Курсовая работа: Проектирование трехфазного асинхронного электродвигателя
Название: Проектирование трехфазного асинхронного электродвигателя Раздел: Рефераты по физике Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ Пояснительная записка к курсовому проекту по электрическим машинам
Выполнил студент группы Принял преподаватель: 2001 Согласно заданию необходимо спроектировать трехфазный асинхронный электродвигатель мощностью 19 кВт, с частотой вращения поля 1000 об/мин, напряжением 220/380 В при частоте 50 Гц; ротор – короткозамкнутый, исполнение двигателя по степени защиты IP44. В качестве базовой модели принята конструкция асинхронного двигателя серии 4А. При проектировании использованы методика и рекомендации, содержащиеся в [1]. 1 ВЫБОР ГЛАВНЫХ РАЗМЕРОВ ДВИГАТЕЛЯ
1.1 Число пар полюсов
где
1.2 Высота оси вращения
h
, значение наружного диаметра Принимаем для двигателя с 1.3 Внутренний диаметр статора
где 1.4 Полюсное деление
1.5 Расчетная мощность где
1.6 Расчетная длина воздушного зазора принимаем где
А – линейная нагрузка, предварительно принимаем А =
При 1.7 Критерий правильности выбора главных размеров
D
и
Данное значение лежит в пределах допустимой зоны для двигателей со степенью защиты IP44. 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА ПАЗОВ, ВИТКОВ И СЕЧЕНИЯ ПРОВОДА ОБМОТКИ СТАТОРА
2.1 Возможные числа пазов статора находятся в диапазоне
где При этом число пазов на полюс и фазу 2.2 Окончательное значение зубцового деления статора
2.3 Номинальный фазный ток статора где 2.4 Число эффективных проводников в пазу где 2.5 Окончательные значения величин: - число эффективных проводников в пазу - число витков фазы обмотки статора - линейная токовая нагрузка
2.6 Шаг двухслойной обмотки статора где
Уточняем относительный шаг 2.7 Коэффициенты укорочения, распределения и обмоточный
где Используя уточненные значения A и принимаем уточненное значение 2.8 Магнитный поток и окончательное значение индукции в воздушном зазоре
2.9 Предварительное значение плотности тока в обмотке статора
где 2.10 Сечение эффективного проводника
Принимаем 2.11 Окончательное значение плотности тока в обмотке статора
3 РАСЧЕТ РАЗМЕРОВ ЗУБЦОВОЙ ЗОНЫ СТАТОРА И ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА
3.1 Предварительные значения ширины зубца
и высоты ярма статора
где
Kc – коэффициент заполнения пакета сталью, Kc = 0.97;
3.2 Паз статора. Размеры паза в штампе:
где
3.3 Некоторые размеры заполненного паза:
где Основания трапеции, на площади которой размещаются проводники паза: где 3.4 Площадь поперечного сечения паза для размещения проводников обмотки
где значение площади междуслойной прокладки 3.5 Коэффициент заполнения паза
3.6 Воздушный зазор между статором и ротором: для двигателя с внутренним диаметром статора в = 225 мм принимаем 4 РАСЧЕТ КОРОТКОЗАМКНУТОГО РОТОРА
4.1 Число пазов ротора: в двигателях при 4.2 Внешний
4.3 Длина сердечника ротора при
4.4 Зубцовое деление ротора
4.5 Ток стержня ротора
где
и площадь поперечного сечения стержня статора
где 4.6 В двигателях при h = 160…250 мм выполняют на роторе закрытые грушевидные пазы и зубцы с параллельными гранями. При 2р = 6 принимаем размеры шлица 4.7 Ширина зубца ротора
где 4.8 Основные размеры паза ротора
4.9 Окончательные значения сечения стержня и окончательное значение плотности тока
4.10 Полная высота паза и расчетная высота зубца ротора 4.11 Ток в короткозамыкающем кольце ротора где 4.12 Короткозамыкающие кольца ротора имеют сечение в виде неправильной трапеции с площадью поперечного сечения где принимаем 4.13 Средняя высота кольца выбирается из условия: 4.14 Средний диаметр короткозамыкающего кольца 5 РАСЧЕТ НАМАГНИЧИВАЮЩЕГО ТОКА
5.1 Окончательные значения индукций:
- в зубцах статора и ротора
