Реферат: История Уфы
Название: История Уфы Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Содержание:
Введение_________________________________________________________3 1. Основание города_______________________________________________4 2. Уфа в сегодняшнее время_________________________________________9 Заключение______________________________________________________20 Список использованной литературы_________________________________21
Введение Ранняя история окрестностей Уфы уходит в далекое прошлое, во времена древнекаменного века (палеолита), когда люди жили материнским родом. Основным занятием являлась коллективная охота на крупных зверей. Орудия труда изготовлялись из камня, кости и дерева. Наибольшее количество археологических памятников на территории Уфы относится к эпохе железа, которая начинается с VIII-VIIвв. до н.э. Изготовление и применение в хозяйстве железных орудий заметно повысило производительность труда, дало возможность накапливать значительные богатства в руках отдельных родов. На узкой высокой стрелке правого берега р. Уфы находится Усть-Уфимское городище. В 1967 году на правом берегу р. Белой, там где ныне располагается памятник Салавату Юлаеву, обнаружены остатки укрепленного поселения, которое было обитаемо не менее 3-4 столетий. Остатки аналогичных поселений распространены на узкой прибрежной полосе правого берега р. Белой от г. Стерлитамака до г. Бирска. По сравнительно полно изученному городищу возле г. Благовещенска (у озера Кара-Абыз) эти памятники объединены в так называемую кара-абызскую культуру . 1. Основание города
Территория современной Уфы имеет своеобразное и удобное для поселения людей географическое положение. Ранняя история района современной Уфы уходит в далекое прошлое, во времена палеолита. В XI-XIII веках, особенно в период монгольского нашествия, бассейн р. Белой становится ареной постоянных передвижений многих тюрко-язычных племен. Основная часть башкир была покорена монголами в 1219-1220 годах. Монголы, утвердившись в юго-западной части страны башкир, превратили ее в главную базу для дальнейших завоеваний. Остальная часть края была завоевана к 1223 году. К 1236г. монголы подчинили земли булгар, кыпчаков, буртасов и мордвы. Земли, заселенные башкирами, были разделены между двумя улусами. Приуральские башкиры вошли в состав личного улуса хана Батыя, зауральские - улуса хана Шибана (младший брат Батыя). Граница между улусами проходила по р. Яик. Как и др. покоренные народы, башкиры облагались ясаком, несли дорожную, почтовую, мостовую и др. службы, должны были отдавать в войско хана вооруж. людей с годовым запасом продовольствия. Основную тяжесть налогового обложения и др. повинностей ложилась на рядовых башкир. Местные феодалы выступали в роли посредников между ними и центр. ханской властью. Недовольные своим положением башкиры не раз поднимали восстания. В XIV веке в бассейне р. Демы и в низовьях р. Уфы расселяется одно из самых крупных башкирских племен - племя мин. Ярким свидетельством прочной заселенности территории являются замечательные памятники средневековой архитектуры - мавзолеи (кэшенэ - иран. "Дом мертвых" ) Тура-хана (XIV-XVв., расположен близ Уфы в бассейне р. Дема) и Хусейн бека, (XIVв., расположен близ ж.д. станции Чишмы, в 60 км от г. Уфы. Надземная часть с куполом построена в 1911г.). В период феодальной раздробленности Золотой орды (со 2-й пол. XIV в.) территория Башкирии неоднократно становилась ареной столкновения противоборствующих группировок. Одно из крупных сражений произошло 18 июня 1391 г. на р. Кундурче. В середине XV века Золотая Орда распалась на несколько ханств. Территория Башкирии была расчленена между Сибирским, Казанским ханствами и Ногайской Ордой. Территория современной Уфы оказалась под властью Ногайской орды. После разгрома Казанского ханства и взятия Казани (1552г.) войсками царя Ивана Грозного русское подданство приняли западные башкирские племена, бывшие ранее под властью казанских ханов. В 1555-1556 годах в состав Русского государства вошли земли, подчинявшиеся Ногайской орде, в том числе территория и окрестности современной Уфы. В 1556-1557 годах башкирские послы ездили в