс. руб. · Для продукта Б: ΔСПБ =(230*7,5–530) – (200*8–500)=1195–1100=95 тыс. руб. · Для продукта В: ΔСПВ =(80*10–260) – (100*10–300)=540–700=-160 тыс. руб. Итак, общее изменение суммы покрытия:Σ ΔСП= ΔСПА + ΔСПБ +ΔСПВ Σ ΔСП=80+95–160=15 тыс. руб. 2. Рассчитаем отклонение общей суммы покрытия в результате изменения объема производства: ΔСПV =(Vф *Цп -ПИп ) – (Vп *Цп -ПИп ). · Для продукта А: ΔСПVА =(110*5–200) – (100*5–200)=350–300=50 тыс. руб. · Для продукта Б: ΔСПVБ =(230*8–500) – (200*8–500)=1340–1100=240 тыс. руб. · Для продукта В: ΔСПVВ =(80*10–300) – (100*10–300)=500–700=-200 тыс. руб. Итак, общее изменение суммы покрытия в результате изменения объема производства:Σ ΔСПV = ΔСПVА + ΔСПVБ + ΔСПVВ =50+240–200=90 тыс. руб. 3. Рассчитаем отклонение общей суммы покрытия в результате изменения цены: ΔСПЦ =(Vф *Цф -ПИп ) – (Vф *Цп -ПИп ). · Для продукта А: ΔСПЦА =(110*6–200) – (110*5–200)=460–250=110 тыс. руб. · Для продукта Б: ΔСПЦБ =(230*7,5–500) – (230*8–500)=1225–1340=-115 тыс. руб. · Для продукта В: ΔСПЦВ =(80*10–300) – (80*10–300)=0 тыс. руб. Итак, общее изменение суммы покрытия в результате изменения объема производства:Σ ΔСПЦ = ΔСПЦА + ΔСПЦБ + ΔСПЦВ =110–115+0=-5 тыс. руб. 4. Рассчитаем отклонение общей суммы покрытия в результате изменения общим переменных издержек: ΔСППИ =(Vф *Цф -ПИф ) – (Vф *Цф -ПИп ). · Для продукта А: ΔСППИА =(110*6–280) – (110*6–200)=380–460=-80 тыс. руб. · Для продукта Б: ΔСППИБ =(230*7,5–530) – (230*7,5–500)=1195–1225=-30 тыс. руб. · Для продукта В: ΔСППИВ =(80*10–260) – (80*10–300)=540–500=40 тыс. руб. Итак, общее изменение суммы покрытия в результате изменения общим переменных издержек: Σ ΔСППИ = ΔСППИА + ΔСППИБ + ΔСППИВ =-80–30+40=-70 тыс. руб. Имеем, общее изменение суммы покрытия:Σ ΔСП= Σ ΔСПV + Σ ΔСПЦ + Σ ΔСППИ = 90–5–70=15 тыс. руб. В итоге мы видим, что общее изменение суммы покрытия увеличилось на 15 тыс. руб., что стало результатом влияния следующих факторов: · В результате изменения объема производства сумма покрытия увеличилась на 90 тыс. руб. · В результате изменения цены сумма покрытия уменьшилась на 5 тыс. руб. · В результате изменения общих переменных издержек сумма покрытия уменьшилась на 70 тыс. руб. Задача 3 Имеются следующие данные по трем продуктам:
Определите возможный объем производства продукта В, соответствующий оптимальной производственной программе, если максимальный уровень загрузки «узкого места» 980 мин. Решение 1. Составим оптимальную производственную программу. Для этого определим последовательность включения изделий в продуктовую программу. Определим сумму покрытия для каждого продукта: СПА =153–88=65 руб./шт. СПВ =186–111=75 руб./шт. СПС =79–45=34 руб./шт. Определим сумму покрытия на «узкое место»: СПАу =65/6=10,83 СПВу =75/10= 7,5 СПСу =34/3= 11,3 Итак, последовательность включения изделий в продуктовую программу будет выглядеть следующим образом: продукт С→продукт А→продукт В, т. к. 11,3>10,83>7,5. 2. Определим возможный объем производства продукта В, исходя из условия, что максимальный уровень загрузки «узкого места» 980 мин, т.е. 6*VA +10*VB +3*VC ≤980. Итак, продукт В включается в производственную программу третьим, поэтому сначала рассчитаем нагрузку на «узкое место» при производстве 200 шт. продукта С и 40 шт. продукта А: 200*3+40*6=840 мин. Получается, что остаток на продукт В составляет: 980–840=140 мин., т.е. 140/10=14 шт. продукта В. Итак, возможный объем производства продукта В составляет 14 шт. |