Реферат: Особенности криминологической характеристики причин и условий, профилактики преступлений на всех
Название: Особенности криминологической характеристики причин и условий, профилактики преступлений на всех Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание: 1. Введение........................................................................................................ 3 2. Краткая криминологическая характеристика транспортных преступлений….4 3. Некоторые особенности криминологической характеристики преступлений, совершаемых на железнодорожных вокзалах............................................ 7 4. Специально-криминологические меры предупреждения преступлений на 5. Практическое задание................................................................................. 21 6. Заключение................................................................................................... 22 7. Список использованной литературы.......................................................... 23 1. Введение Криминология в XX веке доказала свою научную состоятельность и необходимость. Являясь общетеоретической наукой о преступности, криминология имеет практическое значение. Содержание науки не ограничивается только буквальным переводом. Эта наука гораздо сложнее и многоаспектнее. Ее содержание включает в себя изучение не только закономерности отдельных преступлений, индивидуального преступного поведения, но и преступности как массового преступного поведения. Тема контрольной работы - «Особенности криминологической характеристики причин и условий, профилактики преступлений на железнодорожном, воздушном, водном транспорте». В данной контрольной работе поставлена цель : определить особенности криминологической характеристики причин и условий, профилактики преступлений на железнодорожном, воздушном, водном транспорте. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: 1. дать криминологическую характеристику транспортным преступлениям; 2. определить особенности криминологической характеристики преступлений, совершаемых на железнодорожных вокзалах; 3. обозначить специально-криминологические меры предупреждения преступлений на транспорте. Объектом изучения в данной работе является криминология, предметом - преступления на железнодорожном, воздушном, водном транспорте. Контрольная работа состоит из вступительной, основной и заключительной частей. В основной части раскрыты три теоретических вопроса и представлены результаты практического задания: макет опросного листа для изучения мнения населения о работе милиции за 2000-2005 г.г. При изучении данной проблемы была исследована учебная и специальная литература по криминологии, уголовному праву РФ. 2. Краткая криминологическая характеристика транспортных преступлений Безопасность на транспорте - проблема актуальная. С непрерывным темпом развития транспорта в России растет и интенсивность движения, усложняется процесс обеспечения порядка и безопасности движения транспорта на дорогах, улицах городов и других населенных пунктов. Вопросы обеспечения безопасности транспорта волнуют не только отдельные ведомства и организации, но и всю общественность нашей страны. Значительное внимание, уделяемое проблемам транспортной безопасности, неслучайно. Дело в том, что механический транспорт, в том числе и автомобильный, - величайшее благо для человечества, но при неправильном использовании он нередко бывает источником тяжелых, а подчас и трагических последствий. Российское законодательство признает транспорт источником повышенной опасности. Фундаментом правовой системы деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»[1] , который изменил правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, отсюда приоритет интересам не государства и общества, а охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов; Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»[2] , Водный кодекс Российской Федерации[3] . Несмотря на значительный комплекс мер, принимаемых МВД России, Следственным комитетом МВД России, другими службами и ведомствами, количество криминальных транспортных происшествий не сокращается. Характерной особенностью преступлений является высокая тяжесть их последствий: по вине водителей транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, - 15 погибших на 100 пострадавших, в то время как в дорожно-транспортных преступлениях, совершенных по вине водителей транспорта - физических лиц, этот показатель составляет 11 погибших на 100 пострадавших.