Москву, где получили царские жалованные грамоты с изложением условий их вхождения в состав Русского государства. Царь Иван Грозный "жаловал" своих новых подданных специальными грамотами, в которых признавалось вотчинное право башкир на их земли и давались гарантии защиты от военных набегов. За это башкиры обязывались платить ясак (вначале пушниной и медом, позднее - деньгами). В 1957 в Уфе в честь 400-летия присоединения Башкирии к Русскому государству установлен монумент Дружбы. Несколько позже в состав России вошли зауральские башкиры. Они приняли русское подданство в 80-90-е годы XVI в. - начало 20-х годов XVII в. в процессе борьбы и разгрома Сибирского ханства. Русское правительство гарантировало башкирам защиту от притязаний ногайских и сибирских ханов, от вторжения внешних врагов; сохранило за башкирским народом занимаемые ими земли на условиях вотчинного права; обещало не посягать на религию башкир и не переводить их в другую веру; обязалось не вмешиваться во внутреннюю. жизнь башкирского общества, оставив власть на местах в руках башкирских баев и князей. Башкиры, признав себя подданными русского царя, обязались за свой счет нести военную службу и вносить в казну поземельную подать (ясак) медом и пушниной. Управление Башкирией осуществлялось московским приказом Казанского дворца. Территория края составила Уфимский уезд, который делился на четыре дороги (области): Казанскую, Сибирскую, Ногайскую и Осинскую. Такое деление происходило из былой политической раздробленности края и примерно соответствовало прежним владениям Казанского и Сибирского ханств и Ногайской Орды. Осинская дорога охватывала узкую полосу между Сибирской и Казанской дорогами. Термин "дорога" происходит от монгольского даруга , который означал должность начальника области или города в Золотой Орде. Уже в XV веке термин "даруга" имел значение не столько административной должности, сколько территориальной, т.е. даругами назывались определенные области Башкирии. Дороги делились на волости, которые распадались на роды (аймаки). Границы всех четырех дорог сходились там, где сливаются реки Белая и Уфа. Это место является естественно-географическим и административно-экономическим центром Башкирии. Первоначально непосредственную власть и сбор дани осуществлял казанский наместник. Для закрепления своей власти во вновь присоединенном крае, организации управления им и превращения его в плацдарм для проникновения в казахские степи и Сибирь царскому правительству был нужен опорный пункт. В свою очередь башкиры, страдавшие от частых набегов воинственных степняков, нуждались в постоянной вооруженной помощи Русского государства. Такую помощь им мог оказать только гарнизон города-крепости. Башкирам город нужен был и как место уплаты ясака, который до этого они вынуждены были возить в далекую Казань. В 1574 году отряд русских стрельцов под руководством воеводы Ивана Григорьевича Нагого на высоком правом берегу р.Белой недалеко от устья реки Уфы построил небольшой укрепленный пункт, который располагался исключительно выгодно с оборонной точки зрения. На юге река Белая представляла степняков почти непреодолимую преграду. Протекавшая с севера на юг река Сутолока защищала укрепление с востока. С северо-востока оно оборонялось особым земляным валом, остатки которого сохранялись до конца XIX века. Основу будущего города первоначально составлял "кремль", заложенный в 1574-1586 годах. Он занимал южную оконечность высокого мыса на правом берегу р. Сутолоки, при впадении ее в р. Белую. Вид кремля представлял собой ломаный четырехугольник, общая площадь которого не превышала 1,5 гектара, длина его стен составляла примерно 440-450 метров. Стены были сооружены из поставленных вертикально огромных дубовых бревен, поэтому башкиры сначала Уфу называли Имэн кала (Дубовая крепость или Дубовый город). Кроме того в состав укреплений входили три рубленые из дуба башни, две из которых были проезжие, а одна - пешеходная. Обе проездные башни были двухъярусными (восьмигранник на восьмиграннике) и завершались высокими шатровыми покрытиями. Северная башня называлась Михайловской, южная - Никольской (Сутолоцкой). Относительно происхождения названия города Уфы существует несколько гипотез, однако наиболее вероятным кажется именование нового города по имени реки Уфы (вспомним, например, г. Тобольск, основанный в 1587 году на Иртыше близ устья реки Тобол). Город Уфа, по словам П.