Реферат: Политический конфликт понятие и структура
Название: Политический конфликт понятие и структура Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат | ||||||||||||||||||||
Содержание
1. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии. 4 Список использованных источников. 15
Демократия принадлежит к числу наиболее сложных сюжетов политической науки. Это, во-первых, обусловливается тем, что в истории политической мысли и в современной литературе имели и имеет место достаточно разные трактовки, толкования демократии, что определяется, в том числе иными, более глубокими ценностными установками исследователей. Возможность реализации той или иной модели демократии значительной мере определяется конкретными историческими условиями конкретного государства, конкретной страны. Во-вторых, несомненно, что демократия является чрезвычайно редкой «гостьей» в человеческой истории, что очень и очень небольшой промежуток исторического континуума приходится на господство демократических форм правления. Поэтому, характеризуя природу и признаки демократии необходимо касаться вопроса о тех условиях, предпосылках экономического, социального, культурного и иного порядка, при которых демократия становится прочной и вообще возможной. Исторически первая попытка осмыслить и воплотить в практике идею демократии приходится на античную Грецию, где во многих полисах мы сталкиваемся с весьма специфической моделью демократического строя, которая никогда не была воспроизведена в последующей истории. Демократия - произошло от латинского – народовластие – это во многом режим будущего. Демократия – это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокое благосостояние людей, большинство из которых – собственники; высокий уровень представительных учреждений и политического сознания людей, их культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию. 1. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа» (demos - народ, cratos - власть). Основными принципами демократии являются: 1) признание народа первоисточником и первоносителем власти; 2) равенство всех перед законом и судом; 3) наличие у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод; 4) решение вопросов большинством путем голосования и право меньшинства на оппозицию; 5) равные возможности участия в политической жизни для всех граждан; 6) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 7) выборность, подотчетность, сменяемость органов государственной власти, местного самоуправления; 8) право беспрепятственного контроля за деятельностью органов государства со стороны народа через формы прямой демократии; 9) политический плюрализм и многообразие мнений. В настоящее время термин "демократия" используется в нескольких значениях: Признаки демократии. 1. Демократия имеет государственный характер: а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов; в) проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами. 2. Демократия имеет политический характер: а) предусматривает политическое многообразие. Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм: 1) общее право голоса; 2) равенство при выборах; 3) тайное голосование; 4) прямые выборы и т.п. б) основывается на политическом равноправии граждан на участие в управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве избирательных прав 3. Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан - экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека. 4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической жизни. 5. Демократия предполагает взаимную ответственность государства и гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. Итак, демократия, как система народовластия, является универсальной основой политического развития человечества в современную эпоху. Опыт этого развития позволяет выделить несколько форм демократии: Прямая демократия - форма народовластия, основанная на принятии политических решений непосредственно всеми без исключения гражданами (например, в ходе референдума). Плебисцитарная демократия - форма народовластия с сильными авторитарными тенденциями, в рамках которой лидер режима использует одобрение масс как основное средство легитимации своих политических решений. Историческим предшественником прямой и плебисцитарной демократии являлась т.н. "военная демократия", основанная на элементах родоплеменного и общинного строя. Представительная, или плюралистическая демократия - форма народовластия, при которой граждане участвуют в принятии политических решений не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними. Цензовая демократия - разновидность представительной демократии, в рамках которой избирательное право (как основное право, гарантирующее участие в политическом процессе), принадлежит ограниченному кругу граждан. В зависимости от характера ограничений, цензовая демократия может являться элитарной (в т.ч. либерального толка), классовой (пролетарская, буржуазная демократия). Пролетарская (социалистическая) теория демократии Пролетарская (социалистическая) теория основывалась на марксистском классовом подходе. Она возникла в XIX в. как антитеза буржуазной (либеральной) демократии, которая на первый план ставила гражданскую свободу, т.