[4] Смертность от аварий на транспорте - одна из самых высоких среди причин гибели людей. По возрасту наибольшую долю в контингенте водителей, совершивших транспортные преступления, составляют лица в возрасте 18-24 лет. Это обусловлено небольшим опытом вождения в сочетании с завышенной уверенностью в своих психофизиологических возможностях, большим потреблением спиртных напитков. По образованию и профессиональной подготовке среди преступников-водителей преобладают лица с пониженной профессиональной квалификацией. Наибольшее число преступлений приходится на лиц, имеющих стаж от одного до двух лет (свыше 32%) и соответственно недостаточные профессиональные навыки и опыт работы. Среди правонарушителей довольно высок удельный вес лиц, ранее привлекавшихся к административной (80%) и уголовной (12%) ответственности.[5] Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта содержится в главе 27 УК РФ.[6] Безопасность функционирования транспорта (безаварийность движения или эксплуатации) включает его комплексную характеристику, определяющую способность выполнять перевозки пассажиров и груза без угрозы для жизни или здоровья людей, уничтожения или повреждения имущества. Предметом преступления выступают указанные в законе виды транспорта. Под железнодорожным транспортом следует понимать рельсовый транспорт, находящийся в ведении Министерства путей сообщения РФ, а также подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения, метрополитен. Шахтные, внутрицеховые (электровозы, вагонетки и т.п.) транспортные средства, выполняющие чисто производственные функции, связанные с технологическим процессом, не могут относиться к данному виду транспорта. Происшествия на них не связаны с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации, а обусловлены игнорированием соответствующих правил производства определенных работ, техники безопасности или иных правил охраны труда. Воздушный транспорт - это вся гражданская авиация и средства гражданского воздухоплавания: самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т.п. Ведомственная принадлежность воздушного судна значения не имеет. К морскому и речному транспорту относятся все самоходные суда независимо от их принадлежности, подлежащие регистрации в бассейновых судовых инспекциях или морских торговых портах. Исходя из смысла закона, действие закона распространяется и на водный транспорт, эксплуатируемый на озерах. 3. Некоторые особенности криминологической характеристики преступлений, совершаемых на железнодорожных вокзалах Приведем наиболее типичные черты, присущие преступлениям, совершаемым на железнодорожных вокзалах, а также сведения о квалификации данных преступлений. Результаты анализа материалов уголовных дел и опроса работников правоохранительных органов свидетельствуют о том, что удельный вес преступлений, совершающихся на московских железнодорожных вокзалах, в системе всех преступлений на железнодорожном транспорте колеблется в пределах 35 - 40%. Из общего числа преступлений, изученных по материалам уголовных дел, в 2003 г. было совершено 42, в 2004 г. - 53, в 2005 г. - 62, в 2006 г. - 80, в 2007 г. - 91 преступление. По мнению опрошенных сотрудников правоохранительных органов, увеличение числа случаев регистрации рассматриваемых преступлений сводится к двум основным причинам. Первая заключается в том, что в последнее время в органах внутренних дел существенно ужесточен контроль за регистрацией сообщений граждан, в связи с чем число случаев укрытия преступлений сокращается. Вторая отмеченная причина, способствующая увеличению числа преступлений, совершающихся на железнодорожных вокзалах, в первую очередь обусловлена неравномерным экономическим развитием субъектов РФ, стран бывших республик СССР и туристическим бумом, произошедшим в нашей стране как раз в 2003 г. С каждым годом в Россию прибывает все больше трудовых мигрантов и жителей других регионов России для временного трудоустройства (работы вахтовым методом).[7] Данные лица вынуждены часто пользоваться железнодорожным транспортом, что приводит к увеличению пассажиропотоков на всех московских вокзалах. С недавнего времени для граждан Российской Федерации стали доступными цены на отдых за границей. Сейчас значительная часть россиян предпочитает проводить свой отпуск не на курортах России, а в европейских и африканских странах, странах Азии. Регулярные авиарейсы в указанные страны в основном осуществляются из нескольких крупных городов и, естественно, из Москвы. В связи с этим Москва является городом, через который следует большое число транзитных пассажиров. Увеличение числа пассажиров активизирует криминальный потенциал «вокзальной жизни», так как большое скопление людей облегчает совершение преступлений. Кроме этого, значительная часть рассматриваемых преступлений рассчитана именно на приезжих граждан, а не на жителей Москвы и Московской области, убывающих из столицы. Сведения о квалификации преступных деяний, изученных по уголовным делам, способствуют установлению систематики рассматриваемых преступлений, которые попадают в поле зрения правоохранительных органов. Из общего числа изученных уголовных дел 10 дел возбуждены по ст. 111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»); 26 - по ст. 112 УК РФ («Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести»); 82 - по ст. 158 УК РФ («Кража»); 36 - по ст. 159 УК РФ («Мошенничество»); 63 - по ст. 161 УК РФ («Грабеж»); 23 - по ст. 162 УК РФ («Разбой»); 11 - по ст. 163 УК РФ («Вымогательство»); 5 - по ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство»); 2 - по ст. 171.1 УК РФ («Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции»); 7 дел -по ст. 213 УК РФ («Хулиганство»); 4 - по ст. 228 УК РФ («Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»); 19 - по ст. 228.1 УК РФ («Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»).