Научная работа: Диагностика готовности студентов к практической деятельности отношение к работе с детьми

Название: Диагностика готовности студентов к практической деятельности отношение к работе с детьми
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: научная работа

Департамент образования Пермской области

ГОУ СПО Кунгурское педагогической училище

Диагностика готовности студентов к практической деятельности, отношение к работе с детьми

Провели и проанализировали

Мехрякова Л.А. – педагог-психолог

Жукова В.В. – зам. директора по

производственной работе

2007


Соответствующая диагностика проводится ежегодно в период после проведения студентами преддипломной практики на 4 курсе и перед проведением летней практики у студентов 3 курса (апрель, май). В период на наш взгляд, студенты могут объективно оценить свои практические возможности и способности. К тому времени у них складывается опыт практической деятельности. Диагностика проводится в виде анкетирования (анкеты прилагаются).

Методика № 1 «Готовность студентов выпускных групп к педагогической практике, согласно Госстандарта».

Методика № 2 «Самооценка готовности студентов к проведению пробных уроков (занятий)».

Методика № 3 «Тестирование студентов по вопросам отношения к педагогической практике».


Методика № 1

Диагностика уровня готовности студентов 4 курсов КПУ к педагогической практике согласно Госстандарта. Школьное отделение, специальность 050709 Преподавание в начальных классах.

Владение умениями:

1.Определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.

2.Осуществлять текущее и перспективное планирование.

3.Методически грамотно выстраивать педагогический процесс.

4.Организовывать внеклассную работу с детьми младшего школьного возраста.

5.Сотрудничать с родителями.

Дошкольное отделение специальность 050704

1.Определять конкретные образовательно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2.Осуществлять текущее и перспективное планирование.

3.Методически грамотно выстраивать педагогический процесс, используя разнообразные формы, методы, средства воспитания и обучения.

4.Организовывать игры детей.

5.Сотрудничать с родителями.

6.Создавать развивающую педагогическую среду.

Таблица результатов диагностики уровня готовности студентов выпускных групп КПУ к педагогической практике согласно государственному образовательного стандарта

Школьное отделение (Н-41, Н-42)


№ п/п

Показатели

Средний

балл

1.

Определить конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.

4,5

2.

Осуществлять текущее и перспективное планирование

4,4

3.

Методически грамотно выстраивать педагогический процесс, используя разнообразные формы, методы, приемы обучения и воспитания

4,5

4.

Организовывать внеклассную работу с детьми младшего школьного возраста

4,3

5.

Сотрудничать с родителями

4,3

6.

Создавать развивающую педагогическую среду

4,2

Дошкольное отделение (Д-41)

№ п/п

Показатели

Средний

балл

1.

Определять конкретные образовательно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

4,1

2.

Осуществлять текущее и перспективное планирование

4,0

3.

Методически грамотно выстраивать педагогический процесс, используя разнообразные формы, методы средства, приемы воспитания и обучения

4,0

4.

Организовать игры детей

4,4

5.

Сотрудничать с родителями

4,0

6.

Создавать развивающую педагогическую среду

4,2

Анализ результатов методики № 1

Школьное отделение (Н-41, Н-42)

1.Лучше всего студенты умеют определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста (4,5 балла), методически грамотно выстраивать педагогический процесс (4,5 балла).

2.Ниже 4 баллов студенты не оценивают ни один параметр.

3.Самый низкий балл (4,2) за параметр – создание развивающей педагогической среды.

4.В сравнении с прошлыми учебными годами несколько ниже студенты оценивают свое умение работать с родителями, создавать развивающую педагогическую среду.

Дошкольное отделение (Д-41)

1.Наиболее высокий балл у студентов за умение организовать игры детей (4,4 балла).

2.Ниже 4,0 балла не оценивается ни один параметр.

3.Ниже всего оценивается студентами умение сотрудничать с родителями, осуществлять текущее и перспективное планирование.

Диагностическая карта.

Самооценка готовности студентов к проведению пробных уроков специальность 050709 «Преподавание в начальных классах»

№ п/п

Показатели самооценки

III курс

IV курс

Ср.балл

Ср.балл

Шкала № 1

1.