И.Рычкова, был окружен великими горами и находился "между восьми великих и глубоких буераков, из которых в одном, кой идет поперек города, течет речка, именуемая Сутолокой". На левом берегу Сутолоки располагались посады, где жили служилые люди. В 1579 году в Уфе "освящена каменная церковь во имя Смоленской божьей матери". Существование каменной церкви говорит о наличии значительного для того времени населения, составившего церковный приход. В 1586 году Уфа получила статус города. Уфа становится административным центром Башкирии. Управление краем осуществлялось уфимским воеводой, подчиненным казанскому наместнику. Появление города-крепости в центре Башкирии степными соседями башкир (ногайскими мурзами, сибирским ханом и другими кочевниками) было встречено крайне враждебно. На Уфу совершались неоднократные нападения, но все они успешно отражались гарнизоном. 2. Уфа в сегодняшнее время На знамени столицы Советской Башкирии — орден Октябрьской революции. Уфа была награждена в 1974 году в дни своего четырехсотлетия за большие успехи в хозяйственном и культурном строительстве, за заслуги в революционном движении. Знать свой город, его историю—почетная обязанность гражданина. С любви к родному краю, к его природе и истории, к его людям начинается любовь к Родине. Уфа — замечательный город, с благоустроенными кварталами жилых домов и зеленью парков, широкими площадями и заводами-гигантами. В столице живет четвертая часть населения Башкирии — более миллиона человек. Нёфтеперерабатывающие, химические, машиностроительные заводы города за один день вырабатывают промышленной продукции в полтора раза больше, чем за целый 1 год до революции. На долю Уфы приходится почти половина объема продукции промышленности, около четверти государственных капитальных вложений Башкирии. В городе семь высших учебных заведений, около сорока дворцов, домов культуры и клубов, много кинотеатров, работают театры, филармония и цирк. В нашем городе около тысячи улиц — больших и малых. Главная магистраль Уфы — проспект Октября — уникальный. Асфальтовой лентой протянулся он почти на десять километров. Проспект проложен по той дороге, где слышался когда-то кандальный звон—, шли политкаторжане в далекую Сибирь. Биография других улиц начиналась раньше. Считается, что в XVII веке за оградой крепости появилась первая улица — Посадская. Она сохранилась до нашего времени, прилегая к холму, где высится Монумент Дружбы. Как и во всяком русском “посаде” XVII века, жили здесь торговцы и ремесленники. Другая улица носила название Большой Московской (Старая Уфа), потому что селились на ней московские стрельцы. Улицы в то далекое время возникали очень просто: дома размещались вдоль дорог. В начале существования города у него было две главных дороги: Казанская и Сибирский путь. В старинной Уфе они образовали Большую Казанскую улицу (ныне Октябрьской революции) и Большую Сибирскую (ныне улица Мингажева). Этим улицам примерно по триста лет. - В 1803 году город получил проект-планировку. Строился он медленно. “Город был тогда... — писал С. Я. Елпатьевский, — тихий, задумчивый, ласковый. Тянулись улицы, заросшие травой, и было видно поле, куда выходили они. И на улице домики одноэтажные, реже двухэтажные, с садами и садиками, где пышно росли сирень, жасмины, георгины — низенькие домики с окнами, запиравшимися на ночь ставнями с железными болтами”. Устоявшимися и, казалось, вечными были для обывателей названия тогдашних улиц: Жандармская и Тюремная, Каретная и Лазаретная, Никольская и Ханыковская, Казарменная и Воздвиженская, Бурлацкая и Кузнецкая, Конюшенная и Кишечная, Старокладбищенская и Соборная... Особенно повезло церквям и соборам— их имена были в названиях многих улиц города. Наступил двадцатый век.. Коренной поворот в истории Уфы, как и всей страны, произошел в результате победы Великого Октября. Эти перемены отразились и на названиях улиц. Появились улицы Социалистическая, Первомайская, Революционная, позже — Коммунистическая, Интернациональная, Индустриальное шоссе, еще позже, как символ братской дружбы трудящихся Башкирии и ГДР, улица Галльская улица Ленина. В начале века дважды побывал в Уфе Владимир Ильич Ленин. Здесь создал он опорный пункт “Искры”, готовил кадры революционеров. Имя вождя революции носит одна из старейших улиц столицы Башкирии, бывшая Центральная. Победивший пролетариат увековечил имена борцов, отдавших жизнь за Советскую власть. Мы идем по городу и видим улицы имени Ивана Якутова — председателя первого Совета рабочих депутатов, большевиков П. Вавилова, Я. Ахметова, П. Зенцова, братьев Кадомцевых, П. Морякова, Б. Яуриманова, Б. Шафиева, Ш. Худайбердина... На табличках улиц — имена людей, биографии которых связаны с Башкирией. Это представители ленинской гвардии: М. И. Калинин, Я. М. Свердлов, Артем (Ф. А. Сергеев), А. Д. Цюрупа, А. И. Свидерский, Н. И. Подвойский, полководцы М. В. Фрунзе, В. К. Блюхер, В. И. Чапаев, революционеры А. В. Ухтомский,. И. П. Павлуновский. В Башкирии жили и работали писатели С. Т. Аксаков, М. Гафури, Г. Ибрагимов, Н. А. Крашенинников, А. А. Фадеев, Ярослав. Грач — птица весенняя, но в Уфу “Грач” (такой псевдоним был у революционера Николая Эрнестовича Баумана) прибыл глубокой зимой 1902 года. Прибыл не в комфортабельном вагоне, а по этапу, в сопровождении конвойных. Перед тем, как поместить его в тюремный замок, жандарм еще раз проверил сопроводительные документы с такими приметами, по которым можно было разыскать арестанта в любом месте. России: “Роста 2 арш. 6 3/4 вершка, телосложение хорошее; плотный, белокурый; борода рыжеватая, глаза серые, размером. 3 сантиметра, носит очки темного цвета; лицо овальное; цвет кожи белый с легким, румянцем, нос с небольшим горбом, размер его 6 1/2 сант., на переносье рубец; голос баритон; походка скорая, слегка развалистая...” О том, что Н. Э. Бауман был в Уфе, мы узнаем из заметки, опубликованной в двадцатом номере газеты “Искра” за 1902 год. “Нас просят огласить следующий позорный факт”, — сообщает газета и рассказывает о провокаторе, который выдал революционера Н. Э. Баумана полиции. В то время, когда агенты и корреспонденты ленинской “Искры” еще только набирались опыта, такие заметки, а порой просто опубликованные списки провокаторов и тайных осведомителей охранки имели большое значение. Они предостерегали революционеров о возможной опасности. Эту цель преследовала и заметка “Искры” о Баумане. Арестовали Николая Эрнестовича в Воронежской губернии и отправили этапом через Уфу на место прежней ссылки — в Вятскую губернию. В Уфимской тюрьме Н. Э. Баумана задержали дольше обычного. Конечный пункт этапа был известен. Причина задержки долго оставалась непонятной Бауману. Оказалось, что этап догнала жандармская депеша, в которой предписывалось арестованного “препроводить в г. Киев для привлечения его к дознанию по делу о преступной деятельности социал-демократической группы “ Искра” и Киевского комитета Российской социал-демократической рабочей партии”. Вся жизнь Николая Эрнестовича Баумана была отдана революции, борьбе за освобождение трудящихся от ига царизма и эксплуатации. Соратник Ленина, пламенный и бесстрашный трибун, организатор масс, он не щадил себя в схватках со старым миром, вел за собой рабочих на штурм самодержавия. Николай Эрнестович очень рано, будучи студентом, принимает участие в революционном движении. В 1896 году в Петербурге он становится одним из активных членов “Союза борьбы за освобождение рабочего класса”, созданного В. И. Лениным. В 1897 голу восемнадцатилетнего юношу арестовывают и заточают в равелин Петропавловской крепости, затем высылают. Эмигрировав в Швейцарию после побега из ссылки, Бауман устанавливает связь с группой “Освобождение труда”. С приездом в Женеву Ленина Николай Эрнестович становится одним из его помощников в создании газеты “Искра”. Владимир Ильич Ленин любил его за смелость, за непоколебимую веру в революцию, за постоянный оптимизм. Бауман, по 'его словам, был “одним из самых опытных агентов “Искры”, одним из главных практических руководителей дела”. Организовав “Искру”, В. И. Ленин поручил доставку и распространение газеты