е. полную независимость личной жизни индивида от политической власти, от государства, призванного лишь гарантировать, обеспечивать свободу личности. Теория «плюралистической демократии» Теория «плюралистической демократии» была наиболее влиятельной в 60-70 гг. XX в. (Р. Аллен, Р. Даль, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Д. Рисмен), хотя термин «плюрализм» введен в политический оборот в 1915 г. английским социалистом Г. Ласки. Согласно этой теории классы в современном буржуазном обществе исчезли. Современное буржуазное общество состоит из разных взаимодействующих «страт» - слоев. Теория элитарной демократии Теория элитарной демократии возникла в 70-80 гг. XX в. на основе соединения элементов теории элит и теории «плюралистической демократии» (С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). Теория элитарной демократии исходит из понимания демократии как свободного соперничества претендентов за голоса избирателей, как формы правления элит, более или менее подконтрольных народу особенно во время выборов. Суть концепции элитарной демократии заключается в идее плюрализма элит, «вырастающих» на основе взаимодействия общественных групп. Идея плюрализма элит противопоставляется идее власти в руках одной элиты. Теория партисипаторной демократии Теория партисипаторной демократии (демократии участия) (Дж. Вольф, К. Макферсон, Дж. Менсбридж) опирается на реформистские концепции неолибералов и социал-демократов. Теория партисипаторной демократии обосновывает необходимость широкого непосредственного участия граждан как в принятии жизненно важных решений, так и в их подготовке и осуществлении, т.е. во всем политическом процессе. Теория корпоративной демократии Эта теория рассматривает демократию как согласительное, неконкурентное правление руководителей корпораций, наемных работников и предпринимателей, а также партий. При этом корпорации имеют право представлять всех работников той или иной отрасли. Государство, в их трактовке, выступает в роли арбитра. Теория корпоративной демократии нашла практическое применение в регулировании социальных отношений (оплата и охрана труда, социальное обеспечение и др.). Однако ее положения не могут быть распространены на всю деятельность государства, так как ущемляют права индивида в пользу крупных корпораций, бюрократии. Считается, что корпоративная теория ближе к теории элитарной демократии и может рассматриваться как ее разновидность[1] . На демократизацию как тенденцию развития современного мира указывают многие авторы. При этом само понятие в политической науке используется в основном в двух значениях. Под демократизацией мира, во-первых, понимается рост количества демократических государств; во-вторых, усиление и развитие демократических институтов и процедур в различных странах. Модель волнового распространения демократии в современном мире получила ныне широкое хождение, как среди политологов, так и среди политиков. Наиболее полно она очерчена, как известно, Сэмюэлем Хантингтоном в книге «Третья волна», опубликованной в 1991 году. С тех пор представление о волновом характере процесса демократизации стало одной из презумпций, разделяемых многими исследователями этого феномена. Согласно Хантингтону, «волна демократизации – это группа переходов от недемократических режимов к демократическим, происходящих в определенный период времени, количество которых значительно превышает количество переходов в противоположном направлении в данный период. В истории Нового времени, по Хантингтону, имели место три волны демократизации. В некоторых странах произошла значительная либерализация авторитарных режимов. В других движения, выступающие за демократию, обрели силу и реальность». Примечательно, что «за каждой из первых двух волн демократизации следовал откат, во время которого некоторые, хотя и не все, страны, совершившие прежде переход к демократии, возвращались к недемократическому правлению». Однако даже при самом мощном откате полного возвращения мира на исходные позиции не происходило, так что в итоге наступление и отступление развивались (что и отмечается рядом исследователей) по формуле «два шага вперед – шаг назад».[2] Однако чтобы осуществить демократизацию, необходимы некоторые предпосылки – экономические, социальные, политические. В экономике необходим высокий уровень развития – урбанизация, развитость массовых коммуникаций, рынок и конкурентность.[3] . Экономические условия — это создание в обществе достаточно развитой рыночной экономики, которая предполагает: - товарный способ производства, основанный на индустриальных и постиндустриальных технологиях; - стабильные, прозрачные законы и правовые акты, регулирующие рыночные отношения в стране; - равные для всех условия предпринимательской и финансовой деятельности; - свободную конкуренцию различных форм собственности и недопущение создания монополий; - защиту государством участников рынка от недобросовестной конкуренции и произвола чиновников; - защиту отечественного рынка от внешней «интервенции».[4] Социальные предпосылки демократизации предполагают относительно высокий уровень благосостояния граждан, сглаживание социального неравенства, социальный плюрализм, наличие влиятельного среднего класса (он должен составлять две трети общества), наличие слоя предпринимателей, грамотность и образованность населения.[5] Политические условия — это создание правового демократического государства, которое предполагает: - наличие развитого гражданского общества; - правовое равенство всех граждан и гарантированность законных прав и свобод; - всеобщность прав и их распространение на всех граждан, все организации и институты; - взаимную ответственность государства и личности, равенство сторон перед законом; - суверенитет народа, признание того, что народ является основным источником власти, а государственная власть носит представительный характер; - реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Гражданское общество является самоорганизующейся и саморазвивающейся системой, в которой преобладают горизонтальные (невластные) связи и отношения. Все названные выше условия демократизации общества тесно взаимосвязаны и существуют как единая система отношений. Наглядным примером такой (форсировнной) попытки демократизации является Россия 90-х гг. XX в. Итоги этой демократизации весьма трагичны[6] . Современное общество возникает в ХVIII – ХХ веках. В нем индивид автономен, превалирует рациональная организация, высокий уровень развития науки и техники, высокая социальная мобильность населения. Первичная модернизация произошла в З.