[8] Указанные цифры наглядно демонстрируют корыстный характер исследуемой преступности и позволяют выделить в системе преступлений, совершающихся на железнодорожных вокзалах, несколько групп преступных посягательств, классифицируемых по различным критериям: 1) по объекту преступного посягательства: преступления против 2) по характеру преступного деяния: насильственные преступления; 3) по направленности преступного деяния: ориентированные на Криминологические особенности совершения рассматриваемых преступлений сводятся к следующему. Все виды насильственных преступлений совершаются, как правило, во время ссор между пассажирами или лицами, ведущими паразитический образ жизни и проживающими на вокзалах. Почти все насильственные преступления совершаются лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Между пассажирами чаще всего возникают ссоры из-за мест в переполненном зале ожидания или из-за большого скопления людей в переходах на платформы либо при выходе-входе в здание вокзала. Некоторые пассажиры, находясь в состоянии алкогольного опьянения и будучи в толпе пассажиров, чрезмерно агрессивно реагируют на случайные толчки со стороны других пассажиров или на их просьбы посторониться, пропустить вперед. Нередко ссоры возникают между знакомыми друг с другом лицами, которые, находясь на вокзалах, выясняют между собой отношения по поводу давних конфликтов и обид, но чаще всего конфликты возникают между гражданами, распивающими на территории вокзала спиртные напитки. Лица, пребывающие на железнодорожных вокзалах, как правило, имеют при себе значительные суммы денежных средств и ценные вещи. В связи с этим на территории вокзалов чаще всего совершаются преступления, в основе которых находятся способы, ориентированные на изъятие (путем хищения или вымогательства) денежных средств и личных вещей пассажиров. Достаточно часто на вокзалах совершаются карманные кражи, которым в большинстве случаев подвергаются пассажиры пригородных электричек. Большинство корыстно-насильственных преступлений в отношении приезжих совершается в безлюдных местах недалеко от железнодорожных вокзалов (на привокзальной площади, на стоянке для такси или на подходах к ней). Территории, на которых совершаются названные преступления, в большинстве случаев находятся в оперативном обслуживании не органов внутренних дел на транспорте, а территориальных отделений ОВД. В то же время жертвы для совершения названных преступлений выбираются непосредственно на вокзалах, после чего за ними ведется наблюдение. Как только они оказываются в безлюдном месте, в отношении их совершаются указанные преступления. Субъекты корыстно-насильственных преступлений следят за пассажирами, вышедшими из вагонов бизнес-класса, так как у таких пассажиров, как правило, оказываются при себе приличная денежная сумма, дорогой телефон, часы и другие дорогостоящие вещи. Преступления в виде грабежей и разбойных нападений достаточно часто совершаются в отношении приезжих граждан, во время их попытки воспользоваться услугами проституток, в том числе и несовершеннолетних. Незаконное предпринимательство, совершаемое на железнодорожных вокзалах, связано с несанкционированной торговлей, а преступления, предусмотренные ст. 171.1 УК РФ, - чаще всего со сбытом немаркированных товаров в виде радиоаппаратуры и компьютерной техники. Преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, как правило, выражаются в сбыте наркотиков на железнодорожных вокзалах. Нередко с наркотическими средствами задерживаются пассажиры пригородных поездов и поездов дальнего следования. Преступления в виде причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием в основном совершаются проводниками поездов, пускающих к себе в вагоны безбилетных пассажиров. Преступления в виде приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, носят глубоко латентный характер, но их совершение распространено повсеместно. Привокзальные территории современных вокзалов превращены в мини-рынки, на которых и продаются с рук, и сбываются перекупщикам предметы, добытые преступным путем. В основном это сотовые телефоны и ювелирные изделия. На вокзалах идет очень бойкая торговля компакт-дисками с аудиовизуальными произведениями и фонограммами. Почти вся