Бауману. Незадолго до этого В. И. Ленин писал: “Для успеха дела необходим еще один товарищ с русской стороны, всегда готовый тайно перейти границу, главным же образом занятый приемом литературы на русской стороне и отвозом ее в Псков, Смоленск, Вильно и Полтаву...” Николай Эрнестович прекрасно справился с поручением Владимира Ильича. В любое время года — в метель, в дождь — он успешно перевозил через границу издания. “Искры”, его не стравили ни пограничные встречи со стражниками, ни преследования „жандармерии. Бауман распространял “Искру” и искровскую литературу в Пскове, Смоленске, Москве, Иваново-Вознесенске, Орехово-Зуеве, Шуе, Серпухове, Костроме, Ярославле и других городах. Часть литературы, доставленной им, попадала и в Башкирию, где успешно работал опорный пункт “Искры”, созданный в 1900 году Владимиром Ильичом Лениным и возглавляемый до отъезда за границу Н. К. Крупской. Вернувшись из-за границы со II съезда РСДРП, Н. Э. Бауман встает во главе революционного пролетариата Москвы. Все, кто знал его, поражались работоспособности, оптимизму, целеустремленности, умению вести конспиративную работу. Имя революционера хорошо известно полицейским ищейкам. Но он недосягаем. Баумана любили рабочие заводов и фабрик, студенты. Они скрывали его от шпиков, жандармов. Но в июне 1904 года Николая Эрнестовича снова арестовали и посадили в камеру — изолятор Таганской тюрьмы. Волна революции 1905 года распахнула ворота тюрьмы, и Н. Э. Бауман опять в водовороте революционной работы. Жандармы потеряли покой. У них остается единственный путь избавиться от революционера — подлый и коварный путь— убить руководителя московских большевиков. 18 октября 1905 года после митинга тысячи рабочих и студентов пошли к Таганской тюрьме освобождать политзаключенных. В голове колонны ехал в пролетке Н. Э. Бауман с красным знаменем в руках. Неожиданно к нему подбежал черносотенец, тайный агент полиции, и ударил куском железной трубы в висок... Н. Э. Баумана хоронила вся пролетарская Москва. За гробом Николая Эрнестовича шли тысячи людей, траурная процессия растянулась от Никитских до Красных ворот. В. И. Ленин писал через несколько дней в газете “Пролетарий”: “Пусть послужат почести, оказанные восставшим народом его праху, залогом полной победы восстания и полного уничтожения проклятого царизма!” Советский народ чтит память выдающегося революционера. Его имя носит и одна из улиц в Ленинском районе Уфы. Улица Белякова, бывшая Самарская, названа в честь рабочего-большевика. Находится она в Советском районе, где живут сыновья и внуки товарищей И. М. Белякова по работе в железнодорожных мастерских. Рано приобщился рабочий-медник к революционной деятельности. Был он умелым конспиратором, распространителем нелегальной литературы. Старшие товарищи-большевики полюбили рабочего паренька. В 1905 году, в семнадцать лет, Иван Беляков был принят в ряды РСДРП. Теперь имя И. М. Белякова все чаще встречалось в жандармских документах. Умелое использование нелегальных и легальных форм помогало избежать ареста. После Февральской революции о жизни уфимского рабочего Ивана Белякова можно было узнать по протоколам собраний и митингов, по сообщениям большевистской газеты “Вперед!” “10 апреля 1917 года, — говорится в одном из материалов газеты, — по окончании работ в Уфимских железнодорожных мастерских было созвано собрание граждан рабочих, принадлежащих к социал-демократической партии. Тов. Беляков сделал доклад об образовании Уфимского комитета партии. После обмена мнениями решено организовать партийный комитет при мастерских...” Перед началом собрания кто-то из “железняков”, видимо, новичок, попросил рассказать о себе. — Родился я в 1888 году, — сказал Беляков. — С 1905 года большевик. Сейчас вот избрали членом Уфимского губернского комитета РСДРП. В составе комитета Цюрупа, Свидерский, Брюханов. Многие из вас их знают. Да и меня, наверное, знают. Я же из мастерских... — Знаем! — отозвалось собрание. Нелегко было рабочему, имеющему за плечами лишь начальную школу, быть членом и Уфимского комитета РСДРП, и исполкома Уфимского губернского Совета рабочих и солдатских депутатов, выполнять ответственные поручения. Сориентироваться