Европе и США, начавшись с религиозной реформации и Просвещения, после преобразования духовной сферы произошли изменения в экономике и социальной структуре, созрело гражданское общество и установилась новая политическая система (парламентаризм, принцип разделения властей на три ветви, складывание партийных систем). В странах вторичной модернизации (Россия, Латинская Америка) эта естественная логика развития событий нарушена. В современной России царит коррупция, слабая легитимность власти, низкая эффективность государственного управления, нет настоящей рыночной экономики и только складывается гражданское общество. Но существуют уже многопартийность, парламентаризм, президентство, Конституционный суд, альтернативные выборы. То есть модернизация идет, но идет «вдогонку»[7] . Подтверждение действительной эффективности основных демократических институтов является наиболее трудной проблемой, как в теоретическом, так и в практическом плане. Это относится, прежде всего, к России с ее малым опытом функционирования институтов демократии, но, разумеется, не только к ней: не менее остро эта проблема стоит в странах Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, включая такие крупные государства, как Китай, Пакистан, Индонезия, Иран.[8] Таблица 1 – Сравнительная характеристика трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективисткой и плюралистической
Для Демократического режима характерны следующие признаки: 1) Принятием «либеральных ценностей» закреплением их в законодательство и их соблюдение и охране. 2) Отдельно выступает теория индивидуализма – признание личности как высшей ценности. (человек - общество – государство); 3) Основой является гражданское общество, построенное на основах самоорганизации, способное ограничить власть; 4) Диспозитивность - что прямо не запрещено законом, то разрешено, в основе лежит свобода определения. Задача демократического режима заключается в обеспечении гарантий выполнения перечисленных признаков. Гарантии выражаются в обязанности государства защищать права и свободы граждан, используя механизм принуждения. Позволить гражданину самостоятельно защитить свои права и свободы, у каждого гражданина в демократическом государстве есть гарантированная возможность получить судебную защиту (в том числе и от действий государственных органов), неотъемлемость прав и свобод так же является важной гарантией. В I разделе контрольной работы мы дали определение многогранному понятию «демократия», выделили основные признаки демократического режима, рассмотрели теории демократии: прямой демократии, либеральной демократии, коллективистской демократии, плебисцитарной демократии, плюралистической демократии, элитарной демократии, партиципаторной демократии. Для каждой из них выделили характерные черты. Во II разделе мы рассмотрели демократизацию как главную тенденцую современного политического развития, изучили условия эффективности демократии, В III разделе мы указали на критерии различия трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективисткой и плюралистической. Список использованных источников 1. Зарубежные страны. Выпуск 1: 1998-2003 гг. / Авт.-сост. Бердичевский Л. М.-Запорожье: Премьер, 2003.- 624с. 2. Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. — 240 с. 3. Нигматуллина И.В., Семенова А.Н. Политология. Учебное пособие для студентов ВЗФЭИ. Издательство «Башкирского территориального института профессиональных бухгалтеров» – Уфа, 2002. – 129 с. 4. Политология: Учеб. Пособие / Н. И. Азаров, Г. С. Адрияш, Т. В. Бакулина / Под ред. Кретова Б. И.- М.: Высш. Шк., 2001.-303с. 5. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. И сост. Ю. И. Аверьянов.- М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.- 431с. 6. Политология: Учебное пособие. / Сост.: Бирюков С.В., Ивлев С.В., Батурина Т.В., Мельниченко Е.В. – Томский межвузовский центр дистанционного образования – Томск, 2004. – 228 с. 7. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов.- 4-е изд., перераб. И доп.- М.: Аспект Пресс, 2002.- 477с. 8. Скакун О. Ф. - Теория государства и права: Учебник. Харьков: Консум; Ун-т внутренних дел, 2000. - 704 с. 9. Хозин Г. Какими быть международным отношениям в XXI веке? // Международная жизнь.- 2002.-№2 10. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М. РОССПЭН. 2003. 11. http://www.ecsocman.edu.ru:8100/db/msg/71608.html - Глобализация и проблемы развития демократических институтов в России. // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна: ООО «Феникс+», 2001 В.И.Пантин [1] Социально-политические науки. 2002. № 6. [2] Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М. РОССПЭН. 2003. С .26-32 [3] Нигматуллина И.В., Семенова А.Н. Политология. Учебное пособие для студентов ВЗФЭИ. Издательство «Башкирского территориального института профессиональных бухгалтеров» – Уфа, 2002. – 129 с. С. 115 [4] Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. — 240 с. С. 133 [5] Нигматуллина И.В., Семенова А.Н. Политология. Учебное пособие для студентов ВЗФЭИ. Издательство «Башкирского территориального института профессиональных бухгалтеров» – Уфа, 2002. – 129 с. С. 115 [6] Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. — 240 с. С. 133-134 [7] Нигматуллина И.В., Семенова А.Н. Политология. Учебное пособие для студентов ВЗФЭИ. Издательство «Башкирского территориального института профессиональных бухгалтеров» – Уфа, 2002. – 129 с. С. 117-118 [8] http://www.ecsocman.edu.ru:8100/db/msg/71608.html - Глобализация и проблемы развития демократических институтов в России. // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна: ООО «Феникс+», 2001 В.И.Пантин |