подобная продукция является контрафактной, в связи с чем можно вести речь о том, что в структуре преступлений, совершающихся на железнодорожных вокзалах, прочное место занимают преступления в виде нарушения авторских и смежных прав. На вокзалах также открыто продаются журналы и диски с фильмами порнографического содержания. Что касается организации занятия проституцией, то вокзалы издавна прельщали проституток, в основном из числа женщин маргинальной среды. Целый ряд деяний, которые могут быть оценены как преступные и обладающие спецификой совершения именно на железнодорожных вокзалах получили широкое распространение. Во время нахождения на вокзалах встречаются люди в группе около 10 человек с большими пакетами, которые предъявляли гражданам какие-то удостоверения и пытались им вручить эти пакеты. Результаты наблюдения за деятельностью данных групп позволили установить преступный характер их действий, сводящихся к совершению однотипных мошенничеств. Во время совершения данных мошенничеств их субъекты действуют по двум сценариям. В рамках первого сценария мошенники представляются гражданам работниками телевидения (в большинстве случаев телевизионного канала), демонстрируют им соответствующие удостоверения личности (тыльная сторона удостоверения имеет фон российского флага) и сообщают о проведении телевизионных съемок скрытой камерой (называя при этом телевизионный канал и время трансляции передачи). Например, на московских вокзалах граждан убеждают в том, что сотрудники телевизионного канала встречают каждого десятого гостя столицы и вручают определенные подарки (например, утюг или механический кухонный комбайн). Затем гостю столицы задаются вопросы, как правило, из истории Москвы, за правильные ответы вручаются дополнительные призы. При этом каждое подаренное изделие того или иного производителя демонстративно рекламируется и обязательно называется его стоимость. После того как гражданину вручается большое количество подарков на сумму около 15 тыс. рублей, ему объявляется о необходимости уплаты определенной денежной суммы в качестве налога (как правило, 35% от стоимости всех подарков) на выигранный товар. В действительности сумма указанного налога превышает реальную стоимость подаренных предметов, так как гражданам вручается бракованный, дешевый товар или муляж тех или иных предметов хозяйственно-бытового назначения. По второму сценарию мошенники представляются гражданам работниками органов государственной власти и по поводу какого-либо события также вручают им призы, за которые требуют уплаты налога. При осуществлении криминологического наблюдения несколько раз приходилось наблюдать, как у граждан, отказавшихся платить налог, лжетелевизионщики просто-напросто пытались отнять деньги или личные вещи. Визуальное наблюдение за мошенниками, действующими на вокзалах, позволило установить три разные группы мошенников. Чаще всего участники таких групп имели европейский тип лица и хорошо разговаривали на русском языке. Данные мужчины прохаживались возле касс и почти всем гражданам, подходящим к кассам, предлагали не покупать билет, а за 70% от стоимости билета поехать на нужном пассажиру поезде с проводником. Как известно, подобные деяния являются преступными и квалифицируются по ст. 165 УК РФ «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». Наблюдение за указанными работниками позволило установить, что они не берут деньги с тех пассажиров, которые пытаются их дать открыто. В этом случае пассажиры направляются в кассу. Те же пассажиры, которые вкладывают 10 рублей в руку работника платформы (контролера), проходят на платформу беспрепятственно. В вечернее время в течение 15 минут работнику платформы удается получить деньги примерно от 5 до 10 пассажиров. Таким образом, нетрудно представить размеры ущерба, которые причиняются железной дороге в виде недополучения прибыли за осуществляемые пассажирские перевозки. Следует отметить, что описанные случаи наблюдались только на Ленинградском вокзале г. Москвы, на других вокзалах подобного не отмечалось, хотя не исключено, что незаконная деятельность железнодорожников имеет место на всех вокзалах. Как и сообщили работники правоохранительных органов, на всех московских вокзалах действительно открыто торгуют порнографической продукцией как в виде журналов и газет, так и на различных аудионосителях. Во время опроса работников правоохранительных органов сообщалось, что на железнодорожных вокзалах совершаются преступления в виде организации занятия проституцией. Проститутки находятся на всех вокзалах и открыто предлагают свои услуги всем проходящим мужчинам. На каждом железнодорожном вокзале в г. Москве находятся люди, которые скупают и продают с рук ювелирные изделия, бывшие в употреблении сотовые телефоны и другие вещи. Наблюдение за данными людьми позволило сделать вывод, что через них сбывается большое количество предметов, добытых преступным путем. Так называемые парковщики, по мнению М.