в сложной обстановке большевикам помогали Центральный Комитет, В. И. Ленин. Под влиянием вождя вырвалась часть социал-демократов губернии, в том числе и Беляков, из пут оборончества. В апреле 1917 года уфимцы обсуждали решения Уральской областной конференции, которой руководил - Я. М. Свердлов, одобрили телеграмму, посланную делегатами В. И. Ленину. И уж совершенно неожиданно увидел рабочий-медник свою фамилию в списке кандидатов в Учредительное собрание от уфимской партийной организации, где на первом месте стоял В. И. Ленин. Приближался день, когда загремят залпы “Авроры”. Незадолго до этого, 22 октября, большевики Уфы проводят своеобразный смотр своих рядов. Для того, чтобы усилить боеспособность Уфимского комитета РСДРП(б), его состав переизбирают. Называются кандидатуры Н. П. Брюханова, Э. С. Кадомцева, А. Д. Цюрупы, И. М. Белякова, А. П. Кучкина, А. А. Юрьева, М. И. Родионова, Ф. Я. Першина, А. И. Свидерского и других. — Мы, члены Уфимского комитета РСДРП(б), внимательно следили за развитием революционных событий в стране, особенно в Петрограде, — вспоминал А. П. Кучкин. — Ждали, что ЦК партии вот-вот даст сигнал к восстанию в столице... В эти дни И. М. Беляков выступает перед рабочими, солдатами, ведет агитационную работу. После победы Октября он становится активным строителем новой жизни. Белякова в это время можно было видеть во главе рабочей секции Уфимского губернского Совета рабочих и солдатских депутатов, часто он выступал на коротких, но важных заседаниях Уфимского губернского ревкома, губернского комитета партии. Очень ярко прошла первомайская демонстрация 1918 года. Проводить этот праздник губком поручил И. М. Белякову. Вот что сообщала потом газета: “В день 1 Мая — пролетарского интернационального праздника имела место грандиозная манифестация, устроенная в этот великий день всеми организациями города, стоящими на платформе Советской власти... Число участников демонстрации достигало 25—30 тысяч, не считая любопытных, шедших возле и за демонстрантами... Бесконечной лентой вилась она по улицам города, потонув вся в море красных знамен... Мощные звуки пролетарских песен, сливаясь с музыкой нескольких духовых оркестров, оглашали улицы, радуя слух всех сочувствующих революции граждан и смущая покой ее врагов...” Трудно приходилось в первые годы Советской власти. С болью в сердце руководил И. М. Беляков, заместитель председателя губ совнархоза, эвакуацией из Уфы советских учреждений и их работников во время летнего наступления белогвардейцев в 1918 году. Веселее было, когда гнали беляков из заснеженного предновогоднего города. В освобожденной Уфе создавались новые учреждения. В те дни родился такой документ: “...Ввиду острой нужды в опытных сотрудниках в коллегии комиссариата городского хозяйства прошу не отказать в срочном откомандировании в качестве члена в означенный комиссариат тов. Ив. Мих. Белякова”. В июле 1919 года И. М. Беляков работает уже членом Президиума губернского совнархоза. 1920 год. Бывший рабочий железнодорожных мастерских поднимает своих товарищей, весь город на восстановление транспорта. Проводятся коммунистические субботники, своим примером зовут вперед коммунисты. И в строй подвижного состава встают один за другим некогда искалеченные, безмолвные паровозы. Казалось, не было тогда дела, которого нельзя было поручить коммунисту Ивану Михайловичу Белякову. В голодный засушливый год он едет в Курскую губернию заготавливать для Башкирии фураж. Едет в последнюю командировку. В марте 1922 года 34-летний уфимец погибает там от тифа. “Власть труда” жители города читали некролог: “...