Умение определить цели урока

3,9

4,2

2.

Умение определить тип урока

4,1

4,5

3.

Умение выбрать форму проведения урока

3,9

4,5

4.

Умение определять дидактические принципы

3,9

4,4

5.

Умение выявить круг задач, решаемых на уроке

4,0

4,0

6.

Умение выбрать соответствующие методы

4,3

4,5

Шкала № 2

1.

Умение определить и осмысливать содержание

4,2

4,5

2.

Умение разработать подробный план-конспект

4,2

4,9

3.

Умение провести специальную работу по усвоению и запоминанию плана-конспекта

4,0

4,6

4.

Умение организовывать 3-4 кратное проигрывание содержания и всех методических элементов

3,9

4,2

Диагностическая карта

Показатели самооценки готовности студентов к проведению пробных занятий специальность 050704 «Дошкольное образование»

№ п/п

Показатели самооценки

IV курс

Ср.балл

Шкала № 1

1.

Умение определить цели занятий

4,0

2.

Умение определить тип занятий

4,2

3.

Умение выбрать форму проведения занятия

4,2

4.

Умение определять дидактические принципы

3,9

5.

Умение выявить круг задач, решаемых на занятиях

4,0

6.

Умение выбрать соответствующие методы

4,2

Шкала № 2

1.

Умение определить и осмысливать содержание

4,0

2.

Умение разработать подробный план-конспект

4,5

3.

Умение провести специальную работу по усвоению и запоминанию плана-конспекта

4,1

4.

Умение организовывать 3-4 кратное проигрывание содержания и всех методических элементов

4,0

Анализ диагностики № 2

«Самооценка готовности студентов к проведению пробных уроков»

Школьное отделение

1.По шкале № 1 наиболее высоко студенты 4 курса оценивают свое умение определять тип урока (4,7 б), выбрать соответствующие методы (4,4 б).

2.Ниже всего, но в пределах нормы (4,1 б), оценивают выпускники свое умение выявить круг задач, решаемых на уроке.

3.По шкале № 2 наивысший балл у студентов за параметр – умение разработать подробный план конспект.

4.Ниже всего, но в пределах нормы (4,1 б), выпускники оценивают свое умение организовать 3-4 кратное проигрывание содержания и всех методических элементов.

5.Выпускники ни один параметр не оценивают ниже 4,1 балла.

6.У студентов 3 курса (Н-31) все показатели оцениваются ниже, чем у студентов 4 курса.

7.Ниже 4х баллов третьекурсники оценивают свои умения:

- определять цели урока;

- определять дидактические принципы;

- провести специальную работу по усвоению и запоминанию плана-конспекта;

- организовать 3-4 кратное проигрывание содержания и всех методических элементов.

Диагностика отношения студентов к педагогической практике в школе, ДОУ

№ п/п

Вопросы анкеты

Результаты

Н-31

Н-41

Н-42

Д-41

1.

Чувства, испытываемые перед практикой

-желание работать

4

11

8

15

-волнение

9

10

17

7

-радость

2

1

5

3

-неуверенность

5

5

2

5

-страх

2

1

1

2

-ничего

2

2

3

1

-безразличие

1

-раздражение

2.

Интересуетесь ли вы литературой по профессии

-интересуюсь

7

13

19

8

-интересуюсь в силу необходимости

18

9

5

15

-безразлично

-

-

-

-

-не знаю

-

-

-

-

3.

Чем пользуетесь при подготовке к практике

-своими знаниями

6

8

3

3

-не готовлюсь

-

-

-

-

-лекциями

14

3

7

8

-личным опытом

1

5

6

3

-читаю литературу

6

16

17

20


4.

Ваше отношение к эмоциональному отклику детей в процессе общения с ними

-они активизируют

7

13

14

10

-не довольны

-

-

-

-

-не раздражают

-

-

-

-

-довольны

7

11

9

14

-они изматывают

2

-

1

1

5.

Как вы оцениваете эффективность своей работы с детьми

-высоко

-

6

7

1

-скорее высоко, чем низко

3

13

10

10

-скорее низко, чем высоко

5

2

4

1

-не очень высоко

9

3

3

5

-низко

1

-

-

-

-не задумывалась

7

-

-

3

6.