Н. Базарова, совершают мошенничество в виде обмана потребителей. Данный вид мошенничества можно разделить на два вида: - взимание платы за парковку автомобиля в том месте, где этого не - взимание за парковку автомобиля платы свыше установленных В первом случае группа людей, одетых в зеленые светоотражающие жилеты, требует с автовладельцев, паркующих свои автомобили, деньги за парковку. Плата взимается такая же, как и на легально действующих платных парковках. Например, подобная лжепарковка периодически возникает возле Ленинградского вокзала, рядом с входом на станцию метро «Комсомольская». На Белорусском вокзале плата взимается даже с водителей, оставляющих свои автомобили рядом с парковочными местами на обочине проезжей части. Во втором случае сотрудники платных парковок самостоятельно завышают стоимость часа нахождения автомобиля на парковочном месте или изменяют условия парковки автомобиля. Так, перед зданием Курского вокзала взимается плата за парковочное место в размере 100 рублей за неограниченное время нахождения автомобиля на парковке. Плата не меняется, даже если автомобиль необходимо припарковать всего на несколько минут. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что совокупность преступлений, совершающихся на московских железнодорожных вокзалах, определяется широким набором преступных посягательств, затрагивающих разнородные группы объектов уголовно-правовой охраны, обладающих неповторимой уголовно-правовой и криминологической характеристикой, в связи с чем может претендовать на самостоятельный вид преступности, требующий не только научного осмысления, но и постоянного криминологического наблюдения. 4. Специально-криминологические меры предупреждения преступлений на транспорте Профилактические мероприятия должны включать общесоциальные меры предупреждения преступлений и распространяться также на условия и факторы, способствующие наступлению тяжких последствий, т.е. включать специальные превентивные меры. Рассматривая меры по предупреждению транспортных преступлений, по масштабности можно выделить общие и локальные. При этом локальный характер может определяться особенностями региона либо отдельных категорий транспортных средств или спецификой эксплуатации транспорта в системе определенного министерства (ведомства). По своему содержанию профилактические мероприятия могут затрагивать экономические, технические, правовые, организационные, медицинские, психологические и другие проблемы.[10] Среди общих мер предупреждения транспортных преступлений следует особо подчеркнуть значение правового регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности движения. Кроме этого, проблема повышения профилактической роли мер уголовного воздействия, в частности санкций, применяемых за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, заслуживает особого внимания. В юридической литературе высказываются различные суждения относительно целей общего и специального предупреждения дорожно-транспортных преступлений. Одни авторы считают, что наказание за данные преступления должно быть направлено в первую очередь на эффективное предотвращение повторных случаев подобных преступлений, отдавая тем самым приоритет частной превенции. Другие, напротив, полагают, что применительно к транспортным преступлениям задачи наказания определяются прежде всего целями общего предупреждения. Высказывается мнение, что для общей превенции характерен принцип устрашения «чем строже предусмотренное наказание, тем выше его общепредупредительная роль» и что пересмотр санкций в сторону смягчения наказания означает снижение роли общей и возрастания роли частной превенции данной нормы.[11] Необходимо повысить уровень профессиональной подготовки транспортных следователей и прокуроров, а также постоянно совершенствовать практику расследования и судебного рассмотрения уголовных дел об автотранспортных преступлениях.[12] Одним из важнейших направлений по предупреждению транспортных преступлений является проведение воспитательной работы на общегосударственном уровне. От уровня гражданственности, правосознания и дисциплинированности водителей в первую очередь и зависит эффективность всего комплекса мероприятий по предупреждению транспортных преступлений. Для безаварийной работы быстроты реакции и профессионализма мало. Нужны морально-психологические качества. Поэтому решающая роль в предупреждении транспортных преступлений по вине водителей принадлежит воспитанию последних в духе уважения к закону. В криминологии признается, что специально-криминологическое предупреждение преступлений называется таковым не только потому, что оно направлено на достижение указанных целей, но и потому, что требует специальных криминологических знаний, которые необходимы и при разработке комплексных планов и целевых программ, и при выработке и реализации мер предупреждения отдельных видов преступлений и т.