Не стало тебя, товарищ, но работа твоя осталась, она жива среди рабочей массы — откуда ты вышел и для кого ты жил”. Первым крупным собирателем башкирского фольклора был Александр Григорьевич Бессонов. В 1941 году был издан сборник башкирских народных сказок в его переводе на русский язык. К сожалению, А. Г. Бессонову не довелось увидеть свой труд напечатанным: он умер в первые годы революции. Большая часть архива исследователя, собирателя жемчужин башкирского фольклора, затерялась. Оригиналы, записи башкирского текста сказок потеряны или в дореволюционные годы, или со смертью неутомимого энтузиаста. Родился А. Г. Бессонов в Вятке в 1848 году. Образование получил в школах духовного ведомства. Очень рано стал обучаться разговорному татарскому и удмуртскому . языкам. Работал народным учителем в Уржумском уезде, в Казани, Оренбурге, инспектором народных училищ Орского и Верхнеуральского уездов Оренбургской губернии, изучил в совершенстве башкирский и казахский языки. Люди, знавшие исследователя, говорили, что Александр Григорьевич в среде бюрократических деятелей дореволюционного просвещения выглядел “белой вороной”. Был он тихим, скромным, невзрачно одетым. Многие удивились, что такого “замухрышку”, “блаженного” назначили инспектором. Они не брали во внимание огромные фактические знания, которыми обладал Бессонов. Он был пожизненным членом Екатеринбургского общества любителей естествознания... Знания А. Г. Бессонов накапливал необычным путем. Он ходил пешком из деревни в деревню, кропотливо собирая материалы по фольклору и этнографии. Все это делалось за свой счет, без всякой материальной поддержки. Не входило это и в обязанности инспектора. Полицейские власти глухих районов с подозрением относились к его деятельности, не верили, что он представитель школьной администрации, и нередко до выяснения личности забирали в каталажку. Шли годы, материалы накапливались. Бессонов выступал в роли и лингвиста, и фольклориста. Нужно было досконально знать башкирский язык, чтобы подойти к истокам фольклора. Отдельные заметки и примечания показывают в нем большого знатока быта татар и башкир. Специалисты внимательно изучили пометки А. Г. Бессонова при переводе башкирских сказок на русский язык. Рукописи перевода сохранились. Исследователь бережно относился к фонетике, учитывал особенности различных диалектов, сохранял множество бытовых и этнографических сведений. Эти пометки и поныне сохраняют свою научную ценность. Непроторенной дорогой шел А. Г. Бессонов и как фольклорист. Он не имел предшественников, если не считать авторов нескольких публикаций. Не у кого было учиться ему методике собирания башкирских сказок. А вот у него самого — есть чему поучиться. Бессонов проявил чутье научного исследователя. Главная сила его — в обилии фактического материала, в документальности записи, в бережном отношении к записанному тексту. Он не приукрашивает сказки, не исправляет их, а подает в первозданном виде. Сборник башкирских народных сказок, изданный в 1941 году, представляет большую ценность. А. Г. Бессонов собрал огромный фактический материал, дал перспективу для изучения башкирских народных сказок. Александр Григорьевич был одним из тех демократически настроенных русских и башкирских просветителей, которые еще в начале XX века делали робкие попытки создания письменности башкирского литературного языка. В “Букваре для башкир”, изданном в 1907 году в Казани, он сравнивает арабскую азбуку с русской. Вот что он написал по этому поводу: “Арабская азбука сопоставлена нами с русской азбукой, примененной к башкирскому языку с той целью, чтобы башкирские дети, изучающие как арабскую грамоту, так и русский язык с русской грамотой, могли вместе с тем выяснить для себя особенности произношения, фонетики своего родного языка, не стыдились бы его, а полюбили бы этот чудный, благозвучный язык”. Но попытки А. Г. Бессонова и других просветителей не увенчались успехом, так как царское правительство не было заинтересовано в развитии национального языка и национальной культуры “инородцев”. Дело А. Г. Бессонова успешно продолжают сейчас ученые Башкирской АССР. Заключение
Уфа — столица многонационального суверенного Башкортостана в составе Российской Федерации. Столица Башкортостана занимает возвышенное плато между обвивающими ее с трех сторон реками Агиделью, Уфой и Демой. В 1574 г. на высоком берегу Агидели была заложена крепость. Небольшое поселение, возведенное на горе воинами российского царя, носило поначалу имя этой горы — Тура-Тау. Чуть позже, когда вокруг были построены дубовые стены, местные жители назвали его «Имэнкала» — «Дубовый город». Почти одновременно крепость стала называться «Уфа», вероятно, от древнетюркского «Уфак», что означает «неболыпой», «малый». |