Учитываете ли вы индивидуальные особенности детей:

-всегда

3

13

10

13

-нет

-

-

-

-

-иногда

22

9

14

10

-не знаю

-

-

-

-

7.

Ваше эмоциональное настроение после окончания рабочего дня:

-подъем и уверенность

33

10

14

13

-усталость

15

12

11

11

-не знаю

-

-

-

-

-удовлетворенность

3

3

7

9

-неудовлетворенность

2

1

1

1

8.

Понравилось ли вам быть учителем (воспитателем)

-очень понравилось

1

3

-

-

-скорее понравилось, чем не понравилось

4

-

-

-

-не знаю

1

-

-

-

-понравилось

18

-

-

-

- не понравилось

-

-

-

-

-очень не понравилось

-

-

-

-

9.

Если бы снова пришлось выбирать профессию, то …

-пошла бы учиться на это же отделение

6

10

10

-

-ни за что

3

3

4

-

-пошла, если бы …

13

9

7

-

-не знаю

3

-

3

-


10.

Что привлекает вас в этой профессии:

-одна из важных

4

6

5

4

-работа соответствует моим способностям

14

7

7

5

-работа соответствует моему характеру

4

14

10

3

-работа требует постоянного творчества

3

4

2

7

11.

Что вас разочаровывает в профессии учителя, воспитателя:

-тяжело работать

-

-

-

-

-мало значима

3

16

13

17

-не соответствует моим способностям

6

-

4

3

-нет условий для творчества

2

3

1

2

-не соответствует характеру

7

7

7

4

-все удовлетворяет

-

-

-

-

12.

Ваши предложения по организации практики:

-больше творческих дел с детьми

1

4

1

3

-больше самостоятельности студентам

13

15

14

15

Анализ результатов тестирования по методике № 3

1.О чувствах, которые они испытывают перед практикой, студенты отвечают, что более всего они испытывают волнение, отрицательные эмоции почти не испытывают

2.Перед практикой интересуются литературой по профессии или интересуются в силу необходимости

3.При подготовке к практике студенты пользуются в основном лекциями и читают литературу.

4.Отвечая на вопрос «Отношение к эмоциональному отклику детей в процессе общения с ними», студенты отвечают, что дети их активизируют, они довольны общением с детьми.

5.Студенты оценивают эффективность своей работы с детьми в основном следующим образом:

-скорее высоко, чем низко;

- высоко;

-не очень высоко.

6. Студенты 4 курса выше, чем студенты 3 курса учитывают индивидуальные особенности всегда или иногда. Студентов, не учитывающих индивидуальные особенности нет.

7.К концу рабочего дня студенты-выпускники испытывают усталость и удовлетворенность. Не удовлетворены результатом 5 человек.

8.Студентам в основном понравилось работать учителем (воспитателем).

9.Если бы снова пришлось выбирать профессию, то большая часть студентов пошла бы учиться на это же отделение. Несколько меньше по количеству студентов отвечают:

-пошла, если бы;

-ни за что (7 человек на 4 курсе, 3 человека на 3 курсе).

10.В профессии студентов более всего привлекает то, что работа требует постоянного творчества, одна из важных, работа с детьми приятна для студентов.

11.В профессии учителя (воспитателя) разочаровывать более всего то, что студенты считают ее мало значимой (по оценке государства), часто нет условий для творчества, не соответствует характеру студента.

12.Студенты предлагают для более качественной организации практики давать им больше самостоятельности, проводить больше творческих дел с детьми.


Выводы

1.Профессиональное мастерство студентов растет от третьего к четвертому курсу.

2.Отношение студентов к педагогической практике положительное, ответственное.

3.Развивающей работы требуют способности студентов запоминать конспект урока (занятия).

4.Следует учить студентов правильно формулировать задачи урока, т.к. подчас этого вызывает у студентов затруднения.

5.Студенты осознают важность профессии педагога, но указывают на падение престижа профессии.

6.В ходе практики студенты хотят получать больше самостоятельности.

7.В целом, подготовка студентов-выпускников соответствует требованиям Госстандарта.