д.[13] К данному определению можно добавить и то, что «специальность» таких мер обусловлена специальным статусом субъектов предупредительной деятельности. В нашем исследовании это УВДТ, иные правоохранительные и контролирующие органы, а также предприятия и учреждения (организации) железнодорожного транспорта (далее - ЖДТ), им способствующие. Анализ хода структурно-экономических реформ федерального железнодорожного транспорта свидетельствует о возникновении угроз неправомерного отчуждения федерального имущества и объектов собственности, передаваемых в оперативное управление вновь создаваемым компаниям - дочерним акционерным обществам ОАО «РЖД» путем злоупотреблений их руководителей и лжебанкротства, а также в результате криминальной деятельности рейдерских группировок путем реализации неправомерных и фальсифицированных судебных решений по приобретению прав на имущество железнодорожного транспорта. Эффективность предупреждения преступлений экономической направленности на ЖДТ зависит не только от работы соответствующих подразделений УВДТ, но и от тех профилактических мер, которые принимаются ими совместно с другими государственными органами. Обмен криминологической информацией с ГУИН в целях предупреждения рецидивной преступности. Так, органы УИС представляют УВДТ сведения о лицах: - освобождающихся из мест лишения свободы, отбывших наказание за преступления, совершенные на объектах ЖД транспорта; - находящихся в местах лишения свободы (бывших железнодорожниках, ранее проживавших в местах компактного проживания работников ЖД транспорта). Требуется повышение эффективности взаимодействия и координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов в предупреждении налоговых и экономических преступлений.[14] Так, для профилактики преступлений, связанных с кражами цветных металлов на ЖДТ, предлагается проведение следующего комплекса организационных и технических мер: комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий и маневровой работы промышленных железнодорожных районов и магистральных станций; - создание специализированных групп военизированной охраны и - экспертная оценка объемов и характера перевозимой продукции металлургического комплекса для установления источников хищений и мест сбыта продукции; - определение перечня станций для размещения подвижного состава, резерва и запаса МПС с учетом дислокации подразделений военизированной охраны для предупреждения краж изделий из цветного металла непосредственно с вагонов; - создание базы данных УВДТ о фирмах и индивидуальных - направленных на обеспечение сохранности имущества на криминогенных участках Южно-Уральской железной дорогой, например: крышки дроссельтрансформаторов дополнительно укреплять специальными скобами; заменить медные перемычки на биметаллические; в парках отстоя с вагонов снимать крышки букс, воздухораспределители и межвагонные соединения, которые впоследствии сдавать на склад; наиболее дорогостоящие узлы и детали технических средств железнодорожного транспорта обрабатывать специальными химическими, красящими веществами радоминовой группы. Профилактическое значение в предупреждении преступлений экономической направленности играют СМИ. УВДТ следует организовать взаимодействие с представителями центральных и региональных средств массовой информации, предоставить им необходимые проверенные сведения о проводимых мероприятиях, что будет способствовать широкому и объективному освещению хода и результатов профилактических мероприятий. Итак, анализ профилактической деятельности УВДТ позволил сформулировать алгоритм (систему) целевых оперативно-профилактических мероприятий, осуществляемых силами сотрудников БЭП, БППГ, ОРЧ и МОБ в отношении преступлений экономической направленности на объектах ЖДТ: 1) осуществление рабочих встреч с представителями прокуратуры, 2) изучение имеющихся в производстве и прекращенных производством уголовных дел, а также отказных материалов по преступлениям экономической направленности на объектах ЖДТ; 3) организация проведения проверок объектов финансово-экономической деятельности (предприятия, офисы, склады, грузовые вагоны и т.п.); 4) мероприятия, направленные на устранение факторов, способствующих злоупотреблениям со стороны должностных лиц, сотрудников контролирующих органов, позволяющих тормозить проведение целевых оперативно-профилактических мероприятий. Задание № 2. Практическое задание: Составьте макет анкеты опросного листа для изучения мнения населения о работе милиции за 2000-2005 г.г.. Анкета