- в ярмах статора и ротора где при 2р = 6 5.2 Коэффициент воздушного зазора учитывающий влияние неравномерности воздушного зазора из-за наличия пазов на статоре и роторе на магнитную проводимость зазора где 5.3 Магнитное напряжение воздушного зазора 5.4 Магнитное напряжение зубцовых зон статора и ротора где
где 5.5 Коэффициент насыщения зубцовой зоны 5.6 Длина средней магнитной линии ярм статора и ротора 5.7 Магнитное напряжение ярм статора и ротора где 5.8 Магнитное напряжение на пару полюсов
5.10 Намагничивающий ток
5.11 Относительное значение намагничивающего тока
6 ПАРАМЕТРЫ РАБОЧЕГО РЕЖИМА
6.1 Средняя ширина катушки вылет лобовых частей обмотки длина лобовой части обмотки где В = 10 мм; средняя длина витка обмотки где длина проводников фазы обмотки статора 6.2 Активное сопротивление фазы обмотки статора где 6.3 Относительное значение активного сопротивления статора 6.4 Активное сопротивление фазы короткозамкнутого ротора где Активное сопротивление ротора, приведенное к обмотке статора 6.5 Относительное значение активного сопротивления ротора
6.6 Коэффициенты магнитной проводимости обмотки статора: - пазового рассеяния для конфигурации паза где
- лобового рассеяния - дифференциального рассеяния где 6.7 Индуктивное сопротивление рассеяния фазы обмотки статора относительное значение сопротивления
6.8 Коэффициенты магнитной проводимости короткозамкнутой обмотки ротора:
- пазового рассеяния для формы паза где - лобового рассеяния для литой алюминиевой обмотки - дифференциального рассеяния где
6.9 Индуктивное сопротивление рассеяния фазы обмотки ротора = 3.346 приведенное индуктивное сопротивление рассеяния ротора относительное значение 7 РАСЧЕТ ПОТЕРЬ
7.1 Масса ярма статора и зубцов статора и ротора где 7.2 Основные потери в стали статора где 7.3 Удельные поверхностные потери в коронках зубцов ротора где
7.4 Поверхностные потери в роторе возникающие в поверхностном слое коронок зубцов ротора от пульсаций индукции в воздушном зазоре из-за наличия зубцов на статоре 7.5 Пульсационные потери в зубцах ротора вызванные пульсацией индукции в зубцах ротора вследствие изменения взаимного расположения зубцов статора и ротора где 7.6 Полные потери в стали 7.7 Механические потери где 7.8 Добавочные потери в номинальном режиме 7.9 Расчет режима холостого хода: активная составляющая тока холостого хода где полный ток холостого хода коэффициент мощности 8 РАСЧЕТ РАБОЧИХ ХАРАКТЕРИСТИК
8.1 Потери в стали и механические 8.2 Активная и реактивная составляющие тока синхронного холостого хода
8.3 Активная и реактивная составляющие сопротивления намагничивающей ветви схемы замещения 8.4 Постоянные величины
8.5 Предварительно принимаем скольжение в номинальном режиме 8.6 Номинальные данные спроектированного двигателя 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Таблица 8.1 Расчет рабочих характеристик асинхронного двигателя
9 РАСЧЕТ ПУСКОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
9.1 Безразмерная приведенная высота стержня ротора при расчетной температуре 115о С
где 9.2 Глубина проникновения тока в стержень
где 9.3 Площадь сечения части стержня, ограниченной высотой где 9.4 Отношение площади всего сечения стержня 9.5 Коэффициент увеличения сопротивления фазы ротора под влиянием эффекта вытеснения тока 9.6 Приведенное активное сопротивление обмотки ротора с учетом действия эффекта вытеснения тока 9.7 Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния ротора с учетом вытеснения тока
где
9.8 Коэффициент изменения индуктивного сопротивления фазы обмотки ротора от действия эффекта вытеснения тока 9.9 Индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора с учетом вытеснения тока 9.10 Ток ротора без учета влияния насыщения коронок зубцов полями пазового рассеяния 9.11 Предполагаемую кратность увеличения тока обусловленную уменьшением индуктивных сопротивлений из-за насыщения зубцовых зон принимаем равной 9.12 Предварительное значение тока фазы статора с учетом насыщения 9.13 Средняя м.д.с. обмотки статора, отнесенная к одному пазу 9.14 Фиктивная индукция магнитного поля рассеивания в воздушном зазоре где 9.15 Коэффициент равный отношению потока рассеивания при насыщении к потоку рассеяния ненасыщенной машины