6. Заключение Причины и условия транспортных преступлений - это совокупность объективных и субъективных факторов, снижающих состояние защищенности участников движения от транспортных происшествий и их последствий, связанных с возникновением опасной аварийной ситуации, личностью правонарушителя, социально-правовыми и организационно-техническими недостатками. В отношении транспортных происшествий, вызванных нарушением правил безопасности, определяющей является взаимосвязанная, взаимообусловленная система: человек - транспортное средство - дорога. От того, насколько совершенны эти основные компоненты (включая, безусловно, и такой элемент, как управление движением, его регулирование), зависит качественный уровень обеспечения безопасности дорожного движения. Социально-экономическое развитие страны сопровождается возрастанием роли транспорта, который в современных условиях является наиболее востребованным и динамично развивающимся. Однако увеличение количества транспорта и объема грузо- и пассажиро- перевозок происходит на фоне ухудшения состояния безопасности движения. Основными причинами аварийности в стране остаются низкая дисциплина и недостаточный профессиональный уровень подготовки кадров. Профилактическое значение в предупреждении преступлений на транспорте играют СМИ. Специально-криминологическое предупреждение преступлений направлено на достижение целей, требует специальных криминологических знаний, которые необходимы и при разработке комплексных планов и целевых программ, и при выработке и реализации мер предупреждения отдельных видов преступлений и т.д. «Специальность» таких мер обусловлена специальным статусом субъектов предупредительной деятельности. 7. Список использованной литературы: 1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Российская газета, №7, 21.01.2009. 2. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 23.07.2008, с изм. от 24.07.2009) // Российская газета, № 121, 08.06.2006. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.07.2009) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954. 4. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О безопасности дорожного движения» // Российская газета, № 245, 26.12.1995. 5. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ(ред. от 28.04.2009) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Российская газета, №8, 18.01.2003. 6. Бурлаков В.Н., Сальникова В.П., Степашин СВ. Криминология: Учеб. пособие для вузов.- СПб.: Лань, 1999. -С. 403. 7. Жаданов А.В. Специально-криминологические меры предупреждения преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте // Российский следователь, 2008, № 21. 8. Жулев В.И. Транспортные преступления.- М.: Спарк, 2001. - С. 175. 9. Базаров М.Н. Некоторые особенности криминологической характеристики преступлений, совершаемых на железнодорожных вокзалах г. Москвы // Российский следователь, 2009, № 4. Ю.Иллюк А.А. Предупреждение преступлений, совершаемых незаконными мигрантами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. С. 21. П.Квашис В.Е. Теоретические основы профилактики неосторожных преступлений. - М., 1990.- С. 53. 12. Криминология / Под ред. В.Д. Малкова. -М, 2008.-С. 123. 13. И.Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Юрист, 2000.-С. 473. 14. Н.Тамбовцев Е.А. Краткая криминологическая характеристика дорожно-транспортных преступлений. // Российский следователь, 2007, № 6. [1] Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О безопасности дорожного движения» // Российская газета, № 245, 26.12.1995. [2] Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ(ред. от 28.04.2009) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Российская газета, № 8, 18.01.2003. [3] Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 23.07.2008, с изм. от 24.07.2009) // Российская газета, № 121, 08.06.2006. [4] Тамбовцев Е.А. Краткая криминологическая характеристика дорожно-транспортных преступлений. // Российский следователь, 2007, № 6. [5] Жулев В.И. Транспортные преступления. М.: Спарк, 2001. С. 175. [6] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.07.2009) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954. [7] Иллюк А.А. Предупреждение преступлений, совершаемых незаконными мигрантами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М, 2007. С. 21. [8] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.07.2009) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954. [9] Базаров М.Н. Некоторые особенности криминологической характеристики преступлений, совершаемых на железнодорожных вокзалах г. Москвы // Российский следователь, 2009, №4. [10] Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Юрист, 2000. -С. 473. [11] Квашис В.Е. Теоретические основы профилактики неосторожных преступлений. М., 1990.С. 53. [12] Бурлаков В.Н., Сальникова В.П., Степашин СВ. Криминология: Учеб. пособие для вузов.- СПб.: Лань, 1999.-С. 403. [13] Криминология / Под ред. В.Д. Малкова. -М, 2008.-С. 123. [14] Жаданов А.В. Специально-криминологические меры предупреждения преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте // Российский следователь, 2008, №21. |