9.16 Дополнительное раскрытие пазов статора и ротора, учитывающее уменьшение потока пазового рассеивания из-за насыщения
9.17 Уменьшение коэффициента магнитной проводимости пазового рассеивания статора и ротора 9.18 Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния статора и ротора при насыщении зубцов 9.19 Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния статора и ротора при насыщении зубцов 9.20 Индуктивное сопротивление обмотки статора с учётом насыщения и обмотки ротора с учётом влияния насыщения и вытеснения тока 9.21 Коэффициент связи параметров Г-образной и Т-образной схем замещения где 9.22 Расчетные активное и индуктивное сопротивления 9.23 Ток обмотки ротора, приведенный в обмотке статора 9.24 Ток обмотки статора 9.25 Расхождение полученных значений и принятых первоначально 9.26 Относительные значения тока статора и электромагнитного момента 9.27 Расчет пусковых характеристик для критического скольжения где 9.27.1 Безразмерная приведенная высота стержня ротора при расчетной температуре 115о С
где
9.27.2 Глубина проникновения тока в стержень
где 9.27.3 Площадь сечения части стержня, ограниченной высотой
9.27.4 Отношение площади всего сечения стержня
9.27.5 Коэффициент увеличения сопротивления фазы ротора под влиянием эффекта вытеснения тока 9.27.6 Приведенное активное сопротивление обмотки ротора с учетом действия эффекта вытеснения тока 9.27.7 Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния ротора с учетом вытеснения тока где 9.27.8 Коэффициент изменения индуктивного сопротивления фазы обмотки ротора от действия эффекта вытеснения тока 9.27.9 Индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора с учетом вытеснения тока
9.27.10 Ток ротора без учета влияния насыщения коронок зубцов полями пазового рассеяния 9.27.11 Предполагаемую кратность увеличения тока обусловленную уменьшением индуктивных сопротивлений из-за насыщения зубцовых зон принимаем равной
9.27.12 Предварительное значение тока фазы статора с учетом насыщения 9.27.13 Средняя м.д.с. обмотки статора, отнесенная к одному пазу 9.27.14 Фиктивная индукция магнитного поля рассеивания в воздушном зазоре где 9.27.15 Коэффициент
9.27.16 Дополнительное раскрытие пазов статора и ротора, учитывающее уменьшение потока пазового рассеивания из-за насыщения
9.27.17 Уменьшение коэффициента магнитной проводимости пазового рассеивания статора и ротора 9.27.18 Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния статора и ротора при насыщении зубцов 9.27.19 Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния статора и ротора при насыщении зубцов 9.27.20 Индуктивное сопротивление обмотки статора с учётом насыщения и обмотки ротора с учётом влияния насыщения и вытеснения тока 9.27.21 Коэффициент связи параметров Г-образной и Т-образной схем замещения где уточняем критическое скольжение 9.27.22 Расчетные активное и индуктивное сопротивления 9.27.23 Ток обмотки ротора, приведенный в обмотке статора 9. 27. 24 Ток обмотки статора 9.27.25 Расхождение полученных значений и принятых первоначально 9.27.26 Относительные значения тока статора и электромагнитного момента 10 ОЦЕНКА СПРОЕКТИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ Таблица 10Сравнение показателей спроектированного двигателя с требованиями ГОСТа 19523-81n=1000 об/мин, исполнение IP44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором. / С.С. Проскуренко, В.Д. Сергеев, А.С. Чернышова. – В.: ДВПИ, 1984. – 60 с. 2. Проектирование электрических машин. / Под редакцией И.П. Копылова. – М.: Энергия, 1980. – 494 с. 3. ГОСТ 19523-81. Двигатели трехфазные асинхронные короткозамкнутые серии 4А с высотой оси вращения от 50 до 355 мм. Технические условия. – М.: Изд–во стандартов, 1983. – 54 с. |